Маркова а к развитие речи у ребенка

Маркова а к развитие речи у ребенка thumbnail

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, мак).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, полов-ник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Маркова а к развитие речи у ребенка

Нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории:

3 года: воспроизведение слов, состоящих:

– из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

– из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

– из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:

-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);

-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капу-ста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телеви-зор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство…)

Ребенок должен уметь:

– назвать предметные картинки;

– повторить слова за взрослым;

– ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

 Маркова а к развитие речи у ребенка

Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.

1. Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, кали-на, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, за-бота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

3. Односложные слова из закрытого слова:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пи-лот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, фи-нал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, ок-но, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, леп-ка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, как-тус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, сол-дат, павлин, пальто, бульон, пастух,

Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

блюдо, блины, слоны, стена,

Плавать, глотать, стучать

Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

7. Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, ба-рабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин пеликан, пирожок, самолет, ледокол,

8. Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апель-син, виноград, охотник, маятник, кофейник.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, мор-ковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

Читайте также:  Развитие ребенка 7 лет упражнения видео

Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

зна – зно – зну – зны гна – гно – гну – гны кля – клё – клю – кли тля – тлё – тлю – тли нта – нто – нту – нты ста – сто – сту – сты дна – дно – дну – дны фта – фто–фту – фтыи т.д.

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

13. Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

Вам будет интересно:

1.Логопедические игры со звуками и слогами.

2.Запуск речи ребёнка в 1-2 года.

3.Запуск речи ребёнка в 2-3 года.

4. Развитие мышления у детей с ОНР.

Источник

В последние годы, к сожалению, увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Развитие связной речи – одна из ведущих задач, решаемых в дошкольном образовательном учреждении. Повышение уровня развития речи детей является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, ребенок может аргументировать свои суждения. Высокий уровень развития речи является необходимым условием для написания изложений и сочинений.

Известно, что огромную помощь в развитии речи детей могут оказывать театрализованные игры. Это один из эффективных способов воздействия на ребенка в формировании диалогической, эмоционально-насыщенной речи. В игре дети лучше усваивают содержание произведения, логику, последовательность событий, их развитие. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, напев, пантомимика, жесты, поза, модуляция голоса).

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Также театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость, дружба). Театральная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, учит замечать свои и чужие промахи.

Особое внимание я уделяю содержанию предметно-пространственной среды в детском саду, обеспечивающей театрализованную деятельность. В группе имеется несколько видов нетрадиционных театров: на прищепках, на дисках, на ложках. Все фигурки театра можно использовать для придумывания фантазийных сказок и рассказов.

Для развития речи и творческих способностей детей в специально организованной деятельности и повседневной жизни в группе использую артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; уменьшить статичность (напряжённость) артикуляционных органов; подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Положительный результат в развитии речи детей также дают: чистоговорки, скороговорки, пластические этюды (изобразить жестами, телом какое-либо животное), мимические этюды (мимикой лица изобразить настроение), упражнения на воображение, упражнения на напряжение и расслабление мышц, упражнения на имитацию движений животных, упражнения на активизацию словарного запаса, упражнения на интонационную выразительность речи (тихо-громко; ласково-грубо; грустно-весело и т.д.), упражнения на речевое дыхание («От берега к берегу» – дети выдувают кораблик от одного берега бассейна к другому), игры со словами и без слов (крокодил: водящий мимикой, жестами изображает предмет, играющие угадывают), хороводные игры, подвижные игры с героями, инсценировки сказок, потешек, стихов, показ театральных представлений, логопедические пятиминутки.

Известно, что в головном мозге центры, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики, находятся рядом и непосредственно влияют друг на друга. Именно поэтому для развития речи необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Если мелкая моторика развита в норме, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Чтобы помочь ребенку совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. В нашей группе имеется логоцентр, который систематически пополняется различными атрибутами. В «центре» имеются игрушки-массажёры, ручные эспандеры, шарики Су-Джок, прищепки, ветрячки, коктельные трубочки, воздушные шарики, семена, орехи, семечки для выкладывания, теннисные мячики и т.д.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи: её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе.

Литература

1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

2. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.

Читайте также:  Игра как средство развития коммуникативных способностей ребенка

3. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. – М.: Аркти, 2001.

4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1 – С. 18-28.

Автор: 

Маркова Татьяна Александровна – воспитатель МБОУ «Начальная школа – детский сад № 44», г. Белгород.

Источник

Статья:

Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции.

Раннее детство охватывает возраст от одного до 3 лет. По мнению Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная, ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение (как импрессивная, так и экспрессивная речь), зарождается самооценка. Уже в кризисе первого года жизни складываются основные противоречия, приводящие ребенка на новые этапы развития:

1) автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования; она понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой;

2) манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами;

3) становление ходьбы не как самостоятельного движения, а как средства достижения других целей.

По мнению Г.М. Ляминой, в раннем детстве существуют такие новообразования, как речь, предметная деятельность, а также создаются предпосылки для развития личности. Ребенок начинает отделять себя от других предметов, выделяться из окружающих его людей, что приводит к начальных форм самосознания. В раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорное развитие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания (18).

М.И. Лисина отмечает, что психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности. В период раннего детства развиваются две стороны общения: общение со взрослым и общение со сверстниками. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец и другие. В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и ранний возраст (от 12 до 36 месяцев).

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин показали важность раннего возраста в развитии речи, считая его сензитивным периодом для формирования звукопроизношения, словаря, грамматической стороны речи. Л.С. Выготский отмечал, что в раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка.

По мнению Д.Б. Эльконина, в раннем детстве отмечается бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. К трем годам ребенок начинает говорить о себе в третьем лице, формируется чувство «Я», отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Особенности поведения ребенка в этот период зависят от отношения к нему взрослых. Этот этап развития называют кризисом 3 лет (первый возрастной кризис). Психологическим новообразованием является обособление себя от окружающих, что имеет большое значение для личностного развития ребенка. Развитие ребенка раннего возраста происходит только в условиях взаимодействия со взрослыми [5].

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания. В связи с этим проблема предупреждения отклонений в развитии речи, выявление детей с нарушениями речи является актуальной проблемой современной науки (О.Е. Громова, К.Л. Печора, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева и др.).

Поскольку отклонения в развитии речи детей раннего возраста в дальнейшем могут повлиять на становление словарного запаса и грамматического строя, необходимо коррекционное воздействие для предупреждения вторичных нарушений. Для этого необходимо комплексное логопедическое обследование. Методики изучения речи в раннем возрасте рассматриваются в работах О.Е. Громовой, К.Л. Печоры, Г.В. Чиркиной, Е.В. Шереметьевой.

О.Е. Громова для диагностики речи детей раннего возраста разработала опросник для родителей. Адресуя этот опросник родителям ребенка раннего возраста, специалисту (логопеду или воспитателю) следует помнить, что наиболее значимыми показателями являются: количественный и качественный состав пассивного словарного запаса ребенка; процентное соотношение между первыми словами и объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп; наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, однозначно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями (прагматический фактор); частотность ситуации, в которой это слово следует употреблять [1].

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 4 г всеволожска

Г.В. Чиркина отмечает, что логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом отличается от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, т.к. мы имеем дело с формирующейся функцией в ее сензитивном периоде становления. В зависимости от того, какие факторы являются ведущими в механизме возникновения отклонений в речевом развитии, формулируется и логопедическое заключение [3].

К.Л. Печора предлагает свою методику диагностики нервно-психического развития ребенка 2-3 лет. Автор выделяет нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития [2].

Е.В. Шереметьева разработала модель психоречевого развития ребенка раннего возраста, которая охватывает пять стадий психоречевого развития ребенка. Каждая стадия включает в себя: психофизиологическую готовность ребенка к овладению речью; когнитивный компонент, который опосредованно показывает специалистам качество внешнесредового воздействия семьи; предъязыковые и языковые средства общения ребенка с близкими взрослыми [4].

Сводная характеристика всех выше рассмотренных методик представлена в таблице.

Методики изучения предпосылок нарушения речи у детей раннего дошкольного возраста

Автор методики

Цель методики

Параметры методики

Критерии методики

Г.В. Чиркина

Определить уровень речевого развития детей раннего возраста

Строение и функционирование органов артикуляции, артикуляционный праксис (после 1 г. 6 мес), слуховое внимание к неречевым и речевым сигналам, понимание речи, объем пассивного и активного словаря

Неосложненная задержка; задержка речевого развития; грубая задержка речевого развития

О.Е. Громова

Определить уровень сформированности устной речи: звукопроизношения, лексико-грамматического строя, определить уровень начального детского лексикона: норма, задержка речевого развития, дети группы риска

Звуковой строй и слоговая структура;

лексико-грамматический строй речи

Соотнесение результатов с возрастными нормативами

К.Л. Печора

Определить уровень речевого развития ребенка: нормальное, развитие с опережением, задержанное развитие (задержка темпов развития и собственно задержка развития)

Понимание речи

Активная речь

Соотнесение результатов с возрастными нормативами

Е.В. Шереметьева

Определить уровень психоречевого развития ребенка раннего возраста

Двигательные предпосылки артикуляции, фонематическое восприятие, интонацион-но-ритмическое развитие

Оценка в баллах, определение типа отклонения

Таким образом, методики изучения речи в раннем возрасте рассматриваются в работах О.Е. Громовой, К.Л. Печоры, Г.В. Чиркиной, Е.В. Шереметьевой. При проведении обследования ребенка основной целью логопеда является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи. Для этого проводится диагностика речевых и неречевых процессов. Обязательным условием диагностики речевого развития ребенка является его параллельное обследование у детского психолога. Только на основе всестороннего анализа основных показателей развития ребенка раннего возраста логопед сможет адекватно оценить индивидуальные речевые проблемы в развитии детской речи.

В настоящее время для формирования речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью недостаточно разработано методик, в основном в логопедии представлены методики коррекции речи у детей дошкольного возраста. В работе с детьми раннего возраста можно использовать: модифицированные приемы преодоления общего недоразвития речи (ОНР, I уровень) Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, С.А. Мироновой, Т.Б. Филичевой, специальные упражнения, направленные на развитие предпосылок фонематического восприятия и устранения выраженных нарушений звуко-слоговой структуры Г.В. Чиркиной и А.К. Марковой; методические рекомендации по воспитанию фразовой речи у детей-алаликов, разработанные В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуном, В.К. Воробьевой, Е.Ф. Соботович; методические разработки по проведению занятий с детьми раннего возраста по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью В.В. Гербовой, С.Н. Теплюк, В.А. Петровой; авторские методике по работе с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии (О.Е. Громова, Е.В. Шереметьева).

В настоящее для формирования речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью недостаточно разработано методик, в основном в логопедии представлены методики коррекции речи у детей дошкольного возраста.

В работе с детьми раннего возраста можно использовать:

– модифицированные приемы преодоления общего недоразвития речи (ОНР, I уровень) Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, С.А. Мироновой, Т.Б. Филичевой,

– специальные упражнения, направленные на развитие предпосылок фонематического восприятия и устранения выраженных нарушений звуко-слоговой структуры Г.В. Чиркиной и А.К. Марковой;

– методические рекомендации по воспитанию фразовой речи у детей-алаликов, разработанные В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуном, В.К. Воробьевой, Е.Ф. Соботович;

– методические разработки по проведению занятий с детьми раннего возраста по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью В.В. Гербовой, С.Н. Теплюк, В.А. Петровой;

– авторские методике по работе с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии (О.Е. Громова, Е.В. Шереметьева);

– методики Н.А. Зайцева, М. Монтессори.

Таким образом, в работе с детьми раннего возраста необходимо использование специальных диагностических и коррекционных методик по выявлению и преодолению нарушений речевого развития.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник