Марцинковская диагностика психического развития ребенка

Стр. 72
2. Показатели воспитательной стратегии родителей (лиц их замещающих).
3. Показатели сформированности и активизации (актуализации) родительской позиции (негативной, позитивной).
4. Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности родителей ребенка (лиц их заменяющих).
Рассмотрим специфические и неспецифические характеристики развития ребенка относительно психических процессов, методов и средств их диагностирования (табл. 1 и 2). Специфичность характеристик определяется наличием конкретного методического средства, направленного на диагностику того или иного показателя психического развития. Неспецифичность соответствует обобщенным диагностическим средствам (наблюдение) или совокупности методических средств (диагностическое обследование в целом). Так, характеристика «овладения зрительным синтезом» является специфическим показателем методики «Перцептивное моделирование», направленной на диагностику наглядно-образного мышления. А характеристика «упорядоченности и целенаправленности действий» является неспецифическим косвенным показателем методик «Пиктограмма», «Корректурная проба», направленных на опосредованное запоминание (в первом случае) и на устойчивость внимания (во втором случае). Вариантом получения диагностического материала по показателю «организация деятельности» (упорядоченности и целенаправленности действий) может являться специально организованное наблюдение жизнедеятельности детей.
Таблица 1
Специфические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста
Показатель (характеристика) | Направленность | Методические средства (методики, тесты) |
1 | 2 | 3 |
Развитие перцептивных действий Овладение сенсорными эталонами (формы, цвета, величины и др.) Сформированность пространственных отношений (операции сериации) Объединение элементов в целостный образ | Восприятие | «Коробочка форм», «Вкладыши», «Пирамидка», «Мисочки», «Конструирование по образцу», «Включение в ряд», «Эталоны», «Разрезные картинки», «Перцептивное моделирование» |
Ориентировка в предметных действиях Способы ориентировки | Наглядно- действенное мышление | «Коробочка форм», «Мисочки», «Пирамидка», «Матрешка» |
Развитие модельных действий (моделирование) Анализ образца Образная форма мыслительной деятельности (образное кодирование) Овладение зрительным синтезом Развитие ориентировочных действий | Наглядно- образное мышление | «Рыбка», «Разрезные картинки», «Пиктограмма», «Перцептивное моделирование», «Рисунок человека», «Схематизация», «Недостающие детали» |
Овладение действиями обобщения и классификации (простые логические отношения) Овладение действием систематизации (сложные логические отношения) Знаковая форма мыслительной деятельности (знаковое кодирование) | Логическое мышление | «Классификация по заданному принципу», «Свободная классификация», «Самое непохожее», «Систематизация», «Пиктограмма», «Исключение четвертого» |
Отражение логической последовательности в речевой форме Установление причинно-следственных связей Развитие последовательного (логического) рассуждения | Словесно- логическое мышление | «Дополнение фраз», «Последовательность картинок» |
Развитие связного рассказывания Объем активного словаря Логопедические дефекты | Активная речь | «Вопросы по картинкам», CAT (Child Apperception Test — Детский апперцептивный тест), «Последовательность картинок» |
Сформированность игровых действий: замещение и манипуляция принятие и удержание роли Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета) | Игра в контексте мышления и воображения | «Свободная игра», «Игровая комната», наблюдение за игровой деятельностью (игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, предметно-манипуляционные) |
Образная и вербальная креативность Беглость, гибкость, оригинальность | Творческое воображение | «Дорисовывание фигур», «Рисунок несуществующего животного», «Три желания», «Назови картинку», «Что может быть одновременно» |
Овладение координацией движений Общая двигательная активность Разработанность пальцевой и кистевой техники Наличие ведущей руки (позиции) | Крупная и мелкая моторика | «Играв мяч», «Повтори за мной», «Бирюльки», свободные движения (походка, бег), свободный рисунок |
Преобладающий тип внимания Объем и устойчивость внимания | Внимание | «Найди такую же», «Коррективная проба» (детский вариант) |
Социальный статус Конфликтность Коммуникативные предпочтения Семейные и партнерские взаимоотношения Формы и средства общения | Общение | «Два дома», «Рисунок семьи», «Игровая комната», «Дополнение фраз», CAT, «Рисунок человека», «Социометрия» |
Самооценка и уровень притязаний Ценностные ориентации Устойчивость, направленность и осознанность мотивов Потребность в самоактуализации Личностные черты и качества Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные) | Личность | «Лесенка», «Семь карточек», «Эмоциональное лото», CAT, «Рисунок человека», «Дополнение фраз», «Три желания», тест Розенцвейга (детский вариант), «Пиктограмма» |
Механическое запоминание Опосредованное запоминание | Произвольная память | «10 предметов», «10 слов», «Пиктограмма» |
Таблица 2
Источник
ДЕТСКАЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ
психология
Серия PSYCHOLOGIAUNIVERSALIS
основана издательством «Гардарики»
в 2000 году
ДЕТСКАЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ
психология
под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям
Москва
ГАРДАРИКИ
2004
УДК 159.922.7(075.8) ББК88.8 Д38
Р е ц е н з е н т ы
доктор психологических наук, член-корреспондент РАО И.В. Дубровина, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев
Коллектив авторов:
доктор психологических наук, профессор Т.Д. Марцинковская — гл. 1, 3; кандидат психологических наук, доцент Е.И. Изотова — гл. 2, 4; кандидат психологических наук, профессор Т.Н. Счастная — гл. 5; кандидат психологических наук ЕЛ. Калягина,
доктор психологических наук, профессор Е.О. Смирнова — гл. 6
Детская практическая психология: Учебник / Под ред.
Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2004. — 255 с. ISBN 5-8297-0038-7
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения рассматриваются история детской практической психологии, организация психологической службы в детском дошкольном учреждении, особенности психического развития детей дошкольного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диагностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Психология», «Педагогика», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Специальная дошкольная педагогика и психология». Представляет интерес для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.
УДК 159.922.7(075.8) ББК88.8
ISBN 5-8297-0038-7
©«Гардарики», 2004
©Коллектив авторов, 2004
Оглавление
Предисловие………………………………………………………………………………………. | 7 | |
Глава 1. История детской практической психологии……………………………. | 8 | |
1.1. Становление детской практической психологии | ||
и педологии……………………………………………………………………. | 8 | |
1.2. Становление детской практической психологии | ||
в России……………………………………………………………………….. | 17 | |
1.3. Развитие практической психологии и педологии | ||
в 20-30-е гг…………………………………………………………………… | 24 | |
Вопросы и задания………………………………………………………………. | 35 | |
Глава 2. Организация психологической службы в детском до- | ||
школьном учреждении……………………………………………………………………… | 37 | |
2.1. Психологический кабинет…………………………………………….. | 37 | |
2.2. Психологический инструментарий……………………………….. | 41 | |
2.3 | Нормативная документация детского практичес- | |
кого психолога………………………………………………………………. | 45 | |
2.4. Специальная документация………………………………………….. | 45 | |
2.5. | Организационно-методическая документация…………….. | 51 |
Вопросы и задания………………………………………………………………. | 56 | |
Глава 3. Особенности психического развития детей дошколь- | ||
ного возраста……………………………………………………………………………………. | 58 | |
3.1. Психические особенности детей в период ново- | ||
рожденности и младенчества………………………………………… | 58 | |
3.2 Психические особенности детей раннего воз- | ||
раста…………………………………………………………………………….. | 65 | |
3.3.Особенности психического развития в дошколь- | ||
ном возрасте…………………………………………………………………. | 70 |
5
3.4. Общие подходы к диагностике психического раз- | |
вития детей…………………………………………………………………. | 82 |
Вопросы и задания……………………………………………………………… | 85 |
Глава 4. Направления профессиональной деятельности прак- | |
тического психолога в условиях детского дошкольного учреж- | |
дения ……………………………………………………………………………………………… | 86 |
2. 1. Психодиагностика………………………………………………………… | 86 |
4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклоне- | |
ний и нарушений в развитии ребенка……………………………… | 101 |
4.3. Психологическое консультирование и просвеще- | |
ние……………………………………………………………………………….. | 107 |
4.4.Психологическое обеспечение педагогического | |
процесса……………………………………………………………………….. | 111 |
Вопросы и задания……………………………………………………………. | 119 |
Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие | |
детей в первые годы жизни……………………………………………………………. | 123 |
5.1. Терминология…………………………………………………………. | 124 |
5.2. Особенности депривации психического разви- | |
тия в младенчестве……………………………………………………….. | 125 |
5.3. Особенности депривации психического разви- | |
тия в раннем возрасте…………………………………………………… | 130 |
5.4. Особенности депривации психического разви- | |
тия в дошкольном возрасте……………………………………………… | 137 |
Вопросы и задания……………………………………………………………. | 146 |
Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудно- | |
стями в общении…………………………………………………………………………… | 147 |
Вопросы и задания……………………………………………………………. | 161 |
Литература……………………………………………………………………………………. | 162 |
Словарь терминов…………………………………………………………………………. | 168 |
Приложения………………………………………………………………………………….. | 173 |
Предисловие
Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога.
Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности практического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями, показываются способы включения полученных при диагностике материалов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последствий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии познавательных процессов и общения детей.
Вконце каждой главы читателям предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал.
Вкнигу включен список литературы и словарь терминов. В приложениях приводятся образцы документации практического психолога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми — наборы методик для разного возраста, способы их применения и интерпретации полученных данных, а также образцы проведения диагностики, коррекционных занятий, бесед с родителями.
Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.
История детской практической психологии
Глава1
1.1. Становление детской практической психологии и педологии
Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX — начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался несколько лет. По возвращении в США он обратился к проблемам детской психологии, непосредственно связанным с практическими проблемами школьной жизни. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 г. под его редакцией начал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 г. — «Журнал педагогической психологии», посвященный тем же проблемам, что и журнал, который был создан Мейнаном.
Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребенка. В своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики молодых людей. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как подростки представляют окружающий мир.
8
Вскоре их содержание расширилось, появились специальные анкеты для подростков, учителей и родителей. Отвечая на вопросы, молодые люди должны были рассказать не только о своих знаниях, представлении о мире или отношении к другим людям, но и о своих переживаниях, в частности о своих моральных и религиозных чувствах, ранних воспоминаниях, о своих радостях и опасениях. Полученные ответы статистически обрабатывались, что помогало составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов. Материалы, полученные в результате исследования Холла, позволили составить комплексную характеристику подростков, проанализировать их проблемы как с точки зрения взрослых, так и с их собственных позиций. Эти данные легли в основу книг «Юность» (1904) и «Проблемы воспитания» (1911).
Холл был также основателем педологии — комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов — психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.
Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины XX в. Популярность педологии объяснялась главным образом ее ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Именно эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле. Фактически, именно педология в том виде, как ее рассматривал Холл, является предтечей современной детской практической психологии.
Одной из основных целей педологии, по мнению Холла, была разработка рекомендаций для родителей и учителей по обучению и
9
воспитанию ребенка. Исходя из своей теории рекапитуляции, он доказывал, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения. С его точки зрения прохождение каждой онтогенетической стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал и механизм, который помогает переходу от одной стадии к другой. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, переход от одной стадии к другой осуществляется с помощью игры, которая служит специфическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.
Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания практической детской психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов исследования детей, а психология еще не наработала эти методы. Однако со временем на первый план вышла именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х гг. нашего века, педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. Популярность педологии привела к развитию массового педологического движения не только в Америке, но и в Европе, где ее инициаторами стали такие известные ученые, как Э. Мейман, Д. Селли, В. Штерн, Э. Клапаред и др.
Работы Д. Селли «Очерки по психологии детства» (1895) и «Педагогическая психология» (1894—1915) способствовали проникновению психологических идей в учебные заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов с детьми. Его труды имели большое значение для развития практической детской психологии и педологии, поскольку Селли изучал, какие ассоциации и в каком порядке появляются в процессе психического развития детей. Его исследования показали, что первыми ассоциациями являются ассоциации по сходству, затем постепенно у детей формируются образы предметов, основанные на ассоциациях по смежности, а в конце второго года жизни возникают ассоциации по
10
Источник