Марцинковская диагностика психического развития ребенка

Марцинковская диагностика психического развития ребенка thumbnail

Стр. 72

2. Показатели воспитательной стратегии родителей (лиц их замещающих).

3. Показатели сформированности и активизации (актуализации) родительской позиции (негативной, позитивной).

4. Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности родителей ребенка (лиц их заменяющих).

Рассмотрим специфические и неспецифические характеристики развития ребенка относительно психических процессов, методов и средств их диагностирования (табл. 1 и 2). Специфичность характеристик определяется наличием конкретного методического средства, направленного на диагностику того или иного показателя психического развития. Неспецифичность соответствует обобщенным диагностическим средствам (наблюдение) или совокупности методических средств (диагностическое обследование в целом). Так, характеристика «овладения зрительным синтезом» является специфическим показателем методики «Перцептивное моделирование», направленной на диагностику наглядно-образного мышления. А характеристика «упорядоченности и целенаправленности действий» является неспецифическим косвенным показателем методик «Пиктограмма», «Корректурная проба», направленных на опосредованное запоминание (в первом случае) и на устойчивость внимания (во втором случае). Вариантом получения диагностического материала по показателю «организация деятельности» (упорядоченности и целенаправленности действий) может являться специально организованное наблюдение жизнедеятельности детей.

Таблица 1

Специфические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста

Показатель
(характеристика)
НаправленностьМетодические средства (методики, тесты)
1
 
2
 
3
 
Развитие перцептивных действий
Овладение сенсорными эталонами (формы, цвета, величины и др.)
Сформированность пространственных отношений (операции сериации)
Объединение элементов в целостный образ
Восприятие
 
«Коробочка форм»,
«Вкладыши»,
«Пирамидка»,
«Мисочки»,
«Конструирование по образцу»,
«Включение в ряд»,
«Эталоны»,
«Разрезные картинки»,
«Перцептивное моделирование»
Ориентировка в предметных действиях
Способы ориентировки
Наглядно-
действенное
мышление
«Коробочка форм»,
«Мисочки»,
«Пирамидка»,
«Матрешка»
Развитие модельных действий (моделирование)
Анализ образца
Образная форма мыслительной деятельности (образное кодирование)
Овладение зрительным синтезом
Развитие ориентировочных действий
Наглядно-
образное
мышление
 
«Рыбка»,
«Разрезные картинки»,
«Пиктограмма»,
«Перцептивное моделирование», «Рисунок человека»,
«Схематизация»,
«Недостающие детали»
 
Овладение действиями обобщения и классификации (простые логические отношения)
Овладение действием систематизации (сложные логические отношения)
Знаковая форма мыслительной деятельности (знаковое кодирование)
Логическое
мышление
 
«Классификация по заданному
принципу»,
«Свободная классификация»,
«Самое непохожее»,
«Систематизация»,
«Пиктограмма»,
«Исключение четвертого»
 
Отражение логической последовательности в речевой форме
Установление причинно-следственных связей
Развитие последовательного (логического) рассуждения
Словесно-
логическое
мышление
 
«Дополнение фраз»,
«Последовательность
картинок»
 
Развитие связного рассказывания
Объем активного словаря
Логопедические дефекты
Активная речь
 
«Вопросы по картинкам»,
CAT (Child Apperception Test — Детский апперцептивный тест),
«Последовательность картинок»
Сформированность игровых
действий:
замещение и манипуляция
принятие и удержание роли
Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета)
Игра в контексте мышления
и воображения
 
«Свободная игра»,
«Игровая комната», наблюдение за игровой деятельностью
(игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, предметно-манипуляционные)
Образная и вербальная креативность
Беглость, гибкость, оригинальность
Творческое воображение«Дорисовывание фигур», «Рисунок несуществующего животного»,
«Три желания»,
«Назови картинку»,
«Что может быть одновременно»
Овладение координацией движений
Общая двигательная активность
Разработанность пальцевой и кистевой техники
Наличие ведущей руки (позиции)
Крупная и мелкая моторика
 
«Играв мяч»,
«Повтори за мной»,
«Бирюльки»,
свободные движения (походка, бег), свободный рисунок
 
Преобладающий тип внимания
Объем и устойчивость внимания
Внимание
 
«Найди такую же», «Коррективная проба»
(детский вариант)
 
Социальный статус
Конфликтность
Коммуникативные предпочтения
Семейные и партнерские взаимоотношения
Формы и средства общения
Общение«Два дома»,
«Рисунок семьи»,
«Игровая комната», «Дополнение фраз»,
CAT,
«Рисунок человека», «Социометрия»
Самооценка и уровень притязаний
Ценностные ориентации
Устойчивость, направленность и осознанность мотивов
Потребность в самоактуализации
Личностные черты и качества
Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные)
Личность«Лесенка»,
«Семь карточек», «Эмоциональное лото»,
CAT,
«Рисунок человека», «Дополнение фраз»,
«Три желания»,
тест Розенцвейга
(детский вариант),
«Пиктограмма»
Механическое запоминание
Опосредованное запоминание
Произвольная память«10 предметов»,
«10 слов»,
«Пиктограмма»

Таблица 2

Источник

Марцинковская диагностика психического развития ребенка

ДЕТСКАЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ

психология

Марцинковская диагностика психического развития ребенка

Серия PSYCHOLOGIAUNIVERSALIS

основана издательством «Гардарики»

в 2000 году

Марцинковская диагностика психического развития ребенка

ДЕТСКАЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ

психология

под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям

Москва

ГАРДАРИКИ

2004

УДК 159.922.7(075.8) ББК88.8 Д38

Р е ц е н з е н т ы

доктор психологических наук, член-корреспондент РАО И.В. Дубровина, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев

Коллектив авторов:

доктор психологических наук, профессор Т.Д. Марцинковская — гл. 1, 3; кандидат психологических наук, доцент Е.И. Изотова — гл. 2, 4; кандидат психологических наук, профессор Т.Н. Счастная — гл. 5; кандидат психологических наук ЕЛ. Калягина,

доктор психологических наук, профессор Е.О. Смирнова — гл. 6

Детская практическая психология: Учебник / Под ред.

Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2004. — 255 с. ISBN 5-8297-0038-7

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения рассматриваются история детской практической психологии, организация психологической службы в детском дошкольном учреждении, особенности психического развития детей дошкольного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диагностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Психология», «Педагогика», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Специальная дошкольная педагогика и психология». Представляет интерес для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.

УДК 159.922.7(075.8) ББК88.8

ISBN 5-8297-0038-7

©«Гардарики», 2004

©Коллектив авторов, 2004

Оглавление

Предисловие……………………………………………………………………………………….

7

Глава 1. История детской практической психологии…………………………….

8

1.1. Становление детской практической психологии

и педологии…………………………………………………………………….

8

1.2. Становление детской практической психологии

в России………………………………………………………………………..

17

1.3. Развитие практической психологии и педологии

в 20-30-е гг……………………………………………………………………

24

Вопросы и задания……………………………………………………………….

35

Глава 2. Организация психологической службы в детском до-

школьном учреждении………………………………………………………………………

37

2.1. Психологический кабинет……………………………………………..

37

2.2. Психологический инструментарий………………………………..

41

2.3

Нормативная документация детского практичес-

кого психолога……………………………………………………………….

45

2.4. Специальная документация…………………………………………..

45

2.5.

Организационно-методическая документация……………..

51

Вопросы и задания……………………………………………………………….

56

Глава 3. Особенности психического развития детей дошколь-

ного возраста…………………………………………………………………………………….

58

3.1. Психические особенности детей в период ново-

рожденности и младенчества…………………………………………

58

3.2 Психические особенности детей раннего воз-

раста……………………………………………………………………………..

65

3.3.Особенности психического развития в дошколь-

ном возрасте………………………………………………………………….

70

5

3.4. Общие подходы к диагностике психического раз-

вития детей………………………………………………………………….

82

Вопросы и задания………………………………………………………………

85

Глава 4. Направления профессиональной деятельности прак-

тического психолога в условиях детского дошкольного учреж-

дения ………………………………………………………………………………………………

86

2. 1. Психодиагностика…………………………………………………………

86

4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклоне-

ний и нарушений в развитии ребенка………………………………

101

4.3. Психологическое консультирование и просвеще-

ние………………………………………………………………………………..

107

4.4.Психологическое обеспечение педагогического

процесса………………………………………………………………………..

111

Вопросы и задания…………………………………………………………….

119

Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие

детей в первые годы жизни…………………………………………………………….

123

5.1. Терминология………………………………………………………….

124

5.2. Особенности депривации психического разви-

тия в младенчестве………………………………………………………..

125

5.3. Особенности депривации психического разви-

тия в раннем возрасте……………………………………………………

130

5.4. Особенности депривации психического разви-

тия в дошкольном возрасте………………………………………………

137

Вопросы и задания…………………………………………………………….

146

Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудно-

стями в общении……………………………………………………………………………

147

Вопросы и задания…………………………………………………………….

161

Литература…………………………………………………………………………………….

162

Словарь терминов………………………………………………………………………….

168

Приложения…………………………………………………………………………………..

173

Предисловие

Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога.

Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности практического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями, показываются способы включения полученных при диагностике материалов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последствий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии познавательных процессов и общения детей.

Вконце каждой главы читателям предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал.

Вкнигу включен список литературы и словарь терминов. В приложениях приводятся образцы документации практического психолога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми — наборы методик для разного возраста, способы их применения и интерпретации полученных данных, а также образцы проведения диагностики, коррекционных занятий, бесед с родителями.

Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.

История детской практической психологии

Глава1

1.1. Становление детской практической психологии и педологии

Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX — начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался несколько лет. По возвращении в США он обратился к проблемам детской психологии, непосредственно связанным с практическими проблемами школьной жизни. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 г. под его редакцией начал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 г. — «Журнал педагогической психологии», посвященный тем же проблемам, что и журнал, который был создан Мейнаном.

Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребенка. В своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики молодых людей. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как подростки представляют окружающий мир.

8

Вскоре их содержание расширилось, появились специальные анкеты для подростков, учителей и родителей. Отвечая на вопросы, молодые люди должны были рассказать не только о своих знаниях, представлении о мире или отношении к другим людям, но и о своих переживаниях, в частности о своих моральных и религиозных чувствах, ранних воспоминаниях, о своих радостях и опасениях. Полученные ответы статистически обрабатывались, что помогало составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов. Материалы, полученные в результате исследования Холла, позволили составить комплексную характеристику подростков, проанализировать их проблемы как с точки зрения взрослых, так и с их собственных позиций. Эти данные легли в основу книг «Юность» (1904) и «Проблемы воспитания» (1911).

Холл был также основателем педологии — комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов — психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины XX в. Популярность педологии объяснялась главным образом ее ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Именно эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле. Фактически, именно педология в том виде, как ее рассматривал Холл, является предтечей современной детской практической психологии.

Одной из основных целей педологии, по мнению Холла, была разработка рекомендаций для родителей и учителей по обучению и

9

воспитанию ребенка. Исходя из своей теории рекапитуляции, он доказывал, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения. С его точки зрения прохождение каждой онтогенетической стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал и механизм, который помогает переходу от одной стадии к другой. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, переход от одной стадии к другой осуществляется с помощью игры, которая служит специфическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания практической детской психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов исследования детей, а психология еще не наработала эти методы. Однако со временем на первый план вышла именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х гг. нашего века, педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. Популярность педологии привела к развитию массового педологического движения не только в Америке, но и в Европе, где ее инициаторами стали такие известные ученые, как Э. Мейман, Д. Селли, В. Штерн, Э. Клапаред и др.

Работы Д. Селли «Очерки по психологии детства» (1895) и «Педагогическая психология» (1894—1915) способствовали проникновению психологических идей в учебные заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов с детьми. Его труды имели большое значение для развития практической детской психологии и педологии, поскольку Селли изучал, какие ассоциации и в каком порядке появляются в процессе психического развития детей. Его исследования показали, что первыми ассоциациями являются ассоциации по сходству, затем постепенно у детей формируются образы предметов, основанные на ассоциациях по смежности, а в конце второго года жизни возникают ассоциации по

10

Источник