Мамайчук психологическая помощь ребенку с психической задержкой развития

Стр. 157

У подавляющего большинства детей с ДЦП наблюдается задержка психического развития, что проявляется в замедленном темпе формирования познавательных процессов и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Для них характерно недоразвитие предпосылок мышления, а именно: внимания, памяти, пространственного гнозиса.

Для удобства анализа структуры нарушения познавательной деятельности у детей с ДЦП в сочетании с задержкой психического развития целесообразно выделить три ее основных блока: мотивационный, операционнорегуляторный и блок контроля (Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990).

Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. На занятиях должно соблюдаться единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.

Таблица 6 Направления и задачи психологической коррекции детей с ДЦП в сочетании с задержкой психического развития

Наименование и содержание блока
 
Психокоррекционные задачи и приемы
 
Формы ДЦП
Мотивационный. Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия Формирование познавательных мотивов:
–   создание проблемных учебных ситуаций;
–   стимулирование активности ребенка на занятии;
–   анализ типа семейного воспитания (при доминантном типе снижается познавательная активность у ребенка).
Приемы:
–   создание игровых учебных ситуаций;
–   дидактические и развивающие игры
Задержанное развитие у детей с двигательными нарушениями, обусловленное социальнопедагогическойзапущенностью
Операционно-регуляторный. Неумение планировать свою деятельность по времени исодержанию Обучение ребенка планированию деятельности во времени.
Предварительная организация ориентировки в задании.
Предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности.
Все формы ДЦП в сочетании с ЗПР церебральноорганического генезиса
Блок контроля. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы Обучение контролю по результатам деятельности.
Обучение контролю по способу деятельности.
Обучение контролю по ходу выполнения деятельности.
Приемы:
–   дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;
–   обучение конструированию и рисованию по моделям
Задержанное развитие у детей с ДЦП

Очень важна при психокоррекции детей с церебральным параличом работа с родителям. Перед психологом стоит задача смягчить тот эмоциональный дискомфорт, который испытывают родители в связи с тяжелой болезнью ребенка. Сформировать у родителей положительные установки на активную помощь ребенку и найти адекватный стиль семейного воспитания детей с ДЦП. В диссертационном исследовании С. Чавес Веги, проведенном под нашим руководством, было выявлено, что родители детей с ДЦП склонны к неадекватной оценке их психических и физических возможностей. Преобладающим стилем воспитания больных детей является потворствующая гиперпротекция, что в значительной степени снижает самостоятельность детей, негативно отражается на их коммуникативных и эмоциональноволевых качествах. Наблюдается также воспитательная неуверенность у родителей, проекция на ребенке своих детских положительных качеств и недостатков. В процессе работы с родителями необходимо формировать у них адекватные представления о личности и психофизических возможностях больного ребенка. Правильно организованная система психокоррекционных воздействий (групповая дискуссия, индивидуальная беседа, анализ конфликтных ситуаций и проч.) способствует позитивной перестройке отношений родителей к больному ребенку, гармонизирует семейные отношения в целом, помогает редукции их негативных переживаний. Опыт нашей работы показал целесообразность организации родительских ассоциаций и клубов с целью взаимной поддержки родителей тяжелобольных детей. Необходима также психотерапевтическая работа с родителями, особенно с отцами. Важным является включение родителей в процесс психологопедагогической реабилитации ребенка.

Источник

В данном научно – практическом пособии подробно анализируются теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям. Описываются особенности детей с задержкой психического развития, и приводится комплекс коррекционно- развивающих упражнений для занятий с детьми с задержкой психического развития.

Читайте также:  Усть каменогорск центр развития ребенка

Книга будет полезна психологам, родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми.

Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

В книге рассматриваются проблемы нарушений психического развития у детей и основные направления и методы психологической помощи. На основе многолетнего опыта научно – практической работы автор анализирует психологические закономерности нарушений нервно – психологического развития у детей, раскрывает специфику психологического консультирования, психологической коррекции, психологической поддержки и других видов психологической помощи детям с проблемами в развитии. Предлагаются оригинальные психо – коррекционные техники для детей с различными формами и степенью тяжести нарушений в психическом развитии.

Книга будет полезна не только психологам, работающим в области клинической и возрастной психологии, но и родителям, педагогам – дефектологам, социальным работникам и другим специалистам.

Нартова – Бочавер С. К., Кислица Г. К., Потапова А. В. Семейный психолог отвечает. – М.: Генезис, 2004. – 310 с.

Популярное издание, посвященное наиболее актуальным проблемам детской и семейной психологии, построено в форме вопросов и ответов. Рассматриваются психологические трудности, вызванные естественным развитием ребенка и семьи в целом, нормативными кризисами, экстремальными ситуациями и индивидуальными особенностями людей. Книга адресована широкому кругу читателей – родителям, практическим психологам, студентам, получающим психологическое образование.

Юрченко, О. Вся правда о лжи, или Что нужно знать родителям юных обманщиков? – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 160 с.

Что делать, если ваш ребенок вас обманывает?

Читать мораль? Ругать? Надеяться, что само пройдет?

Нет! Нужно в первую очередь понять, что стоит за неправдой, сказанной ребенком: безобидная фантазия, страх родительского наказания, угрозы со стороны сверстников или тонкая манипуляция? Лишь узнав и устранив настоящую причину лжи, мы сможем жить в правде, любви и мире со своими детьми.

Эта книга дает нам инструменты для работы с детским обманом. В ней собраны сказки, стихи, рассказы, в которых тем или иным образом затрагивается проблема лжи. Чтение этих рассказов и работа с ними (ответы на вопросы, проигрывание ситуаций и т.д.) поможет нам навсегда избавиться от проблемы детской лжи.

Богачкина Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость./ Р.Н. Сиренко, Н.А. Богачкина; худож. П.В. Зарослов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 224 с.

Работа с застенчивыми детьми постоянно остается актуальной. Научить ребенка властвовать над эмоциями, почувствовать себя уверенно поможет родителям, воспитателям, учителям эта книга.

В книгу включены тесты, игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей.

Интернет ресурсы

https://www.solnet.ee/

Детский развлекательно-познавательный портал «Солнышко». Для детей – развлечения (игры, мультфильмы, сказки, раскраски) и полезные материалы. Для родителей и педагогов, ищущих информацию в интернете, – масса стишков и загадок, собранных по темам. Пословицы, сценарии к детским праздникам.

https://lukoshko.net/

Лукошко сказок. Сайт предлагает сказки, стихи и рассказы для детей.

https://www.raskraska.ru/

Раскраска. Интернет-студия Александра Бабушкина. Здесь можно найти для малыша любой рисунок для раскраски и распечатать его в черно-белом варианте, чтобы ребенок мог раскрасить выбранную картинку. Все раскраски предоставляются бесплатно.

https://www.detstvo.ru/

Детство. Сайт для детей, пап и мам. На сайте имеется электронная детская библиотека, кулинарная книга, песни и сказки. Кроме того, можно прослушать он-лайн программы детского радио.

https://www.danilova.ru/

Раннее развитие детей. На сайте представлены публикации по раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Раннее обучение математике. Простая и удобная поисковая система.

https://ranneerazvitie.narod.ru/almanah/

Альманах «Раннее развитие». Сайт создан родителями, объединенными одним устремлением – максимально развить данные ребенка не в одной какой-либо области, а воспитать гармоничного человека.

Главная

«Дошколенок». Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку «100 развивающих и обучающих игр для детей».

Читайте также:  Рекомендации для родителей по развитию навыков общения ребенка

https://talant.spb.ru/

Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения, создаваемый психологами, журналистами и педагогами и содержащий различные материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития детей.

https://doshkolnik.ru/

Дошкольник. Этот сайт – для семьи, для отцов, матерей и детей. Сайт о том. Как воспитывать ребенка, как научиться находить с ним общий язык.

https://wunderkinder.narod.ru/

Вундеркиндер. На сайте выложены материалы, необходимые для обучения и развития малышей. Материалы представлены в виде компьютерных презентаций (слайдов), которые можно распечатать на бумаге, а также занимательных Fash-мультиков и игр.

https://tanja-k.chat.ru/

Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды).

https://ivalex.vistcom.ru/

Все для детского сада. На сайте представлены методические разработки; консультации для воспитателей по конкретным вопросам; примеры организации занятий с детьми; материалы по основам безопасности; нормативная документация; коллекция обучающих игр, сказок, песенок, стихов; материалы по вопросам здоровья малышей.

https://kinder.ru

Сайт «Интернет для детей», каталог детских ресурсов

https://child-cat.ru

Разные детские ресурсы интернета

https://1001skazka.com

Сайт, посвященный детям

https://detgazeta.ru

Сайт – «Детская газета»: блог, форум, головоломки, анекдоты, мультики, раскраски

https://playroom.com.ru

Детская «игровая комната»: песни, стихи, игры…

https://skazochki.narod.ru

Сайт для детей «Детский мир»: загадки, песенки, мультфильмы, детеныши животных

https://teremoc.ru

Детский развлекательный сайт «Теремок»

https://myltik.ru

Детский сайт «Все о мультиках»

https://children.kulichki.net

Юмор для детей

https://teenkids.ru

Сайт для детей

https://koshki-mishki.ru

Детский развлекательно-развивающий сайт

https://ladushki.ru

Сайт для малышей и малышек

https://beautiful-all.nm.ru

Симпатичный Flash-котенок, который следит глазами за мышью и играет с ней

https://potomy.ru

Сайт специально для маленьких почемучек

https://babybooks.narod.ru

Познавательный сайт для маленьких детей, где можно не только увидеть не только изображение домашних животных, но и послушать, как они говорят

https://kindergarden.ykt.ru

Кроссворды и викторины, все интересное детям

https://imama.ru

Картинки для раскрашивания

https://sofa.lk.net

Сайт детского радио онлайн

https://deti.fm

Радио для детей

https://etvnet.ca

Интернет-телевидение для детей

https://spas-extreme.ru

Основы безопасного поведения для детей

https://vseskazki.su/narodnie/bashkirskie-skazki.html

Башкирские народные сказки

https://detskieskazki.net

Детские сказки в формате mp3

https://hyaenidae.narod.ru

Русские народные сказки

https://mp3-slovo.ru

Сказки в формате mp3

https://bedtimestory.ru

Аудиосказки для детей

https://comics.ru

Сказки с картинками

https://mults.spb.ru

Лучшие мультики детства бесплатно

https://multiki.arjlover.net

Великолепная подборка мультфильмов

https://disclas.narod.ru

Русский сайт, где предоставлены наиболее популярные классические мультфильмы Диснея

https://multos.ru

Детские мультфильмы бесплатно

https://kinovideo.org

Трансляция детских мультиков онлайн

http:/multikisssr.ru

Советские мультики онлайн

https://classmag.ru

Современный интерактивный журнал для детей младшего и среднего школьного возраста

https://murzilka.org

Онлайн журнал «Мурзилка» для детей от 6 до 12 лет

https://mishutka.com

Детский журнал «Мишутка»

https://kartinki.netslova.ru

Сетевой журнал для малышей

https://baby.com.ua

Развивающие игры для детей

https://games.webrostov.ru

Детские flash-игры

https://absolutist.ru

Коллекции игр детям

https://multgames.onru.ru

Детские игры онлайн

https://dlmusic.ru

Скачать детские песни

https://audioknigidarom.ru

Скачать детские аудиокниги

https://lull.ru

Колыбельные мира

https://music.lib.ru

Музыкальный хостинг детских песен

https://7ya.ru

Самый семейный сайт интернета

https://detstvo.ru

Сайт для детей, мам и пап

https://mirdetok.tomsk.ru

Сайт «Мир деток» для маленьких и их родителей

https://cheburashka.my1.ru

Сайт, созданный специально для детей и их родителей

https://puzkarapuz.ru

Сайт для мам, пап и их детишек

https://toys-house.ru

«Дом игрушек, дом друзей» для детей и их родителей

Читайте также:  Общие характеристики психофизического развития ребенка

https://vkapuste.ru

Все о детях, для детей, полезняшки для детей и родителей

https://naradyge.ru

Сайт как для детей, так и для родителей (радиоспектакли, классические произведения)

https://klepa.ru

Сайт для детей и родителей

https://suhin.narod.ru/

Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина

https://viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

https://edu.1september.ru

Педагогический университет «Первое сентября»

https://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

https://nic-snail.ru

Центр творческих инициатив «Snail»

https://fsu-expert.ru

Сайт общественно-государственной экспертизы учебников

https://unk.future4you.ru

Сайт исследовательских и творческих работ учащихся

https://mon.gov.ru/

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

https://www.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование»

https://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

https://fcior.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

https://portfolioprosto.jimdo.com/

Портфельчик – все о портфолио



Источник

Стр. 96

Особенности психологической помощи детям с поврежденным психическим развитием

Важное место в системе психологической помощи детям с поврежденным развитием занимает психологическая коррекция.

Психологическая коррекция детей с поврежденным развитием направлена на восстановление пораженных или утраченных психических функций, а также на адаптацию ребенка к приобретенному дефекту. Перед началом психокоррекционных воздействий перед психологом стоит задача правильно определить время возникновения дефекта, значимость утраченной функции в общем психическом развитии ребенка, тяжесть нарушения и преморбидные особенности личности. Целесообразно использовать классификацию М. О. Гуревича, отражающую клинические этапы отдаленных последствий поврежденного развития.

Таблица 3 Патопсихологические синдромы детей с поврежденным развитием и основные направления психологической помощи

Степень повреждения Патопсихологические радикалы Направления психологической помощи
Церебрастения Неспособность к умственному напряжению; повышенная утомляемость. Снижение объема памяти в слуховой и зрительной модальностях, трудности концентрации, устойчивости и распределения внимания, нарушение динамики мыслительных процессов. Адаптация детей в целом удовлетворительная (посещают школу), но при усложненных жизненных ситуациях у них могут наблюдаться обострения в виде головокружения, нарушения сна, общего психического тонуса Повышение умственной работоспособности с помощью специальных психотехнических приемов по развитию памяти, внимания, скорости реакций.
Развитие навыков саморегуляции, благодаря психорегулирующим тренировкам. Формирование положительной мотивации на занятие.
Коррекция негативных проявлений
Церебропатия Может проявиться у детей в вялости, общей заторможенности, в апатодинамическом синдроме. Или наоборот, в повышенной возбудимости, двигательной расторможенности. Существенные трудности в обучении. Психопатоподобные реакции. В структуре личности неадекватная самооценка, снижение критики своего состояния Коррекция нарушений поведения.
Повышение социальной активации.
Психокоррекционная работа с родителями
Слабоумие Резкий упадок интеллектуальной деятельности и активности. В структуре личности отмечается выраженное снижение критики своего поведения, нарастание бездеятельности. Тугоподвижность мыслительных операций Организация жизнедеятельности и общения ребенка в семье, в коллективе. Обучение ребенка доступным видам деятельности. Психологическая поддержка родителей

Основным направлением психологической коррекции детей с церебрастеническим синдромом является повышение их умственной работоспособности. Это достигается с помощью специальных психотехнических приемов по развитию памяти, внимания, скорости реакций и др. Занятия можно проводить в групповых и индивидуальных формах в зависимости от возраста ребенка, структуры и тяжести дефекта и его мотивации. Не рекомендуется формировать группу из детей с однородными патопсихологическими синдромами, например повышенная расторможенность. В группе должно быть не более 34 детей. Психокоррекция активации внимания должна проводиться поэтапно на основе развития навыков самоконтроля и на основе процедур переноса сформированных навыков на новые объекты и ситуации (Гальперин, Кабыльницкая, 1974). С помощью метода поэтапного формирования контроля детям предлагается исправление ошибок в их письменных работах, затем в разных заданиях другого рода (тест Бурдона, ошибки в узорах, смысловые несуразности в картинках и рас сказах, различные лабиринты и др.). Основная задача таких занятий — в процессе выполнения заданий привить ребенку самоконтроль, а также превратить сам процесс выполнения заданий в сокращенное, обобщенное и автоматизированное, идеальное действие.

Источник