Мамайчук психологическая помощь ребенку с психической задержкой развития
Стр. 157
У подавляющего большинства детей с ДЦП наблюдается задержка психического развития, что проявляется в замедленном темпе формирования познавательных процессов и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Для них характерно недоразвитие предпосылок мышления, а именно: внимания, памяти, пространственного гнозиса.
Для удобства анализа структуры нарушения познавательной деятельности у детей с ДЦП в сочетании с задержкой психического развития целесообразно выделить три ее основных блока: мотивационный, операционнорегуляторный и блок контроля (Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990).
Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. На занятиях должно соблюдаться единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.
Таблица 6 Направления и задачи психологической коррекции детей с ДЦП в сочетании с задержкой психического развития
Наименование и содержание блока | Психокоррекционные задачи и приемы | Формы ДЦП |
Мотивационный. Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия | Формирование познавательных мотивов: – создание проблемных учебных ситуаций; – стимулирование активности ребенка на занятии; – анализ типа семейного воспитания (при доминантном типе снижается познавательная активность у ребенка). Приемы: – создание игровых учебных ситуаций; – дидактические и развивающие игры | Задержанное развитие у детей с двигательными нарушениями, обусловленное социальнопедагогическойзапущенностью |
Операционно-регуляторный. Неумение планировать свою деятельность по времени исодержанию | Обучение ребенка планированию деятельности во времени. Предварительная организация ориентировки в задании. Предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности. | Все формы ДЦП в сочетании с ЗПР церебральноорганического генезиса |
Блок контроля. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы | Обучение контролю по результатам деятельности. Обучение контролю по способу деятельности. Обучение контролю по ходу выполнения деятельности. Приемы: – дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; – обучение конструированию и рисованию по моделям | Задержанное развитие у детей с ДЦП |
Очень важна при психокоррекции детей с церебральным параличом работа с родителям. Перед психологом стоит задача смягчить тот эмоциональный дискомфорт, который испытывают родители в связи с тяжелой болезнью ребенка. Сформировать у родителей положительные установки на активную помощь ребенку и найти адекватный стиль семейного воспитания детей с ДЦП. В диссертационном исследовании С. Чавес Веги, проведенном под нашим руководством, было выявлено, что родители детей с ДЦП склонны к неадекватной оценке их психических и физических возможностей. Преобладающим стилем воспитания больных детей является потворствующая гиперпротекция, что в значительной степени снижает самостоятельность детей, негативно отражается на их коммуникативных и эмоциональноволевых качествах. Наблюдается также воспитательная неуверенность у родителей, проекция на ребенке своих детских положительных качеств и недостатков. В процессе работы с родителями необходимо формировать у них адекватные представления о личности и психофизических возможностях больного ребенка. Правильно организованная система психокоррекционных воздействий (групповая дискуссия, индивидуальная беседа, анализ конфликтных ситуаций и проч.) способствует позитивной перестройке отношений родителей к больному ребенку, гармонизирует семейные отношения в целом, помогает редукции их негативных переживаний. Опыт нашей работы показал целесообразность организации родительских ассоциаций и клубов с целью взаимной поддержки родителей тяжелобольных детей. Необходима также психотерапевтическая работа с родителями, особенно с отцами. Важным является включение родителей в процесс психологопедагогической реабилитации ребенка.
Источник
В данном научно – практическом пособии подробно анализируются теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям. Описываются особенности детей с задержкой психического развития, и приводится комплекс коррекционно- развивающих упражнений для занятий с детьми с задержкой психического развития.
Книга будет полезна психологам, родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
В книге рассматриваются проблемы нарушений психического развития у детей и основные направления и методы психологической помощи. На основе многолетнего опыта научно – практической работы автор анализирует психологические закономерности нарушений нервно – психологического развития у детей, раскрывает специфику психологического консультирования, психологической коррекции, психологической поддержки и других видов психологической помощи детям с проблемами в развитии. Предлагаются оригинальные психо – коррекционные техники для детей с различными формами и степенью тяжести нарушений в психическом развитии.
Книга будет полезна не только психологам, работающим в области клинической и возрастной психологии, но и родителям, педагогам – дефектологам, социальным работникам и другим специалистам.
Нартова – Бочавер С. К., Кислица Г. К., Потапова А. В. Семейный психолог отвечает. – М.: Генезис, 2004. – 310 с.
Популярное издание, посвященное наиболее актуальным проблемам детской и семейной психологии, построено в форме вопросов и ответов. Рассматриваются психологические трудности, вызванные естественным развитием ребенка и семьи в целом, нормативными кризисами, экстремальными ситуациями и индивидуальными особенностями людей. Книга адресована широкому кругу читателей – родителям, практическим психологам, студентам, получающим психологическое образование.
Юрченко, О. Вся правда о лжи, или Что нужно знать родителям юных обманщиков? – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 160 с.
Что делать, если ваш ребенок вас обманывает?
Читать мораль? Ругать? Надеяться, что само пройдет?
Нет! Нужно в первую очередь понять, что стоит за неправдой, сказанной ребенком: безобидная фантазия, страх родительского наказания, угрозы со стороны сверстников или тонкая манипуляция? Лишь узнав и устранив настоящую причину лжи, мы сможем жить в правде, любви и мире со своими детьми.
Эта книга дает нам инструменты для работы с детским обманом. В ней собраны сказки, стихи, рассказы, в которых тем или иным образом затрагивается проблема лжи. Чтение этих рассказов и работа с ними (ответы на вопросы, проигрывание ситуаций и т.д.) поможет нам навсегда избавиться от проблемы детской лжи.
Богачкина Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость./ Р.Н. Сиренко, Н.А. Богачкина; худож. П.В. Зарослов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 224 с.
Работа с застенчивыми детьми постоянно остается актуальной. Научить ребенка властвовать над эмоциями, почувствовать себя уверенно поможет родителям, воспитателям, учителям эта книга.
В книгу включены тесты, игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей.
Интернет ресурсы
https://www.solnet.ee/
Детский развлекательно-познавательный портал «Солнышко». Для детей – развлечения (игры, мультфильмы, сказки, раскраски) и полезные материалы. Для родителей и педагогов, ищущих информацию в интернете, – масса стишков и загадок, собранных по темам. Пословицы, сценарии к детским праздникам.
https://lukoshko.net/
Лукошко сказок. Сайт предлагает сказки, стихи и рассказы для детей.
https://www.raskraska.ru/
Раскраска. Интернет-студия Александра Бабушкина. Здесь можно найти для малыша любой рисунок для раскраски и распечатать его в черно-белом варианте, чтобы ребенок мог раскрасить выбранную картинку. Все раскраски предоставляются бесплатно.
https://www.detstvo.ru/
Детство. Сайт для детей, пап и мам. На сайте имеется электронная детская библиотека, кулинарная книга, песни и сказки. Кроме того, можно прослушать он-лайн программы детского радио.
https://www.danilova.ru/
Раннее развитие детей. На сайте представлены публикации по раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Раннее обучение математике. Простая и удобная поисковая система.
https://ranneerazvitie.narod.ru/almanah/
Альманах «Раннее развитие». Сайт создан родителями, объединенными одним устремлением – максимально развить данные ребенка не в одной какой-либо области, а воспитать гармоничного человека.
«Дошколенок». Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку «100 развивающих и обучающих игр для детей».
https://talant.spb.ru/
Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения, создаваемый психологами, журналистами и педагогами и содержащий различные материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития детей.
https://doshkolnik.ru/
Дошкольник. Этот сайт – для семьи, для отцов, матерей и детей. Сайт о том. Как воспитывать ребенка, как научиться находить с ним общий язык.
https://wunderkinder.narod.ru/
Вундеркиндер. На сайте выложены материалы, необходимые для обучения и развития малышей. Материалы представлены в виде компьютерных презентаций (слайдов), которые можно распечатать на бумаге, а также занимательных Fash-мультиков и игр.
https://tanja-k.chat.ru/
Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды).
https://ivalex.vistcom.ru/
Все для детского сада. На сайте представлены методические разработки; консультации для воспитателей по конкретным вопросам; примеры организации занятий с детьми; материалы по основам безопасности; нормативная документация; коллекция обучающих игр, сказок, песенок, стихов; материалы по вопросам здоровья малышей.
https://kinder.ru
Сайт «Интернет для детей», каталог детских ресурсов
https://child-cat.ru
Разные детские ресурсы интернета
https://1001skazka.com
Сайт, посвященный детям
https://detgazeta.ru
Сайт – «Детская газета»: блог, форум, головоломки, анекдоты, мультики, раскраски
https://playroom.com.ru
Детская «игровая комната»: песни, стихи, игры…
https://skazochki.narod.ru
Сайт для детей «Детский мир»: загадки, песенки, мультфильмы, детеныши животных
https://teremoc.ru
Детский развлекательный сайт «Теремок»
https://myltik.ru
Детский сайт «Все о мультиках»
https://children.kulichki.net
Юмор для детей
https://teenkids.ru
Сайт для детей
https://koshki-mishki.ru
Детский развлекательно-развивающий сайт
https://ladushki.ru
Сайт для малышей и малышек
https://beautiful-all.nm.ru
Симпатичный Flash-котенок, который следит глазами за мышью и играет с ней
https://potomy.ru
Сайт специально для маленьких почемучек
https://babybooks.narod.ru
Познавательный сайт для маленьких детей, где можно не только увидеть не только изображение домашних животных, но и послушать, как они говорят
https://kindergarden.ykt.ru
Кроссворды и викторины, все интересное детям
https://imama.ru
Картинки для раскрашивания
https://sofa.lk.net
Сайт детского радио онлайн
https://deti.fm
Радио для детей
https://etvnet.ca
Интернет-телевидение для детей
https://spas-extreme.ru
Основы безопасного поведения для детей
https://vseskazki.su/narodnie/bashkirskie-skazki.html
Башкирские народные сказки
https://detskieskazki.net
Детские сказки в формате mp3
https://hyaenidae.narod.ru
Русские народные сказки
https://mp3-slovo.ru
Сказки в формате mp3
https://bedtimestory.ru
Аудиосказки для детей
https://comics.ru
Сказки с картинками
https://mults.spb.ru
Лучшие мультики детства бесплатно
https://multiki.arjlover.net
Великолепная подборка мультфильмов
https://disclas.narod.ru
Русский сайт, где предоставлены наиболее популярные классические мультфильмы Диснея
https://multos.ru
Детские мультфильмы бесплатно
https://kinovideo.org
Трансляция детских мультиков онлайн
http:/multikisssr.ru
Советские мультики онлайн
https://classmag.ru
Современный интерактивный журнал для детей младшего и среднего школьного возраста
https://murzilka.org
Онлайн журнал «Мурзилка» для детей от 6 до 12 лет
https://mishutka.com
Детский журнал «Мишутка»
https://kartinki.netslova.ru
Сетевой журнал для малышей
https://baby.com.ua
Развивающие игры для детей
https://games.webrostov.ru
Детские flash-игры
https://absolutist.ru
Коллекции игр детям
https://multgames.onru.ru
Детские игры онлайн
https://dlmusic.ru
Скачать детские песни
https://audioknigidarom.ru
Скачать детские аудиокниги
https://lull.ru
Колыбельные мира
https://music.lib.ru
Музыкальный хостинг детских песен
https://7ya.ru
Самый семейный сайт интернета
https://detstvo.ru
Сайт для детей, мам и пап
https://mirdetok.tomsk.ru
Сайт «Мир деток» для маленьких и их родителей
https://cheburashka.my1.ru
Сайт, созданный специально для детей и их родителей
https://puzkarapuz.ru
Сайт для мам, пап и их детишек
https://toys-house.ru
«Дом игрушек, дом друзей» для детей и их родителей
https://vkapuste.ru
Все о детях, для детей, полезняшки для детей и родителей
https://naradyge.ru
Сайт как для детей, так и для родителей (радиоспектакли, классические произведения)
https://klepa.ru
Сайт для детей и родителей
https://suhin.narod.ru/
Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина
https://viki.rdf.ru
Детские электронные книги и презентации
https://edu.1september.ru
Педагогический университет «Первое сентября»
https://festival.1september.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
https://nic-snail.ru
Центр творческих инициатив «Snail»
https://fsu-expert.ru
Сайт общественно-государственной экспертизы учебников
https://unk.future4you.ru
Сайт исследовательских и творческих работ учащихся
https://mon.gov.ru/
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
https://www.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование»
https://school-collection.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
https://fcior.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
https://portfolioprosto.jimdo.com/
Портфельчик – все о портфолио
Источник
Стр. 96
Особенности психологической помощи детям с поврежденным психическим развитием
Важное место в системе психологической помощи детям с поврежденным развитием занимает психологическая коррекция.
Психологическая коррекция детей с поврежденным развитием направлена на восстановление пораженных или утраченных психических функций, а также на адаптацию ребенка к приобретенному дефекту. Перед началом психокоррекционных воздействий перед психологом стоит задача правильно определить время возникновения дефекта, значимость утраченной функции в общем психическом развитии ребенка, тяжесть нарушения и преморбидные особенности личности. Целесообразно использовать классификацию М. О. Гуревича, отражающую клинические этапы отдаленных последствий поврежденного развития.
Таблица 3 Патопсихологические синдромы детей с поврежденным развитием и основные направления психологической помощи
Степень повреждения | Патопсихологические радикалы | Направления психологической помощи |
Церебрастения | Неспособность к умственному напряжению; повышенная утомляемость. Снижение объема памяти в слуховой и зрительной модальностях, трудности концентрации, устойчивости и распределения внимания, нарушение динамики мыслительных процессов. Адаптация детей в целом удовлетворительная (посещают школу), но при усложненных жизненных ситуациях у них могут наблюдаться обострения в виде головокружения, нарушения сна, общего психического тонуса | Повышение умственной работоспособности с помощью специальных психотехнических приемов по развитию памяти, внимания, скорости реакций. Развитие навыков саморегуляции, благодаря психорегулирующим тренировкам. Формирование положительной мотивации на занятие. Коррекция негативных проявлений |
Церебропатия | Может проявиться у детей в вялости, общей заторможенности, в апатодинамическом синдроме. Или наоборот, в повышенной возбудимости, двигательной расторможенности. Существенные трудности в обучении. Психопатоподобные реакции. В структуре личности неадекватная самооценка, снижение критики своего состояния | Коррекция нарушений поведения. Повышение социальной активации. Психокоррекционная работа с родителями |
Слабоумие | Резкий упадок интеллектуальной деятельности и активности. В структуре личности отмечается выраженное снижение критики своего поведения, нарастание бездеятельности. Тугоподвижность мыслительных операций | Организация жизнедеятельности и общения ребенка в семье, в коллективе. Обучение ребенка доступным видам деятельности. Психологическая поддержка родителей |
Основным направлением психологической коррекции детей с церебрастеническим синдромом является повышение их умственной работоспособности. Это достигается с помощью специальных психотехнических приемов по развитию памяти, внимания, скорости реакций и др. Занятия можно проводить в групповых и индивидуальных формах в зависимости от возраста ребенка, структуры и тяжести дефекта и его мотивации. Не рекомендуется формировать группу из детей с однородными патопсихологическими синдромами, например повышенная расторможенность. В группе должно быть не более 34 детей. Психокоррекция активации внимания должна проводиться поэтапно на основе развития навыков самоконтроля и на основе процедур переноса сформированных навыков на новые объекты и ситуации (Гальперин, Кабыльницкая, 1974). С помощью метода поэтапного формирования контроля детям предлагается исправление ошибок в их письменных работах, затем в разных заданиях другого рода (тест Бурдона, ошибки в узорах, смысловые несуразности в картинках и рас сказах, различные лабиринты и др.). Основная задача таких занятий — в процессе выполнения заданий привить ребенку самоконтроль, а также превратить сам процесс выполнения заданий в сокращенное, обобщенное и автоматизированное, идеальное действие.
Источник