Мамайчук помощь психолога ребенку с задержкой развития
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
И. И. МАМАИЧУК, М. Н. ИЛЬИНА
ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА РЕБЕНКУ
с задержкой психического развития
Научно-практическое
руководство
РЕЧЬ
Санкт-Петербург 2004
ББК 88.492
М22
Мамайчук И. И., Ильина М. Н.
М22 Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. — СПб.: Речь, 2004. — 352 с.
ВК 5-9268-0308-Х
Вданном научно-практическом пособии подробно анализируются теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям. Описываются особенности детей с задержкой психического развития, и приводится комплекс коррекционно-развивающих упражнений для занятий с детьми с задержкой психического развития.
Книга будет полезна психологам, родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми.
ББК 88.492
I5ВN 5-9268-0308-Х
©МамайчукИ. И., ИльинаМ. Н.,2004
© Издательство «Речь», 2004
© Борозенец П. В. (оформление), 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы
психологической помощи детям……………………………………………………………………….. 5
1.1. История развития психологической помощи детям с проблемами развития 5
1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами
в развитии……………………………………………………………………………………………….. 20
1.3. Психологическое консультирование………………………………………………………….. 24
1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям 33
1.5. Психологическое сопровождение………………………………………………………………. 44
1.6. Психологическая поддержка…………………………………………………………….. .” 48
Глава 2.Клинико-психологические особенности детей с задержкой
психического развития……………………………………………………………………………………. 54
2.1. Клинические характеристики задержки психического развития 54
2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития 63
2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой ЗПР 71
2.4. Психогенная форма задержки психического развития 75
2.5. Клинико-психологические характеристики детей с ЗПР церебрально-органического генеза 81
Глава 3.Возрастные особенности детей с ЗПР (динамика развития, психологи
ческие критерии)……………………………………………………………………………………………. 94
3.1. Возрастная динамика развития детей с ЗПР на первом году жизни 94
3.2. Особенности психичесюго развития детей с ЗПР в преддошкольном юзрасте … 114
3.3. Особенности психического развития детей с ЗПР дошкольного возраста … 131
3.4. Психологические особенности детей с ЗПР младшего школьного возраста 152
Глава 4.Психологическая помощь детям с задержкой психического развития 163
4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни 163
4.2. Основные направления психологической помощи детям преддошколь-
ного возраста и психокоррекционные технологии 182
4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с ЗПР … 204
4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития 271
4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития 301
4.6. Психокоррекционные технологии для детей с ЗПР 330
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………. 337
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………………….. 340
Введение
Задержка психического развития (ЗПР) встречается в детском возрасте достаточно часто. По данным отечественных и зарубежных авторов, она наблюдается у 12-20% детей. В младенческом возрасте задержка в психическом развитии проявляется в замедленном темпе развития сенсомоторных функций, в вялости или, наоборот, в повышенном беспокойстве ребенка. В дошкольном возрасте родители и педагоги нередко обращают внимание на недоразвитие речи у детей, позднее формирование навыков опрятности, самостоятельности. Однако обычно задержка психического развития диагностируется специалистами у детей к окончанию дошкольного возраста или лишь при поступлении в школу. Наиболее наглядно она проявляется у детей в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений об окружающем, в выраженных нарушениях внимания и памяти. Дети плохо успевают в школе, педагоги жалуются на их поведение и слабую интеллектуальную продуктивность. И если к подростковому возрасту задержка психического развития не устранена, она находит отражение в личностной незрелости, в повышенной аффективное и нередко в девиантном поведении.
Проблемой задержки психического развития занимаются многие специалисты: врачи, педагоги-дефектологи, психологи, социальные работники. Однако, несмотря на значительное количество научных работ, посвященных этой проблеме, по-прежнему недостаточно представлены ее психологические аспекты, не раскрыта роль психолога в диагностике, коррекции, сопровождении ребенка с ЗПР.
Что же такое задержка психического развития? Это болезнь или временное отклонение в психическом развитии у ребенка? Как вовремя определить ее у ребенка и своевременно помочь ему и его семье в преодолении проблем в умственном и эмоциональном развитии вследствие ЗПР? На эти вопросы мы попытаемся вам ответить в этой книге, которая может быть полезна не только психологам, но и родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми.
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ,
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Date: 2016-07-18; view: 197; Нарушение авторских прав
Источник
Авторы:
И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Миланич
Издательство:
Эко-Вектор
ISBN: 9785906648495
Год: 2017
В данном учебном пособии рассматриваются теоретико-методологические, методические подходы к психологической помощи детям и подросткам с задержкой психического развития. Авторы используют комплексный клинико-психолого-педагогический подход к анализу задержки психического развития, раскрывают специфику психологической диагностики детей с учетом клинической формы ЗПР и возрастных особенностей. В издании описаны основные направления психологической помощи детям и их родителям с учетом формы, степени тяжести ЗПР, особенностей социальной ситуации развития детей. Особое внимание уделяется проблемам нейропсихологической диагностики и коррекции детей с ЗПР, раскрываются этапы, динамика психологического сопровождения детей и подростков с ЗПР и специфика психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР. В учебном пособии приведены психокоррекционные технологии и техники, используемые при работе с детьми с ЗПР, а также представлены многочисленные клинико-психолого-педагогические примеры диагностики и коррекции детей с различными формами ЗПР. Пособие рекомендуется не только студентам, обучающимся по специальностям клиническая и коррекционная психология, но и специалистам в области возрастной, детской клинической психологии, а также педагогам-дефектологам и родителям детей с ЗПР. Обо всём этом и не только в книге Помощь психолога детям с задержкой психического развития (И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Миланич)
- Эти книги могут быть Вам интересны
- Рецензии (0)
- Написать рецензию
Рецензий на «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым
- Отзывы (0)
- Оставить свой отзыв
Отзывов о «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» пока нет. Оставьте отзыв первым
- Цитаты (0)
- Добавить цитату
Цитат из «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» пока нет. Добавьте цитату первым
- Где купить?
Книгу «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Миланич можно приобрести или скачать:
в 2 магазинах по цене
от 1019
до 1653 руб.
- Объявления
- Разместить объявление
Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!
- Читали (0)
- Хотят прочесть (0)
Интересные посты
Обсуждение в группах
Выбираем автора октября
Осталось несколько сентябрьских дней за которые нам нужно выбрать автора для чтения в октябре. …
Farit
14 часов 29 минут назад
Источник
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
plany_sem_zanyatiy_po_ps_detey_s_ZPR_novye_0.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
183.81 Кб
Скачать
Блинова Л.Н.
Диагностика и коррекция в образовании
детей с задержкой психического развития:
Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
– 136 с.Вильшанская
А.Д. Условия формирования приемов
умственной деятельности у младших
школьников с ЗПР // Дефектология. –
2005. – №2. С. 57-65.Диагностика
и коррекция задержки психического
развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко.
– М.:АРКТИ, 2001. – С. 105-143.Калмыкова З.И.
Особенности генезиса продуктивного
мышления у детей с задержкой психического
развития // Дефектология. – 1978. – № 3.Петрунек
В., Таран Л. Младший школьник: заметки
врачей-психоневрологов. – М.: Знание,
1981. – 93 с.Шамарина
Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности
познавательной деятельности и
эмоциональной сферы младших школьников
с ЗПР: Учебно-методическое пособие. –
М.: Книголюб, 2006. – 208 с.Семинарское
занятие №15
(2 часа)
Тема:
Развитие личности и эмоционально-волевой
сферы детей с ЗПР в младшем школьном
возрасте
План:
Особенности
поведения и эмоционально-волевой сферы
младших школьников с ЗПР.Особенности
формирования самосознания младших
школьников с ЗПР.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:
В чем состоят
аффективные нарушения младших школьников
с ЗПР?Раскройте понятие
произвольной регуляции психической
деятельности и поведения и опишите
особенности нарушения данной регуляции
у детей с ЗПР.Охарактеризуйте
3 группы детей с ЗПР в зависимости от
их психических особенностей и поведения
– уравновешенные, заторможенные и
возбудимые (по наблюдениям Т.А. Власова,
М.С. Певзнер).Дайте
определение самосознания, охарактеризуйте
структуру самосознания, возрастные
особенности его формирования в норме
и при задержанном психическом развитии.
Литература
Асмолов
А. Г. Психология личности. – М., 1990.Белопольская
Н.Л. Психологическая диагностика
личности детей с задержкой психического
развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 148 с.Блинова
Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании
детей с задержкой психического развития:
Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
– 136 с.Власова
Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями
в развитии // Хрестоматия по психологии
/ Под ред. А.В. Петровского. – М.:
Просвещение, 1987.Гарбузов
В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у
детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977.
– С.14-24.Лебединский
В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг
М.М. Эмоциональные нарушения в детском
возрасте и их коррекция. – М., 1985.Основы
специальной психологии.: Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений /
Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.
Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой.
– М.: Издательский центр «Академия»,
2002. – 480 с.Общая психология
/ Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.Психология
детей с задержкой психического развития.
Хрестоматия: Учебное пособие для
студентов факультетов психологии. –
СПб.: Речь, 2004. – С. 210-217, 229-240.Шамарина
Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности
познавательной деятельности и
эмоциональной сферы младших школьников
с ЗПР: Учебно-методическое пособие. –
М.: Книголюб, 2006. – 208 с.Семинарское
занятие №16
(2 часа)
Тема:
Развитие межличностных отношений у
детей с ЗПР в младшем школьном возрасте
План:
Общее
понятие о личности, межличностных
отношениях и общении в психологической
науке.Возрастные
особенности развития личности и
межличностных отношений в младшем
школьном возрасте.Особенности
развития личности детей с ЗПР в младшем
школьном возрасте.Особенности
коммуникативной деятельности и
коммуникативных качеств младших
школьников с ЗПР.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник