Мамайчук помощь психолога ребенку с задержкой психического развития

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ

И. И. МАМАИЧУК, М. Н. ИЛЬИНА

ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА РЕБЕНКУ

с задержкой психического развития

Научно-практическое

руководство

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2004

ББК 88.492

М22

Мамайчук И. И., Ильина М. Н.

М22 Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Науч­но-практическое руководство. — СПб.: Речь, 2004. — 352 с.

ВК 5-9268-0308-Х

Вданном научно-практическом пособии подробно анализируются те­оретические, методологические и методические проблемы психологичес­кой помощи детям. Описываются особенности детей с задержкой психи­ческого развития, и приводится комплекс коррекционно-развивающих упражнений для занятий с детьми с задержкой психического развития.

Книга будет полезна психологам, родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми.

ББК 88.492

I5ВN 5-9268-0308-Х

©МамайчукИ. И., ИльинаМ. Н.,2004

© Издательство «Речь», 2004

© Борозенец П. В. (оформление), 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………………….. 4

Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы
психологической помощи детям……………………………………………………………………….. 5

1.1. История развития психологической помощи детям с проблемами развития 5

1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами

в развитии……………………………………………………………………………………………….. 20

1.3. Психологическое консультирование………………………………………………………….. 24

1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям 33

1.5. Психологическое сопровождение………………………………………………………………. 44

1.6. Психологическая поддержка…………………………………………………………….. .” 48

Глава 2.Клинико-психологические особенности детей с задержкой
психического развития……………………………………………………………………………………. 54

2.1. Клинические характеристики задержки психического развития 54

2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития 63

2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой ЗПР 71

2.4. Психогенная форма задержки психического развития 75

2.5. Клинико-психологические характеристики детей с ЗПР церебрально-органического генеза 81

Глава 3.Возрастные особенности детей с ЗПР (динамика развития, психологи­
ческие критерии)……………………………………………………………………………………………. 94

3.1. Возрастная динамика развития детей с ЗПР на первом году жизни 94

3.2. Особенности психичесюго развития детей с ЗПР в преддошкольном юзрасте … 114

Читайте также:  Развитие ребенка разных возрастных этапах

3.3. Особенности психического развития детей с ЗПР дошкольного возраста … 131

3.4. Психологические особенности детей с ЗПР младшего школьного возраста 152

Глава 4.Психологическая помощь детям с задержкой психического развития 163

4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни 163

4.2. Основные направления психологической помощи детям преддошколь-

ного возраста и психокоррекционные технологии 182

4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с ЗПР … 204

4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школь­ников с задержкой психического развития 271

4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития 301

4.6. Психокоррекционные технологии для детей с ЗПР 330

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………. 337

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………………….. 340

Введение

Задержка психического развития (ЗПР) встречается в детском возрасте достаточно часто. По данным отечественных и зарубежных авторов, она наблюдается у 12-20% детей. В младенческом возрасте задержка в психическом развитии проявляется в замедленном темпе развития сенсомоторных функций, в вялости или, наоборот, в повышенном беспокойстве ребенка. В дошкольном возрасте родители и педагоги нередко обращают внимание на недоразвитие речи у детей, позднее формирование навыков опрятности, самостоятельности. Однако обычно задержка психического развития диагностируется специалистами у детей к окончанию дошкольного возраста или лишь при поступлении в школу. Наиболее наглядно она проявляется у детей в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений об окружающем, в выраженных нарушениях внимания и памяти. Дети плохо успевают в школе, педагоги жалуются на их поведение и слабую интеллектуальную продуктивность. И если к подростковому возрасту задержка психического развития не устранена, она находит отражение в личностной незрелости, в повышенной аффективное и нередко в девиантном поведении.

Проблемой задержки психического развития занимаются многие специалисты: врачи, педагоги-дефектологи, психологи, социальные работники. Однако, несмотря на значительное количество научных работ, посвященных этой проблеме, по-прежнему недостаточно представлены ее психологические аспекты, не раскрыта роль психолога в диагностике, коррекции, сопровождении ребенка с ЗПР.

Читайте также:  Развитие ребенка в год и три месяца отзывы мам

Что же такое задержка психического развития? Это болезнь или временное отклонение в психическом развитии у ребенка? Как вовремя определить ее у ребенка и своевременно помочь ему и его семье в преодолении проблем в умственном и эмоциональном развитии вследствие ЗПР? На эти вопросы мы попытаемся вам ответить в этой книге, которая может быть полезна не только психологам, но и родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми.

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ,

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Date: 2016-07-18; view: 216; Нарушение авторских прав

Источник