Мамайчук помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
И. И. МАМАИЧУК, М. Н. ИЛЬИНА
ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА РЕБЕНКУ
с задержкой психического развития
Научно-практическое
руководство
РЕЧЬ
Санкт-Петербург 2004
ББК 88.492
М22
Мамайчук И. И., Ильина М. Н.
М22 Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. — СПб.: Речь, 2004. — 352 с.
ВК 5-9268-0308-Х
Вданном научно-практическом пособии подробно анализируются теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям. Описываются особенности детей с задержкой психического развития, и приводится комплекс коррекционно-развивающих упражнений для занятий с детьми с задержкой психического развития.
Книга будет полезна психологам, родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми.
ББК 88.492
I5ВN 5-9268-0308-Х
©МамайчукИ. И., ИльинаМ. Н.,2004
© Издательство «Речь», 2004
© Борозенец П. В. (оформление), 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы
психологической помощи детям……………………………………………………………………….. 5
1.1. История развития психологической помощи детям с проблемами развития 5
1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами
в развитии……………………………………………………………………………………………….. 20
1.3. Психологическое консультирование………………………………………………………….. 24
1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям 33
1.5. Психологическое сопровождение………………………………………………………………. 44
1.6. Психологическая поддержка…………………………………………………………….. .” 48
Глава 2.Клинико-психологические особенности детей с задержкой
психического развития……………………………………………………………………………………. 54
2.1. Клинические характеристики задержки психического развития 54
2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития 63
2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой ЗПР 71
2.4. Психогенная форма задержки психического развития 75
2.5. Клинико-психологические характеристики детей с ЗПР церебрально-органического генеза 81
Глава 3.Возрастные особенности детей с ЗПР (динамика развития, психологи
ческие критерии)……………………………………………………………………………………………. 94
3.1. Возрастная динамика развития детей с ЗПР на первом году жизни 94
3.2. Особенности психичесюго развития детей с ЗПР в преддошкольном юзрасте … 114
3.3. Особенности психического развития детей с ЗПР дошкольного возраста … 131
3.4. Психологические особенности детей с ЗПР младшего школьного возраста 152
Глава 4.Психологическая помощь детям с задержкой психического развития 163
4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни 163
4.2. Основные направления психологической помощи детям преддошколь-
ного возраста и психокоррекционные технологии 182
4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с ЗПР … 204
4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития 271
4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития 301
4.6. Психокоррекционные технологии для детей с ЗПР 330
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………. 337
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………………….. 340
Введение
Задержка психического развития (ЗПР) встречается в детском возрасте достаточно часто. По данным отечественных и зарубежных авторов, она наблюдается у 12-20% детей. В младенческом возрасте задержка в психическом развитии проявляется в замедленном темпе развития сенсомоторных функций, в вялости или, наоборот, в повышенном беспокойстве ребенка. В дошкольном возрасте родители и педагоги нередко обращают внимание на недоразвитие речи у детей, позднее формирование навыков опрятности, самостоятельности. Однако обычно задержка психического развития диагностируется специалистами у детей к окончанию дошкольного возраста или лишь при поступлении в школу. Наиболее наглядно она проявляется у детей в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений об окружающем, в выраженных нарушениях внимания и памяти. Дети плохо успевают в школе, педагоги жалуются на их поведение и слабую интеллектуальную продуктивность. И если к подростковому возрасту задержка психического развития не устранена, она находит отражение в личностной незрелости, в повышенной аффективное и нередко в девиантном поведении.
Проблемой задержки психического развития занимаются многие специалисты: врачи, педагоги-дефектологи, психологи, социальные работники. Однако, несмотря на значительное количество научных работ, посвященных этой проблеме, по-прежнему недостаточно представлены ее психологические аспекты, не раскрыта роль психолога в диагностике, коррекции, сопровождении ребенка с ЗПР.
Что же такое задержка психического развития? Это болезнь или временное отклонение в психическом развитии у ребенка? Как вовремя определить ее у ребенка и своевременно помочь ему и его семье в преодолении проблем в умственном и эмоциональном развитии вследствие ЗПР? На эти вопросы мы попытаемся вам ответить в этой книге, которая может быть полезна не только психологам, но и родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми.
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ,
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Date: 2016-07-18; view: 216; Нарушение авторских прав
Источник