Мама и малыш развитие ребенка

В сутках 24 часа. Кучу времени я трачу на укладывание ребенка, его капризы, кормление, одевание, прогулку. Вычитаем сон, свободные игры – в любом случае остается 1-2 часа на организованные занятия. С учетом того, что у меня пока один ребенок, и я в декрете. Если у вас тоже возникает вопрос-чем занять ребенка хотя бы 30 минут в день, то ниже вы найдете примерное расписание занятий на неделю. Сыну 2,1. Но состав игр подходит деткам от года до трех.
Опущу часть про ранний период онтогенеза человека (у меня в целом канал про развитие малышей, основаный на научных данных) и остановлюсь только на том, что в раннем возрасте детям очень важна совместная деятельность со взрослыми. Именно с помощью мамы/папы/няни они познают окружающий мир. А самое главное-познание и развитие происходит при взаимодействии с предметами, то есть о сюжетно-ролевой игре речь пока не идет, она начнется после трех лет.
Это означает, что взрослые должны не только рассказывать обо всем, что происходит вокруг ребенка, но и показывать, как манипулировать предметами. А в целом, в период раннего детства (1-3 года) в ход идут и развивающие игрушки, и чтения/постановка сказок, и творческие игры, а также совместные физические нагрузки. Формула успешного развития=познавательная деятельность + творчество+физическая активность
Я не адепт расписаний, но заметила, что когда у меня нет перед глазами хотя бы примерного плана занятий, я ленюсь. И забываю предлагать малышу важные для его развития игры. Если с готовыми пособиями заниматься легко, то вот обсудить картины художников или провести музыкальное занятие я часто забываю.
Поэтому я повесила на холодильнике такой примерный перечень. Можно выписать игры в столбик, и не расписывать по дням, главное, не забывать хотя бы раз в неделю проводить то или иное занятие. Но, честно скажу – это план максимум, и не всегда удается его выполнить. Особенно когда у нас гости или длительные прогулки.
И, конечно, нужно учитывать настроение и мамы, и ребенка. Я за комфортное материнство, если для хорошего самочувствия мамы лучше посмотреть мультики и выпить чашку кофе, то я за такой план. Спокойная мама-это лучше, чем раздраженная мама, пристающая к ребенку с развивающими занятиями)
????Наш примерный план занятий на неделю????
????Понедельник:
✔️Книги (обязательно читаем Чуковского, так как у Вани пока не все хорошо с речью)
✔️Игры Никитиных (выписала отдельно от развивающих игр, так как они направлены на творческое развитие). У нас «Сложи квадрат» и «Сложи узор»
✔️Занятие по готовым пособиям (перечень наших пособий можно найти в статье)
✔️Занятие с готовыми развивающими игрушками ( настольные игры, у нас «день/ночь», пазлы Larsen, мозаики, конструкторы, развивающие карточки, мои самодельные игры на изучение цветов, форм и прочее)
✔️Подвижные игры (пальчиковые, образно-жестовые игры по типу «Мишка косолапый по лесу идет», зарядка, прыжки, кувырки, занятия на шведской стенке – 1-2 занятия из перечня на выбор)
????Вторник:
✔️Книги
✔️Логопедическое занятие (артикуляционная гимнастика из пособия «Логопедические тесты» Земцовой, дыхательные упражнения, чистоговорки, рассказы по картинкам)
✔️Лепка (лепим или в свободной форме – учимся катать колбаску и шар, или сюжетная игра с вылепленными из пластилина фигруками)
✔️Постановка/рассказ сказки. Я использую или набор деревянных фигурок «Томик», или пальчиковый театр, или образно-жестовый пересказ Репки, Колобка вместе с ребенком на память.
✔️Подвижные игры
✔️Путешествие в картину. Рассматриваем 1-2 репродукции (шедевры великих художников), обсуждаем все, что видим на картине. Подробная статья по этому пункту тут
????Среда:
✔️Рисование (или свободное, или по образцу вместе со мной. В этом возрасте важно научиться рисовать линии, формы. В 2,5 года ребенок может примерно изобразить лицо человека)
✔️Пособия
✔️Развивающие игрушки
✔️Подвижные игры
✔️Музыкальное занятие (прослушивание и обсуждение музыки, «Угадай, что звучит», пение, игра на детских музыкальных инструментах)
????Четверг:
✔️Книги
✔️Логопедическое занятие
✔️Игры Никитиных
✔️Подвижные игры
✔️Путешествие в картину
✔️Сюжетная игра с замещением. Показываю пример новой игры, чтобы затем ребёнок мог играть самостоятельно. Замещение нужно для развития креативности – например, деталь от Lego-пирожное для куклы или стул для зайки.
????Пятница:
✔️Лепка
✔️Рисование
✔️Развивающие игрушки
✔️Подвижные игры
✔️Сказка
????Суббота/воскресенье
✔️Книги, подвижные игры, пособия
Статьи по теме:
–11 занятий для развития интеллекта
–Артикуляционная гимнастика для малышей
–Как говорить с детьми об искусстве (как рассматривать картины, что читать и как ходить в музей)
Если хотите узнать больше о занятиях с малышом и играх – подписывайтесь, задавайте вопросы, о чем рассказать в следующей полезной подборке.
Источник
Цикл игровых сеансов в группе раннего развития «Мама и малыш»
Игровой сеанс №1 «Осень в гости к нам пришла»
( продуктивная деятельность )
Цель : Создать интерес выполнять движение с предметами , развивать чувство ритма музыкального слуха , выполнять имитации движений , развивать художественно эстетический вкус. Знакомить с желтым цветом , учить изображать солнышко, воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в рисовании.
Материал : колокольчик оранжевого цвете и желтого , сенсорная дорожка , пальчиковые краски желтого цвета , шаблоны солнышка.
Использование музыки М.Л.Лазарева «Здравствуй»
1.П Р И В Е Т С Т В И Е
Дети стоят по кругу вместе с мамами
Здравствуй ,солнце золотое!
( руки разводим в стороны как лучики солнышка )
Здравствуй , небо голубое !
( поднимаем руки вверх , прямые и красивые )
Здравствуй , вольный ветерок !
( раскачиваем ручками из стороны в сторону)
Здравствуй маленький дружок !
(родители обнимают своих детей)
2.По традиции детям предлагается позвонить в колокольчик оранжевого цвета и начать игровой сеанс.
3.«Веселая зарядка «исполняет Клоун Плюх»
4. Сегодня мы с вами пойдем в гости к солнышку.
( игра направленная на физическое и сенсорное развитие )
Мы идем в гости к солнышку по сенсорной дорожке.
Посмотрите какая тропинка , птички поют
( дети трогают дорожку руками )
Лягушки квакают , шмели жужжат
Зашагали ножки- топ, топ, топ
Прямо по дорожке – топ, топ, топ
Ну кА веселее – топ, топ, топ.
Продуктивная деятельность рисование
5.«Раскрась солнышко – пальчиками нарисуй ему лучики.
Желтые лучики , желтой краской .
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Едет ,едет солнце в золотой карете
( согните руки . согните кулачки . передвигаем кулачками )
Видит , видит солнце Сверху всех на свете
( поставить ладошку ко лбу )
Солнце утром рано встало
( ладошки скрестить )
Всех детишек приласкала.
(пальцы широко раздвинуть , образуя солнце с лучиками )
Затем предлагается маме вместе с ребенком дорисовать лучики солнышка.
Заключительная часть
Дети и родители стоят в большом кругу
Дружно хлопаем в ладошки раз , два , три ,
Вместе топаем ногами , раз , два , три ,
Солнышко мы рисовали , с солнцем в лучики играли
Заберем его домой
А теперь пора прощаться
Исполнение песни Е.Железновой «Целый час мы занимались»
.По традиции детям предлагается позвонить в колокольчик желтого цвета и всем сказать До свидание !.
Игровой сеанс №2 «Осень в гости к нам пришла»
( продуктивная деятельность )
Цель : Создать интерес выполнять движение с предметами , развивать чувство ритма музыкального слуха , выполнять имитации движений , развивать художественно эстетический вкус. Знакомить с желтым цветом , учить изображать солнышко, воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в рисовании.
Материал : колокольчик оранжевого цвете и желтого , сенсорная дорожка, шаблоны солнышка, прищепки желтого цвета по 10 шт на каждого ребенка , цветная бумага .
Использование музыки М.Л.Лазарева «Здравствуй»
1.П Р И В Е Т С Т В И Е
Дети стоят по кругу вместе с мамами
Здравствуй ,солнце золотое!
( руки разводим в стороны как лучики солнышка )
Здравствуй , небо голубое !
( поднимаем руки вверх , прямые и красивые )
Здравствуй , вольный ветерок !
( раскачиваем ручками из стороны в сторону)
Здравствуй маленький дружок !
(родители обнимают своих детей)
2.По традиции детям предлагается позвонить в колокольчик оранжевого цвета и начать игровой сеанс.
3. .«Веселая зарядка «исполняет Клоун Плюх»
4. Сегодня мы с вами пойдем в гости к солнышку.
( игра направленная на физическое и сенсорное развитие )
Мы идем в гости к солнышку по сенсорной дорожке.
Посмотрите какая тропинка , птички поют
( дети трогают дорожку руками )
Лягушки квакают , шмели жужжат
Зашагали ножки- топ, топ, топ
Прямо по дорожке – топ, топ, топ
Ну кА веселее – топ, топ, топ.
Далее детям предлагается собрать солнышко ( шаблон круг , прищепки желтого цвета на каждого ребенка по 10 штук )
Продуктивная деятельность аппликация.
5.«сделай солнышко – пальчиками приложи к нему лучики.
И вместе с мамой приклей
Желтые лучики , желтые полоски .
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Едет ,едет солнце в золотой карете
( согните руки . согните кулачки . передвигаем кулачками )
Видит , видит солнце Сверху всех на свете
( поставить ладошку ко лбу )
Солнце утром рано встало
( ладошки скрестить )
Всех детишек приласкала.
(пальцы широко раздвинуть , образуя солнце с лучиками )
Затем предлагается маме вместе с ребенком приклеить лучики солнышка.
Заключительная часть
Дети и родители стоят в большом кругу
Дружно хлопаем в ладошки раз , два , три ,
Вместе топаем ногами , раз , два , три ,
с солнцем в лучики играли , заберем его домой
А теперь пора прощаться
Исполнение песни Железновой .Е «Целый час мы занимались»
.По традиции детям предлагается позвонить в колокольчик желтого цвета и всем сказать До свидание !.
Игровой сеанс №3 «Осень в гости к нам пришла»
( продуктивная деятельность )
Цель : Создать интерес выполнять движение с предметами , развивать чувство ритма музыкального слуха , выполнять имитации движений , развивать художественно эстетический вкус. Знакомить с желтым цветом , учить изображать солнышко, воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в рисовании.
Материал : колокольчик оранжевого цвете и желтого , разноцветные осенние листики на каждого ребенка , пальчиковые краски желтого , оранжевого цвета альбомные листы а-3 с нарисованным деревом .
Использование музыки М.Л.Лазарева «Здравствуй»
1.П Р И В Е Т С Т В И Е
Дети стоят по кругу вместе с мамами
Здравствуй ,солнце золотое!
( руки разводим в стороны как лучики солнышка )
Здравствуй , небо голубое !
( поднимаем руки вверх , прямые и красивые )
Здравствуй , вольный ветерок !
( раскачиваем ручками из стороны в сторону)
Здравствуй маленький дружок !
(родители обнимают своих детей)
2.По традиции детям предлагается позвонить в колокольчик оранжевого цвета и начать игровой сеанс.
.«Веселая зарядка «исполняет Клоун Плюх»
Педагог : потанцуем малыши с осенними листочками
( Звучит «Осенняя песня «П.И.Чайковского из цикла Времена года)
Дует , дует ветерок и качается листок
(дети качают над головой листочки)
Листики дубовые , листики кленовые (кружатся)
Мы за листики присели
( приседают на корточках )
Из за листиков смотрели
Листики дубовые листики кленовые
( закрывают лицо листиками и открывают)
Вдруг осенний ветерок
( встают и машут руками в разные стороны)
Хочет вырвать наш листок
Листики дубовые , листики кленовые
( закрывают лицо листиками и открывают)
Мы листочки не дадим
Пригодятся нам самим
Листики дубовые листики кленовые
( прячут руки за спину)
Осень по дорожке бродит не спеша Под ногами осени листики шуршат.
Продуктивная деятельность рисование
Детям вместе с мамой предлагается нарисовать ладошками разноцветные листики
Пальчиковая гимнастика
Раз, два , три . четыре пять
( загибать пальцы начиная с большого)
Будем листья собирать
( сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы . листья рябины,
( загибать пальцы начиная с большого)
Листья тополя , листья клена
Листики дуба мы соберем
С ними мы гулять пойдем!
Далее дети рисуют ладошками листики
Заключительная часть
Дети и родители стоят в большом кругу
Дружно хлопаем в ладошки раз , два , три ,
Вместе топаем ногами , раз , два , три ,
с листиками мы играли , листики мы рисовали , заберем их домой
А теперь пора прощаться
Исполнение песни Е. Железновой «Целый час мы занимались»
.По традиции детям предлагается позвонить в колокольчик желтого цвета и всем сказать До свидание !.
Источник
У вас родился малыш. И когда решены базовые вопросы сна, кормления, многие родители задумываются – что умеет ребенок, и может быть, с ним нужно уже как-то заниматься? Развивать его? У меня, к примеру, были такие вопросы: «что делать с малышом? как с ним проводить время?» – потому как новоиспеченной маме довольно тяжело адаптироваться к новой жизни.
Знаю, что сейчас в моде естественное родительство, и частично его поддерживаю, но все же приведу для примера рекомендации детских психологов и педиатров о развитии новорожденного и ребенка 1-3 месяцев. Малышу важно эмоциональное общение с близкими, но вместе с этим можно организовать несколько полезных занятий.
Исследования показывают, что возможности ребенка раннего возраста велики.
Двухнедельный ребенок уже следит за перемещающимися предметами. В три недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает близкие цвета. По-разному реагирует на грустную и веселую музыку. Поэтому нужно не упустить момент и позволить запустить функционирование органов чувств своевременно.
Как можно заниматься с новорожденным?
- Показывать разнообразные игрушки на настоянии 60-70 см. Источник света должен находиться у новорожденного за головой. Игрушки должны быть на вытянутой руке или на стержне, чтобы ребенок не отвлекался на лицо. Размер игрушек примерно 5-7 см в диаметре.
- Приближаем игрушку к глазам ребёнка на расстояние 20-30 см и постепенно удаляем её на расстояние вытянутой руки. Перемещать игрушку нужно тогда, когда малыш её увидит. Также можно перемещать вправо/влево, возвратить в центр, затем вверх/вниз. Малыш может заметить игрушку только с 3-4-го раза, поэтому не нужно расстраиваться. Надо продолжать заниматься, даже если он не ответил на ваши действия.
- Тренируем слух. Перемещаем не только яркие предметы, но и звучащие-погремушки, колокольчики.
Все эти игры можно проводить с двух недель, и уже к концу месяца можно заметить поисковые движения малыша на звучащую игрушку.
Игрушки менять по цветам нужно каждые 3-4 дня.
Помимо этих упражнений можно включать разнообразную приятную музыку.
Также специалисты рекомендуют проводить легкую гимнастику для запуска адаптивных функций. Сейчас хочу упомянуть наверное самое основное физическое упражнение – выкладывание на живот. Каждый день, чем чаще, тем лучше. Наш неонатолог и педиатр советовал 5 раз, но я знаю от ортопедов, что можно и чаще.
Развитие ребенка от 1 до 3 месяцев
Как и в предыдущем периоде здесь самое главное – качественный эмоциональный контакт. Это важно для будущей самооценки, самостоятельности, уверенности в себе, независимости ребёнка.
Занятия в этом периоде должны быть направлены на движение рук. Надо создать условия для того, чтобы малыш разжал кулачок и выпрямил руку в локтевом суставе. Если в периоде 1-3 месяца помочь ребёнку освоить такие движения- это будет способствовать нормальному развитию общих движений и речи в будущем.
Занятия:
- Усложним упражнение с игрушкой. Подвесить игрушку на высоте 7-10 см от груди ребёнка, привлечь внимание другой, уже знакомой ему игрушкой, на расстоянии 60-70 см. Когда малыш оживится и вскинет ручки-он случайно заденет ближайшую игрушку (или колокольчик). Желательно, чтобы эти игрушки были связаны – и при задевании нижней, верхняя тоже приводилась в движение. Я такой механизм не придумала, можно маме махать верхней игрушкой, когда малыш задевает нижнюю, а можно просто использовать цепь из однотонных погремушек в люльке/коляске.
- Работаем с кулачком. Нужно улыбнуться, погладить ручки малыша с тыльной стороны-ладошки рефлекторно раскроются! В этот момент положить ребёнку в ладошку ленту, привязанную к погремушкам над кроваткой. Затем кулачки естественно закроются, и малыш будет с радостью двигаться и приводить в движение погремушки. Так у него будут развиваться и слух, и зрение.
- Положить ребёнка на живот, поместить перед ним игрушку на расстоянии 80-100 см. Сконцентрировав внимание ребёнка на этой игрушке, допустим, собачке, нужно сказать что-то вроде -вот собачка, она идёт, топ-топ. Малыш будет поворачиваться в ту сторону, в которую мама поворачивает игрушку.
Если ребёнок уже начинает гулить-это большая радость для мамы и папы-обязательно нужно отвечать положительной реакцией на его первые звуки!
В этом периоде также нужно не забывать включать во время бодрствования различную музыку, отдавая предпочтение классике (если родители любят, конечно).
Носить ребёнка на руках вертикально для укрепления мышц шеи, а также продолжать выкладывать малыша на живот. Если ребёнок уже хорошо держит голову, нужно развивать упор ног. Можно брать малыша под мышки в вертикальном положении так, чтобы его ноги касались твёрдой поверхности, но не ставить его. Как только он коснётся стола, тут же поднять его. Позже он начнёт отталкиваться от твёрдой поверхности.
В этом периоде уже можно класть ребёнка на развивающий коврик с дугами и игрушками. Желательно использовать однотонные игрушки и менять их раз в 3-4 дня.
Источник
Эта программа призвана стимулировать развитие детей в первые годы их жизни. В значительной степени ориентирована и на молодых мам.
Преподаватель расскажет об особенностях восприятия и развития детей в этом возрасте, покажет эффективные упражнения и приемы, научит мам точнее интерпретировать реакции ребенка.
Программа развивающих занятий с детьми включает в себя следующие компоненты:
- познавательные игры — память, мышление, внимание;
- развитие кистей рук;
- сенсорика — форма, величина предметов;
- двигательная активность;
- речь — лексика, грамматика, фонетика.
На занятиях в нашем центре дети узнают и закрепят материал в игровой форме. Уроки построены по принципу «от простого к сложному» и позволяют малышам постепенно, без лишней физической и психической нагрузки, осваивать окружающий мир в его многообразии цветов, форм, звуков.
Группы разделены по возрасту. Продолжительность занятия — 45 минут.
Во время занятий преподаватель внимательно следит за эмоциональным и физическим состоянием ребенка, постоянно чередуя виды занятий так, чтобы малыши не скучали и не переутомлялись.
Программа занятий составлена с использованием нескольких методик:
- Валявский, Железнова — двигательная активность, слух;
- Монтессори — развитие моторики, знакомство с понятиями «больше — меньше», знакомство с геометрическими телами и фигурами;
- Зайцев — кубики Зайцева, складовые карточки Зайцева;
- Сесиль Лупан — развитие природных талантов ребенка;
- Никитина — развивающие задания с кубиками.
Программа раннего развития состоит из 3 блоков:
— ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ
Здесь мы учимся собирать-разбирать разные головоломки, пазлы, рамки-вкладыши, тренируя мелкую моторику; разучиваем цвета и учимся их различать; осваиваем базовые понятия пространства и размера (далеко-близко, низко-высоко, большое-маленькое), развиваем внимание и память.
— МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЙ
На этой части занятия малыши осваивают элементы ритмики, двигаются под музыку, разучивают простые запоминающиеся стихи и песенки.
— ТВОРЧЕСКИЙ
Этот блок посвящен развитию тактильных ощущений через знакомство с различными материалами и их свойствами: тестом для моделирования, пластилином, глиной, красками, клеем и другими творческими занятия для малышей.
Детки занимаются вместе с мамами, которые являются помощниками своим маленьким художникам.
Малыши лепят из пластилина, солёного теста, рисуют пальчиками, кисточкой, губкой и даже ватными палочками! А какие детки делают аппликации? Любой взрослый позавидует!
Всё занятие построено интересно и увлекательно, обязательно в игровом сюжете, понятном маленьким карапузам. Для зайки и лисички печётся пирог или собирается корзинка с ягодками и грибочками, к новому году наряжается красавица-ёлка, а весной распускается красивый цветочек!
Результатом занятия всегда является красивая поделка, которую с гордостью можно не только принести домой, но и подарить!
СТОИМОСТЬ:
Абонемент на 8 занятий — 4000 руб. (дети от 9 мес до 3 дет)
Абонемент на 8 занятий — 3200 руб. (дети от 6 мес до 9 мес)
Абонемент «Выходной день» 4 занятия — 2200 руб. (любой возраст)
Источник