Малые фольклорные формы в развитии ребенка
Родионова Вера Анатольевна
Детский фольклор. Малые фольклорные формы
Малые жанры фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения.
Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери фольклорные произведения. Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей. И активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам.
Игры – забавы с маленькими детьми. (“Сорока”, “Ладушки”, “Коза” и другие) Потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторять его действие. Повторяя вместе с взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.
Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями – играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.
Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.
Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т. д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т. д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.
Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.
Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость, между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования).
Баю-баюшки-баю
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.
Вот и люди спят
Вот и звери спят
Птицы спят на веточках,
Лисы на горочках
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке.
Детки все по люлечкам.
Спят – поспят, всему миру спать велят.
А котики серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали,
Сон да дрему собирали
Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.
Уж ты, котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
Я тебе ли то, коту.
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.
Баю-баюшки, баю
Мою милую лю-лю
В няньки я к себе взяла
Ветра, солнце и орла.
Улетел орел домой
Солнце скрылось под горой,
После ветер трех ночей
Вернулся к матушке своей.
Ветра спрашивала мать
Где изволил пропадать?
Волны на море гонял,
Золоты звезды считал?
Я на море волн не гонял,
Золотых звезд не считал
Малых деточек улюлюкивал!
Ой-люли-люди-люли
Прилетели журавли
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги
Они сели на ворота
А ворота скрип-скрип
Не будите мою Ладу
Она спит-спит.
Пестушка — происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, Топ, Топ,
Топ, Топ, Топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, Топ, Топ,
Топ, Топ, Топ.
Травка-муравка
Со сна поднялася.
Птица – синица
За зерно принялася,
Зайки – за капусту,
Мышки – за корку,
Ребятки за молоко.
Потягуси, потягуси,
Пролетали низко гуси,
Потягуси, потягушечки,
Перья мягкие в подушечке,
Эти перья-потягусеньки
Подарили гуси Дусеньке.
Вода текучая,
Под горою баня топится
Кошка моется, торопится.
Там стоят 19 котят,
Все помыться в баньке теплой хотят!
Уходи с дороги кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Вот какая Танечка.
Каждому свое:
Печке – полено,
Корове – сено,
Трава – теленку,
Вода – ягненку,
А тебе, сыночек,
Сахару кусочек.
Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
На кисоньку потягушечки
На деточку порастушечки.
Потешка — это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой — физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу.Самые известные из них: Ладушки,Сорока.
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька)
Попили, поели, ш-у-у-у.
Шуууу! (Домой) Полетели!
На головку сели! (“Ладушки” запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели!
Сорока!
Сорока, сорока!
Где была?
– Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
На порог скакала –
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На крылечко сели.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому не дала:
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печаку не топил,
Кашку не варил…
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает.
Большаку дрова рубить (большой палец).
А тебе воды носить (указательный,
А тебе пёча топить (безымянный,
А малышке песни петь (мизинец)
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Заклички- один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила.
Радуга-дуга,
Перебей дождя –
Опять в ночь
Льет во всю мочь;
Перебей гром,
Не попал бы в дом.
Водичка водичка,
Умой мое личко!
Чтоб глазенки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Буря — Баба Яга,
Иди с моря на луга!
Там лук, чеснок,
Киселя горшок,
Каша масляная,
Ложка крашеная.
Ты поешь, посиди,
А на море не ходи!
Свет-светлячок,
Посвети в кулачок.
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога.
Ягода клюква,
Покажись крупна,
Да подснежная,
Да валежная.
Мы тебя искали,
По кочкам скакали.
Считалки- в детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки — это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка — это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм.
•
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
У сороконожки заболели ножки:
Десять ноют и гудят,
Пять хромают и болят.
Помоги сороконожке
Посчитать больные ножки.
Я маленькая девочка
Я в школу не хожу.
Купите мне сандалики —
Я замуж выхожу!
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
Вышел немец из тумана
Вынул ножик из кармана
Буду резать, буду бить –
С кем останешься дружить?
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить –
Всё равно тебе водить!
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!
Фраза, построенная на сочетании звуков, которая затрудняет произношение слов. Скороговорки еще называют чистоговорками. Очень часто их используют для развития дикции и речи. Скороговорки бывают рифмованными и не рифмованными.
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Роль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило,в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт:
«Висит груша – нельзя скушать».
Загадка может представить собой и простое описание предмета, например,
«Два конца-два кольца, а посередине гвоздик».
Загадка сочетает в себе черты и народной забавы, и испытание на смекалку, и сообразительность.
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
может плавать и нырять,
как его родная мать.
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.
На чужой спине едет,
на своей груз везёт.
«Полная горенка гусей да лебедей»
«Два моря, два горя на крутых
горах на дуге висят»
«Конь бежит – земля дрожит»
Крепка, звонка да отточена.
Кого поцелует, тот и с ног долой.
Дразнилки — это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени.
Дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли именно из прозвищ и кличек. Позднее к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, так и сформировались дразнилки. Сейчас дразнилка может не только связываться с именем,но и высмеивать какие-либо отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость. Впрочем, сохранились и беспричинные дразнилки.
Ванька-встанька карапуз,
Надевай большой картуз.
Каравай съешь хлеба,
Вырастешь до неба!
Володя-Володей –
Полна шапка сухарей.
Сухари горячие,
Три копейки сдачи.
Лешка-лепешка,
Голова с лукошко,
Шапка колышком,
Ноги бревнышком.
Ленчик-пончик,
Съел батончик,
Поросенка и быка,
Выпил кринку молока,
Еще клеть поел хлебов,
Три корзины пирогов.
Наша Паша тоненька,
Как ярова соломинка.
А в лапотки обуется –
Как пузырь надуется.
Николай-басурай,
Полезай на сарай,
Там комарика дерут,
Тебе лапку дадут.
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Чисти картошку,
Ешь понемножку.
Дуня-пышка
На улицу вышла,
На кочку села,
Комарика съела.
Переклички – это стихи, призванные подражать какому-нибудь явлению природы или животному.
Тебе поклон послали.
– Хто?
– Маша.
– Какая Маша?
– Свинья наша!
– Ты пирог съел?
– Нет, не я!
– А вкусный был?
– Очень.
-Тит, а Тит?
– Чево?
-Иди молотить.
-Брюхо болит.
-Ходи кашу есть.
-А где моя большая ложка?
– Куды, Фома, едешь,
Куды погоняешь?
– Сено косить.
– На что тебе сено?
– Коровок кормить.
– На что тебе коровы?
– Молоко доить.
– На что тебе молоко?
– Ребяток поить.
Скажи: двести.
-Двести.
-Голова в, тесте!
-Что лучше: вишня или слива?
– Вишня.
-Пуговица лишня.
Я буду рассказывать,а ты говори: «И я тоже.»
— Ладно.
— Пошли мы в лес.
— И я тоже.
— Вырубили корыто,
— И я тоже.
— Налили помои.
— И я тоже.
— Свиньи стали ись.
— И я тоже.
— А ты разве свинья?
«Чей нос?» –
«Мокеев». –
«Куда едешь?» –
«В Киев». –
«Что везешь?» –
«Рожь». –
«Что возьмешь?» –
«Грош». –
«Что купишь?» – «Калач». –
«С кем съешь?» – «Один (а)». –
«Не ешь один! Не ешь один!»
Небылицы — это короткие песенки или стихи, в которых реальные связи явлений и предметов специально нарушены, смещены. В центре внимания небылицы — какая-нибудь невозможная ситуация, за которой, однако, сообразительный человек угадает правильное положение вещей.
Снег идет! Жара такая! Птицы с юга прилетают! Все вокруг белым-бело – Лето красное пришло!
Лошадь ехала с рогами, Плыл козёл по мостовой, Семимильными шагами Червячок шёл с бородой!
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун!
Ёжик крыльями махал И как бабочка порхал.
Заяц сидя на заборе, Громко-громко хохотал!
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился!
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвостик потеряла. Ваня в лес пошел, Лисий хвост нашел. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила,
Ваню хвост отдать просила.
Вы послушайте, ребята, Моей сказки небогатой
От конька-горбунка и медведя-плясунка: Уж как пестрая свинья на дубу гнездо свила,
Гнездо свила, детей вывела. Шестьдесят поросят по сучочкам сидят. Поросята визжат, полетать хотят, полетели, полетели! Уж как по небу медведь летит,
Медведь летит, головой вертит! А несет-то он коровушку, Черно-пеструю, белохвостую! А коровушка летит да хвостищем-то вертит,знай медведю мычит: – Давай вправо! Давай влево! А теперь вот напрямик!
К общим признакам поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. Поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения.
“Свинья под дубом”
“Не из храброго десятка”
“Ни пава, ни ворона”
“Свистать себе в кулак”
“Отправился к чёрту на кулички”
“Не лезет за словом в карман”
«Свалился как снег на голову».
«Бить баклуши»
«Собака на сене»
“Когда рак на горе свистнет”
“После дождичка в четверг”
“Семь вёрст до небес и всё лесом”
ПОСЛОВИЦА – представляет собой логически законченную фразу или образное афористическое изречение.
«Не красна изба углами — красна пирогами»
«Чем богаты — тем и рады»
«Какова хозяйка — таков и стол»
«Смелый там найдет, где робкий потеряет.»
«Не поклоняясь до земли и грибка не поднимешь»
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Береги нос в большой мороз»
«Под крепкими ногами [дорожные] камни мягкие”
Источник
Чтение художественной литературы. «Малые фольклорные формы».
Программное содержание: продолжать прививать детям любовь к малым фольклорным
формам: песенкам, потешкам, загадкам, скороговоркам, считалочкам, поговоркам и т. д.;
объяснить назначение потешек, загадок, пословиц; учить детей отгадывать загадки,
построенные на описании; формировать у детей выразительность, точность речи;
воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Ход НОД:
I. Оргмомент. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, тема нашего занятия сегодня звучит так: «Малые фольклорные формы». Очень сложное название, давайте все вместе дружно повторим: «Малые фольклорные формы». Все вы спросите: «А что же это?» Давайте вспомним сначала, а что же такое фольклор?
Какие формы устного народного творчества мы знаем?
Ответы детей
А почему они называются народными?
Ответы детей
Малые фольклорные формы это – частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные, небылицы, скороговорки (дать детям возможность самим продолжить ряд).
II.Основной этап занятия.
1.Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня поиграть с дедушкой Молчком.
Дедушка Молчок – невидимка. Он появляется в комнате, когда становится
тихо-тихо. У дедушки Молчка есть шапка. Когда он ее надевает, то становится невидимым.
Он очень добрый, любит детей, и, я думаю, он тоже захочет с вами поиграть. Позовем его?
Чики-чики-чики-чок,
Здравствуй дедушка Молчок.
Приходи к нам, помолчим,
Посидим и погрустим.
Где ты, добрый старичок?
Тишина… Пришел Молчок.
Не спугни его, смотри.
Ничего не говори. Тс-с-с…
Воспитатель: Ребята, дедушка Молчок чтобы вы не скучали потешит вас потешками.
Знаете ли вы, что такое потешки? Это веселые стишки. Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки-потешки. И тогда, когда умывали, купали их,причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русскихнародных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте такие потешки. Воспитатель
подходит к девочке, гладит ее по голове и ласково приговаривает:
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
• Понравилась вам потешка?
• Какие ласковые слова вы заметили?
Затем подходит к мальчику, поглаживает его и приговаривает:
Ой, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазорьевый цветочек,
Сиреневый кусточек.
• А в этой потешке какие ласковые слова вы заметили?
-Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да, любим!
Бабушка: Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить играли так…
Подходит к любому ребенку, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения ( Дети проговаривают потешку вместе с воспитателем):
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая
Глазками хлоп, хлоп
Ножками топ, топ
Кто каши не ест,
Кто молочко не пьет
Забодаю, забодаю.
2. «Считалки» : А для чего они нужны, когда мы их используем?
Дети: В игре, когда выбираем водящего.
Воспитатель: Давайте выбирать.
А теперь давайте выучим новую считалочку:
За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами
Здравствуй, Ванечка- дружок,
Сколько стоит пирожок.
Пирожок- то стоит три,
А водить – то будешь ты.
3.Дети в игре часто ссорятся, и на этот случай есть маленькие стишки, которые так и называются : мирилки.
4. А когда наступала ночь мамы пели своим деткам … Правильно, колыбельные песенки.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа не скули,
Мою Таню не буди.
Темна ноченька- не спится,
Моя Танечка боится
Ты, собачка, не лай,
Мою Таню не пугай.
Уж ты, котя -коток,
Котя, серенький лобок!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Я тебе ли, коту,
за работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Обратили внимание на то, какие в песенках слова?
Добрые, ласковые, тихим голосом надо петь эти колыбельные песенки.
ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ
Первый гном присел и встал, (приседания)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (кружатся направо)
А четвёртый наклонился. (наклоны)
Пятый вправо повернулся, (поворот направо)
А шестой назад прогнулся, (наклон назад)
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)
Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».
5.Ребята, для вас дедушка Молчок приготовил сюрприз. Он предлагает отгадать … загадки.
Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. Дедушка Молчок приготовил для вас свои загадки. Отгадаем?
Загадки:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Дети: Мышка.
Воспитатель : Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?
Ответы детей.
Слушайте следующую загадку:
Мы ребята хваткие,
Себе построим хатки мы.
Спилим ивы и осины
И соорудим плотины
Не зверь, не птица,
в носу спица,
кто его убьет,
тот свою кровь прольет.
На них качусь я быстро,
Уверенно и споро,
И чертят серебристые
На льду они узоры.
В полотняной стране,
По реке простыне,
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать
Воспитатель А кто из вас знает загадки?
(Дети загадывают загадки)
6.Следующая остановка «Мудрые мысли»
Очень интересное название.
Вы не догадываетесь, откуда оно? И что это за мудрые мысли?!
Дети: Это про пословицы и поговорки.
Воспитатель. – Ребята, на каждый случай у нашего народа есть мудрая мысль — пословица или поговорка. Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица. Послушайте сейчас пословицу и скажите, как вы ее понимаете: «Что посеешь, то и пожнешь» (соберешь). Когда так говорят?
(Если дети затрудняются, педагог дает два пояснительных рассказа.)
– Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как: по работе и урожай получил — бедный, маленький. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.
– Жили в одной деревне две хозяйки. Одна приветливая: о чем ее попросят — все сделает, что имеет — всем поделится. Другая же злая да ворчливая, все причитает: то не так, да это не так. Случилась беда — сгорели от пожара их дома. Добрую и приветливую все к себе зовут, все помочь ей спешат, а от жадной злюки отворачиваются. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.
– Вспомните пословицу, близкую по смыслу этой.
(«Как аукнется, так и откликнется».)
– Послушайте поговорку: «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона».
– Как вы думаете, о каком человеке так можно сказать? В каком случае так говорят? (Когда подсмеиваются над крикуном и задирой, которого никто не боится.)
– В поговорке говорится об одном Семене, а подразумеваются все драчуны и задиры. Нужно всегда стараться не только услышать, о чем рассказывается в пословице или поговорке, а думать, чему она учит.
– Подумайте, чему учит пословица «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен»
7. Воспитатель. Давайте, посмотрим какое нам приготовил дедушка Молчок ?
“Скороговорки»
Что подсказывает вам это название?
Скороговорки нужно говорить быстро, четко произносить все звуки.
Пожалуйста, говорите.
1.Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
2 Волк на лужайке- задрожали зайки.
3 На крыше у Шуры жил журавль Жура.
4 Проворонила ворона вороненка.
III.Итог занятия.
А вы знаете, я тут вчера вышла на улицу, а там ….такое творилось, я даже записала, вот послушайте:
В чудной стране
В одной стране,
В чуднОй стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднОй стране…
Ты почему не веришь мне?(И.Токмакова)
Что это я сейчас вам прочитала? Правильно, небылицу.
Вам понравилось наше занятие?
Да и мне тоже понравилось побывать в замечательной стране «Фольклория.»
Давайте вспомним, что такое фольклор, и с какими малыми его формами мы познакомились.
Хочу вам напомнить, что побывать в этой стране нам могут помочь самые разные книги, о чем нам и говорит такая пословица:
«Будешь книги читать – будешь всё знать»
И с этим не поспоришь!
Источник