Максаков развитие правильной речи ребенка в семье читать онлайн

Максаков развитие правильной речи ребенка в семье читать онлайн thumbnail

Александр Иванович Максаков

Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Максаков Анатолий Иванович —

медик, дефектолог, логопед-практик, кандидат педагогических паук, автор работ по развитию речи детей дошкольного возраста, исправлению у них дефектов речи.

От автора

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнес первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребенок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое небо (все это по-научному называется артикуляционный аппарат) приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного и четкого произношения звуков и слов.

Психологи все настойчивее подчеркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование (хотя, конечно, совершенствоваться она будет и в дальнейшем). В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал: «…воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого». Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.

Ребенок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Поэтому, чтобы научиться говорить, он должен прежде всего слышать речь. Малыш слушает обращенные к нему ласковые слова, отвечает улыбкой на улыбку, издает звуки. Пока это только эмоциональное общение, по в нем основы будущей речи. Вот почему речевое общение ребенка и взрослого – необходимое условие возникновения и развития речи малыша.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно.

Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчетливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи – возрастное явление, проходящее со временем. Конечно, если трехлетний малыш не всегда правильно строит предложение, не может последовательно и логично передать содержание прочитанной ему сказки, рассказа, допускает лексико-грамматические ошибки или неправильно произносит некоторые звуки, то ничего страшного в этом нет. Это вполне объяснимо физиологическими (возрастными) особенностями формирования детской речи. Но недопустимо, когда ребенок в пять, шесть и даже в семь лет не может поддержать разговор на знакомую для него тему, связно и понятно для слушателей пересказать сказку, рассказ, когда он неточно пользуется лексическими средствами, допускает грамматические ошибки, неправильно произносит звуки.

От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающими. При своевременном и правильном речевом развитии ребенок обычно не испытывает трудностей в таком общении. Он легко вступает в контакт со взрослыми, активно участвует в играх детей, может четко и ясно излагать свои мысли. Он охотно выступает с чтением стихов перед сверстниками, делится с ними своими переживаниями и впечатлениями.

Дети же, которые нечетко произносят звуки, заменяют одни на другие (особенно если они уже осознали недостатки своей речи), стесняются разговаривать с незнакомыми людьми, выступать с чтением стихотворений, избегают игр, боясь, что другие дети не поймут их или, что еще хуже, будут смеяться над ними. Даже неправильное произнесение одного звука может травмировать ребенка. Пятилетний Вова приходит домой со слезами и жалуется маме: «Мама, а Малинка не хочет со мной иглать. Она говолит, что я длазнюсь и не умею говолить…» Мальчик не произносит звук [р], заменяя его на [л]. А его приятельница чисто произносит все звуки, и ей, по-видимому, не нравится, когда ее называют Малиной, а не Мариной. Если ребенок неправильно произносит звуки и знает об этом, то он старается не употреблять слова с этими звуками, используя при этом другие, порой не всегда удачные, отчего речь становится неточной, а иногда и непонятной для окружающих. Недостатки речи сказываются нередко и на формировании характера ребенка (плохо говорящие дети часто бывают раздражительными, замкнутыми), отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой.

Читайте также:  Проблема раннего развития ребенка реферат

Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносят все звуки уже к 3–4 годам. Другие говорят четко и ясно лишь в 6–7 лет. Даже среди первоклассников встречаются дети, которые неправильно произносят некоторые звуки, говорят слишком быстро или недостаточно отчетливо, пропускают звуки и «проглатывают» окончания слов. Как правило, эти дефекты вскоре сказываются на учебе. Среди второгодников немало детей, плохо усвоивших речь в дошкольном детстве. Все это убеждает: нужно с особым вниманием относиться к речевому развитию ребенка в дошкольные годы.

Задача данной книги – познакомить родителей с особенностями формирования детской речи, со способами ее развития в различные периоды жизни ребенка, а также с некоторыми приемами исправления неправильно произносимых звуков.

Как известно, в речевом общении человек выступает то в качестве говорящего, то в качестве слушателя, поэтому обычно выделяют две стороны речи: активную (произнесение) и пассивную (восприятие и понимание). Произнесение происходит при помощи речевого аппарата, восприятие и понимание устной речи осуществляются в основном слухом. Восприятие и понимание того, что говорят окружающие, развиваются раньше, а пассивный словарь всегда богаче активного. На ранней стадии речевого развития малыш сначала учится понимать обращенную к нему речь и только в дальнейшем при неоднократном произнесении взрослым одних и тех же слов усваивает их, а затем и сам начинает пользоваться ими.

Предлагаемый в книге речевой материал рассчитан на развитие как активной речи, так и пассивной.

С целью активизации и расширения словарного запаса ребенка, формирования грамматической правильности, развития разговорной и связной речи (активной речи) в книге даны разнообразные игры, упражнения с усложнением их на каждом возрастном этапе. В связи с тем что звуковая культура речи, то есть умение правильно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, говорить достаточно громко, не торопясь, выразительно и т. д., должна быть сформирована в основном в дошкольном возрасте (а правильное произношение всех звуков родного языка – даже к 5–6 годам), данный раздел в книге освещен несколько шире но сравнению с другими. Для воспитания звуковой культуры речи кроме игр и упражнений даны скороговорки, считалки, пословицы, загадки, небольшие рассказы, стихи.

Однако среди такого огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки (чистоговорки) могут быть использованы и направлены непосредственно на развитие звуковой стороны речи.

Роль скороговорок как речевого материала велика. «Скороговорки этот удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка»[1].

Скороговорки (чистоговорки) – это, как правило, небольшой но объему речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Они с большим успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшения подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти), для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчетливой и внятной речи (дикции), но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом речи (быстро, умеренно, медленно), для работы над интонационной выразительностью (логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями).

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Читайте также:  Развития восприятия ребенка в раннем возрасте

Источник

Александр Иванович Максаков

Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Максаков Анатолий Иванович —

медик, дефектолог, логопед-практик, кандидат педагогических паук, автор работ по развитию речи детей дошкольного возраста, исправлению у них дефектов речи.

От автора

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнес первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребенок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое небо (все это по-научному называется артикуляционный аппарат) приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного и четкого произношения звуков и слов.

Психологи все настойчивее подчеркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование (хотя, конечно, совершенствоваться она будет и в дальнейшем). В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал: «…воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого». Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.

Ребенок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Поэтому, чтобы научиться говорить, он должен прежде всего слышать речь. Малыш слушает обращенные к нему ласковые слова, отвечает улыбкой на улыбку, издает звуки. Пока это только эмоциональное общение, по в нем основы будущей речи. Вот почему речевое общение ребенка и взрослого – необходимое условие возникновения и развития речи малыша.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно.

Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчетливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи – возрастное явление, проходящее со временем. Конечно, если трехлетний малыш не всегда правильно строит предложение, не может последовательно и логично передать содержание прочитанной ему сказки, рассказа, допускает лексико-грамматические ошибки или неправильно произносит некоторые звуки, то ничего страшного в этом нет. Это вполне объяснимо физиологическими (возрастными) особенностями формирования детской речи. Но недопустимо, когда ребенок в пять, шесть и даже в семь лет не может поддержать разговор на знакомую для него тему, связно и понятно для слушателей пересказать сказку, рассказ, когда он неточно пользуется лексическими средствами, допускает грамматические ошибки, неправильно произносит звуки.

От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающими. При своевременном и правильном речевом развитии ребенок обычно не испытывает трудностей в таком общении. Он легко вступает в контакт со взрослыми, активно участвует в играх детей, может четко и ясно излагать свои мысли. Он охотно выступает с чтением стихов перед сверстниками, делится с ними своими переживаниями и впечатлениями.

Дети же, которые нечетко произносят звуки, заменяют одни на другие (особенно если они уже осознали недостатки своей речи), стесняются разговаривать с незнакомыми людьми, выступать с чтением стихотворений, избегают игр, боясь, что другие дети не поймут их или, что еще хуже, будут смеяться над ними. Даже неправильное произнесение одного звука может травмировать ребенка. Пятилетний Вова приходит домой со слезами и жалуется маме: «Мама, а Малинка не хочет со мной иглать. Она говолит, что я длазнюсь и не умею говолить…» Мальчик не произносит звук [р], заменяя его на [л]. А его приятельница чисто произносит все звуки, и ей, по-видимому, не нравится, когда ее называют Малиной, а не Мариной. Если ребенок неправильно произносит звуки и знает об этом, то он старается не употреблять слова с этими звуками, используя при этом другие, порой не всегда удачные, отчего речь становится неточной, а иногда и непонятной для окружающих. Недостатки речи сказываются нередко и на формировании характера ребенка (плохо говорящие дети часто бывают раздражительными, замкнутыми), отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой.

Читайте также:  Тьютор для ребенка с нарушениями в развитии это

Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносят все звуки уже к 3–4 годам. Другие говорят четко и ясно лишь в 6–7 лет. Даже среди первоклассников встречаются дети, которые неправильно произносят некоторые звуки, говорят слишком быстро или недостаточно отчетливо, пропускают звуки и «проглатывают» окончания слов. Как правило, эти дефекты вскоре сказываются на учебе. Среди второгодников немало детей, плохо усвоивших речь в дошкольном детстве. Все это убеждает: нужно с особым вниманием относиться к речевому развитию ребенка в дошкольные годы.

Задача данной книги – познакомить родителей с особенностями формирования детской речи, со способами ее развития в различные периоды жизни ребенка, а также с некоторыми приемами исправления неправильно произносимых звуков.

Как известно, в речевом общении человек выступает то в качестве говорящего, то в качестве слушателя, поэтому обычно выделяют две стороны речи: активную (произнесение) и пассивную (восприятие и понимание). Произнесение происходит при помощи речевого аппарата, восприятие и понимание устной речи осуществляются в основном слухом. Восприятие и понимание того, что говорят окружающие, развиваются раньше, а пассивный словарь всегда богаче активного. На ранней стадии речевого развития малыш сначала учится понимать обращенную к нему речь и только в дальнейшем при неоднократном произнесении взрослым одних и тех же слов усваивает их, а затем и сам начинает пользоваться ими.

Предлагаемый в книге речевой материал рассчитан на развитие как активной речи, так и пассивной.

С целью активизации и расширения словарного запаса ребенка, формирования грамматической правильности, развития разговорной и связной речи (активной речи) в книге даны разнообразные игры, упражнения с усложнением их на каждом возрастном этапе. В связи с тем что звуковая культура речи, то есть умение правильно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, говорить достаточно громко, не торопясь, выразительно и т. д., должна быть сформирована в основном в дошкольном возрасте (а правильное произношение всех звуков родного языка – даже к 5–6 годам), данный раздел в книге освещен несколько шире но сравнению с другими. Для воспитания звуковой культуры речи кроме игр и упражнений даны скороговорки, считалки, пословицы, загадки, небольшие рассказы, стихи.

Однако среди такого огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки (чистоговорки) могут быть использованы и направлены непосредственно на развитие звуковой стороны речи.

Роль скороговорок как речевого материала велика. «Скороговорки этот удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка»[1].

Скороговорки (чистоговорки) – это, как правило, небольшой но объему речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Они с большим успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшения подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти), для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчетливой и внятной речи (дикции), но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом речи (быстро, умеренно, медленно), для работы над интонационной выразительностью (логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями).

Источник