Макеты и их роль в развитии ребенка
Елена Черемисина
Использование макетов в работе с детьми
Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов.
Макеты – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для детей 2-3лет, так и для детей старшего возраста.
В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей. Для того чтобы эта игра получила своё развитие в дошкольном учреждении нужен, прежде всего, универсальный макет
Макетыусловно делятся на два типа:
1. Макеты-модели- представляют собой уменьшенные целостные объекты.
2. Макеты-карты – большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).
3. Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река, которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь.
Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию. В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.
Они меняют макеты, дополняют предметами, могут соединять два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.
Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).
При изготовлении макетов педагог может тесно взаимодействовать с семьями воспитанников. Особенно интересно совместное изготовление макетов-моделей.
Макеты могут иметь разную тематику,но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
активизация лексического словаря;
развитие монологической и связной речи;
развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
формирование навыков сочинительства;
развитие общей и мелкой моторики рук;
формирование творческих способностей;
воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков;
умения работать в коллективе.
В процессе макетированияразвиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.
Требования к макету:
Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно, служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры;
Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления;
Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках, настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах;
Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках (корзинках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.
Этапы работы по созданию макета:
Любой вид непосредственно образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением.
Выделим основные этапы работы по созданию и применению макета:
1 этап – предварительная работа – включает в себя:
Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т. д.);
Подготовка и сбор материала для создания макета.
2 этап – изготовление основы макетаи наполнение его предметным материалом:
Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т. д.).
Занятия по конструированию и изобразительной деятельности целесообразно сопровождать художественным словом, народной музыкой, песнями.
Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Музыкальное сопровождение направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя неотъемлемой частью культуры. Планируя занятия по тестопластике, необходимо учитывать, насколько хорошо дети владеют навыками лепки из соленого теста, способами и приемами декорирования изображений. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.
Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.
Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.
3 этап – в процессе развития и активизации игры с макетом, созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.
Макетированиеспособствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас.
Тесна связь макетирования и математики: в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет и т. д.
Макетированиеспособствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук.
Макет-это результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным (на специальных подставках, настенным (объекты на переднем плане, а изображение на заднем).
Основные рекомендации по созданию игровых макетов
Макет «Зоопарк» – тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполнен из картона и пластика.
В игру входят предметы,выполняющие следующие сюжетообразующие функции:
-предметы-фигурки персонажей (волк, лошадь, зебра, лев, носорог, ящерица, черепаха, -обезьяна, страус, медведь и др.);
-маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, деревья, строения и др.);
предметы, связанные с событиями – транспорт (дополняется детьми по желанию).
Предварительная работа: чтение художественной литературы и энциклопедии о животных, беседы и просмотр видеофильмов о животных, рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему, посещение зоопарка с родителями.
Макет «Планета динозавров» – макет-карта с изображением примерного доисторического пространства.
В игру входят:
-предметы-фигурки (различные виды динозавров);
-маркеры пространства (кусты, деревья, пальмы);
-предметы, обозначающие события (бросовый материал для создания сюжета).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедии о доисторических временах, чтение интересных фактов из жизни динозавров, беседы о динозаврах и их сородичах.
Макет «Улицы города» – выполнен на фанерной основе, дома оклеены бумагой, сделана разметка дорог, пешеходных переходов, озера, жилой зоны.
В игру входят:
-предметы-фигурки (люди);
-маркеры пространства (гараж, строения, деревья, дорожные знаки, светофор);
-предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, пожарная машина, скорая помощь).
Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.
Предварительная работа: экскурсии по улицам города, наблюдения за перекрёстком, беседы («Правила перехода перекрёстков», «Дорожные знаки», «Обязанности пешеходов и водителей», настольные дидактические игры, рисование, конструирование.
Макет «Морские жители» – стеклянный аквариум с водорослями и морскими обитателями.
В игру входят:
-предметы-фигурки (рыбки, осьминоги, морская звезда, черепаха, улитка и др.);
-маркеры пространства (водоросли пластмассовые);
-предметы, обозначающие действия (удочки).
Игру можно преобразовать в «Морское царство», если добавить предметы-фигурки (царь морской, русалка, водяной и другие сказочные персонажи).
Предварительная работа: чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, чтение сказки «Варвара-краса – длинная коса», беседы.
Макет «Полёт на другую планету» – коробка оклеена бумагой и разрисована на тему космоса.
В игру входят:
-предметы-фигурки (космонавты, инопланетяне);
-предметы, обозначающие действия – космический корабль, луноход, летающая тарелка.
Предварительная работа: чтение художественной, энциклопедий, литературы, просмотр телепередач, беседы, рассматривание иллюстраций.
Вывод:Подводя итоги, следует отметить, что макет-это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т. е.воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?»). Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.
Источник
Татьяна Царёва
Использование игровых макетов для развития детей дошкольного возраста
Цель: развитие игровой и познавательной активности дошкольников посредством макетирования.
Вашему вниманию я хотела бы представить игровые макеты, которые я сделала своими руками для обогащения развивающей среды в своей группе. Это маленькие миры в коробках, которые очень любят малыши.
(Слайд 2) Макет – это фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, служить длительное время. Макет обязательно должен обыгрываться и носить не только экспонатную значимость. Он в любой момент должен быть доступен дошкольникам для игры.
Игры с макетами востребованы детьми и способствуют их развитию, открывают множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Использование универсальных игровых макетов способствует развитию общей культуры, нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию детей, что решает задачи всех образовательных областей.
В играх с макетами у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса, развивается воображение, речь и творческое мышление. Работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук детей. Использование макетов в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками даёт возможность для «погружения» детей, например, в прошлое родной страны или родного города, позволяет за считанные секунды переместиться в нужное место, совершить путешествие в лес или к мемориалу памяти, удовлетворяет познавательный интерес к окружающим объектам, а также восполняет отсутствие необходимого наглядного материала.
(Слайд 3) Преимущество созданных макетов состоит в том, что можно самому сделать макет на любую необходимую тему, из различных подручных материалов. В ход идёт абсолютно всё: фанера, пластилин, старые газеты, проволока, поролоновые губки, коробки, крупы, вата, нитки, палочки от мороженного и многое другое.
В нашей группе созданы настольные макеты на темы:
(Слайд 4) «Родной край» – был создан с целью воспитания у детей любви к родному краю, формирования патриотических чувств. Данный макет позволяет детям познакомиться с особенностями живой и не живой природы Сахалина, с её обитателями.
(Слайд 5) «Зимняя сказка» и «Весёлая история» – хорошо подходят для составления творческих рассказов, активизации в речи детей слов: зима, снеговик, мороз, дрова, колодец, квартира, комната, комод, будильник и др. ; для развития творческого воображения и фантазии детей.
(Слайд 6) «Сельский дворик» – это функциональное дидактическое пособие для широкой фантазии детей. Хорошая возможность познакомится с обитателями сельского двора. В игровой форме дети узнают, что едят и где живут домашние животные, учатся, за ними ухаживать и проявлять заботу.
(Слайд 7) «Мемориал памяти» – был создан для развития патриотизма у детей. При работе и игре с данным макетом у дошкольников формируются чувства благодарности, уважения к ветеранам ВОВ, формируется чувство гордости за подвиг нашего народа.
(Слайд 8) «Торт» – а этот торт мы используем в непосредственно образовательной деятельности и в сюжетно-ролевых играх.
Таким образом, исходя из выше сказанного,можно сделать следующие выводы: использование в работе с детьми объемных макетов дает возможность заметить особенности окружающего мира; повышает наблюдательность; формирует развитие связной речи, развивается словарь и выразительность речи; мелкая моторика рук; работа с макетом дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.
Источник
Слайд 1
«Макеты как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель Молькова Алла Николаевна
Слайд 2
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.
Слайд 3
Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 4
Основными видами деятельности, обеспечивающими познавательное развитие детей дошкольного возраста являются: организация решения познавательных задач, применение экспериментирования, использование проектной деятельности.
Слайд 5
Методы организации познавательной деятельности : наблюдение, коллекционирование, моделирование, рассматривание, беседы, сюжетно-ролевая игра, анализ и синтез, экскурсии, конструирование, эксперименты .
Слайд 6
Макет – это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки и наглядности, и моделирования.
Слайд 7
В процессе использования макетов решается сразу несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков.
Слайд 8
Главное, в создании макета, это то, что при размещении объектов природы, предметов окружающего мира на макете, а в дальнейшем в процессе деятельности по его использованию, ребенок применяет полученные знания, обобщает информацию, полученную раннее, общается с педагогом или с другими детьми в совместной деятельности, таким образом, происходит не только развитие связной речи ребенка, закрепление имеющихся знаний, но и получение новой информации в необычной для ребенка форме.
Слайд 9
Макет – это результат творческой конструктивной деятельности детей, (детей и педагога), направленной на создание специального игрового пространства, в котором затем происходит развитие различных игровых ситуаций, в том числе и режиссерской игры (ст. дошкольный возраст).
Слайд 10
Макет может быть напольным, настольным, мини-макетом, и даже настенным.
Слайд 11
Макет-модель: представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, башня, кремль, светофор и т.д.). Для осуществления игровых ролевых действий на плоскости макета используются дополнительно тематические фигурки-персонажи и различные мелкие предметы (мелкий транспорт – автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок человека – персонажи семьи, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).
Слайд 12
Макеты-карты: представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете – карте «Мой город» цветом выделяются дороги, водные пространства, парковые зоны, площадки для различных по назначению зданий. Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, парк -зеленый цвет, река – голубой цвет, земля – коричневый цвет, дорога – серый цвет). К данному макету как дополнение – мелкие маркеры (деревья, клумбы, лавочки, дома, дорожные знаки, машинки и т.д.)
Слайд 13
Младшие группы «Кто живет в лесу»; «Домашние животные и птицы»; «Что растет в огороде»; «Что растет в саду».
Слайд 14
Средняя группа. Часть из них такие же как в младшей группе. Новые: Лес, поле, луг, водоем, муравейник, парк, зоопарк, сезонные макеты. Например: зимний двор, зимний лес.
Слайд 15
Старшая группа. Часть из них, такие же, как в средней группе. Новые: макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктика, пустыня, тропический лес…); Море; Природные достопримечательности родного города и края; ПДД; Противопожарная безопасность.
Слайд 16
Подготовительная группа. Часть из них, такие же, как в старшей группе. Новые: жизнь и быт людей разных материков и регионов Земли; Космические дали и др.
Слайд 17
Таким образом, макетирование способствует познавательному развитию детей. При изготовлении макета дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы. В процессе макетирования активизируется мыслительная деятельность, развивается речь детей. Макетирование позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
Источник