Лурия речь и развитие психических процессов у ребенка скачать
Лурия Александр Романович (16.07.1902 – 14.08.1977) – профессор, доктор педагогических наук , доктор медицинских наук, действительный член Академии Педагогических наук РСФСР, действительный член АПН СССР, принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внес важный вклад в развитие различных областей психологии. Лурия родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А.Лурия, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. – 1-й Московский медицинский институт. В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. Докторская диссертация по педагогически наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. Он создал новое направление в психологии – нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. Начиная с 1923 г. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Москве. Педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 г. – в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 по 1977 г. он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность он был награжден орденом В.И.Ленина, орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза. Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной Академии Наук США, Американской Академии Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Лурия А.Р. на видео Книги (12)Высшие корковые функции человека Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Монография «Высшие корковые функции человека» – основной труд А.Р.Лурии по нейропсихологии – научной дисциплине, сложившейся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. В этой работе впервые в систематическом виде изложены основные положения нейропсихологии, показана историческая преемственность нейропсихологии как науки о мозговых основах психики, определены основные нейропсихологические понятия (психическая функция, синдром, симптом, фактор и др.), дано новое понимание высших психических функций как единиц нейропсихологического анализа последствий локальных поражений мозга, сформулирована теория системной динамической локализации высших психических функций и описаны нейропсихологические методы их исследования. Лекции по общей психологии Лекции Лурия А. Р. — это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией. Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы. Маленькая книжка о большой памяти Начало этой истории относится еще к двадцатым годам прошлого века. В лабораторию автора – тогда еще молодого психолога – пришел человек и попросил проверить его память. Человек – будем его называть Ш. – был репортером одной из газет, и редактор отдела этой газеты был инициатором его прихода в лабораторию… Нейропсихология памяти Данная книга является продолжением книги А Р. Лурия «Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга)», выпущенной издательством «Педагогика» в 1974 р. В монографии рассматриваются нарушения памяти и сознания, которые возникают при поражениях межуточного мозга, древней коры и внутренних отделов лобных долей, описываются отдельные клинические синдромы нарушения памяти в зависимости от локализации патологического процесса. Книга рассчитана на психологов, физиологов, невропатологов и психиатров Основные проблемы нейролингвистики В книге рассматриваются варианты изменения и нарушения процессов кодирования и декодирования речевого сообщения при поражениях мозга различной локализации. Приводится серия наблюдений, позволяющая сделать вывод, что указанные процессы имеют сложное строение и состоят (по крайней мере) из набора трех звеньев. Так, декодирование включает: выделение лексических элементов и их значения; понимание синтаксических отношений, в которые эти элементы вступают; выделение общего смысла сообщений. Кодирование же предполагает участие таких звеньев, как создание общего замысла, формирование его речевой схемы, выбор лексических компонентов и построение синтаксических структур, моторное воплощение высказывания. Основы нейропсихологии Эта книга, издаваемая к 100-летию со дня рождения А.Р.Лурия, предназначена для студентов в качестве учебного пособия еще самим автором. Она построена как учебный курс, в котором кратко излагается содержание нейропсихологии как учебной дисциплины. Автор подробно анализирует психологическую структуру и мозговые механизмы отдельных психических процессов – восприятия, произвольных движений и действий, внимания, памяти, речи, мышления. Раскрывает популярную сегодня среди нейропсихологов и клиницистов модель трех основных блоков мозга, в которой реализованы представления автора о целостном характере деятельности мозга при осуществлении психических процессов и об основных типах их нарушений. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования В книге представлены две его монографии: «Очерки психофизиологии письма» (1950) и «Основные проблемы нейролингвистики» (1975). Обе они посвящены анализу психологической структуры письма и речи, проводимому с помощью нейропсихологического метода.Книга может быть полезна также студентам – филологам и педагогам, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами речи и ее механизмов. Травматическая афазия Эта монография дает возможность уточнить ряд основных клинических понятий о поражениях мозговой деятельности и научно обосновать методы восстановления нарушенных мозговых функций. Прослеживая динамику афазических симптомов на последовательных этапах травматической болезни, автор дает новое теоретическое освещение этих расстройств, исходя из данных обшей мозговой патологии и тех положений о системной локализации функций, которые являются достижением современной и прежде всего советской неврологической мысли. Этапы пройденного пути Книга «Этапы пройденного пути» представляет собой последовательное изложение научных проблем, которые разрабатывались выдающимся советским психологом А.Р. Лурией в течение всей его жизни. Его научная автобиография – неотъемлемая часть истории и современного состояния советской и мировой психологической науки. Разрабатывая концепции исторического происхождения психических функций человека, А.Р. Лурия совместно с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым закладывал основы советской психологии. Язык и сознание Эта книга не ставит перед собой задачу проложить новые пути в одной из самых сложных областей науки — проблеме отношения языка и сознания.Ее задача скромнее: представить в сводном виде те основные положения, которые сложились за последние десятилетия в советской психологической науке, и несколько сблизить эти положения с основными данными современной лингвистики. Природа человеческих конфликтов Объективное изучение дезорганизации поведения человека. Тема книги «Природа человеческих конфликтов» – дезорганизация человеческого поведения, проблема взаимодействия воли, аффекта и поведения. Предпринята пытка рассмотреть психику в динамике, в единстве сознательных и неосознаваемых механизмов, в перспективе онто- и патогенеза. Разработанный для этих целей метод сопряженных моторных реакций – прообраз современного «детектора лжи». А.Р.Лурией был собран богатейший материал по конфликту аффективных процессов в разнообразных экспериментальных и естественных стрессовых ситуациях. Опыты проводились с детьми, студентами, преступниками и с людьми, имеющими психическую патологию. Итоги исследования позволили сформулировать целостный, системный взгляд на поведение человека, описать приемы преодоления деструктивных состояний, придать вес психологическому методу анализа нейродинамических процессов, увидеть связь между культурой и моторными реакциями человека. Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства. Страница: 123 Добавить отзыв |
Источник
Подборка литературы по нейропсихологи
Е.Д. Хомская Нейропсихология
Описание: В четвертом, исправленном, издании учебника излагаются основы нейропсихологии — одной из нейронаук, возникшей на стыке психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) и созданной в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников. В настоящее издание включено более подробное рассмотрение основных тенденций развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого спектра теоретических и практических задач, что необходимо для подготовки современных специалистов в области клинической психологии.
Доп. информация: Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов, обучающихся по направлению «Психология» и специальностям «Психология» и «Клиническая психология»
Александр Романович Лурия Основы нейропсихологии
Эта книга, издаваемая к 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия, предназначена для студентов в качестве учебного пособия еще самим автором. Она построена как учебный курс, в котором кратко излагается содержание нейропсихологии как учебной дисциплины. Автор подробно анализирует психологическую структуру и мозговые механизмы отдельных психических процессов – восприятия, произвольных движений и действий, внимания, памяти, речи, мышления. Раскрывает популярную сегодня среди нейропсихологов и клиницистов модель трех основных блоков мозга, в которой реализованы представления автора о целостном характере деятельности мозга при осуществлении психических процессов и об основных типах их нарушений.
Прибрам К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии
Книга, принадлежащая перу профессора Стэнфордского университета К. Прибрама, отличается широтой и новизной подходов к проблемам мозговой организации психических процессов. Автор привлекает к разрабатываемой им концепции мозговой деятельности новейшие данные физики, молекулярной биологии, морфофизиологии нейронных структур, учение о саморегулирующихся системах и кибернетику. В этом отношении книга лишена всякой традиционности и не столько резюмирует уже накопленные в науке данные, сколько пытается проложить новые пути в исследовании механизмов мозга. Содержание книги: Функции мозга: механизм двух процессов, Организация психологических процессов, Нервный контроль и модификация поведения, Структура коммуникативного процесса.
Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте Клиническая Нейропсихология
В учебном пособии отражены основные разделы клинической нейропсихологии на современном этапе ее развития. В систематизированном виде представлены различные синдромы нарушения психических функций при опухолевой и сосудистой патологии мозга. Особое внимание уделено описанию вариантов расстройств психической деятельности, связанных с локализацией патологического процесса в левом или правом полушариях мозга. Обоснована значимость нейропсихологического подхода в решении самого широкого круга диагностических задач в общем контексте медицинской психологии.
Для студентов и аспирантов, специализирующихся по медицинской психологии, и психологов, работающих в практическом здравоохранении.
Александр Романович Лурия Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга
Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста
В учебном пособии систематизируются и обобщаются российские и иностранные изыскания в сфере нейропсихологии детского возраста. Конечно, анализируются теоретические и методологические базы ребяческой нейропсихологии, описываются всевозможные разновидности и механизмы ненормального (атипичного) становления малыша, также способы нейропсихологической диагностики и устранения нарушений психического и общественного становления малыша. Впрочем, для учащихся высших особенно учебных заведений. Может быть полезно изыскателям в сфере детской и мед психологии, и еще фактическим сотрудникам, занятым коррекционно-развивающим обучением деток.
Kolb B., Whishaw I.Q. / Колб Б., Вишоу И.К. Fundamentals of Human Neuropsychology
В данной монографии по нейрофизиологии рассмотрены принципы функционирования нейронов, строение мозга, механизмы работы памяти и многое другое.
Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста
В учебном пособии рассматриваются теоретические и эмпирические основы нейропсихологии детского возраста. Описываются предмет и задачи клинической и дифференциальной нейропсихологии детского возраста. Представлен нейропсихологический анализ нарушений психических функций, психического развития, поведения, причиной которых являются органические повреждения мозга, а также минимальные мозговые дисфункции, рассматриваемые как следствие резидуальных проявлений нарушений нервной системы в раннем онтогенезе. Отдельный раздел посвящен нейропсихологии индивидуальных различий детского возраста. Дано описание методов нейропсихологической диагностики и коррекции.
Пособие адресовано студентам психологических факультетов вузов, нейропсихологам, представителям других психологических, а также медицинских специальностей.
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии
“Основы нейропсихологии” Т.Г.Визель – отечественный учебник для студентов вузов, посвященный изучению высших психических функций человека, их развитию и нарушениям. В учебнике изложены важнейшие теоретические положения современной нейропсихологии. Предлагаются пути совершенствования диагностики и коррекции нарушений высших психических функций, в том числе речи, у детей и взрослых.
Учебник адресован студентам дефектологических и психологических факультетов вузов, логопедам, педагогам, психологам.
Rick Hanson, Richard Mendius / Рик Хансон, Ричард Мендиус Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии
Книга известных ученых-нейропсихологов – невиданное ранее сочетание психологии, неврологии и техник самосовершенствования. Опираясь на новейшие достижения науки, авторы проникают в самые глубины человеческого мозга и показывают его взаимосвязь с психикой. С помощью этой книги вы сможете повысить эффективность работы своего мозга, развить лучшие личные качества и тем самым улучшить свою жизнь. В книге много нестандартных практических рекомендаций, поясняющих иллюстраций, эффективных упражнений, увлекательных примеров.
Александр Романович Лурия Маленькая книжка о большой памяти
В отличие от других психологов, занимавшихся исследованием выдающейся памяти, автор не ограничивался измерением ее объема и прочности или описанием тех приемов, которыми его испытуемый пользовался для запоминания и воспроизведения материала. Гораздо больше его интересовали другие вопросы. Как сказывается выдающаяся память на всех основных сторонах личности человека — на его мышлении, воображении и поведении? Как может измениться внутренний мир человека, его общение с другими, его жизненный путь — если одна сторона его психической жизни — память получает необычайное развитие и начинает вызывать изменение всех других сторон его психической деятельности?
Александр Романович Лурия Потерянный и возвращённый мир (история одного ранения)
Это повесть об одном мгновении, которое разрушило целую жизнь.
Это рассказ о том, как пуля, пробившая череп человека и прошедшая в его мозг, раздробила его мир на тысячи кусков, которые он так и не мог собрать.
Это книга о человеке, который отдал все силы, чтобы вернуть свое прошлое и завоевать свое будущее.
В этой книге нет ни строки вымысла. Каждое ее положение проверено сотнями наблюдений и сопоставлений. Пишущий эти строки не был вправе вносить какие-либо изменения в страницы дневника, написанного героем, выбирая лишь куски из отдельных тетрадей и не меняя ни стиля, ни смысла.
Читатель оценит эту книгу — книгу об одном живом человеке, который с таким упорством боролся за свой мозг, испытывая на каждом шагу непреодолимые трудности, но который в конечном счете вышел победителем из этой изнуряющей, неравной борьбы.
Здравствуйте. У кого-нибудь есть методика Козловской “ГНОМ” (график нейропсихолгического обследования младенца)? Очень срочно нужно
спасибо большое за литературу, помогает в работе
Здравствуйте! Есть книги?
Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека H. Москвина
Ефимова Ирина Васильевна Амбидекстры. Нейропсихология индивидуальных различий.
Эдуард, Семенович не доступна для скачивания. Возможно перезалить под другим именем?
Источник
Лурия Александр Романович 16 июля 1902 – 14 августа 1977 |
Профессор (1944), доктор педагогических наук ( 1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью.
В течение более чем 50-летней научной работы А.Р. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии.
Родился Александр Романович в Казани, в семье известного врача-терапевта Р. А. Лурия, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. – 1-й Московский медицинский институт.
В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии А.Р. Лурия (изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов) показал значение речи в организации психических функций у детей.
Докторская диссертация Александра Романовича по педагогическим наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов.
Начиная с 1940 года А.Р. Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга (в годы Великой Отечественной войны – в восстановительном госпитале клиники нервных болезней Всессоюзного НИИ экспериментальной медицины в г. Кисегаче, а после войны – в Московском институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР) Лурия создал новое направление в психологии – нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. Им разработана новая теория локализации высших психических функций, представляющая существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий. Специальная серия работ Александра Романовича и его сотрудников посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов. Им изучены различные формы нарушения памяти при разного рода локальных поражениях мозга. На основании системных исследований мозговых коррелятов высших психических функций А.Р. Лурия разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов.
Начиная с 1923 года А.Р. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Московском педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 года – в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В течение многих лет он читал курс общей психологии, создал новый курс нейропсихологии, ряд спецкурсов. Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность А.Р. Лурия был награжден орденом В.И. Ленина, орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза.
Александр Романович Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского). Он был почетным доктором университетов Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия).
А.Р. Лурия – автор более 500 научных работ, многие из которых переведены на различные языки. Основные работы:
- Речь и интеллект в развитии ребенка. М., 1927;
- Этюды по истории поведения. М., 1930 (в соавт. с Л.С.Выготским);
- Учение об афазии в свете мозговой патологии. М., 1940;
- Травматическая афазия. М., 1947;
- Восстановление функций после военной травмы. М., 1948;
- Умственно отсталый ребенок. М., 1960;
- Мозг и психические процессы. М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2;
- Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1962, 2-е изд. 1969;
- Основы нейропсихологии. М., 1973;
- Нейропсихология памяти. М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2;
- Основные проблемы нейролингвистики. М., 1976;
- Язык и сознание. М., 1979.
В 1967 г. за цикл работ в области нейропсихологии, включая книгу «Лобные доли и регуляция психических процессов» (М., 1966) А.Р. Лурия был удостоен Ломоносовской премии 1-й степени.
Литература: А.Р.Лурия и современная психология. М., 1982; Хомская Е.Д. – Александр Романович Лурия: Научная биография. М., 1992; Елена Лурия. Мой отец А.Р.Лурия. М., 1994. Источник: А. Н. Ждан, Е. Д. Хомская, декабрь 1997
11 июня 2000 года в ходе Торжественной церемонии подведения итогов I Национального конкурса «Золотая Психея» – «Профессиональные итоги столетия» статуэтка, символизирующая профессиональное признание, вручена племяннице А.Р. Лурии – Елене Георгиевне Катковской. Объявляя итоги голосования Большого жюри Национального конкурса, Ф.Е. Василюк поделился своими воспоминаниями: «Для меня это большая честь и везение, потому что почти 30 лет назад 1 сентября 1972 года первая лекция, которую я слушал в Московском университете, была лекция Александра Романовича. И я всегда восторгался в нем редким сочетанием небывалой веселости, мудрости, поразительной четкости. Думаю, этот конкурс так же четко был организован, как раз в духе Александра Романовича».
Для просмотра доступна видеозапись торжественной церемонии, состоявшейся 11 июня 2000 года в Санкт-Петербурге в Российской национальной билиотеке в рамках III Выставки достижений практической психологии.
Психологическая газета. – № 9 / 60. – Сентябрь 2000. – Стр. 12 – 13.
Источник