Лосева и луньков психосексуальное развитие ребенка
Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. — М.:
А.П.О., 1995. — 52 с.
В брошюре приводятся основные сведения по психоанализу детства.
Стадии и линии психосексуального развития, роль игрушки в
психосексуальном развитии ребенка; приемы и методы игровой коррекции
ночных страхов, задержек психосексуального развития ребенка.
Оглавление
Глава 1. Стадии и линии психосексуального развития ребенка………………….2
1.1. Понятие психосексуального развития ребенка…………………………………2
1.2. Оральная стадия…………………………………………………………………………………….3
1.3. Анальная стадия…………………………………………………………………………………….5
1.4. Эдипова стадия………………………………………………………………………………………9
1.5. Латентная и пубертатная стадии……………………………………………………….13
1.6. Линии психосексуального развития ребенка………………………………….15
Глава 2. Игрушка в психосексуальном развитии ребенка и игровая
коррекция………………………………………………………………………………………………17
2.1. Развитие функций игрушки……………………………………………………………….17
2.2. Роль игрушек с фиксированным значением……………………………………20
2.3. Игрушка и становление психосексуальной идентичности…………..24
2.4. Связь с предметом и психосексуальное развитие…………………………..26
2.5. Психологический смысл игровой коррекции………………………………….28
2.6. Символизм детской игрушки и его использование в игровой
коррекции…………………………………………………………………………………………………….29
2.7. Приемы коррекционной игры……………………………………………………………31
Глава 3. Родительское программирование как источник эмоциональных
проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей.36
Первая директива — «не живи»……………………………………………………………….38
Вторая директива — «не будь ребенком»……………………………………………….39
Третья директива: «не расти»…………………………………………………………………..40
Четвертая директива — «не думай»………………………………………………………..41
Пятая директива — «не чувствуй»…………………………………………………………..42
Шестая директива — «не достигай успеха»…………………………………………..43
Седьмая директива — «не будь лидером»………………………………………………43
Восьмая директива — «не принадлежи»………………………………………………..43
Девятая директива — «не будь близким»……………………………………………….44
Десятая директива — «не делай»…………………………………………………………….44
Одиннадцатая директива — «не будь самим собой»…………………………….45
Двенадцатая директива — «не чувствуй себя хорошо»……………………….45
Литература…………………………………………………………………………………………….47
Глава 1. Стадии и линии психосексуального развития ребенка
Настоящий раздел посвящен изложению стадий психосексуального
развития ребенка с учетом исследований классического психоанализа (3.
Фрейд, А. Фрейд, М. Кляйн и др.) и собственным практическим опытом
авторов как психологов и психотерапевтов.
Достижения детского психоанализа долгое время замалчивались или
извращались в отечественной психолого-педагогической литературе. Поэтому
нашей задачей является не только познакомить педагога и воспитателя с
малоизвестным в нашей стране подходом к анализу детства, но и сделать это
в форме, пригодной для практического использования.
Хотя основные принципы, понятия и приемы психоанализа связаны с
именем Зигмунда Фрейда, развитие собственно детского психоанализа
произошло благодаря работам и деятельности Анны Фрейд, его дочери. В
вышедших на русском языке двух книгах А. Фрейд не излагается ее учение о
линиях психосексуального развития ребенка. Поэтому в главке 1.6
использованы некоторые материалы из ее книги «Норма и патология детского
развития», представляющей собой учебник по детскому психоанализу, не
переведенный на русский язык.
1.1. Понятие психосексуального развития ребенка
Одним из основных открытий, сделанных в психологии детства, было
раскрытие Зигмундом Фрейдом природы и динамики детской эротики. Миф
об асексуальности детства, веками существовавший в европейской культуре,
был развеян основоположниками психоанализа. Постепенно достижения
психоаналитической мысли внедрились в педагогическую практику, хотя этот
процесс был нелегким и происходил не без перекосов.
Источник
Лосева Вера Керпелевна (1957 — 2003) — российский психолог и психотерапевт. Профессор (1993). Окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1982). С 1979 ведёт исследования психодинамики аутизма, шизофрении и психосоматических расстройств в психиатрических клиниках Москвы. В 1983-1989 гг. работала психологом в 12-ой Психоневрологической больнице Москвы. На протяжении ряда лет читает авторские курсы по истории, теории и практике психотерапии и психологического консультирования в различных учебных заведениях Москвы и других городов. В 1992-1995 гг. работала психологом в школе № 259 г. Москвы. С 1993 — старший научный сотрудник Исследовательского центра семьи и детства Российской Академии образования. В 1993 участвовала в организации кафедры аутодидактики и психологического консультирования в Московском Экстерном гуманитарном университете. В 1984-1995 гг. вела постоянно действующий неформальный семинар по психоанализу, психотерапии и психосоматике. С 1988 член франко-советской группы Фонда Фрейдовского Поля, с 1991 член Первого круга Европейской Школы психоанализа. В 1980-х гг. разрабатывала концепции и методы психотерапии психозов, невротических и психосоматических расстройств в контексте психологии жизненного пути. В 1990-х гг. (совместно с А.И. Луньковым) разрабатывает концепции аутодидактики и проблемно-ориентированной психотерапии и психологической помощи. Разработала метод личностно-событийного анализа (1993). В 1995 участвовала в организации Института гуманитарного образования и психоанализа Академии гуманитарных исследований (Москва), где возглавляет кафедру психотерапии и психосоматики и ведёт подготовку студентов по специальности «психолог-консультант». Автор книг «Рисуем семью: Диагностика семейных отношений» (1995, «Психосексуальное развитие ребёнка» (совместно с А.И. Луньковым), «Рассмотрим проблему… Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам» (совместно с А.И. Луньковым), «Современные теории и технологии психологической помощи» (совместно с А.И. Луньковым) и ряда статей по проблемам психоаналитического подхода к различным сферам жизни человека. Книги (3)Психосексуальное развитие ребенка Соавтор: Луньков А.И В брошюре приводятся основные сведения по психоанализу детства. Стадии и линии психосексуального развития, роль игрушек в психосексуальном развитии ребенка; приемы и методы игровой коррекции ночных страхов, задержек психосексуального развития ребенка. Рассмотрим проблему Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. Соавтор: Луньков А.И. Как вести беседу с семьей, обратившейся за помощью к психологу или педагогу? Как услышать и увидеть то, что взрослый или ребенок бессознательно скрывает не только от вас, но и от самого себя? Как избежать типичных ошибок в психологическом консультировании? Как научиться задавать «правильные» вопросы и избежать «неправильных»? Об этом, а также о том, как использовать оригинальные рисуночные методики – «Четыре персонажа», «Шесть незаконченных изображений» и др. – вы узнаете из данной брошюры. Рисуем семью. Диагностика семейных отношений Эта книга адресована не только профессиональным педагогам, психологам и воспитателям. Описанные в ней методики и приемы могут использовать и родители, стремящиеся лучше узнать своих детей, а заодно и самих себя. Ведь непосредственное восприятие и интуиция ребенка часто точнее отражают тонкости отношений взрослых, чем те склонны предполагать. Нередко именно рисунок семьи, сделанный ребенком, раскрывает родителям глаза на скрытые проблемы, существующие в их взаимоотношениях. Добавить отзыв |
Источник
Игровая коррекция может помочь в тех нередких случаях, когда ребенок часто просыпается ночью
от ночных кошмаров, страшных сновидений. Здесь можно использовать «методику синоев», одного племени в Юго-Восточной Азии, описанную Патрицией Гарфилд.
Суть методики состоит в том, что ребенок, просыпающийся от кошмара, пересказывает сновидение взрослому от начала до конца, а затем взрослый побуждает ребенка придумать к сновидению счастливый конец.
При этом, разыгрывая с ребенком содержание сна, взрослый должен исходить из нескольких общих правил.
1. Если во сне возникает какая-то угроза, то ребенок должен стараться не просыпаться, а повернуться лицом к угрозе и обязательно победить своего врага. При этом можно или позвать защитника, или применить свои сверхъестественные способности (ведь во сне, как в сказке, все возможно), волшебство. Сначала у ребенка не будет это получаться и первое время он будет «доигрывать» сон наяву, находясь рядом с родителем.
Правда, игровая коррекция содержания сновидения возможна только тогда, когда ребенок еще помнит сон утром, во время же ночного просыпания лучше ограничиться обсуждением с ребенком сна с приведением его к счастливому финалу.
2. Надо стараться не только победить своего врага, но и получить от него подарок, который будет одновременно символом победы и присвоения себе силы врага. Ведь «враг» во сне — это часть психической энергии самого ребенка, которую он может научиться использовать себе во благо. Этот подарок надо нарисовать днем или изобразить его другим способом (в лепке, конструкции, танце, песне).
3. Если угроза безлична (например, падение в пропасть), то «побеждать как бы некого. Но тогда можно полететь и приземлиться в каком-нибудь приятном месте, а днем — нарисовать это место.
И в нашей культуре существует неплохое средство игровой коррекции ночных кошмаров. Это сказки. Что характерно для ситуации рассказывания сказки?
1. Сказка рассказывается обычно перед сном ребенка.
2. Интерес к сказке наиболее значителен у дошкольников.
3. Сказка, какой бы страшной она ни была, всегда имеет счастливый финал (поэтому, кстати, сказку надо досказывать до конца за один вечер, а не устраивать из нее «телесериал»), i
Все это вместе взятое, приводит к выводу: сказку можно рассматривать как выработанное культурой средство программирования сновидений дошкольников. И важно здесь не содержание сказки (оно, скорее всего, не повторится в сновидении), а сам факт победы, счастливого конца и получение наград героем сказки, не бежавшего от испытаний судьбы.
Таким образом, и воспитатель, и родитель имеют в своих руках оба средства: и «страхование» содержания сновидения перед засыпанием ребенка через сказку, и отреагирование ночного кошмара после просыпания в обсуждении или игре по правилам синоев.
Мы видим, что игровая коррекция может осуществляться не только в действии с игрушками, но и при обсуждении со взрослым сновидения (т.е. в плане воображения и речи), а также в ходе рисования и другой продуктивной деятельности.
Итак, игрушка и игровая коррекция могут быть использованы воспитателем и психологом на различных стадиях психосексуального развития ребенка, понимаемого широко: как движение ребёнка по пути обретения эмоциональной зрелости, овладения своими влечениями, развития личной автономии и способности к эмоциональной близости с другими людьми.
Источник