Логопедия диагностика речевого развития ребенка

Логопедия диагностика речевого развития ребенка thumbnail

Логопедическое обследование ребенка крайне
необходимо для определения уровня его речевого
развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с
минимальными мозговыми дисфункциями, которые
приводят к нарушению развития высших
психических функций, в том числе и речи.
Диагностическое исследование таких детей
представляет определённые трудности, т.к. у
данного контингента детей имеются не только
речевые, но коммуникативные и
эмоционально-волевые расстройства различной
степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с
одной стороны, позволяет определить нарушение
или несформированность функциональных систем, в
том числе и речи, и тем самым подойти к причине
трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой
стороны – комплексная диагностика способствует
определению специальных коррекционных методов
обучения, которые могут оказать помощь в
преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы
диагностики в исследовании нарушений и
отклонений в развитии высших психических
функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2
самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт,
    мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение,
    письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как
речевые, так и неречевые возможности ребёнка,
позволяет провести качественную функциональную
диагностику и разработать стратегию эффективной
направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями  индивидуальной
    программы сопровождения ребенка

Логопедическая диагностика

Проводится обследование состояния речи
  ребенка по следующим направлениям:

  • произносительная сторона
  • фонематические процессы (слух и восприятие,
    звуковой анализ и синтез)
  • словарь
  • грамматический строй речи
  • связная речь
  • артикуляционная моторика (подвижность органов
    речи)
  • мелкая моторика рук

Перед проведением диагностики предлагается
заполнить анамнез – анкету, в которой родители
описывают основные моменты развития ребенка,
начиная от рождения, условия его жизни. Все
полученные данные помогают понять причину
нарушения и спланировать свою работу так, чтобы
максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку
рекомендуется необходимая программа развития.
Которая учитывает его речевые, возрастные и
индивидуальные психофизиологические
особенности.

Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний
    адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как
    зовут других членов семьи, проживающих совместно
    с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б)
    речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б)
    экспрессивная (владение собственной речью) — с
    точки зрения фонетики, словаря, грамматического
    строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ

При обследовании общего развития ребенка необходимо
выяснить:

  • на каком уровне находятся знания основных
    цветов, геометрических форм, величины предметов
    (Например, показать от самого высокого до самого
    низкого и т.п.) 
  • умение ориентироваться в пространстве (спереди,
    сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена
    года, части суток) 
  • состояние конструктивной деятельности (сложить
    разрезную картинку из двух-четырех частей);
  • знание элементарных математических понятий
    (один, много, ни одного);
  • умение классифицировать предметы (обобщающие
    понятия, выделение четвертого лишнего) 

При обследовании речевого развития ребенка
проверяется активная и пассивная речь. Здесь
необходимо выяснить:

  • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
  • какими речевыми средствами пользуется он в
    общении;
  • подражает ли речи взрослого;
  • как отвечает на вопросы (односложно или
    развёрнутыми фразами);
  • использует ли мимику, жесты.

ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы,
      книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено,
      локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины,
      самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца,
      волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек
      (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке
      (шьет, вяжет, гладит, готовит) 
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты,
      игрушки, животные, птицы, посуда, мебель,
      транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что
      состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля,
      сиденья – машина).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число
    существительных (покажи карандаш/карандаши;
    возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов
    (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи,
    где мальчик складывает кубики, а где сложил; где
    ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай,
    про какую картинку я сказал –
    нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку
    (мужскому, женскому, среднему роду
    прилагательного): дай мне картинку, на которой
    синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где
    находится предмет?)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?

Составление предложений по картинкам.

Составление предложений по опорным словам.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ
СЕРИИ КАРТИНОК.

СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

По результатам диагностики делается заключение о
состоянии речи ребёнка. В ходе  консультации
знакомлю родителей с результатами обследования,
отвечаю на вопросы и информирую о необходимости
  логопедической  помощи. По показаниям
предлагаю сопровождение ребёнка по
индивидуальной программе, учитывающей его
речевые, возрастные и индивидуальные
психофизиологические особенности и
составленной на основе разработанных логопедических
программ.

Литература:

  • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический
    материал по обследованию речи детей ” изд-во
    “АРКТИ” 2009 г.

Источник

Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).

Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.

Логопедическая диагностика дошкольников

Логопедическая диагностика состоит из следующего:

  • Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
  • Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
  • Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
  • Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.

Логопедическая диагностика младшего дошкольника

Методика обследования речи Акименко

В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.

Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.

Исследование состояния фонематического восприятия

Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.

Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова

Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.

Занятия ребенка с логопедом

Исследование произношения и воспроизведения речи

В исследование произношения и воспроизведения речи включают:

  • изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
  • состояние звукопроизношения;
  • воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.

В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.

Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).

Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.

Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи

На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:

  1. Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
  2. Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
  3. Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
  4. Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).

В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.

Объем и сила воздушной струи выявляются при помощи упражнений на выдох — подуть на одуванчик (в весеннее и летнее время) или специальный логопедический материал (можно распечатать цветок, и «посадить» на него божью коровку, которую необходимо сдуть).

Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха — количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).

Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.

Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников

В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.

Считается нормой, если у дошкольника к 5-и годам еще не стоят сложные звуки, такие как «р», «ш» и «л». Через год-второй они могут встать у него самостоятельно, без логопедической помощи.

Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи

Состояние импрессивной речи проводится на дидактическом материале и специальных пособиях. Педагог называет предмет: «Покажи мне самолет», ребенок должен указать на него.

Проверка неречевых психических функций

К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:

  • состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
  • состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
  • полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).

Анкета сбора данных анамнеза

В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:

  • характер протекания беременности;
  • наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
  • травмы во время родов;
  • травмы в течение 3-х лет жизни;
  • основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).

Логопедическое обследование неречевого ребенка

Обследование должно нести ненавязчивый характер, т. к. неречевые дети зачастую подвержены агрессии. Нельзя говорить малышу: «Повтори, скажи». Вместо этого: «Покажи».

Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.

Задание: «Покажи, где миска? А где мишка?»

Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.

Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.

Исследование состояния дыхательной и голосовой функций

В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам — 5-7 слов).

Изучение невербальных компонентов коммуникации

В качестве невербальных компонентов коммуникации неречевые дети чаще всего пользуются жестами (показывают пальцами, рукой), мимикой и звукоподражаниями или звуко комплексами (на один звук, например «та» может приходиться несколько определений — кукла, собака, машина и т. д.). Для развития речи не стоит углубляться в их изучение, а необходимо обратить внимание на упражнения, «запускающие» речь ребенка.

Дополнительная информация! Хорошим пособием для домашних занятий станет книга Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения», предназначенная для дошкольников 4-7 лет.

Невербальные компоненты коммуникации

Логопедическое обследование — важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).

Источник

В настоящем альбоме представлен наглядный материал для логопедического обследования навыков импрессивной и экспрессивной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый дидактический материал позволяет выявить нарушения со стороны звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слов, недостаточность фонематического анализа и синтеза, бедность словаря и ошибки грамматического строя речи у детей.
Пособие адресовано логопедам специальных коррекционных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов для теоретического изучения приемов диагностики и практического применения. Альбом для обследования содержит богатый иллюстративный материал соответствующий восприятию данной возрастной категории детей. Применение качественной наглядности способствует эффективности не только процесса обучения, но и диагностики.

Сборник составлен ведущими специалистами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А,И, Герцена и логопедами –практиками Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедической диагностики детей разных возрастных групп с различной речевой патологией, примерное планирование работы логопеда в дошкольном учреждении. Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга.

Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.

Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.

Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.

————————————————————————————————————–

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет

Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста

Под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с. — (серия «Коррекционная педагогика»).

Данное методическое пособие может стать настольной книгой как для специалистов детских образовательных учреждений, специалистов центров сопровождения семьи, так и для самых заинтересованных читателей – родителей, бабушек и дедушек малышей.

Обследование психомоторного развития детей от 1 года до 4 лет.
Карта обследования психомоторного развития ребенка (5 мес. -1 год 10 мес. ).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (1 год 10 мес. – 3 года).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (3 года-4 года).
Перечень стимульного материала для диагностического обследования.
Описание стимульного материала для диагностического обследования.
Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет).
Карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (от 2,5 до 4 лет).
Приложение.

Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

В логопедическом пособии профессора Галины Анатольевны Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учетом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. В речевом материале имеются звуки раннего и данного онтогенеза и отсутствуют звуки, формирующиеся позже. Наглядный материал – рисунки – соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного, а также младшего школьного возраста.
Для логопедов, студентов педагогических вузов и колледжей, обучающихся по специальности “Логопедия”.

Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста

В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 4-5 лет.
Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики

Смирнова И.А. – “Логопедическая диагностика , коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП”

Р.А. Кирьянова “Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей” 5-7 лет

Очень хороший материал.Спасибо огромное

спасибо

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года) (Методическое пособие + Материалы для диагностики и коррекции)
Комплект предназначен для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:

1. Материалы, необходимые для проведения:
– диагностики – цветные картинки многоразового использования к субтестам (11 листов); бланк диагностической карты ребенка; лист с текстом сказки, в структуру которой включены субтесты.
– коррекционно-развивающей работы – цветные картинки многоразового использования к играм (27 листов).

2. Методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей, процедура проведения диагностики, критерии оценки результатов, а также приведена подборка коррекционно-развивающих игр.

Диагностика построена на основе сказки про животных, что позволяет заинтересовать ребенка и легко вовлечь его в диагностический процесс. В структуру сказки включены 8 субтестов на выявление уровня понимания речи, сенсорного развития, общей осведомлённости, умения распределять предметы по принадлежности к группе, развитие мелкой моторики.

По результатам обследования подбираются материалы для коррекционно-развивающей работы (на каждый субтест приводится свой набор развивающих игр).

Источник