Логопедия диагностика речевого развития ребенка

Логопедическое обследование ребенка крайне
необходимо для определения уровня его речевого
развития.
В последнее время отмечается рост числа детей с
минимальными мозговыми дисфункциями, которые
приводят к нарушению развития высших
психических функций, в том числе и речи.
Диагностическое исследование таких детей
представляет определённые трудности, т.к. у
данного контингента детей имеются не только
речевые, но коммуникативные и
эмоционально-волевые расстройства различной
степени выраженности.
Таким образом, диагностическое исследование, с
одной стороны, позволяет определить нарушение
или несформированность функциональных систем, в
том числе и речи, и тем самым подойти к причине
трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой
стороны – комплексная диагностика способствует
определению специальных коррекционных методов
обучения, которые могут оказать помощь в
преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы
диагностики в исследовании нарушений и
отклонений в развитии высших психических
функций у детей:
- Устной и письменной речи
- Особенностей процессов восприятия
- Внимания
- Памяти
- Мышления
- Пространственного воображения.
Логопедическое обследование включает 2
самостоятельных раздела:
- “Общая диагностика” (память, внимание, счёт,
мышление, эмоции). - “Речевая диагностика” (устная речь, чтение,
письмо, слухоречевая память).
Комплексное обследование, охватывающее как
речевые, так и неречевые возможности ребёнка,
позволяет провести качественную функциональную
диагностику и разработать стратегию эффективной
направленности коррекции.
ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
- Диагностика (около 1 часа)
- Консультация родителей
- Оформление логопедического заключения
- Обсуждение с родителями индивидуальной
программы сопровождения ребенка
Логопедическая диагностика
Проводится обследование состояния речи
ребенка по следующим направлениям:
- произносительная сторона
- фонематические процессы (слух и восприятие,
звуковой анализ и синтез) - словарь
- грамматический строй речи
- связная речь
- артикуляционная моторика (подвижность органов
речи) - мелкая моторика рук
Перед проведением диагностики предлагается
заполнить анамнез – анкету, в которой родители
описывают основные моменты развития ребенка,
начиная от рождения, условия его жизни. Все
полученные данные помогают понять причину
нарушения и спланировать свою работу так, чтобы
максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку
рекомендуется необходимая программа развития.
Которая учитывает его речевые, возрастные и
индивидуальные психофизиологические
особенности.
Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:
- Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний
адрес. - Имена отчества родителей, кем работают, как
зовут других членов семьи, проживающих совместно
с ребёнком. - Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
- Данные раннего развития: а) общего (кратко); б)
речевого (подробно, по периодам). - Строение органов артикуляции, подвижность их.
- Речь: а) импрессивная (понимание речи); б)
экспрессивная (владение собственной речью) — с
точки зрения фонетики, словаря, грамматического
строя; рассказ, пересказ. - Состояние вербального интеллекта.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ
При обследовании общего развития ребенка необходимо
выяснить:
- на каком уровне находятся знания основных
цветов, геометрических форм, величины предметов
(Например, показать от самого высокого до самого
низкого и т.п.) - умение ориентироваться в пространстве (спереди,
сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена
года, части суток) - состояние конструктивной деятельности (сложить
разрезную картинку из двух-четырех частей); - знание элементарных математических понятий
(один, много, ни одного); - умение классифицировать предметы (обобщающие
понятия, выделение четвертого лишнего)
При обследовании речевого развития ребенка
проверяется активная и пассивная речь. Здесь
необходимо выяснить:
- понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
- какими речевыми средствами пользуется он в
общении; - подражает ли речи взрослого;
- как отвечает на вопросы (односложно или
развёрнутыми фразами); - использует ли мимику, жесты.
ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ
- Предметный словарь:
- покажи и назови предметы (куклу, машину, часы,
книгу, зеркало); - покажи и назови части тела (руку, нос, колено,
локоть, лоб, пальцы, шею); - покажи и назови части предметов (дома, машины,
самолета, куклы, часов); - покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца,
волка, лису, лошадь, козу). - Предикативный словарь:
- покажи и назови, что делает конкретный человек
(едет, идет, ест, сидит, плывет); - покажи и назови, что делает человек на картинке
(шьет, вяжет, гладит, готовит) - Классификация предметов:
- назови предметы одним словом (овощи, фрукты,
игрушки, животные, птицы, посуда, мебель,
транспорт, инструменты); - узнай предметы по характерным признакам (что
состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля,
сиденья – машина).
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
- Единственное и множественное число
существительных (покажи карандаш/карандаши;
возьми себе шары, а мне дай шар); - единственное и множественное число глаголов
(покажи, где плывет, а где плывут); - настоящее и прошедшее время глаголов (покажи,
где мальчик складывает кубики, а где сложил; где
ловит рыбу, а где поймал); - формы мужского и женского рода глагола (угадай,
про какую картинку я сказал –
нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу); - нахождение предмета по названному признаку
(мужскому, женскому, среднему роду
прилагательного): дай мне картинку, на которой
синий (шар), синее (море), синяя (шапка); - предлоги и предложно-падежные конструкции (где
находится предмет?)
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твою маму?
- Как зовут твоего папу?
- Есть ли у тебя брат, сестра?
- Кто старше (младше)?
- Кто еще с тобой живет?
- Какая твоя любимая игрушка?
- С кем ты подружился в детском саду?
Составление предложений по картинкам.
Составление предложений по опорным словам.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ
СЕРИИ КАРТИНОК.
СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.
По результатам диагностики делается заключение о
состоянии речи ребёнка. В ходе консультации
знакомлю родителей с результатами обследования,
отвечаю на вопросы и информирую о необходимости
логопедической помощи. По показаниям
предлагаю сопровождение ребёнка по
индивидуальной программе, учитывающей его
речевые, возрастные и индивидуальные
психофизиологические особенности и
составленной на основе разработанных логопедических
программ.
Литература:
- Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический
материал по обследованию речи детей ” изд-во
“АРКТИ” 2009 г.
Источник
Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).
Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.
Логопедическая диагностика дошкольников
Логопедическая диагностика состоит из следующего:
- Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
- Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
- Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
- Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.
Логопедическая диагностика младшего дошкольника
Методика обследования речи Акименко
В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.
Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.
Исследование состояния фонематического восприятия
Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.
Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова
Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.
Занятия ребенка с логопедом
Исследование произношения и воспроизведения речи
В исследование произношения и воспроизведения речи включают:
- изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
- состояние звукопроизношения;
- воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.
В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.
Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).
Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.
Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи
На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:
- Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
- Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
- Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
- Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).
В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.
Объем и сила воздушной струи выявляются при помощи упражнений на выдох — подуть на одуванчик (в весеннее и летнее время) или специальный логопедический материал (можно распечатать цветок, и «посадить» на него божью коровку, которую необходимо сдуть).
Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха — количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).
Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.
Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников
В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.
Считается нормой, если у дошкольника к 5-и годам еще не стоят сложные звуки, такие как «р», «ш» и «л». Через год-второй они могут встать у него самостоятельно, без логопедической помощи.
Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи
Состояние импрессивной речи проводится на дидактическом материале и специальных пособиях. Педагог называет предмет: «Покажи мне самолет», ребенок должен указать на него.
Проверка неречевых психических функций
К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:
- состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
- состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
- полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).
Анкета сбора данных анамнеза
В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:
- характер протекания беременности;
- наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
- травмы во время родов;
- травмы в течение 3-х лет жизни;
- основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).
Логопедическое обследование неречевого ребенка
Обследование должно нести ненавязчивый характер, т. к. неречевые дети зачастую подвержены агрессии. Нельзя говорить малышу: «Повтори, скажи». Вместо этого: «Покажи».
Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.
Задание: «Покажи, где миска? А где мишка?»
Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.
Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.
Исследование состояния дыхательной и голосовой функций
В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам — 5-7 слов).
Изучение невербальных компонентов коммуникации
В качестве невербальных компонентов коммуникации неречевые дети чаще всего пользуются жестами (показывают пальцами, рукой), мимикой и звукоподражаниями или звуко комплексами (на один звук, например «та» может приходиться несколько определений — кукла, собака, машина и т. д.). Для развития речи не стоит углубляться в их изучение, а необходимо обратить внимание на упражнения, «запускающие» речь ребенка.
Дополнительная информация! Хорошим пособием для домашних занятий станет книга Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения», предназначенная для дошкольников 4-7 лет.
Невербальные компоненты коммуникации
Логопедическое обследование — важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).
Источник
В настоящем альбоме представлен наглядный материал для логопедического обследования навыков импрессивной и экспрессивной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый дидактический материал позволяет выявить нарушения со стороны звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слов, недостаточность фонематического анализа и синтеза, бедность словаря и ошибки грамматического строя речи у детей.
Пособие адресовано логопедам специальных коррекционных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов для теоретического изучения приемов диагностики и практического применения. Альбом для обследования содержит богатый иллюстративный материал соответствующий восприятию данной возрастной категории детей. Применение качественной наглядности способствует эффективности не только процесса обучения, но и диагностики.
Сборник составлен ведущими специалистами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А,И, Герцена и логопедами –практиками Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедической диагностики детей разных возрастных групп с различной речевой патологией, примерное планирование работы логопеда в дошкольном учреждении. Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга.
Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.
Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.
Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.
————————————————————————————————————–
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста
Под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с. — (серия «Коррекционная педагогика»).
Данное методическое пособие может стать настольной книгой как для специалистов детских образовательных учреждений, специалистов центров сопровождения семьи, так и для самых заинтересованных читателей – родителей, бабушек и дедушек малышей.
Обследование психомоторного развития детей от 1 года до 4 лет.
Карта обследования психомоторного развития ребенка (5 мес. -1 год 10 мес. ).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (1 год 10 мес. – 3 года).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (3 года-4 года).
Перечень стимульного материала для диагностического обследования.
Описание стимульного материала для диагностического обследования.
Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет).
Карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (от 2,5 до 4 лет).
Приложение.
Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
В логопедическом пособии профессора Галины Анатольевны Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учетом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. В речевом материале имеются звуки раннего и данного онтогенеза и отсутствуют звуки, формирующиеся позже. Наглядный материал – рисунки – соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного, а также младшего школьного возраста.
Для логопедов, студентов педагогических вузов и колледжей, обучающихся по специальности “Логопедия”.
Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста
В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 4-5 лет.
Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики
Смирнова И.А. – “Логопедическая диагностика , коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП”
Р.А. Кирьянова “Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей” 5-7 лет
Очень хороший материал.Спасибо огромное
спасибо
Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года) (Методическое пособие + Материалы для диагностики и коррекции)
Комплект предназначен для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:
1. Материалы, необходимые для проведения:
– диагностики – цветные картинки многоразового использования к субтестам (11 листов); бланк диагностической карты ребенка; лист с текстом сказки, в структуру которой включены субтесты.
– коррекционно-развивающей работы – цветные картинки многоразового использования к играм (27 листов).
2. Методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей, процедура проведения диагностики, критерии оценки результатов, а также приведена подборка коррекционно-развивающих игр.
Диагностика построена на основе сказки про животных, что позволяет заинтересовать ребенка и легко вовлечь его в диагностический процесс. В структуру сказки включены 8 субтестов на выявление уровня понимания речи, сенсорного развития, общей осведомлённости, умения распределять предметы по принадлежности к группе, развитие мелкой моторики.
По результатам обследования подбираются материалы для коррекционно-развивающей работы (на каждый субтест приводится свой набор развивающих игр).
Источник