Логопедической методикой развития речи ребенка
Доклад
«Обзор коррекционно-логопедических методик и технологий, направленных на формирование связной речи детей».
Развитие связной речи детей — одна из главных задач дошкольного образования. (Слайд 1)
Связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.
Основная функция связной речи – коммуникативная. (Сл.2) Развитие обеих форм речи – монолога и диалога – играет ведущую роль в процессе развития речи ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
На дошкольном логопункте развитие связной речи актуально для всех воспитанников, но особенно важно формирование связной речи для детей с ОНР.
Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
Нормы осуществления связного высказывания. (Сл.3) Планируя коррекционную работу, логопед должен знать возрастные нормы выполнения детьми пересказа и рассказов, составленных по сюжетной картинке и серии сюжетных картин.
Норма выполнения для детей средней группы
• Пересказ: передача общего смысла рассказа; воспроизведение не менее 30% текста; использование простых распространенных предложений; простых осложненных предложений и 8-10% сложных предложений.
• Составление рассказа по сюжетной картине: 2-3 простых предложений.
• Составление рассказа по серии сюжетных картин: – (с помощью)
Норма выполнения для детей старшей группы
• Пересказ: достаточно полная передача сюжета рассказа; воспроизведение не менее 50% текста, использование простых распространенных и простых осложненных предложений, а также одно сложное предложение.
• Составление рассказа по сюжетной картинке: 3-5 предложений (простые распространенные, простые осложненные, одно сложное);
• Составление рассказа по серии сюжетных картинок: 2-3 картинки, 5-6 предложений (простые распространенные, простые осложненные и одно сложное предложение).
Норма выполнения для детей подготовительной к школе группы • Пересказ: достаточно полная передача сюжета рассказа; воспроизведение не менее 70% текста: использование простых распространенных и простых осложненных предложений, а также сложные предложения (1-2).
• Составление рассказа по сюжетной картинке: 5-6 предложений (простые распространенные, простые осложненные и не менее двух сложных предложений).
• Составление рассказа по серии сюжетных картинок: 3-4 картинки, 7-8 предложений (простые распространенные, простые осложненные и не менее двух сложных предложений).
(Сл.4)
Анализ современной литературы показывает, что формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Малоэффективным оказывается путь обучения, при котором используются общеизвестные методические рекомендации, рассчитанные на нормально развивающихся детей. Пересказы по аналогии, образцу результата не дают, т.к. дети допускают большое количество ошибок как в последовательности передачи мысли (т.е. логические), так и в оформлении мысли средствами языка (т.е. речевые).
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы (Р.Е Левина, В.П.Глухов, В.К.Воробьева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко, Л.Н. Ефименкова) и многие другие.
Так, С.А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи. Н.А.Никашина раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей. В.К.Воробьевой разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана. Т.А. Ткаченко предлагается формирование навыков описательного рассказа с использованием моделей и схем. Обучение творческому рассказыванию нашло отражение в работах В.П. Глухова, Т.А. Сидорчук, А.В.Ястребова излагает методы коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНР, рекомендует приемы, формирующие полноценную речевую деятельность.
(Сл.5) Т.Б.Филичева выделяет направления и методы коррекционного обучения детей с ОНР, определяя основные этапы по формированию связной речи:
1 этап: ЭТАП ОДНОСЛОВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2 этап: ЭТАП ПЕРВЫХ ФОРМ СЛОВА
3 этап: ЭТАП ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
4 этап: ЭТАП ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ
5 этап – РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
(Сл.6)
Этапы коррекционной работы по формированию связной речи:
Развитие самостоятельной речи:
- Уточнение артикуляции гласных;
- Называние знакомых предметов;
- Наращивание слогов к концу слова (ру … ка, нож … ка);
- Двусоставное предложение со словами тут, это, вот, здесь, там и др.
- Употребление повелительного наклонения глагола;
- Употребление фразы «повелительный глагол + обращение»;
- Употребление фразы «обращение + повелительный глагол + существительное в винительном падеже»;
- Употребление фразы «инфинитив + хочу, надо, можно и др.»
Связная речь у детей с ОНР формируется с трудом. Необходима систематическая коррекционная работа логопеда. Поэтому данный вид работы проводится комплексно – на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
(Сл.7)
Рассмотрим наиболее эффективные авторские методики, применяемые в логопедической
практике:
В.К. Воробьевой было разработано новое направление в логопедии, связанное с психолингвистическим обоснованием механизмов нарушения речевой деятельности у детей с моторной алалией и поисками наиболее действенных методов их преодоления.
Автор предлагает методику формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи, принципиально отличающуюся от традиционно принятой в логопедической практике.
Методика базируется на современном представлении о том, что связная речь является сложной рече-мыслительной деятельностью, для овладения которой необходимо усвоить определенные правила:
- правило смысловой связи предложений в рассказе;
- правило лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.
В предложенной системе развития связной речи четыре взаимосвязанных между собой раздела:
I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.
II раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.
III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.
IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.
(Сл.8)
Наряду с Воробьевой разрабатывали пособия по использованию текстов цепной организации БардышеваТ.Ю., Крупенчук О.И, Баскакина И.В.
(Сл.9)
Комплект пособий Арбековой Н.Е. по развитию связной речи детей с (ОНР) представляет богатый материал для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с детьми. В нем представлены тематический и календарный планы работы на учебный год (с сентября по май включительно) , конспекты логопедических занятий, картинный материал.
Логопед на подгрупповых занятиях активизирует словарь детей по лексическим темам, отрабатывает умение использовать в речи различные грамматические конструкции, закрепляет навыки словообразования и словоизменения, учит детей составлению сложных предложений и рассказов разных видов, знакомит детей со значениями пословиц, поговорок. Проведение подгрупповых занятий помогает созданию речевой готовности детей на фронтальных занятиях.
(Сл.10)
Ефименкова Л.Н. делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи – основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью составлением рассказа на основе личного опыта.
(Сл.11)
Ткаченко Т.А. предлагает оригинальную и эффективную систему в работе над связной речью у детей с ОНР, с использованием наглядности и моделирования плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы.
1ый год обучения:
- пересказ рассказа по демонстрируемому действию (1занятие);
- составление рассказа по демонстрируемому действию(1);
- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (3);
- пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок(3);
- составление рассказа по серии сюжетных картинок(4);
- пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картины(1);
- составление рассказа по одной сюжетной картине(1);
2ой год обучения:
При обучении в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи Ткаченко Т.А. рекомендует педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:
- добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий;
- составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;
- составление рассказа с включением или исключением объектов;
- составление рассказа по комплекту игрушек;
- рассказ по частично закрытой сюжетной картине;
- придумывание рассказа о знакомом герое;
- составление рассказа по названию;
- придумывание рассказа по нескольким опорным словам.
Данную авторскую систему коррекционной работы можно привести как пример современных технологий по развитию связной речи у дошкольников.
(Сл.12)
Нетрадиционная для логопедии общепедагогическая методика ТРИЗ – РТВ – Теория решения изобретательских задач, развитие творческого воображения. (Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Нестеренко Н.Н.)
Такие методы ТРИЗ – РТВ, как составление загадок, метафор, системных сравнений, лимериков и др., как раз и становятся “пусковым” механизмом в становлении речи детей с речевым недоразвитием, который помогает на всем протяжении работы с детьми ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные понятия, образы.
В работе по развитию связной речи используются следующие технологии, разработанные Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецовой, А. А. Нестеренко:
• технология обучения детей составлению сравнений;
• технология обучения детей составлению загадок;
• технология обучения детей составлению метафор;
• составление рифмованных текстов,
• технология обучения детей творческих рассказов по картин.
(Сл.13)
Комплексный подход к формированию связной речи дошкольников в условиях логопункта ДОУ:
Технология формирования связной речи на логопункте МБДОУ № 13 реализуется посредством применения методики формирования связной речи Т.А.Ткаченко, методики линейно-сюжетного рассказа Л.Н. Ефименковой, так же применяются пересказы текстов цепной организации Воробьевой В. К.
Связная речь у детей с ОНР формируется с трудом. Необходима систематическая коррекционная работа логопеда, которую в условиях логопункта проводить не просто, т.к. логопедические занятия не входят в сетку.
Поэтому данный вид работы проводится комплексно – на индивидуальных, подгрупповых, занятиях в микрогруппе и на дополнительных консультациях. Родителям даются рекомендации и материал по развитию речи, проводится консультирование сотрудников ДОУ.
Так же на логопункте используются пособия по развитию связной речи Бардышевой Т.Ю., Арбековой Н.Е., Баскакиной И.В., Гомзяк О.С.
Работа с детьми начинается с понятия о слове, далее путем практических упражнений, дети подводятся к пониманию связи слов в предложении. (Сл.14)
Основная цель коррекционной работы – обучение полному, последовательному изложению мысли, обеспечивающее формирование коммуникативных навыков и способностей воспитанников.
На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:
– составление описательного рассказа с опорой на схему;
– пересказ рассказов и сказок рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;
– рассказы по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом
– рассказы по сюжетной картине с образцом-рассказом логопеда и без него;
– придумывание предшествующих и последующих событий рассказа,
– драматизизация прочитанного (услышанного)
– составление рассказа из коллективного и личного опыта;
– составление рассказа на заданную тему.
– работа над рассказом со скрытым смыслом.
Успешному обучению связной речи способствует комплексный подход, при котором обеспечивается сочетание задач обучению рассказывания с лексическими, грамматическими темами и воспитанием звуковой культуры речи.
Работа проводится как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальном занятии по коррекции звукопроизношения, где звук автоматизируется на материале рассказов, сказок, описаний и пр. (Сл.15)
Дети учатся не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера.
Хорошим подспорьем в формировании связной речи является мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации. (Сл.16)
Содержание мнемотаблицы – графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего начальная, «пусковая» эффективная работа.
Параллельно с этой работой подобраны речевые игры, картинный материал, речевой материал, настольные и пальчиковые театры, которые помогают детям научиться связно выражать свои мысли, развивать образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру. (Сл.16)
Таким образом, в процессе целенаправленного обучения воспитанники, посещающие логопункт, постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:
1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие /— М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2009.
2. Арбекова Н.Е. Конспекты подгрупповых занятий логопеда. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. КОМПЛЕКТ из 3-х альбомов. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Планирование работы логопеда в подготовительной к школе группе.
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: «Аркти», 2002 год – 144 с. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. // Дефектология. 2009 г. №4 стр 68.
4. Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2014.
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Книга + CD-диск – М., Национальный книжный центр, 2015.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: «Просвещение», 1998 год – 340 с.
7. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. – Ульяновск, 2005.
Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Технология составления творческих текстов по картине. – Челябинск, 2000.
8. Соболева А. В., Филичева Т. Б. Развитие речи дошкольника — Екатеринбург, 1997. с. 5–10.
9. Ткаченко Т.А.Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. И: Ювента, 2007. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. Пособие для логопеда Издательство: ВЛАДОС 2005 г
10. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие /— 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2011/07/12/statya-na-temu-razvitie-svyaznoy-rechi-u-detey-s-onr-po-metodike
https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-netradicionyh-metodov-raboty-pri-formirovani-svjaznoi-rechi-u-doshkolnikov-s-onr.html
Источник
«Методы и приемы работы с детьми с ОНР по развитию речи»
Вступивший в силу в январе 2014 года Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности. В связи с этим в настоящее время все более востребованным становится поиск эффективных методов и приемов, направленных на коррекцию речевых нарушений у дошкольников с речевым недоразвитием.
Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти у таких детей заметно снижено по сравнению с нормально говорящими память и продуктивность запоминания.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой
моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук.
Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР, относится к числу актуальных, но все еще не до конца исследованных проблем.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.
Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.
Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.
Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР
Обучение пересказыванию
При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. На первом году обучения они овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления пересказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения. а в дальнейшем — отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей). Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу первого года (III период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа. На втором году обучения дети должны овладеть пересказу без опоры на наглядный материал,
Эффективным при обучении пересказу являются прием использования детского рисунка. При обучении пересказу в ряде случаев желательно применять «иллюстративное панно» с красочным изображением обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения. Перечисленные методические приемы просты и доступны для практики работы с детьми с ОНР.В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной работе по формированию у ребенка грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.
В занятия по пересказу входят: упражнения в словоизменении, подборе лексем и словоформ; упражнения в дополнении предложения нужным по смыслу словом, воспроизведение конкретного лексического материала текста в форму игры-упражнения «Кто лучше запомнил?» и др. Таким образом, у детей формируются навыки практических действий с языковым материалом пересказываемых произведений.
Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает:
– усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур; упражнения в правильном употреблении фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применением полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа;
– развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.
2. Обучение рассказыванию по картинам
Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у таких детей речевых нарушений и особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работа. Уделяется внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.
В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин («Ледоход», «Река замерзла» и др. из тематических серий О.И. Соловьевой, В.А. Езикеевой и т.д.).
3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова («Зонтик», «Тигр и зайчики» и др.), В.Г. Сутеева (серия «Находка» и т.д.), картинный материал В.В.Гербовой. На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий. (Серии картинок «Умный ежик», «Зайчик и уточки» — по сюжетам Н.Радлова и др.)
4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно применять картины «Спасаем мяч», «Шар улетел» и т.д.
5. Описание пейзажной картины.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию разных сторон речи детей на занятиях по картинам включает формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря и проводится с учетом особенностей конкретного картинного материала в соответствии с задачами каждого периода обучения.
6. Обучение описанию предметов
Описание — особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности.
Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания они учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное послед звательное сообщение.
7. Обучение рассказыванию с элементами творчества
Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Методические разработки даны А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой, А. П. Николаичевой, Е. И. Тихеевой.
Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка-дошкольника к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему.
Инновационные методы воздействия становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. В своей практической деятельности мы применяем следующие инновационные методы.
Одним из наиболее результативных методов в коррекционной работе является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходит на уровне спинного мозга. Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий. В своей работе применяем такие упражнения, как: «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо – нос», «Змейка». Например: «Зайчик – кольцо» Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцы— в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
Прыгнул заинька с крылечка, и в траве нашел колечко.
А колечко непростое — блестит, словно золотое.
Широко используя в своей практике приемы кинезиологии, мы заметили, что у детей-логопатов значительно улучшилась зрительно-моторная координация, улучшились память, внимание, речь, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, ушло излишнее напряжение.
Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су-джок терапия. Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности, создает базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышщ и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Су-джоки используются и для автоматизации исправленных звуков. Например, прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука [ж]:
Ходит ежик без дорожек, не бежит ни от кого
С головы до ножек весь в иголках ежик. Как же взять его?
Су-джок терапия проводится поэтапно.
I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования через устное народное творчество, стихи, загадки, сказки.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Логопедическая ритмика является одним из эффективных средств коррекционного воздействия на обучение детей с речевой патологией. Логоритмика используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими; способствует развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, согласованию движения и речи. Логопеды в своей работе используют либо отдельные упражнения и игры, либо проводится комплексное логоритмическое занятие.
Отдельные упражнения и игры: «Куда? » (работа над интонацией) .
Куда? (резко вверх) Остановитесь! (Стоп! – закрутка) .
Куда? Куда? Вернитесь! (требовательный жест рукой к себе) .
Не смейте убегать! (естественное движение) .
«Говорим вместе» (работа над темпом речи)
По лестнице вверх тихо иду.
С лестницы вниз быстро бегу.
(Дети представляют, как поднимаются по лестнице вверх, показывают движения на месте, высоко поднимая ножки, согнутые в коленях. Быстро бегут в круг).
Таким образом, инновационные методы воздействия в деятельности становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Список использованных источников:
Жукова Н. В., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1989.
Леонтьев А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
Логопедия /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., ВЛАДОС, 1998.
Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А, Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева, М., 1984.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М., 1989.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.
Практикум по дошкольной логопедии. (Под ред. Селиверстова В. И.) М., 1988.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. I, II периоды. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., М., 2000.
Характеристика связной речи детей 6-7 лет/ Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1979./
Сайты интернет.
Источник