Логопедическое занятие с ребенком с задержкой психического развития

Для детей с ЗПР с успехом можно использовать комплекс упражнений «Зарядка для ума и тела», который размещен на нашем сайте в разделе «Развитие познавательных функций».

ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту). [Словарь коррекционной педагогики и психологии. Ярославль, 1998 г.]

Причины возникновения ЗПР различны. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие. ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.

Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости

  • Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерно порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
  • В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
  • В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
  • Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)
  • При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.
  • Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
  • Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.
  • Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат
  • Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)

Специфика логопедической работы у детей с задержкой психического развития

Специфика логопедической работы у детей

с задержкой психического развития

Республика Марий Эл

В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае.

Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.

Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.

Вопросы соотношения мышления и речи, дифференциальной диагностики нарушений психического развития у детей с ЗПР и других категорий аномальных детей, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Этапы коррекционной работы по формированию звукопроизношения у детей с ЗПР

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР является длительным и сложным процессом. Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, можно выделить следующие этапы коррекционной работы:

I. Предварительный этап. Цель: подготовить слуховую и зрительную систему к последующей работе над звуками.

II. Этап постановки звука. Цель: формирование навыка правильного произношения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука, зрительное восприятие артикуляции.

III. Этап автоматизации звука. Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

IV. Этап дифференциации звуков речи. Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Приемы и методы, которые используются при коррекции звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, традиционные. Однако, существует специфика логопедической работы с детьми с ЗПР. Она обусловлена, с одной стороны, характером нарушения ЦНС, психопатологическими особенностями ребенка с ЗПР, прежде всего снижением уровня аналитики синтетической деятельности, с другой — особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

Специфика логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ЗПР

1. Логопедическая работа направлена на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков (при дифференциации); устанавливается их сходство и различие. Необходима работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звука в слове. Используются графические схемы.

2. Логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетической, но и лексико-грамматической стороны речи.

3. При коррекции звукопроизношения необходимо максимальное включение анализаторов, актуализации ощущений разной модальности, а также использования разнообразной наглядности.

Получить полный текст

4. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет психических особенностей ребенка с ЗПР, его работоспособность, уровень несформированной речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

5. Коррекцию нарушений звукопроизношения необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики.

6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с ЗПР очень консервативны, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.

7. Характерной для логопедической работы является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и форме.

8. Важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми).

9. Учитывая быструю утомляемость, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

10. На занятиях по коррекции звукопроизношения должна учитываться тщательная дозировка заданий и речевого материала. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем — на более сложном.

11. При проведении занятий необходимо ясное понимание ребенком цели занятия. Цель занятия должна быть изложена чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

12. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определенный, не очень быстрый темп работы.

13. Следует поддерживать у ребенка с ЗПР интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

14. В связи с тем, что нарушения речи у детей с ЗПР носят стойкий характер, работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

15. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с ЗПР обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, воспитателя и родителей (закрепление правильных речевых навыков).

16. Логопед должен проводить работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне.

Таким образом, при коррекции нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР необходим учет особенностей протекания их психических процессов. Особенностью логопедической работы является ее индивидуализация.

Отличие ЗПР от педагогической запущенности

Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные.

Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Не сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, лож – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий из вне. При таком стихийном формировании без педопеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.

Особенности логопедической работы с детьми ЗПР

Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций.

Основная причина ЗПР-недостаток самокогтроля- нужен постоянный контроль со стороны взрослых.

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Импрессивная речь

этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличение смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи

этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов.

В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений.

Так, Е. В. Мальцева выделяет три группы детей.

Первая группа— дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

Вторая группа— дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.

Третья группа— дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи

Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР встречаются гораздо чаще, чем у детей без нарушений психического развития.

Наибольшая распространенность нарушений звукопроизношения имеет место у учеников 1-го класса (55,8%, по данным Е. В. Мальцевой). К 4 классу это количество значительно снижается (20,5%).

Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

• развитие зрительного восприятия,

• анализа зрительной памяти;

• формирование пространственных представлений;

• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;

• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);

• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

• формирование анализа структуры предложений;

• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Комплексное воздействие на познавательное развитие детей;

Длительность работы,

Необходимость блольшого наглядного материала ,

Краткость логопедической инструкции,( 1-2 и ждать выполнения задания),

Обязательное закрепление отработанного материала на занятиях и вне его.

Источник

Наталья Шаяхметова
«Насекомые». Конспект логопедического занятия для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи 5–7 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида 26»

Волжского района

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по речевому развитию и коррекции

«НАСЕКОМЫЕ ЛЮБЯТ ПРЯТАТЬСЯ»

в группе для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет

Автор:

учитель-логопед Шаяхметова Н. С.

г. Саратов 2015

Примерные основные образовательные программы: программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи

«Коррекция нарушений речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина;

«Подготовка к школе детей с ЗПР» С. Г. Шевченко.

Возрастная группа: 5-7 лет.

Тема НОД: «Насекомые любят прятаться».

Ведущая образовательная область: речевое развитие и коррекция.

ЦЕЛЬ: Отрабатывать лексико-грамматические категории по лексической теме «Насекомые» и развивать умение дифференцировать звуки [Ж] – [З] по акустико-артикуляционным признакам.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

– Закреплять знания детей о насекомых, активизировать словарь;

– Продолжать совершенствовать грамматический строй речи;

– Упражнять в согласовании числительных с существительными и прилагательными;

– Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в родительном и винительном падежах;

– Упражнять в составлении простых и сложных предложений со значением противопоставления;

– Закреплять умения в звуковом анализе и синтезе;

– Закреплять знания графических образов: схем предлогов, символов гласных звуков,букв: Ж, З, К, А, О, У, Ы, И.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

– Формировать правильное речевое дыхание и развивать целенаправленную воздушную струю;

Развивать зрительное и фонематическое восприятие и внимание;

– Автоматизировать звуки [Ж] – [З] в слогах;

Развивать умение дифференцировать звуки [Ж] – [З] по акустико-артикуляционным признакам;

– Закреплять умение слышать и различать звуки [Ж] – [З] в словах;

– Закреплять умения самостоятельно снимать напряжение тонуса лицевых мышц;

Развитие умеренного темпа речи и силы голоса;

Развивать общую координацию движений;

Развивать связную речь;

Развивать логическое мышление, внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

– Воспитывать интерес к НОД;

– Воспитывать бережное отношение к насекомым;

– Воспитывать навыки доброжелательности, взаимодействия, инициативности, аккуратности и сотрудничества.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкальная.

Форма организации: подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: дидактические игры и упражнения с речевым сопровождением, музыкальное сопровождение деятельности.

Предварительная работа:

Беседа о насекомых

Рассматривание картинок с изображением насекомых

Просмотр мультсериалов про насекомых

Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха»

Различные игры

Постановка звуков [Ж] и [З]

Работа с символами гласных звуков

Работа со схемами предлогов

Оборудование: ноутбук, презентация к НОД; оформление зала «На полянке»; пенёк;игрушки: «шарик – угольник», бабочка, морская звезда, лягушка; зелёная лужайка – коврик 25х25см; насекомые – игрушки (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик, жуки (различного размера, жук-носорог, пчела, муха; сухой бассейн с бобами и горохом; зеркала на стене; 2 стола, 14 стульев; массажные шарики – «Ёжики» жёлтого, красного, синего, зелёного, чёрного цвета; дидактическая игра «Разложи по цвету»; схемы символов гласных звуков (4 штуки по 4 символа); схемы предлогов: «НА»; «ЗА»; «ПОД»; «МЕЖДУ»; музыкальное произведение «Паучок» и «На даче» (звуки насекомых).

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1. Вводная часть

Звучит музыка. В зал закатывается «шарик – угольник». Заходит ребенок ищет шарик, находит его и зовет детей.

Дети с логопедом подходят к нему, здороваются с гостями.

Логопед: «Молодец, Серёжа, нашел «шарик – угольник». А куда же он нас привел, посмотрите! Мы очутились на полянке. Посмотрите, какие красивые цветы и деревья, здесь есть и заколдованные – зеркальные деревья, давайте подойдем поближе и поиграем.

– Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой (стоя): «Бегемотик», «Лягушка», «Окошко», «Лопатка», «Качели», «Маляр», «Улыбка».

Логопед предлагает детям сесть на стульчики и спрашивает про настроение (на мониторе появляется картинка с улыбающимся смайликом).

Дети: Хорошее!

Логопед: На полянке погода бывает разной, какая погода изображена на этой картинке? (картинка с изображением полянки)

Дети: Ярко светит солнышко!

Логопед: Давайте пустим ветерок, чтобы не было так жарко!

– Дыхательная гимнастика с вертушками «Ветерок». (3 раза)

Логопед: Через нос делаем короткий вдох и через рот длинный выдох, направленный на вертушку. Молодцы! А теперь попробуйте на улыбке подуть! Молодцы! Ветерок сильный подул. Смотрите, кто же спрятался от ветерка на этой картинке? Смотрим на монитор ноутбука.

– Игра «Кто спрятался» – зашумлённые картинки. Дети перечисляют насекомых. Называют одним обобщённым словом.

Логопед: Правильно ребята, сегодня мы с вами будем играть с насекомыми!

2. Основная часть

Насекомые очень любят прятаться в пеньках, давайте поищем их.

– Дидактическая игра: «Найди насекомого» по примеру (насекомые-игрушки в сухом бассейне с бобами и горохом): «Это стрекоза. Я нашел стрекозу».

С усложнением: Учитель – логопед: «Прыгни столько раз – сколько слогов в названии насекомого, которого ты нашёл (прошагай, посчитай и назови. Молодец! И положи своего насекомого…. (схема предлога «НА»; «ЗА»; «ПОД»; «МЕЖДУ») полянку; жука; кустик; жуком и стрекозой».

Логопед: Вот сколько насекомых вы нашли. Молодцы! А на картиночке (слайд с заданием) их тоже много, давайте посчитаем их и назовём.

– Дидактическая игра: «Посчитай и назови насекомых»по примеру: Три черных муравья», пять божьих коровок и т. д.

Логопед: Посмотрите, кто это выглядывает? Откуда? Бабочка выглядывает из-за ноутбука? Кому я дам бабочку, тот и будет говорить, как передвигаются насекомые.

– Дидактическая игра: «Как передвигаются насекомые» по примеру логопеда: «Комар летает, а кузнечик прыгает» (по две картинки на мониторе, то вверху, то внизу)

Логопед: Умнички, все справились! Когда летит жук, какой звук он издает? Ж-ж-ж – [Ж] губки округлой формы. А когда летит комар – какой звук мы слышим? З-з-з – [З] губки в улыбке.

– Дидактическая игра: «Жужжалка и звенелка».с усложнением: дети изображают жука пальчиками правой руки и комара пальчиками левой руки.- Физминутка: подвижная игра «Жуки и комары» (под музыкальное сопровождение).

Логопед: И полетели жуки и комары под музыку (чередование по сигналу: жуки – звук [Ж], комары звук [З], жучки – [Ж], комарики [ЗЬ]). Устали и присели на полянке. Теперь умные жуки и комары будут читать. Каждый по своей схеме. (символы гласных звуков)

– Дидактическое упражнение: «Чтение по схеме символов гласных звуков».

У детей разные схемы по 4 символов гласных звуков. Сначала читает «жук» т. е. гласный звук соединяем со звуком [Ж] напр.: ЖА, ЖО, ЖЫ, ЖУ, затем читает «комар» – [З ]: ЗЫ, ЗУ, ЗА, ЗО. (отрабатывается с каждым ребёнком)

Логопед: Комарики и жуки опять спрятались, но в словах.

– Игра «Хлопни – топни – найди звук» с усложнением – со словами без звуков [Ж] и [З]. Логопед называет слово, а дети хлопают или топают. Стрекоза, комар, жук, пиджак, уж, зонт, шмель, кузнечик, узор.

Логопед: Посмотрите внимательно, где еще на полянке спрятались насекомые? Дети ходят и ищут насекомых,проговаривая: Стрекоза – на дереве. Божья коровка на листочке. Жуки – под цветочком.

Логопед: Достаньте, пожалуйста, жуков и посадите их на наш рабочий стол. Где были жуки?Дети: Под цветком!

Логопед: Откуда вы их принесли?Дети: Из-под цветка!

Логопед: Посадите жуков – пусть они немного посидят, а вы достаньте по два шарика, но разного цвета! (Я жёлтый шарик возьму и черный и т. д.)

– Самомассаж ладоней и лицевых мышц в области щёк (массажными шариками «Ёжиками»)

Логопед: Хорошо! Положите шарики туда, откуда вы их брали, не путайте и по цветам (желтый, красный, зелёный, синий, черный). Молодцы!

Логопед: Слышите, ребята, жуки спорят. Не поймут, какие звуки есть в их слове и сколько слогов. Не спорьте жуки, ребята вам сейчас помогут, а им помогут массажные шарики «Ёжики».

– Дидактическое упражнение: звуковой анализ слова ЖУКИ.

Дети считают слоги, звуки и анализируют согласные по твёрдости – мягкости и глухости – звонкости – 2 схемы из шариков «Ёжиков» (синий, красный, зелёный, красный; жёлтый, красный, чёрный, красный).

Логопед: Вот какая красивая схема слова получилась! Умнички! Слышите! Жуки благодарят вас! И, говорят, что им пора в гости на чаепитие к мухе Цокотухе! И не только им, но и всем насекомым!

– Дидактическая игра: «Кого не хватает» Дети запоминают насекомых на полянке, закрывают глаза, а логопед убирает, то одного, то двух насекомых. Дети должны угадать – кого не хватает. (Не хватает бабочки, муравья и т. д.)

3. Заключительная часть

Логопед: Все насекомые убежали в гости на чаепитие и нам пора.

Все мы весело играли и немножечко устали. Посмотрели на часы – в группу нам пора идти! Как настроение, у вас, ребята? (на мониторе картинка с весёлым смайликом)Дети: Хорошо! Логопед: Что вам больше всего понравилось сегодня?Дети: Играть! Логопед: Правда мы сегодня очень интересно и весело играли! А куда мы положили наш мячик – угольник? Вот он – в коробке! Давайте попрощаемся с гостями и пойдём в группу играть дальше!

Источник