Логопедическое заключение на ребенка с задержкой речевого развития
Логопедическое заключение
на воспитанницу II младшей группы
МБДОУ «…»
Ф.И.О., 16.03.2016 г.р.
… (Ф.И.О.) посещает МБДОУ «…» с августа 2019 года. Условия воспитания девочки в семье по типу гиперопеки. В анамнезе имеются данные о наличии перинатальной патологии.
Первичное обследование речи ребенка, проведенное 08.11.2019, выявило грубую задержку речевого развития. Активная речь девочки состояла из звукоподражаний.
Информация о результатах диагностики доведена до мамы и воспитателей группы. Даны рекомендации по развитию речи девочки в ДОУ и дома, специальное предложение родителям – необходимость получения консультации врача-психоневролога.
Повторная диагностика речевого развития ребенка, проведенная 27.01.2020 года, выявила положительную динамику в общем развитии. При обследовании речевого развития было использовано пособие С.В. Батяевой, В.Е. Савостьяновой, В.С. Володиной «Большой альбом по развитию речи».
Девочка доступна продуктивному контакту. Люба поддерживает глазной контакт, выражено ротовое внимание.
Наблюдения за ребенком в группе во время режимных моментов выявили сформированность навыков самообслуживания: сама моет руки и вытирается полотенцем, без помощи одевается и раздевается, одежду складывает, ест самостоятельно, столовые приборы держит правильно. Аккуратна. У Любы выражена потребность общения с детьми и взрослыми. Хорошо улавливает интонацию окружающих.
К ситуации обследования девочка отнеслась позитивно. Заинтересовалась игрушками. Охотно выполнила посильные знакомые задания: собрала пирамидку, составила разрезные картинки из 2, 3, 4 частей, по образцу сложила фигуру из палочек. При работе с «сенсорным кубом» контролировала свои действия. Сенсомоторные умения сформированы.
Общая моторика в пределах возрастной нормы.
Мелкая моторика в стадии развития. При выполнении пальчиковых проб наблюдаются синхронные движения пальцев правой и левой руки. Выполнение простой пробы на динамический праксис («кулак-ребро», «ладонь-кулак») при условии сопряженного предварительного выполнения каждой серии отдельно левой и правой рукой вызвало затруднения. Старается правильно взять карандаш, нажим при рисовании слабый.
Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без грубых аномалий. Укороченная подъязычная уздечка. Наличие дизартрического компонента. Недостаточность развития артикуляционной моторики. Люба затрудняется выполнить двигательные пробы по показу (длительный поиск позы, искажение артикуляционной позы, плохая переключаемость). Речевой выдох слабый, укороченный. Голос тихий, интонационно выразительный.
Восприятие речи окружающих не нарушено. Адекватно реагирует на простые инструкции (на бытовом уровне): «Подойди ко мне», «Одевайся на прогулку», выполняет задания: «Покажи яблоко на картинке», «Где красное колечко?», «Возьми пирамидку и поставь на стол».
Собственные речевые возможности ребенка на начальном уровне развития. Речь малопонятна окружающим, имеет жесткую ситуативную привязанность. Система средств языка не сформирована, присутствует недоразвитие экспрессивной речи. Активный запас слов значительно меньше пассивного. Словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Самостоятельно произносит несколько понятных односложных слов «да», «дай», «вот», двусложных – «мама» (обращается так ко всем, кого знает), «пока». Знакомые в быту предметы ребёнок пытается назвать, но получаются односложные звуковые комплексы. В экспрессивной речи присутствуют аморфные слова-корни и звукоподражания. В сопряженной и отраженной речи повторяет слова, при этом слоговая структура двусложных слов сохраняется. Навыки словообразования и словоизменения отсутствуют.
Нарушено произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм.
Слуховое внимание и восприятие не нарушены: узнаёт и различает 2 игрушки в процессе их контрастного звучания. Фонематический слух на зачаточном уровне формирования. При произнесении изолированно и в слоговой цепочке (2 слога) не дифференцирует звонкие – глухие согласные, гласные ы-и.
Фразовая речь отсутствует. По просьбе «Скажи «Дай кису» Люба произносит отдельно каждое слово, не объединяя их во фразу.
Речевая активность у Любы проявляется в знакомой обстановке: она пытается говорить, используя жесты, звукоподражание, аморфные слова и интонацию.
Поведение без особенностей. Девочка спокойная. Игровая деятельность на невербальном уровне. Любе нравится заниматься такими видами деятельности, как конструирование (получается хорошо и быстро собирать пирамидку, строить из кубиков), лепка, рисование (продукт деятельности получается плохо). Требуется индивидуальная форма совместной деятельности.
Взаимоотношения с взрослыми сдержанные.
Вывод: Первый уровень речевого развития. Группа риска по ОНР.
Логопедическое заключение дано по запросу детского врача-психоневролога.
Учитель-логопед ________________
Заведующий МБДОУ_______________
(Дата)
Источник
Методические рекомендации по логопедической диагностике. Р. И. Лалаева
Логопедическая диагностика в течение продолжительного времени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям как науки, так и практиков-логопедов.
Логопедические заключения по-разному определяются и формулируются в различных регионах, городах, районах. Так, имеются различия в подходе московской и петербургской логопедических школ к формулировке логопедических заключений. Отмечается также несовпадение заключений, соответствующих классификации нарушений речи, с требованиями педагогической администрации. В некоторых рекомендациях по формулировке логопедических заключений имеет место доминирование диагноза общего недоразвития речи (ОНР).
На фоне критики имеющихся недостатков в логопедической диагностике наблюдаются попытки подменить традиционные логопедические классификации классификациями клиническими, медицинскими, слишком развернутыми и описательными, которые не ориентированы на решение практических задач коррекции нарушений речи. Проблема диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения, вопрос диагностики речевых нарушений связан с проблемой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплектованию речевых групп, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы, более целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.
Проблема классификации нарушений речи является актуальной во многих науках, изучающих речь. Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В связи с этим речь и ее нарушения изучают многие науки: медицина, психология, лингвистика, психолингвистика и др. При этом они касаются и классификации речевых расстройств в различных аспектах: клиническом, патофизиологическом (с учетом анализаторного принципа, характера нарушений языковой системы), психолингвистическом.
В логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые расстройства в различных аспектах. Но вместе с тем данные той и другой классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей, с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.
Психолого-педагогическая классификация ориентирована на выявление прежде всего речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фо-нетико-фонематическое недоразвитие и т.д.), что служит основой для направления детей в соответствующие группы детского сада или в школу определенного вида.
Таким образом, определение симптомологического уровня нарушений речи решает прежде всего практические задачи комплектования групп и создает предпосылки для определения характера речевой патологии.
Известно, что при одной и той же патологии (форме речевого нарушения) языковая система может страдать по-разному. И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться при стертой форме дизартрии, при моторной алалии, при детской афазии.
В процессе же логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Единство этих двух аспектов логопедической диагностики дает возможность более дифференцированно корригировать нарушения речи.
Логопедическая диагностика должна идти от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта.
Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами. Она акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воздействия.
В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции, развития речи.
В настоящее время нуждаются в уточнении и расширении и клинико-педагогическая, и психолого-педагогическая классификации. Так, например, практика школьных логопедов показывает, что по мере коррекции нарушений звукопроизношения и фонематического развития отпадает основание говорить об ОНР. Однако еще длительное время у детей сохраняется недоразвитие лексико- грамматического строя речи, что приводит к большим трудностям в овладении программой по русскому языку, усвоении и реализации орфографических правил. Поэтому есть основание наряду с ОНР, НОНР (нерезко выраженным общим недоразвитием речи) выделить и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Необходимо уточнить формы нарушений речи и внутри клинико-педагогической классификации.
Резюме. Для комплектования речевых групп детских садов, направления детей в школы определенного вида и осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической работы важны оба критерия логопедической диагностики: и симптомологический и клинико-педагогический. Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (психолого-педагогической и клинико-педагогической), логопедическое заключение — с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Обследование дошкольников с нормальным интеллектом
В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.
1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:
- Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).
При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
- Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).
При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
- Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).
При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
- Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).
При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.
2.
Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).
Варианты пересечения двух классификаций:
- Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— нарушения голоса,
— ринолалия.
- Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
ринолалия.
- Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):
– выход из моторной (сенсорной) алалии,
– по типу задержки речевого развития,
– при ЗПР,
– невыясненного патогенеза.
- Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):
– моторная алалия,
– сенсорная алалия,
– сенсомоторная алалия,
– дизартрия или стертая дизартрия,
– по типу задержки речевого развития,
– при ЗПР,
– невыясненного патогенеза.
- Нарушение темпа и ритма речи:
– заикание,
– тахилалия,
– брадилалия,
– спотыкание (полтерн).
Примерные формулировки логопедического заключения
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.
Общее недоразвитие речи. Детская афазия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.
Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.
Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Фонетико-фонематическое нарушение речи.
Открытая органическая ринолалия.
Фонетическое нарушение речи.
Моторная функциональная дислалия.
Фонетическое нарушение речи.
Открытая органическая ринолалия.
Обследование дошкольников с умственной отсталостью
Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии (Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968), определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».
В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5—7 лет).
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и дву-словными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи. 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).
3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформиро-ванность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР
При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопедическом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии.
Примерные формулировки логопедического заключения
- ОНР (III уровень).
– Выход из моторной алалии.
– Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
- Фонетико-фонематическое нарушение речи.
– Сенсорная функциональная дислалия.
– Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
- НОНР.
– По типу задержки речевого развития.
– Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия.
- Лексико-грамматическое недоразвитие.
– Семантическая дислексия,
– Аграмматическая дисграфия.
Обследование школьников с умственной отсталостью
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звуко-произношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа).
2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия.
3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; словарный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия.
В логопедическом заключении определяются:
1) степень системного недоразвития речи,
2) нарушения устной речи,
3) нарушения письменной речи.
Примерные формулировки логопедического заключения
- Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
– Стертая форма псевдобульбарной дизартрии.
– Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
- Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, механическая дислалия.
– Аграмматическая дислексия и дисграфия.
Источник