Логопедическое сопровождение развития ребенка в доу

Логопедическое сопровождение дошкольников в условиях ФГОС ДО

Целью  работы логопеда ДОУ является своевременное выявление нарушений устной речи первичного характера  и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения, в освоении ими образовательных программ. Во ФГОС дошкольного образования говорится о вариативности содержания образовательных программ. Организация самостоятельно с учётом Примерных программ ДОО разрабатывает и утверждает Образовательная программу ДОУ, определяет объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Для каждого логопеда в условиях перехода на ФГОС ДО важно продумать какими формами работы, какими приёмами, методами, средствами организовать сотрудничество детей и взрослых для полноценной амплификации детского развития и формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД) при переходе на школьный уровень образования? Каким образом при построении образовательной деятельности учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка?

Одним из основных принципов, заложенных в нормативных документах, на основе которых был разработан стандарт дошкольного образования, является принцип уважения личности ребёнка. Ребёнок не объект, а субъект образования и равноправный участник образовательных отношений, поэтому у него есть выбор содержания своего образования. Современному ребёнку необходимы качества:

  • интерес к миру и культуре;
  • избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности;
  • инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью;
  • самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности;
  • творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.

Для развития этих качеств для каждого возрастного периода – 0-1год, 1-3 года, 3-6(7) лет, 6(7)- и дальше по мере взросления с учётом ведущей деятельности перед логопедом ДОУ стоит задача проектирования социальной ситуации развития ребёнка.

Уже в безречевом периоде через эмоциональное общение ребёнок способен освоить нормы отношений в кругу окружающих его людей и выражать своё состояние через интонированное гуление и лепет.

Дальше начинается знакомство ребёнка с предметным миром. В первой младшей группе усваиваются различные способы деятельности, в том числе органами артикуляции. Ребёнок  играет с составными и динамическими игрушками, предметами-заменителями, оречевляет свои действия, пробует менять положение языка, губ, воспроизводит различные артикулемы, звукоподражания, слоги, а затем и слова. В результате начинает происходить  быстрое пополнение пассивного и активного словарного запаса, восприятие смысла стихов и сказок, звуков музыки.  Речь окружающих, воспитателя и родителей в этот период трудно переоценить. Она должна являться эталоном – чёткой, чтоб ребёнок смог слышать порядок звуков в слове, правильной с точки зрения построения предложений. Роль логопеда в этот период очень значима в плане профилактики речевых нарушений. Необходимо тесно взаимодействовать с воспитателем, родителями, проводить консультации и обучающие семинары по культуре речи.

С трёх лет и до поступления ребёнка на следующую ступень образования, в школу, ведущей деятельностью выступает игра. В игре ребёнок осваивает социальные нормы, устанавливает закономерности взаимоотношений между людьми, проигрывает разные роли, выстраивает интересные для него ситуации и примеряет различные виды речевого поведения. В непринуждённой обстановке игры легче формируется лексико-грамматический строй речи, фонемный строй. Ребёнок не боится ошибиться. Он занимается словотворчеством. Ребёнку пока не знакомы общепринятые нормы языка в полном объёме, законы словообразования и словоизменения, употребления предлогов и т.д. Но он уже экспериментирует, придумывает свои слова. И пусть у него пока в игре кошка с котёнком, а собака с собачонком. У ребёнка есть возможность права выбора  средств реализации и содержания своей деятельности. Ребёнок мыслит, ребёнок обязательно сравнит, как придумал он сам произнести нужное ему слово, и как произносят это слово окружающее. Логопеду важно в этот период понимать значимость ведущей деятельности. При построении образовательных ситуаций опираться на онтогенез развития речи ребёнка. Не стоит форсировать события. Ребёнок имеет право ошибиться. Он должен пройти период ошибок. Когда ребёнок только учился ходить, он падал и не раз, а теперь уверенно себя чувствует. Ребёнок осваивает родной язык и окружающую его среду. Логопеду в этот период стоит, применяя метод следящей диагностики, отслеживать динамику речевой активности ребёнка во время режимных моментов, самостоятельной деятельности, чтобы не упустить момент своевременного выявления нарушений речевого развития ребёнка, грамотно выстроить образовательную траекторию сопровождения на период преодоления дефекта.

Стандарт определяет направленность программ дошкольного образования на создание условий развития ребёнка, открывающихся возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей; на создание развивающей образовательной среды как системы условий социализации и индивидуализации детей.

Новым в Стандарте является понятие «образовательная среда». Внешние, социальные компоненты образовательной среды определяют развитие личности ребёнка.  Внутренние компоненты образовательной среды предполагают понимание ребёнком своего места в социальных отношениях со сверстниками и  с взрослыми, вырабатывают отношение ребёнка к окружающей действительности.

В Стандарте выделено пять образовательных областей. В работе логопеда эти направления развития идут параллельно. Ребёнка надо подвести к тому, чтобы он умел общаться, договариваться, аргументированно отстаивать свою точку зрения – это социально-коммуникативное развитие; много знал – это познавательное развитие; смог выразить свои мысли- это речевое развитие; видел красоту окружающего мира  – это художественно-эстетическое развитие; был здоровым, имел развитую артикуляционную, мелкую и общую моторику – это физическое развитие.

Всё это позволит при планировании коррекционной работы с ребёнком и в процессе образовательного процесса воплотить принципы дошкольного образования:

  • полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация ) детского развития личностно-развивающий характер выстраивания взаимоотношений на практике;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • поддержка инициативы ребёнка во всех видах деятельности;
  • соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

Стандарт определяет Программу ДОУ как программу психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей. Для логопеда это может означать снятие регламентированных временных рамок для устранения речевого дефекта. Теперь, опираясь на ФГОС ДО, можно работать с ребёнком столько, сколько необходимо для устранения выявленного речевого нарушения.

Читайте также:  Нормы развития ребенка до года ползает

Список использованной литературы:

  1. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/Под общ. редакцией М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112с. ISBN 978-5-9925-0936-6
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2014. 96 с. (Правовая библиотека образования). ISBN 978-5-9949-1024-5

Источник

Елена Чистикина
Логопедическое сопровождение в ДОУ

1СЛАЙД:Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.

Специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми логопатами,в том числе с ОВЗ остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных сведет наши усилия на нет. В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам данные условия. И мы, педагоги, обращаясь к родителям говорим, что процесс логопедической коррекции в условиях дистанционного обучения будет проходить с использованием ИКТ, что предполагает организацию системы заданий, адаптацию существующих программ к данному формату проведения занятий, учет индивидуальных особенностей ребенка.

Логопедическое дистанционное сопровождение может проходить в режиме офлайн. Учитель-логопед размещает задания: материалы для самостоятельного изучения и выполнения, задания для самостоятельной проверки и др. Родитель вместе с ребенком выполняет задания, самостоятельно работают с материалами. Используемые ресурсы для онлайн/офлайн урока — бесплатные программы Skype, Viber, WhatsApp, ВКонтакте.

2 СЛАЙД Дошкольники вместе с родителями могут проходить онлайн-тесты, конкурсы, викторины, олимпиады по логопедии в сети Интернет на сайте «Логопедический портал» (Всероссийский образовательный портал) https://logoportal.ru/в разделах: «Логопедам- Конспекты- Задания и т. п.», «Родителям-Детям- Тесты- Развитие речи», «Нарушение речи» или на других логопедических сайтах:

3 СЛАЙД Логопедический сайт «Болтунишка» https://www.boltun-spb.ru/Подробно рассказано о том, какие бывают речевые нарушения, почему они возникают, и какие приёмы работы помогут решить речевые проблемы

4 СЛАЙД: https://logopedia.by На данном сайте размещена информация о нарушениях речи и их коррекции. А так же множество игр по развитию мелкой и артикуляционной моторики.

5СЛАЙД: https://logopeddoma.ru Содержательный и познавательный логопедический портал. Здесь представлены занятия с заикающимися детьми, конспекты занятий по автоматизации и дифференциации звуков, игры для развития речи, логопедический массаж, советы логопеда! А также много полезной информации для родителей!

6СЛАЙД: ОБУЧАЛКА https://obuchalka-dlya-detey.ru/logopedicheskie-igryi-podborka-igr-onlayn-i-dlya-pk/ Сайт с разнообразными логопедическими и развивающими играми. Здесь указана подборка игр онлайн и для ПК. Подробно описывается, как можно скачать и использовать данные игры. Такие игры полезны не только в период дистанционного обучения, но и будут являться отличным весёлым развивающим дополнением к основному обучению!

7СЛАЙД:ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ:

Для методической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, на сайте Института коррекционной педагогики Российской академии образования создан специальный раздел

https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/ , где уже размещены и будут еще размещаться обучающие материалы для педагогов и родителей.

Как работаю я в дист.формате:

8 СЛАЙД: начало дист. работы —ватсаап, вайбер

9 СЛАЙД Снимаю видео –постановка,автоматиз. звуков, массаж з. щеткой

10 СЛАЙД Сайт д. сада…

11 СЛАЙД Маам. ру ….

12 СЛАЙД ЗА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ ГОДЫ РАБОТЫ МНОЮ СОЗДАНА КОПИЛКА,

Таким образом,грамотное сочетание традиционных средств и ИКТ позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем,выполняя все необходимые требования,но и повысить мотивацию родителей и детей к занятиям,что существенно сокращает время на преодоление речевых нарушений и повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Источник

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

        Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в логопедии определилось особое направление под названием «Превентивное логопедическое воздействие». Суть его заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция (в нашем случае – профилактика) с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, их речи. Известный петербургский ученый доктор медицинских наук, ведущий сотрудник института эволюционной физиологии и биохимии им.И.М. Сеченова Российской академии наук Е.П.Харченко утверждал: «Несформировавшаяся в соответствующий момент раннего развития ребенка функция мозга (и в частности речь) часто не развивается нормально либо вообще не развивается в более поздние сроки, поскольку мозг оказывается уже на другом этапе развития, и невозможно воспроизведение предшествующих стадий структурно-функциональных отношений, соответствующих развитию и становлению этой функции… и в лечении, и в логопедической коррекции любого отставания развития ребенка важно не опоздать. Опасность промедления чревата тем, что дефект развития будет невозможно обратить или уменьшить».

        Отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в адаптационный период в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи: нарушению процесса общения и обусловленные им трудности дальнейшей адаптации в детском коллективе (ребенка не понимают и не хотят принимать его в игру), речевому негативизму (отказу какой-либо деятельности), вторичной задержке познавательной деятельности (ни для кого не секрет – существование взаимосвязи речи и мышления).

        Наряду с важнейшими направлениями работы с малышами, такими как развитие наглядно-действенного мышления, продуктивных видов деятельности (изобразительной и конструирования), физического развития свои особенности имеет и непосредственно логопедическая работа: ежедневные упражнения мимической, артикуляционной, дыхательной гимнастики с использованием коротких ритмичных рифмованных текстов, а также ярких картинок и игрушек в качестве зрительной опоры. В младшей группе логопед не занимается формированием укладов отсутствующих или неправильно произносимых детьми звуков. Даже уточнением произношения сохранных звуков он начинает только тогда, когда все дети овладели фразовой речью.

Читайте также:  Позновательное развитие ребенка в дидактической игре

        Одной из важнейших задач в непосредственной образовательной деятельности является эмоциональное благополучие малышей. Установление частого эмоционально-положительного контакта подразумевает использование преимущественно индивидуального общения воспитателя с ребенком и формирование у детей мотивации к общению между собой. В нашем детском саду эту часть педагогического процесса курируют педагог-психолог и старший воспитатель.

Исходя из требований к речевому развитию детей раннего возраста для воспитателей и родителей подобраны разнообразные темы консультаций:

  • «Речь ребенка от 2 до 3 лет»
  • «Проверьте слух у ребенка»
  • «Если в диагнозе стоит ПЭП…»
  • «Если ребенок не говорит»
  • «Тренируем пальчики – развиваем речь»

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

  • Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания
  • В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

  • Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

  • Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

  • Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала

  • Необходимо контролировать длительность занятия

  • Необходима четкая структура занятия

  • Малышам необходима положительная оценка их деятельности

        Ранняя профилактика нарушений речевого развития имеет большие потенциальные возможности и может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, подготовке их к школьному обучению в полном объеме, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики.

Рекомендуемая литература:

  1. Ковалева И.А. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период // Логопед. 2009. № 1.
  2. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. М., 2008.
  3. Нищева Н.В. Важно не опоздать! Специфика логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста // Логопед. 2012. № 6.
  4. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). СПб., 2012.
  5. Ульянова А.А. Cотрудничество учителя-логопеда с родителями «неорганизованных детей» раннего возраста при ДОУ // Логопед. 2011. № 6.
  6. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. М., 2008.

Источник

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ) С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Речь – одна из важнейших психических функций человека. Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.

Ранний возраст – лучший для профилактики и коррекции недостатков речи. Этому способствуют особенности ребенка: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.

К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов, а также психоэмоционального состояния, ребенок неуверен в себе, закомплексован, не хочет заниматься и т. д.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи:

  • недоразвитие фонематического слуха;
  • задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов;
  • обеднение словаря ребенка;
  • нарушение грамматического строя речи.

Учет закономерностей действия факторов риска позволяет целенаправленно проводить профилактическую и коррекционно-педагогическую работу с детьми дошкольного возраста.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста – это специальная работа с 2-4 летними детьми, включающая раннюю диагностику и комплексную коррекцию речевых нарушений, которая позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.

В нашем дошкольном образовательном учреждении, группы коррекционной направленности комплектуются с учетом заключений психолого-медико-педагогической комиссии, и возраста детей (от 4 лет). Следовательно, дети младшего возраста (2 – 4 года) остаются без логопедической помощи. Без соответствующего сопровождения и помощи на ранних этапах развития ребенка, дети, поступающие в логопедические группы к 4 годам, испытывают трудности в обучении и воспитании, а также коррекции речевого дефекта.

Основываясь на этом, специалисты ДОУ ставят для себя задачу психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Служба сопровождения начинает работу за месяц до начала учебного года (август). В данной работе принимают участие педагоги и специалисты ДОУ.

Рассмотрим область деятельности каждого специалиста службы комплексного сопровождения детей:

  1. Педагог-психолог: психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое консультирование,   психотренинг,   психокоррекция,   психотерапия,   разработка   и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.
  2. Учитель-логопед:  диагностика речевого развития, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
  3. Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций  психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
  4. Старшая медицинская сестра: информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников;
  5. Инструктор  по физкультуре: выполнение рекомендаций психолога, учителя-логопеда, врача, проведение занятий  с учетом индивидуального подхода.
  6. Музыкальный   руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами  танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога;
  7. Председатель ПМПк: ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации  работы, анализ эффективности.
Читайте также:  Развитие самосознания ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей осуществляется поэтапно. В качестве основных этапов можно выделить следующие:

  1. Диагностический этап.

Данный этап предполагает комплексное изучение детей, составление плана проведения диагностического исследования (диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив, темпов обучения).

Специалистами ДОУ проводится многопрофильное комплексное обследование детей, нуждающихся в логопедической помощи, которое затрагивает обследование речи, моторики, психического статуса, оптико-пространственного восприятия, интеллекта и логики, а также высших психических функций. Также изучаются медицинские показатели, влияющие на дальнейшее обучение и воспитание детей (медицинские заключения узких специалистов).

  1. Консультативно-организационный этап.

По итогам диагностического исследования разрабатывается программа сопровождения детей раннего возраста группы риска, а также организация работы службы сопровождения, которая включает в себя:

  • всестороннее обсуждение проблем ребенка и его семьи в ракурсах информации специалистов разного профиля;
  • составление индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с учетом приоритетных направлений, ознакомление и согласование ее с родителями;
  • коллегиальное рассмотрение вопросов, связанных с реализацией программы;
  • внесение коррективов в программу  при необходимости;
  • определение реабилитационного потенциала ребенка и его семьи;
  • консультирование всех участников комплексного сопровождения по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями ребенка, личностными особенностями детей с проблемами в развитии, правами детей и их родителей.
  1. Коррекционный этап.

Этап предполагает реализацию программы логопедического сопровождения детей раннего возраста на основании результатов диагностического исследования.

Основные направления деятельности:

  1. Совершенствование двигательных функций, что предполагает необходимость развития общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков.
  2. Сенсорное воспитание детей, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
  3. Развитиепредметной деятельности как ведущей деятельности детей раннего возраста. Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в дидактических играх и в быту, развивая наглядные формы мышления.
  4. Формирование эмоционального и ситуативно-делового общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
  5. Целенаправленное развитие речи, ее функций.

Главной особенностью коррекционной работы с детьми раннего возраста, воспитанниками детского сада является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:

  • построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • занятия интегрированного характера, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия;
  • индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задания каждым ребенком могут быть различными в зависимости от нарушений;
  • построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работа и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
  • использование игровой мотивации на всех занятиях;
  • продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день, но не более 15-20 мин;
  • необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда, психолога и других специалистов ДОУ: на аналогичном материале в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.
  1. Контрольно-диагностический этап.

Основная цель этапа – выявить влияние логопедического сопровождения на динамику речевого развития детей раннего возраста. Диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения. Также контрольное диагностическое обследование поможет составить прогноз относительно дальнейшего развития каждого ребенка.

Основные этапы контрольно-диагностического этапа:

  1. Выявление динамики психомоторного развития детей раннего возраста.
  2. Выявление динамики речевой деятельности детей.

Комплексное обследование детей проводят специалисты ДОУ, с использованием методик применяемых на I этапе. Результатом системного обследования ребенка является квалифицированное логопедическое заключение, выявление сильных и слабых звеньев в развитии психических функций, интеллектуальных особенностей, предпочтений ребенка, с опорой на которые будет строиться последующее обучение. Также специалистами ДОУ проводятся индивидуальные и подгрупповые консультации родителей и педагогов ДОУ.

Данная модель логопедического сопровождения детей раннего возраста, позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, прослеживать динамику коррекционной работы, координировать деятельность всех специалистов службы сопровождения дошкольного учреждения.

Библиографический список

  1. Архипова, Е.Ф. «Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии» [Текст] / Е.Ф. Архипова // Спец. психология. –№ 1(3). – 2005. – С. 60
  2. Соколова, Н.Д., Калинникова, Л.В. «Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрест. по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» [Текст] / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова // – М., 2001.
  3. Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства. Диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2–3 лет» [Текст] /Н.В. Макарычева// – М., 2005.
  4. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. [Текст] / Е.А. Стребелева //  – М.: Просвещение, 2007. Формула успеха / под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Московское Бюро ЮНЕСКО, 2005.
  5. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе (приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 №28-51-513/6) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – № 5, 2005

Источник