Логопедическое развитие ребенка 3 лет
Каждая мама желает видеть своего ребенка здоровым, активным, интеллектуально развитым. А с каким нетерпением ожидаем от своего чада первых слов! Увы, но не всегда желания родителей сбываются. И всему есть причины. Давайте разберёмся в них по подробнее.
Причины нарушений речи
Медицинские
- Неблагоприятное течение беременности (угроза прерывания, токсикозы, инфекции и интоксикации и т.д.).
- Прием беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических средств.
- Осложнения при родах (преждевременные роды, асфиксия, родовая травма и т.д.).
- Травмы головы в период до трех лет.
- Нарушение слуха у ребенка.
- Особенности строения речевого аппарата.
- Генетический (наследственный) фактор.
- Длительное сосание пальца или соски.
- Леворукость.
Социальные
- Незаинтересованность окружающих взрослых в общении с ребенком. Это проявляется в недостаточном речевом окружении, то есть малыш редко слышит грамотную правильную речь взрослого человека, игры с ребенком не сопровождаются объяснениями. Взрослый производит уход за ребенком молча, не акцентируя внимание на своих действиях.
- Неправильная речь взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка. Это может быть как и неправильное произношение звуков, так и элементарное «сюсюканье». В итоге ребенок подражает тому, что слышит.
- Требования взрослых правильно произнести звук, при этом не показывая ребенку правильной артикуляции. Это может привести к становлению искаженного звука (например, горлового звука «Р»).
Хочется отметить, что неправильное произношение не передается по наследству. Могут наследоваться некоторые анатомические особенности, например, строение зубов, инертность нервной системы. Но эти нарушения могут быть исправлены врачами – специалистами.
Характеристика ребенка 3-летнего возраста
Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.
После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.
Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.
Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.
Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.
Когда необходимо обратиться к логопеду?
Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.
Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.
Вот некоторые из них:
- ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
- малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
- не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
- если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.
Обратиться нужно к таким специалистам как невролог, психолог, логопед. Они проведут необходимое обследование и, в случае необходимости, назначат лечение. Помните, чем раньше малышу будет оказана квалифицированная помощь, тем эффективнее она будет. Тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.
Какие занятия можно проводить с ребенком дома?
Каждая мама знает, что если правильно организовать деятельность ребенка дома, то можно добиться больших успехов в его развитии.
Давайте остановимся на том, какие виды деятельности этому способствуют:
- Пальчиковые игры. Сейчас уже всем известно, что развитие моторики сказывается на развитии речи. Все дело в строении коры головного мозга, в которой зоны, отвечающие за развитие моторики, отвечают и за речь.
- Артикуляционная гимнастика. Куда без нее? Ведь только хорошо развитые мышцы артикуляционного аппарата, способствуют правильному положению языка, губ во время произнесения звука.
- Игры на развитие слуха.
- Заучивание стихов, чтение, рассказывание.
Остановимся на этом подробнее.
Пальчиковые игры
Для начала давайте разберемся что такое пальчиковая гимнастика. Это движения пальцами и кистями рук, которые могут быть активными и пассивными. Первый вариант подходит для детей младенческого возраста, второй – для дошкольного возраста. Гимнастика подразумевает следующие виды деятельности: массаж, пальчиковые игры, которые сочетаются с рифмованным текстом (стихами) и манипуляции с мелкими предметами.
Какими же преимуществами обладает пальчиковая гимнастика?
- Развитие речи. По-другому, за работой пальчиков следят те же полушария, что и за развитием речи. Поэтому совершенствую мелкие движения, вы тем самым совершенствуйте и речь.
- Развитие осязания. Понятно, что, работая пальчиками, ребенок учится чувствовать поверхности и размер разных предметов, развивая тем самым тактильные ощущения.
- Развитие моторики. Ясно, что чем чаще ребенок работает пальчиками, тем более совершенны и тонки его движения, лучше координация.
- Развитие чувства ритма и развитие памяти. Пальчиковые игры не проходят без произнесения каких-либо стихов, потешек, повторение которых в сочетании с ритмичными движениями рук служит развитием памяти и чувства ритма.
Малыши возраста трех лет с интересом играют в пальчиковые игры, которые поддерживаются речью. Иногда им самим трудно выговаривать текст, поэтому достаточно вначале это делать взрослому. Не забывайте произносить слова выразительно, то понижая, то повышая голос, делая паузы. После нескольких повторений малыш запомнит новую игру и с удовольствием будет повторять за вами.
Предлагаем несколько пальчиковых игр для малышей трех лет.
Замок
Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).
Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).
Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).
И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).
Кисточка
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.)
Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.
Жук
Я веселый Майский жук.
Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу… (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)
Еще несколько упражнений по пальчиковой гимнастике смотрите в нижеследующем видео.
Артикуляционная гимнастика
Выполнение артикуляционных упражнений является неотъемлемой частью работы по формированию правильного звукопроизношения. Их польза очевидна, они укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, делают их более подвижными, способствуют увеличению объема и силы движения.
С их помощью ребенок вырабатывает навыки использования точных позиций органов артикуляции для правильного произнесения звука. Эти упражнения несложные и вполне могут использоваться родителями дома.
Важно, чтобы при проведении артикуляционной гимнастики соблюдались определенные условия:
- упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение своего языка в полости рта. Нужно задавать уточняющие вопросы «Где находится язычок?», «Что у тебя делают губы?».
- не стоит выполнять упражнения слишком долго, ребенок может утомится и потерять интерес к занятию. Оптимальным будет считаться 5-10 минут.
- темп упражнений должен быть ровным, затем постепенно ускоряться. Необходимо наблюдать, чтобы движения при этом были точными, в противном случае упражнения не будут приносить пользу.
Дома лучше всего при проведении игр на развитие артикуляции использовать стихи и картинки. Это сделает занятие более ярким, интересным. Приводим пример упражнений на развитие артикуляции.
«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться.
«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться.
В следующем видео предлагается артикуляционная гимнастика от логопеда, которая поможет быстро и правильно научиться произносить звуки.
Игры на развитие слуха
Формирование звукопроизношения напрямую зависит от того как хорошо ребенок различает звуки речи на слух. По-другому это свойство называют фонематический слух. Для того, чтобы ребенок чисто говорил, ему необходимо уметь различать звуки речи. Он должен уметь сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое произношение.
К 3-4 годам ребенок уже умеет различать в речи окружающих гласные звуки, затем согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие. Чтобы развитие слуха происходило в соответствии с нормой, нужно с малышом выполнять упражнения на развитие этой способности. Они включают в себя задания на различение громкости звука, источника звука, узнавание предмета, который издает звук – такие игры предлагаются детям младшего возраста.
Ребята, которым исполнилось 3 года, чаще предлагают задания на нахождение и различение звуков в словах. Это могут быть следующие игры: «Где звук?» – необходимо определить местонахождение звука в слове (в начале, в конце, посередине); «Кто больше придумает слов со звуком …» – игра на придумывание слов с заданным звуком; «Топни, если услышишь звук …» – развивать умение услышать заданный звук в слове и др.
Заучивание стихов, чтение, рассказывание
Многие родители знают, что заучивание стихов детьми полезно. Давайте разберемся, чем?
- Расширяется кругозор, увеличивается активный словарь ребенка. Ребенок начинает использовать в речи не просто заученные слова, он использует уже знакомые ему грамматические конструкции. Таким образом его речь становится более правильной и богатой.
- Развивается память. Доказано, что ребенок лучше запоминает рифмующиеся конструкции. Чем больше малыш запоминает небольших четверостиший, тем легче ему будет заучивать более сложные произведения в старшем возрасте.
- Повышается общий уровень культуры человека. Ведь в стихах писатели отражают нормы поведения, которые запоминаются малышом вместе с рифмованными строчками.
Хочется посоветовать авторов, произведения которых наиболее понятны и интересны детям. Это А. Барто, К. Чуковский, С. Михалков, С.Маршак, А.Пушкин и др.
О пользе чтения можно говорить бесконечно. Давайте сформулируем основные плюсы этого увлекательного занятия: художественные произведения учат добру, объясняют, чем оно лучше зла, знакомят с окружающим миром, расширяют словарный запас, учат преодолевать трудности, развивают фантазию, воображение. Кроме указанной пользы, семейное чтение сближает маму и малыша, дает положительный эмоциональный настрой. Малыши с удовольствием слушают взрослого, и еще интересней им становится, когда прочитанное подкрепляется яркими и четкими иллюстрациями.
Для того чтобы это увлекательное занятие пошло на пользу малышу, давайте вспомним несколько правил, которые должны соблюдать родители.
- Выбор книги зависит от времени суток, настроения малыша и его самочувствия.
- Не читать на ночь страшные сказки.
- Прежде чем начать читать ребенку, познакомьтесь с произведением. Оцените, понравится ли оно малышу, и каков конец истории.
- Читайте выразительно, а не механически. Вникайте в каждое слово.
- Читайте регулярно, а не от раза к разу.
Следуя этим простым правилам, вы превратите общее с ребенком времяпрепровождение в настоящее удовольствие для вас обоих.
Помните, занятия, которые вы решитесь проводить с ребенком, вовсе не должны выглядеть как занятия. Все должно проводиться в игровой форме, в те моменты, когда ребенок хорошо себя чувствует и находится в приподнятом настроении. Иначе это может иметь противоположный эффект, ребенок замкнется или станет агрессивным.
Главное – систематичность занятий, и скоро вы заметите успехи, которые непременно порадуют вас и ребенка и дадут стимул к дальнейшим достижениям.
Пример логопедических занятий с ребенком в 3 года вы можете увидеть в следующих видео.
Источник
Чек-лист по умениям ребенка. Легко повторить дома самостоятельно.
Когда ко мне приходят родители с запросом запустить речь у ребенка, я работаю не только над речью, но и над общим развитием. Почему это важно? До этого писала, что речь — одна из высших функций. И если ребенок отстает в каких-то аспектах (мышление, память, внимание), то речь не будет развиваться нормально.
Что я проверяю у неговорящего ребенка трех лет
- Понимание инструкций.Можно попросить все что угодно: встать, прыгнуть и выйти из комнаты, взять игрушку и положить маме на колени, например.
- Знание цветов. Ребенок 3 лет знает основные цвета: зеленый, красный, синий, желтый.
- Знание форм. Отлично подходит сортёр. В этом возрасте малыш уже умеет подбирать фигуру под правильный разъем, а не тыкает круг куда попало, пока случайно не попадет в нужный разъем. То есть ребенок уже учится и умеет думать.
- Различение понятий «один — много». Ребенок должен показывать, где один предмет, а где несколько.
- Различение понятий «большой — маленький». Просим показать, где большой орех, а где маленький, где большая шишка, а где маленькая. Подойдут любые предметы.
- Умение различать неречевые звуки. Проверяется в игре. Возьмите звучащие игрушки, например, погремушку, колокольчик, дудочку (что угодно), покажите сначала, как звучит каждая игрушка, потом попросите ребенка отвернуться. Подудели в дудочку, ребенка просите повернуться и показать, что у нас звучало. И так со всеми муз. игрушками.
- Понимать, что съедобное, а что нет. В игре кормим игрушку тем, что есть в холодильнике. Предлагаем ей хлеб, сыр — ребенок определяет это, как съедобное, кладет на тарелку. Предлагайте кукле кубики, лего и т.д. Ребенок должен понимать, что это есть нельзя, складываем под стол, например.
- Знание звукоподражаний. Ребеночек может показывать пальчиком, если не говорит. Я спрашиваю, покажи, кто говорит «му-му», а кто говорит «гав-гав».
- Понимание простых слов. Также по картинкам или игрушкам спрашиваем, где мышка, где мишка, где хрюшка. И т.д.
- Понимание глаголов. Тоже можно проверить по картинкам или по инструкциям ребенку: встань, иди, ляг. По картинкам — просим показать, где девочка спит, где девочка рисует. Если ребенок знает мало глаголов, я использую специальные игры и книгу Т. Н. Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе».
- Важно! Обязательно проверяем речевой аппарат, может ли ребенок следующее:
- открыть и закрыть рот
- высунуть язык и убрать обратно
- улыбнуться, а потом сделать губами трубочку
- поднять язык вверх к губам, а затем опустить вниз
- сделать серию движений: открыть рот — улыбнуться — сделать губами трубочку (взрослый показывает серию сразу, ребенок должен повторить по памяти)
Если ребенок не может выполнить или ему удается сделать это с трудом, возможно, ребенок не говорит именно из-за этого. Не чувствуя положение губ, языка, щек, ребенок не сможет говорить. Такое состояние называется диспраксией (у одних авторов) или апраксией (у других). Поможет артикуляционная гимнастика (особенно нравится методика Лынской М. И., описано в книге «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика») и общее моторное развитие (танцы, ЛФК).
Это тот минимум, на который я обращаю внимание на диагностике. А, самое главное, любая мама и любой папа может сам прорабатывать дома каждый пункт из моего чек-апа, обязательно, в игре и с хорошим настроем.
P.S. Про нормы речевого развития я писала здесь.
Источник