Логопедическая выписка из истории развития ребенка
Необходимость водить ребенка в специализированный логопедический сад устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Раньше направление на прохождение комиссии выдавал логопед при осмотре ребенка в детском саду или врачи районной поликлиники, прежде всего, невролог. Теперь, если родители видят необходимость в специализированном обучении, они могут самостоятельно подать заявление в ПМПК.
Оформление в логопедический детский сад – процесс небыстрый и требует подготовки определенных документов. Мы предлагаем вам оптимальную, на наш взгляд, пошаговую тактику подготовки к ПМПК и дальнейшей постановки в очередь в логосад.
Шаг 1. Запись на прием в ТПМПК. Необходимо узнать адрес комиссии, где проходит обследование. Такие комиссии есть в каждом районе города. Записаться на прием можно очно, приехав в рабочие часы, или через сайт. Поскольку желающих пройти комиссию много, дату вам назначат спустя месяц или полтора, за это время вы успеете подготовить все документы. Также рекомендуем вам обращаться в самом начале учебного года, так как с 1 февраля уже начинают формироваться списки детей в группы на следующий учебный год. Обращаем ваше внимание на то, что в летние месяцы ПМПК не работает, поэтому самое благоприятное время для обращения – с сентября по февраль.
Шаг 2. Посетить невролога районной поликлиники. Невролог должен выдать медицинское заключение о наличии и характере нарушений, требующих пребывания ребенка на специализированном обучении. Важное условие – врач должен поставить четкий диагноз, который есть в перечне МКБ. Это может быть алалия, дизартрия, логоневроз и другие заболевания, требующие коррекции.
Шаг 3. Посетить педиатра и попросить подготовить подробную выписку из истории развития ребенка. В некоторых ТПМПК для этого есть специальные бланки, которые можно скачать на сайте комиссии или взять при очном посещении, в других случаях выписка подготавливается на листе формата А4. Важно не забыть поставить потом на ней печать учреждения, выдавшего выписку. Ее, как правило, родители сами проставляют в страховом столе поликлиники, но лучше уточнить это у педиатра.
Шаг 4. Взять документы из детского сада. От воспитателей необходимо получить справку о том, что ребенок действительно посещает сад, а также характеристику на ребенка. На документах должна быть подпись заведующей и печать учреждения.
Шаг 5. Подготовка остальных документов.
От родителей также понадобятся:
- Заявление о проведении обследования в ТПМПК
- Заявление на прохождение ПМПК
- Согласие на обработку персональных данных и осмотр ребенка специалистами (невролог, психиатр, ортопед, педиатр). Данные бланки являются стандартизированными, выдаются в ТПМПК. Также их можно скачать на сайте комиссии. Во всех заявлениях необходимо указывать дату непосредственной подачи документов.
- Документы, удостоверяющие личность (для ребенка – свидетельство о рождении и его копия, для родителя – паспорт или документ, заменяющий его).
Шаг 6. Пройти ПМПК. Со всеми документами необходимо приехать на комиссию к назначенному времени. Вся процедура займет не больше 15 минут. По итогам комиссия должна выдать заключение о необходимости логопедического сада или дать рекомендацию посетить комиссию через год.
Шаг 7. Выбрать логопедический сад и встать в очередь будущих воспитанников. Не во всех районах имеются специализированные учреждения, в некоторых государственных детских садах есть логопедические группы. После того, как родители определились с желаемыми садами, необходимо подать заявление о зачислении или переводе ребенка в логопедический детский сад. В лучшем случае ребенок начнет посещать логопедический сад с нового учебного года. Когда мест недостаточно, можно ждать и год, и два (при не очень сложных диагнозах дети посещают логосад только год или два – перед школой).
О плюсах и минусах логопедических садов можно прочесть в другой статье на нашем сайте.
Источник
КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
![]()
А. Зарин КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ Санкт-Петербург 2017 ББК 88.3я73 З 34 Печатается по решению кафедры олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ им.
Подробнее
Карта диспансеризации несовершеннолетнего
![]()
Карта диспансеризации несовершеннолетнего Медицинская документация Учетная форма N 030-Д/с/у-13 1. Полное наименование стационарного учреждения 1.1. Прежнее наименование (в случае его изменения): 1.2.
Подробнее
В ЦПМПК могут обратиться:
![]()
Внимание! В соответствии с п. 4.11. Положения о порядке работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга
Подробнее
ПОЛОЖЕНИЕ Об индивидуальной карте ребенка
![]()
ПОЛОЖЕНИЕ Об индивидуальной карте ребенка 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об индивидуальной карте ребенка (далее Положение) определяет содержание, особенности заполнения, последовательность
Подробнее
Причины возникновения речевых нарушений.
![]()
Причины возникновения речевых нарушений. Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них
Подробнее
УЧЕБНАЯ ИСТОРИЯ РОДОВ
![]()
УЧЕБНАЯ ИСТОРИЯ РОДОВ Ф.И.О. Возраст Профессия Постоянное место жительства (город, село) Дата поступления: число час. мин. Дата выписки Семейное положение_(замужем, незамужем) Возраст и профессия мужа
Подробнее
П Р И К А З г. Москва
![]()
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З 2017 г. Москва О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
Подробнее
История развития ребенка (Форма 112/у)
![]()
Источник: https://belforma.net/бланки/здравоохранение/история_развития_ребенка_форма_112у c возможностью скачать типовой бланк в формате PDF (Adobe Reader). История развития ребенка (Форма 112/у) Утверждена
Подробнее
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
![]()
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Основные общеобразовательные программы Основная образовательная программа дошкольного образования Основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная
Подробнее
И.Ю.Кислицина, руководитель районной ПМПК
![]()
Основные образовательный программы (АООП/АОП/СИПР) для детей ОВЗ, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта И.Ю.Кислицина, руководитель районной ПМПК Функции
Подробнее
Поздний токсикоз при беременности :00
![]()
Беременность важный этап в жизни каждой женщины. Уже с первых недель, беременная женщина понимает всю ответственность процесса вынашивания малыша. В это время ей хочется окружить себя только добрым и положительным,
Подробнее
Руководитель департамента
![]()
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ул. Новолучанская, д.27, Великий Новгород, Россия, 173001 тел. (8162) 77-25-60, факс 77-47-71 E-mail: depobr@edu53.ru 19.05.2014 530-рг
Подробнее
Я, (Фамилия, Имя, Отчество полностью)
![]()
1 Приложение 2 “Информированное согласие на проведение химиопрофилактики передачи ВИЧ инфекции от матери ребенку во время беременности, родов и новорожденному” Я, (Фамилия, Имя, Отчество полностью) года
Подробнее
Дистресс плода :00
![]()
Беременность для женщины это не что иное, как возможность ощутить себя по-настоящему счастливой. Для каждой будущей мамы важно знать, что ее малыш прекрасно себя чувствует, находясь в утробе. К сожалению,
Подробнее
Источник
Памятка по составлению логопедического представления
на ребёнка школьного возраста
1. Краткий анамнез речевого развития.
Анамнез составляется по материалам медицинской документации или со слов родителей (законных представителей).
Варианты формулировок:
– речевое развитие без особенностей;
– речевое развитие протекало в соответствии с возрастом;
– задержка темпов речевого развития;
– позднее появление речи;
– речь долго оставалась неразборчивой для окружающих и др.
2. Речевая среда и социальные условия.
Варианты формулировок:
– речевая среда без особенностей;
– социальные условия благоприятные / неблагоприятные;
– двуязычие в семье;
– у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);
– ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;
– речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;
– недостатки речи у близких родственников (указать, какие).
3. Общая и мелкая моторика.
Варианты формулировок:
– нарушений ручной моторики не наблюдается;
– недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
– ведущая рука – правая (левая);
– предпочитает работать левой (правой) рукой;
– неправильно держит ручку;
– испытывает трудности при овладении графическими навыками;
– наблюдается замедленный темп письма;
– мышцы руки быстро утомляются при письме;
– замен движений и синкенезий (сопутствующих движений) не наблюдается;
– отмечается общая заторможенность движений;
– характерное двигательное беспокойство.
4. Артикуляционный аппарат.
Оценивается: размер, строение, целостность органов артикуляционного аппарата.
Варианты формулировок:
– анатомическое строение без аномалий;
– строение артикуляционного аппарата без особенностей;
– органы артикуляционного аппарата без отклонений в строении;
а) губы (толстые, малоподвижные, тонкие, вялые, наличие послеоперационных рубцов и др.);
б) зубы (мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, аномалии челюстной дуги и др.);
в) язык (вялый, массивный, маленький, укороченная подъязычная связка и др.);
г) твердое нёбо (высокое, имеет готическую форму, уплощённое, расщелина и др.);
д) мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы и др.);
е) артикуляционная моторика:
Указывается: характер, степень выраженности в состоянии покоя, при двигательных нагрузках; каких органов артикуляции, с какой стороны.
Оцениваются: объем движений, сила движений, точность, переключаемость; наличие синкинезий; усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках; степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений.
Варианты формулировок:
– двигательные функции сохранны;
– наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса;
– может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
– движения замедленные, с затруднениями;
– наблюдается замена движений и синкенезии (сопутствующие движения);
– объем движений неполный;
– переключаемость движений нарушена;
– тонус нормальный, активность движений достаточная;
– при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
– точность выполнения движений сохранна;
5. Общее звучание речи.
Оцениваются особенности голоса и общее звучание речи.
Варианты формулировок:
– без особенностей, нормальной громкости, затухающий, глухой, звонкий, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, дрожащий, назализованный и др.;
– речь невнятная, чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих;
– разборчивость речи не нарушена (снижена);
– речь выразительная (невыразительная);
– речь интонационно оформленная;
– речь монотонная:
– затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.
6. Понимание речи.
Варианты формулировок:
– обращённую речь понимает в полном объёме;
– понимание обращённой речи затруднено;
– требуется неоднократное (многократное) повторение инструкций;
– понимает речь в пределах уровня интеллекта;
– правильно выполняет действия по речевой инструкции.
7. Активный словарь.
Оценивается: качественный и количественный состав, особенности актуализации словаря, уровень сформированности обобщающей функции слова.
Варианты формулировок:
– соответствует возрасту;
– ограничен обиходно-бытовой тематикой, беден, мал, неточен;
– преимущественно представлена конкретная бытовая лексика;
– преимущественно использует глагольную лексику;
– незначительный объем прилагательных, наречий и др.;
– с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (указать, какому), встречаются словесные замены;
– испытывает трудности в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
– не понимает значения многих слов, допускает ошибки в их употреблении;
– допускает смешение слов по смыслу и акустическому сходству;
– неточность в употреблении слов;
– вербальные парафазии (смешение слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);
– обобщающие понятия сформированы;
– использует слова в переносном значении.
8. Грамматический строй.
Оценивается:
– тип предложения: назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватные замыслу высказывания;
– развернутость предложения (длина в среднем);
– степень выраженности аграмматизма при его наличии: отдельные аграмматизмы (указать, какие), неустойчивые ошибки;
– уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;
– характер аграмматизма: смешение моделей, гипергенерализация, нарушение порядка слов в предложении, пропуски (замены) предлогов, др.
Варианты формулировок:
– речь без аграмматизмов;
– в спонтанной речи (в ходе обследования) аграмматизмов не выявлено;
– грамматический строй недостаточно сформирован;
– в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;
– составляет предложения по опорным словам;
– использует сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы а, но, и);
– сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (использует союзы: потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);
– ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
– наблюдаются аграмматизмы в устой речи, неправильное согласование прил. с сущ.;
– отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами;
– аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных;
– неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;
– понимает и употребляет предлоги;
– использует приставки при образовании сущ. и гл.;
– имеются ошибки при преобразовании и сущ. в множественное число;
– трудности в словообразовании / словоизменении;
– операции словоизменения и/или словообразования затруднены.
9. Слоговая структура:
Указывается: тип слоговой структуры (многосложные, со стеченьями согласных, малознакомые, количество слогов и из каких слогов состоит, например трехсложные со стечением согласных на границе слогов).
Оценивается: характер ошибок.
Варианты формулировок:
– пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог; переставляет согласные;
– очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова;
– при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец;
– слоговая структура сохранна;
– нарушения слоговой структуры слова отсутствуют;
– слоговая структура слова не нарушена;
– правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры;
– невозможность воспроизведения слов;
– переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски слогов;
– допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов);
– замедленное послоговое воспроизведение слов сложного слогового состава.
10. Звукопроизношение.
Оценивается: наличие / отсутствие дефектного произношения звуков.
Указываются:
– звуки, имеющие дефектное произношение;
– характер нарушения: искажения (указать, какие), замены (указать, какие), смешения (указать, какие);
– устойчивый или неустойчивый характер проявления недостатков, с чем это может быть связано.
11. Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез.
Варианты формулировок:
а) фонематическое восприятие:
– сформировано;
– не сформировано (указать, какие звуки, по каким признакам смешиваются, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков);
– дифференциация звуков не нарушена;
– правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки;
– при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки;
– наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
б) звуковой анализ и синтез:
– способность выделить звук на фоне слова сформирована;
– определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове;
– первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки;
– способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована;
– навык звукового анализа и синтеза сформирован;
– владеет звуковым анализом слов (указать, каких);
– при выполнении звукового анализа допускает ошибки (указать, каких);
– доступен звуковой анализ слов (указать, каких);
– правильно воспроизводит слова из последовательно названных звуков;
– слово из звуков (указать количество) синтезирует;
– звуковой синтез не доступен.
12. Связная речь
Указывается: вид задания (составление связного рассказа по серии картинок (указать количество), по картинке, с опорой на реальный предмет или ситуацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание).
Оценивается:
– самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить;
– степень развернутости (примерное количество предложений);
– тематичность (рассказ соответствует избранной или предложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью);
– связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи – союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями – присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);
– последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; части рассказа или предложения расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой);
Варианты формулировок:
А) рассказ по серии картинок:
Критерий смысловой целостности:
– рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
– допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев;
– выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен;
– отсутствует описание ситуации.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
– рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
– рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление;
– встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
– рассказ не оформлен;
Б) пересказ текста:
Критерии смысловой целостности:
– воспроизведены все смысловые звенья;
– смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
– пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации;
– невыполнение.
Критерии лексико-грамматического оформления:
– пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм;
– пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены;
– отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;
– пересказ недоступен;
Критерии самостоятельности выполнения:
– самостоятельный пересказ после первого предъявления;
– пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения;
– пересказ по вопросам;
– даже по вопросам пересказ недоступен.
13. Темп и плавность речи
Оценивается темпо-ритмическая организация речи.
Варианты формулировок:
– без особенностей;
– темп ускорен / замедлен;
– речь скандированная;
– наличие слов с неправильно выделяемым ударным слогом;
– наличие продолжительных пауз хезитации;
– наличие проявлений заикания (каких?).
– темп речи замедленный (быстрый, нормальный);
– речь не торопливая (чрезмерно быстрая);
– паузы и ударения употребляет правильно;
– наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста;
– словесное ударение употребляет правильно;
– паузы в речи использует излишне часто.
14. Письмо
Варианты формулировок:
– при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);
– в диктантах и изложениях единичные/многочисленные ошибки;
– графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы, колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н);
– специфические ошибки: пропуски, замены букв и слогов и др.;
– отсутствие выделения начала предложения;
– орфографические ошибки.
15. Чтение
Оценивается:
– способ чтения (побуквенный, слоговой плавный или отрывистый, слоговой с переходом на целые слова, целыми словами);
– тип ошибок: пропуски, замены букв, слогов, неправильное чтение окончаний слов и др.;
– количество ошибок (единичные, редкие, многочисленные) и их влияние на понимание прочитанного;
– понимание прочитанного (фактология, общий смысл текста и подтекст).
Формулировки логопедических заключений для учащихся общеобразовательных классов
1. Фонетическое нарушение речи (ФНР)
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
3. Общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровня или НВ ОНР).
4. Заикание. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР или с ФФНР.
5. Нарушение / недоразвитие чтения и/или письма. Можно использовать термины из клинико-педагогический классификации (дисграфия и дислексия с указанием их вида).
Формулировки логопедических заключений для учащихся с ЗПР
1. Несформированность языковых средств.
2. Нарушение (недоразвитие) письма и/или чтения, обусловленное несформированностью языковых средств.
Формулировки логопедических заключений для учащихся с УО
1. Системное недоразвитие речи.
2. Нарушение письма и/или чтения, обусловленное системным недоразвитием речи.
В заключении можно так же отразить динамику развития речи:
– значительное / незначительное улучшение речи;
– динамика улучшения речи положительная / незначительная;
В случае отсутствия нарушений речи логопедическое заключение можно сформулировать следующим образом:
– речевое развитие соответствует возрасту;
– речь развита в пределах возрастной нормы.
Рекомендации.
Учитель-логопед формулирует рекомендации в рамках своей компетенции.
Варианты формулировок:
– продолжить логопедические занятия;
– автоматизация в речи звуков (указать каких);
– логопедические занятия по развитию фонематических процессов;
– обследование на ПМПК.
Источник