Логопедическая работа по стимуляции речевого развития ребенка в раннем возрасте
Библиографическое описание:
Чепурина, И. В. Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики / И. В. Чепурина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3417/ (дата обращения: 18.09.2020).
Упущенное можно наверстать позже,
но сделать это несколько сложнее.
О. Е. Грибова
Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития
ребенка. Это яркий, неповторимый отрезок жизни человека. [1,с.1].
Именно в этом возрасте наилучшим образом развиваются многие
психические процессы. Тема раннего развития, и особенно проблемы
развития речи очень актуальны.
В последние четыре года, одним из приоритетных направлений
логопедической работы в нашем ДОУ стала коррекция речевых
недостатков детей младшего возраста, т. к. число детей
с проблемами речи с каждым годом увеличивается.
Логопедическое сопровождение дает положительный эффект. Однако,
работая с детьми трех лет, я отметила для себя, что многие
проблемы у них начались еще в раннем возрасте Данному
вопросу не было уделено должного внимания, недостатки речи
закрепились и с трудом поддаются коррекции. Среди них можно
отметить следующие:
у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует
стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие —
раздражительны, чрезмерно подвижны);артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть
губки вперед, улыбнуться, показать язычок);недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают
звучание знакомых предметов).
Это отмечают не только педагоги, но и родители.
Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их
речь бедна и примитивна т. е. не соответствует
возрастным особенностям.
И действительно, результаты логопедического обследования,
проходившего в начале года в группе детей раннего возраста,
подтверждают эти факты.
Для обследования речи детей этой возрастной группы я использовала
«Диагностические материалы для оказания психокоррекционной
помощи детям 1–3 лет с проблемами в развитии»
под редакцией Т. Б. Кротовой. На начало года из 26
детей — 10 имели речевые проблемы. У двух детей речь
отсутствовала, присутствовали только звукоподражательные возгласы,
коммуникативные навыки развиты недостаточно. У 8 человек, хотя и не
было явной задержки в речевом развитии, но наблюдалось
отставание в развитии словарного запаса, фраза состояла из двух
слов типа «Мама ди» (Мама иди). Кроме того, дети много
говорят, но их речь для окружающих непонятна.
Таким образом, стало актуальным проведение логопедической работы
с детьми раннего возраста. Именно в этот период идет
активное становление речевой функции. [3,с.22]. Особенно пристальное
внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом
развитии. [11,с.8]. Многим детям необходим толчок для развития.
Для организации логопедической работы с детьми раннего возраста
я изучила методическую литературу таких авторов, как Е.Янушко
«Помогите малышу заговорить», методические пособия
Самойловой И. М. «Организация работы логопеда
с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного
логопедического пункта», Кирилловой Е. В.
«Логопедическая работа с безречевыми детьми»,
Белошеиной Е. А. «Логопедические занятия с малышами»,
Блинковой Т. М. «Логопедическая группа. Развитие речи
детей 2–3 лет» и др.
Это помогло мне выстроить собственную концепцию логопедического
сопровождения детей раннего возраста.
Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование
речевого развития.
Задачи:
установить эмоциональный контакт с ребенком
развивать навыки речевого общения
развивать мелкую моторику
развивать слуховое, зрительное восприятие
развивать подвижность органов артикуляции
развивать дыхание
При работе с детьми раннего возраста
я придерживаюсь следующих принципов:
принцип опоры на различные анализаторы
принцип учета зоны ближайшего развития
принцип наглядности
принцип усложнения материала
принцип реализации деятельностного подхода
учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приемов
содержания
В работе с детьми раннего возраста я использую
следующие приемы:
показ и рассматривание предмета
выполнение действий с предметом
повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений
вопросы-ответы
опосредованное общение через куклу
многократное проговаривание речевого материала
комментирование действий
Логопедические занятия организуются в виде
игры, однако они имеют определенную структуру:
вводно-мотивационная часть
игры на развитие лексического запаса и фразовой речи
пальчиковая гимнастка
упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия
артикуляционная гимнастика
дыхательная гимнастика
Важный период в логопедической работе с детьми
раннего возраста — установление эмоционального контакта.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, создания
установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную
деятельность. Добиться доверия ребенка помогают такие игры, как
«Спрячь меня, «Домик», «Хлопушки»,
«Ладушки» и т. д. например, в игре «Спрячь
меня» логопед предлагает послушать веселую подвижную музыку:
солнышко светит, птички поют. Ребенок танцует вместе с логопедом,
взявшись за руки, или каждый танцует со своей игрушкой по всей
площадке кабинета. Музыка резко прекращается — налетела
туча, солнышко спряталось, птички смолкли — ребенок
прячется в объятиях логопеда.
Ведущие исследователи в области логопедии, специальной
психологии, нейропсихологии (Л. С. Выготский, А. П. Усова,
А. В. Запорожец и др.) утверждают, что сенсорный опыт
является базовым для развития всей психики ребенка, он не изолирован
от речевых процессов, а является ступенью их формирования.
Поэтому вся работа с детьми раннего возраста строится на
чувственном познании, тесно связана с практической деятельностью
ребенка, наглядной ситуацией, с игрой, с активизацией речи.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека
не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как
оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью
тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления
о предмете: форме, величине, расположении предметов
в пространстве.
Поэтому я предоставляю детям возможность манипулировать со
всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала,
поверхности (камешки, крупа, орехи, шишки, фольга, и т. д.).
Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом,
действием, признаком, если он широко опирается при знакомстве на
различные анализаторы. В процессе предметной деятельности
у детей развивается мелкая моторика. В этом нам помогают
шнуровки и сухие бассейны. Использование сухих бассейнов
с разными наполнителями не только повышает интерес к занятию,
но и массирует руку малыша, развивает его тактильные ощущения.
Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание), слышать
и различать звуки — важная способность человека,
которую необходимо развивать. [11,с.59]. Формирование речевого
восприятия я начинаю с неречевых звуков — шума
падающих листьев, капель дождя за окном; звучания музыкальных
инструментов; голосов животных и птиц; звуков, которые издают
предметы и материалы (стук молотка, тиканье часов…).
Когда дети с легкостью определяют звучащие предметы, приступаем
к изучению звуков речи, в таких играх как: «Кто
там?», «Кто позвал?», «Покажи игрушку»
и т. д.
В работе по этому направлению я использую компьютерную
технологию «Игры для Тигры»: «Угадай, на чем
играю», «Кто сказал Мяу?».
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу
разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами,
челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание,
лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии
речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных
условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих
движений развиваются у ребенка постепенно.
Если же начинать «играть» в артикуляционную
гимнастику с ребенком, начиная с 2 лет, это станет серьезной
профилактика речевых нарушений. Необходимым условием для эффективного
усвоения упражнений является эмоционально-положительный настрой
ребенка. Для этого я использую занимательные стихи к каждому
упражнению, которые не только помогут легче запомнить упражнения, но
и создадут веселое легкое настроение!
Чтобы мы могли произносить звуки, чтобы наш голос звучал, нужен
воздух. Слова выговариваются на выдохе. Многим деткам не удается
говорить длинными фразами, во время разговора у них слабенький
вдох и короткий выдох. Поэтому очень полезны игры на развитие
дыхания, такие как: «Лети бабочка», «Снежинки»,
«Перышко» и другие.
У многих малышей не получается дуть — а именно
направлять воздушную струю в нужном направлении. В этом
помогает компьютерная технология «Игры для Тигры»,
которая предлагает замечательные игры-тренажеры на развитие речевого
дыхания («Кораблик», «Одуванчики»,
«Ветерок»).
В январе 2013 года мною проводился контрольный срез речевого развития
детей, с целью определения эффективности коррекционных
мероприятий. За короткий промежуток времени произошла пусть
незначительная, но положительная динамика речевого развития детей
раннего возраста. Два ребенка научились вслушиваться в речь,
у них появились первые слова. Дети стали соотносить названия
предметов со словесным обозначением. У восьми детей обогатился
словарный запас. Малыши начинают высказывать элементарные суждения
о предметах, простых явлениях.
Диагностическая таблица речевого развития детей раннего возраста
Связная речь | Словарь | Грамматика | |||||||||||
Начало года | Середина года | Начало года | Середина года | Начало года | Середина года | ||||||||
Лепет | Речь с действием | Речь как средство общения | лепет | Речь с действием | Речь как средство общения | Пассивный | Активный | Пассивный | Активный | Пассивный | Активный | Пассивный | Активный |
7 % | 31 % | 62 % | – | 19 % | 81 % | 7 % | 93 % | – | 100 % | 7 % | 93 % | 7 % | 93 % |
Таким образом, работа с детьми раннего возраста
позволяет сократить разрыв между моментом выявления первичных
нарушений и началом логопедического воздействия. Чем раньше мы
обратим внимание на детей с речевыми проблемами, поможем им,
используя индивидуальный подход, тем скорее начнется правильное
речевое развитие ребенка.
Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов.
Однако родители этих детей сами еще не имеют опыта воспитания
ребенка, находятся в стадии формирования родительской
компетентности. Поэтому приходится заниматься просвещением родителей,
предлагать литературу, ссылки на различные сайты, проводить
практические занятия, т. е. учить видеть проблемы у своих
детей и своевременно на них реагировать.
Литература:
Андреева В. М. Взаимодействие с родителями детей
группы раннего
возраста//d020.sho.la>dla-vas-roditeli/1rannij-vozrastБлинкова Т. М. Логопедическая группа. Развитие речи
детей 2–3 лет. Волгоград: Учитель, 2011.Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не
говорит? Книга для тех, кому это интересно.- М.: Айрис-пресс, 2004.Громова О. Е. Методика формирования начального
детского лексикона. Творческий центр Москва, 2005.Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми
детьми: Учебно-методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011.Кривцова Т. А. Планирование работы по формированию
общих речевых навыков у детей 2–3 лет//Логопед.2007.№ 6.Кротова Т. Б., Минина О. А.,
Можейко А. В. Диагностические материалы для оказания
психокоррекционной помощи детям 1–3 лет с проблемами
в развитии.- М.:АРКТИ, 2010.Самойлова И. М. Организация работы логопеда с детьми
1–3 лет в условиях дошкольного логопедического
пункта//Логопед.2005.№ 2.Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного
произношения. М.: Просвещение, 1980.Шерстобитова С. Ю. Комплексное сопровождение детей
2–4 лет с речевыми нарушениями: диагностика,
планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический
материал.- Волгоград: Учитель, 2009.Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3
лет.- Изд.7-е.- М.: Теревинф, 2012.
Источник
Анна Старчикова
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, при этом она важна сама по себе. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых в области психологии, логопедии, дефектологии указывают на то, что речь неразрывно связана с другими психическими процессами (память, внимание, воображение и особенно мышление). К большому сожалению, именно нарушения речи являются наиболее распространенными и требуют современного вмешательства специалистов, в частности логопеда.
Как же в норме развивается речь ребенка?
Каждый родитель задается этим вопросом, но не каждый находит на него ответ. Развитие речи ребенка – это не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение составлять предложения, выражаться грамматически правильно. Посмотрим же, что и как должен говорить ребенок раннего возраста. На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. В 2-3 месяца появляется гуление, в 3-4 месяца — лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года — слова.
Время появления слов на первом году жизни у всех детей различается: одни начинают говорить в 8-9 месяцев, другие — в 1 год 2 месяца, а некоторые — еще позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2-3 слов до 15-20.
В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Начиная со второго полугодия в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласные звуки а, у, и, из согласных — в основном звуки п, б, м, к, т, г, д и некоторые другие. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем, поэтому роль лепета имеет большое значение и в последующие этапы речевого развития ребенка. тановление речи тесно связано с высшей нервной деятельностью, интеллектуальным развитием, а также хорошей работой органов речи и слуха. В значительной мере оно зависит от темпов формирования коры головного мозга. Созревание нервных клеток в речевых областях завершается в основном к двухлетнему возрасту. Соответственно, ребенок в возрасте после года пытается заговорить раньше,чем может: его понимание речи опережает возможность говорить.
У ребенка второго года жизни резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова.
Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи. Ребенок уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомую ему игрушку, а к 1 году 3 месяцам он в состоянии выполнять простые действия, несложные поручения.
До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Эту функцию выполняет слово- предложение. Например, ребенок, прося у матери машину,произносит: «Би-би».
Со второй половины второго года ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями: «Мама, би-би!»
Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигнет определенного количества слов (40—60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Количество слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов.
Объем словаря зависит от условий воспитания ребенка, от частоты общения его со взрослыми, а качество — от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов.
Для ребенка второго года жизни является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова (особенно в многосложных словах).
К концу второго года речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства.Для нее характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо спать); употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребенок постоянно взаимодействует; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.
К 3-хлетнему возрасту у детей возникает потребность к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка, что находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребёнок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребёнка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развёрнутые предложения из пяти – восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребёнок называет своё имя, пол, возраст; понимает значение простых предлогов – выполняет задания типа “положи кубик под чашку”, “положи кубик в коробку”, употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без неё, может оценить своё и чужое произношение, задаёт вопросы о значении слов.
С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К трём годам ребёнок использует в речи все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. Появляются характерные признаки речевого обобщения.
Трехлетний ребенок владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов; при построении предложений употребляет предлоги, союзы; в его речи есть наречия, местоимения.Речь для ребенка трех лет является регулятором его поведения: он слушается старших, то есть выполняет их указания, сделанные в словесной форме.
Ребенок владеет понятиями “посуда”, “одежда”, “овощи”, “фрукты” в пассивной речи, хотя еще не пользуется ими в активной речи. Дети, с которыми проводились целенаправленные занятия по расширению словарного запаса, включают в свою речь прилагательные, обозначающие признаки по форме, размеру, цвету. Глагольный словарь обогатился названиями действий,которые уже умеет выполнить ребенок: рисовать, раскрашивать, катать, ловить, бросать мяч, прыгать, бегать и т. д. Малыш знает, что машины двигаются то быстро, то медленно; мяч летит вверх, а падает вниз; у человека есть правая и левая руки; он может сказать, какая вещь находится близко, а какая – далеко.
Звукопроизношение еще не совсем чистое, для четвертого года “оставлены” звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р’, Р.
Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика психомоторного и речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.
Углубленное логопедическоеобследование предполагает выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояние компонентов речевой системы, соотношение развития различных компонентов речи, импрессивной и экспрессивной речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).
Диагностическое обследование позволяет обнаружить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и выявить позитивные симптомы, компенсаторные возможности, определить зону ближайшего развития. Диагностика помогает логопеду решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и особенностями каждого ребенка, т. е. составить индивидуальный перспективный план.
Ранняя диагностика является основным направлением в планировании и осуществлении мероприятий коррекционно-педагогического воздействия на детей 2-3 лет с отклонениями в речевом развитии. Однако приоритетную роль в точной диагностике мы, так же как и большинство специалистов, работающих в этой области специальной педагогики, отводим собственно коррекционным занятиям, в процессе которых подтвердятся предварительные педагогические заключения о характере речевого нарушения у ребенка раннего возраста.
Коррекционно-логопедическая работа с детьми 2-3 лет группы риска по возникновению речевых нарушений, проводимая в комплексе с медицинскими мероприятиями, должна быть направлена на развитие всех нарушенных функций.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Организация такой работы предусматривает активное участие родителей ребенка в своевременном и правильном развитии и воспитании детей.
Комплексная логопедическая работапредусматривает развитие всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной, голосовой активности, манипулятивной функции рук, нормализацию артикуляционного аппарата; то есть создает необходимую сенсомоторную базу для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка.
Коррекционно-педагогическая работа строится исходя из структуры дефекта с использованием сохранных функций. Для этого нужно выявить диссоциацию развития различных функций и коррекционную работу строить дифференцированно, исходя из возможностей ребенка.
Основной задачей логопедической работы с детьми является стимуляция и совершенствование общения с взрослым при помощи интонационных звуков лепета и лепетных слов, простой фразы.
При этом логопедическая работа с детьми раннего возраста должна строиться на основе реализации комплексного подхода,включающего в себя:
1. Логопедический массаж
2. Дыхательную гимнастику
3. Артикуляционную гимнастику
4. Стимуляцию речевой активности
5. Развитие действий с предметами
6. Развитие понимания речи
Основные направления коррекционно-педагогической работы: нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; увеличение силы и длительности выдоха; стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов, простого предложения; развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук; формирование понимания речевых инструкций.
Логопедические занятия проводятся в кабинете логопеда. Продолжительность индивидуального занятия не превышает 10 минут. Одним из важных факторов при проведении логопедических занятий является создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятию и к логопеду. Большое значение для развития интереса и активности ребенка имеет выбор адекватной для возраста игрушки. Особенностью работы является максимальное привлечение самого ребенка к активному выполнению задания при опоре на возможность понимания обращенной речи.
Самое главное значение в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности.
Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараются вызвать повторение звуков, тем самым стимулируют аутоэхолалии, которые способствуют развитию речедвигательного слухоречевого анализатора, а вместе с тем и лепетной активности. Развивая возможность произнесения звуков и звукокомплексов по подражанию, то есть, способствуя развитию физиологических эхолалий,используют три вида упражнений:
1. Вызывают ответные звуки и звукокомплексы, имеющиеся у ребенка в произношении. Это активизирует эхолалии;
2. Произносят звуки, отсутствующие у ребенка в произвольном голосообразовании. В этом случае эхолалии могут быть нулевыми, но значительно стимулируется голосовая активность ребенка;
3. Произносят звуки, близкие к имеющимся у ребенка в активе и доступные для уровня его артикуляционной моторики. Это способствует обогащению лепетной активности ребенка, так как стараясь повторить звук, ребенок стремится приблизить звучание к эталону, к совпадению звуков по акустико-артикуляционным признакам. В этот момент логопед помогает ребенку, пассивно создает определенные уклады губ и языка.
Значительное место в логопедической работе занимает коррекция моторики рук ребенка. В процессе игр-занятий развиваются манипулятивная деятельность рук и тонкие дифференцированные движения пальцев.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Комплексность логопедической работы предусматривает развитие всех сторон деятельности ребенка. Учитывая это, все моменты логопедической работы сопровождают речевыми инструкциями и комментариями.
Работая над пониманием речи с ребенком, постоянно стремятся обогатить его впечатления, что также способствует развитию понимания речи.
На этом этапе отрабатываются следующие моменты в развитии понимания речи:
•
названия простых действий;
•
названия окружающих предметов;
•
названия игрушек;
•
понимание инструкций;
•
название окружающих явлений;
•
формирование обобщающих понятий;
•
узнавание игрушек, предметов, изображенных на картинках; и другие.
Для развития понимания речи необходимым условием является правильное функционирование зрительного и слухового анализаторов.
Занятия по развитию понимания речи проводят в определенной последовательности в зависимости от возраста ребенка и уровня импрессивной речи.
Основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает пассивную позицию, а на следующих этапах более активную.
Все перечисленные коррекционно-педагогические мероприятия направлены на
Источник