Логопед методика развития с ребенком у которого кохлеарный имплант
Структурное подразделение ГБОУ ООШ№18 «Детский сад»Центр
коррекции и развития детей» Самарская область город Новокуйбышевск
Статья
«Работа логопеда с детьми после кохлеарной имплантации»
(учителям логопедам, учителям – дефектологам, работающим с детьми
после кохлеарной имплантации)
Учитель- дефектолог:
Барышева Татьяна Юрьевна
г.о. Новокуйбышевск
2015 год
Оглавление
1. Введение. Что такое кохлеарная имплантация?
2. Слухоречевая реабилитация глухих детей
3. Работа логопеда с детьми после кохлеарной имплантации
Введение
Реабилитация детей с глубокой степенью тугоухости и глухотой является
сложной проблемой ввиду отсутствия действенных методов лечения и
низкой эффективности от использования обычных слуховых аппаратов у
значительной части таких больных.
В настоящее время в качестве одного из наиболее перспективных
направлений реабилитации детей с нарушениями слуха и, прежде всего детей
с большими потерями слуха и их интеграции в среду слышащих можно
рассматривать кохлеарную имплантацию.
Это операция, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводится
система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации
посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового
нерва. Кохлеарная имплантация является разновидностью
слухопротезирования, однако в отличие от обычного слухового аппарата,
который усиливает акустические сигналы, кохлеарный имплант преобразует
их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв.
Использование кохлеарного импланта основано на том, при сенсоневральной
тугоухости наиболее часто поражены рецепторы улитки (волосковые
клетки), в то время как волокна слухового нерва долгое время остаются
сохранными. Поврежденные волосковые клетки не могут обеспечить
преобразование акустического сигнала в электрические импульсы,
необходимые для возникновения слуховых ощущений. Эту функцию
выполняет кохлеарный имплант.
Слухоречевая реабилитация глухих детей.
В последние годы кохлеарная имплантация как эффективный метод
слухоречевой реабилитации глухих детей и взрослых активно развивается в
России.
Огромное значение в распространении кохлеарной имплантации имеет
разработка методов послеоперационной педагогической слухоречевой
реабилитации пациентов с КИ и подготовка специалистов (сурдопедагогов,
логопедов) к работе с детьми и взрослыми с КИ.
Большинство пациентов с КИ являются рано оглохшими и нуждаются в
многолетней реабилитации. Она предполагает:
1. наличие речевой среды,
2. регулярные занятия с сурдопедагогом и логопедом,
3. обучение родителей развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных
ситуациях общения.
Особенностью реабилитации ребенка с КИ является то, что с КИ у него
создаются условия для спонтанного развития понимания речи и
собственной речи не только на занятиях с сурдопедагогом, но, прежде
всего, в течение дня во время общения с окружающими.
Работа логопеда с детьми после кохлеарной
имплантации.
Использование логопедических методов работы.
Сурдопедагог работает вместе с логопедом. Идея объединения усилий
двух специалистов связана с тем, что сурдопедагог на своем занятии,
прежде всего, сконцентрирован на развитии у ребенка слухового
восприятия, восприятия речи и ее понимания. Логопед же больше
внимания уделяет развитию произносительных навыков.
Разделение этих процессов особенно плодотворно на начальном этапе
использования КИ, когда слушание у ребенка еще требует много усилий,
и когда в короткий срок необходимо сделать быстрый скачок в развитии
ребенка. Если при выполнении задания «дай собаку» из набора 5-7
игрушек, мы будем требовать не только дать соответствующую игрушку(
это предполагает, что ребенок услышал слово, узнал его, соотнес с
нужной игрушкой и выбрал ее), но и сказать «на собаку», а мы при этом
еще будем уточнять его произношение, то это сбивает ребенка, мешает
запоминанию им слухового образа слова. Логопед же, используя тот же
набор игрушек, будет добиваться более точного произношения этих же
слов. При этом оба специалиста используют один и тот же речевой
материал. Конечно, и сурдопедагог стимулирует произнесение звуков и
слов во время своего занятия, а логопед требует от ребенка
прислушивания к своей речи и произносимым малышом звукам, словам.
Такое условное разделение на занятия с преобладанием слуховой и
языковой работы и занятия, где большой удельный вес занимает развитие
произносительных навыков, типично при работе с детьми с нарушениями
слуха.
Совместная работа сурдопедагога и логопеда при реабилитации детей с
КИ имеет особое преимущество благодаря тому, что в логопедии
разработаны эффективные методы работы с детьми различными речевыми
нарушениями – моторной алалией, дизартрией, артикуляторной
диспраксией, дисфонией. В то же время, большинство детей с
нарушениями слуха имеют речевые расстройства, как самостоятельные
нарушения – либо как первичные (в результате поражения
соответствующих центров мозга), либо как вторичные, вследствие
нарушения развития двигательных речевых центров из-за глухоты в
раннем возрасте. Поэтому логопедические методы очень помогают при
работе с детьми с нарушениями слуха
Особенности работы логопеда с детьми с КИ.
Во-первых, логопед, работающий с детьми с КИ должен иметь опыт
работы с детьми с тяжелыми расстройствами речи ( сенсо-моторная и
моторная алалия, дизартрия, ринолалия и др.). Очень важно, чтобы он
ознакомился с литературой по развитию слухового восприятия у
слабослышащих, детей с нарушениями речи, детей с КИ.
Во-вторых, на начальном этапе использования КИ у не говорящего
ребенка вызывание звуков речи следует рассматривать, прежде всего, как
процесс активизации его голосовой и артикуляторной деятельности. Цель
в этот момент не столько добиться от него качественного произнесения
конкретных звуков речи, сколько подтолкнуть его появлению
интонационно-модулированного лепета – фазе естественного
предречевого развития, которую он пропустил из-за глухоты.
Если мы сделаем акцент на тщательном произнесении отдельных звуков
до формирования у ребенка навыка имитации интонационно-ритмической
структуры слова или короткой фразы, то у ребенка сформируются трудно
устранимые нарушения плавности речи, неестественное звучание голоса.
В целом развитию просодических характеристик речи ребенка с КИ
должно уделяться много внимания, т.к. эти нарушения характерны для
всех групп детей с КИ, и именно эти нарушения затрудняют восприятие
речи детей с нарушениями слуха.
В-третьих, работая с ребенком с КИ, логопед должен осознавать, что
ребенок с КИ имеет не только проблемы в развитии произносительных
навыков, но и общее недоразвитие речи (уровень развития речи 1 или 2).
Это предполагает необходимость многолетней целенаправленной работы
по формированию языковой компетенции ребенка (системы родного
языка) – накоплению пассивного и активного словаря, формированию
грамматических представлений, развития связной речи. Дети, даже
овладев в процессе использования КИ и занятий фразовой речью,
испытывают трудности построения развернутого высказывания, пересказе
каких-либо событий. Развивать это умение значительно сложнее, чем
научить ребенка использовать в своей речи готовые фразы. У детей с КИ
для развития языковой компетенции и, в частности, грамматической
системы языка эффективно использовать раннее овладение навыком
аналитического чтения с обязательным разбором понимания
прочитанного, а позднее и пересказа.
Работа с органами артикуляции.
У всех детей с врожденным или приобретенным в раннем возрасте
нарушением слуха не сформировано управление органами артикуляции,
артикуляционные движения не согласованы с работой органов дыхания и
голоса, что необходимо для произнесения речи. Упражнения по
вызыванию звуков речи развивают подвижность артикуляторного
аппарата, управление голосом и дыханием. Но можно использовать и
другие упражнения, которые направлены на развитие движений
артикуляторных органов. У многих глухих малышей даже губы двигаются
с трудом, они не могут повторить самые простые движения взрослого
губами и языком. Таким малышам полезен артикуляционный массаж. Эти
упражнения можно делать, сидя перед малышом, так чтобы он видел лицо
взрослого и по подражанию выполнял движения. Но многие малыши
могут выполнять движения, только если они одновременно видят лицо
взрослого и свое лицо, когда сидят перед зеркалом. На одном занятии
нужно давать не более 3-5 упражнений. Это важно, чтобы навыки
закрепились и стали прочными. При отборе движений надо соблюдать
последовательность, переходя от простых упражнений к более сложным.
Чем старше ребенок, тем больше число упражнений ему доступно.
Упражнения для губ, языка, челюстей. Упражнения выполняются как
веселая игра: «А ты так можешь? Смешно! Вот здорово!» Можно
подобрать для упражнений картинки и игрушки, которые соотносят с
определенным движением.
Вкусно! Облизываем губы язычком. Облизываем ложки разной величины
выпуклую и вогнутую поверхность. Можно намазать губы чем-то
сладким, и он сам с удовольствием будет облизывать губы.
Дразнимся! Высовываем и прячем язык.
Целуемся! Целуемся с куклой, мамой, чтобы получился звук поцелуя,
целуем ручки (приложив ручку малыша к своим губам, дайте ему
почувствовать присасывающее движение).
У меня одна губа! Приподнимаем нижнюю губу и накрываем ею верхнюю
и наоборот.
Изображаем лягушку! Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно
произнося звук «и». Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Изображаем слона. Вытягиваем губы вперед трубочкой, как бы беззвучно
произнося звук «у».
Рыбка. Спокойно широко открываем и закрываем рот.
Сейчас лопну! Сильно надуваем щеки, губы плотно сомкнуты. Пальцами
надавливаем на щеки и со звуком выпускаем воздух через плотно
сомкнутые губы.
Упражнения для мимической мускулатуры.
Если у ребенка снижен или повышен тонус мимической мускулатуры
лица, то ребенку полезны упражнения для мимических мышц. Они будут
способствовать улучшению подвижности мышц артикуляторного
аппарата.
Поиграем в рожицы!
1. Сделаем веселое лицо (улыбнемся, засмеемся).
2. Сделаем сердитое лицо (нахмурим брови).
3. Сделаем удивленное лицо (поднимем брови).
4. Сделаем плаксивое лицо.
5. Сделаем спокойное лицо.
6. Зажмурим, а затем расслабим глаза.
7. Прищурим один глаз, а потом другой.
8. Надуем щеки, а потом втянем щеки.
9. Надуем щеки, перекачивая воздух из одной щеки в другую.
10. Оскалим зубы «Я волк».
Артикуляционный массаж.
Массажные движения проводятся чисто вымытыми руками, легкими
движениями. Упражнения надо проводить по несколько минут каждый
день.
Массаж губной мускулатуры.
1. Поглаживаем носогубные складки от крыльев носа к уголкам рта.
2. Поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от кончиков к центру средними
пальцами обеих рук.
3. Легко постукиваем подушками пальцев по губам и круговой мышце
рта.
4. Пощипываем указательным и большим пальцем верхнюю, а затем
нижнюю губу от середины губы к углам.
5. Собрать губы в трубочку пальцами рук.
6. Растягиваем губы в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в
углы губ.
Для детей, у которых выявляется плохая подвижность языка, особенно его
кончика, полезны такие движения.
1. Для продольных мышц языка – поглаживать, разминать круговыми и
спиралевидными движениями, постукивать по языку от средней части
к кончику.
2. Захватить язык, используя стерильный бинт, между двумя пальцами,
разминать, поглаживать и ритмично надавливать на края языка.
3. Пощипываем края языка.
4. Кормим ребенка с ложки с небольшим нажатием ложкой на кончик и
середину языка.
Заключение
Логопеды активно участвуют в реабилитации детей с КИ. Это связано с
тем, что после кохлеарной имплантации ребенок должен находится в
речевой среде и ежедневно дополнительно заниматься дома с родителями.
После кохлеарной имплантации, когда ребенок начинает слышать даже
тихие звуки, многие родители обращаются за помощью к логопедам и
потому, что сурдопедагоги нередко недостаточно уделяют внимание
развитию произносительных навыков у ребенка, продолжая использовать
те же методические подходы в его обучении, которые они использовали с
этим ребенком до имплантации.
Логопед дополняет работу сурдопедагога, но, как правило, не может его
заменить. В идеале хорошо, когда сурдопедагог владеет логопедическими
методиками работы, а логопед – методиками развития слухового и
слухоречевого восприятия. При этом они должны работать согласованно.
Литература:
1.Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация
глухих детей и взрослых (Учебное пособие). – СПб.; СПб НИИ уха, горла,
носа и речи, 2008. – 130 с.
2. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего
дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие_
И.В. Королева.-2-е изд., дополн. СПб.: С-Петербургский НИИ уха, горла,
носа и речи, 2009.-237 с.
Источник
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №19 Коломенского городского округа Московской области»
Доклад на областном методическом объединении по теме:
Составила: Романова
Алина Игоревна
Учитель-дефектолог б/к
апрель
2018-2019
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ.
В отечественной сурдопедагогике обучение детей с нарушениями слуха устной речи всегда рассматривалась как приоритетная задача, решение которой содействует более полноценному личностному развитию, социальной адаптации. Полноценное владение ребенком с нарушением слуха устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие детей при постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов.
Однако даже самые современные слуховые аппараты не позволяют ребенку с нарушением слуха полноценно слышать речь. В последние десятилетия в нашей стране широкое распространение получило новое направление–кохлеарная имплантация.
В настоящее время кохлеарная имплантация – это один из самых эффективных методов помощи детей с нарушением слуха. Кохлеарный имплант позволяет слышать окружающие звуки и лучше ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированным в среду слышащих.
Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вмешательство с целью восстановления слухового ощущения путем электрической стимуляции волокон слухового нерва, но также наиболее важным и длительным этапом является реабилитация, основные задачи которой состоят в подключении речевого процессора и педагогической работе с имплантированными в разных направлениях. Поэтому, реабилитация ребёнка после КИ невозможна без полноценной работы по развитию речевого слуха, которая ведётся на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.
Слуховое развитие ребёнка после кохлеарной имплантации, как отмечает И. В. Королёва, происходит в двух ситуациях:
– в естественных условиях, дома, на улице, в гостях и пр. В этих ситуациях слуховое восприятие происходит естественно, непроизвольно. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха имплантации:
– во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях.
Исследования (И.В. Королевой, О.В. Зонтовой и других), практический опыт обучения таких детей показывают, что успешность их реабилитации зависит от эффективности проводимой коррекционной работы, собственной мотивации, личностных особенностей учащихся.
Наиболее важными являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации, интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка дополнительных нарушений.
Для занятий по РСВ в начальный период обучения используются картинки. Видя картинку, ребёнок воспринимает слово как единое целое, и не выделяет из него отдельные звуки, как мы это делаем при чтении. То же самое происходит при построении фразы из слов. Именно так воспринимают устную речь дети и взрослые.
Оптимальные условия для развития слухоречевого восприятия у детей с КИ.
1. Ребенок должен постоянно носить КИ, и процессор КИ должен быть хорошо настроен.
2. При общении с ребенком лучше находиться со стороны импланта или перед ним. В этом случае можно не закрывать лицо экраном – ребёнок смотрит на картинки и понимает, что ему надо делать. Благодаря тому, что педагог сидит и говорит близко к микрофону процессора, ребёнок слышит речь очень чётко. Если же ребёнок что-то не понял, он всегда может посмотреть на педагога в зеркало.
3. Говорить надо чуть медленнее, отчетливо артикулируя, повторяя ключевые слова фразы, если ребенок не понял сказанное.
4. Во время занятий следует исключить шумы
5. Следует постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и речи, повторить услышанный звук с ребенком (произвести с ним действие). Это особенно важно в первый год после имплантации. Если ребенок услышал звук, надо научить его искать источник звука. .
6. У маленьких детей важно стимулировать любые вокализации и попытки говорить, прося ребенка повторить произносимые вами слова или ответить на вопрос, давая ему образец ответа.
7. Следует учить ребенка различать при парном сравнении и узнавать отдельные звуки речи. Сформированное умение различать звуки речи, особенно высокочастотные и тихие (с-з, с-ш, п-б), используется для контроля правильности настройки процессора КИ.
8. Важно постоянно закреплять сформированные навыки узнавания слов и предложений, соотнося с их значением, и проверяя понимание ребенком значений этих слов.
9. Надевать КИ ребенку следует в выключенном состоянии. Утром или после сна, одевая КИ ребенку, сначала надо установить небольшое усиление, и увеличить усиление через 10-20 мин.
10. Если ребенок отказывается носить КИ, пугается громких звуков, следует уменьшить усиление. Если ребенок продолжает плохо реагировать на громкие звуки, на занятиях устанавливается более высокое усиление, а в детском саду, школе, на улице – более тихий.
11. После включения процессора КИ мозг ребенка постоянно стимулируется окружающими звуками. .
12. У детей младшего возраста необходимо следовать за вниманием, интересами и возможностями ребенка, развивая его умение слушать и узнавать звуки и речь, поощряя любое достижение ребенка.
13. Дети с КИ плохо опознают речь при диктовке (из-за реверберации помещения), поэтому рекомендуется такие задания выполнять с ними индивидуально.
Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации предполагает, что многолетний процесс реабилитации можно разделить на следующие этапы:
Первый этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.
Второй этап. Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.
Третий этап. Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи.
Четвертый этап. Период развития связной речи и понимания сложных текстов.
В начальный период использования КИ приоритетным направлением коррекционной работы является развитие процессов слухового анализа неречевых и речевых акустических сигналов и слухового восприятия в целом. При этом слух – фундамент и инструмент для развития понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребенка с КИ, с помощью слуха научиться понимать речь, говорить и мыслить намного легче, чем другим способом.
Проводя коррекционную работу с ребенком с КИ, учитель-дефектолог должен учитывать основные функции слуха и речи у человека и биологические закономерности их формирования. Ребёнок с КИ должен пройти все стадии предречевого развития, который проходит ребёнок с нормальным слухом. Стадия интонированного лепета, произнесение цепочек слогов, повторение интонации и контура слова или фразы очень важны в правильном развитии речи ребёнка. Как и нормально слышащие дети, ребёнок с нарушенным слухом сначала произносит слово приближённо, чтобы совершенствуя артикуляционные движения, произнести его точно.
Основными направлениями коррекционной работы по формированию речи имплантированных детей является:
• выработка потребности в речевом общении;
• работа над развитием слухового восприятия;
• формирование звуко-слоговой структуры слова;
• развитие импрессивного и экспрессивного словаря;
• развитие слухоречевой памяти;
• овладение грамматической стороной речи
Технология коррекционной работы.
Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков:
- выработка условной двигательной реакции,
- обнаружение звука,
- различение при парном сравнении звуков окружающей среды, музыкальных игрушек и звуков, издаваемых животными
- различение звуков окружающей среды, музыкальных игрушек и звуков, издаваемых животными (закрытый выбор, 3 и более),
- различение характеристик речевых и неречевых звуков (количество, долгота, слитность, высота, громкость, локализация звука),
- различение звукоподражаний,
- различение слов с разной слоговой структурой,
- различение слов с одинаковой слоговой структурой с сильно отличающимся фонемным составом (односложные, двухсложные, трехсложные, четырехсложные),
- различение слов с одинаковой слоговой структурой с близким фонемным составом (односложные, двухсложные, трехсложные, четырехсложные).
Различение часто используемых слов и простых фраз (закрытый выбор).
Развитие фонематического слуха:
- различение звуков речи (сильно отличающихся по частоте, сходных по частоте),
- различение и узнавание слогов,
- определение наличия заданного звука в слове,
- узнавание слова в слитной речи,
- узнавание правильного слова среди «неправильных» вариантов этого слова,
- определение места звука в слове,
- подбор слова на заданный звук,
- различение слов, похожих по звучанию.
Распознавание устной речи:
- Расширение словарного запаса (ответы на вопросы, выполнение сложных поручений; наречия, междометия в речи),
- грамматические представления (предлоги, наречия, союзы, «один и много», время глаголов).
Тренировка понимания вопросов.
Тренировка понимания многосоставных инструкций и высказываний.
Узнавание слов и предложений, произносимых в быстром темпе, шепотом, разной высотой голоса.
Восприятие и понимание устных текстов.
Восприятие просодической информации в речи.
Одним из этапов работы с имплантированными детьми является различение часто используемых слов и простых фраз. С детьми необходимо работать над темами: «Семья», «Игрушки», «Части тела», «Посуда», «Транспорт», «Продукты», «Животные» и др.
Подэтапы работы (Тема «Игрушки»).
1. Ознакомление со словом.
Кукла. Это кукла.
2. Включение слова во фразу.
Кукла спит.
3. Ответы на вопросы.
Кто это? Это кукла. Что делает кукла? Кукла спит.
4. Ознакомление с новым словом.
Мишка. Это мишка.
5. Включение слова во фразу.
Мишка сидит.
6. Ответы на вопросы.
Кто это? Это мишка. Кто это? Это кукла. Где кукла. Вот кукла. Где мишка? Вот мишка. Что делает мишка? Мишка сидит. Мимка спит. Что делает кукла? Кукла сидит. Кукла спит. Где сидит мишка. Тут сидит.
7. Ознакомление с новым глаголом (например, идет). Использование глагола с этими же словами.
Мишка идет. Кукла идет.
8.Описание.
Это маленькая кукла. Это большая кукла. Это большой мишка. Это маленький мишка.
9. Описание. Части туловища.
Это ноги. Это руки. Это лапы.
10. Выполнение инструкций. Ответы на вопросы.
Покажи ноги. Покажи руки. Покажи лапы. У кого есть ноги? У кого есть лапы?
11. Составление предложений-рассказов.
Мишка спит, кукла сидит.
12. Ответы на вопросы.
Кто сидит? Кто спит?
13.Включение новых тем. Например, «Мебель»
Это стул. Это диван. Это кровать. Что это? Где диван (стул, кровать). Там стул. Большой стул. Большой диван.
14. Соединение тем.
Где спит кукла? Кукла спит на диване. Кто спит на кровати? Где спит мишка?
Работа по формированию произношения и развитию слухового восприятия, осуществляемая на индивидуальных занятиях и включает в себя:
• работу над восприятием просодики речевых стимулов (сила, высота, ритм, словесное ударение, интонация)
• работу по восприятию звуков русской речи; развитие навыков обнаружения и локализации звуков в пространстве, различения и опознавания окружающих звуков и речи.
• различение и опознавание на слух: простых предложений, предложений с однородными членами (подлежащим или дополнением); словосочетаний – существительные, местоимения, числительные, союзы (и,а), частицы (еще); слов, работу по восприятию слов: длина слова, идентификация слов при закрытом и открытом выборе; усложнение структуры предложения; воспроизведение ритмического рисунка фраз – заучивание рифмовок;
• работу над восприятием текстов: восприятие на слух незнакомых текстов, состоящих из 6-7 коротких предложений;
• работу над диалогической речью;
• работу по восприятию шепотной речи с расстояния 2-х метров;
• занятия по телефону.
Необходимо сначала изучить индивидуальные речевые особенности имплантированных учащихся и строить работу, осуществляя индивидуальный подход. Работа по формированию устной речи имплантированных учащихся на индивидуальных занятиях начинается с планирования речевого материала.
Отбирается речевой материал для слуховой тренировки из таких тем, как: «Учебная деятельность», «Организация занятий», «Моя семья», «Мой класс», «Времена года», «Одежда», «Овощи-фрукты», «Пища», «Домашние и дикие животные», «Посуда», «Мебель», «Кухня» и другие. Тема «Учебная деятельность» может включать в себя фразы, например:
- Здравствуй
- До свидания
- Как тебя зовут?
- Как твоя фамилия?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твою учительницу?
Для реализации коррекционных задач используются следующие методы и приемы:
– упражнения и игры по развитию слухового восприятия, основанные на выработке условно–двигательной реакции на звук, а также игры направленные на различение речевых и неречевых звуков, различение звучаний по акустическим признакам (громкий – тихий звук, длинное – короткое звучание, определение начала и окончания звучания, различение одного и нескольких звуков);
-фонетическая ритмика, для активизации голосовой активности, работы над высотой и силой голоса, вызывания, закрепления навыков правильного произношения доступных звуков, работы над интонационно–ритмической стороной речи;
– артикуляционная гимнастика, для развития артикуляционной и мимической мускулатуры;
– дыхательные упражнения
Дети с имплантами на первых порах часто пропускают слоги в словах, особенно последний и безударный слог. Правильно повторить чисто слогов в слове/фразе помогает отхлопывание по тыльной стороне ладони ребёнка числа слогов при повторении новых слов или при произнесении знакомых слов. Мы побуждаем ребёнка сказать или повторить слово, при этом сами произносим слово по слогам и одновременно с этим хлопаем по его ладошке. Просим ребёнка повторить слово, хлопая его по ладони в соответствии с произнесёнными слогами. Делаем это несколько раз, чтобы ребёнок запомнил число слогов в слове и постепенно научился повторять его, не пропуская слоги. А затем обязательно произносим эту слово/фразу плавно, сопровождая его плавным движением кисти руки (справа-налево), и просим ребёнка повторить, чтобы помочь научиться произносить слова слитно, а не по слогам.
Учащиеся с КИ в начале обучения имеют слабую слухоречевую память, которая нуждается в её длительной систематической тренировке. В связи с этим на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП полезно проводить упражнения для запоминания знакомых и малознакомых слов. Например, после называния учеником нескольких картинок ему предлагается их запомнить, после чего картинки переворачиваются или убираются, и ребёнок самостоятельно без опоры на наглядный материал повторяет их названия.
Структура индивидуального занятия с имплантированными учащимися может быть такой: пример индивидуального занятия, проведенного с ученицей 1 класса Дианой Д.
Тема: Автоматизация звука «Ш». «Одежда», «Зимние забавы».
Цели: автоматизировать звук «Ш» в разных позициях в слогах, словах, фразах на материале РСВ. Работать над развитием ритмико-интонационной структуры речи. Упражнять в умении воспринимать, различать на слух новый речевой материал, опознавать знакомый речевой материал, работать над восприятием на слух текста.
Ход занятия:
I Орг.момент
+Здравствуй, Диана У: здравствуйте
+ Как ты слышишь? У: Я слышу хорошо.
+ Что мы будем делать? У: будем слушать и говорить
– Говори все звуки, следи за голосом
II Работа над дыханием и голосом
– Говори гласные звуки кратко У: а о у э и
– Скажи слитно У: а______о______у_____э_____и
– Повтори слоги со звуком «п» 2 раза У: папапопопупупипипепе
III Тренировка узнавания гласных
– Послушай, повтори (шепотом)
+ пап, тот, поп
IV. – Послушай и узнай звук
+Ш_____________
– Послушай, повтори
+ШАШОШУ
+ШОШОШУ
+ШАШОША
– Слушай, повторяй, выкладывай
+ПА-па-па +па-ПА +па-ПА-па
– Послушай слова, подбери ритм, отхлопай
+ шапка, шарф, штаны, снежки, варежки
V. Ты хочешь играть? (чудесный мешочек, в мешке шапка, шарф, варежки)
У: Что там? + шапка (достаю)
Посчитай, сколько шапок.
VI.Физминутка
– Ты устала? – Давай отдохнем (выполняют упражнения с движениями)
Шли, шли, шли
Мы пирог нашли,
Сели, поели
И дальше пошли
VII. Работа над ритмико – интонационной структурой предложения
+ Пришла, осень? У: нет, зима
+ Зима пришла? У: Да, зима пришла!
– А ты любишь зиму? Почему?
– Занятие окончено, до свидания.
В результате работы по развитию слухового восприятия, по обучению произношению и закреплению полученных на специальных занятиях произносительных навыков и умения пользоваться слухом на общеобразовательных уроках и во внеурочное время, а также большой работе родителей детей с КИ по накоплению пассивного и активного словаря, у учащихся формируется естественная (как у слышащих сверстников), интонированная, выразительная речь.
Кохлеарная имплантация – это шанс для ребёнка с нарушением слуха максимально приблизиться к нормально слышащим сверстникам, пусть не сразу, через несколько лет, но так, чтобы практически ничем не отличаться от них. Эта возможность может быть реализована только при условии ежедневных занятий по развитию речевого слуха и устной речи ребёнка и ежеминутного целенаправленного общения с ним.
Литература
1. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом/ Науч. ред. проф. И.В. Королева. – СПб:Умная Маша, 2010.
2. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей/ И.В. КоролеваСПб.:Умная Маша, 2010.
3. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. 4-е издание, дополненное/ И.В Королева. – СПб.:СПб НИИуха, горла, носа и речи, 2006.
4. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И.В. Королева — Спб.: Спб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.
Источник