Логопед и семья в речевом развитии ребенка

Логопед и семья в речевом развитии ребенка thumbnail

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в вопросах развития речи дошкольников.

         Влияние семьи на развитие ребенка,  формирование его личности велико, семья является постоянным и самым близким окружением ребенка с первых дней его жизни. И родители для ребенка самые первые учителя и их уроки дети впитывают автоматически. Сегодня родители тратят много времени на работу, поэтому на ребенка сил и внимания не хватает. К тому же, у  родителей нет педагогического образования, они не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Может быть, родители и хотят помочь ребенку, но не знают как. В итоге, недостаток родительской любви, понимания, сопереживания и участия испытывают многие дети. Если же у ребенка наблюдается одна из форм тяжелого нарушения речи, то ситуация усложняется.
Опыт показывает, что сегодняшняя семья, а тем более, имеющая ребенка с ограниченными возможностями, нуждается в помощи специалистов по вопросам адаптации ребенка в социуме, его воспитания и обучения, коррекции речевых нарушений.
В связи с этим в новом «Законе об образовании» РФ огромное место занимает взаимодействие педагогов, специалистов  с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

По окончания дошкольного образования сегодняшний ребенок должен хорошо выражать свои мысли, обладать определенным запасом знаний, вести диалог со сверстниками и взрослыми, что обеспечит радость общения и успешное овладение знаниями и  умениями в школе. Для ребенка с речевыми нарушениями решение этих задач вызывает определенные трудности. И решить их учителю-логопеду в одиночку трудно, иногда не возможно. т. к. требуется медицинская помощь, физиотерапия, массаж, что сегодня в детском саду часто отсутствует. Поэтому остро стоит вопрос вовлечения в коррекционный процесс родителей.

Некоторые родители приводят детей в логопедическую группу и считают, что внесли свою часть в коррекцию речи ребенка, а остальное дело детского сада. Другие и вовсе не понимают, зачем надо исправлять речь, все в порядке.  

Выше сказанное говорит о том, что родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. Педагоги и, в первую очередь учителя – логопеды, должны способствовать формированию социально-педагогической компетентности родителей, обучению родителей способам взаимодействия со своим ребенком, пониманию его трудностей. Для этого необходимо регулярное взаимодействие родителей детей с ОНР с учителем-логопедом и другими специалистами.

Взаимодействие – это не только подача информации, но и обратная связь, опосредованный ненавязчивый контроль.

Для привлечения к коррекционному процессу родителей, для возникновения у них мотивации участвовать во взаимодействии, учителю-логопед важно  применять различные формы и методы работы.

          Формы работы делятся на активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на традиционные и нетрадиционные.

     В практике учителя логопеда существует  множество разнообразных форм взаимодействия с родителями.

     По источнику предъявляемой информации  формы взаимодействия можно разделить на:  словесные, наглядные и практические

Словесные формы.

        Анкетирование – позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом пожеланий родителей; способствует выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Проводится 2 и более раз в год.

       Основная цель беседы – выявление трудностей и проблем в развитии ребенка и оказание своевременной помощи родителям по вопросам развития и коррекции речи ребенка; в беседе дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. Важнейший признак беседы – двусторонняя активность. Так же в начале года, перед  планированием совместной деятельности с семьями воспитанников, необходимо определить  какова компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, св язанных с коррекцией.

     Консультации бывают тематическими и индивидуальными. Задача консультации – это возможность каждого родителя как можно больше узнать о речевых проблемах своего ребенка и получить  рекомендации для занятий с ним дома. Учитель-логопед, привлекая родителей к обсуждению различных проблем, старается вызвать у них желание сотрудничать. Вот какими могут быть тематические консультации: «Как правильно выполнять задания по рекомендациям учителя-логопеда»,  «Готов ли ребенок к школе?», «Как правильно обучать детей чтению», « Особенности детей с заиканием», «Как подготовить руку к письму».    При планировании тематических консультаций учитываются пожелания родителей и специфика детей группы.

    Индивидуальное консультирование родителей – проводится один раз в месяц на протяжении учебного года. Индивидуальные консультации строятся с учетом дефекта ребенка и его индивидуальных возможностей. В ходе индивидуального консультирования учитель-логопед сообщает  о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития  ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны. Обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения. Показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки.  Подчеркивая успехи и трудности ребенка, логопед показывает, на что нужно обратить внимание дома.  

     Общение за  «круглым столом» с разными приглашенными специалистами (психологом, медработником и др.) – это конференции, диалоги (по запросу родителей или необходимости коррекционного процесса).

      Родительские собрания – кажется, одна из традиционных форм работы с родителями. На сегодняшний день этот вид взаимодействия может осуществляться как в форме классического собрания (информация – вопросы – ответы), так и в нетрадиционных формах:  конференции, тренингов и др.   В процессе данной формы работы формируются партнерские отношения, основы взаимодействия, происходит обмен мнениями, решение задач, которые возникают в процессе коррекционной работы с детьми. Наиболее интересны, запоминаемы и продуктивны родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме и по-разному.

        Родительские собрания – являются действенной формой общения учителя-логопеда с родителями. На собраниях  есть возможность организованно познакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у детей; помочь разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий.

        Родительские собрания (установочное, промежуточное, итоговое) проводится в начале, в середине и в конце года. На первом собрании родители знакомятся с планом коррекционной работы на год. Они получают расширенные знания о проблемах детей с нарушениями речи. О том, что такое общее недоразвитие речи, что такое дизартрия, в чем опасность несвоевременной коррекции речевых нарушений и сопутствующих неречевых нарушений в развитии ребенка, о том, почему необходимо выполнение домашних заданий по рекомендации учителя-логопеда. Узнают о структуре коррекционной работы, о ее этапах. На собрании в начале года проводится анкетирование. Проводится консультация «Общая артикуляционная гимнастика», на которой родители знакомятся с упражнениями артикуляционной гимнастики. На собрании происходит знакомство  с мероприятиями, которые запланированы  на год, заслушиваются предложения родителей по оказанию ими помощи и поддержки, которые  они могут оказать в запланированных мероприятиях, фиксируются  их предложения и пожелания на учебный год. В середине года подводятся итоги проведенной коррекционной работы за первое полугодие, намечаются мероприятия на вторую половину года. В конце года на собраниях подводят итоги коррекционной работы за прошедший учебный год, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

 Наглядные формы работы во взаимодействии с родителями.

      Информационный стенд учителя-логопеда. На нем находится раздел информации о режиме работы учителя-логопеда, часы приема и консультации  родителей; раздел, где находится план логопедической деятельности на месяц: перечень лексических тем по неделям на месяц, порядок изучаемых звуков и букв, предстоящая работа по развитию грамматической стороны речи, фонематических процессов, связной речи, планируемые праздники, консультации, «Мастер-классы». На стенде есть лист записи на индивидуальные консультации, раздел, в котором практические рекомендации по формированию различных речевых навыков (артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры по теме недели), а так же информация  и рекомендации другого характера, например: «Особенности речевого развития детей шестого года жизни», «Неспецифические упражнения для развития органов артикуляции». Так же рекомендации по чтению книг с детьми по изучаемой теме, по посещению музеев, выставок, прослушиванию музыки.

      Подборка книг для родителей по развитию речевых навыков, развитию памяти, внимания, мышления,

      Папки-передвижки – представляют собой  материал с практическими советами и рекомендациями.

       Организация выставок совместных творческих работ детей и их родителей по итогам изучаемой темы. Например, книжек-малышек  «Мой домашний питомец», альбом «Профессии моих родителей» (рисунки и рассказы), выставка «Буквы своими руками».

        Так же информация может размещаться на страничке группы «В контакте». Здесь же родители получают ежедневные рекомендации учителя-логопеда по выполнению домашних заданий, задают вопросы и получают ответы. Общение с учителем-логопедом по индивидуальным вопросам осуществляется в личной переписке.

 Практические формы работы.

      Открытые занятия, на которых родители могут увидеть ребенка в процессе обучения, осознать его приобретенные умения и навыки, увидеть его личностный рост. Обычно проводятся в середине учебного года. 

       Занятия-практикумы – родители, которые не понимают, как заниматься с детьми дома, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда с ребенком. Родители обучаются практическим приёмам работы с ребёнком, умению менять виды деятельности во время занятия.

          «Тетрадь рекомендаций по выполнению домашних заданий» остается основной формой взаимодействия родителей и  учителя-логопеда. В тетради даются по звукопроизношению, по надобности по формированию словаря, грамматических умений и навыков, а так же на развитие внимания и памяти.

          Проведение «Мастер-классов» . на которых родители с детьми делают пособия и тренажеры (на  развитие дыхания «Лягушка», на развитие мелкой моторики «Дорожки»)

          Совместная подготовка к праздникам, конкурсам («Конкурс стихов к Дню Победы»)

         «Театрализация» (итоговое мероприятие по пройденной лексической теме). Подготовка и участие в театрализации.

          Как показывает опыт объединение старых и  новых форм  взаимодействия учителя-логопеда  с родителями неоспоримы. Все формы взаимодействия с родителями  приносят результат в  работе учителя-логопеда. А самое главное – это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт, некоторые агрессивно настроены в начале работы, но проходит время и, они вовлекаются в различные формы взаимодействия и начинают понимать: педагог помогает детям и родителям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Т

              Различные виды взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей-логопатов, чередование информационных, практических, творческих, коллективных и индивидуальных форм работы, использование разных методов и приемов в их осуществлении преследует цель: обучить родителей приемам работы с детьми-логопатами; дать понять родителям важность участия семьи в логопедической работе, помочь понять родителям важность формирования единых целей и задач, средств и методов  воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития.

Источник

Dollarphotoclub 62914644-700x445

Автор: Учитель-логопед 1 квалификационной категории, 

Решетникова Инна Владимировна

Оригинал: скачать

Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Устная диалогическая речь – это речь, произносимая вслух, беседа между двумя собеседниками. В отличие от других видов речи, она характеризуется тем, что непосредственно обращена к собеседнику и служит общению людей. Основная функция диалогической речи – это общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Ребенок без речевых патологий в 6-7 лет уже способен общаться на уровне контекстной речи – той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говориться, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации.

Перед современными родителями стоит задача – создать условия для полноценного формирования связной речи как компонента гармоничного речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственное участие родителей в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 

Изучением проблемы участия родителей в развитии связной речи дошкольников занимались такие специалисты, как М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, А.В. Петровский и др. Но достигнутые результаты в решении выделенной проблемы не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о специфике, дидактических условиях, принципах и методах организации развития связной речи у детей в условиях семьи.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что своевременное развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. На современном этапе существует острая практическая необходимость определить основные направления развития речи детей старшего дошкольного возраста в семье, обосновать роль в формировании связной речи ребенка. 

Как наш, так и зарубежный опыт с убедительностью свидетельствует о том, что оптимальной ситуацией для развития речи ребенка является его нахождение в семье при условии, что родители с готовностью включаются в процесс развития речи своих детей. Важной заботой семьи должна стать забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей, речевых способностей ребенка. Природный дар речи есть у каждого ребенка, и важно, чтобы он был замечен и стал опорой в развитии связной речи детей.

Способности к речи, как известно, проявляются в деятельности. Поэтому ребенку необходимо предоставить возможность иметь более широкий выбор видов деятельности. Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для него делами.

Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. В семье необходимо большое внимание уделять приобщению ребенка к чтению, воспитанию у него любви к книге.

Для совершенствования речевых умений ребенка можно предлагать рассказать или пересказать смешной сюжет с постепенной передачей функции рассказчика ребенку. Желательно, чтобы совместные занятия, как и просмотр кино – фильмов, спектаклей, телепередач, дополнялось последующим обсуждением прочитанного, увиденного. Беседы детей с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи. В жизни человека очень короток период (приблизительно до 8 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребенку родными по духу людьми. При совместном времяпрепровождении ребенок должен получить радость от общения, дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможны пробуждение и закрепление речевых умений, постижение новых знаний, впечатлений, формирование правильных речевых образцов.

Основы работы с детьми старшего дошкольного возраста для родителей разработаны в психолого-педагогических исследованиях ряда авторов: А.Е. Яшина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичива, М.В. Ипполитова и другие. Можно выделить несколько групп диалогических умений, которые необходимо сформировать у дошкольника старшей возрастной группы (по Чиркиной Г. В.):

• вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

• поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);

• говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога;

• умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;

• умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы;

• уместное использование мимики, жестов.

Ипполитова М.В. выделила в своих работах методы и средства, с помощью которых родители могут развивать навыки связной речи ребенка старшего дошкольного возраста:

• описание

• повествование

• рассуждение 

• пересказ 

• рассказ 

Игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений.  

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.

Рассказывание по зрительному, осязательному или слуховому восприятию носит описательный характер и подводит ребенка к рассуждениям. Дети рассказывают о тех предметах или явлениях, которые воспринимают в данный момент. 

Рассказывание по памяти – это рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее. Это более сложная деятельность, чем рассказывание по восприятию. Она опирается на произвольную память.

Рассказывание по воображению – это творческие рассказы детей. С психологической точки зрения основой творческих рассказов является творческое воображение. В новых комбинациях детьми используются представления, хранящиеся в памяти, ранее усвоенные знания.

Основным методом развития связной речи в повседневном общении является разговор родителей с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения родителей с детьми в повседневной жизни. Общение родителей с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Разговор родителей с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в семье создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность. Родители могут разговаривать с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с родителями, спрашивает, рассказывает о чем-то. Речь родителей может быть оформлена по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений. Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи.

Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Непреднамеренные разговоры родители не планируют, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр. Для разговоров с детьми родители должны использовать все моменты жизни.

На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет реакция на него со стороны родителей. И то, как семья настраивает ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дает, является основным формирующим компонентом фиксации ребенка на своем речевом нарушении, влияет на формирование личности и характера малыша. Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного». Ребенок “внушаем, и при отсутствии насмешек со стороны других детей он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект – это проявление индивидуальности. При установке родителей: «Ты уже большой, а говоришь, словно тебе два года» у ребенка может развиться комплекс неполноценности. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект. Замечая отставание в развитии речи, большинство родителей направляют свои усилия на обследование ребенка и медикаментозное лечение. Немногие знают, что успех лечения будет зависеть от окружающих ребенка лиц и от выбора для него игрушки, и от участия взрослого в его играх, а главное, от своевременно начатых и систематических специальных занятий. Есть случаи, когда родители понимают отставание в развитии как некое преходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. Не зная закономерностей развития детской речи, родители скрупулезно следят за тем, чтобы малыш произносил слово «чисто». Заставляют его повторять одно и то же слово по нескольку раз, вызывая этим стойкий речевой негативизм. Нередко взрослые, незнакомые с приемами обучения чтению, своими домашними методами приучают ребенка к побуквенному чтению. Часто неумеренное чтение книг и разучивание стихов, когда ни содержание, ни объем читаемых текстов не согласуются с возрастом ребенка, его умственным и речевым развитием вызывает повышенную расторможенность и нежелание слушать. Существуют и другие неблагоприятные для ребенка формы поведения родителей в семье. Так, некоторые родители, обеспечив ребенка всем, подсознательно «отвергают» его. Это выражается в отсутствии интереса к ребенку, недостаточности взаимодействия с ним. В этом случае у детей формируется пониженный фон настроения, пониженная самооценка, неуверенность в себе. «Отверженные» дети страдают от недостатка эмоционально-положительной стимуляции со стороны родителей. Это еще в большей степени вызывает у них задержку развития речи и социальных навыков, усугубляет задержку развития активных познавательных форм поведения и любознательности. 

Итак, важно создание полноценной речевой среды в семье: правильная речь в семье как образец для ребенка, эмоционально-значимое общение в семье, наличие детских книг, дидактических игр для развития речи, домашнее чтение, стимуляция детского творчества, специально организованные домашние занятия. Помогая ребенку в преодолении его речевых проблем, родителям необходимо создавать и постоянно поддерживать речевую среду в семье. Прежде всего, это будет означать создание щадящего общего и речевого режима для ребенка: полноценный сон и отдых, повышение защитных сил организма и закаливание, дозирование нагрузки, правильное витаминизированное питание и др. Необходимо в полной мере обеспечить ребенка предметами для детского творчества, которые в процессе рисования, лепки, изготовление аппликации и поделок будут способствовать речевому развитию ребенка.

Для того, чтобы приобщить ребенка к духовному наследию нужно развить у него интерес к детской книге, грамотно организовать домашнее чтение. Взрослые, подбирая книги для ребенка должны учитывать возрастные особенности, интересы современных детей, следить за новинками детской литературы, знакомить детей с детскими журналами, постоянно пополнять детскую библиотечку. При отборе книг для детского чтения и рассказывания важно учитывать доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность. Очень важно неоднократно возвращаться к прочитанному ранее, повторять прочитанные стихи, учить выразительно их рассказывать, рассматривать иллюстрации, рисовать на темы прочитанного. Одним из важнейших условий для успешного развития ребенка с проблемной речью является организация специальных занятий дома с родителями. Такие занятия в первую очередь направлены на обогащение детского словаря и не требуют от родителей специальных педагогических навыков. Каждый родитель может стать для дошкольника домашним учителем. Обогащение словаря ребенка происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности. Так как ведущим видом деятельности дошкольного детства является игра, ознакомление с окружающим и обогащения детского словаря взрослым необходимо осуществлять, непосредственно играя с ребенком. Рассматривая и обследуя предметы, читая книги и рассматривая картинки, обследуя игрушки, играя в дидактические игры и упражнения, загадывая загадки необходимо большое внимание уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры и предметной деятельности, развивать умение сравнивать, противопоставлять, называть однородные предметы и подбирать обобщающее слово.

Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: «Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по – другому?». Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнении значений слов, точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи. Для этого нужно постоянно проводить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование. 

Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.

Важно развивать грамматические навыки (изменение слов по родам, числам, падежам), навыков словообразования (образование одного слова от другого: красный-краснеть; жёлтый-желтоватый; приклеить-отклеить; стул-стульчик; бумага-бумажный; дом-домик, домашний, домовой), синтаксические навыков (построение простых и сложных предложений).

Развивая умения соединять слова в словосочетаниях и строить разные типы предложений, можно использовать игровые сюжеты на составление предложений по картинам, демонстрируемым действиям и воображаемым ситуациям. Важно научить детей механизму словообразования и умению им пользоваться. 

Важно находить время и регулярно проводить занятия для детей и тогда успех не заставит себя ждать. Вот несколько правил, которые необходимо соблюдать, работая над правильным произношением ребенка.

Что нужно делать

1.Создать в доме благоприятную атмосферу, всегда говорить четко и правильно.  2.Избегать ссор между родителями в присутствии малыша.

3.Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать.

4. Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком.

5. Проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме.

6. Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.

7. Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу.

8. Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках

 задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом.

Чего делать нельзя

 1.Искажать звукопроизношение – «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком.

2.При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами.

3.Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его

 разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят илинеправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

В целом, можно сделать вывод, что работа по развитию связной речи в семье должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка. Родителям необходимо помнить, что в развитии связной речи у своего ребенка необходимо соблюдать дидактический принцип “от простого к сложному”. 

Таким образом, эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития речи.

Источник