Логико математическое развитие ребенка дошкольника
Логико-математическое развитие дошкольника: «От прошлого к настоящему»
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, систематизацией, при условии использования математического содержания является по сути своей логико-математической.
В 60-70 годах 20 века начался активный поиск новых подходов к содержанию математического развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реализации.
Основным и особо значимым для этого периода было признание развивающих и обучающих игр с использованием логических блоков З. Дьенеша, и цветных счетных палочек Х. Кюизенера.
В силу этого в 80-е годы 20 века отечественная методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста обогатилась идеей предлогической подготовки, предложенной профессором Могилевского государственного педагогического института А. А. Столяром. На ее основе впервые разработаны и изданы в 1982 году учебно-методические пособия для детей и педагогов («Математика, 0», «Давайте поиграем»).
На основе данных исследования ученицы А. А. Столяра Е. Н. Носовой стала возможной разработка системы игр и приемов для детей более раннего возраста (3-5 лет). Были определены основные линии движения в предлогическом развитии дошкольников:
– от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка, разделение) – к мыслительным действиям (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация);
- от действий с одним свойством (цветом, или формой, или размером) – к действиям с двумя, тремя свойствами (формой и размером; цветом, толщиной и формой).
Е. А. Носовой разработан комплекс игр и упражнений, процесс освоения которых представлен тремя этапами:
– на выявление свойств – цвета, формы, размера, толщины («Найди клад», «Угадай-ка», «Необычные фигуры» и др.);
– на освоение детьми сравнения, классификации обобщения («Дорожки», «Домино», «Засели домики» и др.);
– на овладение логическими действиями и мыслительными операциями(«Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?», «Помоги фигурам выбраться из леса»).
В таких играх используются логические блоки Дьенеша и их заменители.
Сегодня согласно Федеральному государственному стандарту ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны решаться в рамках познавательно-речевого направления развития дошкольников в образовательной области «Познавательное развитие», а также «интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей».
Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать «позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое.
Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.
Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:
1) развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
2) развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
3) освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
4) развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
5) овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;
6) развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
7) развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8) развитие активности и инициативности детей;
- воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
В первую очередь следует использовать игру, игровую деятельность как ведущую деятельность детей дошкольного возраста и обращать внимание на то, что сюжетная логико-математическая игра представляет собой аналог традиционного математического занятия. В сюжетно-ролевых играх могут быть созданы условия для освоения дошкольниками вычислительных действий, пространства и времени, для организации опыта экспериментирования с различными веществами и пр.
В процессе организации поисково-исследовательской деятельности педагог знакомит детей с понятиями величины и множества, пространства и времени, многообразием геометрических форм на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей.
В трудовой деятельности, при организации совместных трудовых действий, дежурств, поручений, заданий необходимо обращать внимание на освоение детьми временных и количественных характеристик и зависимостей, логических связей, отношений и зависимостей; различных средств и способов познания.
В музыкально-художественной деятельности логико-математическое развитие детей осуществляется за счет использования «временных интервалов, освоения таких категорий, как длительность, последовательность, продолжительность, темп, ритм, скорость, высота звука и т. п. ; использования счета для определения количества движений, отсчитывания ритма и т. п.»
Логико-математическому развитию детей дошкольного возраста способствует чтение(восприятие) художественной литературы, прежде всего математического содержания«Мальчик с пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г. X. Андерсена. «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского и др., а также произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (русская народная сказка «Волк и семеро козлят», английская народная сказка «Три поросенка», словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев» и др.)
При таком подходе к логико-математическому развитию дошкольники не только осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего мира во взаимосвязи, но и овладевают способами самостоятельного познания, которые применяют в своей жизнедеятельности.
Логические и математические игры.
Современные логические и математические игры разнообразны.
В них ребенок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания,развивается мышление, сообразительность, смекалка
Отметим некоторые из них:
настольно-печатные: «Цвет и форма», «Геометрия» «Сосчитай», «Мосты и берега», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.
игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Геометрический конструктор» и др.
игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Геоконт» и др.
игры из серии «Форма и цвет», «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Цветное панно»
игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др.
игры-забавы, головоломки: лабиринты, пазлы, мозаики, магические квадраты; головоломки с палочками) и др.
развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);
поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным
В результате освоения игр происходит:
во первых – Развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!»)
во вторых – Развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!», «Хочу играть по — другому!», «Давайте еще поиграем!», «Жалко, что так мало…»)
И в третьих – Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.
Таким образом, логико-математическое развитие детей дошкольного возраста происходит главным образом через игровую деятельность, в режимных моментах. Задача педагога, помочь развитию логико-математических способностей ребёнка,используя логические и математические игры и средства логико-математического развития дошкольников с учётом возрастных особенностей.
(по В. Тарасовой, М.Н. Спиридоновой)
Источник
Лина Ивачева
Формирование логико — математических представлений детей дошкольного возраста.
(Слайд 2) Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
(Алексей Иванович. Маркушевич)
Формирование логико- математических представлений
детей дошкольного возраста.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
Современная школа сегодня ждёт нового ученика: активного, с высоким уровнем мышления, восприятия, творческих способностей, хорошо развитой речью.
На сегодняшний день, Федеральные государственные стандарты дошкольного образования представляют собой ряд требований, одним из которых является требования – к результатам освоения Программы, представленными в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
К одним из таких ориентиров относится следующая характеристика личности ребенка.
(Слайд 3)
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Кроме того целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы, целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Какая же из наук позволяет в полной мере активизировать мыслительную деятельность ребенка, развивать творческие способности и уверенности в своих силах, формировать предпосылки учебной деятельности, как не математика.
(Слайд 4)
Именно такие сугубо математические операции, как классификация, сериация, сравнение, анализ, синтез, обобщение, оказываются востребованными в процессе речевого развития, позволяют находить и осваивать способы познания окружающей действительности и развивать у дошкольников логическое мышление, которое, является высшей стадией развития мышления.
Таким образом, под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Идеи простейшей предлогической подготовки дошкольников разрабатывались еще в 80-е годы, в Могилевском педагогическом институте под руководством Абрама Ароновича Столяра. Методика введения детей в мир логико-математических представлений — осуществлялась с помощью специальной серии обучающих игр.
В начале 90-х гг. XX в. наметилось несколько основных научных направлений в теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста, которые предполагали развитие основных логических операций.
(Слайд 5.) Согласно работам Жан. Пиаже, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Николой Николаевич. Поддьяков, и. др, содержание обучения и развития, методы и приемы конструировались на основе преимущественного развития у детей дошкольного возраста интел-лектуально-творческих способностей которые включали в себя
• исследовательский подход к явлениям и объектам окружения (умения устанавливать связи, выявлять зависимости, делать выводы);
• умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
• прогнозирование изменений в деятельности и результатах;
• ясное и точное выражение мысли;
• осуществление действия в виде «умственного эксперимента»
(Слайд 6.) Направление авторами которого стали А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер и др. базировалось на преимущественном развитии у детей сенсорных процессов и способностей.
• включение ребенка в активный процесс по выделению свойств объектов путем обследования, сравнения, результативного практического действия;
• самостоятельное и осознанное использование сенсорных эталонов и эталонов мер в деятельности;
• использование моделирования («прочтения» моделей и действий моделирования).
Таким образом, тема формирования логико-математических представлений была и остается актуальной.
Отследив результативность обучения наших выпускников в начальной школе, мы столкнулись с проблемой, что некоторые первоклассники испытывают затруднения в решении и объяснении задач, запоминании и применении на практике некоторых правил, выполнении заданий требующих владения такими мыслительными операциями как анализ и синтеза.
Поэтому мы определили для себя цель нашей работы:
(Слайд 7) Цель: помощь будущему школьнику овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; сформировать логические формы мышления (понятия, суждения и умозаключения); а также практические навыки кодирования и декодирования визуально получаемой информации.
(Слайд 8) Приступая к работе над данной проблемой, мы изучили новинки методической литературы: Алябьева Е. В. «Игры для детей 5-7лет: развитие логического мышления и речи», Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для детей», Савенков А. В. «Маленький исследователь: развитие логического мышления: для детей 6-7 лет», «Логика. Задания на развитие логического мышления. Для детей 4-6 лет». Составитель: Шевелев К. В., Козырева Л. М. «Развиваем логического мышления для детей 6-7 лет».
Определили цели и задачи работы, формы организации детской деятельности, средства логико-математического развития.
(Слайд 9) Обогатили предметно-развивающую среду. В специально отведенном уголке разместили пособия дидактические и универсальные: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, лото, домино, головоломки, плоскостное моделирование, конструкторы, пазлы, игры с палочками.
Модели (пирамидки, основа с матрешками, елками для малышей; планы пространства, схемы сложение построек, временные модели.
Материалы (для взвешивания, измерения, группировки, сортировки, «жизненные» (шишки, листья и т. п.); предметные (пуговицы, карандаши, фломастеры», старые монетки, клубки.
(Слайд 10)Согласно современным требованиям преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, поэтому в основу образовательного процесса легла проблемно-игровая технология. Логико математическое развитие осуществляется через использование различного игрового занимательного материала:
• Логические задачи и упражнения
• Игры-головоломки
• Дидактические игры и упражнения
• Логико-математические игры
• Задачи-шутки
• Конструирование (большое внимание уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.)
• Экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.
(Слайд 11) На первом этапе предлагали детям логические задачи и упражнения на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, недостающей в ряду фигуры, игры –лабиринты и т. д. Такие упражнения важны для развития таких умственных действий как умение анализировать, обобщать, сравнивать.
(Слайд 12) Огромное значение для развития логического мышления имеют Игры-головоломки.
Самыми доступными из них являются игры со счетными палочками, спичками, в ходе которых необходимо преобразовывать одни фигуры в другие. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.
• (Слайд 13) Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений, разработанные З. А. Михайловой используются для совершенствования зрительного восприятия, и анализа, зрительной памяти, комбинаторики. У детей развивается умение анализировать изображения, выделять геометрические формы, видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей. Это такие игры как «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамимо» и. пр.)
(Слайд 14) Особое внимание конечно же уделяется играм логико-математического содержания. Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию. Использование развивающих, логико – математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук
Мы используем «Блоки Дьенеша», «палочки Кюизинера», «Геоконт Воскобовича».
(Слайд 15). Из всего многообразия игр и развлечений наиболее доступными и интересными являются загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы. Главное предназначение, которых состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям.
(Слайд 16). Дидактические игры.
Направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях. мышления. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка
(Слайд 17) Деятельность, активно формирующая такую важную умственную операцию как синтез в дошкольном возрасте, — это конструирование. Дети учатся работать по схеме, определяющей алгоритм работы. Моделируют по собственному замыслу. Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый в этих играх исполняет роль ненавязчивого помощника, его цель — способствовать доведению работы до конца, т. е. до получения задуманного или требуемого целого объекта.
(Слайд18) Компьютерные игры.
Одним из важнейших основополагающий принципов работы ДОУ (согласно ФГОС) является принцип интеграции образовательных областей.
Приведу примеры интеграции логико математического развития с другими направлениями развития.
(Слайд 19) Логико-математическое и речевое развитие дошкольников.
• Логико-математическому развитию способствует чтение художественной литературы, математического содержания «Мальчик с пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г. X. Андерсена, «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского и др., а также произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (русская народная сказка «Волк и семеро козлят», английская народная сказка «Три поросенка», словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев» и др.)
• сочинение математических загадок, пословиц, для чего требуется выделить существенные свойства предмета (проанализировать форму, размер, назначение и т. п.) и представить их в образной форме.
(Слайд 20) Логико-математическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников.
• использования некоторых сенсорных эталонов (форма) и категорий (размер, пропорции, пространственные отношения, и т. п. ,
• Пространство, цвет, линия, величина — математические категории, без которых невозможна изобразительная деятельность, в продуктивной деятельности они усваиваются ребенком незаметно для него самого, без специального педагогического сопровождения и воспринимаются как важные и необходимые для получения результата.
Относительно музыкальной деятельности общность состоит в:
• использовании временных интервалов, освоении таких категорий как длительность, продолжительность, темп, скорость, высота звука и т. п., использования счета для определения количества движений, отсчитывания ритма и т. п.
(Слайд 21) Логико-математическое и физическое развитие дошкольников.
– Опыт движений и передвижения ребенка в пространстве позволяет ему ориентироваться в «пространстве-карты», «пространстве-книги», «пространстве-листа рабочей тетради, различении правой и левой руки.
– освоение временных интервалов и некоторых показателей (например, скорости (быстрее -медленнее) в процессе наблюдения и участия в соревнованиях (бег, прыжки и т. п., использовании секундомера и обсуждение временных эталонов; установление размерных отношений (дальше – ближе) при метании, определении расстояния маршрута и т. п. ;
– упражнения, обеспечивающие накопление тактильно-двигательного опыта, необходимого для освоения счета, измерения (счет движений, выполняемых ребенком (приседаний, прыжков);
Заключение.
Только при таком подходе к логико-математическому развитию дошкольники не только осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего мира во взаимосвязи, но и овладевают способами самостоятельного познания, которые применяют в своей жизнедеятельности, что создает условия для их социализации, формирования интегративных качеств личности, развития предпосылок универсальных учебных действий
Ивачева Л. А.
2015г.
Источник