Логическое мышление развитие у ребенка

Логическое мышление развитие у ребенка thumbnail

Теория

Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.

Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.

Мама и дочка, а также мама и папа заказали разные блюда. Как правильно распределить тарелки?

Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.

Мотивация и социальный аспект

Логическое мышление развитие у ребенка

Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.

Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.

Логическое мышление развитие у ребенка

В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.

Система

Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы, упражнения и игры на развитие логического мышления.

В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.

Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.

Занимательные занятия онлайн — современный и эффективный подход к развитию логики у детей и взрослых.

Источник

Развитие логического мышления у детей разного возраста

Что помогает человеку правильно усваивать и преобразовывать в своем сознании полученную извне информацию? Конечно же, способность мыслить логически. В этой статье поговорим о том, как данный процесс развивается у детей разного возраста.

Что это такое и зачем нужно?

Ошибочно полагать, что логическим мышлением обладают только люди старшего возраста. Оно зарождается в человеке и начинает активно развиваться с самых ранних лет жизни, постепенно созревая по мере его взросления.

Логическое мышление – это умение рассуждать разумно, правильно выстраивать мыслительные цепочки и наполнять их смыслом.

Определять понятия, сравнивать, обобщать, классифицировать, иметь свое суждение, делать выводы и умозаключения и при этом уметь их доказывать – это те возможности мыслительного и познавательного процесса, которые дает человеку логика.

Логическое мышление развитие у ребенка

Каждый родитель мечтает вырастить из своего ребенка умного и успешного человека. А для этого надо научить его правильно мыслить. И цель формирования такой способности становится очень интересной задачей, решив которую мамы и папы дадут возможность своим чадам продуманно и рационально вести себя в обществе, благоразумно выходить из любых ситуаций и трудных положений.

Помочь развить ребенку способность логически мыслить означает возможность овладеть инструментами успешного прохождения пути обучения не только в школе, но и в последующих учебных заведениях.

С какого возраста развивать логику?

Самым ранним подготовительным этапом для развития логики детей специалисты считают возраст от двух до четырех лет. В этот период мышление малышей является наглядно-действенным, то есть они познают мир через непосредственное восприятие всех предметов и явлений, их мозг как бы проводит диагностику окружения. Они трогают, берут в руки, бросают, роняют, перекладывают, пробуют на вкус буквально все, что попадается в их поле зрения и руки.

Логическое мышление развитие у ребенка

Такие действия сообщают им информацию о вещах. Внимание и память в этом возрасте развиты еще очень слабо, поэтому полученная информация не задерживается надолго в сознании, из-за чего происходят частые повторения уже совершенных ранее действий.

Но это так называемые пограничные годы, в которые начинается активная подготовка сознания к развитию интеллекта.

А началом формирования детского логического мышления считается возраст около четырех лет.

В это время дети уже могут выполнять простейшие упражнения, например, на нахождение лишнего предмета из предложенного перечня: кубик, кукла, плюшевый мишка и домашние тапочки. Это самый примитивный прием по вычислению зачатков логики. По утверждению психологов, большинство детей этого возраста справляются с подобными задачами.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 39 курган

Логическое мышление развитие у ребенка

Упражнения и игры для развития

Специалистами в области детской психологии и педагогики разработано огромное количество дидактических материалов, программ и заданий для развития логики у детей. При их создании и использовании, разумеется, учитываются возрастные особенности познавательных процессов. Например, двухлетний малыш не способен выполнить задачу, предназначенную для четырехлетнего, а семилетнему ребенку уже будет неинтересно решать задачи трехлетних и пятилетних.

Это объясняется просто – у них уже совсем разные уровни мыслительных процессов, которые с каждым годом жизни ускоряются и усложняются.

Принято разделять детей на возрастные категории по возможностям восприятия и обработки информации.

Дети дошкольного возраста:

  • 3-4 года;
  • 5-6 лет.

Логическое мышление развитие у ребенка

Дети младшего школьного возраста (начальная школа):

  • 7-8 лет;
  • 9 лет;
  • 10 лет.

Дети среднего школьного возраста (подростковый период):

  • 11 лет;
  • 12-13 лет;
  • 14-15 лет.

Дети старшего школьного возраста (юношеский период):

  • 16-17 лет.

Современные информационные технологии позволяют занимательным образом увлечь дошкольников и школьников и эффективно повысить уровень детского логического мышления.

Рассмотрим, какой характер носят занятия, упражнения и игры, развивающие логику, для девочек и мальчиков разных возрастных групп.

Логическое мышление развитие у ребенка

Для дошкольников

Дошкольники – это дети, как правило, посещающие детские сады и кружки раннего развития. В данной группе детей принято делить на три категории: младшая (2-3 года), средняя (4-5 лет) и старшая (подготовительная к школе) – 6 лет.

Хорошей предпосылкой к развитию логики у малышей 2-3 лет является создание условий для активной познавательной деятельности.

Необходимо дать им возможность экспериментировать с предметами и действиями. Самый простой пример – работа с песком и водой.

Также важно уделять внимание первичному формированию представлений о цветах, величинах и формах. Возможность делать первые элементарные суждения и выводы на основе действий дает развитие речи и обучение высказыванию мыслей вслух: течет вода, ее можно разлить, песок сыплется, его можно пересыпать, можно намочить и сделать фигурку и т. п.

Важно учить ребенка простым логическим операциям: группировке, синтезу, созданию серий. То есть собирать в группы предметы по одному признаку (цвету, форме), создавать ряд последовательностей (нанизывание убывающих частей пирамиды), конструировать несложные части (крупные детали лего).

Логическое мышление развитие у ребенка

В 4-5 лет детям становится доступна такая логическая операция, как сравнение. Здесь важно расширять представления малыша об окружающей действительности, обращать его внимание на разнообразие, изменчивость и вариативность событий, обучать азам анализа (делить целое на части), учить находить логические связи в природе (зимой холодно, растения не цветут и не растут, поэтому нет жучков и паучков, пищи для птиц нет, поэтому они улетают).

В подготовительный к школе период педагоги дошкольных учреждений используют те же методы развития логики, что и ранее, но ребенок должен становится более самостоятельным в решении какой-либо задачи.

В это время начинает развиваться знаково-символическая система умственной деятельности (начало работы со схемами, знаками, цифрами). Продолжается совершенствование таких умений, как сравнение, классификация, построение предложений, простые доказательства, систематизация по признакам, вычленение разницы, анализ явлений и объектов, выявление закономерностей и даже прогнозирование последствий каких-либо действий. На данном этапе дети обучаются порядковому и количественному счету в пределах десяти, составу числа пять. Также дети учатся анализу структуры различных конструкций, воспроизводят их в других вариантах.

Логическое мышление развитие у ребенка

Для младших школьников

Ученики младших классов уже очень отличаются по уровню логического мышления от детей дошкольного возраста. В процессе обучения в школе дети учатся управлять своими мыслительными процессами и начинают думать не только тогда, когда им хочется это делать, но и тогда, когда это делать надо.

В ходе познавательной деятельности мышление становится сознательным, произвольным, планируемым и программируемым. Специалисты называют этот период сензитивным, когда развивается понятийное мышление.

В это время начинает работать словесно-логический или абстрактно-логический (отвлеченный) тип осмысления. Умозаключения первоклассников и второклассников опираются на наглядность, и выводы делаются на основе сопоставления суждения и предмета, явления, события. Дети с семи до десяти лет постепенно начинают овладевать логическими суждениями, оперировать понятиями и переходить к обобщению и логическим выводам.

Логическое мышление развитие у ребенка

Для подростков

Подростковый возраст – это особый период в развитии человека и он имеет свои нюансы в формировании логического мышления. Это переход от детства к взрослой жизни. Подростки испытывают потребность к самостоятельному познанию мира. В это время мышление переходит на более высокий и сложный уровень когнитивной деятельности. Оно приобретает черты теоретическо-рефлексивного характера. Процесс обучения дает возможность постепенно овладеть научными понятиями, основами теоретического и понятийного оперирования информацией.

И в этом возрасте молодой человек уже может осваивать большие объемы учебного материала.

Советы психологов

Родителям, которые ставят перед собой цель помочь своим детям развить логическое мышление, необходимо более подробно изучить различные методики обучения на эту тему. Затем подобрать соответственно возрасту своего ребенка различные упражнения, игры и задачи, которые на ваш взгляд обеспечат комфортный и приятный процесс занятий.

Логическое мышление развитие у ребенка

Педагоги и психологи не рекомендуют проводить подобные тренировки разума детей в принудительной и навязчивой форме. Надо плавно и постепенно увлечь ребенка, постараться сделать так, чтобы ему было интересно осваивать предлагаемую информацию.

Конечно же, необходимо создать удобную обстановку, спокойно и миролюбиво отвечать на все вопросы ребенка и давать возможность ему самому высказывать свои суждения.

В заключение хочется добавить, что нет ничего невозможного, все можно развить и натренировать, в том числе и логическое мышление. Главное, чтобы было желание.

Читайте также:  Моему ребенку 1 год развитие здравоохранения

Источник

Кристина Аветисян
Развитие логического мышления у дошкольников

Развитие логического мышления у дошкольников.

Дошкольное детство – это очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Расширяется среда деятельности ребенка – от общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. У него формируются определенные навыки, способности, умения и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность) .

В этот период интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком, он учится не только понимать речь, но и овладевает фонетикой и грамматикой родного языка.

Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать.

Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать ее выполнение. Происходит становление наглядных форм мышления, а также мыслительных операций. Появляются элементы логики, которые развиваются во всех видах деятельности.

Впоследствии логика будет иметь большое значение на всех этапах жизни ребенка до вступления его во взрослую жизнь.

В последнее время часто употребляется слова «логика», «логические операции» по отношению к ребенку, его мышлению.

Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

С помощью мышления мы получаем знания, поэтому так важно развивать его с детства.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление – это одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое. Логическое мышление нужно развивать, и лучше всего делать это в игровой форме.

Основными задачами по развитию логического мышления являются:

*Формирование приемов умственных операций дошкольников

*Развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

*развивать творческие и интеллектуальные способности через логико-математические игры, дидактические, развивающие, игры на развитие пространственного воображения.

*Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть

себя глазами окружающих.

Развитие логического мышления напрямую связано с возрастными особенностями детей.

Существуют следующие виды мышления:

-Предметно- действенное мышление;

-Наглядно-образное мышление;

-Словесно-логическое мышление.

У детей младшего дошкольного возраста основной вид мышления предметно –действенное: 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет.

При этом преобразование ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться наглядно-образное внимание – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Основные достижения среднего возраста связаны с развитиемигровой деятельности: совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, познавательной мотивации, совершенствование восприятия.

В старшем дошкольном возрасте систематизируются представления детей, развивается словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления,

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Суждение – истинное и ложное

– общее, частное и

единичное

– утвердительное и

отрицательное;

Понятие – житейское

– научное;

Умозаключение –

– индуктивное

– дедуктивное

– умозаключение

по аналогии.

Логическое мышлениевключает в себя ряд компонентов:

-умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей;

-целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;

-умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;

– умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденций развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;

-умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

В структуру мышления входят следующие логические операции:

Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.

Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.

Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.

Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.

Читайте также:  Организация среды стимулирующей развитие ребенка

Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.

Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических фигур. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов.

От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.

В. А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк любознательности».

Учитывая положение всеобщей педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка.

Все игры и пособия, которые предназначены для развития логического мышления дошкольника, можно условно разделить на несколько типов.

1. К первой категории относятся упражнения, способствующие формированию такой важной для логического мышления функции как память. Перед дошкольником нужно будет поставить игровую задачу, в которой ему предстоит запоминать. Давайте ему для этого ряды картинок, которые он должен будет запомнить, разбив по группам (например, транспорт, мебель, растения, одежда, посуда, животные и т. д.). С этой целью можно использовать яркие привлекательные дидактические карточки с изображениями. Хорошая тренировка памяти возможна также с применением различных кубиков,объемных букв или цифр: выкладывая перед ребенком ряды из тех или иных элементов, предлагайте ему повторить увиденную последовательность.

2. Особую категорию игр составляют логические упражнения, в которых ребенку нужно будет отыскать закономерность или найти недостающую фигуру. Чтобы выполнить такие игровые задания, ребенку нужно будет провести простой анализ путем сравнения предметов, входящих в горизонтальный или вертикальный ряд.

3. Важную роль в формировании логического мышления играет умение воссоздавать изображенные на схеме фигуры из нескольких элементов. С этой целью можно использовать различные головоломки на плоскости, состоящие из геометрических деталей. Для этого отлично подойдут известные многим мировые головоломки, такие как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагр» или «Пентамино». Показывайте ребенку схематичную фигуру, составленную из треугольников, прямоугольников, квадратов и ромбов и просите его выложить точно такую же.

4. Развитьнавыки классификации ребенку помогут игры типа: «Найди лишнее». В них дошкольнику предстоит из нескольких изображений отыскать то, которое не подходит к данной группе по какому-либо критерию. Детям 3 лет можно предложить самые простые игры данного типа, постепенно наращивая их сложность. В детских магазинах сегодня не трудно найти специальные игровые наборы карточек для выполнения подобных увлекательных занятий. Полученные в ходе таких игр навыки позволят детям быстрее овладеть смысловой группировкой, с которой они столкнутся в школе.

5. Пространственное восприятие и внимание являются основой и составной частью логического мышления, поэтому важно давать дошкольнику задания и на развитие этих процессов тоже. Предлагайте детям карточки, на которых нужно отыскать различия между двумя изображениями — это поможет улучшить концентрацию внимания. Пространственно-логическое мышление развить помогут самые разнообразные объемные головоломки и конструкторы, благодаря которым ребенок сможет научиться представлять в воображении положение предмета, размещать объекты в пространстве в соответствии с созданным в голове образом. Из современных объемных головоломок очень интересны оригинальные сборные фигуры от Qiddicome, изготовленные из натурального дерева и имеющие различные уровни сложности.

Такие головоломки подойдут как для 3-летних малышей, так и для будущих первоклашек.

6. Развить аналитическое и стратегическое мышление помогут разнообразные настольные интеллектуальные игры, в которых ребенку предстоит просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Например, это могут быть любимые всеми шахматы или шашки, домино, загадки-шарады или популярные сегодня игры-квесты. Для формирования способностей проводить анализ, детям подойдет упражнение «Небылицы», в котором им предстоит отыскать на картине экстравагантного художника те детали или фрагменты, которые нарисованы неверно.

7. Словесно-логическое мышление помогут развить разнообразные игры в слова. Например, широко известные настольные забавы,которые любимы уже ни одним поколением детей: игры типа «Эрудит» или «Словодел».

Игры на логику с дошкольниками можно проводить не только на специальных занятиях сидя за столом, но и — в любое удобное для этого время, даже в путешествиях на прогулке. Большинство упражнений не требует каких-либо специальных приспособлений, например, те же игры на классификацию можно устроить, просто назвав ребенку ряд слов и предложить ему исключить то, которое не подходит к данной последовательности.

Главная особенность игр на логику, которые необходимо проводить с детьми дошкольного возраста — это их регулярность. Только систематические занятия будут способствовать развитию важных мыслительных операций, которые являются составной частью развития логического мышления: сравнения, классификации, синтеза и анализа.

Источник