Логические игры в развитии мышления ребенка

Логические игры в развитии мышления ребенка thumbnail

Игры на развитие мышления у детей

Мышление – это тот инструмент, без которого не сможет прожить ни один человек, ведь именно с помощью него мы можем решать любые задачи и вообще как-то действовать в мире. Но интереснее то, что мы можем развивать свое мышление: делать его быстрее, глубже, гибче, осмысленнее. Кроме того, нашими усилиями мышление может становиться позитивным и более интересным.

Однако наша задача – развивать не только свое мышление, но и мышление своих детей, ведь от этого самым прямым образом будет зависеть их будущая жизнь и успехи в ней. А одной из самых эффективных форм развития любого навыка, в том числе и навыка мыслить, у дошкольников, школьников и даже подростков (что не единожды доказано психологами и педагогами) является именно игровая форма.

В этой статье мы обойдем стороной пространные рассуждения, а рассмотрим только практический материал – представим игры на развитие мышления у детей. С помощью них мы сможете тренировать мозг своего ребенка, развивать и поддерживать его мыслительную активность, делать его умнее и сообразительнее.

Сегодня мы рассмотрим лишь несколько замечательных игр для детей, и если вам захочется получить доступ к большему количеству развивающих игр, а также тестам, упражнениям и другим полезным материалам, рекомендуем оформить PRO-аккаунт.

Ниже будут представлены игры на развитие логического мышления, абстрактного мышления и других его видов. Заметим: предложенные игры в большей степени подходят для дошкольников и младших школьников, но некоторые можно использовать и для подростков. Познакомившись с их описаниями, вы сами поймете, какие игры в каком случае лучше применять.

 «Данетки»

Что дает игра: развитие логического мышление ребенка, формирование навыков задавания вопросов, анализа ответов. Развитие способности к классифицированию явлений и предметов окружающего мира по особенностям и характерным признакам.

Что потребуется: при желании можно купить в книжном магазине специальные карточки для игры, но можно обойтись лишь воображением.

Как играть: ведущий должен загадать слово, а игрокам нужно понять, о чем идет речь. Для этого игроки задают вопросы. Ведущий может отвечать только «Да», «Нет», «И да, и нет», «Нет информации» и «Это не важно». В начале игры ведущий дает подсказку. К примеру, такую: «Это герой известной русской сказки. Отгадайте его за 10 вопросов».

Игра никак не ограничивается по возрасту участников. Могут играть и взрослые и дети. А с помощью правильного подбора слов (они должны соответствовать возрасту участников) можно делать игру сложнее или легче.

«Ситуативные данетки»

Что дает игра: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка поиска причинно-следственных связей.

Что потребуется: только воображение.

Как играть: ведущий загадывает не слово, а жизненную ситуацию. Игрокам нужно понять, почему произошло именно так и как выйти из положения или объяснить поведение персонажа истории. Например, вы можете дать такое задание: почему девочка съела банан, а бабушка ее за это наругала? Или что делать, если папа не хочет покупать игрушку? Или почему мужчина, обычно ездящий на машине, сегодня пришел на работу пешком?

Можно задавать любые, даже самые странные ситуации, причем они могут не иметь какого-то одного ответа или объяснения. Суть в том, чтобы игроки предлагали максимальное количество идей, которые могут объяснить ситуацию логически. Ко всему прочему ситуации могут придумывать и сами игроки.

«Третий лишний»

Что дает игра: развитие умения классифицировать предметы и явления по их особенностям.

Что потребуется: при желании можно подготовить специальные карточки с изображением предметов, людей, животных, разных мест. Но можно обойтись и без вспомогательных материалов.

Как играть: ведущий называет игрокам три слова (или показывает три карточки), одно среди которых лишнее. К примеру, вы можете дать такие слова:

  • дождь, снег, бумага;
  • море, песок, зонтик;
  • утро, вечер, 56;
  • дыня, яблоко, стакан и т.д.

Задание игроков состоит в том, чтобы определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним. Когда игроки освоят правила игры, можно дать им задание самим придумывать тройки слов или составлять тройки картинок.

«Разложи по группам»

Что дает игра: развитие способности классифицировать предметы по характерным признакам и особенностям применения. Развитие коммуникативных навыков, умения объяснять свою позицию и аргументировать ее. Развитие у детей умения объяснять, по какой причине они приходят к такому-то выводу, если остальные дети с этим не согласны.

Что потребуется: необходимо подготовить множество карточек с изображениями разных предметов.

Как играть: ведущий должен разложить на столе много карточек, на которых изображены люди, животные, транспорт, природа, кухонные приборы и т.д. Помните, что карточек должно быть как можно больше (несколько десятков). Задача игроков в том, чтобы распределить карточки по тематическим группам. Такими группами могут быть: животные, растения, автомобили, самолеты, письменные принадлежности, книги и т.п. В итоге не должно не остаться ни одной карточки без группы.

А сейчас давайте сделаем небольшую паузу и посмотрим занимательное видео с загадками для детей, помогающими развивать мышление и сообразительность. Собственно, загадки представляют собой один из видов игр, который тоже можно использовать в работе с детьми.

Продолжаем рассматривать игры на развитие мышления у детей.

«Бывает и не бывает»

Что дает игра: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления и координации.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее). Произнеся фразу, ведущий бросает одному игроку мячик. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему. Одновременно с этим игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т.е. решение он должен принять очень быстро.

Вот несколько примеров таких ситуаций:

  • папа идет с работы;
  • дерево варит кашу;
  • бабушка печет пирожки;
  • ручка смотрит телевизор;
  • кошка играет с мышкой;
  • подушка зевает и т.д.

Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.

«Отвечаем быстро»

Что дает игра: развитие мышления и умения ассоциативно связывать предметы с их свойствами. Повышение скорости принятия решений.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам какое-то известное ему существительное и в это же время бросает одному ребенку мячик. Задача ребенка: поймать мяч и бросить его обратно ведущему. Но во время броска игроку нужно назвать какое-то прилагательное, характеризующее названное ведущим существительное.

К примеру, вы называете банан. Игрок должен сказать: «Желтый» или «Длинный», или нечто подобное. Если вы понимаете, что детям пока сложно играть в эту игру, упростите им задачу: перед началом игры обговорите, что именно они должны будут сказать. Т.е. дайте задание описать форму, размер, цвет или вкус того, что вы называете.

В случае если игра оказывает слишком простой, ее нужно усложнить. Вместо существительных можно называть несколько прилагательных, а ребенок должен понять, о чем речь, и дать вам ответ. Например, вы говорите: «Круглый, оранжевый и сладкий», а ребенок должен ответить, что это апельсин и т.п.

Кстати, эта игра очень подходит для старших школьников и подростков. Сегодня у нас не очень много таких игр, но огромное количество развивающих материалов вы сможете получить, оформив PRO-аккаунт – это действительно полезная и нужная вещь.

«Скажи наоборот»

Что дает игра: развитие логического мышления, формирование и расширение словарного запаса.

Что потребуется: дополнительных материалов не понадобится.

Как играть: Ведущий должен назвать игрокам любое прилагательное. Игроки должны называть противоположные слова – антонимы. К примеру:

  • медленный – быстрый;
  • тонкий – толстый;
  • белый – черный;
  • сухой – мокрый и т.д.

Как только дети начнут быстро подбирать антонимы и игра станет для них слишком легкой, можно начать предлагать им слова, для которых придумать антонимы сложнее. А можно вообще видоизменить игру: называйте детям любое слово, а они пусть придумывают как можно больше слов, являющихся, по их мнению, противоположными. После каждого подхода можно обсуждать с игроками, почему они думают именно так.

«Расскажи мне»

Что дает игра: развитие творческого и абстрактного мышления, развитие воображения и умения формулировать мысли.

Что потребуется: при желании можно использовать игрушки – персонажей из сказок и мультфильмов, но можно обойтись и без них.

Как играть: ведущий должен называть игрокам персонажей из разных сказок или мультиков (сказки или мультики обязательно должны быть разными). Например, вы называете Зайца из «Ну, погоди!», Винни Пуха или Пятачка, Машу из «Трех медведей» или Лунтика (в случае, если дети не знают каких-то героев, предварительно можно показать им мультфильм или прочитать сказку).

Затем нужно придумать какое-то увлекательное начало истории, к примеру: «Лунтик и Пятачок пошли за мороженым…» После этого игроки должны продолжить историю и рассказать, чем все закончилось. Игра будет проходить намного интереснее, если все игроки будут придумывать по очереди по одному предложению.

«Назови одним словом»

Что дает игра: формирование и расширение словарного запаса, развитие логического мышления. Формирование навыка составления групп предметов на основе общих признаков и способов применения.

Что потребуется: дополнительных материалов не потребуется.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам несколько слов, а игроки должны объединить их одним общим словом. К примеру:

  • ель, сосна, дуб – деревья;
  • лиса, волк, мишка – животное;
  • банан, груша, яблоко – фрукт;
  • кубик, машинка, кукла – игрушка и т.д.

Если захочется, игру можно видоизменить: ведущий называет какое-то общее понятие, а дети называют все, что может к нему относиться. А если вам захочется освоить какие-то новые идеи для модернизации игр на развитие мышления у детей (и вообще познакомиться с новыми техниками мышления), можете пройти наш курс «Когнитивистика», где представлено более 20 таких техник.

«Найди похожее»

Что дает игра: развитие нестандартного, логического и абстрактного мышления, расширение кругозора. Развитие умения видеть то, что не бросается в глаза.

Что потребуется: для большего интереса участников можно подготовить карточки с картинками, но можно обойтись и без них.

Как играть: ведущий показывает игрокам две карточки с изображениями не очень похожих на первый взгляд объектов. К примеру, на одной карточке может быть птица, а на второй – муха. Детям нужно отыскать и назвать то, что может их объединять (птица и муха летают, у них есть крылья и т.п.)

Со временем игру можно сделать сложнее – начать показывать карточки с совершенно непохожими объектами. Для примера можно взять ту же муху и письменный стол (у стола и мухи есть ножки, муха ползает по столу и т.п.)

«Нелепицы»

Что дает игра: развитие логического мышления, развитие внимания. Формирование умения аргументировать свою точку зрения при помощи убедительных доводов.

Что потребуется: необходимо подготовить специальные картинки-нелепицы, на которых изображены различные несоответствия. Ниже представлен пример такой картинки:

Нелепицы

Как играть: ведущий показывает игрокам рисунок-нелепицу, на котором изображено то, чего в обычной жизни не встречается (см. картинку сверху). Игрокам нужно определить максимальное количество нелепостей на рисунке.

Чтобы игра была более увлекательной и интересной, можно разбить игроков на команды (заранее каждой команде назначается капитан – кто-то из взрослых) и устроить соревнования. Один и тот же рисунок ведущий показывает обеим командам. Игроки определяют нелепости, указывают на них капитану, а он их записывает.

На выполнение заданий дается определенное время, например, 3 минуты. Побеждает та команда, которая за это время найдет больше всего нелепостей. А в конце игры для закрепления результата ведущий может обсудить с игроками, почему они считают, что тот или иной элемент картинки является нелепым.

К примеру, если игроки заметили, что мальчик в кроватке находится на снежной улице, они должны сами рассказать, почему это нелепо. Если детям сложно объяснить нелепость или они вообще ее не заметили, ведущий методично объясняет, по какой причине представленные на картинке нелепости не могут иметь места в реальной жизни.

«Загадки»

Что дает игра: развитие логического мышления у детей и подростков.

Что потребуется: никаких дополнительных материалов не потребуется.

Как играть: Изначально ведущий должен определиться с загадками – они должны соответствовать уровню развития игроков, не быть для них ни слишком простыми, ни слишком сложными. Играть можно с одним или несколькими игроками; также можно устраивать соревнования команд.

Ведущий загадывает загадку, а игроки должны дать правильный ответ. Чем меньше подсказок, тем игра сложнее. Если играют команды, победит та, игроки которой назовут больше правильных ответов с первого раза.

Другой вариант этой игры состоит в том, что игроки сами придумывают загадки. Ведущий задает слово, а игроки должны придумать вопросы, ответив на которые это слово можно отгадать.

«Где были – не скажем, но что делали – покажем»

Что дает игра: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка выражения мыслей без слов. Развитие координации.

Что потребуется: дополнительных материалов не нужно.

Как играть: Ведущий должен загадать какое-то несложное действие, например, игру в футбол, мытье посуды, работу за компьютером, чтение книги и т.п. При этом он ничего не говорит, а только показывает действие жестами и мимикой. Игрокам нужно понять, о чем идет речь.

Полезно играть с участниками по очереди: сначала дается попытка разгадать действие одному участнику. Если он отгадывает, следующий участник отгадывает новое действие, а если нет, то следующему нужно отгадать то же самое.

Другой вариант этой же игры: ведущий озвучивает какое-нибудь действие, а игроки должны показать его с помощью мимики и жестов. Также игроки могут сами загадывать действия и просить, чтобы их отгадали другие участники.

Эта игра отлично подходит не только для дошкольников и школьников, но и для подростков и даже взрослых людей, ведь с помощью нее можно отлично провести время в любой компании.

«Найди тайник»

Что дает игра: развитие пространственной ориентации и логического мышления. Формирование умения действовать по нарисованному плану.

Что потребуется: необходимо подготовить бумагу, линейку, карандаши и игрушку.

Как играть: ведущий должен спрятать в помещении игрушку, а игроки (один или сразу несколько) должны ее найти. В помощь им ведущий рисует на листе бумаги схему комнаты со всем, что в ней находится. Отдельно выделяется место, где спрятана игрушка.

Чтобы усложнить игру, можно составить несколько планов. Первый план ведет к первой подсказке, второй – ко второй, а третий – к самой игрушке. Кроме того, можно дать задание участникам самим спрятать игрушку и нарисовать карту, а ведущий будет должен ее найти.

«Угадай по описанию»

Что дает игра: развитие логического и творческого мышления. Закрепление в памяти детей значений слов и свойств разных явлений и предметов.

Что потребуется: никаких дополнительных материалов не нужно.

Как играть: ведущему загадывает слово, но игрокам его не называет, а просто описывает. К примеру, если загадано слово «лампочка», можно описать ее так: «она похода на грушу, может висеть под потолком, днем она не нужна, а ночью только она дает свет» и т.д. Игроки должны как можно быстрее угадать то, что загадано.

Если игроков много, игру можно модифицировать: игрок, первым отгадавший предмет по описанию, сам начинает играть роль ведущего: загадывает слово и описывает его другим игрокам. А чтобы играть было легче, можно в самом начале объяснить игрокам, о чем будет идти речь: предметах, профессиях, погодных явлениях, животных, растениях и т.д.

Предложенных нами игр вполне достаточно, что сформировать представление о том, каким образом вообще они могут влиять на мышление ребенка. Однако вы можете найти и другие игры на развитие мышления у детей: можете поискать в Интернете, можете посмотреть соответствующие книги в книжных магазинах, можете придумать сами, а можете оформить PRO-аккаунт и получить доступ к играм и другим упражнениям на развитие мышления.

Среди прочих известных игр мы можем посоветовать такие как:

  • «Какой он?»
  • «Составь предложение»
  • «Ответь на вопрос»
  • «Найди предмет»
  • «Кто кем будет?»
  • «Найди лишнее слово»
  • «Спрятанное слово»
  • «Сказки-перевертыши»
  • «Находчивый»
  • «Изобретатель»
  • «Что будет, если …?»
  • «Я – луна, а ты – звезда»
  • «Чепуха»
  • «Телеграмма»
  • «Сочиняем сказку»
  • «Дверная скважина»
  • «Дерево – это …»
  • «Сложи картинку»
  • «Времена года»
  • «Бег ассоциаций»

Также мы рекомендуем вам почитать наши статьи:

  • Как развивать мышление ребенка
  • Актерские игры для детей
  • Упражнения для развития памяти у дошкольников
  • Как улучшить внимание ребенка
  • Игры на развитие памяти и внимания

Эта информация будет очень полезна для развития мышления дошкольников, школьников и подростков, да и для себя вы сможете почерпнуть из этих статей немало интересного. И не забудьте, что у нас есть еще и замечательный курс по развитию мышления, который вам тоже очень пригодится.

Ну а в заключение этой статьи еще одно интересное видео. Смотреть его лучше всего вместе со своими детьми, т.к. оно уже само по себе рассчитано на развитие мышления у ребенка. Так что выделите полчаса времени и проведите его с пользой для себя и своего чада.

Источник

Наталья Евгеньевна Фоменко
Игры для развития словесно-логического мышления у дошкольников

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как при норме развития, так и в условиях патологии. Каждая из предлагаемых игр представляет собой самостоятельный методический пласт работы и может быть при желании дополнена.

Задачи работы.

1. Развивать все операции мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция).

2. Учить составлять развернутые речевые высказывания, подбирать точные лексические и грамматические средства.

3. Активизировать воображение и творческие способности ребенка.

Рекомендации.

• Выбирайте игру, сложность которой соответствует возможностям ребенка. Успешное выполнение заданий придаст малышу уверенность в своих силах.

• Объединение нескольких детей в группы сделает игры более динамичными, эмоциональными и эффективными.

• Обращайте внимание на то, готов ли ребенок играть, есть ли у него настроение.

• Отслеживайте результат. Если вы чувствуете, что занятие прошло поверхностно, повторите этот материал еще раз, или вернитесь к предыдущему.

Хвалите малышей за любую, даже маленькую, удачу.

«Закончи предложение».

Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.

• Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки….

•Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить….

• Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая….

•Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль….

• Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки) ….

• Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную) ручку сковородки ….

«Кто кем был».

Цель: назвать кем был (будет) этот предмет.

Пример: 1) кем (чем) будет: яйцо,мальчик,семечко, гусеница,цыпленок, жедудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, почка, щенок, шерсть, телёнок, доска, птенец, козленок, ягнёнок…

2) Кем (чем) был раньше: цыпленок – яйцом,

Лошаль – жеребенком;

Дуб – желудем;

Лягушка – головастиком;

Хлеб – мукой;

Шкаф – доской:

Велосипед – железом;

Рубашка – тканью;

Мастер – учеником;

Шуба – мехом….

«Что лишнее?».

Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

• Цвет: цыплёнок, лимон, василёк;

Огурец, морковь, трава;

Халат врача, помидор, снег;

• Форма: телевизор, книга, колесо;

Косынка, арбуз, палатка;

• Величина: бегемот, муравей, слон;

Дом, карандаш, ложка;

• Материал: банка, кастрюля, рюмка

Альбом, тетрадь, ручка;

• Вкус: конфета, картошка, варенье;

Торт, селёдка, мороженое;

• Вес: вата, гиря, штанга;

Мясорубка, перышко, гантели.

«Назови одним словом».

Цель: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

• курица, гусь, утка, индюк

• Лошадь, корова, овца, свинья;

• Капуста, картофель, лук, свёкла;

• Волк, лиса, медведь, заяц;

• Шапка, кепка, панама, берет;

• Липа, берёза, ель, сосна;

• Шуба, куртка, платье, носки;

• Зелёный, синий, красный, желтый;

• Суп, каша, кисель, котлета…

«Парочки».

Цель: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре, и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка — часы, колесо —? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слона: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.

Стрелка — часы, колесо — …

Колесо — круг, ковёр — …

Белка — дупло, медведь — …

Кофта — шерсть, шуба — …

Магазин — продавец, больница — …

Рыба — река, птица — …

Ваза — стекло, кастрюля — …

Молоко — масло, мясо — …

Коза — капуста, белка — …

Лошадь — сено, кошка — …

Чай — печенье, суп — …

Стул — спинка, корабль — …

Самолёт — аэропорт, корабль — …

Ракета — космос, самолёт — …

День — обед, вечер — …

Инструмент — работа, кукла — …

Охотник — ружьё, рыбак — …

Слово — буква, дом — …

Ногти — ножницы, борода — …

Дождь — сырость, жара — …

Лес — деревья, поле — …

Лиса — хитрость, заяц — …

Палец — кольцо, ухо — …

Лимон — кислота, конфета — …

Школа — ученик, больница — …

«Подбери по смыслу».

Цель: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.

• Стол, стул, диван;

• Творог, сыр, масло;

• Врач, повар, лётчик;

• Сок, кефир, компот;

• Шишка, жёлудь, орех;

• Корабль, лодка, яхта;

• Паровоз, электричка, трамвай;

• Книга, альбом, блокнот;

• Торшер, бра, настольная лампа;

• Сосиски, колбаса, котлета;

• Земляника, клюква, малина;

• Сыроежка, лисичка, подберёзовик;

• Сосна, берёза, липа;

• Жасмин, шиповник, сирень;

• Дождь, ветер, иней.

«Что лишнее?».

Цель: Назвать лишнее. Объяснить ход рассуждений.

• Ночник, торшер, свеча…

• Глаза, нос, брови…

• Простыня, пододеяльник, наволочка…

• Пруд, река, озеро…

• Слива, яблоко, персик …

• Брюки, шорты, юбка …

• Стол, полка, стул…

• Кофта, свитер, рубашка…

• Коза, свинья, корова …

• Картошка, морковь, огурец …

• Ёлка, береза, сосна …

• Трамвай, электричка, троллейбус …

• Сковородка, чашка, кастрюля …

«Подбери по смыслу».

Цель: закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом потому что.

• Мама отругала сына, потому что….

• Мальчик решил переодеться, потому что … .

• Девочка поднялась с сиденья автобуса … .

• Мальчик быстро бежал к школе… .

• У Саши заболели глаза … .

• Учительница весело рассмеялась … .

• Бабушка выключила телевизор … .

• Собака грозно зарычала … .

• Мама заплакала … .

• Гости громко рассмеялись … .

• Собака весело завиляла хвостом … .

• Кот выгнул спину и зашипел … .

• Мама открыла окно … .

«Без чего не бывает?»

Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объяснить свой выбор. Для удобства анализа ряда понятий взрослый может, называя по одному слову, каждый раз уточнять с ребёнком, важна ли данная деталь для отражения основных свойств объекта.

Пример: (огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т. п.

ОГОРОД: пугало, теплица, грядки, забор, участок, сорняки.

САД: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки.

УЛИЦА: дорога, дома, фонари, люди, магазины.

ЛЕС: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы.

МОРЕ: пляж, солёная вода, песок, отдыхающие, рыбы.

РЕКА: лодки, течение, берег, вода, рыбак, рыба.

«Превращалки».

Цель: рассказать, во что превратится

• Стул без спинки • Чашка без ручки

•Мороженое без холодильника • Всадник без лошади

• Дерево без веток • Стол без ножек

• Диван без спинки • Самолёт без крыльев

• Книга без страниц • Подушка без перьев

•Телевизор без электричества • Окно без стёкол

• Кепка без козырька • Кофта без рукавов

«Чтобы».

Цель: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.

• Дети сели в лодку …

• Мама надела нарядное платье …

• Петя закрыл лицо руками …

• Катя подняла с земли птенчика …

• Вова взял собаку на поводок …

• Дедушка поставил в огороде пугало …

• Рабочие привезли кирпич …

• Папа купил цветы …

• Лена размахивала руками …

• Дима нагнулся над кустом …

• Водитель открыл багажник автомобиля …

• Мама подошла к телефону …

• Лена налила в миску суп …

• Марина открыла окно …

• Серёжа подошёл к ручью …

«Что лишнее?».

Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем суть отличия.

Пример: три предмета всегда холодные (снег, мороженое, сосулька, а чашка чая, от которой поднимается пар — горячая. Поэтому чашка чая здесь — лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам.

Муравейник — нора — скворечник — дупло.

Снежинка — мороженое — горячий чай — сосулька — снеговик.

Велосипед — коньки — санки — лыжи — снегокат.

Расчёска — зубная щетка — бант — мочалка — зубная паста.

Курица — сосиска — сыр — колбаса — сарделька.

«Скажи наоборот».

Цель: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор.

Покупать Помнить Храбрость

Тупой (нож) Высокий Мелкий

Подниматься Молчать Встречать

Открывать Ругаться Широкий

Мягкий Легко Темно

Грязно Толстый Гладкий

Полный (стакан) Добрый Брать

Старый (диван) Шершавый Весёлый

Грубый (разговор) Быстро Длинный

«Нелепицы».

Цель: наиболее полно и связно объяснить — в чём нелепость, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении.

Рыбка с мостика нырнула,

Вскрикнула и утонула.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Возле речки, ну дела,

Серого обогнала!

Быстрый бег у тигра-крошки,

У ежа — огромный рост,

У слона кривые рожки

И большой пушистый хвост.

Сел воробышек на дом,

Провалилась крыша.

Под берёзою с котом

Пляшут польку мыши.

Сидела кошка в птичьей клетке,

А птичка съесть ее хотела,

Но кошка прыгнула на ветку

И, прочирикав, улетела.

Из воды, увидев волка,

Белка бросилась к кустам,

Бегемот залез на ёлку

И грызёт орешки там.

Мухи съели паука,

Рыбы ловят рыбака,

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

«Чем отличаются?».

Цель: подробно рассказать, что разного у 2-х сходных объектов.

В случаях затруднений использовать слова-подсказки (с тем, чтобы ребёнок при сравнении привыкал придерживаться схемы, плана).

Пример: (сравнение самолёта и птицы). Подсказки взрослого: главное отличие (птица живая, а самолёт — неживой, перья (птица покрыта перьями, а самолёт — нет).

• Самолёт и птица • Река и озеро

• Солнце и луна • Туча и облако

• Книга и альбом • Трамвай и метро

• Компьютер и телевизор • Кастрюля и сковородка

• Зонт и крыша • Велосипед и автобус

• Коляска и санки • Столб и дерево

• Нож и ножницы • Ваза и банка

• Платье и сарафан • Шкаф и тумбочка

• Наволочка и пододеяльник • Топор и молоток

• Вилка и грабли • Будка и клетка

«Когда это бывает?».

Цель: включить в предложение название времени года, подходящее по смыслу к данному понятию. Объяснить свой выбор.

Пример: (снегопад). Зимою, во время снегопада, машинам трудно ездить по улицам.

• Ливень • Слякоть • Листопад

• Мороз • Пасмурно • Жара

• Купание • Снеговик • Пляж

• Ручейки • Сосульки • Ледоход

• Снежки • Куличики • Одуванчики

• Почки • Вьюга • Цветение

• Иней • Проталины • Урожай

• Капель • Каток • Прополка

«Хорошо или плохо?».

Цель: подробно объяснить — что положительного и что отрицательного в названных явлениях.

Пример: дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождём можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо.

• Листопад • Купание в реке

• Гонка на мотоциклах • Снегопад

• Путешествие • Просмотр мультфильмов

• Езда на машине • Празднование дня рождения

• Компьютерные игры • Прогулка по лесу

• Загорание на пляже • Ремонт в квартире

• Долгий сон • Катание на аттракционах

«Сочинитель».

Цепь: объединить в наименьшем количестве предложений 3 далёких по смыслу понятия.

Пример: Каша — листья — рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу.

• Лодка — карандаш — муравейник

• Осень — парта — бегемот

• Лето – болото – царевна

• Звезда – конек – море

• Попугай — корабль – пальма

• Ведро — помидор — дождь

• Обезьяна — самолёт — лев

• Каша — листья — рыба

• Лиса — дом — кот

• Дерево — гвоздь — озеро

• Собака — колбаса — тетрадь

«Для чего можно использовать?».

Цель: назвать как можно больше функций одного предмета.

Пример: (карандаш) он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жёрдочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы.

• Книга • Кирпич

• Ящик • Лампочка

• Катушка • Бочка с водой

• Пластмассовая бутылка • Газета

• Бинт • Кубик

• Зеркало • Автомобильная шина

• Длинная доска • Стеклянная банка

• Бревно • Ведро с песком

«Что таким бывает?».

Цель: назвать как можно больше слов-предметов к слову-признаку.

Пример: “Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…”. Или наоборот: “Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым.

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

«Что сначала, что потом?».

Цель: заметить фразу с нарушением последовательности событий и исправить ее.

• Сначала картошку надо бросить в суп и сварить, а потом почистить.

• Сначала надевают носки, а потом ботинки.

• Сначала у собаки рождается маленький щенок, а потом из него вырастает большой пес.

• Сначала срезают цветок для букета, а потом семечко бросают в землю.

• Сначала листья желтеют и опадают, а потом на деревьях распускаются почки.

• Сначала мороженое тает, а потом его достают из холодильника.

• Сначала птицы улетают на юг, а потом наступает осень.

• Сначала мы просыпаемся, потом завтракаем.

Можно изменить игру: вы начинаете, ребенок продолжает.

«Что можно делать? С чем можно делать?»

Цель: подобрать как можно больше слов-действий к слову-предмету.

Пример: «Мячик можно кидать, катать, а еще…»

• Воду можно пить, а еще…

• Бумагу можно рвать, а еще…

• Хлеб можно намазать маслом, а еще…

• Платье можно погладить утюгом, а еще…

• Из снега можно слепить снеговика, а еще…

• Из песка можно слепить куличики, а еще…

• Под зонтом можно спрятаться от дождя, а еще…

• Конфету можно съесть, а еще…

• Карандашом можно рисовать, а еще…

• Из клубники можно сварить варенье, а еще…

• Собаку можно погладить, а еще…

«Скажи наоборот».

Цель: подобрать слово-действие, противоположное по значению.

Пример: “На кровати лежат, а на стуле…”.

• Чай пьют, а печенье ….

• Рубашку шьют, а шарф…

• Котлеты жарят, а суп…

• Песок в ведро насыпают, а воду…

• В гору поднимаются, а с горы…

• Орел летит, а черепаха…

• Рыба молчит, а соловей…

• Утром мы просыпаемся, а вечером…

• Когда в комнате темно свет включают, а когда темно…

«Кто что делает?».

Цель: подобрать как можно больше слов-действий.

Пример: “Солнышко светит, а еще … греет, сияет, прячется за тучу”.

• Чайник – свистит, кипит…

• Машина – едет, гудит, светит…

• Снег – идет, тает…

• Кошка – бегает, ходит, пьет, спит…

• Дождь – идет….

• Автомобиль – едет…

• Кошка – мурлыкает…

• Молния – сверкает…

• Цветок – растет…

• Мячик – прыгает…

Вариант 2. Ребенок должен назвать общее действие:

• И лягушка, и зайчик – (прыгают).

• И птица, и муха – (летают).

• И снег, и дождь (выпадают на землю).

• И мороженое, и лед – (тают).

• И солнышко, и фонарь – (светят).

• И кошка, и собака – (живут в доме)

• И врач, и ветеринар – (лечат).

• И пограничник, и танкист – (защищают Родину).

«Скажи наоборот».

Цель: назвать кого-то или что-то, что может внутри названного предмета или места.

• дом – стол, комната,

• шкаф – свитер, рубашка,

• холодильник – кефир, колбаса,

• тумбочка – книжка,

• пузырек – лекарство,