Любовь становится средством развития ребенка

Любовь становится средством развития ребенка thumbnail

Почему ребенок  – это зеркало материнской души

Младенчество – удивительная и загадочная пора жизни ребенка, проходящая в отношениях  с матерью.  Эти взаимоотношения традиционно скрыты от посторонних взглядов, они наполнены чувствами, которые сложно выразить словами, и строятся на языке тела и эмоций. Условия, в которых ребенок развивается в первые месяцы жизни, любовь и ощущение собственной ценности, несомненно, будут играть важнейшую роль в том, каким он вырастет.

Любовь и развитие младенца

Даже после рождения ребенок физиологически все еще зависим и неотделим от матери. Материнское молоко дает питание, прикосновения тела согревают и успокаивают, снижая содержание уровня гормонов стресса. Такая базовая регуляция помогает ребенку приспособиться к окружающей среде и выжить. Поскольку физиологические системы младенца характеризуются незрелостью и регулируются очень тонкими механизмами, ранний опыт, пережитый ребенком, оказывает на них огромное воздействие. Современные данные нейробиологии показывают, что даже темпы созревания и роста головного мозга, которые в норме в первый год жизни наиболее высоки, могут быть нарушены при неблагоприятных условиях.

По сравнению с детенышами других представителей животного мира, эмоциональные способности человеческого младенца запрограммированы очень слабо и в большой степени обусловлены опытом и социальным окружением. Например, активного ребенка мама может в одном случае воспринимать как агрессивного, а в другом – как энергичного, удобного, с которым легко взаимодействовать. Так начинает складываться взаимодействие личности матери с личностью ребенка.

В раннем возрасте в теле и мозге человека на уровне эмоций и телесных функций запечатлеваются образцы взаимоотношений, направляющие всю дальнейшую жизнь. К примеру, ответ на стрессовое воздействие ребенка, о котором плохо заботились, будет более реактивным и беспокойным, в сравнении с ребенком, получавшим должную заботу в младенчестве, их биохимические реакции также будут отличаться. Природой предусмотрено, что взрослые будут помогать младенцу справляться со стрессом. Если заботливый родитель ухаживает за ребенком, успокаивает с помощью прикосновения, кормления, поглаживаний, укачивания, общения, тем самым поддерживая его эмоциональную стабильность, уровень гомона стресса кортизола с первых месяцев жизни будет низким.

В чем проявляется чувствительность матери?

         Начиная с 50-х годов XX века психологи занимаются изучением эмоциональной связи младенца с матерью как необходимого условия его выживания. Ребенку недостаточно простого присутствия другого человека, важно то, как этот человек присутствует: с любовью или без любви, эмоционально или безучастно. Младенец формирует надежную эмоциональную связь с тем взрослым, который заботится о нем и чутко удовлетворяет его потребности, т.е. чувствителен к нему.

Чувствительная мать в состоянии:

    своевременно и внимательно воспринимать сигналы ребенка (например, его плач или крик);правильно распознавать и интерпретировать сигналы (например, он плачет из-за недомогания, голода, боли или поиска телесного контакта);адекватно реагировать на эти сигналы (т.е. удовлетворять потребность в течение терпимого для ребенка срока ожидания).

Мама, которая во время общения с ребенком слишком увлечена собственными делами, проблемами и настроением, теряет чуткость по отношению к потребностям ребенка. Ей сложно определить причину беспокойства малыша, она кормит его слишком много или недостаточно, сильно прижимает ребенка или наоборот надолго оставляет одного. Конечно, такое взаимодействие с матерью на некоторое время успокаивает младенца, но истинного ответа на потребности он не получает.  В результате ребенок искаженно воспринимает свои желания, он становится отражением состояния матери. В последующей жизни это может вызывать определенные трудности.

«Трудные» родители

С позиции ребенка, родители, в самом деле, могут быть «трудными».  Это относится к невнимательным родителям. Например, мать (или другой значимый взрослый) находится в состоянии депрессии, апатии, она погружена в себя, испытывает мало положительных эмоций от контакта с ребенком и берет его на руки только для того, что покормить или переодеть. В таком случае у младенца может сложиться депрессивный   способ взаимодействия с людьми.

Другим неблагополучным вариантом является слишком навязчивая мать. Она может испытывать враждебность и возмущение по отношению  к потребностям ребенка, даже злость, хотя и сама не всегда это осознает. Такая мать занимается младенцем очень активно, но она не чувствительна к его потребностям и сигналам, часто подавляя его инициативу. На поведенческом уровне это выражается в том, что мать резко и грубо берет ребенка на руки, держит его отстраненно.

Конечно, в большинстве случаев родители инстинктивно внимательны к младенцу и доступны для ребенка настолько, чтобы замечать его сигналы, регулировать его состояние и обеспечивать эмоциональную безопасность. В ранний период жизни ребенок неотделим от матери, физиологически и психологически является ее продолжением. Младенец нуждается во взрослом, который заботлив настолько, что способен считать потребности ребенка своими. Когда ребенку плохо, мама тоже чувствует себя плохо, она немедленно реагирует на это состояние и стремится исправить его, удовлетворив потребность младенца. Так, откликаясь на чувства ребенка, мать регулирует его состояние.

«Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека».
Д. Винникотт

Что в свя­зи с этим де­лать?

Понимание чрезвычайной важности влияния ранней эмоциональной связи со взрослым на развитие и здоровье ребенка возлагает огромную ответственность на родителей, которые хотят для своего малыша всего самого лучшего. Может показаться, что для благополучия ребенка ему нужна идеальная мать, не допускающая ни одной ошибки в воспитании. На самом деле, это не совсем так. Английский психоаналитик Д.Винникотт ввел понятие «достаточно хорошей матери»,  которая заботится о своем ребенке, чутко реагирует на его потребности, играет с ним, разговаривает. При этом иногда она ошибается, но стремится исправить свои ошибки. Младенцу нужна не идеальная, а заботливая мать, рядом с которой он будет чувствовать себя любимым и защищенным.

«Я надежна не потому, что я машина, а потому что знаю, в чем ты нуждаешься. Я забочусь о тебе. Я хочу, чтобы ты имел то, что тебе нужно. Вот так я люблю тебя, пока ты такой маленький и беспомощный». Д.Винникотт

Сложно переоценить значение отношений с матерью для здоровья и развития ребенка. Если по какой-либо эмоциональная связь с самым близким человеком утрачивается, малыш, в попытке справиться с одиночеством, ищет себе союзника в виде страхов, болезней, агрессивного поведения, отставания в развитии. Все это может пугать маму, вызывать раздражение или чувство вины, но она не перестает любить своего ребенка и пытается ему помочь. Быть любящей, чувствительной и заботливой матери помогает обращение к опыту собственных детских переживаний, а также поддержка окружающих. Современная психология позволяет, начиная с первых дней жизни младенца, поддерживать мать и ребенка в формировании их надежной эмоциональной связи.

Как любовь влияет на здоровье и развитие ребенка

Источник

В своей лекции «Золотые правила воспитания детей» я поставило это правило на первое место. Оно единственное выбрано по значимости. Все остальные правила можно менять местами и даже иногда «забывать» или выполнять не в полном размере. Но только не это, поскольку без выполнения этого условия, все остальные правила будут работать с пробуксовкой. Чем меньше у ребенка уверенности в любви родителей, тем больше родители встречают трудностей в воспитании и установлении каких-то правил и границ.

Дети не смогут сформулировать, но они знают, что не могут существовать без чувства безопасности, которое дает безусловная любовь. Но же такое безусловная любовь?

Ю.Б. Гиппенрейтер, психолог, дает такое определение этому явлению: «безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть». Эрих Фромм, немецкий психоаналитик, философ и социолог, приводит материнскую любовь (но с оговоркой, что не все матери испытывают это чувство) в качестве безусловной. И именно мама прежде всего ответственна за ее проявление.

Некоторое дети не чувствуют, что их любят, даже в очень хороших семьях. И родители не могут этого понять, ведь они искренне любят своих детей. Как же объяснить эту разницу в восприятии? Для ребенка недостаточно сказать «Я тебя люблю» и тем самым передать свою любовь. Дети ориентированы на поведение. Любовь родителей должна выражаться в делах и поступках. Это женщине можно сказать: «Я тебя люблю» и она будет счастлива, а ребенку требуются не только это. Ему требуются действия, «доказательства», если говорить проще.

Что включает в себя любовь по мнению детей? Как это проявляется в поведении? Безусловная любовь состоит из трех компонентов. Это такой своего рода «сосуд», который не может быть заполнен частично. Это как с борщом, если забыть хоть один компонент, борща не будет. Суп будет, но иной. Так и с любовью. Она может и будет в жизни ребенка, но не безусловная.

Первый компонент – это зрительный контакт (мощнейшее средство для выражения своей безусловной любви).

Подумайте, как часто вы смотрите своим детям в глаза? Смотрите доброжелательно и с любовью.   На своих лекциях я предлагаю родителям провести дома эксперимент: посчитать сколько раз за день взрослый смотрит своему ребенку в глаза.

Бывает же, что родители смотрят в глаза ребенка только перед тем, как его отчитать или отругать, грозно произнеся пугающую фразу: «Смотри мне в глаза!».

Да, сложно, когда сын-подросток (впрочем, как и дочь) сердит на вас и громко выражает свой гнев криком или даже ругательствами, а у вас неприятности на работе, устали ехать в переполненной маршрутке, и вы чувствуете, что еще одна капля и чаша терпения переполнится. Вероятно, вам не захочется думать о том, чтобы с любовью смотреть ему в глаза. Именно в этот момент необходимо преодолеть себя. Сделать усилия ради себя и ребенка. Взрослый – он сильнее и мудрее. Ваши глаза должны излучать любовь.

Как сказала американская писательница Э. Бомбек (и я с ней полностью согласна): «Ребёнок больше всего нуждается в любви тогда, когда он меньше всего этого заслуживает».

Второй компонент – физический контакт. Физический контакт требуется любому ребенку, независимо от возраста, но есть разные способы его проявления. Не надо бояться лишний раз обнять и поцеловать сына из-за опасений, что он вырастет нюней или маменькиным сынком (в основном это отцовские страхи). Мальчик также нуждается в физическом контакте, как и девочка, ведь по сути это такой же ребенок. По мере взросления поцелуи и другие нежности можно заменить на шутливые потасовки, постукивание, похлопывание. Всем известное: «Дай пять».

Американские психологи выяснили, что мальчики только до года получают в пять раз меньше физической ласки, чем девочки. И с каждым годом количество физической ласки уменьшается. Но маменькины сынки как раз и вырастают у суровых и холодных отцов.

Вирджиния Сатир, американский психолог, по результатам исследований детей, говорила, что ребенку необходимо 4 объятия для выживания, 8 для нормального существования, 12 для развития. И опять задание: посчитайте, сколько раз вы обнимаете своего ребенка? И не забывайте, что кинестетикам (тем детям, которые воспринимают мир через тактильный канал восприятия) необходимо в два раза больше объятий, как минимум.    

Третий компонент – безраздельное внимание. Ребенок – самый важный человек в это время для вас.

Если вы общаетесь, то только с ним. Не моете посуду, не смотрите телевизор, и тем более не работаете. Вы полностью поглощены ребёнком в это время. Пусть непродолжительное (хотя бы 20 минут в день), но вы посвящаете свое время интересам ребенка, играете в его любимые игры и слушаете его, интересуетесь его жизнью и чувствами.  

Если ребенок не ощущает себя любимым – это сдерживает развитие его личности. Ребенок испытывает гнев (реакция на эмоциональный голод), когда не получает подтверждение вашей безусловной любви. Ведь даже своим самым неприемлемым поведением дети задают вопрос: «Любишь ли ты меня?», «Любишь ли достаточно сильно, чтобы не покинуть меня сейчас?», «Любишь ли ты меня любым?».

Если родители дают свою любовь не постоянно, только при соблюдении каких-либо условий (выполнил домашнее задание, не баловался, сделал уборку, выиграл соревнования), то дети испытывают смятение и неуверенность. Они не могут выработать в себе цельность, к которой стремятся, их представление о себе становится шатким, они каждый день задают себе вопрос: «Кто я такой?». И получают ответ: сегодня я – молодец, а завтра – неудачник! И это последствия условной любви.

И здесь можно привести пример с кривым зеркалом. Когда смотришься в подобное зеркало, остается двоякое чувство: вроде я в отражении, но облик по сути представляет карикатуру. И тогда руки у ребенка опускаются, вера в себя теряется. Отсюда низкая самооценка и зависимость от чужих мнений. Отсюда попадание под влияние других людей и их оценки.

Что чаще всего получают родители, не дающие безусловную любовь?

Истерики (эмоциональные всплески), беспочвенные капризы, упрямство, негативизм (пассивная агрессия), вербальную и поведенческую агрессию.

Агрессия – это одно из обычных проявлений гнева, присущих незрелой личности (а такими и являются дети). Гнев – это бунт против не совсем верного поведения родителей.

И опять сравнение с зеркалами. Дети подобны зеркалам. Они в гораздо большей степени отражают любовь, излучают ее. Если любовь им дается, они возвращают ее. А если нет, они отражают гнев.

Я часто говорю родителям (и не все готовы это принять и понять), что ребенок вам ничего не должен. Он не должен оправдывать ваши ожидания, а уж тем более быть похожим на вас. Решение о его рождении принимают его будущие родители, тем самым беря на себя огромную ответственность. Присутствие ребенка в нашей жизни – это дар, чудо, которое очень быстро вырастет и начнет самостоятельную жизнь. Мы, родители, должны дать ребенку то, что он заслуживает: безусловную любовь, которая позволит ему стать счастливым и успешным человеком. И поверьте, она вернется, эта любовь, к нам. Ведь дети умеют любить лучше всех.  

Источник

В воспитании ребенка главное – любовь

Рейтинг
20

Исследование ученых из США показало, что любовь родителей важнее, чем стиль или методы воспитания

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Родители во всем мире спорят, как правильно воспитывать детей и какие методы при этом использовать. Но действительно ли это важно? Действительно ли одни методы воспитания лучше, чем другие? Этими вопросами задалась группа исследователей из Гарвардского университета (США).

Один из инициаторов эксперимента, профессор Ин Чен, говорит: «Я иностранец, проживающий в США на протяжении десяти лет. И время от времени я испытываю сильное удивление, когда вижу, насколько традиции воспитания в США отличаются от той культуры, в которой воспитывался я сам. Меня стал интересовать вопрос: есть ли в воспитании детей какой-то универсальный элемент, от которого зависит успешность всего процесса».

В более раннем исследовании ученые из Гарвардского университета пришли к выводу, что люди, которые с теплотой вспоминают свое детство и считают, что родители воспитывали их с любовью и принятием, достигают большего процветания в жизни.

Это открытие само по себе имело большое значение. Однако данные, которые использовались в этом исследовании, были ограничены. Опрошенные в ходе исследования взрослые воспитывались во времена, когда в культуре было принято строгое воспитание. Поэтому было непонятно: связана ли вышеуказанная закономерность только со строгим воспитанием или с чем-то еще? Смогут ли дети стать успешными в жизни, если их воспитывать более демократично?

Новое исследование дало ответы на эти вопросы. Результаты исследования были опубликованы в журнале «Nature Human Behavior».

В этом исследовании приняли участие люди, которые воспитывались в период, когда было популярно демократичное воспитание. Исследование проходило в два этапа: в 1996 опрашивались участники в возрасте 9-17 лет, а в 2004 – участники в возрасте 10-17 лет. Затем ученые сравнили результаты, полученные от двух групп. В целом исследование проводилось в период с 1997 по 2013 год.

В предыдущих исследованиях рассматривалась связь стилей воспитания с конкретными проблемами, такими как употребление наркотиков. Исследователи из Гарвардского университета предположили, что для более объективных результатов следует рассматривать позитивное воспитание детей и его влияние на их благополучие в будущем. Для этой цели ученые определили три аспекта позитивного воспитания: удовлетворены ли дети взаимоотношениями с родителями, устанавливают ли родители семейные традиции и какой стиль воспитания они используют.

Как и ожидалось, ученые обнаружили, что все три аспекта положительно влияют на успешность во взрослой жизни. Однако, когда ученые рассмотрели различные стили воспитания детей, они обнаружили нечто удивительное.

При любом стиле воспитания любовь родителей и теплая атмосфера в семье дает положительные результаты и благоприятно влияет на процветание во взрослом возрасте.

Самым важным открытием в исследовании было то, что люди, удовлетворенные своими взаимоотношениями с родителями (иными словами, если они чувствовали себя любимыми), они были более успешными во взрослой жизни. Это не было неожиданным результатом для ученых и соответствовало результатам, полученным ими ранее.

В ходе эксперимента ученые использовали опросник, в котором респонденты оценивали высказывания типа: «Мама и папа проявляют ко мне достаточно любви и привязанности». Вопросы были направлены на то, чтобы выяснить, насколько дети удовлетворены отношением к ним родителей, общением с ними, эмоциональной связью с ними и способами разрешения конфликтов.

В ходе анализа ответов была выделена группа респондентов (33%), наиболее удовлетворенная своими отношениями с родителями. Эти респонденты отличались большим эмоциональным благополучием, имели меньший риск депрессии, тревожных расстройств, избыточного веса, расстройств пищевого поведения и употребления наркотиков. Такая закономерность наблюдалась во всех возрастных группах исследуемых.

Один из организаторов исследования профессор Тайлер Вандервил, сообщил: «Результаты исследования показывают, что любовь родителей играет главную роль в воспитании детей. Вопросы, представленные в опроснике, касаются любви родителей по отношению к своим детям. Эта любовь сильно влияет на будущее ребенка. Вероятно, стоит заново ввести понятие «любовь» в сферу психического здоровья».

Стили воспитания имеют меньшее значение в воспитании детей, чем принято считать

Когда исследователи изучали стили воспитания детей, они, прежде всего, стремились узнать, насколько требовательны родители и насколько они отзывчивы к своим детям. Если не рассматривать крайние случаи, когда родители подвергают детей насилию или пренебрегают ими, можно выделить три основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный.

Считается, что лучшим стилем воспитания является демократичный. Как показало исследование, демократичные родители лучше проявляют любовь к своим детям и устанавливают границы. Такие родители ожидают лучшего поведения от своих детей и очень привязаны к ним. Они сильно вовлечены в воспитательный процесс и при этом поощряют в детях самостоятельность.

Напротив, авторитарные родители требуют многого от своих детей и демонстрируют невысокий уровень привязанности. Ребенок авторитарных родителей как бы получает сообщение: «Делай, что я говорю. Твоя потребность в самостоятельности и твои чувства не важны».

Противоположностью авторитарным являются либеральные родители, которые просто хотят, чтобы их дети были счастливы. Они мало требуют и ожидают от своих детей, но очень чутко реагируют на их потребности и чувства. В их воспитании отсутствует контроль, и они практически не используют наказания.

Предыдущее исследование показало, что и авторитарный, и либеральный стиль воспитания имеют для детей негативные последствия. Поэтому ученые ожидали того же и во втором исследовании. На самом деле они обнаружили, что авторитарное воспитание родителей приводит к высокой способности выражения эмоций, меньшей склонности к депрессии и избыточному весу у детей.

Однако дальше ученые были удивлены тем, что они обнаружили. В предыдущих исследованиях была установлена сильная связь между либеральным стилем воспитания и риском психических заболеваний и тревожных расстройств. Однако в данном исследовании такая связь оказалась значительно слабее, чем ожидалось. Ученые считают, что это связано с их способом анализа данных. Стили воспитания в последнем исследовании рассматривались как постоянные величины, а в предыдущих стили воспитания сравнивались друг с другом.

Так, у детей авторитарных родителей наблюдалась склонность к депрессивным симптомам. Но если при этом родители были более терпимыми и проявляли любовь к детям, симптомы депрессии были мягче.

Когда исследователи проанализировали данные о стилях воспитания в сочетании с данными об удовлетворенности детей отношениями с родителями, они пришли к выводу, что сильнее всего на благополучие детей влияют проявления любви, а стили воспитания влияют не так сильно.

Достаточно ли любви?

Профессор Вандервил так объясняет результаты исследования: «Полученные результаты не означают, что правила и дисциплина совершенно не важны в воспитании. Демократичный и авторитарный стили, в которых родители проявляют любовь к детям, показывает самые лучшие результаты. Так или иначе, любовь – главный элемент в любом воспитании.

Результаты нашего исследования дают надежду всем родителям. Просто любите своего ребенка, старайтесь делать так, как лучше для него, делайте все возможное ему во благо – и это принесет ему большую пользу».

Профессор Ин Чен подытожил: «Любовь к детям – это ответ на многие вопросы, связанные с воспитанием. Существует много способов проявить свою любовь: обнять ребенка, научить его какому-то важному жизненному навыку или придумать какую-то семейную традицию. В каждой семье существуют свои способы проявлять любовь, но все они помогают ребенку стать счастливым и благополучным».

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
21.10.2019

Источник