Литвинова познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста
Описание
В книге рассматриваются планирование, организация и проведение образовательной деятельности для детей раннего дошкольного возраста (2—3-х лет) по направлению «Познавательное развитие». Представленные в пособии материалы направлены на решение задач по развитию интересов ребенка, любознательности, познавательной мотивации, формированию познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве и др.), об особенностях природы. На занятиях используются игровые приемы, художественное слово, подвижные игры и упражнения, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, а также различные способы рассматривания с ребенком образца поделки, объяснение этапов выполнения работы, оказание помощи в создании постройки из элементов различных конструкторов. Книга предназначена для воспитателей и педагогов ДОУ, а также родителей детей младшего дошкольного возраста.
Как купить
Просто добавьте товары в корзину, а затем перейдите на страницу Корзина, проверьте правильность заказанных позиций и нажмите кнопку «Оформить заказ».
Оформление заказа в стандартном режиме
Если вы уверены в выборе, то можете самостоятельно оформить заказ, заполнив по этапам всю форму.
Заполнение адреса
Выберите из списка название вашего региона и населённого пункта. Если вы не нашли свой населённый пункт в списке, выберите значение «Другое местоположение» и впишите название своего населённого пункта в графу «Город». Введите правильный индекс.
Доставка
В зависимости от места жительства вам предложат варианты доставки. Выберите любой удобный способ.
Оплата
Выберите оптимальный способ оплаты.
Покупатель
Введите данные о себе: ФИО, адрес доставки, номер телефона. В поле «Комментарии к заказу» введите сведения, которые могут пригодиться курьеру, например: подъезды в доме считаются справа налево.
Оформление заказа
Проверьте правильность ввода информации: позиции заказа, выбор местоположения, данные о покупателе. Нажмите кнопку «Оформить заказ».
Сайт запоминает данные о пользователе, информацию о заказе и в следующий раз предложит вам повторить к вводу данные предыдущего заказа. Если условия вам не подходят, выбирайте другие варианты.
Оплата
Когда платить
Сначала мы обработаем и соберем заказ – только затем просим оплатить.
Информацию для оплаты мы предоставим по эл. почте, или в сообщении на телефон, или с курьером, в зависимости от способа доставки.
Как оплатить
- Наличными при самовывозе в Москве на Пражской или доставке курьером нашего магазина.
- Интернет-платежи, например, Сбербанк.Онлайн, Яндекс.Деньги, QIWI, перед отправлением Почтой, СДЭК, IML и Транспортными компаниями.
- В отделении банка, мы предоставим Вам квитанцию, перед отправлением Почтой, СДЭК и Транспортными компаниями.
- Для юридических лиц предлагаем оплату по счету.
Доставка
Доставляем по всей России – СДЭК, IML, Почта России, Деловые Линии, Энергия, ПЭК и другие.
Стоимость рассчитывается в Корзине – зависит от местоположения и выбранных товаров.
Экономьте на закупке рабочих тетрадей, хрестоматий и учебников – объединяйте малые заказы в один крупный, так доставка станет заметно дешевле в пересчете на каждого ученика или вовсе бесплатной!
Источник
Познавательное развитие детей раннего возраста
(2 – 3лет)
Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребенка в окружающем мире (природа, социум). Формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей способствует дальнейшему интеллектуальному и личностному развитию.
При реализации образовательной области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:
– познавательные возможности ребенка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);
– значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, любознательности и инициативности каждого ребенка;
– формирование целостной картины мира на основе развивающихся у ребенка первичных представлений и познавательных действий обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.
Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок раннего возраста – настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними, соединять и разъединять, конструировать, экспериментировать.
Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.
Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий. Путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера.
Практический результат он получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих предметов или их частей. Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребенок примеривает, пробует и через ошибки, их исправление, достигает результат.
Развитие восприятия связано со словом. Слово, обозначающее предмет, несет в себе обобщающее значение, что создает для ребенка зону его дальнейшего развития («Собери игрушки», «Где твой шкафчик?», «Возьми свою курточку»). Ребенок усваивает слова – названия для обозначения величины, формы, цвета и функции (катится, стоит). Использование слов – названий развивает и углубляет восприятие различных качеств предметов.
В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, имеющее в этот период наглядно – действенный характер. Путем практического экспериментирования ребенок открывает новые средства для достижения целей. Например, достает один предмет с помощью другого: закатившийся мячик с помощью палки, встает на стул, чтобы дотянуться до понравившегося предмета.
Изобретая новые средства, ребенок открывает новые свойства вещей. Например, зачерпывая воду с помощью решета для просеивания песка, обнаруживает, что вода выливается. Это вызывает у него удивление, что стимулирует дальнейшие пробующие действия и новые открытия.
Постепенно к концу третьего года жизни ребенок начинает обходиться без внешних проб, экспериментируя в уме.
В этом возрасте в качестве средств обозначения для ребенка выступают имитирующие действия, образные игрушки и предметы – заменители, иллюстрации в книжках, картинки, его первые рисунки. Функцию главного средства обозначения и замещения начинает выполнять слово («Я – гусеница», «Я – самолет», «Я – летаю»). Это и есть процесс формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и начало развития детского воображения. Так в недрах наглядно – действенного мышления зарождается наглядно – образное, которое в дошкольном возрасте становится основным.
Познавательная деятельность ребенка расширяется, его опыт обогащается, проявляется в детских вопросах («Это птица?», «Это грузовик?», «А зачем?», «Кто это?», «Что это?»).
На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми дети строят собственные представления об окружающем.
Особый интерес дети проявляют к людям, выполняющим какую – то работу, общающимся друг с другом. К концу третьего года ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети активно стремятся получить информацию об окружающем мире, задавая взрослым множество вопросов.
Предметная деятельность (третий год жизни)
Задачи:
– проводить игры – занятия с использованием предметов – орудий, например, предлагать использовать сачки, черпачки для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шарики, плавающие игрушки и т. д.;
– учить в процессе совместных дидактических игр, а так же в быту и на прогулке выделять форму, цвет, величину предметов;
– развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев;
– поощрять действия с предметами, при ориентации на 2- 3 свойства одновременно;
– собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине;
– составлять башенки из трех последовательно уменьшающихся деталей – вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и пр.), разбирать и собирать трехместную матрешку с совмещением рисунка на ее частях;
– закреплять понимание слов, обозначающих различные величины предметов, их цвет и форму в ходе подбора деталей по указанным качествам;
-проводить игры – занятия с игрушками, имитирующими орудия труда, поощрять использование предметов – орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения детьми практических задач в ходе своей деятельности.
Сенсорное развитие
Задачи:
– учить различать четыре цвета спектра(красный, желтый, синий, зеленый), пять геометрических форм(круг, квадрат, прямоугольник, овал), три фигуры(куб, шар, призма), три градации величины(большой, поменьше, маленький);
– развивать действия по использованию сенсорных эталонов;
– уметь выделять в объектах цвет, форму, величину;
– различать контрастные и близкие состояния величины (большой – поменьше – маленький);
– пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;
– собирать пирамидку из 3 – 6 колец, матрешку из вкладышей 1 – 2 величин;
– группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой), используя определенные слова – названия (например, предэталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко» и т.д.).
Знакомство с окружающим миром
Задачи:
– развивать гуманные чувства (доброжелательное и бережное отношение ко всему живому);
– знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофер ведет машину, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т. д.);
– продолжать формировать и расширять знания об окружающем мире.
Окружающий мир включает в себя знания:
– о человеке, его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице – глаза, рот, нос), его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – насытился, устал – отдохнул, заболел – вылечился, опечалился – обрадовался, заплакал – засмеялся);
– деятельности близких ребенку людей (мама моет пол, бабушка вяжет носки, сестра делает уроки, дедушка читает газету, брат рисует, папа чинит часы и т. д.);
– предметах, действиях с ними и их назначения ( предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда);
– живой природе: растительный мир ( деревья, травы, цветы, овощи, фрукты,), животный мир: домашние животные ( кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь), их детеныши ( котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок), дикие животные ( лиса, заяц, медведь, волк, белка), птицы ( воробей, ворона, голубь и т. д.);
– неживой природе: о воде в быту ( льется, теплая – холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают); воде в природе ( бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд);
– явлениях природы: времена года (зима, весна, лето, осень) и их особенности (зимой холодно, снег; летом – жарко, светит солнце; весной тают сосульки, бегут ручьи, распускаются листочки; осенью – ветер, холодный дождь, падают желтые листья), погодные явления и отношение к ним людей (дождь – сыро, гулять без плаща и резиновых сапог нельзя, летом при жарком солнце надевают панаму, зимой холодно и люди надевают шубы, шарфы, теплые сапоги, меховые шапки и т. д.).
Первоначальная культура мышления
Задачи:
– формировать наглядно – действенное мышление, способы решения практических задач с помощью различных орудий ( кубики, игрушки, предметы быта);
– развивать практическое экспериментирование;
– стимулировать и поддерживать поиск новых способов решения практических задач;
-развивать символическую функцию мышления в сюжетно – отобразительной игре.
Конструирование
Задачи:
Конструирование из строительного материала и крупных деталей конструктора:
– приобщать к созданию простых конструкций (домик, башенка, ворота, скамейка и т. д.) через разыгрывание взрослым знакомых сюжетов (матрешка гуляет, куклы едят, спят, отдыхают, машины едут по улице, въезжают в ворота) с привлечением детей к этой деятельности.
Конструирование из бумаги:
– показывать первые способы работы с бумагой – сминание и разрывание, помогать увидеть в смятых комочках и разорванных бумажках «образ» (цветок, колобок, птичка и т. д.);
– составлять вместе с детьми простые комбинации (например, дети делают травку путем разрывания зеленой бумаги и туда помещаются одуванчики, комочки, птички);
– использовать созданные детьми вместе с воспитателем панно в качестве украшений групповых комнат.
Организация предметно – пространственной развивающей среды (в первой младшей группе) и деятельности по ее освоению
Центр познания (познавательно – исследовательской деятельности)
– геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар, куб, круг, квадрат);
– лото, домино;
– предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки);
– картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам);
– иллюстрации трудовых действий, орудий, необходимых в труде;
– иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания;
– мелкая и крупная геометрическая мозаика;
– предметы и игрушки, различные по цвету и размеру, форме и размеру;
– матрешки трех- и четырехсоставные;
– сборно – разборные игрушки;
– напольная пирамидка (из 6-7 элементов);
– пособия на липучках;
– материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, шнурочки для нанизывания, замочки, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии);
– наборы разрезных картинок (2-4 части);
-коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур;
– коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками;
-мозаика (восьмигранная, цветная, крупная);
– емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов);
– ящик для манипулирования со звуковыми эффектами;
– набор шумовых коробочек;
– «Чудесные мешочки»;
– игры для интеллектуального и сенсорного развития;
– парные картинки;
– серии предметных картинок, составленные по принципу функционального использования предметов;
– настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания;
-инструменты домашнего мастера;
– игрушки (бытовая техника, посуда, автомобильный транспорт и т. д.);
– «Загадочные» предметы (например, калейдоскоп, детский бинокль, лупа, часы, телефон, кофемолка), назначение которых требуют определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта;
– материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры);
– мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутами и пр.);
– фланелеграф;
Виды и содержание деятельности детей.
Деятельность по формированию представлений о ярко отличительных признаках и свойствах различных средств и материалов.
Игры – занятия по накоплению представлений о цвете, форме, величине.
Освоение системы орудийных действий, овладение способами использования предметов для решения практических задач.
Игра для развития у ребенка символической функции мышления, деятельность с предметами – заменителями, неоформленным материалом.
Деятельность по ознакомлению и расширению впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений.
Деятельность по ознакомлению с предметами быта, их функциональным назначением.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию: «Курочка и цыплята», «Огоньки ночью», «Листочки деревьев», «Апельсин», «Одуванчик и жук на лугу», «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами».
Дидактические игры по ФЭМП: «Размещение вкладышей по форме и величине», «Сделаем бусы для куклы», «Нанизывание больших и маленьких бусин», «Нанизывание бусин разной формы».
Театрализованные игры – ситуации: «Солнечные зайчики», «Карусели».
Центр воды и песка
-набор для экспериментирования с водой: стол – поддон, емкости 2 -3 размеров и разной формы, предметы – орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, палочки, предметы из резины, пластмассы и т. п.), различные формочки, пипетки для окрашивания воды);
– набор для экспериментирования с песком: стол – песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы – орудия: совочки, лопатки, ведерки, игрушки.
Игры – опыты с водой: «Узнаем какая вода», «Налей и отмерь», «Игра с мыльной пеной», «Тонет или плавает».
Игра – ситуация: «Плывут кораблики».
Центр экспериментирования (мини – лаборатории для проведения опытов)
– камни, земля, глина, снег;
– емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения;
– стол с клеенкой, подносы, фартуки и нарукавники на подгруппу детей;
– пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдений предметы;
– формочки для изготовления цветных льдинок;
-материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны);
– трубочки для продувания, просовывания;
– волшебный мешочек;
– мыльные пузыри, маленькие зеркала, магниты, электрические фонарики.
Экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускание солнечных зайчиков, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов, освещение фонариком различных предметов). Игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и познание свойств и возможностей материалов (переливание воды из одного сосуда в другой, пускание мыльных пузырей).
Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов.
Центр природы
– дидактическая кукла с набором одежды по временам года;
– оборудование для игр с песком на прогулке (ведерки, лопатки, формочки, совочки, ситечки);
– коллекции камней, ракушек, семян;
– игротека экологических развивающих игр;
– библиотека познавательной природоведческой литературы;
– картины – пейзажи по времени года;
– муляжи овощей и фруктов;
– календарь природы (погоды);
– материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки);
– иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных;
– иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) кустов, деревьев, трав;
– иллюстрации зверей (домашних и диких), птиц, рыб, насекомых: бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек;
– наглядно – дидактические пособия « Времена года», « Родная природа», « В деревне», серии картинок «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц), серии картин среднего размера «Животные и их детеныши».
Дидактические игры: «Что растет на огороде», «Овощной магазин», «Кто за елкой?», «Найди что покажу», «Найди что назову», «Угадай , что в руке», «Найди, о чем расскажу», «Чьи детки», «Угадай что съел».
Игры – ситуации: «На нашем дворе», «Солнышко встает», «Цветочная полянка», «Вот поезд наш едет», «Капают сосульки».
Игры – инсценировки: «Что растет на грядке», «Листики в садочке».
Центр конструирования (конструктивной деятельности)
– конструкторы разного размера;
– фигурки людей и животных для обыгрывания;
– игрушки бытовой тематики;
– природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и т. д.;
– крупные объемные геометрические формы;
– строительный материал из коробок разной величины;
– напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки;
– настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки.
Игры – ситуации: «Стройка», «Лесенка для белочки», «Построим дом для мишки и зайчика», «Строим дом»;
Игры со строительным материалом:
– постройка помещений, архитектурных сооружений (дома, башенки, гаражи, заборы, сараи);
– постройка путей сообщения (мосты, железные и шоссейные дороги, трамвайные пути);
– постройка транспортных средств (машины, трамваи, корабли, самолеты).
Роли: строитель, водитель, шофер, летчик, капитан. Основные игровые действия (строить мост – возить по нему грузы; строить самолет – «лететь» на нем).
Источник