Литературное развитие ребенка в семье
Становление ребенка-читателя начинается на самых ранних этапах развития. Дошкольный возраст – самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
К сожалению, наши дошкольники с самых малых лет увлекаются компьютерными играми, заменяя ими чтение русских сказок в кругу семьи. Семья, соответствующая домашняя книжная среда, семейное чтение в становлении дошкольника как читателя играют первостепенную роль. Семья отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий отца или матери. Поэтому родители должны ответственно подходить к литературному образованию их детей в семье.
Только если в круге чтения ребёнка до школы будут книги по всем отраслям знаний, изложенные занимательно, в соответствии с возможностями и особенностями восприятия дошкольника, если он будет хорошо знаком с классической русской и зарубежной детской литературой и книгами современных авторов, пишущих для детей, если он будет знать многое наизусть, – не будет сложностей в устной и письменной речи. Литература сформирует и богатый словарь, и логику высказывания, и понимание, что хорошо, а что плохо. Кроме этого, настоящее искусство всегда заражает тягой к творчеству, созиданию. Поэтому можно не бояться за то, что ребёнок не будет чего- то знать – он смоделирует, сотворит новое, оригинальное и убедительное. Всё это и даёт ребёнку, подростку, взрослому литературное образование. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит, в первую очередь, с помощью литературы, специально созданной для детей дошкольного возраста. Именно она питает ум и воображение ребенка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения,
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
– пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
– активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Как же вызвать у ребёнка желание читать?
Для начала необходимо собрать дома хорошую библиотеку. Автобиографическая литература подтверждает непреходящее значение домашней библиотеки в становлении личности, познании эстетических идеалов, приобщении к нравственным ценностям своей семьи, воспитании человеческой порядочности и интеллигентности.
Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что круг чтения даже самых маленьких детей могут войти издания, казалось бы, совсем не предназначенные для них. Это могут быть и альбомы по искусству, и отдельные иллюстрированные издания. Даже рассматривая картинки в такой книге, ребёнок осваивает общение с ней. Движимый простым любопытством, он в результате получает толчок к познанию содержания этого чудесного предмета, таящего в себе столько интересного.
Какие же книги могут по- настоящему увлечь ребёнка? Это книги, которые академик Д.С.Лихачёв назвал книгами «повторного чтения», к которым ребёнок будет возвращаться. В школьные годы они привлекут его как материал для театральной постановки или подготовки сообщений.
Основные группы таких книг:
- Книги, с которыми ребёнок будет активно общаться сам: богато иллюстрированные с небольшими, хорошо запоминающимися текстами. Это сборники фольклорных песенок – потешек разных народов мира: русских – в обработке О.Капицы, И.Карнауховой, М.Булатова, К.Чуковского; английских – в переводе С.Маршака, К.Чуковского, В.Левина, Г.Кружкова; украинских – в переводе Е.Благининой и др.; иллюстрированные классиками отечественной книжной графики Ю.Васнецовым, В.Конашевичем, а также Г.Скотининой, М.Рудаченко. Ребёнок будет много раз рассматривать эти сборники, привлечённый их многоцветностью, эмоциональностью рисунков, их движением, радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А прослушав несколько раз стихотворные песенки, очаруется интересным сюжетом, героями, ритмом, музыкальностью и вскоре будет играть «в чтение», водя пальцем по строчкам, наизусть произносить почти все тексты, собранные под одной обложкой.
Ценность таких сборников заключается в том, что ребёнок незаметно для себя вбирает наследие народной культуры – гуманность, доброту, совершенство художественной формы, богатство и разнообразие интонаций.
- Различные сборники сказок, народных и авторских: Ш.Перро, братьев Гримм, Г.Андерсена, А.Пушкина, В.Гауфа, С.Топелиуса, В.Одоевского, П.Бажова, К.Паустовского, Г.Цыферова, С.Козлова с иллюстрациями И.Билибина, Ю.Васнецова, В.Конашевича, Г.Дорэ, Ю.Гуковой и др. Сказка всегда привлекала ребёнка возможностью вообразить, представить то, чего на самом деле не бывает, и познать мудрость народа, ощутить ужас и порадоваться торжеству справедливости, увериться победе добра над злом.
- Книги, способные вызвать сильнейшие чувства, развивать, обогащать эмоциональный мир ребёнка. Это, прежде всего, книги о животных Л.Толстого, А.Чехова, А.Куприна, Б.Житкова, М.Пришвина, В.Бианки, О.Петровской, Е. Чарушина, Н.Романовой, Н.Сладкова и др. и книги о детях А.Чехова, Б.Житкова, А.Гайдара, Л.Пантелеева, А.Платонова, Р.Погодина. Не бойтесь детских слёз, пролитых над книгой, эти слёзы станут залогом человечности, уважения ко всему живому и , конечно же – книги.
- Обязательно книжки весёлые. В первую очередь – поэтические сказки К.Чуковского, которые запоминаются будто бы сами собой, а потом выкрикиваются, вытанцовываются, проигрываются, расхватываются на афоризмы; стихи С.Маршака, Б.Заходера, Д.Хармса, А.Введенского, В.Берестова, В.Левина, Б.Орлова, М.Бородицкой и др. И пусть мы не будем оригинальны, если повторим, что успешнее всего литературное воспитание будет происходить на фоне радости, удовольствия, игры, и источником этой игры станет весёлая, озорная, фантастическая и в то же время лирическая поэзия.
- Научно- популярная иллюстрированные энциклопедии по всем отраслям знаний, альбомы по искусству – чтобы дети листали, смотрели, смотрели, задавали вопросы, наслаждались репродукциями картин великих художников, вдыхали запах типографической краски, гладили превосходную бумагу, ощущали вес книги. Книга должна быть произведением полиграфического искусства.
Домашняя библиотека – это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге. С детства следует внушать ребёнку, что личная библиотека – это совокупность случайных книг, это часть жизни, часть души их собирателя.
Источник
Марина Сербина
Консультация для родителей средней группы «Литературное воспитание детей в семье»
Подготовил воспитатель: Сербина М. А.
Консультация для родителей «Литературное воспитание детей в семье»
В настоящее время наблюдается повышенный интерес родителей ко всем вопросам воспитания и образования детей. В то же время бурные успехи научно-технической революции порождают и противоречия, невольную переоценку многих ценностей, когда достоинства человека определяются не столько его нравственными качествами, духовным богатством, сколько естественнонаучными знаниями, техническими способностями. Это достаточно чётко проявляется в современном семейном воспитании, когда родителей порою интересуют исключительно те педагогические средства, которые стимулируют подготовку ребёнка к овладению точными науками, когда освящённое многовековой традицией общение с дошкольниками в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр недооценивается и заменяется просмотром телепередач, игр с компьютером, прослушиванием магнитофонных или DVD- записей. Средства массовой информации (особенно телевидение) вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в более зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной» К. Батюшков. Не сопережившие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим.
Огромные возможности для формирования личности ребенка таятся в детской книге. Каждая хорошая книга не только расширяет кругозор детей и рождает новые интересы, но и подчиняет своему влиянию их воображение и чувства, заставляет мыслить. Детская книга пишется для воспитания, а воспитание – велико дело: «им решается участь человека», так говорил В. Г. Белинский.
Поэтому необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Но это могучее воздействие книги на воспитание ребенка надо использовать осторожно и умело родителям и воспитателям.
Правильное руководство детским чтением оказывает благотворное влияние на формирование нравственного облика ребёнка: здесь нужен такт, меньше всего должна иметь место назойливая назидательность.Белинский говорил: «У нас есть нравственная мысль – прекрасно, не выговаривайте же ее детям, но дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце рассказа, но дайте им самим вывести, если рассказ им понравился – вы сделали свое дело».
Надо умело подбирать книги для чтения детям. Не надо читать все подряд.Книга богата познавательным материалом: тут и природа, и жизнь животных, и мир человека. Многое детям в книгах не понятно, что важно довести до сознания детей. Очень важны беседы по прочитанному. Чем понравилась книга? Кто из героев больше всего запомнился? Хотел бы ты походить на героя, если да (нет) почему?
Попросите выполнить зарисовку. Ребёнок с большим интересом выполняют эти задания. Такие задания будят мысль детей, влияют на личность самого ребенка, на его поведение.
Для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок по натуре эмоционален. Его привлекает все красивое, яркое. И надо обратить внимание ребенка на то, кто эту книгу так красочно оформил – художник, познакомить с другими профессиями людей участвующими в создании книги.
Очень важно чтобы ребенок давал самостоятельную оценку своему герою. В своей беседе с детьми взрослые должны стараться подвести детей к основной мысли, идее произведения. Ребенок, придя в школу, затрудняется в определении главной идее произведения. Он старается подробно пересказать весь текст рассказа, что совсем не требуется. Для того, чтобы дети правильно осознали и оценили созданное автором, надо как писал известный русский методист Д. И. Тихомиров – «научить маленьких наших читателей (или слушателей) мыслить и чувствовать во время чтения». Такие возможности создаются при выразительном чтении. Поэтому родители должны читать детям книги очень выразительно. Именно посредством голоса, дикции выражается детское отношение к описанным в книге событиям и фактам.
Источник
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Корякина Валентина Павловна
г. Усолье-Сибирское
МБДОУ «Детский сад № 44»
Дошкольный возраст – самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Семья в становлении дошкольника как читателя играют первостепенную роль. Семья отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий отца или матери. Поэтому родители должны ответственно подходить к литературному образованию их детей в семье.
Литературное образование — это освоение литературы как искусства слова. Литература сформирует и богатый словарь, и логику высказывания, и понимание, что хорошо, а что плохо. Кроме этого, настоящее искусство всегда заражает тягой к творчеству. Именно литература питает ум и воображение ребенка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения.
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
– пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
– активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Для того чтобы вызвать у ребенка желание читать для начала необходимо собрать дома хорошую библиотеку.
Книги, которые могут увлечь ребенка, академик Д.С. Лихачёв назвал книгами «повторного чтения», к которым ребёнок будет возвращаться.
Основные группы таких книг:
- Книги, с которыми ребёнок будет активно общаться сам: богато иллюстрированные с небольшими, хорошо запоминающимися текстами. Это сборники фольклорных песенок – потешек разных народов мира. Ценность таких сборников заключается в том, что ребёнок незаметно для себя вбирает наследие народной культуры – гуманность, доброту, совершенство художественной формы, богатство и разнообразие интонаций.
- Различные сборники сказок, народных и авторских. Сказка всегда привлекала ребёнка возможностью вообразить, представить то, чего на самом деле не бывает, и познать мудрость народа.
- Книги, способные вызвать сильнейшие чувства, развивать, обогащать эмоциональный мир ребёнка. Это, прежде всего, книги о животных Л.Толстого, А.Чехова, А.Куприна, Б.Житкова, М.Пришвина, В.Бианки, О.Петровской, Е. Чарушина и др. и книги о детях А.Чехова, Б.Житкова, А.Гайдара, Л.Пантелеева, А.Платонова, Р.Погодина.
- Обязательно книжки весёлые (поэтические сказки К.Чуковского, стихи С.Маршака, Б.Заходера, Д.Хармса, А.Введенского, В.Берестова, В.Левина, Б.Орлова и др.)
- Научно-популярная иллюстрированные энциклопедии по всем отраслям знаний, альбомы по искусству. Книга должна быть произведением полиграфического искусства.
Домашняя библиотека – это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге.
Одним из способов приобщения ребенка к книге, литературе является чтение вслух. Особенно полезно чтение в кругу семьи с последующим обменом мнениями. Разговор с ребенком о книге способен развить интерес к ней.
Приобретению знаний по литературе способствуют литературные игры – одно из средств развития творческих способностей ребенка – речевых, изобразительных, артистических.
Литературное образование в семье – основа, без которой невозможно полноценное общественное воспитание и образование.
Источник
Детская книга при всей ее внешней простоватости
исключительно тонкая и не поверхностная.
Лишь гениальному взгляду ребенка,
лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины.
Удивительное искусство – детская книжка!
А. Токмаков
Тема опыта работы:
Литературное развитие дошкольников через взаимодействие
с родителями
Пешехонова Наталья Владимировна,
воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Голубок»
г. Коряжма, Архангельская область
2015 г.
Актуальность темы
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.
Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве.
Цель:
Задачи:
Основные формы и методы литературного развития:
Чтение взрослого
Своим искренним интересом, выразительностью речи, умелым владением голосом и мимическими средствами взрослый может вовлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение;
Беседа
Способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному. Для этого в беседу включаются разные группы вопросов.
Рассматривание иллюстраций
Рассматривание книжных иллюстраций с детьми имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста в процессе его пересказывания, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения;
Моделирование
Предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста;
Театрализованные игры
Игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспечивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений.
Дидактические игры
Использование дидактической игры в работе по ознакомлению с художественным произведением помогает развитию эмоциональной сферы и кругозора детей, поддерживает активный интерес к литературным произведениям. Дидактические игры закрепляют знания о художественной литературе, учат ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, память, воображение.
Классификация дидактических игр,
направленных на литературное развитие:
Настольно-печатные игры;
Словесные игры;
Игры на определение жанров.
Эффективные условия
литературного развития детей старшего дошкольного возраста:
создание комплекса занятий, разработанного с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста;
ежедневное чтение в свободной форме;
организация тематических выставок, вечеров литературных развлечений, литературных праздников;
создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие читательского интереса у детей;
вовлечение родителей в процесс семейного чтения!
Работа с родителями
Литературная викторина
«По следам любимых сказок»
Проект «Ознакомление с творчеством Степана Григорьевича Писахова»
Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом
«Ознакомление с творчеством
Степана Григорьевича Писахова
на основе проектного метода»
Цель проекта: познакомить детей с некоторыми особенностями творчества С.Г.Писахова, используя (интегрируя) разнообразные формы и методы работы.
Для реализации намеченной цели поставлены задачи:
Для родителей
1.Познакомить детей с отдельными фактами биографии С.Г.Писахова (дата рождения, раннее детство, учеба, детские увлечения);
2.Познакомить с некоторыми сказками северного писателя;
3.Содействовать развитию монологической речи: самостоятельного творческого использования языка в процессе речевой деятельности.
1.Привлечь родителей к реализации образовательной программы, заинтересовав жизнедеятельностью
С. Г. Писахова;
2.Способствовать созданию в семье благоприятных условий для литературного развития ребенка с учетом опыта детей приобретенного в детском саду, развитию совместного творчества родителей и детей.
Подготовительный этап – создана специальная развивающая среда
в группе, подобраны произведения писателя для чтения детям, подобраны специальные художественно-документальные пособия (видеоматериалы, фотодокументы, репродукции, иллюстрации), материалы для изобразительной и продуктивной деятельности.
Родители ознакомлены с темой проекта, состоялось обсуждение совместного плана работы с детьми по данной теме. Проведены анкетирование, опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения С. Г. Писахова, разъяснительная беседа о значимости изучения творчества С. Г. Писахова в приобщении детей к национальной культуре Архангельского края.
При составлении плана по реализации проекта были учтены следующие принципы:
учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;
координация деятельности воспитанников;
преемственность взаимодействия ДОУ и семьи.
Основные методические приемы:
СловесныеНаглядные
(чтение, беседа, рассказ) (видеоматериалы,
репродукции, иллюстрации)
Практические
(изобразительная деятельность, изготовление поделок, создание мини-музея, создание книжек-малюток)
-Знакомство детей с отдельными фактами биографии С.Г. Писахова
-Рассматривание портрета Писахова
-Дидактическая игра «Собери портрет Писахова»
-Чтение сказки Писахова
«Апельсин»
-Беседа по сказке
-Рассматривание иллюстраций к сказке
-Рисование по сказке «Апельсиновое дерево»
-Дидактическая игра
«Собери картинку»
-Просмотр мультфильма
«Апельсин»
-Чтение сказки
«Вечны льдины»
-Беседа по сказке
-Рассматривание иллюстраций к сказке
-Лепка «Белый медведь на льдине»
4 день
5 день
6 день
-Чтение сказки «Налим Малиныч»
-Беседа по сказке
-Совместное художественное творчество с родителями по сказке
– Чтение сказки
«Звездный дождь»
– Беседа по сказке
– Изготовление книжки – малышки по сказке
– Чтение сказки «Подруженьки»
– Беседа о прочитанном
-Дидактическая игра «Угадай сказку»
7 день
8 день
9 день
-Чтение сказки «Не любо – не слушай»
– Беседа по сказке
– Дидактическая игра
-Чтение сказки
«Перепелиха»
-Рисование «Мой любимый герой сказок»
-Составление рассказа по картинке
– Викторина по сказкам Писахова
-Просмотр мультфильма
«Архангельские новеллы»
Перспективный план
Читаем вместе с мамой и папой
Посещение библиотеки
Выставка по произведениям С.Г.Писахова «Персонажи сказок Степана Писахова глазами детей»
Адресная направленность опыта
Выступление из опыта работы в рамках городского семинара-практикума «Региональный компонент образования в ДОУ». Дата проведения 21 января 2014г.
Выступление по теме «Литературное развитие старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством С. Г. Писахова на основе проектного метода» в рамках курсов повышения квалификации «ФГОС ДО: особенности организации и содержания деятельности педагога ОУ» (27.10.2014 – 07.11.2014).
Публикация статьи «Литературное развитие старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством Степана Григорьевича Писахова на основе проектного метода» в сборнике материалов XV Региональных педагогических чтений «Достижения педагогической науки и инновационная образовательная практика», 15 марта 2014 года.
Результативность
Перспектива
Игра «Сказки – загадки».
В основе этой игры лежит проверка знаний сказок.
Задачи: воспитывает умение слушать вопросы и ответы, развивает внимание.
Для проведения игры необходим набор схем «Сказки – загадки». Педагог обращает внимание на то, что в схеме есть ошибки и предлагает найти их.
Задание 1. Посмотри на схему и найди лишний персонаж.
Задание 2. Какого персонажа не хватает сказке?
Игра «Угадай настроение»
Направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.
Задачи: развитие понимания чувств и эмоций.
Для этой игры изготовлен набор схем разных сказок – «Теремок», «Репка», «Красная шапочка». Лица сказочных персонажей изображены в различных эмоциональных состояниях. Воспитатель вместе с детьми рассматривает схему и предлагает угадать настроение каждого персонажа.
Сказки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, развязывать «узелки».
Игра «Сказочные клубочки».
Задачи: развитие памяти, речи.
Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?»
«Жили – были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).
Угадай сказку по трём словам:
1) Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»)
2) Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Источник