Литературное развитие ребенка в начальной школе
Литературное развитие.
В настоящее время в психологии и педагогике ведутся поиски рациональных путей приобщения младших школьников к литературному искусству, ставится проблема усиления влияния художественной литературы на формирование личности школьника. В этой области наметилось два направления.
Сторонники одного направления – психологи и методисты (В. В. Давыдов, Ю. М. Полуянов, Л. И. Айдарова, И. И. Долецкая, Д. М. Дубовис, Г. А. Цуккерман и др.) предполагают, что можно сократить путь, ведущий школьников к пониманию художественного произведения как искусства с помощью формирования у них теоретического мышления. «Всю систему обучения, – пишет В. В. Давыдов, – необходимо переориентировать с формирования у детей рассудочно-эмпирического мышления на развитие у них научно-теоретического мышления». Если ученики, по его мнению, уже в младших классах «приобретут способность оперировать теоретическими знаниями, то тем самым они окажутся подготовленными к дальнейшему длительному изучению пути основ наук».
Л. И. Айдарова и Г. А. Цуккерман вводят с первого класса курс поэтики, «чтобы дать ребёнку способ модельного описания впервые открываемых им свойств изучаемого предмета, чтобы обеспечить движение от абстрактного к конкретному… Это даёт возможность ставить уже в младших классах задачи настоящего литературоведческого исследования». Такое обучение позволяет дать учащимся в младших классах представление об особенностях произведений разных жанров – былины, сказки, басни, баллады, песни и даже о специфике литературных направлений – классицизме, романтизме, реализме. Художественное произведение как особый мир образов и чувств писателя отодвигается на второй план.
Несомненно, роль и значение теоретических знаний в постижении искусства общепризнанны. Мнение человека, который не является сторонником данного направления. «Можно, конечно, научить младшего школьника, – утверждает Л. И. Божович, – относительно сложным формам мышления, которыми он будет даже спонтанно пользоваться. Но ведь конкретность детского мышления не случайна: она связана с его общей направленностью на окружающий мир, с его потребностью как можно шире и полнее познакомиться с явлениями действительности, приобрести достаточное количество физических знаний и навыков. Лишив ребёнка всего этого, мы создаём условия, при которых абстрактное мышление приобретает у него бессодержательный и схоластический характер. Несвоевременно ускоряя развития абстрактного мышления, мы нарушаем закономерный ход психического развития ребёнка, качественно своеобразную структуру его возрастных особенностей».
Представители другого направления связывают продвижение школьников к глубокому постижению произведений художественной литературы как искусства с работой над их общим развитием. Такой подход ясно выражен в работах Л. В. Занкова и руководимой им лаборатории. Занков выделяет два пути, ведущих к достижению оптимальных результатов в обучении: прямой и косвенный.
Прямой путь в приобщении школьников к художественной литературе как к искусству – это, прежде всего, накопление специальных знаний о литературе, обучение школьников анализу произведения. Косвенный путь – это достижение оптимальных результатов в обучении благодаря общему развитию детей. Само общее развития рассматривается не как стихийный, чисто возрастной процесс, а как цель и результат специально построенной системы обучения. Признавая значение теоретических знаний, специфических для восприятия и понимания художественных произведений, а также образного мышления, Л. В. Занков отводит главную роль работе над общим развитием младших школьников, т. е. развитию таких общих сторон психики, как ум, воля и чувства в их единстве.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве»
В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
Учёными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Методист Л. Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения… включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена».
Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Программа по формированию читательского интереса, составленная учителем начальных классов Музыкой Л. А., оказалась очень эффективной: во-первых, все дети её класса показывают результаты техники чтения выше нормы; во-вторых, все являются постоянными читателями сельской и школьной библиотек; в-третьих, анкетирование, проведённое администрацией школы, показало, что уроки литературного чтения для них самые любимые. Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».
Общепризнанна огромная роль литературы в формировании личности школьников. Однако до сих пор задача эстетического воспитания на уроках литературы не решена в полной мере. Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Кроме того, конечно, свою роль играют современные достижения человечества, такие, как компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не распространено. Современное общество не пропагандирует его, как это было раньше, когда в метро, на скамейках в парке, дома и даже в специально созданных для этого клубах люди зачитывались Достоевским, Чеховым, Ремарком и переписанным от руки Булгаковым.
Художественная литература – это особый вид познания действительности. И мы как будущие педагоги обязаны уже сейчас задуматься о проблеме литературного развития школьников, чтобы в будущем, столкнувшись с этой проблемой лицом к лицу, мы бы знали, как ей противостоять и как привить ребёнку любовь к Книге.
Источник
г. Гая Оренбургской области
Модернизация российского образования требует не только обновления его содержания, но и развития детей, их творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самообразованию. Литературное развитие играет доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка. Известно немало способов и приёмов, направленных на развитие литературных умений и навыков на основе работы с художественным текстом. В своей педагогической практике я использую систему специальных заданий. Среди них наиболее эффективными являются следующие:
Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
За время работы я обратила внимание на то, что у детей недостаточно развит речевой аппарат. Речь большинства детей отличается вялостью артикуляции. Особенно заметно это бывает при длительном речевом общении ребенка при употреблении слов сложной слоговой структуры. В этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других излишнее напряжение мышц языка, у третьих нет четкости в переключении с одного артикуляционного движения на другое. С первых дней детей в школе провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения:
1. Фонетическая зарядка.
Как дудят в дудочку? ( Ду-ду-ду…)
Как жужжит шмель? ( Ж-ж-ж…)
Как кричит осел? ( Иа-иа!)
Как вскрикивают от испуга? ( Ой!)
2. Чтение чистоговорок: скороговорок.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стул стоит в углу.
Оль-оль-оль – мы купим соль.
Ра-ра-ра – начинается игра.
По слоговой таблице дети могут сами придумывают чистоговорки.
Чтение скороговорок:
Лара у Вали играет на рояле.
3. Проведение игры “»Я начну, а вы продолжите…»
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер, я сам мотор.
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль…
Подарил мне папа льва,
Ох и струсил я сперва.
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался.
Целый день сегодня шью
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одежка.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тески и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка
В данном упражнении я люблю использовать небольшие стихи Б. Заходера, которые при чтении сопровождаются движениями, жестами, мимикой. Порою обычное чтение стихотворений превращается в мини- спектакли, где дети играют роль артистов.
4. Проведение диалогов в стихотворной форме.
Вместе: Мы идем лесной тропинкой. А куда не знаем сами.
Учитель: За малиной?
Дети: За малиной!
Учитель: За грибами?
Дети: За грибами!
Вместе: Светит солнце золотое сквозь зелёные оконца.
Учитель: Может мы идём за солнцем?
Дети: Что же может и за солнцем!
Вместе: Может, белка попадётся. Может, ёжик ждёт нас где-то. Мы идем гурьбой весёлой ясным утром в гости к лету!
5. Проведение игры «Птичья стая».
Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.
Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.
Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.
Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Такая игра очень нравится моим ребятишкам, они ведут себя также весело и оживлённо как и птицы.
Системное и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришёл в школу. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 – 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать. Учащиеся выражают свои мысли более ярко и полно.
Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. В качестве примера могу предложить следующие упражнения для развития речи.
«Волшебные кляксы». Цель: развитие воображения и речи. Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы.
«Сочиняем сказку». Цель: развитие творческого воображения и речи на этапе повторения пройденного. Детям предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются.
«Наблюдатель». Учитель: «По одной капле воды человек, умеющий логически мыслить, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видел ни того, ни другого и никогда о них не слышал” Это цитата из размышлений Шерлока Холмса». Для игры необходимо подготовить несколько разнообразных предметов (записную книжку, сумочку с предметами, поношенный башмак и др.). Ребятам предлагается, изучив предметы, как можно больше рассказать об их владельцах.
Вопросы и задания аналитического характера выполняют важнейшую функцию в формировании квалифицированного читателя, способного анализировать текст в единстве формы и содержания. Большинство таких вопросов направляет внимание учащихся на особенности художественной формы. Они заставляют задуматься над тем, почему автор выбрал то или иное художественное средство, какую роль оно играет в раскрытии идейного содержания произведения.
Выпиши из текста постоянные эпитеты, характеризующие героя.
Какое настроение помогает передать эти звуки, цвета?
Какую по настроению картину рисует поэт с помощью эпитетов и олицетворений?
Подчеркни слова и выражения, делающие текст красочным.
Как название произведения связано с настроением героя?
Наблюдение над языковыми средствами (найди сравнения, обведи карандашом).
Проблемные вопросы и задания развивают исследовательское мышление школьника, пробуждают его интерес к вторичному перечитыванию текста и постижению авторских загадок и открытий. Большинство проблемных вопросов имеют варианты ответов, в которых даны образцы формулировок. Ребёнок может либо выбрать один из предложенных вариантов, либо дать свой вариант ответа. Обязательное требование учителя: при выборе варианта ученик должен доказать, мотивировать свой выбор с опорой на текст.
Прогнозирование содержания рассказа по его названию.
Автор назвал своё стихотворение думой. О чём он думает, размышляет в своём произведении?
Как автору удалось создать такой живой образ?
Почему произведение стало таким знаменитым?
Творческие задания и задания игрового характера развивают литературно-творческие способности учащихся, их речь, образное мышление, творческое воображение. Система творческих заданий позволяет создавать работы разных жанров, учитывая разные возможности детей. Чаще всего творческие задания вытекают из предыдущей деятельности учащихся.
Литературные кроссворды.
Увлекательные викторины.
Игры со словами.
Сочиняем волшебную сказку.
Нарисуй любимого персонажа.
Пословицы и загадки используются в творческих работах для закрепления понятия «созвучие» или «рифма». Дети охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму. Можно предложить ребятам превратится в ученых-фольклористов и дать задание для исследования: догадаться, какая загадка старше?
Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей. Я использую следующие виды творческих работ с пословицей:
Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.
Выбрать сказку, к которой подходит пословица.
Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.
Конкурсы «Знаток русских пословиц», «Знаток малых жанров русского фольклора».
С первых уроков чтения я применяю много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки:
дополни слоги до слов (му-, про-);
закончи фразу;
придумай рифму к слову (лучик – … );
соедини рифмующиеся слова;
поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);
игра «Слоговой аукцион» – выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга);
придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;
игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);
игра «Буриме» – дописать стихотворение по рифмующимся словам;
восстанови рассыпанное стихотворение;
допиши стихотворение по его началу: «Покидают утки пруд, далеко летят на юг…»;
игра «Кто больше подберет рифм»: синички – водички – птички;
игра «Добавлялки»: Где обедал воробей? В зоопарке у…
«Конкурс одной строки». Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.
Для развития творческих способностей детей я использую методический прием, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой « интерпретация сказки».Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.Вот примеры некоторых заданий:
Опиши характер главного героя до встречи с… и после.
Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
«Что было дальше?» – закончить сюжет произведения.
Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.).
Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).
Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении. Обращение к классу:
– Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек).
– Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.
Перестановка персонажей внутри одной сказки.
Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
Перестановка персонажей.
Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.
Важным аспектом в литературном развитии младшего школьника является внеклассное чтение. Основная цель занятий по внеклассному чтению – организация самостоятельного чтения детей дома и на уроках внеклассного чтения. Задачи, позволяющие реализовать поставленную цель:
Совершенствование навыка чтения учащихся.
Развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы.
Формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности.
Развитие воображения, творческих способностей, речи учащихся.
Расширение культурного кругозора школьников.
Литературное развитие младших школьников не заканчивается в начальной школе. Оно продолжается и в среднем, и в старшем звене. Но то, что заложено в младшем школьном возрасте является основой для дальнейшей успешной учебной деятельности детей.
Литература:
Журналы “Начальная школа развитию речи во 2-х и 3-х классах. м.Учпедгиз.1954
Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.Просвещение, 1992
Львов М.Г. Работа над сочинением в начальных классах. М.Просвещение, 1971
Львов М.Г. Методика развития речи младших школьников. М., Просвещение, 1985
Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М., Просвещение, 1984
Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1-4 классы. – М., 2007.
Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.Просвещение, 1991
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М., 1999.
Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Учебно-методическое пособие – Екатеринбург, 2002.
Светловская Н.Н., Пиче- Оол Т.С. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М., 2001.
Приложения
Результаты работы по изучению литературного развития младших школьников через систему различных заданий в начальных классах
на уроках литературного чтения.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
уровни
2 класс
3 класс
4 класс
1
высокий
58%
73%
93%
2
удовлетворительный
38%
23 %
7%
3
низкий
4 %
4 %
0%
2 КЛАСС
3 КЛАСС
3 КЛАСС
4 КЛАСС
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Уровни сформированности творческой активности
Количество детей до использования творческих заданий
Количество детей после использования творческих заданий
высокий
5(17%)
14(51%)
удовлетворительный
11(38%)
7(24%)
низкий
13(45%)
8(25%)
Источник