Литературное развитие ребенка в начальной школе

Литературное развитие.

В настоящее время в психологии и педагогике ведутся поиски рациональных путей приобщения младших школьников к литературному искусству, ставится проблема усиления влияния художественной литературы на формирование личности школьника. В этой области наметилось два направления.

Сторонники одного направления – психологи и методисты (В. В. Давыдов, Ю. М. Полуянов, Л. И. Айдарова, И. И. Долецкая, Д. М. Дубовис, Г. А. Цуккерман и др.) предполагают, что можно сократить путь, ведущий школьников к пониманию художественного произведения как искусства с помощью формирования у них теоретического мышления. «Всю систему обучения, – пишет В. В. Давыдов, – необходимо переориентировать с формирования у детей рассудочно-эмпирического мышления на развитие у них научно-теоретического мышления». Если ученики, по его мнению, уже в младших классах «приобретут способность оперировать теоретическими знаниями, то тем самым они окажутся подготовленными к дальнейшему длительному изучению пути основ наук».

Л. И. Айдарова и Г. А. Цуккерман вводят с первого класса курс поэтики, «чтобы дать ребёнку способ модельного описания впервые открываемых им свойств изучаемого предмета, чтобы обеспечить движение от абстрактного к конкретному… Это даёт возможность ставить уже в младших классах задачи настоящего литературоведческого исследования». Такое обучение позволяет дать учащимся в младших классах представление об особенностях произведений разных жанров – былины, сказки, басни, баллады, песни и даже о специфике литературных направлений – классицизме, романтизме, реализме. Художественное произведение как особый мир образов и чувств писателя отодвигается на второй план.

Несомненно, роль и значение теоретических знаний в постижении искусства общепризнанны. Мнение человека, который не является сторонником данного направления. «Можно, конечно, научить младшего школьника, – утверждает Л. И. Божович, – относительно сложным формам мышления, которыми он будет даже спонтанно пользоваться. Но ведь конкретность детского мышления не случайна: она связана с его общей направленностью на окружающий мир, с его потребностью как можно шире и полнее познакомиться с явлениями действительности, приобрести достаточное количество физических знаний и навыков. Лишив ребёнка всего этого, мы создаём условия, при которых абстрактное мышление приобретает у него бессодержательный и схоластический характер. Несвоевременно ускоряя развития абстрактного мышления, мы нарушаем закономерный ход психического развития ребёнка, качественно своеобразную структуру его возрастных особенностей».

Представители другого направления связывают продвижение школьников к глубокому постижению произведений художественной литературы как искусства с работой над их общим развитием.  Такой подход ясно выражен в работах Л. В. Занкова и руководимой им лаборатории. Занков выделяет два пути, ведущих к достижению оптимальных результатов в обучении: прямой и косвенный.

Прямой путь в приобщении школьников к художественной литературе как к искусству – это, прежде всего, накопление специальных знаний о литературе, обучение школьников анализу произведения. Косвенный путь – это достижение оптимальных результатов в обучении благодаря общему развитию детей. Само общее развития рассматривается не как стихийный, чисто возрастной процесс, а как цель и результат специально построенной системы обучения. Признавая значение теоретических знаний, специфических для восприятия и понимания художественных произведений, а также образного мышления, Л. В. Занков отводит главную роль работе над общим развитием младших школьников, т. е. развитию таких общих сторон психики, как ум, воля и чувства в их единстве.

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве»

В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.

Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.

Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Учёными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Методист Л. Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения… включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена».

Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Программа по формированию читательского интереса, составленная учителем начальных классов Музыкой Л. А., оказалась очень эффективной: во-первых, все дети её класса показывают результаты техники чтения выше нормы; во-вторых, все являются постоянными читателями сельской и школьной библиотек; в-третьих, анкетирование, проведённое администрацией школы, показало, что уроки литературного чтения для них самые любимые. Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Общепризнанна огромная роль литературы в формировании личности школьников. Однако до сих пор задача эстетического воспитания на уроках литературы не решена в полной мере. Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Кроме того, конечно, свою роль играют современные достижения человечества, такие, как компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не распространено. Современное общество не пропагандирует его, как это было раньше, когда в метро, на скамейках в парке, дома и даже в специально созданных для этого клубах люди зачитывались Достоевским, Чеховым, Ремарком и переписанным от руки Булгаковым.

Художественная литература – это особый вид познания действительности. И мы как будущие педагоги обязаны уже сейчас задуматься о проблеме литературного развития школьников, чтобы в будущем, столкнувшись с этой проблемой лицом к лицу, мы бы знали, как ей противостоять и как привить ребёнку любовь к Книге.

Источник

г. Гая Оренбургской области

Модернизация российского образования требует не только обновления его содержания, но и развития детей, их творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самообразованию. Литературное развитие играет доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка. Известно немало способов и приёмов, направленных на развитие литературных умений и навыков на основе работы с художественным текстом. В своей педагогической практике я использую систему специальных заданий. Среди них наиболее эффективными являются следующие:

Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

За время работы я обратила внимание на то, что у детей недостаточно развит речевой аппарат. Речь большинства детей отличается вялостью артикуляции. Особенно заметно это бывает при длительном речевом общении ребенка при употреблении слов сложной слоговой структуры. В этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других излишнее напряжение мышц языка, у третьих нет четкости в переключении с одного артикуляционного движения на другое. С первых дней детей в школе провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения:

1. Фонетическая зарядка.

Как дудят в дудочку? ( Ду-ду-ду…)
Как жужжит шмель? ( Ж-ж-ж…)
Как кричит осел? ( Иа-иа!)
Как вскрикивают от испуга? ( Ой!)

2. Чтение чистоговорок: скороговорок.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стул стоит в углу.
Оль-оль-оль – мы купим соль.
Ра-ра-ра – начинается игра.
По слоговой таблице дети могут сами придумывают чистоговорки.

Чтение скороговорок: 
Лара у Вали играет на рояле.

3. Проведение игры “»Я начну, а вы продолжите…»

Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!

Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер, я сам мотор.
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль…

Подарил мне папа льва,
Ох и струсил я сперва.
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался.

Целый день сегодня шью
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одежка.

Мне нужны такие вещи:
Молоток, тески и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка

В данном упражнении я люблю использовать небольшие стихи Б. Заходера, которые при чтении сопровождаются движениями, жестами, мимикой. Порою обычное чтение стихотворений превращается в мини- спектакли, где дети играют роль артистов.

4. Проведение диалогов в стихотворной форме.

Вместе: Мы идем лесной тропинкой. А куда не знаем сами.

Учитель: За малиной?

Дети: За малиной!

Учитель: За грибами?

Дети: За грибами!

Вместе: Светит солнце золотое сквозь зелёные оконца.

Учитель: Может мы идём за солнцем?

Дети: Что же может и за солнцем!

Вместе: Может, белка попадётся. Может, ёжик ждёт нас где-то. Мы идем гурьбой весёлой ясным утром в гости к лету!

5. Проведение игры «Птичья стая».

Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.

Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.

Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.

Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Такая игра очень нравится моим ребятишкам, они ведут себя также весело и оживлённо как и птицы.

Системное и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришёл в школу. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 – 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать. Учащиеся выражают свои мысли более ярко и полно.

Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. В качестве примера могу предложить следующие упражнения для развития речи.

«Волшебные кляксы». Цель: развитие воображения и речи. Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы.

«Сочиняем сказку». Цель: развитие творческого воображения и речи на этапе повторения пройденного. Детям предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются.

«Наблюдатель». Учитель: «По одной капле воды человек, умеющий логически мыслить, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видел ни того, ни другого и никогда о них не слышал” Это цитата из размышлений Шерлока Холмса». Для игры необходимо подготовить несколько разнообразных предметов (записную книжку, сумочку с предметами, поношенный башмак и др.). Ребятам предлагается, изучив предметы, как можно больше рассказать об их владельцах.

Вопросы и задания аналитического характера выполняют важнейшую функцию в формировании квалифицированного читателя, способного анализировать текст в единстве формы и содержания. Большинство таких вопросов направляет внимание учащихся на особенности художественной формы. Они заставляют задуматься над тем, почему автор выбрал то или иное художественное средство, какую роль оно играет в раскрытии идейного содержания произведения.

  • Выпиши из текста постоянные эпитеты, характеризующие героя.

  • Какое настроение помогает передать эти звуки, цвета?

  • Какую по настроению картину рисует поэт с помощью эпитетов и олицетворений?

  • Подчеркни слова и выражения, делающие текст красочным.

  • Как название произведения связано с настроением героя?

  • Наблюдение над языковыми средствами (найди сравнения, обведи карандашом).

Проблемные вопросы и задания развивают исследовательское мышление школьника, пробуждают его интерес к вторичному перечитыванию текста и постижению авторских загадок и открытий. Большинство проблемных вопросов имеют варианты ответов, в которых даны образцы формулировок. Ребёнок может либо выбрать один из предложенных вариантов, либо дать свой вариант ответа. Обязательное требование учителя: при выборе варианта ученик должен доказать, мотивировать свой выбор с опорой на текст.

  • Прогнозирование содержания рассказа по его названию.

  • Автор назвал своё стихотворение думой. О чём он думает, размышляет в своём произведении?

  • Как автору удалось создать такой живой образ?

  • Почему произведение стало таким знаменитым?

Творческие задания и задания игрового характера развивают литературно-творческие способности учащихся, их речь, образное мышление, творческое воображение. Система творческих заданий позволяет создавать работы разных жанров, учитывая разные возможности детей. Чаще всего творческие задания вытекают из предыдущей деятельности учащихся.

  • Литературные кроссворды.

  • Увлекательные викторины.

  • Игры со словами.

  • Сочиняем волшебную сказку.

  • Нарисуй любимого персонажа.

Пословицы и загадки используются в творческих работах для закрепления понятия «созвучие» или «рифма». Дети охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму. Можно предложить ребятам превратится в ученых-фольклористов и дать задание для исследования: догадаться, какая загадка старше?

Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей. Я использую следующие виды творческих работ с пословицей:

  • Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.

  • Выбрать сказку, к которой подходит пословица.

  • Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.

  • Конкурсы «Знаток русских пословиц», «Знаток малых жанров русского фольклора».

С первых уроков чтения я применяю много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки:

  • дополни слоги до слов (му-, про-);

  • закончи фразу;

  • придумай рифму к слову (лучик – … );

  • соедини рифмующиеся слова;

  • поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);

  • игра «Слоговой аукцион» – выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга);

  • придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;

  • игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);

  • игра «Буриме» – дописать стихотворение по рифмующимся словам;

  • восстанови рассыпанное стихотворение;

  • допиши стихотворение по его началу:  «Покидают утки пруд, далеко летят на юг…»;

  • игра «Кто больше подберет рифм»: синички – водички – птички;

  • игра «Добавлялки»: Где обедал воробей? В зоопарке у…

  • «Конкурс одной строки». Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

Для развития творческих способностей детей я использую методический прием, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой « интерпретация сказки».Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.Вот примеры некоторых заданий:

  • Опиши характер главного героя до встречи с… и после.

  • Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».

  • «Что было дальше?» – закончить сюжет произведения.

  • Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.).

  • Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).

  • Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении. Обращение к классу:
    – Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек).
    – Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.

  • Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.

  • Перестановка персонажей внутри одной сказки.

  • Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.

  • Перестановка персонажей.

Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.

Важным аспектом в литературном развитии младшего школьника является внеклассное чтение. Основная цель занятий по внеклассному чтению – организация самостоятельного чтения детей дома и на уроках внеклассного чтения. Задачи, позволяющие реализовать поставленную цель:

  1. Совершенствование навыка чтения учащихся.

  2. Развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы.

  3. Формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности.

  4. Развитие воображения, творческих способностей, речи учащихся.

  5. Расширение культурного кругозора школьников.

Литературное развитие младших школьников не заканчивается в начальной школе. Оно продолжается и в среднем, и в старшем звене. Но то, что заложено в младшем школьном возрасте является основой для дальнейшей успешной учебной деятельности детей.

Литература:

  1. Журналы “Начальная школа развитию речи во 2-х и 3-х классах. м.Учпедгиз.1954

  2. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.Просвещение, 1992

  3. Львов М.Г. Работа над сочинением в начальных классах. М.Просвещение, 1971

  4. Львов М.Г. Методика развития речи младших школьников. М., Просвещение, 1985

  5. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М., Просвещение, 1984

  6. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1-4 классы. – М., 2007.

  7. Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.Просвещение, 1991

  8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М., 1999.

  9. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Учебно-методическое пособие – Екатеринбург, 2002.

  10. Светловская Н.Н., Пиче- Оол Т.С. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М., 2001.

Приложения

Результаты работы по изучению литературного развития младших школьников через систему различных заданий в начальных классах

на уроках литературного чтения.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

уровни

2 класс

3 класс

4 класс

1

  • высокий

58%

73%

93%

2

  • удовлетворительный

38%

23 %

7%

3

  • низкий

4 %

4 %

0%

2 КЛАСС

3 КЛАСС

3 КЛАСС

4 КЛАСС

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Уровни сформированности творческой активности

Количество детей до использования творческих заданий

Количество детей после использования творческих заданий

высокий

5(17%)

14(51%)

удовлетворительный

11(38%)

7(24%)

низкий

13(45%)

8(25%)

Источник