Литература развитие воображения у ребенка
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
“Специальная психология”
на тему:
Развитие воображения у детей дошкольного возраста
Выполнил студент II курса
направления Специальное (дефектологическое) образование
заочной формы обучения
Землянухин Алексей Иванович
Руководитель: Фуртаева Т.В.
Допустить к защите
Зав. кафедрой
_____________ / Фуртаева Е. И./
«____»_______________20__ г.
ТУЛА – 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития воображения в старшем дошкольном возрасте 5
1.1 Обзор литературы по проблеме развития воображения у дошкольников. 5
1.2 Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте. 13
Глава 2. Методологические аспекты развития воображения у старших дошкольников 21
2.1 Современные методики диагностики развития воображения у дошкольников старшего возраста. 21
2.2 Методы и средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста 25
Список использованных источников. 37
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы.Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
Воображение – создание новых образов на основе предшествующего опыта. Это необходимый элемент в творческой деятельности человека в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью (дефицитом информации). В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, занимают значительное место. Многие авторы связывают генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка, а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности: конструктивной, музыкальной, художественно-литературной, изобразительной.
Целью данной работы является изучение основных аспектов развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
Цель работы предопределила круг задач, которые необходимо решить для её достижения:
– провести обзор литературы по проблеме развития воображения у дошкольников;
– рассмотреть особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте;
– изучить современные методики диагностики развития воображения у дошкольников старшего возраста;
– описать методы и средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом работы является воображение у дошкольников, предметом работы являются развитие воображения у детей старшего возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Обзор литературы по проблеме развития воображения у дошкольников
Одной из важнейших линий познавательного развития ребенка является развитие воображения. Изучая развитие воображения, многие исследователи отмечают, что, на основе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психологических новообразований. «Это, прежде всего, воображение и символическая функция, которые позволяют ребенку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие, замещение одного предмета другим». В работах большинства отечественных авторов подчеркивается роль образов в функционировании воображения. Так, Л.С. Выготский писал: «…привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, ранее не существующий образ, составляет, как известно, саму основу той деятельности, которую мы называем воображением». Л.С. Выготский отмечает, что деятельность воображения зависит от опыта, который в детском возрасте складывается и растет постепенно, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Также оно зависит от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности. [6, с. 563]
В силу своей специфичности воображение до сих пор не имеет устойчивого и общепринятого определения. Каждый исследователь предлагает свое определение данного процесса. Однако, воображение не следует сводить к разновидности творческого мышления. Традиционно (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.Я. Дудецкий) выделяют активное и пассивное воображение.
Пассивное может быть преднамеренным, (грезы), и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации). Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и творческое, имеющее целью создание совершенно новых образов без опоры на образец. По мнению А.В. Петровского, творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, закрепленных в оригинальных и ценных продуктах деятельности человека. Им отмечается, что работа воображения связана с существенной неопределенностью познаваемых ситуаций, которым соответствует выделенных Рейтманом ряд «открытых» задач, то есть, предполагающих несколько вариантов ответов (сочинение рассказов, дополнение образов, придумывание заголовков рассказов). Некоторые подобного рода задачи допускают конечное число вариантов решения, а другие – неограниченное разнообразие вариантов ответов.
А. Р. Лурия выделяет этапы решения подобного рода задач:
1. ориентировка в условиях задачи, то есть, определение цели и путей ее достижения;
2. выбор одного из нескольких альтернативных решений;
3. построение стратегии и выбор тактики решения задачи;
4. реализация избранных стратегий и нахождение ответа. [20, с. 687]
Большинство авторов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский) утверждают, что специфика воображения заключается в особом перекомбинировании образов, характеризуемом своеобразным отлетом от действительности. По мнению С. Л. Рубинштейна, специфика формы организации воображения заключается в том, что в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого. А.Н. Леонтьев, Э.В. Ильенков считают, что эта особенность воображения обнаруживается при анализе воображения ребенка, включенного в различные виды детской деятельности, а прежде всего, в игре; можно привести слова Л.С. Выготского о двойной природе игры (ребенок «плачет как пациент и радуется как играющий»). [19, с. 369]
Воображение, соединяя два слоя реальности, способно переводить, воплощать идею, образные представления о действительности, эмоциональные состояния в метафорические, символические формы, выражать их косвенным путем.
Таким образом, специфичным для формы организации воображения выступает трансформация предметных содержаний, когда на одном объекте раскрываются существенные характеристики другого.
Весьма распространено мнение о том, что воображение ребёнка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребёнок вообще живёт наполовину в мире своих фантазий. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало и у некоторых психологов и педагогов. Однако уже в 30-е гг. ХХ в. крупнейший отечественный психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. Все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребёнка богаче воображения взрослого. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребёнок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослым неожиданными и оригинальными.
Ряд исследователей относят появление воображения к началу раннего возраста, находя его зачатки в составе сенсомоторного интеллекта к одному году восьми месяцам, когда ребёнок начинает создавать внутренние образы сенсомоторных задач и открывать новые практические схемы действия с предметами в результате активной манипулятивной деятельности.[11, с. 342]
Есть мнение, что воображение ребёнка начинает своё развитие с трёх лет, так как оно в качестве психического процесса может формироваться только при условии наличия действующего полноценного сознания.[12, с. 368]
Принято появление зачатков воображения относить к концу раннего возраста, т. к. именно в этот период ребёнок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Вначале этот процесс дети совершают в игре, ибо «сама детская фантазия необходимо порождается игрой, возникая именно на этом пути проникновения ребёнка в реальность». [16, с. 744]
Начав развиваться в два-три года, воображение поэтапно достигает подлинного расцвета в старшем дошкольном возрасте.
На первом этапе развития (2,5 года) воображение разделяется на аффективное и познавательное. Такая двойственность воображения связана с двумя психологическими новообразованиями раннего детства, во-первых, с выделением личностного «Я» и в связи с этим переживанием ребёнком своей отдельности от окружающего мира, а, во-вторых, с возникновением наглядно-действенного мышления.
Благоприятный фактор развития воображения как на данном, так и на последующих этапах развития – развитая речь. Она позволяет ребёнку лучше представить предмет, который он не видел, оперировать этим образом, т. е. мыслить. Развитая речь освобождает ребёнка от власти непосредственных впечатлений, позволяет ему выйти за их пределы, а значит, построить более адекватные (непротиворечивые) образы окружающей действительности.
Развитие познавательного воображения осуществляется ребёнком в оперировании игрушками, когда им разыгрываются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий. Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребёнком переживаний.
Механизм построения воображения предполагает наличие двух последовательных элементов: порождение образа идеи и составление плана её реализации. На первом этапе развития воображения присутствует только первый из них – образ идеи, который строится путём опредмечивания, когда ребёнок свои отдельные и неполные впечатления от действительности достраивает с помощью воображения до некоторого предметного целого. Планирования же воображаемого действия, как и его продуктов, на этом этапе воображения нет. Воображение творит саму идею, которая затем опредмечивается в изображении.
Второй этап развития воображения начинается в четыре-пять лет. Идёт активное усвоение норм, правил и образов поведения, что, естественно, укрепляет «Я» ребёнка, делает его поведение более осознанным в сравнении с предыдущим периодом. Возможно, именно это обстоятельство является причиной снижения творческого воображения. В данном возрасте снижается частота возникновения устойчивых страхов (аффективное воображение), поскольку с развитием сознания уменьшаются эффекты искажённого восприятия окружающей действительности.[17, с. 464]
Познавательное воображение в этом возрасте тесно связано с развитием ролевой игры и продуктивных видов деятельности – рисования, лепки, конструирования. В этом возрасте ребёнок пока ещё следует за образом (образ «ведёт» действия ребёнка), и потому он в основном воспроизводит известные ему образы поведения взрослых и сверстников в ролях, рисунках и т. п. Но поскольку ребёнок уже хорошо владеет речью, у него появляются элементы планирования. Ребёнок планирует один шаг действий, затем совершает, выполняет его, видит результат, затем планирует следующий шаг и т. д. С четырёх–пяти лет дети переходят к ступенчатому планированию. Возможность ступенчатого планирования подводит детей к направленному словесному творчеству, когда они сочиняют сказки, как бы нанизывая одно событие на другое.
Третий этап в развитии воображения начинается в шесть–семь лет. В данном возрасте ребёнок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.
В рамках данного этапа аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём многократного варьирования в игре, рисовании и других видах продуктивной, творческой деятельности. В случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению.
В старшем дошкольном возрасте творчество ребёнка носит проективный характер, что символизирует устойчивые переживания. Творческие виды деятельности могут выступать как способы компенсации травмирующих переживаний.
Познавательное воображение на этом этапе претерпевает качественные изменения. В старшем дошкольном возрасте воображение ребёнка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестаёт сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности.
Воображение начинает предварять практическую деятельность; объединяясь с мышлением в процессе творчества, воображение выполняет в нём специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нём мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению.
Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребёнок начинает контролировать и определять характер своего воображения – воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.
В отечественной психологии наряду с остальными психическими функциями воображение выступает в качестве отражения окружающей действительности, являясь социальным по своей природе, и активно развивается именно в дошкольном возрасте. Так, Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с реальностью. Первая форма заключается в том, что любой образ воображения строится из элементов действительности и прошлого опыта человека. Второй формой является связь между продуктом воображения и явлением действительности. Третья форма характеризует связь с эмоциями. И, наконец, четвертая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что продукт воображения может не соответствовать реально существующему предмету, но, обретя материальное воплощение, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. [6, с. 563]
Л.С. Выготский прямо указывает на возникновение воображения из самого существа игры, а не как следствия проявления особенностей поведения ребенка в ней. Такое понимание природы воображения акцентирует внимание на его активном, действенном характере.
Некоторые исследователи отмечают, что специально развитие воображения в игре дошкольника практически не изучалось. Но при исследовании самой игры выявлялись значимые для развития воображения моменты. Выделяются две линии анализа игры, где она – основной источник развития воображения дошкольника.[25, с. 298]
Первая линия связана с развитием самих особенностей игры (Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко). В работах этих авторов были показаны возможности развития воображения ребенка по мере овладения им предметной и сюжетно-ролевой игрой. Вместе с игровым действием развиваются и зачатки воображения, которое определяется возможностью вхождения в элементарную игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных предметов, а затем цепочек ролевых действий. Кроме того, Д.Б. Эльконин утверждает, что в игре зарождаются наиболее значительные стороны продуктивного воображения: его направленность на решение самых различных задач и возможность в специфической форме раскрывать существенные характеристики реальности. В работе Н.Я. Михайленко отмечаются существенные сдвиги в развитии игры старших дошкольников после направленного обучения их сюжетосложению. Зарождаясь в игре и развиваясь вместе с ней, воображение, в свою очередь, определяло развитие игровой деятельности. [33, с. 406]
Вторая линия анализа игры связана с возможностями интериоризации воображения, перехода его в план представлений (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Так Л.С. Выготский подчеркивает, что игра преддошкольника неотрывна от предмета, начинается с него и предполагает его обязательное использование. В более старшем возрасте воображение уже не требует постоянных внешних опор, может полностью протекать во внутреннем плане, т.е. в игре происходит становление воображения как собственно внутренней, психической деятельности ребенка. Отрыв воображения от предмета и его переход во внутренний план особенно явно прослеживается в рубежных играх, одной из форм которых, по мнению А.Н. Леонтьева, является игра – фантазирование.[19, с. 369]
В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющие существенное значение для развития воображения ребенка. Как указывает Л.С. Выготский, игра «служит подготовительной ступенью художественного творчества ребенка». Из нее выделяют отдельные, более или менее самостоятельные виды детского творчества (рисование, драматизация, сочинения). Он полагал, что любой вид детского творчества сходен с игрой по своему характеру (одномоментность творческого акта, отсутствие длительной работы над произведениями) и по связанности с эмоциями ребенка. Но при общем происхождении от игры каждый вид продуктивной деятельности имеет свои специфические особенности, которая заключается в том, что их выполнение позволяет прямо ставить перед ребенком творческую задачу (придумать, сочинить, сделать самостоятельно). Это позволяет наиболее полно актуализировать воображение и всецело проявить творческий потенциал ребенка.
При анализе развития различных видов деятельности выделяются, но специально не анализируются две линии становления творческих способностей:
· первая – овладение специальными средствами деятельности;
· вторая – развитие воображения как такового, безотносительно к специфике вида деятельности.[23, с. 460]
Но, тем не менее, вопрос о соотношении развития специфических для каждого вида деятельности творческих возможностей и воображения ребенка так и остается открытым. Его решение возможно только при анализе самих механизмов воображения и их развития на протяжении дошкольного периода. К подобному анализу и обращается в своей концепции В.В. Давыдов. Он считает, что воображение является одним из основных новообразований дошкольного возраста, которое формируется на основе игровой деятельности ребенка и позволяет ему производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие, замещение одного предмета другим. Главной особенностью воображения, по мнению данного автора, является возможность выделять целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой. Само воображение понимается им как основная форма познания в дошкольном возрасте, которая обязательно сопровождает все виды умственной деятельности ребенка.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник