Литература развитие ребенка дошкольного возраста
ЧТО ЧИТАТЬ ДОШКОЛЬНИКАМ. Примерный список литературы для детей.
От 1,5-2 до 3-4 лет:
- Репка.
2. Курочка-Ряба.
3. Теремок.
4. Колобок.
5. Корней Чуковский. Цыплёнок.
6. Владимир Сутеев. Цыплёнок и утёнок.
7. Стихи Агнии Барто для малышей (Мишка. Бычок. Слон. Лошадка. Грузовик. Мячик. Козлёнок. Зайка. И другие.)
8. Русские народные потешки.
9. С. Маршак “Сказки, песни, загадки”
10. Б. Поттер “Ухти-Тухти”, “Флопси, Мопси и Ватный хвост”
11. В. Левин “Глупая лошадь”
От 2,5-3 до 6-7 лет:
- Владимир Сутеев. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса. Палочка-выручалочка. Капризная кошка.
2. Корней Чуковский. Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Айболит. Айболит и воробей. Путаница. Доктор Айболит (по Гью Лофтингу).
3. Самуил Маршак. Усатый-полосатый. Где обедал, воробей? Багаж. Вот какой рассеянный. Урок вежливости. Про всё на свете. И другие.
4. Самуил Маршак. Переводы детских английских песенок: Перчатки. Гвоздь и подкова. Три мудреца. В гостях у королевы. Кораблик. Король Пинин. Дом, который построил Джек. Котята. Три зверолова. Шалтай-Болтай. И другие.
5. Народные сказки о животных: Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Лиса и кувшин. Кот и лиса. Лисичка со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Петушок – Золотой гребешок. Маша и Медведь. Волк и семеро козлят. Храбрый баран. Заяц-хваста. Зимовье. Полкан и медведь. Петушок – Золотой гребешок и чудо-меленка. Мужик и медведь. Сказка про ерша. Лиса и козёл. И другие.
6. Альф Прёйсен. Про козлёнка, который умел считать до десяти. Весёлый Новый год.
7. Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.
8. Агнеш Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.
9. Энид Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.
10. Николай Носов. Живая шляпа.
11. Николай Сладкое. Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна. И другие рассказы.
12. Хэйден Макэлистер. Разноцветные путешествия.
13. Зденек Милер. Крот и волшебный цветок.
14. Сергей Михалков. Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе. Стихи: А что у вас? Песенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок. И другие стихи.
15. Виталий Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы.
16. Михаил Пляцковский. Солнышко на память (рассказы).
17. Михаил Зощенко. Умные животные (рассказы). Показательный ребёнок (рассказы).
18. Эдуард Успенский “Крокодил Гена и его друзья”
19. Виктор Кротов. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.
20. Георгий Юдин. Букварёнок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы).
21. Дональд Биссет. Всё кувырком (рассказы).
22. Фёдор Хитрук. Топтыжка.
23. Агния Барто. Медвежонок-невежа. Мы с Тамарой. Любочка. Любитель-рыболов. Фонарик. Я расту. И другие стихи.
24. Валентина Осеева. Волшебное слово.
25. Эмма Мошковская. Зоопарк. И другие стихи.
26. Борис Заходер. Хрюк на ёлке. О чём индюк думал.
От 5-6 до 8-9 лет:
- Корней Чуковский. Бармалей. Тараканище. Крокодил. Краденое солнце. Приключения Бибигона.
2. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей.
3. Николай Носов. Мишкина каша. Телефон. Дружок. Фантазёры. Наш каток. Метро. Федина задача. И другие рассказы.
4. Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
5. Алексей Толстой. Сказки.
6. Карло Коллоди. Приключения Пиноккио.
7. Николай Грибачёв. Лесные истории.
8. Энн Хогарт. Ослик Мафии и его друзья.
9. Ганс-Христиан Андерсен. Дюймовочка. Гадкий утёнок. Принцесса на горошине. Цветы маленькой Иды. И другие сказки.
10. Энид Блайтон. Приключения Нодди. Жёлтая книга фей.
11. Туве Янссон. Маленькие тролли и страшное наводнение. Комета летит! (в другом переводе – Муми-тролль и комета). Шляпа волшебника. Мемуары папы Муми-тролля. Опасное лето. Волшебная зима.
12. Отфрид Пройслер. Маленькая Баба-Яга. Маленький Водяной. Маленькое Привидение. Как поймать разбойника.
13. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки: Про Комара Комаровича. Сказка про храброго зайца Длинные уши – Косые глаза – Короткий хвост. Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке. И другие.
14. Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше. Приключения Эмиля из Лённеберги. Пиппи Длинныйчулок.
15. Люси и Эрик Кинкейд. Лесные истории с кротёнком Вилли и его друзьями.
16. Тони Вульф. Сказки волшебного леса. Великаны. Гномы. Эльфы. Феи. Драконы.
17. Евгений Колкотин. Про медвежонка Прошку.
18. Валентин Катаев. Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик.
19. Павел Бажов. Серебряное копытце.
20. Татьяна Александрова. Кузька. Сказки старой тряпичной куклы.
21. Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква “А”. Может, Нуль не виноват. И настанет весёлое утро. Маруся ещё вернётся. Счастливо, Ивушкин!
22. Джанни Родари. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы.
23. Джоэлъ Харрис. Сказки дядюшки Римуса.
24. Борис Заходер. Стихи и стихотворные сказки (Мартышкин дом, Буква “Я” и другие). На горизонтских островах (стихи). Ма-Тари-Кари.
25. Эдуард Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот. Каникулы в Простоквашино. Меховой интернат.
26. Григорий Остер. Котёнок по имени Гав. Зарядка для хвоста. Подземный переход. Привет мартышке. А вдруг получится!!! Испорченная погода. Обитаемый остров. Это я ползу. Бабушка удава. Великое закрытие. Куда идёт слонёнок. Как лечить удава. Легенды и мифы Лаврового переулка. Сказка с подробностями.
27. Октав Панку-Яшъ. Сказки (“Куда девался снег”).
28. Ренато Рашел. Ренатино не летает по воскресеньям.
29. Валерий Медведев. Баранкин, будь человеком! Приключения солнечных зайчиков.
30. Константин Ушинский. Слепая лошадь.
31. Волшебные сказки разных народов в пересказе для детей:
Русские: Сивка-Бурка. Царевна-лягушка. Птичий язык. Морозко. Финист – ясный сокол. Марья Моревна. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. По Щучьему велению. Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что. Иван – вдовий сын. Чудесные ягоды. Липунюшка. Василиса Прекрасная. Хаврошечка. Морской царь и Василиса Премудрая. Три зятя. Снегурочка.
Немецкие сказки, собранные братьями Гримм: Заяц и ёж. Соломинка, уголь и боб. Храбрый портной. Три брата. Три лентяя. Маленькие человечки. Горшок каши. Бабушка Метелица. Мальчик с пальчик. Бременские музыканты. Цвет шиповника (в другом переводе – Шиповничек). И другие.
Французские: Гномы. Неугомонный петушок. Ученик чародея. Плут-малыш. Дочь дровосека. Как не уберегли звери свои тайны. “Попался, Сверчок!”. Солнышко. Белый дрозд, хромой мул и красавица с золотыми волосами. Жан счастливый. Откуда совы взялись. Возвращение Ля Раме. И другие.
Английские: Три поросёнка. Мистер Майка. Как Джек ходил счастья искать. Источник на краю света. Три умные головы. Малютка брауни. Кто-всех-одолеет. Воду заперли. Тростниковая шапка. Ученик чародея. Том Тит Тот. И другие.
Арабские: Волшебная лампа Аладдина. Синдбад-мореход. Али-баба и сорок разбойников. И другие.
А также сказки датские, шотландские, ирландские, индийские, норвежские, шведские, португальские, японские, эстонские, татарские и многих-многих других народов.
32. Бытовые сказки разных народов (т.е. сказки о смекалке и сообразительности):
Каша из топора. Горшеня. Кто заговорит первый? Скряга. Мудрая жена. Барин и плотник. Скатерть, баранчик и сума. Дочь-семилетка (русские). Золотой кувшин (адыгейская). Король Иоанн и кентерберийский аббат (английская). Собака пономаря. Лиса и куропатка. Бирон. “Берник, бернак!” Плотник из Арля. Волшебный свисток и золотые яблоки. Старый горшок с золотыми экю (французские). И многие-многие другие.
33. Сказки Шарля Перро в пересказе для детей: Красная шапочка. Кот в сапогах. Золушка. Спящая красавица (кончая свадьбой).
Примечание: другие сказки Шарля Перро – такие как “Мальчик с пальчик”, полная версия “Спящей красавицы” или “Синяя борода” – страшнее, там больше людоедов, детей, брошенных родителями в лесу, и других ужасов. Если вы не хотите пугать своих детей, то знакомство с этими сказками лучше отложить хотя бы до начальной школы, лет до восьми-девяти.
34. Хью Лофтинг. История доктора Дулитла.
35. А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. И другие повести.
36. А.Б. Хвольсон. Царство малюток (Приключения Мурзилки и лесных человечков).
37. Пальмер Кокс. Новый Мурзилка (Удивительные приключения лесных человечков).
38. Евгений Чарушин. Медвежонок. Медвежата. Волчишко. И другие рассказы.
39. Виталий Бианки. Где раки зимуют.
40. Михаил Пришвин. Лисичкин хлеб. Лесной доктор. Ёж. Золотой луг.
41. Константин Паустовский. Прощание с летом.
42. Редьярд Киплинг. Слонёнок. Рикки-Тикки-Тави. Как леопард стал пятнистым.
43. Алан А. Милн. Винни-Пух и все-все-все.
44. Михаил Зощенко. Цикл рассказов про Лелю и Миньку: Ёлка. Бабушкин подарок. Калоши и мороженое. Не надо врать. Через тридцать лет. Находка. Великие путешественники. Золотые слова.
45. Галина Демыкина. Дом на сосне (повести и стихи).
46. Виктор Голявкин. Рассказы.
47. Борис Житков. Пудя. Как я ловил человечков.
48. Юрий Казаков. Зачем мыши хвост?
49. Владимир Одоевский. Городок в табакерке.
50. И.А. Крылов. Стрекоза и муравей. Лебедь, Рак и Щука. Ворона и Лисица. Слон и Моська. Мартышка и очки. Лисица и виноград. Квартет.
51. А.С. Пушкин. Сказка и рыбаке и рыбке. Сказка о Золотом петушке. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сказка о попе и работнике его Балде.
52. Стихи: Елены Благининой, Юнны Мориц, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака.
53. Стихи о природе (Пушкин, Жуковский, Блок, Тютчев, Фет, Майков и другие).
54. Петр Ершов. Конёк-горбунок.
55. Ефим Шкловский. Как вылечили Мишку.
56. Александр и Наталья Крымские. Сказки зелёного дивана.
Источник
Приведен список литературы по развитию творческих способностей дошкольников. Данный список может быть полезен воспитателям детских садов и родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей
список литературы
подготовила воспитатель МБДОУ МО «Детский сад №5»
г. Краснодар Косенкова Александра Николаевна
- «244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника», Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова, 2010 г.
- «30 уроков развития творческих способностей и воображения», 2015 г.
- «Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей», М.В. Голубева, 2015 г.
- «Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному», В.Г. Дмитриева, 2006 г.
- «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», З.А. Богатеева, 1982 г.
- «Аппликация в детском саду», А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, 2000 г.
- «Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет «, С.Е. Гаврина и др., 2009 г.
- «Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию», С.Е. Гаврина, 2009 г.
- «Вместе с мамой развиваем творческие способности», Т.П. Трясорукова, 2011 г.
- «Воображение и творчество в детском возрасте», Л.С. Выготский, 1991 г.
- «Воспитание сказкой», Э.И. Иванова, 1988 г.
- «Воспитание творчества», В.А. Левин, 1977 г.
- «Дети пишут стихи», В.И. Глоуер, 1964 г.
- «Детское рукоделие. Развиваем творческие способности», С. Джонс, 2012 г.
- «Дидактическая копилка воспитателя детского сада» П.П. Дзюба, 2008 г.
- «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М.Д. Маханева, 2009 г.
- «И тонкой нити кружева… Пособие по развитию практических навыков и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста», О.Г. Жукова, 2014 г.
- «Игры для развития творческих способностей», М.А. Орлова, 2011 г.
- «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет», Г.В. Лаптева, 2011 г.
- «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей», И.А. Агапова, М.А. Давыдова, 2009 г.
- «Изобразительное творчество дошкольников в детском саду»Т.С. Комарова, 1984 г.
- «Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников», В.О. Скворцова, 2009 г.
- «Информационные технологии в развитии творческих способностей», Евгений Хропов, 2011 г.
- «Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников», О.А. Лебедева, 2004 г.
- «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина, 2003 г.
- «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ», О.П. Карачунская, 2005 г.
- «Музыкальное воспитание в детском саду» Н.А. Ветлугина, 1981 г.
- «Мышление, обучение, творчество», А.М. Матюшкин, 2003 г.
- «Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры», М.Ю.Новицкая, 1999 г.
- «Народное искусство и детское творчество», А.А. Грибовская, 2004 г.
- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1» Г.Н. Давыдова, 2007 г.
- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2» Г.Н. Давыдова, 2007 г.
- «Педагогика искусства и творческие способности», А.А. Мелик-Пашаев, 1981 г.
- «Приглашение к творчеству», А.В. Дубровская, 2002 г.
- «Проблема креативности и явление подражания», Н.М. Гнатко, 1993 г.
- «Программа эстетического воспитания дошкольников», Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.В. Зацепина, 2005 г.
- «Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы», Г.В. Иваненко, 2001 г.
- «Психология детского творчества» Е.И. Николаева, 2006 г.
- «Психология игры», Д.Б. Эльконин, 1978 г.
- «Психология искусства» Л.С. Выготский, 1968 г.
- «Психология творческих способностей», Д.Б. Богоявленская, 2002 г.
- «Психология творчества» Н.Н. Николаенко, 2005 г.
- «Психология творчества// Художественное творчество и психология», Е.И. Замятина, 1991 г.
- «Путешествие в мир искусства», С.К. Кожохина, 2003 г.
- «Развиваем творческие способности у детей 5-9 лет», М.В. Межиева, 2002 г.
- «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности», Т.Н. Доронова, 2002 г.
- «Развитие творческих способностей и изобразительного фантазирования» М.В. Паскаль, С.А. Сичкорез, 1995 г.
- «Развитие творческого мышления детей», А.Э. Симановский, 2002 г.
- «Развитие умственной одаренности в детском возрасте мозга// Мат. Межд. Конф. «Творчество: взгляд с разных сторон», Н.Е. Веракса, 2005 г.
- «С музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни» Ю.Р. Бьеркволл, 2001 г.
- «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», С.М. Вайнерман, 2001 г.
- «Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье», А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новоявленская, 1995 г.
- «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П. Никитин, 1991 г.
- «Творчество как результат особого функционального состояния нейронов // Мат. Межд. Конф «Творчество: взгляд с разных сторон», Т.Н. Греченко, 2005 г.
- «Фольклорная арт-терапия», Л.Д. Назарова, 2002 г.
- «Эмоциональное развитие дошкольника», Просвещение, 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Источник
Литературное развитие детей старшего дошкольного возраста
Особенности восприятия детьми литературных произведений
В центре взаимодействия человека с произведением искусства находится не интеллектуальный процесс, а эмоциональное переживание. Л.М. Гурович считает, что умение воспринимать и понимать литературное произведение складывается из нескольких составляющих:
- умение представлять в своем воображении картины, нарисованные писателем, увидеть обстановку, внешность героев, их действия, поступки, взаимоотношение;
- познавательная деятельность, в результате которой читатель (слушатель) осознает идею произведения, постигает его смысл, пытается понять мотивы поступков персонажей, причины их переживаний;
- эмоциональный отклик на художественное произведение (подробнее об этом см. Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова «Ребенок и книга»).
Возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений.
- Первый период длиться «от двух до пяти», второй начинается примерно с пяти лет и, как считает К.И. Чуковский, продолжается всю жизнь. До пяти лет ребенок в своем сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям искусства относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а к самому искусству относится как к интересной игре.
- Во втором периоде ребенок начинает воспринимать как отражение «другого» мира, созданное другим человеком, обладающим другими мыслями, чувствами и фантазиями. В этот период он уже сам способен определить жизнь от искусства и искусство становится для него самоценным.
Методика работы с книгой в процессе ознакомления
с художественной литературой (старший дошкольный возраст)
Методика ознакомления дошкольников с литературными произведениями исследована в работах Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович и других. Большинство исследователей выделяют две основные формы ознакомления детей с произведениями:
- – на специальных занятиях, во время которых воспитатель может передавать текст, читая детям (наизусть или по книге) или рассказывая;
- – вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.п.).
В соответствии с этим можно выделить основные методы ознакомления с художественной литературой:
- – чтение воспитателя по книге или наизусть;
- – рассказывание воспитателя;
- – заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов (небольших по объему);
- – инсценирование.
Традиционно выделяются несколько типов занятий:
1. Чтение или рассказывание одного произведения.
2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов.
3. Чтение или рассказывание литературных произведений в сочетании с произведениями, принадлежащими к другим видам искусства (прослушивание литературных или фольклорных произведений с музыкальными или с рассматриванием репродукции с картины известного художника).
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (игрушек, настольного театра, кукольного и теневого театра, фланелеграфа, диафильмов, диапозитивов и т. п.).
Выделяют несколько этапов подготовки к занятию:
- – подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;
- – постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;
- – отбор методов работы с книгой.
Довести до понимания детей главный замысел автора, основную мысль произведения – в этом заключается главная литературная задача, и формулировать ее рекомендуют всегда конкретно.
При повторном чтении рекомендуется постановка задач другого рода: обратить внимание детей на изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п.
На этапе подготовки также необходимо определиться с выбором методических приемов:
- – основные: выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение;
- – вспомогательные: показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще);
- – словесные приемы: объяснение непонятных детям слов; введение слов – этических оценок поступков героев («храбрец», «трудолюбивая», «бездельница», «решительный», «мужественный», «добрый», «злой» и т.п.); привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями и т.п.
Структура типичного занятия:
1) предварительная подготовка детей к ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального восприятия текста, включающая в себя:
-беседу, которая готовит к предстоящей встрече с книгой;
-показ иллюстраций;
-объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений;
-рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения.
2) первичное знакомство с произведением в процессе выразительного чтения текста воспитателем.
3) беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.
4) повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого.
Главная цель первой части занятия – подготовить детей к восприятию произведения, помочь войти в мир, созданный художником слова, связать их жизненный и литературный опыт с темой произведения. В такую беседу целесообразно включить показ иллюстраций, объяснения воспитателя, его рассказ о творчестве писателя, об истории создания того или иного произведения.
Завершить подготовку к восприятию необходимо указанием жанра произведения (рассказ, сказка, стихотворение), его названия и фамилии автора.
Далее следует вторая часть занятия – выразительное чтение художественного произведения воспитателем.
По окончании чтения или рассказывания, пока дети находятся под сильным впечатлением, необходима небольшая пауза.
Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным в произведении событиям и героям, но вместе с тем является еще неполным, поверхностным. Задача воспитателя – в процессе беседы после чтения углубить, уточнить первоначальное восприятие и понимание текста. С этой цель предлагается несколько категорий вопросов:
1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоционально отношение детей к явлениям, событиям, героям:
2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему:
3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей:
4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности:
5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания, способствующие выявлению логической последовательности событий.
6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам:
Последняя часть занятия представляет собой повторное чтение текста с целью углубить прочитанное. Рекомендуется завершать занятие повторным чтением всего произведения, если оно небольшое по объему, или отдельных понравившихся эпизодов.
Можно также предложить прием, усиливающий воздействие текста и способствующий лучшему его пониманию, – рассматривание иллюстрации.
У детей старшей группы (пять-шесть лет) предполагается формировать следующие умения:
- – устанавливать многообразные связи в сюжете произведения;
- – не только видеть поступки, но и раскрывать переживания героев;
- – понимать скрытые мотивы поступков героев;
- – эмоционально относится к героям произведения, откликаться на описываемые события;
- – выражать свое отношение к персонажам и мотивировать его;
- – характеризовать нравственные качества персонажей;
- – различать жанровые особенности стихотворных и прозаических произведений;
- – обращать внимание на язык произведения, авторские приемы изображения (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.).
В подготовительной группе (шесть-семь лет) должны быть сформированы следующие умения:
- – проникать в смысл произведения, видеть авторскую позицию;
- – осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков;
- – в своих эмоциональных оценках учитывать коллизию всего произведения, а не только его отдельные фрагменты;
- – выделять композиционные особенности произведений;
- – различать жанровую природу рассказов, сказок, стихотворений;
- – понимать смысловую и эмоциональную роль слова в произведении;
- – воспринимать текст без опоры на иллюстрацию, с учетом достаточно высокого уровня развития воссоздающего воображения.
Литература:
Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. сада / под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981
Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001
Книга для воспитателей детского сада. Под ред. Логиновой В. И. — М.: Просвещение, 1992
. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению… М.: издательский центр «Академия», 2007.
Источник