Литература по развитию личности ребенка

Литература по развитию личности ребенка thumbnail

Наталия Степанова
Детская художественная литература в формировании личности и речевом развитии ребенка

Книга играет огромную роль в формировании личности ребенка – дошкольника, в его речевом развитии. Детскую художественную литературу необходимо рассматривать, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка», – говорил известный советский педагог- новатор В. А. Сухомлинский. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения ребенка, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Советский педагог Е. А. Флерина в своих работах отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил, маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Кандидат педагогических наук Н. С. Карпинская, внесшая огромный вклад в исследования в области эстетического воспитания детей средствами художественной литературы, также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Интерес к книге, возникший в ранние годы, помогает ребёнку в дальнейшем, когда он осваивает самостоятельное чтение, преодолевает все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового. Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые, и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому малыш тянется бессознательно, привлечённый его красотой, необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму.

Круг детскогочтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто – нет. На этой «возрастной ступени» особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники “Русские сказки”, “Жили-были”. Из изданий фольклора специалисты рекомендуют “Трыпцы-брынцы, бубенцы” – русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно знакомство прежде всего произведениями классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.

Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки “Для детей”) и Л. Толстого (“Для детей” и “Азбука”). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках “Живая шляпа” (1986 г.) “Бобик в гостях у Барбоса” (1991г.). Нельзя пройти мимо издания сборника “Аленушкины сказки”, в который вошли сказки многих детских писателей. Так же нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов (“Львенок и черепаха”, Г. Циферов (“Сказки старинного города”). Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, Братья Гримм “Бременские музыканты”.

Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке “Приключение Пифа”, на сказке Киплинга “Слоненок”. Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках “Крошка Енот и другие”, куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей преддошкольного возраста.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в коррекционной школе

Среди лучших книг о живой природе следует назвать “Большие и маленькие” Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

Детям также будут интересны некоторые журналы, издаваемые для детей 4-5 лет, в которых «оживают» знакомые им герои, журналы, наполненные разными играми, головоломками, кроссвордами.

После рассказывания сказок, необходимо обучать детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме произведения. Ежедневное чтение детской литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе, оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.). Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто. С помощью художественной литературы у детей должна развиваться способность замечать красоту и богатство русского языка. Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять «детскую библиотеку», руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. М.: Академия,1997

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Пособие для воспитателя. М.: Просвеение,1983

3. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004

Источник

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Список литературы

1. Абрахам, Курт Магия семи лучей. Качества, характеристики и тенденции развития личности / Курт Абрахам. – М.: Амрита-Русь, 2011. – 192 c.
2. Александрова, Наталья Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность / Наталья Александрова. – М.: Центрполиграф, 2011. – 222 c.
3. Алексеенко, В. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. – М.: Рипол Классик, Дом. XXI век, 2010. – 224 c.
4. Андрущенко, Т. Ю. Кризис развития ребенка семи лет / Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова. – М.: Академия, 2014. – 96 c.
5. Андрюшина, Ольга Большое счастье в маленькой семье. С ребенком, но без мужа / Ольга Андрюшина. – М.: АСТ, Астрель, 2015. – 256 c.
6. Асеева, Ирина Еще один ребенок в семье / Ирина Асеева. – М.: Сибирское университетское издательство, 2010. – 80 c.
7. Башкирова, Н. Ваш малыш – это личность. 100 практических советов по воспитанию ребенка / Н. Башкирова. – М.: Наука и техника, 2014. – 128 c.
8. Башкирова, Н. Ваш малыш- это личность. 100 практических советов по воспитанию ребенка / Н. Башкирова. – М.: Наука и техника, 2011. – 128 c.
9. Белоглазов, Д. Питание ребенка от года до семи. Вкусно и полезно / Д. Белоглазов, Н. Троянская. – М.: Владис, 2015. – 160 c.
10. Биттерлих, Л.Р. Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье / Л.Р. Биттерлих. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 256 c.
11. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Питер, 2011. – 400 c.
12. Бранский, В.П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи / В.П. Бранский. – М.: Калининград: Янтарный сказ, 2015. – 704 c.
13. Гражданское право и его роль в формировании гражданского общества / Civil Law and its Role in the Formation of Civil Society: моногр.
. – М.: Статут, 2013. – 112 c.
14. Дианин-Хавард, Александр Нравственное лидерство. Путь формирования личности / Александр Дианин-Хавард. – М.: Наука, 2012. – 210 c.
15. Дэвис, Хилтон Как помочь семье, в которой серьезно болен ребенок / Хилтон Дэвис. – М.: Этерна, 2011. – 224 c.
16. Зайцев, Сергей Ваш ребенок от четырех до семи / Сергей Зайцев. – М.: У-Фактория, 2014. – 416 c.
17. Защита прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада: моногр.
. – Л.: Просвещение, 2011. – 144 c.
18. Ирхин, Валентин Юрьевич Библейский Образ Христа И Его Роль В Самоопределении Личности. Статья / Ирхин Валентин Юрьевич. – Москва: РГГУ, 2014. – 13 c.
19. Каммари, М. Д. Марксизм-ленинизм о роли личности в истории / М.Д. Каммари. – М.: Государственное издательство политической литературы, 2013. – 408 c.
20. Литтауэр, Флоренс Код личности вашего ребенка. Обращаем недостатки в достоинства / Флоренс Литтауэр. – М.: Триада, 2012. – 348 c.
21. Максачук, Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. – М.: ИЛ, 2012. – 104 c.
22. Морозова, Е. Ю. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании / Е.Ю. Морозова. – М.: Школьная Пресса, 2011. – 48 c.
23. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие: моногр.
/ С.С. Носов. – М.: Флинта, 2010. – 417 c.
24. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка / Т.Н. Овчинникова. – М.: Академический проект, 2015. – 192 c.
25. Онучин, Н. А. Если в семье болен ребенок… (лечение и профилактика заболеваний органов дыхания) / Н.А. Онучин. – М.: Золотой век, Диамант, 2015. – 144 c.
26. Священник, Виктор Грозовский Если в православной семье заболел ребенок. Советы священника / Священник Виктор Грозовский. – М.: Сатисъ, 2011. – 48 c.
27. Стребелева, Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. – М.: Книга по Требованию, 2010. – 72 c.
28. Хорсанд, Диана Как воспитать счастливого ребенка в неполной семье. Дитя развода / Диана Хорсанд. – М.: Сова, ВКТ, 2010. – 96 c.
29. Черноусов, А. А. Адмирал М. П. Лазарев. Роль личности в истории России / А.А. Черноусов. – М.: Гангут, 2011. – 344 c.
30. Шипицына, Л.М. “Необучаемый” ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. – М.: Машиностроение, 2012. – 496 c.

Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными!

Книги, использованные при создании данного списка литературы:

Защита прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада

Гражданское право и его роль в формировании гражданского общества / Civil Law and its Role in the Formation of Civil Society

Абрахам Курт Магия семи лучей. Качества, характеристики и тенденции развития личности

Александрова Наталья Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность

Алексеенко В., Лощинина Я.Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет

Андрущенко Т. Ю., Шашлова Г. М.Кризис развития ребенка семи лет

Андрюшина Ольга Большое счастье в маленькой семье. С ребенком, но без мужа

Асеева Ирина Еще один ребенок в семье

Башкирова Н.Ваш малыш – это личность. 100 практических советов по воспитанию ребенка

Башкирова Н.Ваш малыш- это личность. 100 практических советов по воспитанию ребенка

Белоглазов Д., Троянская Н.Питание ребенка от года до семи. Вкусно и полезно

Биттерлих Л.Р.Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье

Божович Л. И.Личность и ее формирование в детском возрасте

Бранский, В.П.Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи

Дианин-Хавард Александр Нравственное лидерство. Путь формирования личности

Дэвис Хилтон Как помочь семье, в которой серьезно болен ребенок

Зайцев Сергей Ваш ребенок от четырех до семи

Ирхин Валентин ЮрьевичБиблейский Образ Христа И Его Роль В Самоопределении Личности. Статья

Каммари М. Д.Марксизм-ленинизм о роли личности в истории

Литтауэр Флоренс Код личности вашего ребенка. Обращаем недостатки в достоинства

Остальные источники:

  • Максачук Е. П., Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения
  • Морозова Е. Ю., Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании
  • Носов С. С., Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие
  • Овчинникова Т. Н., Личность и мышление ребенка
  • Онучин Н. А., Если в семье болен ребенок… (лечение и профилактика заболеваний органов дыхания)
  • Священник Виктор Грозовский, Если в православной семье заболел ребенок. Советы священника
  • Стребелева Е.А., Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии
  • Хорсанд Диана , Как воспитать счастливого ребенка в неполной семье. Дитя развода
  • Черноусов А. А., Адмирал М. П. Лазарев. Роль личности в истории России
  • Шипицына, Л.М., “Необучаемый” ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта

Источник

  • 6 мая 2017, 20:42

Скачать книгу Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати автора Коллектив авторов

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

+16

Шестой том проекта «Развитие личности ребенка» рассказывает об актуальных вопросах подросткового возраста. Личность подростка – сложнейшее образование, где психофизиологические изменения тесным образом переплетаются с новыми возможностями познавательной…

  • Просмотров: 1336
  • 7 июня 2016, 12:31

Скачать книгу Развитие личности ребенка от трех до пяти автора Коллектив Авторов

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

+16

Возраст от трех до пяти лет – время активного освоения детьми окружающего мира. Издание рассказывает о том, как развивается интеллект, речь ребенка, как он осваивает правила, благодаря которым становится успешным в обществе, каков его эмоциональный мир и как совершенствовать его коммуникативные навыки. Читатели узнают о творческом развитии ребенка, о том, какое влияние оказывают изобразительная деятельность, музыка, конструирование на способности ребенка. Материал о психосексуальном развитии ребенка, о детско-родительских отношениях, стилях воспитания существенно расширит знания взрослых о данном возрастном периоде. Отдельная часть издания посвящена физическому здоровью младшего дошкольника.

Книга предназначена для родителей, психологов, педагогов, социологов, педиатров, специалистов центров развития, семейного консультирования.

Второе…

  • Просмотров: 2767
  • 1 февраля 2016, 02:20

Скачать книгу Развитие личности ребенка от года до трех автора Коллектив Авторов

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

+16

«Развитие личности ребенка от года до трех» – книга, которая рассказывает о наиболее актуальных вопросах, связанных с воспитанием детей в период раннего детства. В частности, о том, как происходит освоение малышом окружающего пространства, о развитии познавательной активности, речи, интеллекта, творческих способностей, о темпераменте и характере малыша, о его физическом развитии и здоровье, а также о том, как маленький ребенок учится постигать культурные нормы и ценности. Каждый из разделов содержит сведения о роли родителей в личностном развитии малыша, а также об ошибках родительского воспитания и рекомендации по их преодолению.

Издание адресовано родителям, психологам, педагогам, социологам, педиатрам, специалистам центров развития, семейного консультирования и др.

Третье…

  • Просмотров: 4134
    • 100
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    5
    Оценок: 1

  • 1 февраля 2016, 02:00

Скачать книгу Развитие личности ребенка от рождения до года автора Коллектив Авторов

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

+16

«Развитие личности ребенка от рождения до года» – первое издание в серии, книги которой рассказывают современным родителям о том, как ребенок растет и развивается на протяжении всего детства: от рождения до шестнадцати лет.

Рождение ребенка ставит перед молодыми родителями множество вопросов, один из самых главных – как ему помочь вырасти сильной, гармонично развитой личностью. Книга отвечает на вопросы о том, как общаться с малышом до его появления на свет, как связаны рождение ребенка и возраст семьи, как формируется доверие между родителями и ребенком, как развиваются эмоции, речь младенца, как он познает мир. Взрослые узнают о психическом и физическом здоровье малыша, о том, как заботиться о нем в первый год жизни и что делать в случае, если ребенок – особенный.

Издание адресовано родителям, психологам, педагогам, социологам, педиатрам, специалистам центров планирования семьи, поддержки молодых родителей и др.

Второе…

  • Просмотров: 3562
  • 1 февраля 2016, 02:00

Скачать книгу Развитие личности ребенка от пяти до семи автора Коллектив Авторов

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

+16

Как только ребенку исполняется пять лет, родители всерьез задумываются о его будущей школьной жизни. Все ли он умеет и знает из того, что положено первокласснику? Что делать, если он еще недостаточно хорошо читает, пишет и считает? Как он будет чувствовать себя в новом коллективе и как сложатся его отношения с первым учителем? Как выбрать школу и программу, по которой он будет учиться? Нужно ли с ребенком заниматься самим или достаточно тех знаний, которые он получает в дошкольном учреждении?.

Отвечая на эти и многие другие вопросы, издание также помогает понять, насколько существенны изменения, которые происходят в личностном развитии ребенка в возрасте от пяти до семи лет. Как ребенок усваивает социальные нормы и правила, кто и почему для него является авторитетом, что его интересует, почему ему хочется быть взрослым, чувствовать себя значимым и понятым.

Книга предназначена для родителей, психологов, педагогов, педиатров, специалистов развивающих центров и всех, кому интересна личность…

  • Просмотров: 3050
  • 1 февраля 2016, 02:00

Скачать книгу Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати автора Коллектив Авторов

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

+16

Книга «Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати» рассказывает об изменениях, которые происходят в жизни ребенка, когда он становится учеником. Читатель узнает, как помочь ребенку адаптироваться к школе, от чего зависит школьная успешность, что нужно знать об освоении математики, письма и чтения. Среди других важных вопросов – система оценивания в начальной школе, особенности изучаемой программы, роль сверстников и учителя в жизни ребенка, домашние задания и продленка, кружки и секции и др.

Отдельный раздел посвящен физиологическим, психическим и сексуальным вопросам накануне подросткового возраста, чувствам и увлечениям ребенка, а также тому, как родителям выбрать верную линию поведения с взрослеющими сыном…

  • Просмотров: 2037

Источник