Литература по психологии развития ребенка формирование личности
Гоцманова Инна Валерьевна
Методическая литература по дошкольной психологии
Дружите с книгой:
все сокровища знаний раскроет перед вами она- это
«…самое великое чудо из всех чудес созданных человечеством…»
(Максим Горький).
Новинками методической литературы по дошкольной психологииможно считать следующие:
1.Ежеквартальный научно-практический журнал: «Психолог в детском саду».
В журнале раскрываются следующие темы:
Из опыта организации просвещения родителей в условиях ДОУ.
О детских капризах и упрямстве.
«Семейные» проблемы гиперактивных детей»
Во втором номере раскрываются проблемы психологической готовности детей к школьному обучению.
Психологическое консультирование по вопросам готовности ребенка к школе.
Одаренный ребенок в контексте семейных отношений.
2. Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева «Психологические занятия с дошкольниками».
В программе описана систем упражнений и игр для развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста с учетом динамики каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Уделяется особое внимание развитию познавательных процессов, личностной и эмоциональной сфер, коммуникативных умений, воли и интеллекта. Приведены возрастные нормы психического развития ребенка и тематическое планирование психологических занятий.
3. Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько «Практикум для детского психолога».
В книге дается обзор современных отечественных и зарубежных исследований по проблемам развития детей- дошкольников (гиперактивность, агрессивность, застенчивость, ранний детский аутизм, ЗПР, вербализм, воровство, лживость, онанизм, уход от деятельности). Комплекс диагностических методик и описание общей стратегии коррекционной работы помогут специалистам выстроить индивидуальную программу. Предлгаемые рекомендации будут способствовать оптимизации общения родителей и детей. Приведены подвижные и дидактические игры, которые могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе с детьми-дошкольниками.
4. М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева «Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе)».
Предлагаемые в пособии методики позволят решить ряд практических задач, связанных с диагностикой уровня интеллектуального и личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Теоретический материал вместе с психологической картой дошкольника, содержащей стимульный материал в форме, удобной для восприятия детьми, станет нужным инструментом психологической помощи детям.
5. С. Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии»– методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики человека. Приведено подробное описание 34 практических методик, изложены принципы построения экспериментальных методик патопсихологии и роль экспериментального метода в изучении психики здоровой и отклоняющейся личности.
В работе «Психология умственно отсталого школьника» рассматриваются своеобразие психического развития такого ребенка, особенности познавательных процессов в формировании личности.
Книга снабжена необходимым рабочим материалом (бланки, протоколы, цветной и черно-белый стимульный материалы, данным в приложениях.
6. М. Кипнис «Тренинг коммуникации», «Тренинг креативности».
Книги содержат описание обширного спектра техники, которые просты, эффективны и успешно применимы с широким возрастным, профессиональным и социальным контингентом участников.
7. В. В. Васильев «Психологические эффекты и самообразование педагогов».
На большом практическом материале даются советы педагогам, как целесообразно использовать психологические эффекты, чтобы успешно решать педагогические ситуации.
Источник
Основная литература
- 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М.: Академический проект, 2001.
- 2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: МПА, 1995.
- 3. Волкова Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. — М.: Владос, 2001.
- 4. Выготский Л.С. Детская психология /Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 4.
- 5. Выготский Л.С. Проблемы развития психики /Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 3.
- 6. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости и до старости. — М.: Ноосфера, 1999.
- 7. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка /Избр. психол. труды. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1.
- 8. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Психология развития: Общие и специальные вопросы: Учебное пособие. — М.: Детство-Пресс, 2008.
- 9. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: Конспект лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- 10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. — М.: Изд-во РОУ, 1996.
- 11. Кулагина И.Ю., Колющий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
- 12. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. — М.: ТРИВОЛА, 1995.
- 13. Кураев Г.А., Пожарская Е.П. Психология человека: Курс лекций. — Ростов н/Д, 2002.
- 14. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. — Ростов н/Д, 2002.
- 15. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. — М., 1998.
- 16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. — М.: Академия, 2002.
- 17. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. — М.—Воронеж, 1999.
- 18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Школа-Пресс, 1986.
- 19. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Школа-Пресс, 1996.
- 20. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. — М.: Педагогика, 1987.
- 21. Психология развития /Под ред. Т.Д. Марпинковской. — М.: Академия, 2001.
- 22. Психология развития: Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2001.
- 23. Психология развития: Энциклопедический словарь /Под ред. А.В. Петровского, А.Л. Венгера. — М.: Речь, 2006.
- 24. Психология развития личности: Средний возраст, старение, смерть: Полный курс / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ, 2007.
- 25. Психология человека от рождения до смерти: Психологический атлас человека // Большая университетская библиотека /Под ред. АА. Реана. — М., 2010.
- 26. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение: От рождения до пожилого возраста. Современный учебник. — М., 2006.
- 27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. — М.: Школьная пресса, 2000.
- 28. Сорочан В. В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций. — М.: МИЭМП, 2005.
- 29. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. — М.: Гардарики, 2007.
- 30. Хухлаева О. В. Психология развития: Молодость; Зрелость; Старость: Учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2006.
- 31. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.—Воронеж, 1995.
Дополнительная литература
- 1. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. — М., 1972.
- 2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. — М.: Академия, 2001.
- 3. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. — М.: Когито-Центр, 2000.
- 4. Белопольская Л.Н. Половозрастная идентификация. — М., 1995.
- 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
- 6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — СПб., 2001.
- 7. Венгер Л.А. Развитие умственных способностей детей. — М., 1991.
- 8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1979 [и последующие издания].
- 9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. — М.: Академия, 2001.
- 10. Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. — М., 1967.
- 11. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. — М.— Воронеж, 1996.
- 12. Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978.
- 13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1968.
- 14. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. — М., 1978.
- 15. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. — М.: Знание, 1996.
- 16. Запорожец А.В. Проблемы развития психики. Развитие восприятия. Развитие мышления. Развитие произвольных движений /Психология действия. — М.—Воронеж, 2000.
- 17. Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.
- 18. Климов Е.А. Психология профессионала. — М., 1996.
- 19. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М., 1982.
- 20. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.: Педагогика, 1991.
- 21. Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старости. — М.: Академия, 2002.
- 22. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. — М., 1997.
- 23. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1984.
- 24. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.
- 25. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. — М., 1996.
- 26. Мид М. Культура и мир детства. — М.: Наука, 1988.
- 27. Мухина В.С. Таинство детства. — М., 1997.
- 28. Наш проблемный подросток / Под ред. науч. ред. Л.А. Регуш. — СПб., 1999.
- 29. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6—7 лет. — М.: Педагогика, 1992.
- 30. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб., 2000.
- 31. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: МПА, 1994.
- 32. Психическое развитие в младшем школьном возрасте /Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1999.
- 33. Развитие личности ребенка /Под общ. ред. А.М.Фонарева. — М.: Прогресс, 1987.
- 34. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 1996.
- 35. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. — М.: Школьная пресса, 2000.
- 36. Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М.: Школа-Пресс, 1996.
- 37. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. — М., 1997.
- 38. Стюарт-Гамелътон Я. Психология старения. — СПб.: Питер, 2002.
- 39. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., Владос, 1995.
- 40. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995.
- 41. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. —М.,1997.
- 42. Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. — М.; Л., 1925.
- 43. Фру мин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («Школа взросления») //Вопросы психологии. — 1993. -№ 1.
- 44. Хамитов И.В. Философия и психология пола. — М.—Киев, 2001.
- 45. Шакевич Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. — М., 1998.
- 46. Эльконин Б.Д. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. — М., 1989.
- 47. Эльконин БД. Введение в психологию развития. — М.: Смысл, 1994.
- 48. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития //Вопросы психологии. — 1992. — № 3—4.
- 49. Эльконин БД. Психология игры. — М., 2001.
- 50. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.
Источник
Бархаев,
Б.П. Педагогическая психология : к
изучению дисциплины / Б. П. Бархаев. –
СПб. : Питер, 2007. – 444 с. (15экз)
Божович, Л.И. Личность и ее формирование
в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.
: 2009. – 398 с.
Веракса,
Н.Е. История возрастной психологии.
Детская психология: учеб. пособие для
студ. вузов, обучающихся по спец.
Дошкольная педагогика и психология,
Педагогика и методика дошкольного
образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.
– М. : Академия, 2008. – 304 с. (50)
Возрастная и педагогическая психология
: хрестоматия: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / Сост. И. В.
Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.
– 4-е изд., стер. – М. : AcademiA, 2007. – 368 с. (65экз)
Волков,
Б. С. Подготовить ребенка к школе…
Как? [Мультимедиа] : советы психолога
(173 рекомендации родителям) / Б. С. Волков,
Н. В. Волкова. – М. : Говорящая книга, 2005.
– (1)
Волков,
Б.С. Возрастная психология : в 2-х ч.:
учеб. пособие для студ. вузов. Ч. 1. От
рождения до поступления в школу / Б. С.
Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б. С.
Волкова. – М. : Владос, 2005. – 366 с. (41 экз)
Волков,
Б.С. Возрастная психология : Учеб.
пособие для студ. вузов: в 2-х ч. Ч. 2. От
младшего школьного возраста до юношества
/ Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б.
С. Волкова. – М. : Владос, 2005. – 343 с. (41)
Волков,
Б.С. Детская психология в вопросах и
ответах [Мультимедиа] : 511 советов
педагогам и родителям / Б. С. Волков, Н.
В. Волкова. – М. : Равновесие, 2009. (1)
Габай,
Т.В. Педагогическая психология : Учеб.
для студ. вузов / Т. В. Габай. – М. : AcademiA,
2008. – 240 с. (2008-15экз, 2006—20экз, 2005-11экз)
Гамезо,
М.В. Возрастная и педагогическая
психология : учеб. пособие для студ.
пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова,
Л. М. Орлова. – 2-е изд. – М. : Пед. о-во России,
2009. – 509 с. (50 экз)
Князева,
Н.Н. Практикум по педагогической
психологии: учеб. пособие / Н. Н. Князева,
О. М. Ешукова ; Омск. гос. пед. ун-т. – Омск
: ОмГПУ, 2006. – 112 с. (75экз)
Кулагина,
И.Ю. Возрастная психология : Развитие
ребенка от рождения до поздней зрелости:
Учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю.
Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Сфера,
2006. – 464 с (2006 -130 экз, 2005- 51 экз, 2008 – 1 экз)
Молодцова,
Н.Г. Практикум по педагогической
психологии : практикум / Н. Г. Молодцова.
– СПб. : Питер , 2009. – 207 с. (2009-30экз, 2007-8экз)
Палагина,
Н.Н. Психология развития и возрастная
психология : Учеб. пособие / Н. Н. Палагина.
– М. : МПСИ, 2005. – 285 с. (1экз)
Педагогическая психология : к изучению
дисциплины / сост.: В. Н. Карандашев, Н.
В. Носова, О. Н. Щепелина. – СПб. : Питер,
2006. – 411 с. (13экз)
Петерс,
В.А. Педагогическая психология в
вопросах и ответах : Учеб. пособие / В.
А. Петерс. – М. : Лига, 2006. – 128 с. (17экз)
Райс,
Ф. Психология подросткового и
юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин
; науч. ред. Е. И. Николаева ; пер. с англ.:
В. Квиткевич, Ю. Мирончик. – 12-е изд. – СПб.
: Питер, 2010. – 814 с. (3экз)
Рогов,
Е.И. Настольная книга практического
психолога : Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1.
Система работы психолога с детьми
разного возраста / Е. И. Рогов. – М. :
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 383 с. (61экз)
Сарычев,
С.В. Педагогическая психология :
краткий курс / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов.
– СПб. : Питер , 2006. – 223 с.
Смирнов,
С.Д. Педагогика и психология высшего
образования: от деятельности к личности:
учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся
по направлению “Психология” и
псих. спец. / С. Д. Смирнов. – 5-е изд., стер.
– М. : Академия, 2010. – 394 с. (1экз)
Сорокоумова,
Е.А. Возрастная психология : учебное
пособие / Е. А. Сорокоумова. – СПб. : Питер
, 2007. – 208 с. (15 экз)
Талызина,
Н.Ф. Педагогическая психология : учеб.
для студ. образовательных учрежд. ср.
проф. образования / Н. Ф. Талызина. – 5-е
изд., стер. – М. : AcademiA, 2006. – 288 с (6экз)
Тестируем детей / сост. Т. Г. Макеева. –
5-е изд., стер. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011.
– 349 с. (1)
Шаповаленко,
И.В. Возрастная психология (Психология
развития и возрастная психология) :
учеб. для студ. вузов / И. В. Шаповаленко.
– М. : Гардарики, 2005. – 349 с (1экз)
Шаров, А.С. Психология образования и
развития человека. – Омск, 1996.
Источник
Дата публикации: 2011-10-05 02:03:00
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов
вузов. – М.: Академия, 1999. – 672 с. - Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 1998.
- Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная
физиология. – Л.: Наука, 1975. - Асеев А.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989.
- Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения временной
транспективы субъекта // Психологический журнал. – 1998. – №2. - Бочаров В.В. Антропология возраста. – СПб., 2001.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. –
М., 1979. - Выготский Л.С. Проблема возраста. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
- Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //
Вопросы психологии. – 1972. – № 2. -С. 114-123. - Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы
возрастной психологии. – М., 1978. - Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная
психология. – М.: Ноосфера, 1999. - Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: Владос, 2003.
- Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. – М.: Просвещение,
1965. – 296 с. - Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до
семнадцати лет. – М.: Изд-во РОУ, 1996. - Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный
цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001. - Марютина Т.М. Об использовании понятий “критический” и “сензитивный”
период индивидуального развития // Психологический журнал. – 1981. –
№1. - Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студ. вузов. – 5-е изд., стереотип. – М., 2000. - Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель-Пресс, 1999. – 352 с.
- Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка //
Психологический журнал. – 1980. – Т. 1.- № 5. - Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985.
- Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в
дореволюционной России. – Дубна, 1995. - Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
- Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития //
Вопросы психологии. – 1996. – № 5. - Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.,
1995. - Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология – М.:
Педагогика, 1975. - Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития
// Вопросы психологии. – 1994. – №1. - Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Academia,
2000. - Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л.: Изд.
ЛГУ, 1990 – 256 с. - Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные
периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП,
1996. - Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А. Периодизация
психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной
асимметрии полушарий // Современные проблемы физиологии и медицины. –
Уфа, 1997. - Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике
развития // Вопросы психологии. – 1991. – №2. - Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Основы психологической антропологии.
Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в
онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. – М., 2000. - Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего
психического развития // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – С.38-50. - Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под
ред. М.В. Гамезо – М.: Педагогическое Общество России, 2001. - Смирнова Е.О. Детская психология: Уч. для вузов. – М.: Владос, 2003.
– 368 с. - Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1986.
- Узнадзе Д. Н. Детская психология. – Тбилиси: Мецниереба, 1967.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. –
М., 1995. - Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. –
М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 368 с. - Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ, Флинта, 1999.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.- М.: Воронеж,
1996. - Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.,
1989. - Хозиев М.В. Практикум по возрастно-психологическому
консультированию: для вузов. – М.: Академия, 2002. – 320 с. - Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. –
М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. - Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость:
Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. - Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс.
– М.: Владос, 2001. - Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – СПб.:
Ювента, 1999. - Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в
детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – №4. – С.6-20. - Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.-
М., 2001.
© Составитель: Чаплина Галина Владимировна
Источник