Литература по особенностям эмоционального развития ребенка
Генератор титульных листовТаблица истинности ONLINE |
|
Источник
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Как показал анализ психологической литературы – несмотря на большой объем теоретического материала по проблеме психологического развития дошкольников, недостаточное внимание уделено эмоционально-личностному развитию детей в неполных семьях.
Ряд отечественных авторов связывает возникновение эмоциональных нарушений у детей в дошкольном возрасте с психическими травмами. К ним, ученые, в частности А.Д.Захаров, В.И.Гарбузов, В.И.Козлов и др. относят испуг, семейные конфликты, уход отца из семьи, развод родителей.
В своей работе мы рассмотрели эмоционально-личностное развитие детей в полных и неполных семьях. Была выявлена тенденция согласно которой дети, растущие в неполных семьях, имеют менее благоприятную картину эмоционально-личностной сферы в сравнении с их сверстниками из полных семей. Заметим, что особо уязвимую группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них в большей степени, чем для девочек, характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение. С одной стороны можно предположить, что у мальчиков, живущих в неполной семье, отсутствует объект идентификации, в результате чего у них наблюдаются проблемы с половой самоидентичности; что приводит к сниженному самоощущению и общему психологическому дискомфорту. Однако, с другой стороны, полученные факторы могут являться следствием попыток матери заменить ребенку отца. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно или бессознательно стремится компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания). В результате мальчик лишается не только отца, но, в некотором смысле, и матери – материнской любви, терпимости, теплоты и пр. Как известно, именно эти черты материнского отношения в раннем возрасте являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим и общего положительного самоощущения.
Однако полученные данные свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей составляют особую проблемную группу, которая нуждается в пристальном внимании не только родителей, но и психологов и педагогов.
Таким образом, наша гипотеза по данной выборке дошкольников подтвердилась.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 2007.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.
4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М., 2007.
5. Божович Л.И. Этапы формирования личности. М., Воронеж, 1995.
6. Бойчева В. Семья, ребенок, детский сад // Дошкольное воспитание. М., 1996. – №5, с.63-67.
7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М., 1988.
8. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., Просвещение, 1988.
9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.4., 1984.
12. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии, 1994, №5.
13. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. С-П., 1994.
14. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 2007.
15. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Мн: Харвест, 2001.
16. Димо Джон. Детский рисунок. М.: Прель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.
17. Додонов К.И. В мире эмоций. Киев, 1987.
18. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов н/д., Феникс, 2004.
19. Ежкова Н. Развитие эмоций совместно с педагогом деятельности. // Дошкольное воспитание. М., 2003, №1, с.20-27.
20. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т.: Т.1. М., 1986.
21. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974 – №6, с.59-73.
22. Захаров В.П. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.
23. Зубова Г., Анаутова Е. Семейное воспитание детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. М., 2004 – №7.
24. Изард, Керрол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008.
25. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
26. Книга психологических тестов. М.: ООО «Мир книги», 2003.
27. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
28. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие – М.: Генезис, 2003.
29. Крысько В.Г. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2003.
30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., изд-во УРАО, 1997.
31. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. Киев, 1998.
32. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., Воронеж, 1997.
33. Мамайчук И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. М., 2003 – №5, с.80-85.
34. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М., Воронеж, 2001.
35. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека. // Дошкольное воспитание. М., 2003. – №2 – с.13-20.
36. Мухина В.С. Детская психология. М., Просвещение, 1985.
37. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.
38. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2003.
39. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: ВЛАДОС, 2001
40. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М., 2008.
41. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика – Синтез, 2003.
42. Психологическое воспитание. Под ред. Петровского В.А. М., 1995.
43. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – т.II – М., 1989.
45. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004.
46. Смирнова Е.О., Холмагорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2003.
47. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2008.
48. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполных семьях. // Вопросы психологии, 2008 – №6, с. 18-28.
49. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
50. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д, 2008.
51. Тейлор Кэтрин. Психологические тесты и упражнения для детей. М., 2003.
52. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989.
53. Общая психология. М., 1986.
54. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.
55. Обозов Н.Н. Мир нашего «Я2 в рисунке и почерке. СПб., 1997.
56. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1996.
57. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., ВЛАДОС, 2008.
58. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
59. Энциклопедия молодой женщины. М., изд-во «Прогресс» и Фонд имени И.Д.Сытина, 1992.
Источник
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ- Петербург, 2012. ? 288 с.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. ? 2006. ? № 3. ? С. 78 ? 86.
3. Андросова В. Н. Обучение детей восприятию художественной литературы. // Дошкольное воспитание. ? 1986. ? № 2. ? С. 14 ? 20.
4. Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта. // Вестник бурятского государственного университета. ? 2013. ? № 5. ? С. 24 ? 31.
5. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. – М.: Независимая фирма «Класс», 2006. – 216 с.
6. Вайнер М. Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников. // Начальная школа: плюс – минус. ? 2001. ? № 4. ? С. 12 ? 14.
7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. ? №1 ? С. 12 ? 20.
8. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. ? 207 с.
9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. ? 1966. ? № 6. ? С. 62 – 68.
10 .Выготский Л. С. Лекции по педологии. И.: Издательский дом
«Удмуртский университет», 2001 – 304 с.
11 .Выготский Л. С. Психология развития ребенка. ? М.: Смысл, Эксмо, 2005. – 512 с.
12 .Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. ? М.: Педагогика, 1982. ? 401 с. 13.Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе
переживаем и играем. – М.: АСТ, 2014. – 96 с.
14 .Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. ? 304 с.
15 .Грозина В. А. Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. // Психологические исследования эмоций. ? 2012. ? № 6. ? С. 85 – 93.
16 .Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 511 с.
17 .Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. М.: ACADEMA, 2004. ? 288 с.
18 .Комкова Е. И., Недвецкая Т. М. Идентификация эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших дошкольников. // Инновационные образовательные технологии. ? 2012. ? № 1 (29). ? С. 53 ? 58.
19 .Краткий психологический словарь. / Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; ред.-сост. Л. А. Карпенко. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
20 .Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. ? Ярославль: Академия развития, 1996. ? 208 с.
21 .Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников. // Фундаментальные исследования. ? 2013. ? № 11. ? С. 546 ? 550.
22 .Курышева И. В. Любимая психология «дошкольника»: Методические рекомендации по формированию психологической готовности к школе детей с проявлениями асоциального поведения. – М.: Вентана Граф, 2007. – 137 с.
23 .Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. ? 320 с.
24 .Лубовский Д. В. Введение в методологические основы психологии. ? Воронеж: МОДЭК, МПСИ, 2007. – 224 с.
25 .Люсин Д. В., Овсянникова В. В. Связь эмоционального интеллекта и личностных черт с настроением. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. ? 2015, Т. 12. ? №3. ? С. 154 ? 164.
26 .Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. ? С. 29 ? 36.
27 .Манойлова М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. ? Псков: ПГПИ, 2004. ? 140 с.
28 .Манойлова М. А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков: ПГПИ, 2004. ? 60 с.
29 .Мухина В. С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Л. А. Венгера. ? М.: Просвещение, 1985. ? 272 с.
30 .Нгуен М. А. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников (на примере российских и вьетнамских детей). // Диссер. на соискание уч. степени кандидата психологических наук. – Воронеж, 2008. ? 192 с.
31 .Нгуен М. А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. // Культурно-историческая психология. – 2007. – №3. – С 46 ? 50.
32 .Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду. ? 2007. ? №5. ? С. 80 ? 87.
33 .Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. ? М.: Российское педагогическое агентство, 1996 ? 374 с.
34 .Общая психология. Психология мотивации и эмоций: учебно- методический комплекс для специальности 030301.65 Психология / авторы-составители Н. В. Зоткин, М. Е. Серебрякова. – Самара: Изд-во
«Универс групп», 2007. – 196 с.
35 .Орел Е. А. Опыт разработки теста эмоционального интеллекта ЭмIQ. // В кн.: Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. / Отв. ред.: Д. В. Люсин, Д. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2009. ? С. 197 ? 208.
36 .Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1995. – 291 с.
37 .Практический интеллект. / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж.
Хедланд и др. ? СПб.: Питер, 2002. ? 272 с.
38 .Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста. // Вопросы психологии. ? 2006. ? № 4. ? С. 24 -35.
39 .Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах. Под. ред. А. Л. Венгера. Т. 1. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. / Под общ. ред. А. В. Петровского. ? М.: ПЕР СЭ, 2005. ? 176 с.
40 .Романова О. М. Особенности эмоциональной культуры младших школьников. // Интеграция образования. ? 2010. ? № 3. ? С. 89 ? 93.
41 .Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. ? 713 с.
42 .Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера – Сэловея – Карузо (MSCEIT V2.0). // Психологические исследования: электрон. науч. журн. ? 2009.
– № 6(8). [Электронный ресурс]. URL: https://psystudy.ru (дата обращения: 14.04.15).
43 .Сидоров С. В. Социально-эмоциональное развитие старших дошкольников. // Мир науки, культуры, образования. ? 2009. ? № 7 (19). ? С. 178 ? 182.
44 .Симбирцева Н. В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте. // Вестник КемГУ. ? 2008. ? № 3. ? С. 54 ? 56.
45 .Скрипченко О. В., Долинская Л. В. Возрастная и педагогическая психология. – Киев: Просвещение, 2001. ? 416 с.
46 .Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. ? СПб.: Питер, 2009. ? 304 с.
47 .Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. ? М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2005. ? 158 с.
48 .Стрелкова Д. В., Бобрышева И. В. Формирование эмоционального интеллекта у младших школьников в образовательном процессе. // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». ? 2012. ? № 3 (17). ? С. 95 ? 98.[Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. ?
URL:https://www.grani.vspu.ru/files/publics/1348486177.pdf (дата обращения: 17.04.16).
49 .Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. ? 368 с.
50 .Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 ? 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. ? М.: Генезис, 2003. ? 176 с.
51 .Шаграева О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ? М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. ? 368 с.
52 .Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ? М.: Издательский центр «Академия», 2007. ? 384 с.
53 .Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей дет. сада. /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. / Под ред. А. Д. Кошелевой. ? М.: Просвещение, 1985. ? 176 с.
54 .Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии. ? 1997. ? № 4. ? С. 20 ? 27.
55 .Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. ? М.: МПСИ, 1998. ? 304 с.
Источник