Литература особенности развития и поведения ребенка

Литература особенности развития и поведения ребенка thumbnail

1. Анисимова А. Особенности общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в условиях детского сада. https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-obschenija-detei-srednego- doshkolnogo-vozrasta-so-sverstnikami-v-uslovijah-detskogo-sada.html

2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: уч. пос. – М.: Академический проект, 2005. – 406 с.

3. Быкова М., Аромштам М. Я в детском саду. [Текст]: Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада // Дошкольное образование: – 2002 – №12

4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты.- М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.-159 с.

5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Дошкольное образование. №21. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с.

6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., Изд- во АПН РСФСР, 1956

7. Голикова Н.Ю. Особенности общения дошкольника 4-5-лет со сверстниками. https://www.mbdou59-teremok.ru/wp-content/uploads/2014/10.pdf

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер 2008.–544с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

9. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. 950 с.

10. Доронова Т.Н. и др. Среднгяя группа: планирование работы с детьми – М.: Педагогика, 2004. – 188 с.

11. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в дошкольном возрасте / Т.В. Драгунова // Вопр. психол. – 2002. – №2. – С.25 – 38.

12. Захаров А.И. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей – СПб., 2006.- 410с.

13. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. – Пособие для ДОУ. [Текст] – М.: Айрис-пресс, 2006. – 105 с.

14. Калинина Р.Р. Прикоснись к душе ребенка – СПб.: Речь – 2011. – 160с.

15. Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера детей с психологическими проблемами // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 2728.

16. Керимова Т.Н. Консультация для родителей «Методы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности». Сарыг- Сеп. – 2015. – 16 с.

17. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. М. – 2003. – 225 с.

18. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 2004. -480с.

19. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально- психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности// Вопросы психологии. — 1990. — No2. –С.35-42.

20. Коновалов Р.Д. Эмоции и их развитие в детском возрасте – М.: АСТ, 2008. – 284 с.

21. Леонтьев А.Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте//Избр. Психологические труды: в 2-х т. – М., 1983.

22. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников. «Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена», № 35, 1941.

23. Лисина М. И., Эльконин Д. Б. Вопросы детской психологии на XVIII Международном конгрессе по психологии в Москве. В кн.: «Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе по психологии в Москве». Под ред. А. А. Смирнова. М., «Просвещение», 1968.

24. Межличностные отношения от рождения до семи лет; под ред. Е.О. Смирновой – М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «Модек», 2000.

25. Магомедова З. Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения дошкольников // Педагогика. – 2007. – № 6. – С. 116-118.

26. Масачутов Р.М. Гендерные различия в проявлении агрессии у детей // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С. 40-41.

27. Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликты. М. – 2001. – 315 с.

28. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – М.: Знание, 2004. – 316 с.

29. Павленко Т. А. Психологические причины конфликтных отношений с ровесниками у старших дошкольников : Дис. … канд. психол. наук. М., 2000. – 161 с.- С. 266-267.

30. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание, 2003. – № 1. – С.72-78.

31. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. — Л., Учпедгиз, 1932….”

32. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб./Авт.-сост. Корапулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

33. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. http: //pandia.ru/text/77/380/101311.php

34. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. https://sundekor.ru/kursovaya-2/preduprezhdenie-i-razreshenie-konfliktov-u- doshkolnikov/

35. Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста // Дошкольное образование. – № 21, 2009. Электронная версия статьи. Режим доступа: https://dob.1september.ru/view article.php?ID=200902114

36. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. – М.: Педагогика, 1978

37. Романенко В.А. Конфликт участников образовательного процесса в контексте модернизации дошкольного и начального общего образования//Научные труды Калужского Гос. ун-та имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки.- Калуга: КГУ, 2013.103 С. 228-233

Читайте также:  Эко влияет на развитие ребенка

38. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 120 с

39. Рубинштейн, C.JI. О мышлении и путях его исследования / C.JI. Рубинштейн. М. : АН СССР, 1958. – 147 с.

40. Семенака С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд. Испр. И доп. М: Инфра-М., 1999.

41. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М.: Аркти, 2003. (развитие и воспитание дошкольника).

42. Середа Е. И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. СПб.: Речь, 2006. 224 с.

43. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. М.: Дрофа, 2006. 270 с.

44. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех).

45. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8. – С. 73-77.

46. Смирнова Е.О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном возрастах. // Возрастные особенности формирования толерантности. М.: ЦСО РАО, 2003.

47. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2003. – 160 с.

48. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2005.

49. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети. Дошкольное воспитание № 4, 2003.

50. Спок Б. ребёнок и уход за ним. – М., 2004.

51. Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции. – М.: Академия, 2001. – 67 с.

52. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб: Питер, 2004.- 896 с.

53. Средний дошкольный возраст (4-5 лет). https://school2100.com/upload/download/programy/programy/program_pre- sr.html#m2

54. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.150-172.

55. Торба Э.Ф. Методы разрешения конфликтных ситуаций возникающих в игре. – 2012. -172 c.

56. Хасан Б.И. Парадоксы конфликтофобии. Философская и социологическая мысль. – Киев, 1990. № 6.

57. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., Генезис., 2003, 176 с.

58. Цензор О.В. Рекомендации для родителей по профилактике детских конфликтов «Как научить детей дружить». https://www.maam.ru/detskijsad/kak-nauchit-detei-druzhit-profilaktika-detskih- konfliktov-rekomendaci-dlja-roditelei.html

59. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности : избранные психологические труды. — М.; Воронеж: Институт практической психологии : НПО «Модек», 1996.

60. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. . — Минск: Ильин В.П., 1996.

Источник

  • 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов/Г.С. Абрамова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
  • 2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
  • 3. Будинайте Г.Л. Современный стратегии воспитания/ Г.Л. Буденайте// Отечественные записки. – 2004. – №3, С. 76-90.
  • 4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия/ А.Я. Варга //Основные направления современной психотерапии. – М.: «Когито-Центр», 2000 г. – С. 26 – 38.
  • 5. Возрастная и педагогическая психология/под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С.Михальчик. – М.: Педагогика, 1984. – 256с.
  • 6. Вопрос про кризисы [Электронный ресурс]/ Сообщество Профессионалов Информация и помощь. – Электрон. Дан. – М., [199-] – режим доступа: https://webcommunity.ru/201/
  • 7. Выготский Л.С. Кризис трех лет / Л.С. Выгодский//Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. – С. 145 – 150
  • 8. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст]/Л.Н. Галигузова, И.А. Мещерякова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 301с.
  • 9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] /Ю.Б. Гиппенрейтер /. – М.: Сфера. 2003, – 300с.
  • 10. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. [Текст] / Грановская, 2-е изд.– Л.: ?Изд-во Ленинградского университет. 1988, – 560с.
  • 11. Давыдова Е.В. Психологическое сопровождение ребенка раннего возраста: из опыта работы. [Текст] / Е.В. Давыдова. – Петропавловск-Камчатский: изд-во КОИПКПК, 2008. – 38с.
  • 12. Детская практическая психология: учебник/ под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2004. — 255 с.
  • 13. Ефимкина Р.П. Детская психология. [Текст] / Р.П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – с.
  • 14. Захаров А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. [Текст] / А.И. Захаров. — М.: Просвещение. 1986, – 128с.
  • 15. Зимняя И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания/И.А. Зимняя // Классный руководитель. – 2002. – №5. – С.70-78
  • 16. Зимняя И.А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия [Электронный ресурс]/ Ярославский государственный педагогический университет – Электрон. Дан. – Ярославль, [8101]. – режим доступа: www.yspu.yar.ru:8101/parts/ facultets/institut/conf/conf4.htm
  • 17. Ильина В. Развитие личности ребенка от года до трех лет. [Текст] / В. Ильина. – – М.: изд-во У-фактория, издательская группа. 2003, – 432с.
  • 18. Коломинский Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция.// Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов — СПб.: Питер, 2004. –480 с.: ил.
  • 19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. [Текст] / И.Ю. Кулагина – М.: Изд. УРАО. 1997, – 176 с.
  • 20. Люблинская А.А. Детская психология. [Текст] / А.А. Любинская – М.: Педагогика. 1971, – 415с.
  • 21. Мухина В.С. Возрастная психология. [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Изд. Академия. 1998, – 456 с.
  • 22. Эльконин Д. Б. Детская психология. [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 2008. – 384с.
  • 23. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. [Текст]: учебник. / Л.Ф. Обухова. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, – 374 с.
  • 24. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) / Под общей ред. И.А.Зимней. – М., 2001. – Кн. 1, 2.- 316с.
  • 25. Отрывки из дневников и монографии Эльзы Келер. [Электронный ресурс]/ Структура и развитие нервной системы ребенка. – Электрон. Дан. – М., [199-] – режим доступа: https://www.kidsnerve.ru/chast-11
  • 26. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ К.Н. Поливанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.
  • 27. Ребенок от года до трех. [Электронный ресурс]/ Электронная библиотека Куб. – Электрон. Дан. – М., [199-] – режим доступа: https://www.koob.ru
  • 28. Рожков М.И. Стратегии и модели воспитания/ М.И. Рожкова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004. – С.134.
  • 29. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст]/ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики. 2005, – 349с.
  • 30. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика. 1989, – С. 156
  • 31. Эльконин Д. Б. Психология игры в дошкольном возрасте: Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. — М, 1965.
  • 32. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника. // Избр. психол. труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика. 1989, – С. 134
  • 33. Энциклопедия детской психологии. [Электронный ресурс]/Детская психология – Электрон. дан. и прогр. – М. : Мультитрейд . 2004 – CD – ROM: (С)
Читайте также:  Методы и приемы для развития личности ребенка

Источник

Особенности поведения ребенка, прежде всего, определяются его психическим развитием. В последние десятилетия этот аспект рассматривается с точки зрения отношений матери с ребенком как единой системы. В большинстве случаев родители воспитывают детей исходя из личного опыта и понимания жизни. Не имея необходимых знаний в детской психологии, нередко возникают ситуации, когда поведение детей озадачивает родителей. Становятся непонятны ни мотивы такого поведения, ни пути выхода из сложившейся ситуации.Процесс обучения и особенности поведения детей с ЗПР

Рассматривая особенности поведения ребенка, необходимо, прежде всего, иметь в виду то, что каждый ребенок по-своему уникален. Ему присущи свои недостатки и достоинства. Существуют различные классификации, которые выделяют наиболее типичное поведение детей. Они основываются на особенностях психического развития и темперамента.

Оценивая особенности поведения ребенка нужно понимать, что в зависимости от ситуации одну и ту же черту характера можно рассматривать как достоинство и наоборот. Довольно ярким примером является застенчивость, когда в определенных условиях она трактуется как вежливость и скромность, а в других как сдержанность, связанная с низкой самооценкой.

Факторы, влияющие на особенности поведения ребенка

Помимо врожденных черт характера и темперамента, определяя особенности поведения ребенка, можно выделить две взаимосвязанных стороны в развитии ребенка:

  • Физиологическое развитие, включающее в себя удовлетворение физиологической потребности в физическом комфорте, пище, движениях и впечатлениях, которые необходимы для развития нервной системы. В рамках проводимых исследований было установлено, что удовлетворение физиологических потребностей ребенку необходимо, но не является достаточным для его полноценного развития;
  • Эмоционально-личностное и когнитивное развитие ребенка, которое опирается на соответствующую конкретно-культурную модель общества. Современные психологи говорят, что особенности поведения ребенка в большей мере определяются влиянием культурных и индивидуальных особенностей матери.

Особенности поведения застенчивых детей

Застенчивых, нерешительных и стеснительных детей обычно объединяет общая черта – низкая самооценка. При встрече с незнакомыми явлениями они обычно пугаются или раздражаются, ища материнской поддержки и защиты.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка логопедия

Воспитывая ребенка нужно стараться не усугубить застенчивость, а наоборот сгладить. Для этого необходимо развивать творческий потенциал, которым обычно такие дети обладают. Учитывая особенности поведения ребенка, родители и педагоги должны обращать внимание на такие положительные черты, как наблюдательность, исполнительность и повышенное чувство ответственности.

Особенности поведения детей с ЗПР

Довольно часто возникают ситуации, когда родители замечают, что подрастающий малыш отстает в развитии от своих сверстников – позднее начинает стоять, сидеть, говорить, а также неадекватно ведет себя в детском коллективе. Также тревожным сигналом должно быть то, что малыш не может сосредоточиться и часто отвлекается. При таких особенностях поведения ребенка родителям лучше проконсультироваться со специалистом, поскольку это может свидетельствовать о задержке психического развития (ЗПР).

Поведение детей с ЗПР необходимо корректировать с раннего детства. Для этого разработаны специальные программы, позволяющие подготовить ребенка к школе. В противном случае у него непременно возникнут сложности не только с обучением, но и с общением. Это приведет к тому, что он будет получать множество замечаний от педагогов и насмешки от одноклассников, что станет толчком к появлению других симптомов – сниженной самооценке, обиде и тревожности.

По различным оценкам трудности обучения в начальных классах испытывают до 20% детей. Однако определить, что именно задержка психического развития является этому причиной, может только врач-психоневролог. При этом нужно понимать, что поведение детей с ЗПР при правильной коррекции не является причиной обучения в специализированной школе. Даже при замедленном темпе восприятия и переработки поступающей информации ребенка можно научить планировать свою деятельность и предвидеть результат своей деятельности.

Особенности поведения гиперактивного ребенка

Довольно часто повышенная двигательная активность ребенка служит поводом для обращения за помощью к врачам. Нередко причиной гиперактивности являются различные заболевания, включая болезни нервной системы.Процесс обучения и особенности поведения гиперактивных детей

Однако в большинстве случаев врачи отмечают, что в основе конфликтного и неадекватного поведения лежат дефекты воспитания. В большинстве случаев причиной поведения гиперактивного ребенка является:

  • Слишком строгий авторитарный стиль воспитания;
  • Воспитание, в котором преобладает излишняя опека, не позволяющая получать необходимый для развития жизненный опыт;
  • Отсутствие единых требований и отношение к детям в зависимости от самочувствия и настроения.

Основными особенностями поведения гиперактивного ребенка является неусидчивость, недостаточная концентрация внимания, агрессивность и конфликтность. Однако постоянные замечания и упреки только усугубляют ситуацию, поскольку способствуют формированию комплекса неполноценности.

Такие дети испытывают определенные сложности в детском коллективе, где даже у самого хорошего педагога просто не хватит времени и сил на воспитание гиперактивного ребенка. Учитывая особенности поведения ребенка и осознавая будущие сложности, родители должны обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет найти верный подход к малышу и скорректировать его поведение.

Довольно часто конфликтное поведение ребенка свидетельствует о проблемах в отношениях между родителями, тогда помощь семейного психолога просто необходима. При этом ради будущего своего малыша родители должны быть готовы заметить свои ошибки и изменить свое поведение.

Помимо описанных особенностей поведения ребенка педагоги и психологи также выделят такие, как:

  • Медлительность. Детям с такой особенностью психики необходимо помочь преодолеть комплексы, связанные с тем, что им сложно включаться в работу и переходить от одного дела к другому;
  • Капризность. При этом типе поведения родителям следует обращать внимание ребенка на то, что не только с помощью требований и капризов можно добиться своих целей. При этом важно таких детей вовлекать в семейные дела, в которых они почувствуют себя полноправными участниками;
  • Замкнутость. Замкнутые дети в отличие от застенчивых не хотят общаться. Обычно причины подобного поведения кроются в страхе перед чужими людьми, длительном беспокойстве и неумении вести себя в незнакомой ситуации.

При воспитании ребенка родители должны понимать, что нет универсального правильного метода. В любом случае важнее всего любовь, забота и неподдельный интерес к ребенку. И только тогда знания, основанные на особенностях поведения ребенка, помогут вырастить полноценную и разностороннюю личность.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник