Литература о художественном развитии ребенка

Литература о художественном развитии ребенка thumbnail

Приведен список литературы по развитию творческих способностей дошкольников. Данный список может быть полезен воспитателям детских садов и родителям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей

список литературы

подготовила воспитатель МБДОУ МО «Детский сад №5»

г. Краснодар Косенкова Александра Николаевна

  1. «244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника»,  Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова, 2010 г.
  2. «30 уроков развития творческих способностей и воображения», 2015 г.
  3. «Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей», М.В. Голубева, 2015 г.
  4. «Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному», В.Г. Дмитриева, 2006 г.
  5. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», З.А. Богатеева, 1982 г.
  6. «Аппликация в детском саду», А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, 2000 г.
  7. «Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет «, С.Е. Гаврина и др., 2009 г.
  8. «Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию», С.Е. Гаврина, 2009 г.
  9. «Вместе с мамой развиваем творческие способности», Т.П. Трясорукова, 2011 г.
  10. «Воображение и творчество в детском возрасте», Л.С. Выготский, 1991 г.
  11. «Воспитание сказкой», Э.И. Иванова, 1988 г.
  12. «Воспитание творчества», В.А. Левин, 1977 г.
  13. «Дети пишут стихи», В.И. Глоуер, 1964 г.
  14. «Детское рукоделие. Развиваем творческие способности», С. Джонс,  2012 г.
  15. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада» П.П. Дзюба, 2008 г.
  16. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М.Д. Маханева, 2009 г.
  17. «И тонкой нити кружева… Пособие по развитию практических навыков и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста», О.Г. Жукова, 2014 г.
  18. «Игры для развития творческих способностей», М.А. Орлова, 2011 г.
  19. «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет», Г.В. Лаптева, 2011 г.
  20. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей», И.А. Агапова, М.А. Давыдова, 2009 г.
  21. «Изобразительное творчество дошкольников в детском саду»Т.С. Комарова, 1984 г.
  22. «Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников», В.О. Скворцова, 2009 г.
  23. «Информационные технологии в развитии творческих способностей», Евгений Хропов, 2011 г.
  24. «Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников», О.А. Лебедева, 2004 г.
  25. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина, 2003 г.
  26. «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ», О.П. Карачунская, 2005 г.
  27. «Музыкальное воспитание в детском саду» Н.А. Ветлугина, 1981 г.
  28. «Мышление, обучение, творчество», А.М. Матюшкин, 2003 г.
  29. «Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры», М.Ю.Новицкая, 1999 г.
  30. «Народное искусство и детское творчество», А.А. Грибовская, 2004 г.
  31. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1» Г.Н. Давыдова, 2007 г.
  32. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2» Г.Н. Давыдова, 2007 г.
  33. «Педагогика искусства и творческие способности», А.А. Мелик-Пашаев, 1981 г.
  34. «Приглашение к творчеству», А.В. Дубровская, 2002 г.
  35. «Проблема креативности и явление подражания», Н.М. Гнатко, 1993 г.
  36. «Программа эстетического воспитания дошкольников», Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.В. Зацепина, 2005 г.
  37. «Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы», Г.В. Иваненко, 2001 г.
  38. «Психология детского творчества» Е.И. Николаева, 2006 г.
  39. «Психология игры», Д.Б. Эльконин, 1978 г.
  40. «Психология искусства» Л.С. Выготский, 1968 г.
  41. «Психология творческих способностей», Д.Б. Богоявленская, 2002 г.
  42. «Психология творчества» Н.Н. Николаенко, 2005 г.
  43. «Психология творчества// Художественное творчество и психология», Е.И. Замятина, 1991 г.
  44. «Путешествие в мир искусства», С.К. Кожохина, 2003 г.
  45. «Развиваем творческие способности у детей 5-9 лет», М.В. Межиева, 2002 г.
  46. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности», Т.Н. Доронова, 2002 г.
  47. «Развитие творческих способностей и изобразительного фантазирования» М.В. Паскаль, С.А. Сичкорез, 1995 г.
  48. «Развитие творческого мышления детей», А.Э. Симановский, 2002 г.
  49. «Развитие умственной одаренности в детском возрасте мозга// Мат. Межд. Конф. «Творчество: взгляд с разных сторон», Н.Е. Веракса, 2005 г.
  50. «С музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни» Ю.Р. Бьеркволл, 2001 г.
  51. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», С.М. Вайнерман, 2001 г.
  52. «Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье», А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новоявленская, 1995 г.
  53. «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П. Никитин, 1991 г.
  54. «Творчество как результат особого функционального состояния нейронов // Мат. Межд. Конф «Творчество: взгляд с разных сторон», Т.Н. Греченко, 2005 г.
  55. «Фольклорная арт-терапия», Л.Д. Назарова, 2002 г.
  56. «Эмоциональное развитие дошкольника», Просвещение, 1985 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

       Мы всегда с легкостью находим, что почитать самим. Но, когда речь заходит о литературе для детей, вся наша фантазия быстро улетучивается. Меж тем на свете существует бесконечное количество увлекательных и к тому же поучительных произведений. Предлагаю вашему вниманию примерный список литературы для детей, в который входят как произведения бессмертной классики, так и менее известные книги. Надеемся, что вы обязательно найдете для себя и своих детей что-то подходящее.

Приятного чтения!

Литература о художественном развитии ребенка

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 3 ЛЕТ

Русская литература

Малые формы фольклора: потешки, песенки, прибаутки, пестушки (такие маленькие стишки, сопровождающие жизнедеятельность ребенка: как едим, как одеваемся, как умываемся), русский фольклор и фольклор других народов мира.

Русские народные сказки о животных (Колобок, Теремок, Репка, Курочка ряба, Заюшкина избушка)

Васнецова Ю. Стихи, сказки, потешки с иллюстрациями

Сутеев В. «Сказки и картинки».

Рифмы Матушки Гусыни

Чуковский К. Сказки и стихи

Маршак С. Стихи, песни, загадки.

Барто А. циклы стихов «Игрушки», «Младший брат», «Настенька», «Вовка – добрая душа».

Чарушин Е. «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать».

Мориц Ю. «Стихи».

Левин В. «Глупая лошадь» (стихи).

Пушкин А. «Сказки», отрывки или целиком.

Стихи русских поэтов (В. Жуковский, А. Фет, В. Плещеев, Е. Баратынский, Ф. Тютчев и другие) о природе.

Токмакова И. «Карусель».

Ушинский К. «Сказки».

Толстой Л. Басни и рассказы из «Азбуки».

Гаршин В. «Лягушка-путешественница».

Александрова З. «Мой Мишка», «Топотушки»

Остер Г. Цикл о Котенке по имени Гав.

Толстой Л. Рассказы для маленьких детей. (Здесь главное найти издание с качественными картинками, так как текста там немного совсем, основное внимание нужно уделить интонации, красоте и мелодике традиционной русской речи, изображению сельского быта).

Ушинский К. Рассказы о животных, о детях

Благинина Е. Стихи о природе, о маме, о том, как детки маме помогают.

Хармс Д. «Стихи» и др.

Зарубежная литература

Поттер Б. «Ухти-Тухти», «Флопси, Мопси и Ватный хвост».

Сьюз Д. «Сказки».

Питто Ф. «Разноцветные слоны».

Селье М. «Начинаем говорить» и др.

Литература о художественном развитии ребенка

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ

Русская литература

Толстой А. «Буратино, или золотой ключик»

Аким Яков Стихи для детей

Благинина Е. Стихи для детей

Барто А. Стихи и циклы стихов, например, «Вовка добрая душа»

Белозеров Т. Стихи

Берестов В. Любые произведения для детей

Введенский А. «Дядя Боря говорит, что..» и другие

Драгунский В. «Денискины рассказы (выборочно, потому что в некоторых из них Дениска – дошкольник, а в других – даже пятиклассник, и не все они будут интересны ребёнку в одном и том же возрасте).

Волков А. Цикл повестей об Изумрудном городе.

Ганина М. «Тяпкин и Лёша»

Гаршин В. «Лягушка-путешественница»

Георгиев С. «Ёлки-палки или Фельдмаршал Пулькин», «Один мальчик, одна девочка», «Кошачье заклинание», «Пузявочки»

Долинина Н. «Мой капитан», «Лембой», «Чуча», «Как тесен мир», «Мы с Сережкой близнецы», «Потерялась девочка»

Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина»

Ежикова З. «Крот и его друзья»

Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных», «Про Пудю», «Как я ловил человечков», «Что бывало»

Журавлева Е. «Фунтик» и другие книги

Жуковский В. «Стихи для детей»

Заходер Б. «Стихи для детей»

Зощенко М. «Смешные истории», рассказы о Леле и Миньке

Крылов И. Басни, «Ворона и лисица» и «Мартышка и очки» в первую очередь.

Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика»

Козлов С. «Трям! Здравствуйте!»

Кондратьев А. Стихи для детей

Корнилова Г. «Наш знакомый Бумчик»

Крюкова Т. «Автомобильчик Бип»

Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой»

Левин В. «Глупая лошадь»

Маршак С. «Детки в клетке»

Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Михалков С. «Смех и слезы», «Зайка-зазнайка», «Дядя Стёпа» и другие стихи

Мориц Ю. Стихи для детей, «Букет котов»

Мошковская Э. Стихи для детей

Нестайко В. «В стране солнечных зайчиков»

Носов Н. первая книга о Незнайке (две другие рассчитаны на школьников), рассказы.

Олейников Н. «Я послал на базар чудаков» и др.

Паустовский К. «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Стальное колечко»

Петрушевская Л. Детские пьесы, Сказки.

Пляцковский М. «Приключения кузнечика Кузи», «Как утенок Крячик свою тень потерял»

Прокофьева С. «Лоскутик и облако», «Остров капитанов», «Приключения желтого чемоданчика», «Астрель, принцесса сумерки», «Оставь окно открытым», «Машины сказки»

Пушкин А.С. Сказки

Румянцева «Про маленького поросенка Плюха»

Самойлов Д. «Слонёнок пошёл учиться», «Слонёнок турист»

Сапгир Г. Стихи для детей

Сладков Н. «Сказки леса»

Собакин Т. Стихи и сказки

Степанов В.А. стихи (на выбор)

Сутеев В. «Петя и Красная шапочка» и другие сказки

Токмакова И. Стихи для детей

Усачев А. «Живая книга», «Мы играли в Паповоз» и другие стихи, «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек»

Успенский Э. «Чебурашка и Крокодил Гена», «Дядя Федор, пес и кот», «25 профессий Маши Филиппенко», «Гарантийные человечки», «Про мальчика Яшу», «Про Веру и Анфису» стихи для детей

Фадеева М. Смирнов А. «Приключения Петрушки»

Цыферов Г. Сказки и др.

Зарубежная литература

Асбьернсен «Норвежские сказки»

Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка»

Джани Родари “Чипполино”

Конопницка М. «Сиротка Марыся и гномы»

Крюгер М. «Голубая бусинка», «Привет, Каролинка»

Линдгрен М. «Зайчишка-Пушишка»

Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»

Несбит Э. «Билли-король», «Беллинда и Белламант»

Перро Ш. Сказки

Пино К. Сказки

Поттер Б. «Сказки кошки Табиты»

Туве Янсон – «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мумми-троль и комета», «Зима в Мумми-доле» и др. сказки о мумми-тролях.

Хогарт Энн «Мафин и его друзья»

Эно Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода» и др.

Литература о художественном развитии ребенка

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ

Русская литература

Аксаков С. «Аленький цветочек»

Алешковский Юз «Кыш и Два портфеля», «Кыш и я в Крыму»

Александрова Г. «Домовенок Кузька и волшебные вещи» (с продолжениями)

Афанасьев А.Сказки

Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Серебряное копытце»

Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь»

Булычев Кир «Приключения Алисы»

Велтистов Е. «Приключения Электроника», «Гум-Гам», «Миллион и один день каникул»

Волков А. «Волшебник Изумрудного города».

Гайдар А. «Голубая чашка», «Чук и Гек»

Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»

Голявкин В. «Мой добрый папа», «Арфа и бокс», «Как я сидел под партой», Рассказы

Гор Геннадий «Мальчик»

Грабовский Ян «Муха с капризами»

Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

Губарев В. «Трое на острове», «В тридевятом царстве», «Королевство кривых зеркал»

Давыдычев Л. «Жизнь Ивана Семенова»

Данько Е. «Побежденный Карабас»

Демыкина Г. «Дом на сосне»

Драгунский В. «Денискины рассказы», «20 лет под кроватью», «Похитители собак»

Дуров В. «Мои звери»

Ермолаев Ю. «Дом отважных трусишек»

Ершов П. «Конек-Горбунок»

Журавлева З. «Сними панцирь»

Заболоцкий «Сказка о кривом человечке», «Колотушка тук-тук-тук»

Иванов С. «Бывший Булка и его дочь»

Ильин М. «Сто тысяч почему»

Каверин В. «Песочные часы»

Катаев В. «Цветик-семицветик», «Дудочка, кувшинчик», «Волшебный рог Оберона»

Коковин Е. «Динь-Даг»

Константиновский М. «КОАПП»

Коржиков В. «Веселое мореплавание Солнышкина»

Крылов И. Басни

Кумма А., Рунге, С. «Вторая тайна золотого ключика»

Куприн «Слон»

Лагин Лазарь «Старик Хоттабыч», «Голубой человек», «Патент АВ»

Ларри Ян «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Лермонтов «Воздушный корабль»

Магалиф Юрий «Жаконя», «Кот Котькин»

Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка», «Аленушкины сказки»

Маршак С. «Двенадцать месяцев», «Умные вещи»

Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»

Михалков С. «Праздник непослушания»

Наумов Е. «Коралловый город», «Волшебная круговерть»

Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»

Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»

Нестайко В. «Единица с обманом», «Пятерка с хвостиком», «Таинственный голос за спиной», «Тореадоры из Васюковки», «Похитители ищут потерпевшего»

Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Витя Малеев», «Фантазеры»

Одоевский В. «Городок в табакерке»

Олеша Ю. «Три толстяка»

Осеева В. «Динка», «Васек Трубачев и его товарищи»

Остер Г. «38 попугаев»

Пантелеев Л. «Чесное слово», «Белочка и Тамарочка», «Веселый трамвай»

Пермяк Е. Сказки

Перова О. «Ребята и зверята»

Пивоварова «О чем думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой»

Погодин Р. «Кирпичные острова»

Погорельский А. «Черная курица, или Подземные жители»

Почепцов Г. «Школьные сказки», «Страна городов», «Бюро добрых услуг»

Пришвин М. «Кладовая Солнца», «Кащеева цепь»

Пушкин А. «Песнь о Вещем Олеге»

Раскин А. «Как папа был маленький»

Розанов С. «Приключения Травки»

Рубинштейн Лев «Дедушка русского флота», «В садах Лицея»

Рутковский В. «Гости на метле», «Друзья из тихой заводи»

Рыбаков А. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»

Саломатов А. «Наш необыкновенный Гоша»

Салье М. «Сказки 1000 и одной ночи»

Сотник Ю. «Как я был самостоятельным»

Тихомиров О. «Зеленое Окно»

Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква А»

Толстой А. «Приключения Буратино», «Боривой, Василий Шибанов, Курган и др.»

Томин Ю. «Карусели над городом», «А,Б,В,Г,Д и др.», «Шел по городу волшебник»

Толстой Л. «Прыжок», «Лев и собачка», рассказы и сказки

Усач Г. пьесы-сказки

Чаплина В. «Питомцы зоопарка», «Мои воспитанники»

Чеповецкий Е. «Непоседа, Мякиш и Нетак»

Черный А. «Дневник фокса Микки»

Чехов А.П. «Каштанка»

Шаров А. «Мальчик Одуванчик и три ключика», «Приключения Ежиньки и нарисованных человечков», «Звездный пастух и Ниночка», «Волшебники приходят к людям», «Дети и взрослые», «Остров Пирроу», «Повесть о десяти ошибках», «Окоем»

Шварц Е. «Золушка», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо», «Два клена»

Эмден Эсфирь «Дом с волшебными окнами», «Приключения маленького актера»

Ягдфельд и Гернет Н. «Катя и крокодил» и др.

Зарубежная литература

Андерсен Г. Сказки и истории

Бабич И. «Мои знакомые звери»

Барнфорд Ш. «Невероятное путешествие»

Барри Дж. «Питер Пэн и Венди»

Баум Фр. «Страна Оз»

Бессон Люк «Артур и минипуты»

Бжехва Ян «Академия пана Кляксы»

Биссет Д. «Забытый день рожденья», «Крококот», Сказки

Блайтон Энид «Знаменитый утенок Тим», «Приключение Нодди»

Братья Гримм Сказки

Вангели С. «Приключения Гугуцэ», «Голубой шалаш», «Чубо из села Туртурика»

Верн Жюль «Путешествия вокруг света за 80 дней» (детское издание)

Вестли А-К. «Папа, мама, 8 детей и грузовик», «Аврора из корпуса «Ц».

Гауф В. Сказки

Гофман Э.Т. «Щелкунчик», «Прекрасное дитя», «Апельсиновая принцесса»

Грэм Кеннет «Ветер в ивах»

Дарелл Дж. «Зоопарк в моем багаже», «Земля шорохов», «Говорящий сверток», «Гончие Бафута»

Доктор Сьюз «Слон Хортон ждет птенца»

д’Эрвильи Э. «Приключения доисторического мальчика»

Зальтен Ф. «Бэмби»

Керн Людвиг Ежи «Фердинанд Великолепный»

Киплинг Р. «Маугли», «Маленькие истории»

Коллоди К. «Пиноккио»

Крюс Дж. «Тим Талер, или Проданный смех», «Мой прадедушка, герои и я», «Колдун в чернильнице»

Кэрролл Льюис «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»

Лагерлеф Сельма «Чудесное путешествие Нильса»

Линдгрен Астрид «Братья Львиное Сердце», «Карлсон», «Пэппи длинный чулок»

Лобату Монтейру «Орден Желтого Дятла»

Лобе Мира; Ферра-Микура «Бабушка на яблоне»

Лофтинг Хью «Приключения Джона Дулиттла», «Цирк Джона Дулиттла»

Льюис Клайв «Хроники Нарнии»

Маар Пауль «Суббастик», «7 суббот на неделе»

Мало Гектор «Без семьи», «В семье», «Ромен Кальбри»

Метерлинк М. «Синяя птица», «Ариана и Синяя Борода»

Несбит Э. «Пятеро детей и чудище», «Феникс и Ковер», «Талисман»

Пелин Елин «Ян Бибиян»

Пройслер О. «Маленькие баба-яга, привидение, водяной»

Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»

Рауд Эно «Муфта, Полботинок и Моховая Борода», «Сипсик»

Родари Джанни «Приключения Чиполлино», «Торт в небе», «Путешествие «Голубой стрелы», «Джельсамино в стране лжецов»

Сая Казис «Эй, прячьтесь!»

Свифт Дж. «Путешествия Гулливера»

Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»

Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»

Стивенсон Р. «Вересковый мед»

Твен Марк «Том Сойер», «Гекльберри Финн»

Треверс Памела «Мери Поппинс»

Фекете Иштван «Лисенок Вук»

Франс Анатоль «Пчелка»

Харрис Джоэль «Сказки дядюшки Римуса», «Братец Кролик и его друзья»

Ходгстон Бёрнетт «Маленькая принцесса», «Маленький Лорд», «Таинственный сад»

Хопп Синкен «Приключения Юна и Софуса»

Эгнер Турбьерн «Люди и разбойники из Кардамона»

Экхольм Ян «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»

Энде Михаэль «Бесконечная книга», «Джек-пуговица», «Момо» и др.

Источник: https://bibl20.ru/spisok-detskoj-literatury-po-vozrastam/

Источник

Роль художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста.

     Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе  – усвоения языка.  У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развивается. Воспитателю приходится считаться так же со способностью детей воспринимать речь, с умением сосредоточить внимание и определенное время сохранять его при слушании рассказа.  Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии.  Писатель, поэт рассказывают о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему. Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.  Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя.

     В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события.

   Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического  развития важен правильный подбор художественных произведений. Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми. С течением времени, расширяя словарь (на основе  формировании  представлений об окружающем), дошкольники  все  в большем  разъеме  понимают  речь. Сказки, рассказы, стихи  занимают соответствующее место  в их занятиях. Понимание  речи движет развитие детей. Усвоение грамматических конструкций в процессе pазговорной речи, развитие связной речи, формирование внутренней речи дают основу для восприятия произведения в любой форме. Особое внимание при чтении художественного произведения уделяется выразительности чтения. М.К. Боголюбская  считает, что выразительное чтение складывается из техники речи и приемов художественного исполнения.

А) Техника речи – совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Имеется в виду дыхание, дикция, орфоэпия. Дыхание – периодически повторяющиеся  акты: вдох, выдох, остановка и т.д. Это – непроизвольное дыхание. При исполнении произведения используют произвольное дыхание. Здесь компоненты дыхания изменяют свою последовательность. При чтении вдох, потом остановка, затем медленный выдох.

 Дикция – ясное, четкое, произношение каждого отдельного звука, слова и всей фразы в целом. Можно отметить характерные черты плохой дикции:

1. «Проглатывание» отдельных звуков

2. «Сглатывание» отдельных слогов и окончаний.

3. Шепелявость, картавость (не правильное произнесение звуков, замена

звуков в словах)

4. Излишняя  торопливость или растягивание слов.

Орфоэпия – совокупность правил произношения литературного языка. Норма литературного произношения – историческая категория, т.е. она  менялась и меняется в процессе развития языка. Примером правильного произношения для нас является московское наречие, примеры которого можно услышать по радио, телевидению и т.п.

Б) Приемы художественного чтения и рассказывания: основной тон,интонация, логика чтения, паузы, темп, сила голоса, поза, мимика и жест.

1)  Основной тон – основное звучание литературного произведения. Основной тон бывает: торжественный, спокойный, радостный, грустный.

  2) Интонация – смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы.

3) Логика  чтения (логическое ударение) – выделение во фразе главного по смыслу слова.

  4)  Пауза – перерыв, краткая остановка в чтении. Применяют три вида пауз: логические, психологические и стиховые.

   5) Темп – зависит от характера содержания произведения. Использование разнообразных оттенков темпа речи, придает ей особую динамику, живость, богатство выразительного звучания.

6) Сила голоса – это его звучность, полноценность, умение им управлять. В соответствии с содержанием, то уменьшают, то увеличивают силу голоса. Сила голоса помогает ярче нарисовать чтецу образы героев.

   7) Поза чтеца – положение тела чтеца во время исполнения произведения.    Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность созвучие стихотворных строчек, Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений. Каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах). Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности  – словесном творчестве. Но для того чтобы этого достичь, необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы. При первом чтении произведения основная задача воспитателя— довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства.  При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности. Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства. Среди средств художественной выразительности сравнение является основным, сравнение обычно соединяется союзами как, как будто, словно, точно и т.д.

    Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей, например, в стихотворении Есенина «Белая береза», на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины  К. Юона «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом.  Так, на каждом занятии детей учат выделять художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляют в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. развивают поэтический слух. При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные. После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа. Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

    Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа. Эти задачи могут решаться на каждом занятии по чтению или рассказыванию сказки, но особенно они нужны при чтении авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например, после чтения сказки П, Бажова «Серебряное копытце» или сказки М. Горького «Воробьишко» спросить, что прочитано — рассказ, сказка или стихотворение. Дети начинают рассуждать, что в названных произведениях звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть, прочитанное произведение — сказка. Так в самой элементарной форме дошкольники начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.

   Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность). Но не всегда дети используют полученные знания и умения в собственной деятельности. Они замечают образные слова, сравнения, эпитеты в литературном произведении, но сами применить их не могут. Выполнение творческих заданий, т. е. систематические упражнения, помогает им использовать эти знания в своей речи и в самостоятельной деятельности — творческом рассказывании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Художественная  литература является универсальным развивающее -образовательным средством. Отгадывая загадки – у ребенка развивается логическое мышление.  А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.  Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой всех считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.

    С помощью дразнилок,  дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.

    Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.

   Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.

Литература:

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Комплексная  подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю.Г. Исаевич. – М., 2002.

3. Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников  творческому  рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов  Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Подготовительная  к школе группа в детском саду. Под ред. М. В. Залужской. Изд. 2-е. М., «Просвещение, 1975.

Источник