Линия развития ребенка по программе детство
Наталья Стребкова
«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника
«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника»
Детство – это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство – это значит дети,
Детство – это значит мы!
Р. Рождественский
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенкас ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Особенности содержания программы Детство
Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направленона их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.
В каждом разделе программыпредусматривается действие общего механизма:
происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.
Девиз Программы Детство
«Чувствовать-Познавать-Творить».
Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предметным и природным миром. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
Линия познания. Задача программы — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Линия самостоятельности и творчества детей. Задача программы — обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.
Принципы программы «Детство»
полноценного проживания ребёнком всех этапов детства
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
содействия и сотрудничества детей и взрослых.
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничества с семьёй;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.
В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать.
Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в Программе.
В обновленной Программев соответствии с ФГОС дошкольного образования:
определены задачи,содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие,
Познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
Физическое развитие;
описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга;
охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
На современном этапе программа «Детство» представляет собой единый программно-методический комплекс,включающий:
программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;
методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье;
методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».
мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития качеств ребенка:
– Сформированы основные физические качества
– Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры,
– Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
– Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
– Способен самостоятельно действовать
– Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
– Откликается на эмоции близких людей и друзей.
– Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
– Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства
– Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
– Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником
– Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых
– Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
– Соблюдает правила поведения на улице в общественных местах
– Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, гак и им самим;
– Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке,
– Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
– Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
– У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
– сформированны социальных чувств и нравственных переживаний воспитанников;
– повышен уровень познавательной активности и любознательности;
– сформировано умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию;
– повышен уровень развития речи;
– повышен уровень творческой активности детей и творческой самостоятельности;
Источник
Татьяна Долгова
Образовательная программа «Детство»
Организацию образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей дошкольного возраста, представленными в образовательных областях по материалам примерной образовательной программы «Детство».
Детство — это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство — это значит дети!
Дети — это значит мы!
Программа «Детство» является результатом научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова
Программа «Детство» 2014 года – это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования (Примерная программа, которая разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года);
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
СанПина ;
Приказа Министерства образования и науки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования».
Программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Для достижения цели необходимо решение задач,которые обеспечат:
укрепление физического и психического здоровья ребенка
обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; познавательной, творческой активности и воображения
органическое вхождение ребенка в современный мир
приобщение ребенка к красоте, добру, культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам
Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать-Познавать-Творить».
Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру.
Условия реализации Программы ориентированы на:
создание условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей детей, эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития
обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка
Ведущими принципами построения содержания программы являются:
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
содействие и сотрудничество детей и взрослых
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Именно ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования.
Базовые идеи Программы направлены на
развитие ребенка как субъекта детской деятельности.
целостность развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса. В обновленной Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования:выделено три раздела: целевой, содержательный организационный
Целевой раздел содержит
-пояснительную записку,
-принципы и походы к формированию программы
-Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста,
-целевые ориентиры образования
В содержательном разделе представлено
– содержание и особенности организации образовательного процесса
характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в 5 образовательных областях
вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
-Образовательная деятельность по коррекции нарушений в развитии детей
В организационном разделе определено
– материально техническое обеспечение
– режим дня
– особенности традиционных событий, мероприятий;
-особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
Особенностью организации образовательной деятельности по программе «Детство» выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
И непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Особенности и направления детской инициативы проявляется по выбору и интересам Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
В программе характеризуются 5 образовательных областей
-социально-коммуникативное развитие
-познавательное развитие
-художественно-эстетическое развитие
-физическое развитие
– речевое развитие
Я изучила материалы программы и хочу представить вашему вниманию характеристику образовательныхобластей для работы с детьми дошкольного возраста 4-5лет: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирует познавательные действия, становление сознания; развивает воображение и творческую активность; первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной для развития координации и гибкости; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают
влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования
позволяют наметить «штрихи» современного дошкольного детства, которые надо учитывать, организуя образовательный процесс детского
сада: ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные,
детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать,
радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро и макро-проектов, коллекционирование, импровизация. Современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в программе «Детство».
Источник
Доклад
«Программа «Детство»»
для молодых специалистов от 0 до 3 лет
«Детство» – программа развития и воспитания детей в детском саду
Под редакцией: Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович
Цель программы: обеспечить развитие ребенка в период дошкольного детства: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное. Девиз программы:
«Чувствовать — Познавать — Творить»,
Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Программа “Детство” разработана авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию дошкольника. Она создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания дошкольника в разных видах деятельности.
Содержание программы состоит из четырех основных блоков.
1. «Познание» — призван помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, анализ, обобщение), развить познавательную активность, любознательность.
2. «Гуманное отношение» — ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру.
3. «Созидание» — помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, развить двигательные умения, активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
4. «Здоровый образ жизни» — создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщиться к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Программа «Детство» состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста
— младший (3—4-й годы жизни),
– средний (5-й год жизни)
– старший дошкольный возраст (6—7-й годы жизни).
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны.
Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к красоте, добром отношении ко всему окружающему, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.
Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе посредством усвоения детьми идеи единства всего живого. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, их поступками, эмоциональным состоянием. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста, пола. Постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать человеку, животным, растениям.
Особое внимание в программе обращается на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Определен круг познавательных, речевых, практических умений, которые может освоить дошкольник и которые позволяют ему получить первоначальные знания о природных объектах, включить их в круг своих интересов и деятельности.
В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.).
Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.).
Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.
Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:
– характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;
– особенности сферы деятельности;
– общие задачи воспитания; представления, практические умения;
– уровни освоения умений; методические советы; список литературы;
заключение.
Раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ.
Структурно-содержательная характеристика
Программный материал для каждого возраста включает четыре содержательных блока.
1. Сведения о растениях, животных как представителях живой природы. Дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость.
2. Механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде.
3. Знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных. Дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса.
4. Знания экосистемного характера. Дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью, узнают также, что человек способен по-разному воздействовать на сообщества живых организмов: может их разрушать, а может поддерживать.
В программе предусматривается формирование большого количества обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.). Однако в дошкольном возрасте обобщение не должно быть самоцелью, интеллектуальным балластом, загружающим память и мало используемым (или совсем не используемым). Важно еще и такое обстоятельство: формирование каждого обобщения требует много времени и усилий как от воспитателя, так и от детей: оно строится на разнообразных, усвоенных ранее конкретных представлениях, нуждается в специальной процедуре подведения их под обобщение, а потом — в овладении специальным умением использования этого обобщения в новых ситуациях. Следует также иметь в виду, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление — ребенок познает конкретику мира и не стремится к обобщениям.
Высокий уровень программы «Детство» требует и высокого уровня технологий, построенных на глубокой интеграции самых различных аспектов, обеспечивающих целостное и гармоничное развитие личности ребенка.
Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.
Программа «Детство» ориентирует внимание не только на экологические представления детей, но и на разные личностные проявления — познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе. При этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.
В программе имеется раздел «Уровни освоения представлений и умений», в котором выделяются три уровня экологической воспитанности: низкий, средний и высокий. Даются также «Методические советы» для реализации программы.
В программе предусмотрены занятия-наблюдения в уголке природы и на участке, где дети учатся сами ставить цель, элементарно планировать, делать выводы. Также важную роль играют обобщающие наблюдения, экскурсии. Так, в конце мая или летом рекомендуется провести экскурсию на реку, где детям рассказывают, что в реке живут растения и животные, приспособившиеся к жизни в воде. Дети наблюдают за растениями, растущими на берегу, за птицами, животными, насекомыми, образ жизни которых тесно связан с водой (например, утки, стрекозы, комары).
Авторы предлагают использовать элементарную поисковую деятельность: дети должны научиться принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположение о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений, опыты, рассуждения, длительные сравнительные наблюдения. Этому способствуют такие занятия: «Воздух и его свойства», «Свойства воды», «Сравнение песка, глины и камней», «Светолюбивые и теневыносливые растения».
Большое внимание в программе «Детство» уделяется трудовой деятельности, которая осуществляется как в повседневной жизни в форме групповых и индивидуальных поручений (дежурство в уголке природы), так и на специальных занятиях.
Предметно-развивающая среда
Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
Основное содержание представлений о природе формируется в совместной с воспитателем деятельности в повседневной жизни и на занятиях.
Комплексная программа «Детство» — серьезный проводник в жизнь экологического воспитания дошкольников. В ней представлены биоцентрическая позиция авторов, экологическая содержательность и системный подход к вопросу.
При реализации этой программы у дошкольников вырабатываются различные практические и умственные навыки взаимодействия с живыми объектами, развивается отношение к природе — познавательное, экологическое, бережное и гуманное.
К моменту поступления в школу дети имеют обобщенное представление о том, что человек может жить только в природной среде, поэтому ее надо беречь.
В повседневной жизни программа «Детство» рекомендует проводить беседы — как групповые (обобщающие, эвристичные), так и индивидуальные — на тему природы. Эти беседы помогают ребенку правильно построить свое поведение в природе, по-новому взглянуть на знакомые события.
Программа «Детство» позволяет воспитателю организованно и целенаправленно формировать у детей полные и достаточно дифференцированные представления об объектах и явлениях природы, обеспечивая им необходимый экологический кругозор, элементы экологического мышления. Можно утверждать: «Детство» — это не только программа обогащенного многогранного развития личности дошкольника, но и комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.
Учебно-методическое обеспечение
Программа имеет полный комплект методического обеспечения. Авторским коллективом опубликован ряд методических пособий (для воспитателей), составляющих библиотеку программы «Детство» и предназначенных для оказания помощи воспитателям ДОУ в практическом освоении программы.
Источник