Линии развития ребенка первого года жизни

  Линия развития Показатели 0 месяцев 1. Мышечный тонус (Т) Утробная поза с гипертонией мышц 2. Рефлексы новорожденных (Р) Хорошо выражены рефлексы новорожденного 3. Движения общие (ДО) Выражена стриопаллидарная моторика 4. Анализатор зрительный (A3) Нистагмоидное слежение за предметом 5. Анализатор слуховой (АС) Вздрагивает при резком звуке 1 месяц 1. Анализатор зрительный (A3) Плавно следит за движущимся предметом 2. Анализатор слуховой (АС) Слуховое сосредоточение – прислушивается 3. Эмоции (Э) Первая улыбка при общении со взрослым 4. Движения общие (ДО) Попытка удержать головку, лежа на животе 5. Активная речь (РА) При общении издает тихие гортанные звуки 2 месяца 1. Анализатор зрительный (A3) Длительно удерживает предмет в поле зрения 2. Анализатор слуховой (АС) Ищет источник звука поворотом головы 3. Эмоции (Э) Быстро отвечает улыбкой при общении 4. Движения общие (ДО) Хорошо держит голову, лежа на животе 5. Активная речь (РА) Гулит 3 месяца 1. Анализатор зрительный (A3) Зрительное сосредоточение на неподвижном предмете 2. Эмоции (Э) Комплекс «оживления» 3. Движения руки, действия с предметами (ДР) Случайно наталкивается рукой на подвешенную игрушку 4. Движения общие (ДО) Опирается на предплечья, лежа на животе 5. Движения общие (ДО) Упирается полусогнутыми ногами в твердую опору 4 месяца 1. Эмоции (Э) Узнает мать, радуется при ее виде 2. Эмоции (Э) Громко смеется при общении со взрослым 3. Анализатор зрительный (A3) Находит глазами источник звука 4. Движения руки, действия с предметами (ДР) Захватывает, ощупывает, рассматривает игрушку 5. Навыки (Н) При кормлении придерживает грудь матери, рожок 5 месяцев 1. Социальное поведение (СП) Различает близких и чужих, строгий и ласковый тон 2. Движения руки, действия с предметами (ДР) Берет игрушку из рук взрослого 3. Движения общие (ДО) Опирается на ладони вытянутых рук, лежа на животе 4. Движения общие (ДО) Ровно стоит при поддержке, поворачивается на живот 5. Активная речь (РА) Подолгу певуче гулит 6 месяцев 1. Социальное поведение (СП) По-разному реагирует на свое и чужое имя 2. Движения руки, действия с предметами (ДР) Перекладывает в руках, долго рассматривает игрушку 3. Движения общие (ДО) Подползает, переворачивается с живота на спину 4. Активная речь (РА) Начало лепета – произносит отдельные слоги 5. Навыки (Н) Хорошо ест с ложки, начинает пить из чашки 7 месяцев 1. Движения руки, действия с предметами (ДР) Стучит, размахивает, перекладывает, бросает игрушку 2. Движения общие (ДО) Хорошо ползает 3. Активная речь (РА) Подолгу лепечет 4. Понимание речи (РП) На вопрос «где?» разыскивает повсюду знакомый предмет 5. Навыки (Н) Хорошо пьет из чашки 8 месяцев 1. Движения руки, действия с предметами (ДР) Простое подражание в игре: вынимает, стучит, катает 2. Движения общие (ДО) Сам садится, ложится, встает, переступает у опоры 3. Понимание речи (РП) По просьбе выполняет «ладушки», «дай ручку» и т.д. 4. Активная речь (РА) Громко и четко произносит различные слоги 5. Навыки (Н) Сам держит сухарик и грызет его 9 месяцев 1. Социальное поведение (СП) Подражает в простейших действиях другому ребенку 2. Движения общие (ДО) Ходит, держась за опору 3. Понимание речи (РП) На вопрос «где?», просьбу «дай» отыскивает предмет повсюду 4. Понимание речи (РП) Знает свое имя, поворачивается на зов 5. Навыки (Н) Спокойно относится к высаживанию на горшок 10 месяцев 1. Социальное поведение (СП) Хорошо играет в компании с другими детьми 2. Движения руки, действия с предметами (ДР) По просьбе выполняет ранее заученные действия 3. Движения общие (ДО) Входит и сходит с невысокой лестницы 4. Понимание речи (РП) По просьбе «дай» находит и дает предмет 5. Активная речь (РА) Повторяет за взрослым новые слоги 11 месяцев 1. Социальное поведение (СП) Избирательно относится к разным детям 2. Движения руки, действия с предметами (ДР) Складывает кубики, пирамидку 3. Движения общие (ДО) Самостоятельно стоит, делает первые шаги 4. Понимание речи (РП) Первые обобщения: куклы, машинки, кубики, мячи 5. Активная речь (РА) Первые упрощенные слова «кис-кис», «ав-ав», «бай» и др. 12 месяцев 1. Анализатор зрительный (A3) Различает предметы по форме: кубики, кирпичики 2. Движения руки, действия с предметами (ДР) Начало сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу 3. Движения общие (ДО) Самостоятельно ходит 4. Понимание речи (РП) Выполняет простые поручения, понимает запрет 5. Активная речь (РА) Произносит 8-10 облегченных слов

Источник

1. Основные критерии (линии) развития детей 1-го года жизни:

Аз – анализатор зрительный;

Ас– анализатор слуховой;

Э – эмоции;

До – движения общии;

Др – движения руки;

Ра – речь активная;

Н – навыки;

Рп – речевые понимания;

Ср – сенсорика;

И – игра и действия с предметом;

Д – движения;

НПР – нервно-психическое развитие.

2. Показатели НПР детей 1-го года жизни:

Возраст Аз Ас Э До Др Ра Рп Н
1 месяц Плавное прослеживание движения предмета Длительное слуховое сосредоточение Первая улыбка в ответ на разговор Лежа на животе пытается поднять и удержать голову (до 5 с)   Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним
2 месяца Длительное зрительное сосредоточение Ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого Быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное сосредоточение на другом ребенке Лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову (не менеее 5 с) Повторно произносит отдельные звуки
3 месяца Зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке)   Отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки Лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута) Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью
 
 
4 месяца Узнает мать или близкого человека (радуется) Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется при эмоциональном речевом общении Удерживает голову в вертикальном положении, при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах Рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки Гулит   Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку
5 месяцев Отличает близких людей от чужих Узнает голос близкого человека, различает строгую или ласковую интонацию Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку Долго лежит на животе, подняв корпус, и, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки Берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке Подолгу, певуче гулит   Ест с ложки полугустую кашу
Возраст Аз Ас Э До Др Ра Рп Н
6 месяцев По-разному реагирует на свое и чужое имя   Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается, перекладывая из одной руки в другую Произносит отдельные слоги   Ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости
7 месяцев Хорошо ползает (много, быстро) Стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее Подолгу лепечет На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте Пьет из чашки, которую держит взрослый
8 месяцев Смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет Сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер Игрушками занимается долго и разнообразно, подражает взрослому Громко, четко, повторно произносит различные слоги На вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3) Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый
9 месяцев Плясовые движения под музыку Догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками Действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает) Подражает взрослому, повторяя за ним слоги На вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок)
10 месяцев Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним Всходит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, катает, действия с предметами принимают устойчивый характер Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которых не было в его лепете По просьбе «дай!» находит и дает знакомые предметы, играет в прятки, «догоню-догоню», «сорока-ворона» Закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.
11 месяцев Радуется приходу детей, избирательное отношение к детям Стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги Накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень   По словесной инструкции водит куклу, кормит собачку и т.д.; находит и дает любую игрушку, которые видит среди других Закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.
12месяцев мемесяцев Узнает на фотографии знакомого взрослого   Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком Ходит самостоятельно Катает, водит, кормит, баюкает Произносит 5-10 облегченных слов Понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрослых Самостоятельно пьет из чашки

3. Показатели НПР детей от 1 года до 6 лет:


РП –понимание речи

РА –активная речь

СР –сенсорное развитие

И –игра и действия с предметами

Н –навыки

КД –конструктивная деятельность

МР –мышление и речь

ВП –внимание и память

М –моторика

СОЦ –социализация

Д –движения

возраст 15 месяцев 18 месяцев 21 месяц 24 месяца 30 месяцев 3 года 4 года 5 лет 6 лет
РП Запас понимаемых слов быстро расширяется Обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи Понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинке Понимает без иллюстраций короткий рассказ о ранее знакомых событиях          
РА (15 мес – 3 года)
МР (4-6 лет)
Лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний Облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности (словарный запас 30-40 слов) Во время игры словами и двухсложными предложениями обозначает свои действия При общении со взрослыми пользуется трехсложными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения (словарный запас 200-300 слов) Говорит многословными предложениями (не более 3 слов); появляются вопросы: «Где?», «Куда?» Словарный запас – 1200-1300 слов. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы: «Почему?», «Когда?» Группирует предметы по классам: классифицирует картинки и определяет среди них лишнюю (не похожую на другие); складывает из 3 разрезанных частей картинку; составляет рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого Строит и составляет по образцу различные узоры (из кубиков, мозаики и лего); может составить из нескольких предложений рассказ по картинке с открытым и скрытым смыслом Понимает значения всех слов из бытовой лексики, называет, из чего сделаны отдельные предметы; составляет рассказ по 2-3 картинкам, связанным содержанием; решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы в ряду)
СР Различает по величине 2 полых куба (разница граней – 3 см) Различает 3-4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма) Различает 3-4 контрастные величины предметов (кубы с разницей граней 3 см) Подбирает по образцу и вербальной инструкции 3 предмета разных цветов Подбирает по образцу разнообразные предметы основных цветов В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры, по назначению. Называет 4 основных цвета      
И
СОЦ (4-6 лет)
  Воспроизводит в игре отдельные часто наблюдаемые действия   Воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) Игра носит сюжетный характер Появляются элементы простой игры Умеет играть с детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры; знает свои имя, фамилию, пол Умеет играть с детьми разного возраста, не ссорясь и соблюдая правила Знает как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку, и т.п.; оценивает поступки и поведение окружающих; дает самооценку, знает имя и отчество родителей
Д Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) Перешагивает (без поддержки или может пользоваться поддержкой) через палку, лежащую на полу Перешагивает приставным шагом через параллельно положенные на полу 3 палки Перешагивает чередующимся шагом через 3 параллельно положенные на полу палки; перешагивает без поддержки через палку или веревку. Приподнятую над полом на 10 см Перешагивает (без поддержки) через палку или веревку, приподнятую от пола на 15 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу Перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу Подпрыгивает на 2 ногах, продвигаясь вперед; балансирует около 5 сек на одной ноге Прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед Прыгает в длину с места не менее чем на 40 см
Н
М (4-6 лет)
Самостоятельно ест густую пищу ложкой Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой Раздевается (полностью) с небольшой помощью взрослого Частично надевает одежду Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно Самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуется салфеткой по мере необходимости, без напоминания. С помощью пластилина или карандаша изображает простые предметы и называет их Застегивает пуговицы, молнию, всегда или иногда зашнуровывает ботинки, срисовывает квадрат, после показа рисует человека из 3 частей; Самостоятельно одевается и раздевается; рисует фигуру человека из 3-6 частей; Рисует человека из 6 частей, рисует круг; может аккуратно закрасить его карандашом;
КД         Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их Появляются сложные сюжетные постройки      
ВП             Из 4-5 показанных предметов вспоминает название 1-2 после того, как их убирают Запоминает последовательность разложенных на столе картинок (4-5), находит одинаковые детали или предметы на двух положенных рядом картинках; запоминает 1-2 четверостишия, скороговорки или считалочки Запоминает и рассказывает стихи и сказки; запоминает 6-8 слов и однозначных цифр, названных взрослым

4. Показатели НПР детей в возрасте 7-18 лет:

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

От 0 до 1 года: средний вес при рождении 3200-3400кг, средний рост 50-52см. сон 80% – прерывистый, беспокойный. Рефлексы: дыхательный, сосательный, защитный, ориентировочный. Ведущий вид деятельности: эмоциональное общение со взрослым. Свойство восприятия: познавательное. Вид внимания: непроизвольное. Сенситивный период развития: 3нед, 2мес.

Отличительные особенности первого года жизни: более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития, а также социального.

Ведущие линии.

1 этап: от рождения 2,5-3мес – развитие зрительного и слухового сосредоточения, развитие эмоционально-положительных реакций, формирование “комплекса оживления” (сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций), формирование умения лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.

2 этап: от 2,5-3 мес. до 5-6 мес. – формирование зрительных и слуховых дифференцировок, развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки, формирование первых голосовых реакций (гуления и лепета), дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.

3 этап: от 5-6 мес. до 9 мес. – формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами, дальнейшее совершенствование лепета, начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не разговаривает), развитие ползания.

4 этап: от 9 мес. до I года – формирование результативных действий с предметами, появление первых осмысленных слов, дальнейшее развитие пассивной речи, формирование умения самостоятельно ходить.

В-т Развитие моторики, общение со взрослым.
1 мес Поднимает подбородок, эмоциональное общение со взрослым
2 мес Поднимает грудь, фиксирует взгляд
3 мес Улыбается, тянется за предметом, смотрит на него.
4 мес Начинает лепетать, сидит с поддержкой, переворачивается. Держит голову в вертикальном положении.
5 мес Захватывает и удерживает предмет в руке, пытается сесть, кувыркается, произносит гласные и некоторые слоги.
6 мес Пытается ползти на животе, начинает манипулировать предметами.
7 мес Сидит без поддержки, более подвижен.
8 мес Садится без посторонней помощи, встает с опорой.
9 мес Самостоятельно стоит, поднимает и играет с предметами.
10 мес Ходит держась за руки, садится из положения стоя.
11 мес Самостоятельно встает на ноги, держась за человека, ходит, держась за мебель
12 мес Делает первые самостоятельные шаги. Понимает 30-40 слов. Выполняет простые просьбы. Может использовать 8-10 слов. Испытывает потребность в эмоциональном общении со взрослым.

Приемы воспитания:

– обеспечение полноценного физического развития детей, охрана и укрепление их здоровья, формирование движений, воспитание элементарных навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным процессам;

– с целью умственного воспитания своевременное формирование ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, развитие умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;

– формирование предпосылок нравственного поведения, т.е. положительных привычек, предупреждение появления отрицательных, поощрение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, воспитание доброжелательного отношения ко взрослым и детям;

– для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музыкального воспитания.

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 18 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2021 год. (0.016 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник