Линии развития ребенка первого года жизни
Источник
1. Основные критерии (линии) развития детей 1-го года жизни:
Аз – анализатор зрительный;
Ас– анализатор слуховой;
Э – эмоции;
До – движения общии;
Др – движения руки;
Ра – речь активная;
Н – навыки;
Рп – речевые понимания;
Ср – сенсорика;
И – игра и действия с предметом;
Д – движения;
НПР – нервно-психическое развитие.
2. Показатели НПР детей 1-го года жизни:
Возраст | Аз | Ас | Э | До | Др | Ра | Рп | Н |
1 месяц | Плавное прослеживание движения предмета | Длительное слуховое сосредоточение | Первая улыбка в ответ на разговор | Лежа на животе пытается поднять и удержать голову (до 5 с) | Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним | |||
2 месяца | Длительное зрительное сосредоточение | Ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого | Быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное сосредоточение на другом ребенке | Лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову (не менеее 5 с) | Повторно произносит отдельные звуки | |||
3 месяца | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке) | Отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки | Лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута) | Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью | ||||
4 месяца | Узнает мать или близкого человека (радуется) | Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами | Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется при эмоциональном речевом общении | Удерживает голову в вертикальном положении, при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах | Рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки | Гулит | Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку | |
5 месяцев | Отличает близких людей от чужих | Узнает голос близкого человека, различает строгую или ласковую интонацию | Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку | Долго лежит на животе, подняв корпус, и, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки | Берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке | Подолгу, певуче гулит | Ест с ложки полугустую кашу | |
Возраст | Аз | Ас | Э | До | Др | Ра | Рп | Н |
6 месяцев | По-разному реагирует на свое и чужое имя | Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая | Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается, перекладывая из одной руки в другую | Произносит отдельные слоги | Ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости | |||
7 месяцев | Хорошо ползает (много, быстро) | Стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее | Подолгу лепечет | На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте | Пьет из чашки, которую держит взрослый | |||
8 месяцев | Смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет | Сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер | Игрушками занимается долго и разнообразно, подражает взрослому | Громко, четко, повторно произносит различные слоги | На вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3) | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый | ||
9 месяцев | Плясовые движения под музыку | Догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка | Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками | Действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает) | Подражает взрослому, повторяя за ним слоги | На вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов | Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок) | |
10 месяцев | Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним | Всходит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки | Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, катает, действия с предметами принимают устойчивый характер | Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которых не было в его лепете | По просьбе «дай!» находит и дает знакомые предметы, играет в прятки, «догоню-догоню», «сорока-ворона» | Закрепляет умения, приобретенные в 9 мес. | ||
11 месяцев | Радуется приходу детей, избирательное отношение к детям | Стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги | Накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень | По словесной инструкции водит куклу, кормит собачку и т.д.; находит и дает любую игрушку, которые видит среди других | Закрепляет умения, приобретенные в 9 мес. | |||
12месяцев мемесяцев | Узнает на фотографии знакомого взрослого | Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком | Ходит самостоятельно | Катает, водит, кормит, баюкает | Произносит 5-10 облегченных слов | Понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрослых | Самостоятельно пьет из чашки |
3. Показатели НПР детей от 1 года до 6 лет:
РП –понимание речи
РА –активная речь
СР –сенсорное развитие
И –игра и действия с предметами
Н –навыки
КД –конструктивная деятельность
МР –мышление и речь
ВП –внимание и память
М –моторика
СОЦ –социализация
Д –движения
возраст | 15 месяцев | 18 месяцев | 21 месяц | 24 месяца | 30 месяцев | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет |
РП | Запас понимаемых слов быстро расширяется | Обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи | Понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинке | Понимает без иллюстраций короткий рассказ о ранее знакомых событиях | |||||
РА (15 мес – 3 года) МР (4-6 лет) | Лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний | Облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности (словарный запас 30-40 слов) | Во время игры словами и двухсложными предложениями обозначает свои действия | При общении со взрослыми пользуется трехсложными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения (словарный запас 200-300 слов) | Говорит многословными предложениями (не более 3 слов); появляются вопросы: «Где?», «Куда?» | Словарный запас – 1200-1300 слов. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы: «Почему?», «Когда?» | Группирует предметы по классам: классифицирует картинки и определяет среди них лишнюю (не похожую на другие); складывает из 3 разрезанных частей картинку; составляет рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого | Строит и составляет по образцу различные узоры (из кубиков, мозаики и лего); может составить из нескольких предложений рассказ по картинке с открытым и скрытым смыслом | Понимает значения всех слов из бытовой лексики, называет, из чего сделаны отдельные предметы; составляет рассказ по 2-3 картинкам, связанным содержанием; решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы в ряду) |
СР | Различает по величине 2 полых куба (разница граней – 3 см) | Различает 3-4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма) | Различает 3-4 контрастные величины предметов (кубы с разницей граней 3 см) | Подбирает по образцу и вербальной инструкции 3 предмета разных цветов | Подбирает по образцу разнообразные предметы основных цветов | В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры, по назначению. Называет 4 основных цвета | |||
И СОЦ (4-6 лет) | Воспроизводит в игре отдельные часто наблюдаемые действия | Воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) | Игра носит сюжетный характер | Появляются элементы простой игры | Умеет играть с детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры; знает свои имя, фамилию, пол | Умеет играть с детьми разного возраста, не ссорясь и соблюдая правила | Знает как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку, и т.п.; оценивает поступки и поведение окружающих; дает самооценку, знает имя и отчество родителей | ||
Д | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | Перешагивает (без поддержки или может пользоваться поддержкой) через палку, лежащую на полу | Перешагивает приставным шагом через параллельно положенные на полу 3 палки | Перешагивает чередующимся шагом через 3 параллельно положенные на полу палки; перешагивает без поддержки через палку или веревку. Приподнятую над полом на 10 см | Перешагивает (без поддержки) через палку или веревку, приподнятую от пола на 15 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу | Перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу | Подпрыгивает на 2 ногах, продвигаясь вперед; балансирует около 5 сек на одной ноге | Прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед | Прыгает в длину с места не менее чем на 40 см |
Н М (4-6 лет) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой | Раздевается (полностью) с небольшой помощью взрослого | Частично надевает одежду | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно | Самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуется салфеткой по мере необходимости, без напоминания. С помощью пластилина или карандаша изображает простые предметы и называет их | Застегивает пуговицы, молнию, всегда или иногда зашнуровывает ботинки, срисовывает квадрат, после показа рисует человека из 3 частей; | Самостоятельно одевается и раздевается; рисует фигуру человека из 3-6 частей; | Рисует человека из 6 частей, рисует круг; может аккуратно закрасить его карандашом; |
КД | Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их | Появляются сложные сюжетные постройки | |||||||
ВП | Из 4-5 показанных предметов вспоминает название 1-2 после того, как их убирают | Запоминает последовательность разложенных на столе картинок (4-5), находит одинаковые детали или предметы на двух положенных рядом картинках; запоминает 1-2 четверостишия, скороговорки или считалочки | Запоминает и рассказывает стихи и сказки; запоминает 6-8 слов и однозначных цифр, названных взрослым |
4. Показатели НПР детей в возрасте 7-18 лет:
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник
От 0 до 1 года: средний вес при рождении 3200-3400кг, средний рост 50-52см. сон 80% – прерывистый, беспокойный. Рефлексы: дыхательный, сосательный, защитный, ориентировочный. Ведущий вид деятельности: эмоциональное общение со взрослым. Свойство восприятия: познавательное. Вид внимания: непроизвольное. Сенситивный период развития: 3нед, 2мес.
Отличительные особенности первого года жизни: более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития, а также социального.
Ведущие линии.
1 этап: от рождения 2,5-3мес – развитие зрительного и слухового сосредоточения, развитие эмоционально-положительных реакций, формирование “комплекса оживления” (сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций), формирование умения лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.
2 этап: от 2,5-3 мес. до 5-6 мес. – формирование зрительных и слуховых дифференцировок, развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки, формирование первых голосовых реакций (гуления и лепета), дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.
3 этап: от 5-6 мес. до 9 мес. – формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами, дальнейшее совершенствование лепета, начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не разговаривает), развитие ползания.
4 этап: от 9 мес. до I года – формирование результативных действий с предметами, появление первых осмысленных слов, дальнейшее развитие пассивной речи, формирование умения самостоятельно ходить.
В-т | Развитие моторики, общение со взрослым. |
1 мес | Поднимает подбородок, эмоциональное общение со взрослым |
2 мес | Поднимает грудь, фиксирует взгляд |
3 мес | Улыбается, тянется за предметом, смотрит на него. |
4 мес | Начинает лепетать, сидит с поддержкой, переворачивается. Держит голову в вертикальном положении. |
5 мес | Захватывает и удерживает предмет в руке, пытается сесть, кувыркается, произносит гласные и некоторые слоги. |
6 мес | Пытается ползти на животе, начинает манипулировать предметами. |
7 мес | Сидит без поддержки, более подвижен. |
8 мес | Садится без посторонней помощи, встает с опорой. |
9 мес | Самостоятельно стоит, поднимает и играет с предметами. |
10 мес | Ходит держась за руки, садится из положения стоя. |
11 мес | Самостоятельно встает на ноги, держась за человека, ходит, держась за мебель |
12 мес | Делает первые самостоятельные шаги. Понимает 30-40 слов. Выполняет простые просьбы. Может использовать 8-10 слов. Испытывает потребность в эмоциональном общении со взрослым. |
Приемы воспитания:
– обеспечение полноценного физического развития детей, охрана и укрепление их здоровья, формирование движений, воспитание элементарных навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным процессам;
– с целью умственного воспитания своевременное формирование ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, развитие умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;
– формирование предпосылок нравственного поведения, т.е. положительных привычек, предупреждение появления отрицательных, поощрение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, воспитание доброжелательного отношения ко взрослым и детям;
– для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музыкального воспитания.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 18 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2021 год. (0.016 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Источник