Личностный аспект развития воли ребенка

Информация, размещенная на сайте,
предназначается служить дополнением,
а не заменой отношениям между пациентом
и его врачом.

С помощью волевого действия происходит самоопределение личности в ее отношениях
к себе, к другим людям. Воля как процесс отражения действительности
связана с развитием сознания ребенка в целом.

Воля представляет собой сложную интегративную систему, включающую
«в свою структуру не только сознательно поставленные цели, но и другие высшие
психические функции (эмоциональную память, воображение, нравственные чувства
и пр.), определенное сочетание которых дает возможность человеку управлять
своим поведением», т. е. развитие воли обусловлено развитием всех других
психических процессов. Н. А. Добролюбов писал о том, что воля развивается позже
всего уже на втором году, когда ребенок может бегать без посторонней помощи,
когда он имеет уже запас впечатлений, достаточный для того, чтобы составлять
собственные суждения и выводы.

Интенсивное развитие памяти способствует накоплению индивидуального
опыта, появлению мотивирующих представлений. Мотивирующие представления
побуждают ребенка действовать независимо от сложившихся обстоятельств.
Уже в начале второго года жизни «наступает момент, когда ребенок перестает покорно
подчиняться взрослому, а взрослый уже не может управлять его поведением
при помощи организации — внешних воздействий… дети становятся способными
действовать не только под влиянием воспринимаемых впечатлений, но и
под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений».
Представления о предметах лежат в основе тех целей, которые возникают
у ребенка. Принимаясь за кубики, ребенок предполагает строить крепость; беря
краски и кисточки, рисовать. Возникновение этих целей обусловлено воспоминаниями
о том, как он раньше строил или рисовал. Воспоминания побуждают осуществлять
целенаправленную, созидательную деятельность, являющуюся одним
из личностных новообразований ребенка.

Воля включается в механизм возникновения психологических новообразований
в пределах перестройки отдельных функций (непроизвольная память, непроизвольное
восприятие, например, становятся произвольными). Непроизвольные
психические процессы становятся произвольными, по Л. С. Выготскому,
в результате использования знаков. Знаки (схемы, карты, формулы, слова) — это
особые психологические орудия, посредством которых индивид организует свое
поведение, учится управлять им. В этом проявляется социальный характер воли.
В то же время воля включается в функциональную систему, которая представляет
собой единство различных психических процессов. Так, воля понимается
как превращение речи в исполнение действия другим или самим собой. Волевое
действие связано с мышлением в понятиях. В исследовании И. И. Щербининой
показана зависимость проявления целенаправленности и настойчивости от уровня
развития мыслительной деятельности детей. Детям предлагали решать занимательные
задачи, например сложить два квадрата из семи спичек или два треугольника
из пяти спичек. Оказалось, что чем успешнее ребенок анализирует,
сравнивает, обобщает, тем дольше он стремится к цели, несмотря на препятствия,
дольше удерживает цель и совершает усилия.

Связь настойчивости и целеустремленности
с познавательными процессами объясняется тем, что воля детерминирована
внешними условиями Для осуществления успешной деятельности и преодоления
препятствий необходимо познать закономерности объективной действительности.
К числу умений, способствующих развитию целенаправленности и настойчивости,
относят следующие: умение воспринимать поставленную задачу, анализировать
ее, находить наиболее целесообразные способы решения обдумывать план решения, доводить начатое дело до конца, преодолевая встретившиеся трудности.

Необходимое условие возникновения воли — определенный уровень развития
самосознания. К концу раннего детства возникает потребность действовать самому,
которая выражается в требовании ребенка: «Я сам». Для удовлетворения этой
потребности ребенок способен осуществлять значительные усилия. Когда воспитательные
воздействия взрослого не соответствуют возросшим возможностям ребенка,
не учитывают совершившихся изменений в личности ребенка, возникает
противоречие между новыми возможностями и старым образом жизни, которое
может получить субъективное выражение в негативизме, в немотивированном
противодействии любому влиянию взрослого. Л. И. Божович наблюдала ребенка,
который так читал стихотворение: «И не по синим, и не по волнам, и не по океанам,
и не звезды, и не блещут, и не в небесах».

Другой мальчик хотел рисовать, но
когда взрослые одобрили его намерение, расплакался: «Скажите, чтобы я не рисовал
». Только после исполнения этого требования ребенок принялся за рисунок.
Как правило, такие недостатки воли присущи детям, которых либо освобождают
от волевых усилий, либо предъявляют к ним непомерные требования.
Благодаря самосознанию происходит формирование образа-цели, образа-модели
действия. В образах самосознания объединяются потребности, мотивы, цели,
нравственные и эстетические представления. Одной из функций самосознания
является соотнесение импульсивных влечений с моральными принципами
поведения. Посредством воли личность регулирует свои действия и поступки,
осуществляет за ними контроль. К. Д. Ушинский писал: «Чем сильнее самосознание,
тем сильнее самообладание, которое из него вытекает».

Осознание себя как субъекта деятельности порождает у ребенка, с одной стороны,
стремление к самостоятельности («Я сам»), с другой стороны — стремление
поступать, как того требуют взрослые, быть «как все». Взрослые предъявляют
к ребенку определенные требования, и, чтобы быть признанным взрослыми,
ребенок стремится выполнить эти требования. Притязание на признание становится
потребностью ребенка, которую он удовлетворяет, осуществляя волевое
поведение. Существуют ситуации, в которых происходит несовпадение моральных
норм и импульсивных желаний ребенка.

Под руководством В. С. Мухиной
проводилось экспериментальное исследование правдивости детей в ситуации
«Двойной мотивации». Создавалась экспериментальная ситуация, в которой
сталкивались непосредственные импульсивные желания ребенка и общественные
требования взрослого. Ребенок в одно и то же время испытывал желание нарушить
инструкцию взрослого и выполнить ее: не заглядывать в оставленную без
присмотра привлекательную коробку После ухода экспериментатора из комнаты
Дети вели себя по-разному: одни оглядывались на дверь, вскакивали со стула,
рассматривали коробку, прикасались к ней, не удерживались от того, чтобы открыть
ее; другие старались не смотреть на коробку, принуждая себя отворачиваться
в сторону; третьи проигрывали желаемые действия символически.

Дети 5-
7 лет, нарушившие инструкцию, стремились солгать взрослому. «Ложь может
возникнуть как побочное последствие развития потребности в признании, потому что волевая сфера ребенка недостаточно развита для последовательного выполнения
поступков, ведущих к признанию. Ложь возникает как компенсация
недостаточности волевого поведения» (Мухина В. С, 1980. С. 50).
В раннем возрасте произвольность ограничена рамками предметных действий.
На данном этапе ребенок должен научиться подчинять себе материал, с которым
он действует. Например, действовать с кубиками таким образом, чтобы
при постройке дома они не разваливались. Затем дети начинают проявлять
волевую активность, занимаясь обслуживающим трудом, решая умственные задачи.
Воля детей развивается в игре, особенно в играх с правилами и в сюжетно-ро-
левых. 3. В. Мануйленко (1948) изучала умение детей длительно сохранять заданную
позу, не изменяя ее и удерживая как можно дольше, т. е. умение проявлять
выдержку. В первой серии ребенок должен был удерживать позу по заданию
взрослого. Во второй серии удержание позы происходило в игре, а ребенок исполнял
роль часового. Оказалось, что дети совершали большие усилия и длительнее
удерживали позу при игровой мотивации.

Важным этапом волевого развития детей является сознательное выполнение
действий по заданию взрослых. Младшие дети еще не воспринимают задание как
инструкцию к обязательному выполнению. Например, они не могут выполнять
немотивированные приказания «стой», «сиди». Старшие дети могут выполнять
волевые действия независимо от обстоятельств. Этому способствует подчинение
мотива «я хочу» мотиву «надо». Особенно заметно волевая активность проявляется,
когда дети выполняют задания, имеющие характер постоянных обязанностей
(ответственные поручения). «Воспитательный смысл постоянных и определенных
обязанностей заключается не в преодолении трудностей самого дела,
а в переживании необходимости постоянно и систематически самостоятельно
выполнять дело, которое само по себе не является трудным, но которое должно
выполняться систематически даже в том случае, когда к этому нет особого желания
» (Веденов, 1953, с. 45).

Организация практических действий, требующих от ребенка совершения волевых
усилий, принадлежит взрослому. Ребенок под руководством взрослого овладевает
способами организации своего поведения, которое вначале требует контроля
со стороны других людей. Затем контроль переходит к самому ребенку.
К. Я. Вазина (1978) изучала возрастные особенности проявления целеустремленности
у детей 3-7 лет. Когда ребенок направлялся в игровой уголок (до того,
как бралась игрушка), экспериментатор спрашивал, во что он будет играть. После
того как ребенок называл свою игровую цель, экспериментатор выдвигал встречные
предложения. Такие «помехи» затрудняли целеустремленное поведение.
При этом фиксировалось умение ставить игровую цель, изменение или устойчивость
ее после предложений педагога, количество изменений цели в процессе
деятельности, длительность осуществления каждой. Исследование показало, что
младшие дети способны ставить цели в игровой деятельности. Однако некоторые
дети в часы, предназначенные для игр, «могли бесцельно ходить по игровой комнате,
не зная, чем заняться, меняли много игрушек, почти ничего не делая с ними,
но быстро соглашались с предложениями педагога поиграть».

На первом этапе волевого действия целеустремленность неустойчива. На этапе
планирования и реализации цели она проявлялась следующим образом. Дети не умели предварительно планировать собственную деятельность. «Специальные
» помехи повышали волевую активность детей с высоким уровнем и снижали
долевую активность детей с низким уровнем целеустремленности.
Все старшие дети способны ставить игровые цели. Они обсуждают тему, сю-
зкет игры, игровое деление ролей.

Саша (3 года) учится произносить звук «р». Повторяет много раз —«Нюра». С восторгом
констатировал: «„Р” у меня появляется». Он был очень взволнован и весь устремлен
к одной цели — правильно сказать «р». «Я дазе весь дрозю (дрожу)», — заявил он
нам (из дневника Н. А. Менчинской).

Старший дошкольник способен контролировать не только предметные действия,
но и свое поведение. Произвольное поведение — это поведение, построенное
по собственным правилам и образцам, согласующимся в то же время с нормами,
принятыми в обществе (Бугрименко, 1978).

Произвольное поведение формируется в коллективной игре, основанной на
соблюдении детьми игровых правил. В предложенной игре дети изготавливали
кукол (каждый выполнял одну операцию, как на конвейере) и «продавали» их в
магазине. В одном случае выполнение детьми ролевых правил контролировал
взрослый, в другом — осуществлялся парный контроль двух детей. Оказалось,
что произвольное поведение ребенка в игре, т. е. подчинение ролевым правилам,
зависит от формы контрольных взаимоотношений, в которые он включается во
время игры. Произвольное поведение складывается, когда осуществляется двусторонняя
форма контрольных отношении между двумя детьми, т. е. когда дети
сами выступают носителями определенных требований.

Ребенок, усвоивший необходимость выполнения определенных правил, требует
их выполнения и от взрослых, совершая усилия для того, чтобы добиться от
взрослых их выполнения. Ориентируясь на положительный образец, дети способны
проявить выдержку, совершить усилия, чтобы сдержать слезы.
5 лет 3 месяца 22 дня. Плачет довольно часто, ушибется — ревет. Я постоянно говорю
ему, что тимуровцы не плачут. Сегодня впервые эти слова оставили след в сознании.
Упал сегодня в саду, подбежал ко мне и сказал: «Я сжал губы и все». Придя домой, продолжал
говорить на эту тему: «Если я не буду плакать, меня примут в тимуровцы? А командиром
будет тот, кто никогда не плачет» (из дневника Н. А. Менчинской).

Старшие дети могут осознавать справедливость требований, предъявляемых к
ним взрослыми, но в то же время поступать импульсивно. Отрицательно оценивая
свою неспособность совершить усилия самостоятельно, дети просят взрослых организовать
их поведение. Например, Ваня (6 лет) говорит: «Я мог бы и один идти
в детский сад, но вы меня лучше отведите. Я же все лужи один обойду и приду
в детский сад мокрым».

В дошкольный период воля проходит важный этап своего формирования в
связи с подготовкой детей к учению и к труду. Важнейшим условием готовности
Ребенка к систематическому труду в школе является умение подчинить свои действия
заранее поставленной цели, планировать деятельность, контролировать ее
выполнение, преодолевать препятствия, добиваться во что бы то ни стало хороших
результатов в своей работе, подчиняться требованиям школьного режима,
учителя. Недостаточное волевое развитие чаще является причиной неуспеваемости ребенка, чем его интеллектуальная или физическая слабость.

Ребенок слабой
воли не может следовать требованиям школьной жизни, затрудняется управлять
своими психическими процессами в соответствии с учебной задачей, руководствуется
преимущественно ближайшими целями и задачами. Чтобы успешно осваивать
учебную деятельность, ребенок должен поступать в школу, имея достаточный
уровень развития воли.

Источник

Особенности развития волевых качеств

 детей дошкольного возраста

В современных условиях повышается роль волевого воспитания подрастающего поколения. Воспитание волевых качеств целесообразно во все периоды становления личности и, особенно в дошкольные годы. Именно в раннем и дошкольном детстве закладываются основы физического и психического, в том числе волевого развития личности ребенка. Важность воспитания волевых качеств у старших дошкольников определяется также необходимостью психологической подготовки детей к школе  (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер,  В.К. Котырло,  Т.В. Тарунтаева и др.).

Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие — это… сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».

Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности.

Механизм управления собой строится по типу управления внешними предметными действиями и движениями. Задача сохранить неподвижную позу детям 3-4 лет недоступна. В 4-5 лет управление своим поведением осуществляется под контролем зрения. Поэтому ребенок легко отвлекается на внешние факторы. В 5-6 лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. Управление своим поведением осуществляется ими под контролем двигательных ощущений. Управление собой приобретает черты автоматически протекающего процесса. В 6-7 лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия (З.В.Мануйленко).

Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребенку около четырех лет, и он начинает ставить перед собой специальную цель: запомнить поручение взрослого.

В.С. Мухина отмечает, что «сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний».

Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.

В своих исследованиях В.С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные стороны:

1) развитие целенаправленности действий;

2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;

3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.          

Стремление к цели – феномен развития и бытия всего живого.                     Ребенок старшего дошкольного возраста способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.  Возможность удерживать и достигать цель находится у дошкольников в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения. Если задание сложное, то необходимы дополнительные подкрепления в виде указаний, вопросов, советов взрослого или наглядной опоры. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий. В 3-4 года успехи и неудачи не влияют на волевое действие ребенка. Средние дошкольники переживают успех или неуспех в своей деятельности. Неудачи влияют на нее отрицательно и не стимулируют настойчивость. А успех всегда влияет положительно. Более сложное соотношение характерно для детей 5-7 лет. Успех стимулирует преодоление трудностей. Но у некоторых детей неуспех оказывает такое же действие. Возникает интерес к преодолению трудностей. А недоведение дела до конца оценивается старшими дошкольниками отрицательно (Н.М.Матюшина, А.Н.Голубева).

Так же возможность удерживать и достигать цель зависит от отношения взрослого, предполагающего оценку действий ребенка. Объективная, доброжелательная оценка взрослого помогает малышу мобилизовать свои силы и достичь результата. Достижение цели зависит от умения заранее представить себе будущее отношение к результату своей деятельности,  от мотивации цели, от соотношения мотивов и цели. Успешнее дошкольник достигает цели при игровой мотивации, а также когда ставится наиболее близкая цель.

На протяжении дошкольного детства ребенок под влиянием воспитателя постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели. Однако если деятельность сравнительно сложна и длительна, то дошкольники старшего возраста помнят о цели и подчиняют ей свои действия только в присутствии взрослого, заинтересованного в том, чтобы поддержать ребенка в его начинании. Таким образом, подчинение действия сравнительно отдаленным мотивам, установление связи между этими мотивами и целью – непосредственным результатом действия, хотя и возникает в дошкольном возрасте, но формируется еще не полностью, требует подкрепления внешними обстоятельствами.

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них.

Дошкольники в какой-то мере уже могут взвешивать свои побуждения, сознательно отдавать предпочтение одному из них. Однако такую рассудительность дошкольник обнаруживает только в простейших случаях, когда речь идет о выборе между однородными желаниями. Возможности разумного выбора решения существенно увеличиваются к старшему дошкольному возрасту. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка. Но и у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и особенностей ситуации, в которой происходит выбор.

Выполнение волевых действий в детстве зависит от речевого планирования и регуляции. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые.

Но ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением, смотреть на себя со стороны. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной со взрослым деятельности. Развитие воли происходит во всех видах деятельности, где ребенок должен сдерживать свои побуждения и достигать поставленной цели. Так, при освоении физкультурных и танцевальных движений надо строго следовать образцу или примеру, данному взрослым, подавляя ненужные движения. Наглядные примеры помогают малышу действовать в соответствии с предъявляемыми требованиями. Произвольность развивается и тогда, когда дети получают задание придумать и показать новое движение.

Большую помощь дошкольникам в умении управлять собой оказывают  игры. Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия (развивается самоконтроль). Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга (А.М.Богуш, Е.А. Бугрименко, И.Домашенко). При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.

Таким образом: Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Воспитание волевых качеств целесообразно во все периоды становления личности и, особенно в дошкольные годы.

Главным приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо», а не «хочу», необходимый для обучения в школе. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но ведущее место принадлежит игре. Ценность их в том, что они побуждают малышей быть волевыми, активными, деятельными, добиваться успеха.

        В воспитании волевых качеств детей дошкольного возраста велика роль взрослого, так как ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной со взрослым деятельности.

Список литературы:

1.  Мухина  В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.

2. Немов  Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. –  688 с.

3. Урунтаева  Г. А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр  Академия, 1999. – 336 с.

4. Урунтаева,  Г. А, Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.

Источник