Личностные особенности развития ребенка в раннем возрасте
Ранний возраст – важный период для личностной социализации ребенка (процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его интеллектуального и личностного развития, присвоение социально-нравственных ценностей, норм, правил поведения, формирование мировоззрения). Социализация становится возможной благодаря подражанию ребенком поведению взрослых, за которыми он регулярно наблюдает.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам активно начинает пользоваться местоимением «Я».
После возникновения первичного представления о себе как об отдельно существующем субъекте и открытого заявления о себе как о личности в психике ребенка появляются и другие новообразования личностного характера. Дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, в результате чего у них складывается определенная самооценка, выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формируются чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний.
В это же время появляется и потребность в самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаивать после заявления: «я сам», когда взрослый пытается в чем-либо помочь ребенку против их воли.
Многие дети создают себе трудности такого плана, как взбирание на гору, когда ее можно обойти, на предметы мебели, ходят с закрытыми глазами, что доставляет удовольствие ребенку. Это способствует становлению характерологических свойств личности: силы воли, настойчивости, целеустремленности.
С появлением самосознания у ребенка развивается способность к эмпатии – пониманию эмоционального состояния другого человека. Так, после 1,5 лет дети способны утешать расстроенную маму, обнимать, целовать, дать что-нибудь вкусное ей. Психологические состояния способны понять уже 2-х летние дети.
Пример: «Майкл, которому 1,5 года, дрался с Полом из-за игрушки, и тот заплакал. Майкл отдал игрушку Полу, он все равно плакал. Майкл подождал немного и принес своего медвежонка, но Пол был безутешен. Майкл снова подождал и принес полу из соседней комнаты свое одеяльце». (Развитие личности ребенка, С. 154)
В период от 1,5 до 2-х лет дети начинают усваивать нормы поведения. Например, быть аккуратными, сдерживать свои эмоции, быть послушными, выполнять требования и просьбы.
При переходе со 2 на 3-й год жизни у ребенка формируются такие свойства мотивации, как потребности в достижении успеха. Эта потребность появляется в том, что а) дети приписывают свои успехи и неудачи каким-либо обстоятельствам, например, усилиям. Другой признак этой потребности – б) характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Эта мотивационная сторона тесно связана с имеющейся самооценкой ребенка.
Еще показателем развития мотивации достижения успехов является в) способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, 4-й г) показатель – это умение различать способности и прилагаемые усилия. Это говорит о том, что ребенок готов к анализу причин своих успехов и неуспехов, способен управлять деятельностью, направленной на достижение успеха и избегания неудач.
Признаки развития самосознание у ребенка:
1) Влияние на поведение других людей. 2-х летние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям (малыш просит пересесть маму на другой стул, издать забавный звук). Таким образом, дети осознают свою способность влиять на поведение других людей.
2) Описание своего поведения. На 3-м году, малыш, выполняя какое-либо действие, описывает его. Взбираясь на стул, приговаривает: «Я сяду», строя башню из кубиков: «Я строю», «Я ем», «Тима сидит» и т.д.
3) Узнавание себя. Узнает себя в зеркале (с 22 месяцев, так. проводился эксперимент: детям пачкали нос и подводили к зеркалу. Дети до 22 месяцев не реагировали на свое изображение, а старшие – трогали нос).
4) Чувство собственности. Пример: два 3-х летних незнакомых мальчика играли в разных концах незнакомой комнаты в присутствии своих матерей. В течение первых 20 минут игры один из мальчиков, Джек, несколько раз отбирал игрушки у другого мальчика Билла. Вначале Билл на это не реагировал. Но после очередного «нападения» Билл пересек комнату, взял игрушку, с которой играл Джек, и отнес ее к своим игрушкам. Через несколько минут Джек пытался отнять ее, но Билл крепко схватил ее, и ему удалось отстоять игрушку. Так Билл проявил чувство собственности (забрал игрушку и отстоял ее).
5) Эмпатия. (Развитие личности ребенка, 87 г., С. 70)
3.2.6 Психологические новообразования раннего возраста
Речь.
Наглядно-действенное мышление.
Репродуктивное воображение.
Правильный способ употребления предметов.
Самосознание.
Прямохождение
Кризис 3-х лет
Благодаря ведущей, предметной, деятельности в раннем возрасте появляются такие новообразования, как речь, развитие репродуктивного воображения, наглядно-действенное мышление, переходящее в наглядно-образное. Однако, самым важным, центральным новообразованием является возникновение феномена «Я сам», которое Выготский называл «внешнее Я сам». Именно это новообразование и является тем стимулом, благодаря которому распадается старая социальная ситуация развития, которая проявляется в кризисе 3-х лет. (Обухова, С. 222)
Основные симптомы этого кризиса впервые были описаны Эльзой Келер в работе «О личности 3-х летнего ребенка».
1. Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте. Выготский писал: «ребенок не делает, потому что его кто-то попросил».
Пример: Выготский пишет: «Девочка хочет, чтобы ее взяли на конференцию, на которой обсуждают детей. Она даже собирается идти туда. Я приглашаю девочку. Но так как Я зову ее, она ни за что не идет. «Ну, иди сюда», – она не идет и сюда. Когда ее оставляют в покое, она начинает плакать. Ей обидно, что ее не взяли. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Девочке хотелось бы пойти, но т.к. ей предложили, она отказалась».
2. Упрямство. Это реакция на собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Выготский пишет: «Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал». Например: ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводятся доводы, его убеждают, но т.к. он отказался, он уже и не идет. Мотивом упрямства является первоначальное решение.
3. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома, против норм воспитания, образа жизни, к интересовавшим ранее игрушкам. Строптивость направлена вовне, в отличие от упрямства.
4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис 1-го года жизни, но там ребенок стремится к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла.
Это были наиболее важные симптомы, кроме которых различают еще 3 второстепенных:
5. Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка в свой адрес: «дура».
6. Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах с родителями. Выготский пишет: «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
7. Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть ко всем окружающим и изыскивает для этого множество способов. Например: мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как ребенок этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть этого он не станет, а будет то, что требует. Можно сказать, что он пытается вернуться в младенчество, где фактически исполнялись все его желания.
В семьях с несколькими детьми этот симптом проявляется в ревности: по отношению к старшим или младшим.
Благодаря этим симптомам, ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими (Выготский). Наступает отделение ребенка от взрослого. В результате чего, взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, но похожий на деятельность взрослого, т.к. он – образец.
Кроме этих главных симптомов, есть и другие, невротического характера: возможен энурез, ночные страхи, иногда резкие затруднения в речи, гипобулические припадки.
Описав все 7 симптомов, Выготский определяет их в целом как трудновоспитуемость. Определяя это понятие, он говорит об изменениях в социальных отношениях ребенка с ближайшими взрослыми. Все симптомы, по Выготскому, вращаются вокруг оси «Я» и окружающих людей. Все это заставляет говорить о психологическом отделении от ближайших взрослых.
Выготский делает вывод, что в 3 года ребенок мотивирует свои поступки отношениями с окружающими; т.е. кризис 3-х лет – «это прежде всего кризис социальных отношений; возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка…, мотив дифференцирован от ситуации».
Согласно Божович, с появлением новообразования – системы «Я», выражающегося в слове «Я», доминирующей становится потребность в реализации и утверждении собственного Я. Депривация именно этой потребности вызывает трудности в поведении детей. После возникновения системы «Я», возникают и другие новообразования, наиболее значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим».
Появление самооценки (желания быть хорошим) приводит к усложнению внутренней позиции ребенка: с 1 стороны, присутствует желание действовать по-своему, с другой – соответствовать требованиям взрослых (значимых только!). Это приводит к возникновению амбивалентных тенденций в поведении.
Д.Б. Эльконин, определяет такое новообразование раннего возраста – личное действие (правильный способ употребления предмета) и сознание «Я сам». В совместной предметно-манипулятивной деятельности ребенка со взрослым к 3-м годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, действовать вопреки ситуации, предложенной взрослым.
Наиболее развернутое исследование кризиса 3-х лет проведено Т.В. Гуськовой, в котором анализирует отечественные и зарубежные исследования. Она установила, что кризис приводит к появлению у ребенка двух наиболее ярких черт: уязвимости и непредсказуемости поведения. Также Гуськова выделяет два «пояса» симптомов: 1) симптомы, направленные на достижение в предметно-практической сфере; 2) симптомы, концентрирующиеся вокруг отношений ребенка и взрослого.
Гуськова вводит представление о поведенческом корреляте центрального новообразования 3-х лет – «гордости за достижение».
Коррекционная работа
Новообразование раннего возраста приводит к экспериментированию с собственной самостоятельностью. Негативизм в поведении связан с внешне немотивированными требованиями самостоятельности. Часто проявляется в отказе от действия, даже нечастого по собственному желанию. Поведение характеризуется действием по собственному произволу (в противоположность произвольному действию). Родители четко выделяют ситуации, в которых необходимо твердо и спокойно настоять на запрете, не реагировать на провоцирующее поведение ребенка. Ребенок нуждается в эмоциональном принятии, ласке. Очень полезны совместные игры, в которых показывается, как действовать с игрушками. Можно предоставить малышу возможность играть самостоятельно (пусть поначалу 1-2 минуты).
В целом кризис 3-х лет объективно завершается с возникновением у ребенка полноценной игры. Для этого необходим перевод личного действия в игровой план. В течение кризиса выделяются 2 линии: линия становления личного действия и линия возникновения игры. Первая линия оформляется в столкновении намерения ребенка и запрета, вторая возникает в совместных со взрослыми игровых действиях. Соответственно строится и поведение взрослого. Обычно протестное поведение адресовано близкому взрослому (родителю), а с начала игры могут возникать и с родителями, и в детском саду. (Поливанова)
ТЕМА 3.3 Дошкольный возраст
Источник
В результате изучения материала данной главы студент должен:
знать
• характеристику личностных особенностей детей раннего возраста, их самосознания, эмоциональной, волевой и мотивационно-потребностной сфер, нравственного развития;
уметь
- • выявлять трудности в личностном развитии детей;
- • конструировать оптимальные условия для развития различных сфер личности детей раннего возраста;
владеть
- • способами применения полученных знаний в практической работе;
- • навыками владения методами психодиагностики личностного развития детей, психокоррекционной и психолого-просветительской работы.
Характеристика сферы самосознания у детей раннего возраста
В раннем детстве происходит зарождение самосознания. Образ “Я” формируется на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе деятельности. Ребенок приобретает новые знания о самом себе в процессе контактов с окружающими людьми, сравнивая себя с другими, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других людей. Благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками постепенно накапливаются знания о своих возможностях. Представления ребенка о себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.
Примерно с полутора-двух лет ребенок начинает уверенно узнавать себя на фотографиях, в зеркале и готов к более целенаправленной социализации. Восприятие собственного зеркального отражения, узнавание себя является начальным этапом становления самосознания, его элементарной первичной формой. Ребенок смотрится в зеркало, пытается изменить или поправить свой внешний облик, что является началом перехода “пассивной” составляющей рефлексии – восприятия самого себя – в активную ее фазу, создание образа “Я”, соотнесение его со сформированными ранее представлениями, переход к активным действиям “самосовершенствования”, затрагивающим пока только внешность.
Практический пример
Американские психологи Льюис и Брукс-Ганн в результате экспериментов с зеркалом выявили следующее. До восьми месяцев для детей является привлекательным образ, который они видят в зеркале, но затрудняются ответить на вопрос о том, узнают ли они свое изображение. После восьми и до 16 месяцев дети могут установить разницу между своим изображением в зеркале и отображениями в зеркале других людей. Это свидетельствует о начале установления взаимосвязей между определенными особенностями внешности с образом “Я”. В то же время иногда ребенок этого возраста может ползать вокруг зеркала, стараясь найти “другого” ребенка. Когда экспериментатор поставит губной помадой красную метку на носу ребенка, тот ее заметит, но будет указывать на нос в зеркале, а не на свой собственный. В возрасте около полутора лет дети начинают понимать, что видят свое собственное отражение. При этом если экспериментатор поставит на носу ребенка красную метку, будет несколько иная реакция: ребенок покажет на свой нос. К двухлетнему возрасту самосознание совершенствуется и подразумевает не только знание своей внешности, но и осознание своих действий.
Новый этап в развитии самосознания отмечается, когда ребенок начинает называть себя – сначала по имени, а затем в третьем лице. Примерно к трем годам появляется местоимение “Я” и формируется первичная самооценка, которую, однако, трудно назвать самооценкой в собственном смысле слова, поскольку она является эмоциональным образованием, не содержащим рациональных компонентов. Ребенок чаще всего оценивает себя положительно и недифференцированно: “Я хороший”. В основе такой самооценки лежит потребность ребенка в эмоциональной безопасности и принятии, поэтому самооценка чаще максимально завышена. Причина неадекватной оценки состоит в трудности отделения ребенком своих действий от собственной личности в целом. Для ребенка признание того, что он что-то делает хуже других детей, по сути означает признание того, что он вообще хуже, чем они. Дети могут приписывать себе определенные качества и при этом не понимать значения соответствующих слов, а осознавать только их оценочный смысл – таким быть хорошо, что также обусловливает неадекватность самооценки.
Развитие самосознания в раннем возрасте происходит в тесной связи с отделением себя от своих действий с предметами и с осознанием своих желаний. Отделение себя от своих действий связано с усложнением деятельности ребенка раннего возраста. Он открывает материальную проекцию своего “Я” в достигнутом результате своих действий. Каждый достигнутый результат становится для ребенка утверждением своего “Я”, для него важной становится оценка взрослого. Позитивные оценки вызывают положительные эмоциональные реакции – радость, чувство гордости, собственного достоинства и др. негативные вызывают огорчение, стыд и др. Чем точнее оценка взрослого, тем точнее представление ребенка о своих результатах. Самооценку как эмоциональный компонент “Я-образа” можно считать результатом семейных отношений и психологического климата в семье.
Самооценка у детей раннего возраста недифференцированна, представляет собой эмоциональное и бессознательное отношение к себе и своим возможностям, содержит эмоциональное отношение к себе как отражение отношений и оценок близких взрослых, и имеет отчетливый эмоциональный знак – в основном позитивный. Отечественные и зарубежные психологи отмечают большую роль эмоциональных отношений родителей к младенцу и ребенку раннего возраста в процессе формирования самооценки. Эмоционально теплое отношение близких взрослых позволяет ребенку сформировать положительное отношение к себе и создает условия развития адекватной высокой самооценки ребенка и в старших возрастах.
В. Г. Каменская отмечает, что свойства самооценки в раннем возрасте зависят не только от отношения матери к своему ребенку, но и от его генотипа, который в ранних возрастных периодах четко проявляется с помощью темпераментальных свойств. Выделяют определенные свойства ребенка, проявляющиеся в раннем возрасте и влияющие на отношения с окружающими его взрослыми. Прежде всего, это тип реакции ребенка на новые для него значимые стимулы, который может проявляться в двух антагонистических вариантах приближения или удаления. Одни дети положительно воспринимают новое – приближаются к нему, другие – настороженно и со страхом. Второе свойство связано с пластичностью нервно-психических процессов как способностью ребенка быстро и легко изменять свое поведение в ответ на изменение окружающей среды. Третье и четвертое темпераментальные свойства сопряжены с интенсивностью выражения эмоций и знаком настроения, которое может иметь у младенцев и в раннем возрасте отрицательный либо положительный знак. Дети, склонные замыкаться при новой ситуации и с трудом приспосабливающиеся к ней, характеризующиеся всегда сниженным фоном настроения, крайне подвержены стрессам. Как правило, именно этим детям достается меньше любви и привязанности со стороны родителей и взрослых. В связи с таким отношением к ним их близких именно у этих, так называемых трудных детей формируется отрицательное самоотношение и отрицательная самооценка. Подкрепляемая неуспехом в социальных отношениях и большим числом эмоциональных стрессов отрицательная самооценка рано включает в действие механизм психологической защиты, что, в свою очередь, не способствует формированию сознания и самосознания с активными формами мышления и рефлексии. Трудный ребенок начинает отставать в психическом и социальном развитии, что становится заметным уже к концу раннего детства в связи с задержкой речевого развития.
К концу раннего детства ребенок осознает свою половую принадлежность. В раннем возрасте осуществляются процессы половой социализации и половой дифференциации, которые состоят в усвоении ориентаций на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Психологически самосознание половой принадлежности начинает формироваться со второго и закрепляется к третьему году жизни ребенка. Осознание своей принадлежности к определенному полу формируется у детей уже к полутора годам, что по сути является первичной половой идентичностью, представляя собой наиболее устойчивый, центральный элемент самосознания. По мере развития объем и содержание полоролевой идентичности меняется. Двухлетние дети знают свой пол, считают себя мальчиком или девочкой, но еще не умеют обосновать эту атрибуцию. К трем годам ребенок осознанно различает пол окружающих его детей, который часто ассоциируется у него со случайными внешними признаками (одежда, прическа), и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. Примерно к трем годам гендерная принадлежность ассоциируется у ребенка с определенными соматическими и поведенческими свойствами.
Половая идентичность формируется на основе соматических признаков (образа тела), на поведенческих и характерологических свойствах, которые оцениваются по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу мужественности или женственности. Эти характеристики многомерны и часто неординарны и противоречивы, во многом зависят от оценки ребенка окружающими. Половая дифференциация является сложным биосоциальным процессом, следствием биологических и социальных детерминант в их непрерывном взаимодействии. Важную роль в половой социализации играет ближайшее социальное окружение ребенка: родители, братья и сестры, воспитатели и сверстники. В процессе общения и деятельности ребенок получает информацию о половых различиях и половых ролях и соотносит ее со своим собственным опытом.
Рис. 7.1. Развитие самосознания у детей в раннем возрасте
Таким образом, на протяжении периода раннего детства интенсивно развиваются различные стороны самосознания (рис. 7.1). Дети постепенно накапливают знания о себе как части социального мира, о своей половой принадлежности, о некоторых своих физических особенностях и возможностях. Формируется первичная самооценка, имеющая недифференцированный и ярко окрашенный эмоциональный характер. К концу раннего возраста существенно возрастает стремление к самоутверждению и самостоятельности (“Я сам”).
Источник