Личностное развитие ребенка в условиях дополнительного образования
«Личностное развитие учащихся средствами художественно-творческой
деятельности в системе дополнительного образования»
Суслова Любовь Ивановна
учитель начальных классов, воспитатель
ГБОУ ШКОЛЫ258 с углубленным изучением физики и химии
Колпинский район
Сегодня я хочу представить мой опыт работы с коллективом педагогов Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района. Учреждение Дворца творчества относится к сфере дополнительного образования, поэтому его деятельность направлена на решение задач по построению пространства для личностного развития и творческой деятельности детей. По содержанию дополнительное образование представляет собой разнообразные направления, охватывающие многие сферы окружающего нас мира. Среди них: естественнонаучная, социально-педагогическая и самая востребованная – художественная, которая предполагает освоение различных видов искусств: музыкального, прикладного и изобразительного.
Возникает вопрос: почему эти виды деятельности так востребованы детьми и родителями, зачем подрастающему поколению приобщаться к искусству, ведь в мире доминируют ценности научно – центрированного образования, и в большинстве своем востребованы профессии далекие от гуманитарных наук. Оказывается, что успехи в науке и технике не только не ведут к прогрессу нравов и духовности, а, наоборот, осложняют решение этических вопросов. Господство материализма оттесняет гуманитарное знание на периферию, и из сознания молодых людей уходит понимание истинного смысла образования и ценности знаний, в основе которых должна быть этическая доминанта. Образованный человек может создать новые супер технологии, достичь высоких научных вершин, но при этом утратить нравственность и духовность.
Основы эмоционально–ценностного отношения к миру закладываются в детском возрасте. Приобретенный ребенком духовный опыт, во многом определяет, то что он принесет обществу в будущем. Поэтому личностное развитие было и остается значимой целью образования детей.
Педагогика и образование несут ответственность за то миропонимание, тип мышления, которыми овладевает обучающийся с самых ранних лет. И сейчас все чаще звучат предложения о том, что образование необходимо понимать значительно шире, нежели «традиционное изучение основ классической науки. Основой образования должна быть культура в целом, лишь частью которой является наука».
Важная задача личностного развития детей успешно решается в системе дополнительного образования. В ее основе лежат принципы свободы выбора, вариативности, ориентации на личные потребности и возможности каждого ребенка. В этой сфере образования не существует строгих стандартов, поэтому педагогическим работникам предоставляется возможность творческого подхода к проектированию процесса обучения.
Результатом этого сотрудничества является большое разнообразие образовательных программ и мероприятий художественной направленности, которые вводят детей в мир искусства, развивают их духовность и эмоционально-образное мышление. Эти программы адресованы как учащимся Дворца творчества, так и школьникам Колпинского района. О некоторых из них я бы хотела сегодня рассказать. Реализация интересного образовательно-воспитательного проекта Диалоги с природой» запущена во Дворце творчества и в нашей школе №258 в этом году. Цель проекта – создание условий для формирования базовой культуры личности, многогранного осмысления учащимися окружающего мира и осознания себя как части природы. В его реализации задействованы четыре отдела Дворца: отдел художественного воспитания, прикладного творчества, музей и «Экоцентр». В ходе образовательной деятельности используются гуманитарные и естественно-научные методы познания.
Проект состоит из четырех модулей, каждый из которых, посвящен одному из времен года. Изучение каждого сезона начинается с познавательной экскурсии, которую проводит учитель класса совместно с педагогом отдела «Экоцентра». Дети превращаются в начинающих исследователей, знакомятся с сезонными особенностями и закономерностями, которые происходят в природе с точки зрения науки. Занятие проходит на открытом воздухе в непосредственном общении с природной средой. Здесь дети имеют возможность самостоятельно все рассмотреть, потрогать, изучить. Следующая встреча посвящена проблеме художественно-творческого осмысления образов природы. Начинается она со знакомства с народным фольклором, календарно-обрядовыми песнями и танцами. Дети знакомятся с народными традициями, получают возможность прикоснуться к подлинным предметам домашнего быта, становятся участниками народных игр и забав. С учителем заранее приготовлены выступления детей по данной теме.
Затем идет разговор о художественном осмыслении образов природы в искусстве на примере фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года». Этот нотный альбом из двенадцати пьес напоминает личный дневник композитора, куда он старательно записал дорогие для него эпизоды из жизни, картины природы, чувства и впечатления. В ходе занятий дети слушают по три произведения, характеризующие определенное время года. Звучание музыки сопровождается демонстрацией картин художника-пейзажиста Исаака Левитана. Дети активно принимают участие в беседе о художниках и композиторах. Некоторые из них исполняют музыкальные произведения, подготовленные дома.
Итоговое занятие каждого модуля проводится педагогами отдела прикладного творчества, здесь учащиеся сами становятся творцами. Они изготавливают в различных техниках коллективную работу на тему природных образов.
Мы рассчитываем, что в результате участия в проекте «Диалоги с природой» у детей сформируется более осознанное представление об окружающем мире, природе и о неразрывной связи с жизнью людей. В завершении выступления еще раз отмечу, что дополнительное образование обладает значительным педагогическим, культурным и социализирующим потенциалом. Именно здесь дети получают возможность реализовать свою потребность в познании и творчестве, двигаться по пути самоопределения, самосовершенствования и духовного развития.
Источник
20 Марта 2020
Дополнительное образование – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через работу кружков эстетической направленности, который способствует раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогает их проявлению и дальнейшему совершенствованию.
Развивать ребенка возможно только через деятельность. Ведь именно в процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности. На занятиях в системе дополнительного образования обучающиеся получают хорошие практические и теоретические знания. Полученную информацию и практический опыт дети используют в дальнейшем в процессе обучения в школе.
На формировании личности ребёнка важную роль играет его воспитание. Уже в раннем возрасте у ребёнка важно и нужно развивать эстетический вкус; воспитывать нравственные качества, умение общаться и формировать определённое отношение к окружающему миру. Для этого необходимо сотрудничество ребёнка и взрослого, но на определённом этапе ребёнок способен самостоятельно оценить ситуацию. Найти выход из сложившегося положения. Тем не менее, целесообразно содружество, сотворчество педагога и воспитанника, и, если педагог смог понять ребёнка, как индивидуальность, то он сможет максимально развить личность этого ребёнка, учитывая его ресурсы и возможности.
Воспитательное воздействие дополнительного образования очень велико. Участие в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самовыражаться, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения.
Процесс творчества с точки зрения педагогики является изначально развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.
А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Под «дополнительным» понимается мотивированное образование, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
- создание условий свободного выбора каждым ребенком видов деятельности, удовлетворяющие самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
- личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию, творчеству, самореализации и самоопределению;
- личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
- применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранного им дополнительного образования программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.
Дополнительное образование является по сути практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется педагогами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, результативность. Дополнительное образование – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.
Гибкость дополнительного образования как открытой социальной системы, позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Одной из направлений: художественно-эстетическое;
Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности.
Основная цель педагога – создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающее эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного и творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Дополнительное образование – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.
Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через работу кружков эстетической направленности, который способствует раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогает их проявлению и дальнейшему совершенствованию.
Цель кружковой работы – формирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие природных данных детей, творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий декоративно-прикладного искусства.
Занятие в кружках художественно-эстетической направленности обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными видами деятельности; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Занятия в кружках дополнительного образования детей направлены на развитие творческого потенциала воспитанников.
Трудно представить нам жизнь ребенка без творчества. Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. У каждого ребенка – огромные возможности развития. В современном обществе все более реальной становится задача всестороннего развития способностей. Но это не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех, же способностей у всех детей, так как все дети индивидуальны. Педагог дополнительного образования, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляет целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями, способностями и интересами). Например, занятия декоративно – прикладным творчеством выполняют несколько важных функций: с одной стороны она является носителем духовной культуры, а с другой она эффективно развивает творческое воображение, эстетический вкус, эмоциональную сферу, пространственное мышление, художественные потребности, творческие способности, трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности.
Работа, которой ребенок увлечен, выполняется быстро и дает хороший результат. А хороший результат возможен там, где есть положительная мотивация к творческой деятельности, самоорганизация ребенка, творческие способности ребенка и их использование в творческой деятельности. Хорошим способом мотивации является изготовление подарка или сувенира для мамы, бабушки, папы, друга. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.
В кружке дети участвуют в разных видах коллективной деятельности. Но непременным условием ее организации должен быть творческий характер. Потребность в творчестве – один из самых главных и сильных мотивов прихода детей в объединение. Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого активной позиции, и тогда он становится не просто созерцателем происходящего, но и творцом, проявляя при этом свою индивидуальность. В процессе такой деятельности происходит развитие каждого участника, в том числе и творческое.
Занятия в моем кружке «Кудесник» имеют большое воспитательное значение. В процессе работы декоративно-прикладным творчеством у детей формируются качества, необходимые для дальнейшей трудовой деятельности: усидчивость, самостоятельность, аккуратность, чувство ответственности, взаимопомощь.
Кроме того, кружок «Кудесник» – это одна из форм эстетического воспитания детей. В объединении дети кратко знакомятся с историей нашего края, орнаментным искусством, законами красоты в костюме, одежде.
Занятия в кружке приносят детям душевное равновесие, снимают усталость, улучшают настроение.
Занятия лепкой и росписью способствуют развитию у детей творческого воображения. Сам процесс лепки способствует воплощению замыслов ребенка, созданию образов и развитию воображения. Захватывающий интерес к процессу создания поделок психологически облегчает ребенку работу с материалом (бумагой, соленым тестом, бисером и т.д.). Очень важно то, что в процессе творческого занятия ребенок учится согласованности движений обоих рук, а так же происходит воспитание привычки последовательного выполнения работы.
Задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать личность, способную к творческой самодеятельности, выработать у ребенка стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию и самоуправлению.
Индивидуальная форма обучения и воспитания дает возможность реализовать принцип индивидуально-дифференцированного подхода, может помочь более глубоко изучить и развить способности, склонности, интересы ребенка.
Здесь очень важно соблюсти пропорцию – «быть рядом, но чуть-чуть впереди», то есть общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе, но не опускаться до его уровня, а, наоборот, поднимать до своего уровня.
Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополнительного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности.
Большинство детей действительно испытывают огромную потребность в активной творческой деятельности, хотят участвовать в кружках, стремятся к самостоятельности, развитию своих способностей, самоопределению.
В центре дополнительного образовательного процесса находится конкретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности. Для этого педагог дополнительного образования стремится получить детальную информацию об индивидуальных особенностях, потребностях, интересах, склонностях каждого ребенка, его уровне интеллектуальной, эмоционально-ценностной, трудовой и физической подготовки; психофизиологических качествах личности, а также о микросреде сверстников, где вращается ребенок, его семье и т.д.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки. В результате индивидуального жизненного пути у ребенка формируется на основе задатков индивидуально своеобразный склад способностей, требующий и индивидуализированного подхода к каждой конкретной личности. Именно этот принцип является основополагающим в системе дополнительного образования детей
Между тем, многим детям в развитии их творческих способностей, самореализации в школьные годы мешают определенные трудности в общении, отсутствие усидчивости, сложности в учебе.
Наша задача постараться увлечь ребенка интересным делом с учетом его желаний, возможностей, потребностей. И через это увлечение помочь ребенку обрести уважение окружающих, чувство собственного достоинства, развить его мотивацию к знаниям, активной творческой деятельности.
Суть педагогической поддержки в данном случае состоит в создании воспитывающей среды, в которой происходит развитие творческой личности ребенка.
Благодаря системе художественно-эстетическому воспитанию у детей активно развиваются творческие способности. У воспитанников появляется положительное отношение к заданиям творческого характера, меняется отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающие в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера.
Таким образом, мы, педагоги способствуем тому, что каждый ребенок учится определять и сопоставлять личные интересы, склонности со своими творческими способностями и возможностями, а также с социальными запросами, обеспечиваем каждому ребенку «ситуацию успеха», содействуем самореализации личности ребенка.
Источник