Личностное развитие ребенка в школе

Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы.

                     Добрый день уважаемые педагоги и родители!

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

 Казалось бы создано правовое поле для сотрудничества семьи и школы. На деле наблюдаем иногда обратное. Сегодня, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из … под влияния семьи.

Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию взаимодействия родителей и педагогов, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов – от семьи, семьи – от интересов твopчecкoro и свободного развития личности ребенка.

  Поэтому   очень важно, чтобы семья обеспечила прочные личностные образования, такие как привязанность и любовь к семье и родному дому, привычки элементарного социального поведения, интерес к окружающему миру.  

      Первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, – это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой, и широтой влияния.

      Педагог  не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи.

       Когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни. Привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловлено уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов.

    С поступлением ребенка в школу    семья передает эстафету воспитания школе и продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс формирования ребенка обретает двух субъектов воспитания – это семья и школа, которые взаимодействуют друг с другом.

Взаимодействие семьи и школы начинает осуществляться по основным принципам:

Первый –  принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.

Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.

Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.

Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна  помогать в работе и в воспитании детей.

Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

К основным направленням деятельности педагогов и poдителей относятся:

  • познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками);
  • поддержка физического здоровья обучающихся;
  • дополнительное образование детей и развитие  творческого потенциала детей;
  • поддержка одаренных детей;
  • социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка  может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.  Это позволит  лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и  проявлений в поведении. В создании такого  союза родителей и педагогов важнейшая роль надлежит классным руководителям. Не все родители стремятся к сотрудничеству, не все  проявляют интерес к объединению усилий  по воспитанию своего ребенка. Классный руководитель  более всех должен быть заинтересован  в целенаправленном поиске путей решения этой проблемы.

Чтобы найти пути ее решения, наше  образовательное учреждение ищет новые формы взаимодействия с семьей понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Приоритетные функции семьи:

  • воспитательная;
  • оздоровительная;
  • духовно-нравственная;
  •  познавательно-образовательная;
  •  бьповая;
  •  трудовая;
  •  культурно-просветительная;
  •  досyroво-творческая;
  •  стимулирующая самостоятельный опыт личности;
  •  охранно-защитная.

Приоритетные задачи семейного воспитания:

  •  гармоническое развитие ребенка;
  •  забота о здоровье детей:
  •  помощь в учении;
  •  трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
  •  помощь в социализации личности;
  • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества
  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
  • подготовка к будущей семейной жизни

Основные компоненты семейного воспитания

  •  климат семейного воспитания ( традиции, уют, отношения)
  • режим семейной жизни
  • содержании е деятельности ( отца, матери, дедушки, бабушки, детей)

Я уже говорила, что современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой  общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот государства к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются целевые программы по укреплению и ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня  большинства семей, увеличение количества не полных семей и имеющих одного ребенка. И это далеко не все проблемы как для семьи, так и для школы. Возможно,  стихотворение Э. Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой.   Какой?

Отец поздравил сына с днем рождения: «Тебе – семнадцать.

 Ну, совсем большой!

И через год получишь разрешение

На прегрешенья взрослых:

На куренье и на бокал вина, мой дорогой!»

Сын посмотрел задумчиво в окно:

«Спасибо, папа, за слова привета,

Но сигареты, водку и вино

Уж года три, как бросил я все это».

 (Значительная часть подростков отдаляется от родителей, родители от детей.)

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется помощь со стороны образовательного учреждения.

Процесс взаимодействия семьи и школы  должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

     Причины привлечения родителей к организации УВП:

  • знание условий обучения и воспитания ребенка
  • помощь классному руководителю в развитии интересов и способностей учеников

Чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней ребенку в школе, тем больше он получает для своего социального развития.

     Как же вовлечь  родителей  в учебно-воспитательный процесс, как сделать их своими союзниками и помощниками? Процесс сложный и длительный

Читайте также:  Меню ребенка трех лет для правильного роста и развития

 Для себя мы определили главное, что  взаимодействие семьи и школы должно строится на идее толерантности. В её основе – принятие любого ребенка с его недостатками и достоинствами, с его талантами и особенностями мышления. Кто лучше знает своего ребенка, чем его родители? Поэтому позитивные изменения, отвечающие интересам детей, происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родителей, помогают семьям в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.

Педагогический коллектив гимназии ясно представляет себе этапность такой работы, ее основные направления и проблемы.

В построении творческого союза можно выделить 2 этапа: знакомство (целеполагание), совместная деятельность – партнерство.

На первом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнерства.

Родители учащихся могут ознакомиться с целями гимназии: они размещены на сайте учреждения, информационных стендах, буклетах. Традиционным стало проведение публичного отчета о деятельности гимназии. Информация о деятельности нашего учреждения регулярно появляется в СМИ, мы издаем собственную газету «Гимназист».

Публичное обнародование своих приоритетов и результатов деятельности позволяет привлечь именно  тот контингент, которому наши идеи кажутся очень близкими. В итоге формируется желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

В решении проблемы взаимодействия гимназии и родителей одним из важных  шагов является изучение воспитательного потенциала семьи. Чтобы иметь об этом достаточно полное представление, мы создали социальные паспорта классов и гимназии. В них собираются и анализируются по определенным параметрам количественные и качественные данные о семьях. Изучаются семьи, составляется социально-демографический портрет , анализируется организация и принципы семейного воспитания, взаимоотношения родителей с гимназией.

Полученные аналитические данные позволяют выработать стратегию взаимодействия педагогов и родителей, определить взаимополезность участников образовательного процесса.

Совместная деятельность – второй этап построения партнерских отношений. Здесь важно понятие общего вклада. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:

– соблюдение этических норм и договоренностей,

– поддержка,

– продуктивность.

Каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть, что о нем и его ребенке действительно заботятся? Что он  нужен гимназии? Что его интересы, способности, знания востребованы?

Это выражается в регулярном информировании, просвещении, консультировании, социальной и психологической помощи семье

На родительских собраниях классные руководители объясняют важность сотрудничества, предлагают перечень дел, формы работы, которые могут организовать родители. При организации работы используется методика чередования поручений, которые выполняются небольшими группами по очереди. Таким образом, каждый из родителей имеет возможность и обязанность принять участие в организации какого-либо дела с учащимися.

Педагоги, администрация привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в классе, считая мнение родителей определяющим.

Ведется целенаправленная работа по формированию положительного отношения к школе.

      В результате  была создана модель работы школы и семьи. (схема)

Ключевые функции взаимодействия образовательного  учреждения и семьи:

• информационная;

• воспитательно-развивающая;

• формирующая;

• охранно-оздоровительная;

• контролирующая;

• бытовая.

Задачи взаимодействия:

• формирование активной педагогической позиции родителей;

• вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями

• активное участие родителей в воспитании детей.

Работа с семьей подразделяется  на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.

Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.

Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в школе и поддержания контакта в семье.

Еженедельно каждый родитель получает информацию об успехах и проблемах  в обучении и воспитании своего ребенка от  классного руководителя.

Ежемесячные формы общения с родителями – это:

  • праздники;
  • родительские собрания;
  • спортивные мероприятия;
  • внеклассные мероприятия

Эти классические формы работы с родителями имеют определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной ·атмосферы; … хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского и педагогического творчества. Используют педагоги  и такую традиционную форму работы как консультации по актуальным вопросам воспитания детей.

     Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют, прежде всего, совместные дела родителей и детей: это праздники День Знаний, Посвящение в гимназисты,  День Матери, Ярмарка Дары Осени, Презентация профильных классов, День рождения гимназии, творческие отчеты, бал призеров предметных олимпиад, Праздник Семьи, классные часы и т.д.

     В то же время педагоги используют и специальные средства:

– организацию психолого – педагогического просвещения родителей, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем ( организация занятий лектория «Педагогическая азбука», семинары, практикумы, конференции, открытые уроки, внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, создание творческих групп, групп по интересам)

 – привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка, его будущего и, соответственно, к разработке программе действий, обеспечивающей достижение намеченных перспектив;

–  участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;

– поощрение, поддержка, пропаганда успехов и достижений родителей в воспитании детей.

     Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.  Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление воспитательного потенциала.

Цель вводимых форм и методов работы – личностное развитие ребенка.  Информированность взрослых о проблемах детей, желание сделать первый шаг навстречу, узнать, чем живет сегодня школа, улица позволяет родителям стать значимой группой

Предложенная модель оптимизации взаимодействия педагогов и семьи позволяет нам  не только сформировать открытое информационное пространство гимназии, но и дает возможность родителям самим активно участвовать в планировании работы гимназии, в развитии  личности  гимназистов

Эффективная работа по организации совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся позволяет нам перейти к построению партнерских отношений.

Необходимыми условиями формирования партнерских отношений являются их добровольность и долговременность, взаимная ответственность. Мы понимаем, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Поэтому не ждем мгновенного результата, а стремимся четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и  распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно.

Какой результат можно ожидать по прохождению всех этапов взаимодействия? Что даст детям развитие социального партнерства между семьей и гимназией?

Мы предполагаем, что результат – не только приобретение новых материальных ресурсов для реализации образовательных проектов, но и приобретение учащимися знаний в предметных областях, развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическая комфортность (в том числе и в детском коллективе). Но самое главное – мы ожидаем, что изменения отношений между детьми и родителями. Сформированное таким образом гуманистическое пространство развития, в котором растет ребенок, будет являться одним из главных факторов воспитания и развития личности гимназиста на всех ступенях обучения.

Читайте также:  Торможение развития речи у ребенка

Приведу высказывание замечательного педагога А,С,Макаренко: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.» Главное – чтобы и опыт, и убеждения были правильными. Научить детей разбираться в сложных жизненных ситуациях, самостоятельно находить правильные решения, отстаивать свои убеждения – задача, которую можно решить только совместными усилиями семьи и школы.

Взаимная договоренность  – залог успешности педагогического альянса (объединение, союз)

        Как же классные руководители на разных ступенях обучения развивают личность ребенка через взаимодействие семьи  и школы?

В связи с этим, одной из главных задач, поставленных коллективом гимназии, на ближайшие годы является:

развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями

Решение этой задачи осуществляется по двум направлениям:

В работе с родителями необходимо:

1. Продолжить формирование у родителей педагогических, культурных представлений о своей роли в воспитании ребенка о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса.

2. Использовать активные формы  организации психолого-педагогического просвещения родителей.

3. Активизировать работу органов родительского самоуправления через создание при родительских  комитетах гимназии и классов советов по различным направлениям деятельности, ежегодное проведение общегимназических  родительских конференций,  внедрение  инновационных форм таких, как родительские ринги, тренинги, вечера.

В работе с педагогами:

1. Продолжить формирование понимания значимости  сотрудничества гимназии с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми.

2. Формировать у педагогов потребность решать проблемы каждого ребенка на основе совместного  заинтересованного диалога с родителями.

3. Организовать методическую работу по освоению педагогами гимназии:

  • методов изучения семьи;
  • диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями;
  • активных современных способов организации совместной деятельности родителей и детей.

Источник

Личностное развитие обучающихся,  как результат системно–деятельностного подхода.

                                                             «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

                                                                                                            (Б. Шоу)

       Разговор хочется начать с известной восточной мудрости: «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь». Если провести «параллель» с педагогикой, то главная задача учителя заключается в организации учебно-познавательной, воспитательной  деятельности учащихся так, чтобы знания стали результатом их собственной деятельности.

    В условиях развития современного образования и требований  федеральных государственных образовательных стандартов появляются новые средства и технологии обучения и воспитания, при которых достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно – деятельностного  подхода.

         В чѐм же сущность деятельностного метода, являющегося ядром системно-деятельностного подхода?

       Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на самостоятельное «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Технология деятельностного метода предполагает создание учителем специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
       Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

       Меняются функции участников образовательного процесса: педагог в новой системе образования не только передаёт знания, но и управляет процессом обучения-становится непросто передатчиком информации, а управленцем – организатором.

Функция ученика – активный деятель: учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Главными результатами обучения и воспитания с применением деятельностного подхода являются:

  • личностное развитие – готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала, развитие компетенции «уметь учиться»;
  • социальное развитие – формирование национальной и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил;
  • познавательное развитие – способность управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, развитие логического и творческого мышления;
  • коммуникативное развитие – компетентность в общении, сознательная ориентация учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целям и задачами общения, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
     

         Личностное развитие учащихся понятие ёмкое. Основные показатели личностного развития:

  • эмоционально-ценностное отношение учащихся к познанию, знаниям; сформированность мотивации достижения успеха;
  • готовность учащихся к самоопределению.
          

  На сегодня ясно, что наиболее важные образовательные результаты возникают тогда, когда любые воздействия преподавателей, воспитателей начинают совпадать с собственными усилиями ребенка по своему образованию.

 Расскажу о том, какие ресурсы и возможности  в нашей школе мы используем для достижения целей личностного развития учащихся.

  В нашей образовательной программе одна из задач звучит так:  содействовать личностному развитию ученика и подготовка к самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру

         Главная установка педагогического коллектива это: обучение и воспитание должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

     Анализ результатов диагностики  показывает, что изменилась профессиональная позиция преподавателя на уроке: переход с позиции носителя знаний, “дающего“ знания в позицию организатора познавательной деятельности ученика.

       Учителя нашей школы признают, что за последние 10 лет совершенно сменили свой подход к подготовке и проведению уроков. Они создают условия для актуализации и развития субъектной позиции ученика в учебно-познавательном процессе; в его практической деятельности доминирующей технологией становится личностно-ориентированное обучение, которое обеспечивает создание условий на уроках для проявления индивидуальных способностей учащихся и их самостоятельности.

        Учителя нацеливают учащихся на развитие не памяти, а самостоятельности мышления.“Человек, по-видимому, создан чтобы мыслить: в этом все его достоинство, вся его заслуга, вся его обязанность в том, чтобы мыслить как должно”, – писал Блез Паскаль.

Читайте также:  Скачать задания для развития логики у ребенка

        Из года в год наблюдается положительная динамика успеваемости, качества знаний учащихся, их познавательного интереса в процессе учения. За последние 3 года результаты по ЕГЭ  были отличными. А в 2017-2018 учебном году по русскому языку 100 баллов! Это неопровержимый успех ученика и учителя! 100% выпускников 11 класса поступают в выбранное ими заранее учебное заведение,  85% на бюджетной основе.

           Диагностика позволяет проследить динамику изменения отношения учащихся к учению и знаниям как ценности. У учащихся мотив достижения успеха (70%) преобладает над избеганием неудач (30%).

         Одним из условий эффективности образовательного процесса является оценка личностного развития учащихся. Она придает личностный смысл процессу образования, потому мы стараемся, чтоб ответственность за личностный рост были  разделены поровну между учителем  и учеником. Опыт работы в этом направлении подтвердил, что оценка должна быть поставлена 2 сторонами: учителем и самим учеником, т.е. это самооценка, а так же учитель оценивает себя и его ученики.

          Практикуем составление личных планов по достижению желаемых целей учащимися старшей школы. На уроках ОП ведется модуль «Я человек», где учимся выстраивать жизненные цели, руководствуясь важными нравственными ценностями. Учимся анализировать и корректировать жизненные планы.   

Для нас оценкой личностного развития стали такие позиции:

  • ориентир в нравственных ценностях ученика,
  • наполненность деятельности смыслом,
  • установка личностного диалога между учеником и учителем, успешность  гражданской  социализации личности,
  • справедливость образовательного процесса,
  • существование здоровых амбиций образовательного процесса

     Центральное место в воспитательной системе школы занимает деятельность общественной организации ДИМСИ («Детские и молодёжные социальные инициативы»). На протяжении 12 лет мы бережно накапливали опыт, сохраняли и преумножали традиции организации, анализировали актуальность и отслеживали результаты. С 2017 года нас поддержал президент России и издал Указ о создании   РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. РДШ  в свою очередь взяла все российские детские и молодежные организации под свою эгиду. В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РДШ на период до 2021 года обозначила созвучную нашей организации  цель и задачи. Цель развития РДШ к 2021 году – создать единое ценностное воспитательное пространство для школьников России как составную часть воспитательной системы страны.

Первая задача  Стратегии звучит так:

  • создать условия для личностного роста и формирования гражданского самосознания членов РДШ;

И мы еще раз убедились в правильности выбранного уже несколькео лет назад,  пути воспитательной системы нашей школы.

         Российское Движение  Школьников  дает нам заряд энергии,  новые идеи для социальных проектов, возможность  участия в интереснейших и значимых акциях. Активные члены ДИМСИ участвуют в конкурсах и зарегистрировались на сайте РДШ. В июле 2018г. стали участниками межрегионального педагогического лагеря в рамках фестиваля авторской песни «Гринландия». Этим дан старт действиям по Указу президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

         С успехом 5 педагогов школы участвуют в системе подготовки кадров «Корпоративный университет РДШ», т.к. личностный рост учеников невозможен без профессионального развития учителей.

         Во всей деятельности общественной организации создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и вся социально – полезная практика, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению.

            Ежегодно в нашей школе проводится масштабная по своим функциям и массовая 3-х дневная лагерная смена «Школа Социальных Инициатив» (ШСИ), на которую съезжаются ребята из других школ района и области, где волонтерский отряд в полной мере показывает самоуправление и свои умения быть лидером, активистом, любимчиком детей. В 2017 году уже в 30 раз с успехом прошла Школа Социальных Инициатив «Лифт в будущее». 

        Это событие позитивно влияет на весь образовательный процесс учебного года и сохранение лучших развивающих воспитательных практик. Это поле вызревания социального опыта для каждого участника школы социальных инициатив, возможность в активной деятельности реализовать свои способности, это «веер» коллективного творчества.

       Здесь  происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. Каждый участник проявляет и совершенствует лучшие человеческие качества, задатки и способности, потребности и отношения, растет нравственно и духовно. Системно- деятельностный подход работает в полной его мере. Ученик самостоятельно решает любые сложные задачи, находится в постоянном состоянии выбора в сторону нравственных ценностей. Личностный рост оценивается самим учеником как ближайшее последействие. Каждый идентифицирует результат со своей личной целью.   

      Нам всегда задают вопрос: откуда ученики знают технологию организации жизни разновозрастного коллектива?

            В школе уже 12 лет запущена система вызревания лидеров. Все начиналось в летней смене лагеря в Рябово Зуевского района Кировской области, зародившийся дух добровольчества креп и в школе начал постоянно действовать отряд волонтеров – вожатых. Старшие учили младших. Затем появилась ежедневная школа вожатого весь сентябрь и октябрь. Сейчас есть уникальная возможность учебы вожатого  через внеурочные занятия. Практику вожатого ученики 5-7 классов проходят в летней смене лагеря для младших школьников. В июне 2018 года работал волонтерский отряд их 14 добровольцев.

         Одним из условий личностного развития является создание благоприятного эмоционального благополучия ученика на уроке и во внеурочной деятельности. Поэтому очень важно, что  ученик и учитель в совместной деятельности находят взаимопонимание, поддержку друг друга. Это особенно прослеживается во время ШСИ и во время летних лагерных смен. Происходит узнавание талантов, способностей и многое другое. Атмосфера дружбы и взаимовыручки переносится и на уроки.

       Маленькая практика в школе у некоторых выпускников переросла в огромный профессиональный труд. Приятно видеть лица выпускников школы-активистов в числе организаторов всероссийских и международных форумов: творческий фестиваль Таврида в Крыму, фестиваль молодежи и студентов в Сочи, «территория смыслов» в разных городах России.

            Такой не хитрый маршрут личностного роста, именуемый  “План восхождения” от пропасти Я до вершины МЫ, а в середине пути  остановка “Ты” существует в нашей школе.

Желаем планировать целенаправленно!

Готовиться молитвенно!

Действовать положительно!

И добиваться неустанно!

 Рекомендую прочитать!

Драинер, Г. Революция в обучении. Научить мир учиться по-новому / Г. Драинер, Ж. Вос. – М. : ПАРВИНЭ, 2003 – 672с.
Спиваковский, В. М. Образовательный взрыв. – Киев: ЧФ «МУВЦ «Гранд – Экспо», – 436 с.
Сенге П. и др.Школы, которые учатся : книга ресурсов пятой дисциплины. – М.: «Просвещение». – 575 с.
Подласый И. Энергоинформационная педагогика. – М. : Дата Сквер, 2010 – 424 с

Источник