Личностное развитие ребенка с дизартрией

Родителей часто беспокоит, что дети с дизартрией хуже других запоминают стихи, с трудом усваивают цвета, геометрические формы и математический счет, медленно обучаются чтению и письму. Все эти проблемы поможет решить педагог-психолог. Но для этого он должен знать портрет ребенка с дизартрией, какие особенности он имеет в развитии речи, познавательной и эмоционально-волевой сферах.

Дизартрия имеет разные степени выраженности: легкую («стертую»), среднюю и тяжелую (анартрию) и проявляется в целом комплексе нарушенных речевых и неречевых компонентов:

  • звукопроизношения;
  • артикуляционной моторики;
  • речевого дыхания и голосообразования;
  • просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи);
  • общей и мелкой моторики;
  • высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоционально-волевой сферы и поведения.

Одно из распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста — стертая дизартрия

По статистике, стертые дизартрии часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи (50–80%); у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи — в 30–40% случаев; у 10% детей диагностируется первичный диагноз «сложная дислалия» в результате комплексного обследования. В анамнезе этих детей можно выявить перинатальную энцефалопатию (ПЭП), хроническую гипоксию, минимальную мозговую дисфункцию (ММД) и другие неврологические патологии различной степени выраженности.

Рассмотрим подробнее особенности детей со стертой дизартрией.

Речевая симптоматика

У дошкольников с дизартрией смазанное и нечеткое звукопроизношение, можно наблюдать фонационные и просодические расстройства речи, нарушено речевое дыхание.

Звукопроизношение. Недостатки звукопроизносительной стороны речи выражены в многочисленных искажениях, смешениях, заменах и пропусках звуков. Наиболее распространенные нарушения: дефект произношения свистящих и шипящих звуков, а также недостатки сонорных [л], [р], [р’].

Дизартрия — это речедвигательное расстройство, при котором нарушена звукопроизносительная сторона речи, характерна недостаточность иннервации речевой мускулатуры, которая возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Расстройства звукопроизношения отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей и вызывают вторичные недостатки письма и чтения.

Интонационно-выразительная окраска речи. У детей-дизартриков снижена интонационно-выразительная окраска речи, может наблюдаться носовой или хриплый оттенок голоса, отсутствует мелодичность и выразительность речи. Так, дети испытывают трудности при передаче голосом различных эмоциональных состояний людей (печаль, испуг, усталость, удивление), особенностей характера животных и сказочных персонажей (сердитый волк, хитрая лиса). При этом тембр голоса тесным образом связан с эмоциональным состоянием ребенка: у детей с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, истощающийся, немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения голос громкий, резкий, крикливый, срывающийся на фальцет.

Речевое дыхание. Вследствие недостаточности речевого дыхания речь детей приобретает захлебывающий характер. Например, декламируя стихи или повествуя о чем-то, они делают вдох в середине фразы, что превращает их высказывание в речь «на бегу».

Темп речи. Еще одна характерная черта стертой дизартрии — нарушен темп речи. У одних детей он ускоренный, у других — замедленный. Недостатки темпо-ритмической стороны речи видны при отраженном проговаривании за взрослым чистоговорок в ускоренном ритме и при воспроизведении ритмических рисунков путем отхлопывания или отстукивания карандашом по столу. Дети не владеют быстрым, четким проговариванием и совершают многочисленные ошибки в ритмах.

Неречевая симптоматика

Дети-дизартики имеют недостатки в артикуляционной моторике, общей моторике и мелкой моторике рук.

Артикуляционная моторика. Дети с дизартрией медленнее других пережевывают твердую пищу, оставляют недоеденными хлебные корки и комок пищи за щекой. При специальном логопедическом обследовании выявляются следующие нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата: недостаточный объем и амплитуда движений языка (упражнения «качели» и «маятник»), трудности в вытягивании и растягивании губ (упражнения «хоботок» и «улыбка»), быстрая истощаемость и беспокойство языка при попытке удержания его в заданном положении («иголочка», «лопата»), трудности в удержании широко раскрытого рта на счет до 10. Данные недостатки артикуляционной моторики могут сопровождаться гиперсаливацией (повышенным слюнотечением), тремором (дрожанием) и цианозом (посинением) кончика языка. Все описанные проявления обусловлены нарушением иннервации органов артикуляции вследствие неврологической патологии в анамнезе.

Общая моторика. Несмотря на то что у детей с легкой степенью дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, их общая моторика отличается неловкостью и недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, их мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках.

При специальном обследовании можно выявить недостатки статической и динамической координации движений, двигательную диспракию (нарушение произвольных движений) и атаксию (нарушение равновесия). Это проявляется в следующем:

  • неустойчивость при стоянии на одной ноге, особенно с закрытыми глазами (упражнение «Аист»), а также при прыжках на одной или даже двух ногах;
  • затруднения при ходьбе по «мостику», расчерченной мелом дорожке, а также по спортивной скамейке;
  • неловкость при подбрасывании или ловле мяча при броске;
  • трудности при подражании или имитации движений (как идет солдат, летит птица, режут хлеб).

На занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях дети с дизартрией отстают в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения на другое.

Особенно заметна моторная несостоятельность на занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключении с одного движения на другое.

Читайте также:  Центр развития ребенка в мытищах

В основе всех вышеперечисленных двигательных расстройств лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся в форме легких парезов, изменениях тонуса мышц, гиперкинезов и патологических рефлексов, что является одним из проявлений ММД и другой неврологической патологии.

Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию они плохо держат карандаш и не любят рисовать, их руки часто напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином, при этом прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов.

Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются по подражанию выполнять различные движения: «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «пальцы рук здороваются» — поочередно соединять одноименные пальцы обеих рук; «колечки» — поочередно соединять большой палец со всеми остальными на одной руке; пробу А.Н. Корнева «кулак — ладонь — ребро».

Впоследствии дети в школе испытывают трудности в овладении графическими навыками: «зеркальное письмо», замена букв при письме, пропуски гласных и окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма.

Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют на их психическое здоровье и вторично вызывают нарушения в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.

Особенности психического развития

Внимание. У детей с дизартрией особенности психического развития проявляются в недостаточной устойчивости и концентрации внимания, в ограниченных возможностях его распределения. Дошкольники быстро теряют интерес к занятию и чтению книг, часто отвлекаются от выполняемых заданий, затрудняются в сравнении и поиске отличий двух похожих картин. Наблюдается синдром дефицита внимания. Всему виной — ослабленность и повышенная истощаемость нервной системы ребенка.

При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена вербальная (речевая) память, страдает продуктивность и объем запоминания.

Память. При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена вербальная (речевая) память, страдает продуктивность и объем запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, с трудом могут повторить за взрослым предложение из 4–6 слов, испытывают проблемы при заучивании стихотворений и при счете.

Восприятие. Недостатки восприятия проявляются в трудностях усвоения величины и формы предметов: дизартрики плохо дифференцируют похожие фигуры — круг и овал, квадрат и прямоугольник; путают широкий и узкий, длинный и короткий предметы. Дети не могут сложить из частей целое, например, собрать разрезанную картинку или выполнить конструирование по образцу.

Мышление. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, плохо овладевают количественным счетом и счетными операциями, путают понятия «больше», «меньше».

Особенности речевого дефекта детей с дизартрией влияют на развитие пространственно-временных представлений, им трудно усвоить признаки и последовательность частей суток и времен года, а также некоторых пространственных понятий («спереди», «около», «между»). У детей затруднена дифференциация правой и левой стороны тела, что впоследствии отражается на формировании навыков письма.

Эмоционально-волевая сфера и поведение. Дизартрики имеют разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной гиперактивности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью и капризностью, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Для детей с дизартрией характерна незрелость мотивационно-потребностной сферы.

Вследствие речевого дефекта дети затрудняются в установлении контактов со сверстниками, испытывают проблемы при общении с ними и взрослыми. Иногда родители и педагоги сталкиваются с нарушениями поведения, которые проявляются в виде агрессии и реакции протеста по отношению к окружающим. Перечисленные недостатки говорят об особенностях нервно-психического здоровья детей с дизартрией и требуют пристального внимания специалистов и педагога-психолога.

Для дифференциальной диагностики всех расстройств ребенка с дизартрией необходимо провести комплексное психолого-медико-педагогическое исследование:

  • изучить, провести анализ медико-педагогической документации ребенка, данных его анамнеза и раннего психофизического развития;
  • изучить состояние моторики, высших психических функций, уровень познавательного и эмоционально-личностного развития.

Источник

Автор: Ромашова Лариса Анатольевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Калининграда детский сад №132
Населённый пункт: Калининградская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: “Дети с дизартрией: особенности психоречевого развития.”
Дата публикации: 26.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Консультация для воспитателей

Дети с дизартрией: особенности психоречевого развития

Дети

с дизартрией —

особая

категория

дошкольников

и нуждаются

в повышенном

внимании.

Расстройство

речи

накладывает

отпечаток

на формирование

познавательной

деятельности,

тормозит

развитие

коммуникативных

навыков

и может

отразиться

на психическом

Читайте также:  Умственное развитие ребенка считалось соответствующим норме если его тестовый показатель iq был выше

здоровье

в целом.

Педагогов и родителей часто беспокоит, что дети с дизартрией хуже

других запоминают стихи, с трудом усваивают цвета, геометрические формы

и математический счет, медленно обучаются чтению и письму.

Дизартрия

это

речедвигательное

расстройство,

при

котором

нарушена звукопроизносительная сторона речи, характерна недостаточность

иннервации

речевой

мускулатуры,

которая

возникает

вследствие

невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Дизартрия имеет разные степени выраженности: легкую («стертую»),

среднюю

и тяжелую

(анартрию)

и проявляется

в целом

комплексе

нарушенных речевых и неречевых компонентов:

звукопроизношения;

артикуляционной моторики;

речевого дыхания и голосообразования;

просодики

(мелодико-интонационной

и темпо-ритмической

стороны речи);

общей и мелкой моторики;

высших психических функций (восприятия, внимания, памяти,

мышления);

эмоционально-волевой сферы и поведения.

Одно

из распространенных

речевых

нарушений

среди

детей

дошкольного возраста — стертая дизартрия

По статистике, стертые дизартрии часто встречаются у детей с общим

недоразвитием

речи

(50–80%);

у д е т е й

с фонетико-фонематическим

недоразвитием

речи —

в 30–40%

случаев;

у 10%

детей

диагностируется

первичный

диагноз

«сложная

дислалия»

в результате

комплексного

обследования.

В анамнезе

этих

детей

можно

выявить

перинатальную

энцефалопатию

(ПЭП),

хроническую

гипоксию,

минимальную

мозговую

дисфункцию (ММД) и другие неврологические патологии различной степени

выраженности.

Рассмотрим подробнее особенности детей со стертой дизартрией.

Речевая симптоматика

У д о ш к о л ь н и к о в

с д и з а р т р и е й

с м а з а н н о е

и нечеткое

звукопроизношение,

можно

наблюдать

фонационные

и просодические

расстройства речи, нарушено речевое дыхание.

Звукопроизношение.

Недостатки

звукопроизносительной

стороны

речи

выражены

в многочисленных

искажениях,

смешениях,

заменах

и пропусках

звуков.

Наиболее

распространенные

нарушения:

дефект

произношения свистящих и шипящих звуков, а также недостатки сонорных

[л], [р], [р’].

Ра с с т ройс т ва

звукопроизноше ния

от рицат е льно

в л и я ю т

на формирование

фонематической

и лексико-грамматической

сторон

речи,

затрудняют

процесс

школьного

обучения

детей

и вызывают

вторичные

недостатки письма и чтения.

Интонационно-выразительная

окраска

речи.

У детей-дизартриков

снижена

интонационно-выразительная

окраска

речи,

может

наблюдаться

носовой

или

хриплый

оттенок

голоса,

отсутствует

мелодичность

и выразительность

речи.

Так,

дети

испытывают

трудности

при

передаче

голосом

различных

эмоциональных

состояний

людей

(печаль,

испуг,

усталость,

удивление),

особенностей

характера

животных

и сказочных

персонажей (сердитый волк, хитрая лиса). При этом тембр голоса тесным

о б р а з ом

с в я з а н

с эмоциональным

состоянием

ребенка:

у детей

с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, истощающийся,

немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения голос

громкий, резкий, крикливый, срывающийся на фальцет.

Речевое дыхание. Вследствие недостаточности речевого дыхания речь

детей приобретает захлебывающий характер. Например, декламируя стихи

или повествуя о чем-то, они делают вдох в середине фразы, что превращает

их высказывание в речь «на бегу».

Темп речи. Еще одна характерная черта стертой дизартрии — нарушен

темп

речи.

У одних

детей

он ускоренный,

у других —

замедленный.

Недостатки

темпо-ритмической

стороны

речи

видны

при

отраженном

проговаривании

за взрослым

чистоговорок

в ускоренном

ритме

и при

воспроизведении

ритмических

рисунков

путем

отхлопывания

или

отстукивания

карандашом

по столу.

Дети

не владеют

быстрым,

четким

проговариванием и совершают многочисленные ошибки в ритмах.

Неречевая симптоматика

Дети-дизартики имеют недостатки в артикуляционной моторике, общей

моторике и мелкой моторике рук.

Артикуляционная

моторика.

Дети

с дизартрией

медленнее

других

пережевывают

твердую

пищу,

оставляют

недоеденными

хлебные

корки

и комок

пищи

за щекой.

При

специальном

логопедическом

обследовании

выявляются следующие нарушения двигательных функций артикуляционного

аппарата: недостаточный объем и амплитуда движений языка (упражнения

«качели»

и «маятник»),

трудности

в вытягивании

и растягивании

губ

(упражнения «хоботок» и «улыбка»), быстрая истощаемость и беспокойство

языка

при

попытке

удержания

его

в заданном

положении

(«иголочка»,

«лопата»),

трудности

в удержании

широко

раскрытого

рта

на счет

до 10.

Данные

недостатки

артикуляционной

моторики

могут

сопровождаться

гиперсаливацией

(повышенным

слюнотечением),

тремором

(дрожанием)

и цианозом

(посинением)

кончика

языка.

Все

описанные

проявления

обусловлены

нарушением

иннервации

органов

артикуляции

вследствие

неврологической патологии в анамнезе.

Общая

моторика.

Несмотря

на то, что

у детей

с легкой

степенью

дизартрии

не наблюдается

выраженных

параличей

и парезов,

их общая

моторика

отличается

неловкостью

и недостаточной координированностью,

они

отстают

от сверстников

в ловкости

и точности

движений,

их мышцы

быстро утомляются при функциональных нагрузках.

При

специальном

обследовании

можно

выявить

недостатки

статической

и динамической

координации

движений,

двигательную

диспракию

(нарушение

произвольных

движений)

и атаксию

(нарушение

равновесия). Это проявляется в следующем:

неустойчивость

при

стоянии

на одной

ноге,

особенно

с закрытыми глазами (упражнение «Аист»), а также при прыжках на одной

или даже двух ногах;

затруднения

при

ходьбе

по «мостику»,

расчерченной

мелом

дорожке, а также по спортивной скамейке;

неловкость при подбрасывании или ловле мяча при броске;

трудности при подражании или имитации движений (как идет

солдат, летит птица, режут хлеб).

Читайте также:  Развитие ребенка второго года жизни по месяцам

На занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях дети с дизартрией

отстают в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения

на другое.

Особенно

заметна

моторная

несостоятельность

на занятиях

по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме

движений, а также при переключении с одного движения на другое.

В основе всех вышеперечисленных двигательных расстройств лежат

органические

нарушения

центральной

нервной

системы,

проявляющиеся

в форме

легких

парезов,

изменениях

тонуса

мышц,

гиперкинезов

и патологических

рефлексов,

что

является

одним

из проявлений

ММД

и другой неврологической патологии.

Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом

овладевают

навыками

самообслуживания:

не могут

застегнуть

пуговицу,

развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию они плохо держат карандаш

и не любят рисовать, их руки часто напряжены. Особенно заметна моторная

неловкость

рук

на занятиях

по аппликации

и с пластилином,

при

этом

прослеживаются

еще

и трудности

пространственного

расположения

элементов.

Нарушение

тонких

дифференцированных

движений

руками

проявляется

при

выполнении

проб-тестов

пальцевой

гимнастики.

Дети

затрудняются по подражанию выполнять различные движения: «замок» —

сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «пальцы рук здороваются» —

поочередно

соединять

одноименные

пальцы

обеих

рук;

«колечки» —

поочередно соединять большой палец со всеми остальными на одной руке;

пробу А.Н. Корнева «кулак — ладонь — ребро».

Впоследствии

дети

в школе

испытывают

трудности

в овладении

графическими навыками: «зеркальное письмо», замена букв при письме,

пропуски гласных и окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма.

Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют

на их п с и х и ч е с ко е

зд о р о в ь е

и вторично

вызывают

н а ру ш е н и я

в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.

Особенности психического развития

Внимание. У детей с дизартрией особенности психического развития

проявляются

в недостаточной

устойчивости

и концентрации

внимания,

в ограниченных

возможностях

его

распределения.

Дошкольники

быстро

теряют интерес к занятию и чтению книг, часто отвлекаются от выполняемых

заданий, затрудняются в сравнении и поиске отличий двух похожих картин.

Наблюдается синдром дефицита внимания. Всему виной — ослабленность

и повышенная истощаемость нервной системы ребенка.

Память. При относительно сохранной смысловой и логической памяти

у детей

снижена

вербальная

(речевая)

память,

страдает

продуктивность

и объем

запоминания.

Они

забывают

сложные

инструкции,

элементы

и последовательность

заданий,

с трудом

могут

повторить

за взрослым

предложение

из 4–6

слов,

испытывают

проблемы

при

заучивании

стихотворений и при счете.

Восприятие.

Недостатки

восприятия

проявляются

в трудностях

усвоения величины и формы предметов: дизартрики плохо дифференцируют

похожие фигуры — круг и овал, квадрат и прямоугольник; путают широкий

и узкий, длинный и короткий предметы. Дети не могут сложить из частей

целое,

например,

собрать

разрезанную

картинку

или

выполнить

конструирование по образцу.

Мышление.

Связь

между

речевыми

нарушениями

и другими

сторонами

психического

развития

обусловливает

специфические

особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для

овладения

мыслительными

операциями,

доступными

их возрасту,

дети

отстают

в развитии

словесно-логического

мышления,

без

специального

обучения

с трудом

овладевают

анализом

и синтезом,

сравнением

и обобщением. Дети затрудняются в установлении причинно-следственных

связей, плохо овладевают количественным счетом и счетными операциями,

путают понятия «больше», «меньше».

Особенности речевого дефекта детей с дизартрией влияют на развитие

пространственно-временных

представлений,

им трудно

усвоить

признаки

и последовательность

частей

суток

и времен

года,

а также

некоторых

пространственных

понятий

(«спереди»,

«около»,

«между»).

У детей

затруднена дифференциация правой и левой стороны тела, что впоследствии

отражается на формировании навыков письма.

Эмоционально-волевая

сфера

и поведение.

Дизартрики

имеют

разнообразные

расстройства

эмоционально-волевой

сферы

и поведения.

У одних

детей

они

проявляются

в виде

повышенной

эмоциональной

возбудимости, раздражительности, двигательной гиперактивности, у других —

в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям

настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так,

начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная

эмоциональная

возбудимость

нередко

сочетается

с плаксивостью,

раздражительностью

и капризностью,

которые

усиливаются

в новой

для

ребенка обстановке и при утомлении. Для детей с дизартрией характерна

незрелость мотивационно-потребностной сферы.

Вследствие

речевого

дефекта

дети

затрудняются

в установлении

контактов

со сверстниками,

испытывают

проблемы

при

общении

с ними

и взрослыми.

Иногда

родители

и педагоги

сталкиваются

с нарушениями

поведения,

которые

проявляются

в виде

агрессии

и реакции

протеста

по отношению

к окружающим.

Перечисленные

недостатки

говорят

об особенностях

нервно-психического

здоровья

детей

с дизартрией

и требуют пристального внимания специалистов.

Для

дифференциальной

диагностики

всех

расстройств

ребенка

с дизартрией

необходимо

провести

комплексное

психолого-медико-

педагогическое исследование:

изучить, провести анализ медико-педагогической документации

ребенка, данных его анамнеза и раннего психофизического развития;

изучить

состояние

моторики,

высших

психических

функций,

уровень познавательного и эмоционально-личностного развития.

Система

психолого-педагогического

сопровождения

детей

с дизартрией

обязательно

включает

логопедическую

работу,

медицинскую

и психолого-педагогическую

помощь.

Такие

дети

нуждаются

в коррекции

недостатков

психоречевого

развития,

эмоционально-личностной и двигательной сфер.

Источник