Личностное развитие ребенка от рождения до года
Ранний возраст от 0 до 1 года
Кризис новорожденности
(0 – 2 месяца)
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе впервые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
Новообразование – в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:
– общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
– использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
– обильные вокализации во время общения с матерью;
– реакция улыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
Младенческий возраст
(2 месяца – 1 год)
Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.
Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.
Новообразования:
- К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);
- Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).
Речь:
До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.
Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.
Особенности автономной речи:
– не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически (“би-би”), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);
– общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;
– связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.
Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.
Активная речь. Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы “где?”, “как?” выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации (“дай!”). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.
Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.
Предметная деятельность.
Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.
- Движущийся глаз. Известен феномен “глаза новорожденного” – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
- Выразительные движения (комплекс оживления – см. выше).
- Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это – в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей. Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
- Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
- Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
- Манипулирование предметом. Отличается от “настоящих” действий тем, что предмет используется не по назначению.
- Указательный жест.
- Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – предметной деятельности.
Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.
Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия “не написан” на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.
Он осваивает:
– назначение предмета;
– способы действий с предметами;
– технику выполнения действий.
В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности.
Умственное развитие.
Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.
- Упражнение рефлексов. Дети “упражняют” все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
- Первичные круговые реакции (1 – 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
- Вторичные круговые реакции (4 – 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх “чужого”), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
- Координация вторичных схем (8 – 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).
Базовая потребность возраста.
Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.
В этом же возрасте формируется чувство привязанности.
Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности:
1) малыш ищет близости с любым человеком;
2) учится отличать знакомых людей от незнакомых;
3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка.
Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.
Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.
Кризис 1 года.
Первый год жизни ребенка заканчивается кризисом одного года.
Новообразование кризиса – автономная речь.
Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологоческие ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.
Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:
– нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);
– нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);
– эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис не относится к числу острых.
Источник
Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения. Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада. Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности развития психики новорожденного. Особенностям психологии развития ребенка от рождения до года и посвящена данная статья.
Плановые осмотры детей до года: график посещения врачей.
В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”
Особенности психики новорожденных
После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.
Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями. Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром. Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.
Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления». Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками. На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.
Младенческая необходимость в общении
Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.
- он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
- он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.
На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков. Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни. Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.
На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.
В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”
Психологи рекомендуют при общении с крохой располагать его так, чтобы он видел ваше лицо. Поддержание зрительного контакта в сочетании с ласковым тоном и словами из маминых уст значительно ускорят психологическое развитие малютки.
Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание. Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов. Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.
Развитие самосознания и речи у младенца
К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности. Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее. Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.
Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.
Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие. Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас. Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами. Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.
К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.
Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.
На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.
О том, как развивается психика младенца в период от года до двух лет, мы поговорим в нашей следующей статье.
Источник
Общая характеристика возрастного этапа с рождения до 1 года
На первом году жизни ребенка закладывается фундамент развития психики и личности; новорожденный ребенок последовательно овладевает жизненно необходимыми навыками и двигательными умениями (переворачивается с живота на спину, ползает, самостоятельно садится, стоит без опоры, удерживает равновесие, начинает ходить); развиваются различные формы поведения малыша (пищевая, социальная, связанная с справлением естественных потребностей и ознакомлением с собственным телом и окружающим миром), проходит первичная социальная адаптация ребенка, он овладевает умением взаимодействовать в паре с родными, получает от этого эмоциональное удовольствие.
В конце первого – начале второго месяца малыш проявляет способность концентрировать внимание на внешних объектах, проявлять элементарную выборочную эмоциональную направленность на людей, у него возникают первые средства общения с ними.
Быстрыми темпами совершенствуется чувствительность анализаторов, интенсивно развивается нервная система. Младенец способен анализировать и синтезировать внешние сигналы, дифференцировать их.
В возрасте трех месяцев малыш выделяет среди других людей мать, с четырех – дифференцирует своих и чужих.
В конце первого полугодия по сравнению с другими реакциями максимальной частоты достигают доразговорные средства общения.
Родные взрослые выступают сильнейшим емоциогенным объектом, общение с ними превращается в специфическую активность, целью которой является сам контакт.
В этой активности и на ее основе формируются манипулятивная и предметная деятельности, возникает отображающая игра, появляются элементы труда. В конце первого года возникают функциональные действия, воспроизводящие взрослые способы действий с предметами.
Крик по реакции на дискомфорт превращается в форму доречевого общения. Ребенок начинает понимать слова, реагировать на них.
Возникают элементарные формы речевого диалога.
К концу первого года жизни рост ребенка составляет 70-80 см, вес около 10-12 кг (утроенный вес новорожденного).
Младенец отличается большой головой (1/4 часть тела) и короткими ногами (1/3 длины тела).
Основные антропометрические средние характеристики ребенка от рождения до 1 года представлены в таблице
Возраст | Девочки | ||
Окружность грудной клетки (см) | Длина тела (см) | Масса тела (г) | |
При рожд. | 34-38 | 48-51 | 2890-3780 |
1 мес | 36-40 | 51-56 | 3606-4694 |
3 мес | 38-43 | 58-62 | 5495-6655 |
6 мес | 43-46 | 64-69 | 7050-8910 |
9 мес | 45-51 | 68-73 | 8270-10290 |
12 мес | 47-51 | 72-77 | 9001-10800 |
Возраст | Мальчики | ||
Окружность грудной клетки (см) | Длина тела (см) | Масса тела (г) | |
При рожд. | 34-37 | 48-52 | 3075-3985 |
1 мес | 35-38 | 52-57 | 3680-4960 |
3 мес | 39-43 | 59-64 | 5950-6900 |
6 мес | 42-47 | 65-70 | 7790-9450 |
9 мес | 45-49 | 70-76 | 8705-11150 |
12 мес | 45-50 | 73-79 | 11000-11500 |
В 3 месяца ребенок держит головку, на 4-5 месяце – его рука, как орган практической деятельности и познания, начинает действовать целенаправленно. Первым целенаправленным действием является хватание, следующим – ощупывание предметов. Происходит распределение функций между правой и левой руками.
Возникают произвольные движения глаз, имеющих характер поиска, согласуются с поворотом головы и движением туловища.
В возрасте 6-8 месяцев младенец овладевает умением сидеть, на 8-м месяце передвигается на животе, с 9-го месяца начинает ползать и стоять, опираясь на опору. В конце первого года ребенок делает первые самостоятельные шаги.
Эмоции становятся способом общения ребенка с окружающей средой.
Общение взрослого с ребенком характеризуется неразрывностью их единства: он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, другой человек выступает необходимым условием развития малыша, вся его жизнь организована так, что рядом находится взрослый.
Взрослый человек вводит младенца в природную, предметную и социальную среду, знакомит с моральными правилами, выступает носителем различной информации, олицетворяет собой социальные нормы и требования, выступает посредником между ребенком и окружающим миром.
Движущей силой развития выступает противоречие между максимальной социальностью ребенка, его потребностью во взрослом человеке и минимальным владением средствами воздействия на него, возможностями реализовать собственную активность. Отношение младенца к действительности является социальным отношением. Взрослый получает статус партнера по эмоциональному сотрудничеству.
В возрасте 2-6 месяцев ведущей деятельностью выступает эмоциональное общение со взрослым, в основной форме – личностного общения. Оно предусматривает сформированную потребность ребенка в эмоциональной взаимодействии со взрослым и в его доброжелательном внимании к нему, способностью комплексом оживления (мимикой удовольствия, соответствующими жестами, активными движениями, вокализациями) реагировать на обращенные к нему улыбку, ласки, слова взрослого; узнавать мать и отца, выделять их среди других людей, особенно радоваться им, проявлять готовность поддержать контакт.
В 6-12 месяцев ведущей выступает предметно-манипулятивная деятельность, основанная на потребности ребенка в общении со взрослым как с партнером по совместным действиям.
Ребенок проявляет желание манипулировать предметами; мимикой, жестами, вокализациями, приглашает его к практическому сотрудничеству, требует от взрослого показа способов действия с предметами и игрушками, радуется открытию новых способов и свойств предметов, пытается воссоздать элементарные предметные действия, ориентируется на взрослого как на образец для подражания.
Возрастными новообразованиями у младенца выступают: элементарные формы ориентировочных реакций (сосредоточения, слежения, круговые движения глазами, задержание взгляда на новом предмете); реакция на голос матери, чувствительность к эмоциональному тону взрослого, понимание слов; целенаправленные, результативные и функциональные действия; перестройка голосовых реакций (агукание, гуканье, лепет); потребность в общении с другими родными, расширение круга общения; возникновение указательного жеста как средства связи с другим человеком; передвижения в пространстве (ползание, самостоятельная походка), отделение “я” от “мы”; простейшие мыслительные действия, основанные на установлении элементарных связей и отношений между предметами и их свойствами.
Конец первого года жизни ребенка является кризисным для развития личности. Кризис вызывается противоречием между интенсивным физическим и психическим развитием младенца, изменением его горизонтального положения на вертикальное, появлением элементарных навыков самостоятельного питания, хождения, действия с предметами и одновременно ограниченностью ресурсов малыша, который стремится к большему, чем может. Взрослый же человек, который все делает за ребенка, превращается в помощника, посредника, образец для подражания.
Основные линии развития младенца от рождения до 1 года
1. Физическое развитие
2. Эмоционально-социальное развитие
3. Познавательное развитие
4. Развитие речи
5. Экологическое развитие
6. Художественно-эстетическое развитие
Таблица “Режим дня ребенка от рождения до 1 года”
Процесс жизнедеятельности | Возраст ребенка | |||
От рожд. до 2,5-3 мес. | От 2,5-3 мес. до 5-6 мес. | От 5-6 мес. до 9-10 мес. | От 9-10 мес. до 1 года | |
Питание | Кормление по требованию | Кормление по требованию | 6.00, 10.00 14.00, 18.00 22.00 или 3.30 | 7.30, 11.30 16.00, 19.30 22.00 |
Бодрствование | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | 6.00-8.00 10.00-12.00 14.00-16.00 18.00-20.00 | 6.30-9.30 11.30-14.00 16.00-19.30 |
Сон | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | 8.00-10.00 12.00-14.00 16.00-18.00 20.00-6.00 | 9.00-1 1.30 14.00-16.00 19.30-6.30 |
Массаж, гимнастика | 9.30-10.00 | 10.00-11.00 | 11.00-12.00 | 12.00-13.00 |
Купание | 20.30-21.00 | 19.30-20.00 | 19.30-20.00 | 19.00-19.30 |
Ночное кормление | Кормление по требованию | Кормление по требованию | 22.00 | 22.00 (до 10 мес.) |
Источник