Личностное развитие ребенка на уроках математики

Развитие личности обучаемого является основной целью любой системы образования. Обучение является основой, а также средством психического и в целом личностного развития человека.

В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учёбе. Образование в нашей стране на сегодняшний день ориентировано на достижение не только предметных образовательных результатов по математике и другим дисциплинам учебного плана образовательного учреждения, но прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности: умение общаться между собой, проявлять лидерские качества, проектировать свою образовательную деятельность, самостоятельно искать и обрабатывать необходимую информацию, публично презентовать свою работу и личный опыт и т.д.. Современный урок математики на сегодняшний день является одним из главных средств становления личности учащихся, т.к. ориентирован на развитие различных видов деятельности ребенка, на выполнение различных проектных, исследовательских работ, формируя тем самым у учащихся навык овладения новыми знаниями, новыми видами деятельности. Центральной фигурой на уроке является

учащийся, то

есть учащий сам себя, а учитель –

только помощник. Значит, надо сделать

так, чтобы ребёнок стал учить себя сам и помогать учиться своим товарищам. К знаниям

нужно идти через интерес, нужно учиться работать

, учить поиску, исследованиям.

Математика для современного ученика начинается с загадки – проблемы, а поиск рационального решения проблем – первый шаг на пути становления личности учащегося. Следуя принципу «обучение через всю жизнь», критический анализ получаемых знаний на уроках математики, формирует умение у учащихся применять их для решения новых задач. Слишком раннее же усвоение готовых форм ведет к закрепощению личности.

Какие же существуют пути развития личности ученика на уроках математики? Рассмотрим подробно, на мой взгляд, наиболее эффективные из них: нестандартные задания и проблемное обучение при выполнении математических заданий. Любое математическое задание ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и другие задания, представленные в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься. При этом мы «уходим» от решения однотипных задач и так называемого «метода натаскивания». Упражнения в решении составных заданий, в сравнении выражений, упражнения геометрического содержания должны быть использованы для постановки детьми проблемных задач. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности. В наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха.

  Большая роль в развитии личности отводится игре. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя решают проблемы, выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

    В учебный материал можно включить содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания. Воспитывать вдумчивого, самостоятельно мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед школой.

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики также способствует развитию личности детей, т.к. чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности ребёнок, тем он в большей степени – зрелая личность. Развитие личности ребёнка несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе общения с младшими школьниками.   Индивидуальная и самостоятельная форма работы, одна из определяющих форм работы с детьми на уроках математики.   В организации коллективной и индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках математики большую роль играют задания различной степени трудности, которые учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения новых знаний. Особенность использования данной формы дифференциации состоит в том, что для самостоятельной работы учащемуся предлагают три варианта заданий различной степени сложности: самый трудный, менее сложный, самый легкий.. Каждый ученик имеет возможность выбрать для себя  оптимальный вариант, выполняя при этом самоанализ своей работы, своих способностей и своих возможностей

Игры «Поспевай – не зевай!», «Быстро отвечай!» и .др. в начале урока математики по своей сути являются разминочным упражнением, но это только на первый взгляд. Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов.

Диапазон творческих заданий, решаемых на начальной ступени изучения математики, необычайно широк по сложности, но суть их одна: при решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, закономерности и всё то, что в совокупности и развивает личность школьника. Чем развитее, разнообразнее по своим талантам, самобытнее и сильнее личности, тем выше и общество из них составленное. Есть великая «формула», приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:  «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и, наконец, открыть истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта, путь развития личности. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие умственных и творческих способностей личности ученика..

В начальном обучении математике роль комбинаторных задач постоянно возрастает, поскольку в них заложены большие возможности не только для развития мышления учащихся, но и для подготовки учащихся к решению проблем, возникающих в повседневной жизни. В ходе работы над комбинаторной задачей на уроках математики выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников, личности ребёнка. Чему всячески способствуют  тщательно подготовленные уроки математики.

Россия всегда славилась своими талантами. Опора на инициативных и заинтересованных в работе людей — это гарантия благополучия для государства завтра. Сегодня математика как живая наука с многосторонними связками, что оказывает существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Ребенок – не кувшин, который
надо наполнить, а лампада,
которую надо зажечь. Каждый ученик хочет, чтобы его не просто любили, а чтобы он купался в этой любви, чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим интересом., самостоятельно добывая свои знания. Задача современной школы – учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать свободно, творчески, самостоятельно, т.к.. успех в учении вдохновит детей на новые успехи в жизни.

Список литературы:

1.АсеевВ.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М: Мысль, 1976г.

2. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры.- Начальная школа. № 5,  2006г.

3. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. Пособие для учителя.- М: Просвещение, 1985.

4.  Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования.- Начальная школа. №4, 1997 г. 

5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.- М: Собрание сочинений.  1979г.

6.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.- М., «Просвещение», 1977 г.
7.Львова Ю.П. Творческая лаборатория учителя.- М., «Просвещение», 1992 г.
8.Шевченко С.Д. Как научить каждого. – М., «Просвещение», 1991 г.
9.Потапова Е.Н. «Радость познания». – М.,

Источник

Личностно – ориентированное обучение на уроках математики. 

    Наиболее продуктивной формой , способствующей формированию математической компетентности  и реализующей основные цели математического образования , я считаю, личностно-ориентированный  урок математики. Актуальность вопроса о формировании математической компетентности учащихся подтверждается целями математического образования , к которым относятся: интеллектуальное развитие учащихся, формирование

качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной  жизни в обществе.

   Овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми человеку  для применения  в практической деятельности для изучения  смежных дисциплин, для продолжения образования и воспитания личности в процессе освоения математической деятельности.

   Личностно-ориентированное образование не равняет всех детей под один стандарт, а позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. Отличие личностно-ориентированного образования от других концепций развивающего образования заключается в ориентации на преимущественное  развитие субъективности ученика и запуск соответствующих возрасту возможностей. Саморазвития. Задачи личностно-ориентированного образования:  личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащихся; интеллектуальное развитие учащихся;  формирование в его сознании целостной картины мира. Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности.

К принципиальным основам, гарантирующим реализацию целей и задач личностно-ориентированного урока относятся:

– необходимость создания на уроке условий , способствующих заинтересованности ученика в учении , саморазвитии;

– учитель – это только организатор и помощник учебно-познавательной деятельности учащихся, а не главное действующее лицо на уроке;

   – организация учебного процесса через диалог или полилог;

   – свобода выбора учеником уровня  и темпа обучения.

Если рассмотреть эту систему на примере урока изучения нового материала, то можно выделить 5 основных этапов:

1 этап. Актуализация опорных знаний . Здесь задача: вклячить в работу каждого ученика класса. Здесь детям уместно предлагать задания: задать вопрос соседу по пате; провести дидактическую  игру «Я знаю, а ты?»

2 этап.  Включение детей в целеполагание, Здесь рационально использование заданий, вовлекающих детей в реальные проблемные ситуации, решение которых определяет учебно-познавательные цели урока.

3 этап. Основной. Цель этого этапа – формирование самостоятельных умений, способность принимать решения.

4 этап. Этап контроля знаний учащихся. Здесь вместо традиционной  оценки  знаний можно предлагать не совсем привычные задания, например, составить терминологический словарь урока;

5 этап. Итого урока- рефлексия.

Личностно-ориентированный урок математики развивает способность размышлять , анализировать, что в будущем поможет самостоятельно принимать решения.

Каждый ребенок по-своему уникален и талантлив, Имеет свои способности, свой уровень развития, Гуманизация образовательного процесса предусматривает всестороннее  изучение личности и учет возможностей , способностей , интересов учащихся в процессе обучения. Наша школа – это природосообразная школа,    предоставляющая своим  ученикам равные возможности в образовании , базирующиеся на педагогическом сотрудничестве, направленная на формирование гуманной личности учащихся , обладающей ключевыми компетенциями.  Одним из  направлений в вопросе  гуманизации обучения и является личностно- ориентированное образование. Решением этой проблемы занимаюсь на протяжении нескольких лет. Эффективность и целесообразность данного направления деятельности подтверждается обнадеживающими положительными результатами моих выпускников.

   На начальном этапе я проводила диагностирование по таким параметрам: уровень обученности, обучаемость, сформированность общеучебных умений и навыков , мотивы, характерологические особенности каждого ученика, уровень математических способностей.  Для определения уровня актуальных знаний провожу контрольно-диагностический срез по предмету. И уже по итогам контрольно-диагностических срезов выявляю пробелы  в знаниях учащихся выявляю пробелы в знаниях учащихся, определяю группы учащихся для проведения индивидуальной , групповой дифференцированной работы. С помощью первоначальной диагностики определяю уровень интеллектуального   развития в классе. Здесь же определяю какими операциями мышления учащиеся недостаточно  владеют: обобщением, логикой, сравнением. Дети ,  у которых недостаточно хорошо развиты операции мышления не смогут  моделировать задачу в  виде схемы , таблицы, поэтому провожу тренинги по  формированию мыслительных  навыков. В классе существуют различные категории детей:  малоспособные дети, с большим трудом достигающие  образовательный уровень ЗУН, способные обучаться на высоком уровне учащиеся, способные свободно усваивать базовый уровень содержания образования, поэтому  составляю профиль уровня  обученности каждого ученика, выявляю те умения и навыки, которые требуют коррекции. Эта информация является базовой  для составления индивидуальных занятий. Разные дети требуют  разного подхода в обучении. Поэтому необходимо включить  в действие все имеющиеся задатки ребенка. Пусть любой из них делает открытие, это приносит им радость, а радость познания приведет к интересу к предмету.

   Для развития мышления  использую занимательные задачи . Такие задачи способствуют поддержанию интереса к предмету. Для их решения характерен метод проб и ошибок. Систематическое решение задач такого типа развивают такие качества как смекалка и сообразительность. Очень важно создать для ребенка благоприятную психологическую атмосферу так как только  в этом случае возможен прогресс в его развитии.  Большое внимание уделяю развитию у детей  способности к самооценке работы так как самооценка позволяет спокойнее относиться  к результатам своей деятельности и оценке со стороны других. В работе с такими детьми опираюсь на правила:      

   -не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа или решения , давать больше времени на обдумывание.

   -не надо давать для усвоения большой объем сложного материала, нужно давать  постепенно по мере  усвоения.

  – путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах ,знаниях и возможностях учиться.  Такая уверенность необходима на самостоятельных работах и  контрольных также.

В своей работе использую идеи доктора психологических наук И.С. Якиманской с  которыми знакомлюсь из научных источников.  Также в работе применяю методы, которые адекватны целям личностно-ориентированного обучения. Это

:  –  технологии развивающего обучения,

   – игровые технологии , где совершенствуется свобода выбора, самостоятельность  ответственность

  – проблемные , поисковые методы и приемы, которые формируют творческие способности ребенка

  – технологии дифференциации и индивидуализации обеспечивают развитие самостоятельности,  индивидуальности.

Источником любых знаний являются наблюдения, сравнения, решение проблемных ситуаций.

Например: Тема «Сравнение обыкновенных дробей»

Цели:

  1. Знакомство с алгоритмом сравнения дробей  с разными знаменателями;
  2. Развитие самостоятельной деятельности учащихся;
  3. Воспитание трудолюбия, аккуратности.

                                       Ход урока.

Учитель: Тема нашего  урока «Сравнение обыкновенных дробей». Давайте вспомним , какие числа мы уже умеем сравнивать.

Ученики: Натуральные числа ,десятичные дроби, обыкновенные броби.

Учитель: Молодцы! Сравните, пожалуйста эти числа:

           12 и 12,1        1   и                 и  

              и               и                    и  

Учитель: В каком примере вы затруднялись поставить знак сравнения? Почему?

Ученик: В последнем примере разные и числитель и знаменатель. Сравнить нельзя.

Учитель: Как будем решать эту проблему? Ваши предложения?

Тема: « Умножение десятичных  дробей» 5 класс.

Цели:

  1. Формирование умения выполнять умножение десятичных дробей.
  2. Развитие познавательной деятельности учащихся.
  3. Развитие  коммуникативных способностей.

                 Ход урока.

Учитель: Я предлагаю вам в качестве разминки выполнить такое задание:

                Найти площадь прямоугольника со сторонами a  и  b  .

  1. a=8м,        b=3м
  2. a=8м,        b=200см
  3. a=8м,        b=3/8 см
  4. a=8м,        b=0,4 м
  5. a=3,8м,     b=5,9 м

Учитель : Проверим ваши ответы и проверим все ли задачи вы смогли решить.

Почему  вы не смогли решить задачи 4 и 5?

Ученик: М ы не умеем умножать десятичные дроби.

Учитель: Тема урока « умножение десятичных дробей» . Ваши предложения  о том как умножать дроби

Ученики: 1) целые части на целые части ,дробные на  дробные;

2) записать при умножении запятую под запятой.

Учитель: Проверим ваши гипотезы. Переведем метры в сантиметры, перемножим и проверим.

                        Примеры целеполагания.

Фрагмент урока в 5 классе

Тема: «Проценты» (2-й урок темы)

Цели:

  1. решение задач на нахождение % от числа и числа по его  %.
  2. Развитие умений сравнивать, обобщать, формулировать задачи;
  3. Применение процента в практической деятельности.

              Ход урока

Учитель: Вчера на уроке мы познакомились с новым понятием % и научились переводить десятичные дроби в проценты и наоборот. Предлагаю вам проверить себя.

Устная работа ( на доске ):

  1. Перевести десятичную дробь в проценты:

0,74   0,08   1,56   0,067   0,685.

  1. Перевести % в десятичную дробь: 36%   3%  6%   7,9%   356%.
  2. В магазин привезли 40кг картофеля, до обеда продали 20% всего картофеля. Сколько кг продали?
  3. От куска продали 8 метров. Сколько метров было в куске , если отрезали 1/8 часть ?

Учитель: Ребята, почему сегодня  я включила такие задачи в устную работу?

Ученики: Мы начали изучать проценты. Наверное , будем решатьзадачи на проценты.

Учитель: Правильно, тема нашего сегодняшнего урока «задачи на проценты»и какую же цель мы поставили?

Ученик: Научиться решать задачи на проценты.

Учитель: А как вы думаете, можно ли эти задачи разбить на типы, Подсказки  на доске .

Ученик: Да, задачи  на нахождение % от числа и числа по его %.

Учитель : Правильно, давайте научимся различать пока  только эти 2 вида и их решать.

Урок обобщения и систематизации знаний через осуществление  личностно- ориентированное обучение.

Тема: «Четырехугольники»

Цель урока: Подвести  итоги изучения темы «Четырехугольники».

Задачи урока:

Обучающие: -знать определение, свойства, признаки четырехугольников: параллелограмма, прямоугольника, ромба , квадрата.

-уметь формулировать, доказывать свойства и признаки.

-уметь применять определение, свойства и признаки на практических задачах.

-уметь анализировать условие задачи, ввести по результатам анализа построение, доказывать , что построена требуемая фигура, проводить исследование.

Воспитывающие:

– формировать потребность к самоконтролю

– формировать навыки партнерской деятельности в группе

– формировать навыки самостоятельного обучения

– развивать чувства долга и ответственности за результаты собственной и коллективной деятельности

– реализация учебных потребностей каждого в классе.

Развивающие :

– умение планировать собственную деятельность

– умение преодолевать трудности интеллектуального труда

Навыки обобщения и систематизации знаний по теме

– умение представлять и защищать свое видение.

Плакаты с чертежами:

  1. Свойств, признаков параллелограмма, прямоугольника, ромба
  2. Задач на доказательства
  3. Свойств углов при основании трапеции и диагоналей трапеции
  4. Теорема Фалеса.

Ход урока

а) Постановка целей и задач урока

Мы с вами  изучили тему многоугольники. Ответьте на вопросы:

1.Что вы знаете о многоугольниках ?

2. Какие многоугольники мы рассматривали? Почему ?

Давайте , ребята , попробуем  поставить цели и задачи урока по итогам изучения темы « четырехугольники», исходя из информации на плакатах.

б) Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме.

Чтобы  охватить всю тему, ребята. Давайте разделимся на группы. Первая группа-параллелограмм, прямоугольник, ромб, вторая – теорему Фалеса. 5 минут обсуждений вопросов под руководством консультанта – аналитика, затем защищают проект доказательства. По окончанию защиты группа анализирует основные факты, события, явления по заданной фигуре. Защита продолжается  10-12 минут.

в) Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и  выполнения  практических заданий.

Вопрос: Как взаимосвязаны фигуры – выпуклые  четырехугольники, параллелограмм, прямоугольник, ромб , квадрат?

 В   группах обсуждаем защиту индивидуальных заданий на дом. Защита проекта доказательства длится 8 минут.

г) Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе  широкой  систематизации знаний предмета геометрии.

Вернемся к теореме Фалеса. Какие фигуры участвуют в данной теореме?

Прямые. Они пересекаются   в некоторой точке. Существует некоторая точка, в которой пересекутся прямые так как они по условию не параллельны,  тогда получим угол, стороны которого пересечены параллельными прямыми. Но угол является  частью большего  треугольника, который содержит много треугольников и много трапеций. В «малом» увидели «большее». Связать  свойства углов при основании  в равнобедренном треугольнике с углами  в равнобедренной трапеции? Какими свойствами обладает трапеция? О каких элементах трапеции говорится в свойствах? Итак , доказываем свойства трапеции. Эвристический диалог  длится 6 минут. Предлагаю каждой группе составить логическую модель изученной темы и  его 5 минут. Для всех домашнее задание- это задачи по теме «Четырехугольники» так как мы  теперь знаем их свойства  и признаки.

д) Рефлексия проведенного урока с детьми произойдет на следующей геометрии с показательными решениями задач на построение.

План рефлексии:

– Осуществили ли план урока и на сколько?

– Какие ошибки были допущены?

– А как лучше это сделать?

 В работе с учащимися   всегда стараюсь учитывать субъективный опыт учеников.

Любая получаемая информация интересна для них только тогда , когда в ней есть и новое и старое , и незнакомое. Чем теснее связаны старые и новые понятия тем теснее связаны старые и новые познания. Только тесная связь нового с уже изученным может служить  прочным фундаментом. Выбираю следующие нормы привлечения старых знаний к освоению нового материала:

  1. выявление  аналогичных ситуаций;
  2. Противопоставление;
  3. Сопоставление
  4. Прослеживание общих закономерностей
  5. Выделение новых сторон в известном
  6. Использование старых знаний в новых условиях, с новыми целями

На любом этапе учебной деятельности учащиеся  имеют определенную свободу выбора. Взаимосвязи учения, обучения, развития.

   Личностно-ориентированное образование есть  системное построение.

Оно позволяет :

  1. Добиться повышения познавательного интереса, познавательной активности.
  2. Ввести в систему индивидуальную работу с  учащимися.
  3. Значительно снизить количество неуспевающих;
  4. Повысить качество знаний учащихся; Ориентировать учебный процесс на достижение обязательных результатов обучения, сделать обучение  успешным для каждого ученика.
  5. Значительно четче увидеть пробелы в знаниях ребят и своевременно ликвидировать;
  6. Повысить уровень учебной мотивации.
  7. Создать психологический комфорт на уроке для ученика и учителя.

Личностно-ориентированная система обучения побуждает не только к передаче определенной суммы знаний от учителя к ученику, но и развивать ученика как активную личность, способную добывать и применять знания в нестандартных ситуациях. В то же время и  учитель постоянно находится в поиске эффективных форм методов обучения , ориентированных на результат, совершенствуется в  своем педагогическом мастерстве.

  

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 с. ЧАГДА»

МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»

 Учитель математики малокомплектной школы №11 с. Чагда  Перетяка Жанна Анатольевна  . Стаж работы 28 лет .

«Обобщение опыта работы».  

Источник