Личность воспитателя его роль в развитии ребенка
Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста
Воспитатель и ребенок… Как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не обидят, не ранят зарождающуюся личность?
Именно в контексте взаимодействия педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.
В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Воспитатель умеет читать замечательные книжки, знает множество увлекательных историй. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он устанавливает правила, он все знает и может помочь, подержать.
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития.
Одним из самых важных таких условий является построение правильного типа общения. Именно форма и стиль общения первоначально формируют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребенка, его направление и качество. Общеизвестный факт, что искажения во взаимоотношениях взрослого и ребенка ведут к формированию негативного поведения – непослушанию, действиям наперекор, упрямству и капризам.
Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является одной из основных составляющих профессионализма педагога. Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Определенная атмосфера присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей. Группа детского сада не является исключением, и лишь переступишь порог, можно ощутить атмосферу, царящую в ней. Для развития ребенка психологический климат играет значительную роль. Климат в группе детского сада определяется как отношениями между воспитателем и детьми, так отношениями между самими детьми. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, но при этом уважают также и право других быть самими собой.
Одним из приоритетных показателей благополучной атмосферы в коллективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, которое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием, деликатно помогать ребенку тогда, когда действительно требуется помощь. Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педагога, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Общение педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее полное его развитие.
При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на то или иное действие ребенка или событие. Искренне радуясь успеху малыша, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается маленький человек. Ориентируясь на реакции воспитателя, ребенок строит представление о собственных успехах и неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Поэтому ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость или раздражение присутствовали при взаимодействии с ребенком.
Все обращения к ребенку должны непременно нести позитивный оттенок, даже если необходимо корректировать поведение или оценить выполнение действия с отрицательным результатом. Например, если ребенок не смог что-то сделать в ходе занятия, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь!». Не стоит также отделываться и такой фразой: «Ну ладно, ничего страшного», так как теряется значимость действия и ориентация на положительный результат. Позитивным в данном случае будет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался». Такие сообщения, как: «Так уже гораздо лучше!», «Попробуй еще!», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п. не вызовут обиды и сопротивления, а значит будут побуждать к дальнейшим действиям. В этой связи хорошие рекомендации дает широко известный Дейл Карнеги. Будут эффективными такие его советы:
Щадите гордость человека, старайтесь, как можно чаще, хвалить его при всех, а критиковать наедине
Прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается оправдать ваше доверие
Не оставляйте без внимания малейших достижений и успехов.
Даже на ситуации, связанные с опасностью для самого ребенка или других детей, согласно правилам конструктивного общения, необходимо реагировать не запретом и критикой, а позитивным сообщением, призванным изменить поведение ребенка. Такое сообщение должно включать в себя следующие компоненты:
1. описание произведенного действия (Когда ты …);
2. описание возможного результата этого действия (Может случиться, что…);
3. предложение альтернативного варианта поведения (Лучше будет, если ты…).
Причем особенно важно не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а именно предложить другой вариант поведения в этой ситуации.
Естественно, что любой неблаговидный поступок ребенка должен заканчиваться какими-то мерами воздействия. Но при этом следует помнить, что если отрицательное подкрепление используется чаще, чем положительное, то постепенно в сознании ребенка формируется устойчивый негативный стереотип, в котором нет места радости, удовольствию, любви. Доминирующими чувствами по отношению ко взрослым становятся тревога и страх. А это, как известно, не способствует личностному росту.
Одной из важных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в ребенке, как в личности, а следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроении. Необходимым условием хорошего контакта является искреннее уважение к партнеру по общению. Для ребенка уважение является особенно важным условием взаимодействия, так как представляет собой сигнал о том, что он любим, значит, что он хороший и у него все получается. Даже у каждого шалуна можно найти что-то ценное, отличающее его от других, а значит поставить это качество в пример остальным детям. Ребенку, особенно начиная со старшего дошкольного возраста, быть примером для окружающих детей, наиболее ценно. Нужно помнить, что дети дошкольного возраста очень внушаемы. Поэтому, если ребенка не хвалить, не ставить в пример, а постоянно говорить, что он плохой, избалованный и т.п., он постепенно начинает воспринимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение закрепляется и становится привычным.
«Ребенок учится тому, чему его учит жизнь». Под таким заголовком известный доктор Барбара Л. Вульф приводит список утверждений, которые выглядят, например, таким образом: «Если ребенка критикуют, он учится обвинять».
Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие всех его основных психических процессов, способностей и личностных качеств. Именно в период школьного детства закладывается базис личностной культуры. Будет ли ребенок успешен в дальнейшей жизни, инициативен, самостоятелен, ответственен, открыт миру и людям, в большой степени зависит от Вас, уважаемые педагоги!
Источник
Татьяна Гицевич
Роль педагога в развитии ребёнка дошкольного возраста.
Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога -воспитателя. Воспитанники – это неповторимые личности и нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться.
Роль воспитателя в формировании личности дошкольника очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Общение является одним из самых важных факторов в психическом развитии ребенка, потому что только в эмоциональном контакте со взрослыми ребенок максимально усваивает жизненно необходимые правила поведения. Это не случайно, потому как в первые годы жизни ребенка, наиболее интенсивно происходит нравственное и эмоциональное развитие. Будущее ребенка по большей части зависит от того, в каких условиях протекает его детство. От воспитания зависит как ребёнок сможет в дальнейшем общаться со сверстниками, сможет ли воспринимать окружающий мир с открытой душой или станет замкнутым, малообщительным. В этом случае, задача педагога в том, чтобы создать благоприятную атмосферу для ребенка, где он будет чувствовать себя нужным и защищенным, перестанет бояться общения со сверстниками.
Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль воспитателя в развитии ребенка.
Для ребенка нет никого ближе, чем мама, которая играет с ним, дарит положительные эмоции и всегда успокоит, если вдруг возникла такая необходимость. Можно сказать, что воспитатель для ребенка – это первый человек, после мамы, который играет колоссальную роль в первичном формировании личности малыша. Поэтому главной ролью воспитателя в развитии ребенка, является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить малышу положительные качества, определить способности малыша. Хороший квалифицированный воспитатель должен знать, как лучше общаться с тем или иным ребенком. Для того, чтобы воспитателю было не сложно найти общий язык с ребенком, ему нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки. Каждому воспитателю и учителю, конечно, хочется, чтоб их воспитанники вспоминали их, говоря при этом только добрые слова. Ведь если вспоминают по – доброму, то значит Вы полностью выполнили эту важную роль воспитателя в развитии ребенка.
Огромная роль при общении ребенка с педагогом принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К. Д. Ушинский. И с этим трудно не согласиться.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников: (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками, усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, на одной” волне” с педагогом и детьми, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.
Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.
Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям – понятия взаимозависимые. Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить. Опора на положительные качества ребенка – вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.
Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты – результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.
От стиля отношений во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю.
Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов, самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации. Эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.
Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Источник
Óñïåõ âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà è âçàèìîäåéñòâèå ïåäàãîãà â îáùåíèè ñ äåòüìè. Ôîðìèðîâàíèå ñäåðæàííîñòè, èíòåðåñà ê äåÿòåëüíîñòè, ïîáóæäåíèå ê óñèä÷èâîñòè, ñîñðåäîòî÷åííîñòè âíèìàíèÿ. Ñîäåðæàíèå è ôîðìà òðåáîâàíèé ñ ó÷åòîì èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðîëü âîñïèòàòåëÿ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà
 ïîâñåäíåâíîì îáùåíèè ðåáåíîê ó÷èòñÿ ïîçíàâàòü ìèð, ïîäðàæàåò âçðîñëûì, ïðèîáðåòàåò æèçíåííûé îïûò, óñâàèâàåò íîðìû ïîâåäåíèÿ.
 ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè, âîñïèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà âàæíåéøàÿ ðîëü îòâîäèòñÿ âîñïèòàòåëþ.
Îò òîãî, êàê îáùàåòñÿ âîñïèòàòåëü ñ äåòüìè, êàê ðàçãîâàðèâàåò ñ íèìè, ïîíèìàåò èõ, çàâèñèò óñïåõ âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà.  ýòîé ñâÿçè îñîáîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò ïåäàãîãè÷åñêîå îáùåíèå, êàê ïðîôåññèîíàëüíîå îáùåíèå âîñïèòàòåëÿ ñ âîñïèòàííèêàìè, èìåþùåå îïðåäåëåííûå ïåäàãîãè÷åñêèå ôóíêöèè è íàïðàâëåííîå íà ñîçäàíèå áëàãîïðèÿòíîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî êëèìàòà â ãðóïïå, à òàêæå íà óñòàíîâëåíèå ïðàâèëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé ñ äåòüìè â öåëîì è ñ êàæäûì ðåáåíêîì â îòäåëüíîñòè.
Âàæíóþ ðîëü â ïðîöåññå îáùåíèÿ èãðàåò óìåíèå âûðàæàòü ñâîè ýìîöèè è ïðàâèëüíî ïîíèìàòü ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ñîáåñåäíèêà.
Äåòè äîëæíû ó÷èòüñÿ îöåíèâàòü ñåáÿ, ïðàâèëüíî ïðèíèìàòü ïîõâàëû, çàìå÷àòü è ïûòàòüñÿ ïîäâåðãàòü àíàëèçó ñîáñòâåííûå óñïåõè è äîñòèæåíèÿ. Ýòî ïîìîæåò îáðåñòè íåîáõîäèìóþ óâåðåííîñòü, ïî÷óâñòâîâàòü ñåáÿ ëåã÷å è äîáðåå, íàó÷èòü ïîñòîÿííî äàðèòü ëþäÿì óëûáêó. ×óâñòâî ñàìîóâàæåíèÿ è óâåðåííîñòè â ñåáå è ñâîèõ ñèëàõ ïîçâîëèò äåòÿì àêòèâíåå âêëþ÷àòüñÿ â ëþáîé âèä äåÿòåëüíîñòè, îõîòíî äåëèòüñÿ â îáùåíèè äðóã ñ äðóãîì ñâîèìè ìûñëÿìè è ÷óâñòâàìè.
Âçàèìîïîíèìàíèå è êîíòàêò ïåäàãîãà è äåòåé âî ìíîãîì îïðåäåëÿþò óñïåøíûé ðåçóëüòàò â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè.
Ó ÷óòêîãî, ëþáÿùåãî äåòåé âîñïèòàòåëÿ â àðñåíàëå ìíîæåñòâî ïðèåìîâ, êîòîðûå ïîìîãàþò âûçâàòü ðàñïîëîæåíèå äåòåé ê äåòñêîìó ñàäó. Óòðîì, îí âñòðåòèò èõ ïðèâåòëèâîé óëûáêîé, ïîñòàðàåòñÿ óâëå÷ü èíòåðåñíîé èãðóøêîé, à òåì, êòî áîëåçíåííî ïåðåíîñèò ðàññòàâàíèå ñ áëèçêèìè, ïîäãîòîâèò ñþðïðèç.
Õîðîøî, ÷òîáû äåòè, ïî÷àùå ñëûøàëè îò âîñïèòàòåëÿ ïðèâû÷íîå, äîìàøíåå äëÿ íèõ îáðàùåíèå – Ñàøåíüêà, Èãîðåê, à íå õîëîäíî-îôèöèàëüíîå – Åãîðîâ Àëåêñàíäð, Êèðèëëîâà Íàòàøà. Äàæå åñëè â ãðóïïå òðè Ëåíû, äâà Âîâû, òî è òîãäà íå îáÿçàòåëüíî èõ íàçûâàòü ïî ôàìèëèÿì: ïóñòü êàæäûé ñëûøèò òåïëîå, ëàñêîâîå îáðàùåíèå, ê êîòîðîìó îí ïðèâûê.
Ó íåïîñåä âîñïèòàòåëü ñòðåìèòñÿ ñôîðìèðîâàòü ñäåðæàííîñòü, èíòåðåñ ê äåÿòåëüíîñòè, ïîáóæäàþùèé ê óñèä÷èâîñòè, ñîñðåäîòî÷åííîñòè âíèìàíèÿ. È âìåñòå ñ òåì íóæíî äàâàòü èì âîçìîæíîñòü ðàçðÿäèòü ñâîþ ýíåðãèþ â äåÿòåëüíîñòè, òðåáóþùåé äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè. Îò íåïîäâèæíîñòè äåòè óòîìëÿþòñÿ.
Âîñïèòàòåëü ïîìíèò, ÷òî îñîáåííîñòè âîçðàñòà è ïîäõîä ê äåòÿì – ïîíÿòèÿ âçàèìîçàâèñèìûå. Íàïðèìåð, ñîäåðæàíèå è ôîðìà òðåáîâàíèé íå ìîãóò áûòü îäèíàêîâûìè è äëÿ ñàìûõ ìàëåíüêèõ, è äëÿ ñòàðøèõ äåòåé.
Òîëüêî ó÷èòûâàÿ âîçðàñòíûå (è, êîíå÷íî, èíäèâèäóàëüíûå!) îñîáåííîñòè ðåáåíêà, ïåäàãîã ñìîæåò îïðåäåëèòü è ìåðó ñâîèõ òðåáîâàíèé, è ôîðìó, â êàêîé îíè áóäóò ïðåäúÿâëåíû. Ê ñàìûì ìàëåíüêèì ïåäàãîã ïðîÿâëÿåò îñîáóþ òåïëîòó. Îí óìååò ïîæàëåòü, ïîñî÷óâñòâîâàòü, ñîçäàòü ó ðåáåíêà îùóùåíèå çàùèùåííîñòè. Ýòî, êîíå÷íî, íå îçíà÷àåò, ÷òî äåòè ïîñòàðøå íå íóæäàþòñÿ â ÷óòêîñòè, çàèíòåðåñîâàííîñòè îò ïåäàãîãà: â óñòàíîâëåíèè äóøåâíûõ ñâÿçåé ñî ñòàðøèìè äåòüìè îò íåãî òðåáóåòñÿ åùå è óìåíèå äàâàòü îáúÿñíåíèÿ, àðãóìåíòèðîâàòü çàïðåò, ñåðüåçíî ðàçãîâàðèâàòü, øóòèòü. âîñïèòàòåëüíûé ïåäàãîã ñîñðåäîòî÷åííîñòü óñèä÷èâîñòü
Îïîðà íà ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà ðåáåíêà – âîò ÷åì ðóêîâîäñòâóåòñÿ ïåäàãîã â ïîäõîäå ê äåòÿì.
Âîñïèòàòåëü îáÿçàí ïîìíèòü: ïëîõèõ äåòåé íåò, îòäåëüíûå îòðèöàòåëüíûå ÷åðòû – ðåçóëüòàò íåïðàâèëüíîãî âîñïèòàíèÿ. Ëó÷øå ïîä÷åðêèâàòü ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà è òåì ñàìûì çàêðåïëÿòü èõ, ñîäåéñòâóÿ ðàçâèòèþ ó ðåáåíêà ÷óâñòâà ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà.
Ïåäàãîãè÷åñêèé òàêò.
Ïåäàãîã, îáëàäàþùèé òàêòîì, óìååò ðàçãîâàðèâàòü ñ äåòüìè è âûñëóøèâàòü èõ; ïðîÿâëÿòü âûäåðæêó ïðè ëþáûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ; íàõîäèòü ñïîñîáû âîçäåéñòâèÿ íà äåòåé, ó÷èòûâàÿ èõ ñàìîëþáèå; ïîíèìàòü è ïðàâèëüíî îöåíèâàòü äåòñêèå ïîñòóïêè, à ãëàâíîå, óìåòü èíäèâèäóàëèçèðîâàòü ìåòîäû è ïðèåìû âîñïèòàíèÿ, îïèðàÿñü íà âñå ëó÷øåå, ÷òî åñòü â ðåáåíêå.
Ñòèëü îòíîøåíèé. Îò íåãî âî ìíîãîì çàâèñèò âçàèìîïîíèìàíèå âçðîñëîãî è ìàëåíüêîãî, ãîòîâíîñòü ê àêòèâíîìó ïîñëóøàíèþ, ðàñïîëîæåíèÿ ê âîñïèòàòåëþ.
Óñïåøíîñòü îáó÷åíèÿ äåòåé, èõ ïñèõîëîãè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå âî ìíîãîì çàâèñÿò îò ñòèëÿ îáùåíèÿ ïåäàãîãà. Äåìîêðàòè÷åñêèé ñòèëü ñïîñîáñòâóåò óñïåøíîìó ôîðìèðîâàíèþ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ðåáåíêà, áëàãîïðèÿòñòâóåò îáó÷åíèþ, àâòîðèòàðíûé âûçûâàåò íåãàòèâíûå ýìîöèîíàëüíî-ïîâåäåí÷åñêèå ðåàêöèè ó äåòåé.
Êòî èç âîñïèòàòåëåé íå çíàåò, ÷òî îò òîãî, êàê äàíî óêàçàíèå, çàâèñèò ðåàêöèÿ ðåáåíêà? Äîáèâàÿñü îò äåòåé âûïîëíåíèÿ ñâîåãî òðåáîâàíèÿ, âîñïèòàòåëü äîëæåí îáëàäàòü âñåìè îòòåíêàìè èíòîíàöèè. Íàñòîÿùèé ïåäàãîã âñåãäà ïðåäâèäèò, êîãäà è êàê ðàçãîâàðèâàòü ñ âîñïèòàííèêàìè.
Ïåäàãîã âñåãäà ÷óòîê è âíèìàòåëåí ê äåòÿì, èõ ôèçè÷åñêîìó ñîñòîÿíèþ è íàñòðîåíèþ, èíòåðåñàì è ïîòðåáíîñòÿì.
Îí íåïðåìåííî çàìåòèò, êàê ÷óâñòâóåò ñåáÿ êàæäûé ðåáåíîê, ÷òî âîëíóåò è áåñïîêîèò åãî, ñ êàêèì íàñòðîåíèåì îí ïðèøåë â äåòñêèé ñàä, è ïîñòàðàåòñÿ óñòðàíèòü ïðè÷èíû, îòðèöàòåëüíî âëèÿþùèå íà íåãî. Óìåíèå ïîíÿòü ðåáåíêà, åãî ñîñòîÿíèå ïîçâîëÿåò áîëåå ïðàâèëüíî îïðåäåëèòü ñîîòâåòñòâóþùèé ïîäõîä ê íåìó, ïðåäâèäÿ ðåàêöèþ íà òîò èëè èíîé ïåäàãîãè÷åñêèé ïðèåì.
Äåòè ëþáÿò âîñïèòàòåëÿ îïòèìèñòè÷åñêè íàñòðîåííîãî: åãî îïòèìèçì – òî íåóëîâèìîå, ÷òî íå óêëàäûâàåòñÿ íè â êàêèå ïëàíû è êîíñïåêòû, íîñ ñîäåéñòâóåò óñòàíîâëåíèþ äóøåâíûõ ñâÿçåé â îòíîøåíèÿõ “âîñïèòàòåëü – äåòè”. Ó òàêîãî ïåäàãîãà âîñïèòàííèêè âñåãäà æèçíåðàäîñòíû. Âñå ýòî ñïîñîáñòâóåò óñòàíîâëåíèþ ïîëîæèòåëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî êëèìàòà â ãðóïïå, ÷òî, êàê èçâåñòíî, áëàãîïðèÿòñòâóåò ðàñöâåòó â êàæäîì ðåáåíêå ëó÷øèõ êà÷åñòâ è, ãëàâíîå, ñîçäàåò ó íåãî ãîòîâíîñòü ê âîñïðèÿòèþ ïåäàãîãè÷åñêèõ âîçäåéñòâèé. Âåäü ê âîñïèòàòåëþ, êîòîðûé âåñåë, èçîáðåòàòåëåí, ÷óòêî óëàâëèâàåò äåòñêîå íàñòðîåíèå, âñåãäà óñòðåìëåíû âçîðû ðåáÿòèøåê: ÷òî îí ñêàæåò? Êàê îòíåñåòñÿ ê èõ âûäóìêå? Îäîáðèò ëè íîâûé çàìûñåë?
Ïåäàãîãè÷åñêîå îáùåíèå, êàê ïðîôåññèîíàëüíîå îáùåíèå âîñïèòàòåëÿ ñ âîñïèòàííèêàìè, èìåþùåå îïðåäåëåííûå ïåäàãîãè÷åñêèå ôóíêöèè è íàïðàâëåííîå íà ñîçäàíèå áëàãîïðèÿòíîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî êëèìàòà â ãðóïïå, à òàêæå íà óñòàíîâëåíèå ïðàâèëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé ñ äåòüìè â öåëîì è ñ êàæäûì ðåáåíêîì â îòäåëüíîñòè:
Âçàèìîïîíèìàíèå è êîíòàêò ïåäàãîãà è äåòåé.
Îñîáåííîñòè âîçðàñòà è ïîäõîä ê äåòÿì – ïîíÿòèÿ âçàèìîçàâèñèìûå.
Îïîðà íà ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà ðåáåíêà.
Ïåäàãîãè÷åñêèé òàêò.
Ñòèëü îòíîøåíèé.
Ïåäàãîã âñåãäà ÷óòîê è âíèìàòåëåí ê äåòÿì, èõ ôèçè÷åñêîìó ñîñòîÿíèþ è íàñòðîåíèþ, èíòåðåñàì è ïîòðåáíîñòÿì.
Ïðèåìû, ìåòîäû:
Ñëîâåñíûå.
Áåñåäû.
Èãðû-áåñåäû.
Ðàññêàç.
×òåíèå õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû.
Èñïîëüçîâàíèå èãðîâûõ ñèòóàöèé.
Èãðû – áåñåäû ñ ïåðñîíàæàìè ñêàçîê
Ñî÷èíåíèå èñòîðèé.
Äèñêóññèè
Îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè.
Íàãëÿäíûå.
Êîíòàêò ãëàç.
Èíäèâèäóàëüíûå âûñòàâêè
Ðàññìàòðèâàíèå ôîòîàëüáîìîâ.
Áåñåäà ó çåðêàëà.
Êóêîëüíûå ñïåêòàêëè.
Ýêñêóðñèè
Íàáëþäåíèÿ çà ïðèðîäîé, ïòèöàìè, ÿâëåíèÿìè îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè.
Ðàññìàòðèâàíèå èëëþñòðàöèé
Ïðàêòè÷åñêèå.
Ôèçè÷åñêèé êîíòàêò.
Êóêîëüíûå ñïåêòàêëè
Èãðû – äðàìàòèçàöèè.
Èãðû – èìïðîâèçàöèè.
Èãðû – çàáàâû.
Ïîäâèæíûå èãðû.
Ïàëü÷èêîâûå èãðû.
Èãðû
Èãðû â ñïîðòèâíîì óãîëêå.
Ðåëàêñàöèÿ
Èãðû ñ ïðèðîäíûì ìàòåðèàëîì.
Èãðû ñ âîäîé.
Èãðû íà ìóçûêàëüíûõ èíñòðóìåíòàõ.
Èãðû ñî ñòðîèòåëüíûì ìàòåðèàëîì.
Ðàçâëå÷åíèÿ
Ëàñêîâàÿ ìèíóòêà.
Óïðàæíåíèÿ ïîäðàæàòåëüíî – èñïîëíèòåëüñêîãî è òâîð÷åñêîãî õàðàêòåðà.
Ìîäåëèðîâàíèå è àíàëèç çàäàííûõ ñèòóàöèé.
Ìèíè – êîíêóðñû.
Ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííûå ôîðìû:
Ìóçûêàëüíûå çàíÿòèÿ.
Ïîçíàâàòåëüíîå ðàçâèòèå.
Ôèçêóëüòóðíûå çàíÿòèÿ.
Ïñèõîãèìíàñòèêà
Ïîäâèæíûå èãðû.
Ñþæåòíî – ðîëåâûå èãðû.
Òðóäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü.
×òåíèå õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû
Õóäîæåñòâåííàÿ òâîð÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü.
Êîíñòðóêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü.
Ïðîäóêòèâíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè
Óñëîâèÿ:
– Öâåòîâîå ðåøåíèå îêðàñêè ïîìåùåíèÿ è ìåáåëè.
– Ýñòåòè÷åñêèé õàðàêòåð îáñòàíîâêè.
– Íàñòåííûå êàðòèíû.
– Óãîëîê íàñòðîåíèÿ.
– Äîñêà æåëàíèé.
– Óãîëîê ñêàçêè.
– Ñîáëþäåíèå ðåæèìà äíÿ.
– Ãèãèåíè÷åñêèå óñëîâèÿ (ïîääåðæàíèå òåìïåðàòóðíîãî ðåæèìà).
– Äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ðàçíîîáðàçíûõ èãðóøåê, ñîîòâåòñòâóþùèõ âîçðàñòó è óìåíèÿì.
– Àóäèîçàïèñè, ìóçûêàëüíûå èãðóøêè, èíñòðóìåíòû.
– Áåñåäà ñ ðîäèòåëÿìè, äåòüìè.
– Ïëîùàäü äëÿ äâèæåíèÿ (èãðîâîå ïîëå).
– Ïîñîáèÿ äëÿ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ.
– Ìÿãêèé ìîäóëüíûé ìàòåðèàë.
– Ìàòåðèàëû äëÿ ðåæèññåðñêîé èãðû, òåàòðàëèçîâàííîé äåÿòåëüíîñòè.
– Îáîðóäîâàíèå è ìàòåðèàë äëÿ ýêñïåðèìåíòèðîâàíèÿ.
– Ðàçëè÷íûå ìàòåðèàëû äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé õóäîæåñòâåííîé è òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.
– Óãîëêè êíèã
– Âåñåëîå íàñòðîåíèå âî âðåìÿ çàíÿòèé.
– Ñâîáîäíîå ïîñåùåíèå ÄÎÓ ðîäèòåëÿìè ñ äåòüìè.
– Ñîçäàíèå êîìôîðòíîé îáñòàíîâêè ñ ââåäåíèåì ýëåìåíòîì ñåìåéíîãî áûòà.
Ñîçäàíèå èíôîðìàöèîííî-ðåêëàìíîé ñðåäû:
– Âèçèòíàÿ êàðòî÷êà.
– Æóðíàë “Ïðîáóæäåíèå”.
1 ïîëîâèíà äíÿ
Ïðèåì:
Áåñåäà ñ ðîäèòåëÿìè, äåòüìè (òåïëîå ñëîâî, âîïðîñ, óëûáêà, ñîçäàíèå àòìîñôåðû äîáðîæåëàòåëüíîñòè, äîâåðèÿ, âçàèìîïîíèìàíèÿ).
Êîëëåêòèâíûå áåñåäû (÷óâñòâî êîëëåêòèâèçìà, äðóæåëþáèå).
Èãðû (äèäàêòè÷åñêèå, ïîäâèæíûå, ñëîâåñíûå, íàñòîëüíî-ïå÷àòíûå).
Òðóä (âîçíèêàþò íîâûå ýìîöèîíàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ: ðàäîñòü îò îáùåãî óñïåõà).
Èíäèâèäóàëüíàÿ ðàáîòà ñ äåòüìè.
Óòðåííÿÿ ãèìíàñòèêà.
Ïàëü÷èêîâàÿ ãèìíàñòèêà (àðòèêóëÿöèîííàÿ ãèìíàñòèêà).
Ïîäãîòîâêà ê çàâòðàêó (äåæóðñòâî – ïîääåðæèâàòü èíòåðåñ äåòåé ê ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè, ôîðìèðîâàíèå êóëüòóðíî-ãèãèåíè÷åñêèõ íàâûêîâ – âîñïèòûâàòü ïîëîæèòåëüíûå âçàèìîîòíîøåíèÿ ìåæäó äåòüìè, êóëüòóðó ïîâåäåíèÿ â êîëëåêòèâå, ñêðîìíîñòü, âåæëèâîñòü, ñäåðæàííîñòü).
Çàâòðàê (ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ çà ñòîëîì, ïðàâèëüíîå óìûâàíèå).
Äåæóðñòâî ïî çàíÿòèÿì (òðóäîëþáèå).
Ïîäâèæíûå èãðû (íàïðàâëåíû íà îáùóþ äåÿòåëüíîñòü, ñîâìåñòíûå äâèæåíèÿ, êîíòàêò).
Çàíÿòèÿ (ôîðìèðóåò ó äåòåé íåîáõîäèìûå óìåíèÿ è íàâûêè, ðàçâèâàåò óìñòâåííóþ àêòèâíîñòü, âîñïèòûâàåò íðàâñòâåííî-âîëåâûå êà÷åñòâà, ãîòîâèò ê äåÿòåëüíîñòè â øêîëå).
Ïåðåðûâ (ïîäâèæíûå èãðû, õîðîâîäíûå èãðû).
Ïñèõîãèìíàñòèêà (ñîçäàåò ïîëîæèòåëüíóþ ýìîöèîíàëüíóþ àòìîñôåðó).
Îäåâàíèå íà ïðîãóëêó (èñïîëüçîâàíèå õóäîæåñòâåííîãî ñëîâà, òîí îáðàùåíèÿ, óëûáêà – ñîçäàåò õîðîøåå íàñòðîåíèå; ïðèó÷àåò äåòåé îáðàùàòüñÿ ñ ïðîñüáîé, áëàãîäàðèòü çà ïîìîùü, ðàçâèâàåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü).
Ïðîãóëêà (íàèáîëåå óäîáíîå âðåìÿ äëÿ ðàçâèòèÿ ó äîøêîëüíèêîâ äâèæåíèé, ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ)
Ïîäâèæíûå èãðû è ñïîðòèâíûå ðàçâëå÷åíèÿ (äåòè äåéñòâóþò ñîâìåñòíî, äîñòèãàþò îáùèõ öåëåé; ôîðìèðóþòñÿ íà÷àëà êîëëåêòèâèçìà, óìåíèå ñîïåðåæèâàòü, îêàçûâàòü ïîìîùü, ïîääåðæèâàòü ñâåðñòíèêîâ).
Òðóä â ïðèðîäå (óäîâëåòâîðåíèå îò õîðîøåãî âûïîëíåíèÿ ñâîèõ îáÿçàííîñòåé).
Íàáëþäåíèÿ.
Ñàìîñòîÿòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü.
Âîçâðàùåíèå ñ ïðîãóëêè.
2 ïîëîâèíà äíÿ
Êîëëåêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü.
Ñàìîñòîÿòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü:
– êîíñòðóêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü (ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ òâîð÷åñòâà è èíèöèàòèâû, ïðèó÷àåò ðåáåíêà ñ÷èòàòüñÿ ñ óñëîâèÿìè, äèñöèïëèíèðóåò äåÿòåëüíîñòü);
– õóäîæåñòâåííî-òâîð÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü (ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ýñòåòè÷åñêèõ ÷óâñòâ, õóäîæåñòâåííîìó âîñïðèÿòèþ, ó÷àòñÿ âûïîëíÿòü äåéñòâèÿ, íàïðàâëåííûå íà ïîëó÷åíèå çàäàííîãî ðåçóëüòàòà, îâëàäåâàþò óìåíèÿìè ñòàâèòü ïåðåä ñîáîé öåëü, ïëàíèðîâàòü åå äîñòèæåíèå).
Ïîäâèæíûå èãðû
Òðóäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü.
Èíäèâèäóàëüíàÿ ðàáîòà.
Èãðû (ñþæåòíî – ðîëåâûå, äèäàêòè÷åñêèå, ïîäâèæíûå, ñëîâåñíûå, íàñòîëüíî-ïå÷àòíûå, ñòðîèòåëüíûå – ðàçâèòèå ãóìàííûõ ÷óâñòâ, ðîëåâûõ âçàèìîîòíîøåíèé, ïîìîãàþùèõ äîøêîëüíèêó ïîíÿòü äðóãîãî, ó÷åñòü åãî íàñòðîåíèå, æåëàíèå).
×òåíèå õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû (ðàçâèâàþòñÿ ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè, â ñèòóàöèè ñðàâíåíèÿ ñåáÿ ñ ïîëîæèòåëüíûì ëèòåðàòóðíûì ãåðîåì).
Îðãàíèçóÿ ïîñòåïåííûé ïåðåõîä îò îäíîãî ýëåìåíòà ðåæèìà ê äðóãîìó, ïåäàãîã ðåøàåò ðàçíûå çàäà÷è: îäíîãî ðåáåíêà ó÷èò äîâîäèòü íà÷àòîå äåëî äî êîíöà, äðóãîãî – óáèðàòü çà ñîáîé, òðåòüåãî – ïîä÷èíÿòüñÿ ïðèíÿòûì ïðàâèëàì ïîâåäåíèÿ, à êàæäîãî – áûòü ïðåäóïðåäèòåëüíûì è äîáðîæåëàòåëüíûì.
Ïåäàãîãè÷åñêèå âîçäåéñòâèÿ ýôôåêòèâíû â òîì ñëó÷àå, åñëè âçðîñëûé óìååò íàéòè èç âñåãî ìíîãîîáðàçèÿ ìåòîäîâ è ïðèåìîâ, ñàìûé íóæíûé ñ ó÷åòîì îñîáåííîñòåé ðåáåíêà è êîíêðåòíî ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè. Ýôôåêòèâíîñòü ïåäàãîãè÷åñêèõ âîçäåéñòâèé çàâèñèò îò àâòîðèòåòà âîñïèòàòåëÿ, îò åäèíñòâà òðåáîâàíèé ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ, â ïîäõîäå ê ðåáåíêó ñëåäóåò îïèðàòüñÿ íà åãî ñèëüíûå ñòîðîíû, íà ïðîáóæäàþùèåñÿ â íåì ñàìîëþáèå, ÷åëîâå÷åñêîãî äîñòîèíñòâà.
×òîáû ïðàâèëüíî âîñïèòûâàòü äåòåé, íåîáõîäèìî ïîíèìàòü è ó÷èòûâàòü ïñèõîëîãè÷åñêèå è èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè êàæäîãî ðåáåíêà. Çàäà÷à âîñïèòàòåëÿ – âî âñåõ ôîðìàõ ðàáîòû ñ ðîäèòåëÿìè ðàñêðûòü ïåðåä íèìè âàæíåéøèå ñòîðîíû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íà êàæäîé âîçðàñòíîé ñòóïåíè äîøêîëüíîãî äåòñòâà è ñîîòâåòñòâóþùèå ïðèåìû âîñïèòàíèÿ.
Êîíòàêò ãëàç.
Ôèçè÷åñêèé êîíòàêò.
Ïðèñòàëüíîå âíèìàíèå.
Äèñöèïëèíà.
Åñëè íàø âçãëÿä ïîñòîÿííî âûðàæàåò ëþáîâü, äîáðîæåëàòåëüíîñòü, ðåáåíîê íàó÷èòñÿ òàêæå ñìîòðåòü íà ëþäåé. Åñëè æå ìû âçãëÿäîì ñòðåìèìñÿ òîëüêî âûðàçèòü íàøå ðàçäðàæåíèå, ðåáåíîê ïðèó÷àåòñÿ ê òàêîé æå ðåàêöèè.
Ôèçè÷åñêèé êîíòàêò – çàìå÷àòåëüíàÿ âîçìîæíîñòü äëÿ îáùåíèÿ. Äîñòàòî÷íî ïðèêîñíóòüñÿ ê ðóêå, îáíÿòü çà ïëå÷è, ïîãëàäèòü ïî ãîëîâå, ïîòðåïàòü ïî âîëîñàì. Âñå ýòî óêðåïëÿåò ýìîöèîíàëüíîå ðàâíîâåñèå ðåáåíêà.
Îñíîâíûå ìåòîäû îáó÷åíèÿ:
– Íàáëþäåíèÿ.
– Ðàññìàòðèâàíèå ðèñóíêîâ è ôîòîãðàôèé.
– Ñâîáîäíîå è òåìàòè÷åñêîå ðèñîâàíèå.
– Óïðàæíåíèÿ ïîäðàæàòåëüíî – èñïîëíèòåëüñêîãî è òâîð÷åñêîãî õàðàêòåðà.
– Ýòþäû.
– Èìïðîâèçàöèÿ.
– Ìîäåëèðîâàíèå è àíàëèç çàäàííûõ ñèòóàöèé.
– Èãðû ñ ïðàâèëàìè: ñþæåòíî-ðîëåâûå, ñëîâåñíûå, ïîäâèæíûå, ìóçûêàëüíûå.
– Òâîð÷åñêèå èãðû: ñþæåòíî-ðîëåâûå, èãðû-äðàìàòèçàöèè.
– ×òåíèå õóäîæåñòâåííûõ ïðîèçâåäåíèé.
– Ðàññêàç ïåäàãîãà è ðàññêàçû äåòåé.
– Ñî÷èíåíèå èñòîðèé.
– Áåñåäû.
– Ìèíè-êîíêóðñû.
– Äèñêóññèè.
Íà ïðîãóëêå
– Íàáëþäåíèå çà ïðèðîäîé, ïòèöàìè, çà ÿâëåíèÿìè îêðóæàþùåé æèçíè.
– Îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè.
– Ïîñèëüíûé òðóä â ïðèðîäå.
– Ñïîðòèâíûå ðàçâëå÷åíèÿ
Èãðà-äðàìàòèçàöèÿ – óñâàèâàíèå áîãàòñòâà ðîäíîãî ÿçûêà, îâëàäåâàåò âûðàçèòåëüíûìè ñðåäñòâàìè, èñïîëüçóåò ðàçíîîáðàçíûå èíòîíàöèè, îòðàæàþùèå õàðàêòåð è ïîñòóïêè ãåðîåâ, ñòàðàåòñÿ ãîâîðèòü ÷åòêî, “êðàñèâî”.
Óñëîâèÿ:
1 ìëàäøàÿ ãðóïïà
– ïëîùàäü äëÿ äâèæåíèÿ;
– äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ðàçíîîáðàçíûõ èãðóøåê, ñîîòâåòñòâóþùèõ âîçðàñòó è óìåíèÿì 3-7 ëåò;
– ñîáëþäåíèå ðåæèìà äíÿ;
– ãèãèåíè÷åñêèå óñëîâèÿ;
– ïîääåðæàíèå ïðàâèëüíîãî òåìïåðàòóðíîãî è âîçäóøíîãî ðåæèìà (ôèçèîëîãè÷åñêîå äåéñòâèå ñâåæåãî âîçäóõà âûðàæàåòñÿ â óëó÷øåíèè îáìåíà âåùåñòâ, ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ, ÷òî ïîâûøàåò ñîïðîòèâëÿåìîñòü îðãàíèçìà ê ïðîñòóäíûì çàáîëåâàíèÿì);
– äîñòàòî÷íàÿ îñâåùåííîñòü ïîìåùåíèé.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник