Личность родителей и развитие ребенка

Ирина Панькова
Консультация для родителей «Личность родителей и развитие ребенка»

(Жан-Жак руссо).:
У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.

Я уверенна, что каждый взрослый человек (взрослый морально и физически) хотя бы раз задавался вопросом: как личность родителей связанна с развитием ребёнка?

Воспитание- это дело не одного года. Воспитанием вы будете заняты всю жизнь. Но есть прямая зависимость между тем, каким вы хотите видеть своего ребёнка и что вы представляете собой. Если сами вы человек невоспитанный, вам не удастся слепить нечто совершенное из своего ребёнка. Потому в первую очередь потрудитесь над собой.

Многих родителей заботит один и тот же вопрос: почему дети одного возраста и выросшие примерно в одних условиях такие разные? Казалось бы, живи и радуйся: всё крутится вокруг этих маленьких и трогательных созданий! Понятно, что характер и темперамент никто не отменял, однако есть ещё кое-что не менее важное: речь идёт об уникальном семейном климате, в котором растёт каждый малыш.

Дети, как известно, цветы жизни, цветы, очень чуткие к окружающим условиям и заботе. Принимайте ребёнка таким, какой он есть, и радуйтесь этому- тогда он станет хорошим взрослым. Среди множества детских лиц вы не найдёте двух одинаковых. Развитие каждого ребёнка также протекает по – своему. Один быстрее своих сверстников развивается физически, у него раньше появляется координация движений, он начинает садится, вставать, ходить- этакий атлетический тип младенца. Но он же иногда отстаёт в умении делать чёткие, осмысленные движения пальцами, запаздывает в развитии речи. У малыша, физически активного, могут поздно резаться зубы, и наоборот. Ребёнок, который в своё время будет удивлять своей сообразительностью школьных учителей, часто долго не начинает говорить, и его родители даже некоторое время опасаются, что он всю жизнь будет тупицей; а другой школьник, не проявляющий никаких выдающихся способностей, оказывается, заговорил очень рано.

Любите своё дитя таким, какое оно есть. Радуйтесь тому, как выглядит ваш малыш и что он делает, не задумывайтесь о качествах, ему не присущих.

Не секрет, что именно от родителей зависит, каким вырастит ребенок, с умеют ли они развить заложенные в малыше от природы способности или, наоборот сломают хрупкую психику в стремлении переделать чадо, подстроить под себя, под свои амбиции.

Для ребенка на первом месте всегда стоит мать, поэтому рассмотрим образы матерей, дети которых страдают неврозами.

Царевна-несмеяна

Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержана в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Имеет навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль. Больше всего боится избаловать ребенка. Лишний раз не поцелует не обнимет.

Снежная королева

Повелевающая, держащая всех на расстоянии, внутренне холодная и не отзывчивая, эгоистичная, равнодушная. Не принимает критику в свой адрес.

Спящая красавица

Склонна к мечтательности, пессимизму, заторможенная, самовлюбленная, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребности. Стремится господствовать или доминировать среди окружающих, не переносит не внимание к себе, больше всего боится остаться одна, без восхищения и признания окружающих.

Унтер Пришибеева

Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, детьми командует, понукает, принижает чувства собственного достоинства. Легко раздражается выходит из себя.

Суматошная мать

Неугомонная, взбалмошная, противоречивая и непоследовательная, взрывается, любой пустяк склонна превращать в трагедию, из ничего делает проблемы и на них же бурно реагирует.

Наседка

Жертвенная, тревожно беспокойная, во всем опекает, не отпускает ребенка от себя, сопровождает каждый его шаг, предохраняет от любых, часто кажущихся, трудностей, стремится заменить собой сверстников, либо выбирает друзей для ребенка по своему вкусу, подавляет самостоятельность и активность ребенка.

Вечный ребенок

Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, детей считает обузой, себя -жертвой обстоятельств. Не может самостоятельно справится с самыми обычными проблемами детей, охотно перепоручает заботу о ребенке другим людям (бабушки, няни, воспитателям в детском саду, при этом страдает от чувства бессилия и беспомощности.

Если встретились «родные» черты – делайте вывод!

Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общенья. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха-доброжелательные и открытые отношения в семье, справится с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.

Литература:

1. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции // Семья и формирование личности: Сборник научных трудов / Под ред. А. А. Бодалева. – М. : НИИ ОП, 1981.

2. Настольная книга молодой мамы. О ребёнке от рождения до школы. СПб. : ИГ «Весь», 2009.- 832 с.

3. Ребёнок и уход за ним / Бенджамин Спок; пер. с англ. А. В. Дубровского. – Минск: «Попурри».- 2006. – 669, [3] c.

4. Интернет ресурсы: Высказывания Жан-Жака Руссо. flaminguru.ru›af618.html

Источник

Фото из открытых источников

Несмотря на то, что на #развитие ребенка в дошкольном возрасте значительно влияют отношения с ровесниками, с братьями/сестрами и другими членами семьи, основная роль все же принадлежит влиянию родителей.

То, что дошкольник переживает в детстве во время отношений с родителями остается с ним на всю жизнь.

Изменить структуры, которые сформировались в этом возрасте достаточно сложно, что нередко может требовать помощи со стороны, а также больших усилий уже взрослого человека.

Читайте также:  Развитие ребенка в 2 года домашнее видео

Развитие ребенка происходит под воздействием родительского программирования, в результате которого формируется жизненный сценарий, изучением которого занимался Э. Берн и его последователи – Й. Стюарт и В. Джонс.

Они утверждали, что человек начинает создавать историю своей жизни уже с момента рождения. А уже к четырем годам в общих чертах известно ее содержание, к семи годам история уже почти завершена, далее она только «шлифуется», дополняется деталями.

Рассуждая о влиянии родителей, А. Адлер уделял большое внимание анализу прототипа, который формируется в возрасте четырех-пяти лет.

Исследователя интересовали эмоции именно этого периода, которые могут быть настолько разными и сильными, что взрослые со своей точки зрения даже не могут себе представить.

Одним из наиболее распространенных влияний в этом возрасте А. Адлер считал чувство подавленности, вызванное излишними родительскими наказаниями или неадекватным отношением к детям.

Это вынуждает искать ребенка облегчения своих страданий, что часто выражается в установке избегания общения с родителями.

В современном обществе с развитием интереса к психологической литературе, жизненного уклада цивилизованных стран большинство родителей отвергают физическое наказание как способ воспитания.

В.А. Ильин по этому поводу пишет, что для подавления автономии и свободы воли родители используют «гуманные» способы, не связанные с физическим наказанием.

Наиболее распространенные в нашей культуре способы подавления индивидуальности ребенка – застыдить и тем самым вызвать чувство вины.

Если очень часто использовать этот метод, ребенку будет не только стыдно показывать другим свои переживания, но и чувствовать внутри себя определенные эмоции.

Такое поведение родителей также способствует формированию у ребенка мотивации избегания общения с родителями. А соответственно, лишает возможности получить в достаточной мере необходимый опыт взаимодействия с родителями во время которого у ребенка активно развиваются представления о самом себе, жизненных ценностях, мире, добре и зле, разнообразии ролевых взаимоотношений как в семье, так и вне ее.

Часто при воспитании родители ориентируются на идеальный образ ребенка, наполняя его всеми возможными способностями и качествами, которые хотели бы сформировать у своего чада, не желая видеть и считаться с тем, какой их ребенок на самом деле.

В этом и состоит значительная разница между «формированием» и «развитием».

Если #родители игнорируют потребности, природный потенциал ребенка и прикладывают много усилий, чтобы «втиснуть» маленького человека в рамки своего придуманного образа, тогда мы говорим о формировании личности.

#Развитие личности происходит тогда, когда родители создают такие условия жизни ребенка, при которых могут раскрыться его индивидуальные способности, когда они принимают своего ребенка таким, какой он есть, не стремясь постоянно сравнивать его с другими детьми.

Большинство родителей на вопрос, какими бы они хотели видеть своих детей, ответят, что хотели бы видеть их успешными, счастливыми, благополучными, честными, образованными и т. п.

При этом они не редко забывают, что в развитии позитивных качеств ребенка главным примером выступают они сами. Встречаются семьи, где родители пытаются научить своих детей тому, чего сами не умеют.

Не умея достойно вести себя и решать конфликтные ситуации, вполне естественно, что родителям будет сложно научить детей адекватно вести себя во время конфликтного столкновения.

Э. Эриксон по этому поводу указывал, что один из глубочайших конфликтов в человеческой жизни – ненависть к тому из родителей, кто служил образцом и исполнителем воли супер-эго, но сам, как выяснилось, пытается выйти сухим из воды в случае тех же прегрешений, которые ребенок больше не мог терпеть у себя.

Травмирующей ситуацией для развития ребенка может быть перекладывание ответственности на него за семейные проблемы, основа которых может лежать не в самом ребенке, а в отношениях между мужем и женой.

Примером может быть приход к психологу с заявкой, что их ребенок плохо себя ведет, часто капризничает, не слушается, вредничает. Дети в данном случае могут лишь отражать неразрешенные супружеские проблемы.

#Дети используются в проективных целях тогда, когда возникает вопрос о расторжении брака при частых открытых конфликтах и невозможности найти взаимопонимания.

Главный аргумент родителей в такой ситуации – они, вроде бы, не могут разойтись, чтобы не лишать ребенка возможности иметь полную семью.

Исследования показывают, что на самом деле атмосфера напряжения и отсутствие радости в подобной семье более вредная для ребенка, чем открытый разрыв отношений, что демонстрирует смелое решение человека изменить тяжелую ситуацию.

Тревожной является обстановка в семье, когда #родители не любят друг друга, и при этом не разрешают себе ругаться, предъявлять претензии друг другу демонстрируя иллюзорное благополучие. Отчуждение не позволяет им быть естественными и в отношениях с детьми.

Как отмечает Э. Фромм, атмосфера «корректности» усложняет понять, что же на самом деле чувствуют или думают родители, порождая у детей чрезмерное чувство тревожности, неуверенности, неопределенности как по отношению к себе, так и по отношению к родителям.

Сложности в развитии личности ребенка возникнут при несогласованных или противоположных позициях родителей в отношении воспитания.

Это может привести к тому, что у ребенка могут быть значительные трудности с усвоением социально принятых форм поведения, развитием самоконтроля и чувства ответственности.

Он может избегать чего-то нового, неожиданного, неизвестного – из-за страха, что при столкновении с этим новым не сможет выбрать правильный способ поведения.

Позитивным фактором развития личности ребенка, желанием быть включенным в тесные отношения с родителями выступает благоприятная эмоциональная атмосфера в семье, которую в основном создают родители своей любовью, заботой, терпеливостью, принятием, мудростью.

Читайте также:  Год и месяц ребенку развитие питание сон

В значительной мере на детско-родительские отношения влияет то, насколько родители любят друг друга. Родители используют проективные механизмы в собственных взаимоотношениях, а также по отношению к ребенку, когда отсутствует любовь.

Различные супружеские конфликты, расхождения в ценностных ориентациях, в стилях воспитания детей, родительское программирование, также не способствует развитию позитивных отношений между родителями и детьми.

_______________________________________

Эти статьи могут быть вам интересны:

Синдром Мюнхгаузена BY PROXY в детской психиатрии

Флюидный интеллект

Способности ребенка: как их понять?

Умеет ли ваш ребенок дружить?

Детская ревность

Влияние отца на личность ребенка

Адаптация ребенка в замещающей семье

Разница между воспитанием и требованием непременного послушания

Дело всей жизни. Как не прогадать с образованием?

Нужно ли половое воспитание в школе? +Анонимный опрос

Скулшутинг: что побуждает детей устраивать бойню и как это предупредить?

Как выявить творческий потенциал подростка?

________________________________________

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.

Источник

Картинка взята из открытого источника “Яндекс картинки”

Родители являются теми, с кем ребёнок проводит большую часть детства. Мама и папа не только обеспечивают малыша материально, но и создают благоприятную атмосферу для развития личности. Когда наступает этот период, возникает закономерный вопрос – как родители влияют на формирование личности?

Как устроен ребёнок ????

Процесс осознания ребёнком себя начинается в 3 года, когда в нём заложены главные представления о жизни, теперь подлежащие «обработке». Он начинает проявлять характер осознанно, определяется с симпатиями, антипатиями.

Малыш выкраивает важные установки, самое необходимое по его мнению. В этом возрасте дети наблюдают за окружающими, делают выводы. Подобное происходит неосознанно, поэтому родственникам необходимо больше внимания уделять объяснениям, разбирая конкретные случаи.

Личность формируется путём наблюдения за:

· близкими родственниками;

· педагогами;

· сверстниками.

На первых этапах формирования первое место занимают родители, затем учителя или воспитатели, затем – другие мальчики и девочки. Однако, ошибочно полагать, что подобные установки нерушимы. Отношение малыша исходит из того, как родители влияют на детей. Если в семье ребёнок получает нужные эмоции – он будет прислушиваться, усваивая правильные установки и развиваясь в точном направлении.

Например, на уроке мальчик видит кричащего одноклассника и позже копирует паттерн поведения в школе и дома, ведь от авторитета усвоил: «кричать можно». Дома мама или папа объяснит, что поступать так нельзя, но мальчик прислушается только если родитель в «иерархии авторитетов» выше сверстника.

Но это не мешает неосознанно учиться у не-авторитетов. Дети усваивают принцип «так можно», это позволяет схватывать привычки даже у тех, с кем они почти незнакомы. Главное для родителей – правильно поставить себя, найти дорожку к сердцу сына или дочки и настаивать на правильной точке зрения до последнего.

Всё начинается с родителей ????

Мамы и папы часто полагают, что большая часть ответственности за воспитание лежит на учителях. В этом заключается основная ошибка родителей, так как их авторитет должен быть выше авторитета воспитателя. Отдавая кроху на «попечение» педагогов, мамы и папы не заметят того, как отойдут на второе или третье место, заменят их наставники и сверстники.

Картинка взята из открытого источника “Яндекс картинки”

На расстановке ролей работа не заканчивается. Стоит помнить о важнейшем правиле: мама и папа – основные примеры для подражания. Казалось бы, как пример родителей влияет на детей? Это три разных личности! Но ребёнок – личность не сформированная, поэтому малейшие «движения» взрослых авторитетов мгновенно становятся постоянными привычками.

Лучший способ не прививать плохие повадки – искоренить неправильные установки в себе. Любопытный ребёнок всегда найдёт способ наблюдать, даже если Вы не замечаете. Он фиксирует всё: от умения радовать любимого человека до нервного покусывания губы.

Иногда отучить себя от некорректных привычек сложно, особенно если Вы находитесь в постоянном стрессе, и плохие повадки позволяют искоренить стресс (скажем, курение).

Тем не менее, стоит сдерживать порывы и смотреть на происходящее с положительной стороны: отучаясь от плохого, Вы делаете шаг к оздоровлению, физическому или психическому. Тем более, это важно не только для Вас, но и для детей.

Как воспитать гармоничную личность

В первую очередь, не нужно опекать ребёнка слишком сильно. В 3 года ребёнок хочет браться за дело сам, но «хочу» не совпадает с «могу». Как родители влияют на такую ситуацию?

Мама или папа думает, что сын или дочь не справится, поэтому говорят «не делай этого!», буквально заставляя ребёнка бездействовать. В таком случае ни о какой самостоятельности речи не идёт. Совет: давайте желаемые поручения, но в меньшей мере. Например, если ребёнок хочет мыть хрупкую посуду, выдайте ему «человеческую», но пластиковую.

Но и обесценивать порывы нельзя. Постоянная критика мотивирует закрываться, не делиться проблемами с авторитетами. Впоследствии уже взрослый человек не будет доверять окружающим, станет асоциальной личностью. Хвалить и ругать нужно в меру, только за объективно хорошие или плохие поступки, а также предлагать альтернативу.

Картинка взята из открытого источника “Яндекс картинки”

Говоря о том, как родители влияют на будущее детей, нужно помнить: нельзя сравнивать детей. Скорее всего, каждый слышал в детстве фразы вроде «у Маши сплошь пятёрки, а у тебя – ни одной!». Особенно плохо сказывается фраза, если ребёнок совершенствуется, с троек перешёл на четвёрки, но родители всё ещё требуют «отлично». Частое повторение укореняется в голове, порождает комплекс неполноценности. Разве это качество присуще гармоничной личности?

Читайте также:  Карта развития ребенка в доу образец в младшей группе

Существует множество методик воспитания, но в вопросе о том, как родители влияют на психику, следственно, на личность ребёнка, очевиден. Мама и папа становятся важнейшим примером для малыша. Главным образом на детей влияет пример окружающих, но прислушивается он к авторитетам.

Поэтому родителям нужно стать более значимыми, и своим поведением показывать правильные установки. Вскоре паттерны закрепятся, способствует развитию гармоничной личности. А что для родителей может быть ценнее, чем хороший ребёнок?

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк и делитесь материалом с друзьями!

Еще больше интересных статей, на моем блоге: https://maxdohod.info

Источник

Внутрисемейные отношения очень часто являются для ребенка образцом для подражания, и развитие его личности во многом зависит от того, как родители воспринимают ребенка и как ведут себя с ним.

Специалисты выделяют четыре основных типа семейного воспитания, в основе которых два критерия: уровень эмоционального приятия ребенка взрослыми и контроль с их стороны. Необходимо учитывать, что стили воспитания чаще всего смешанные, ведь человек – существо гибкое, вписать его поведение в рамки какой-либо концепции невозможно. Тем не менее, в каждой семье есть основной стиль воспитания, черты которого проявляются ярче остальных.

Стили воспитания

Авторитетный стиль

Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.

Ребенок, воспитанный в семье, использующей авторитетный стиль воспитания, будет отличаться высокой самооценкой, целеустремленностью, силой воли, ответственностью. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, чаще всего дружелюбны. Они готовы к выполнению социальных норм, обладают высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, соответственно, риск возникновения девиантного поведения в таких семьях достаточно низкий.

Авторитарный стиль

Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.

Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.

Либеральный стиль

Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.

Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.

У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.

Индифферентный стиль

Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.

Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.

Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.

Рекомендации

Анализ стилей воспитания показывает, что авторитетный стиль — наиболее благоприятный для формирования гармоничной личности. Самое главное при его использовании – обозначить границы еще в раннем детстве.

Либеральный стиль может показаться привлекательным тем родителям, что радеют за свободу и независимость ребенка, но на деле он не приносит должного результата.

А вот индифферентного и авторитарного стилей надо избегать…

Итак, знания о многообразии стилей воспитания подразумевают их эффективное и своевременное использование. В любом случае детям необходима душевная теплота, эмоциональное общение, понимание и приятие.

Любите своих детей, будьте внимательны к ним и соблюдайте баланс между строгостью и добротой.

Автор: Екатерина Головин

Источник