Личность ребенка имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении

Личность ребенка имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении thumbnail

№ п/п

Новые понятия

Определения

1

2

3

1

Дефектология

наука, которая исследует психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их обучения и воспитания, определяет условия, способствующие преодолению имеющихся у детей дефектов в умственном и физическом развитии

2

Коррекционная педагогика

отрасль педагогики, изучающая сущность и закономерности образования и воспитания детей и подростков, имеющих нерезко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении

3

Объект коррекционной педагогики

личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно – двигательной, соматической, интеллектуально – речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию

4

Депривация

лишения, перенесенные в раннем детстве

5

Дезадаптация

нарушения в приспособлении

6

Девиация

отклонения в поведении

7

Предмет коррекционной педагогики

является процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков

8

Коррекция

может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, а также выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка

9

Коррекционно – воспитательная деятельность

охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении

10

Коррекционно – развивающее обучение

система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации

11

Компенсация

сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма

12

Адаптация школьная

процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира

13

Реабилитация социальная

процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно – полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками

14

Реабилитация

своего рода итог всей коррекционно – педагогической деятельности

15

Я.А. Коменский (1592–1670)

педагог, философ, который впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения

16

И.Г. Песталоцци (1746–1827)

известный швейцарский педагог. Ему принадлежат первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях

17

Мария Монтессори (1870–1952)

известный итальянский педагог. Создала ортофеническую школу для отсталых детей, где применяла систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики

18

Психометрия

направление в изучении интеллектуальной недостаточности – система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью методов тестов

19

В.П. Кащенко (1870–1943)

создал школу – санаторий для дефективных детей, которая переросла в НИИ дефектологии АПН (1943), а затем в институт коррекционной педагогики РАО

20

Г.И. Россолимо (1860–1928)

известный невропатолог, в начале века предложил свой оригинальный метод тестирования, который получил название «Метод психологических профилей»

21

Л.C. Выготский (1896–1934)

им были разработаны и обоснованы основы социальной реабилитации аномального ребенка

22

Девиантное поведение

отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, стандартов и норм

23

Критерий девиации

нарушение норм, принятых в данном обществе

24

Социальная норма

исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций

25

Упрямство

одно из ранних проявлений нарушения поведения. В клинической психологии упрямство связывается с внушаемостью

26

Внушаемость

важнейшее человеческое качество, «ворота души», открытость другому, способность верить

27

Эмоции

это система быстрого реагирования на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды

28

Гиперактивный ребенок

основные характеристики: расторможенность, отвлекаемость, импульсивность. Эти нарушения поведения могут сопровождаться и серьезными вторичными нарушениями – слабой успеваемостью и трудностями в общении с другими людьми

29

Замкнутость

нарушение, которое называется застенчивостью и проявляется в трудностях установления эмоциональных отношений с окружающими людьми

30

Застенчивость

детально изучал профессор Стенфордского университета США Ф. Зембардо. Это явление он называет социальным заболеванием, последствия которого могут быть разрушительными для личности

31

Социальная дезадаптация

проявляется в социально неодобряемых формах поведения

32

Лживость

одно из проявлений нарушенного поведения, пагубно сказывается на формировании личности

33

Инфантилизм

психическая незрелость, характеризуется преобладанием черт, свойственных более младшему возрасту

34

Дисгармонический инфантилизм

наиболее типичными проявлениями являются легкая взрывчатость, возбудимость, слабоволие, несамостоятельность, неспособность довести до конца любое дело, неспособность к самоконтролю и самоорганизации

35

Доброкачественная агрессия

имеет инстинктивную природу, т.е. является биологической адаптацией, способствующей поддержанию жизни, и возникает как реакция на угрозу

36

Злокачественная агрессия

проявляется в деструктивности, жестокости и не является защитой от нападения и угрозы

37

Экзистенциальные потребности

это психические потребности человека, удовлетворение которых необходимо для сохранения душевного здоровья, так же как удовлетворение естественных потребностей необходимо для сохранения физической жизни

38

Акцентуации характера

т.е. временных изменений характера, сглаживающихся или, наоборот, обостряющихся по мере взросления (Личко А.Е., 1983)

Читайте также:  Для определения уровня развития ребенка

39

Самооценка

оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения

40

Возрастные кризисы

рассматриваются как условные обозначения более или менее выраженных состояний конфликтности при переходе из одного периода возрастного развития в другой

41

Психический дизонтогенез

различные формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез)

42

Аутизм

проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов, в «уходе» в свой внутренний мир

43

Задержка психического развития (ЗПР)

это нарушение нормального психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов

44

Класс коррекционно – развивающего обучения

для детей с задержкой психического развития, которые обучаются в массовой общеобразовательной школе

45

Коррекционное учреждение VII вида

осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования. 1 – я ступень – начальное общее образование ( нормативный срок освоения – 3–5 лет); 2 – я ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет )

Источник

Становление личности — сложный процесс, на который влияет множество факторов. Их различные сочетания обеспечивают многообразие вариантов развития, среди которых, к сожалению, есть и отклоняющиеся. Говорить о норме применительно к развитию личности довольно сложно, так как феномен одаренности по своей сути также является отклонением. Однако понятие «отклонение в развитии личности» предполагает рассмотрение тех вариантов развития, которые не дают личности максимально полно реализовать свои возможности и удовлетворять потребности, т.е. подразумевают отрицательный подтекст.

Чаще всего такие ситуации связаны с наличием каких-либо физических и (или) психических недостатков (дефектов), которые и определяют аномалии развития. Однако сложность процесса становления личности подчеркивается возможностью возникновения аномалий развития, связанных с неправильной организацией воспитательных и социализирующих воздействий.

К сожалению, аномалии в развитии детей существовали всегда, и, несмотря на все успехи современной медицины, их количество имеет стойкую тенденцию к увеличению. В ходе Всероссийской детской диспансеризации у 54% детей дошкольного возраста были выявлены различные отклонения от нормального возрастного развития, причем примерно в 80% случаев эти отклонения имели многофункциональный характер. Главным образом это нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические реакции.

У 12—19% дошкольников диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30—40% детей входят в группу риска, имея предрасположенность к этим отклонениям. По данным статистики, количество полностью здоровых детей дошкольного возраста не превышает 18%.

Рост заболеваемости часто приводит к стойкому ухудшению состояния здоровья и получению инвалидности в детском возрасте. Число детей, ставших инвалидами до достижения 17-летнего возраста, постоянно возрастает. Только с 2010 по 2013 г. оно увеличилось на 16%.

Само собой разумеется, что состояние здоровья оказывает огромное влияние на развитие личности. В дошкольном возрасте 25% детей (а но некоторым данным, 30—45%) требуют организации специальных условий обучения и воспитания. Среди учащихся 20—30% нуждаются в специальной нсихолого-недагогической помощи, а свыше 60% относятся к группе риска.

Все эго приводит к необходимости отдельного научного рассмотрения аномалий развития и разработки как методологических, так и методических основ организации специальной помощи, и в том числе психологопедагогической поддержки этому контингенту воспитанников. Такая забота особенно важна, так как отношение общества к слабым и больным показывает уровень его развития и культуры.

Аномалии развития исследуются специальной педагогикой, которая рассматривает все многообразные аспекты нарушения взаимодействия человека и общества. Объектом ее исследования являются ситуации и состояния риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, которые проявляются во взаимодействии индивида со средой, обусловленные различными внешними и внутренними факторами. Предметом является организация процесса обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в развитии.

Исследованием аномалий в развитии личности занимались многие российские и зарубежные ученые: М. Монтессори, Л. С. Выготский, Л. В. Зан- ков, В. П. Кащенко, Г. Ф. Кумарина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие. Однако, несмотря на достаточно длительную историю этой отрасли науки, в ней нет методологического единства, используются различные понятия и классификации. Различный смысл подчас вкладывают в понятия коррекционной и специальной педагогики и т.д. Вероятно, эго связано с использованием различных подходов к классифицированию, с многообразием форм психолого-педагогической поддержки и со значительным разнообразием самих отклонений, а также их сочетаний.

Вместе с тем есть и объединяющие моменты. Таковыми, прежде всего, являются основные направления работы: коррекция, компенсация, адаптация и реабилитация.

Коррекция — система специальных и общепедагогических мер, направленных на преодоление недостатков психофизиологического развития и отклонений ребенка.

Компенсация — сложный процесс замещения, возмещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсация опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека. В процессе компенсации в организме происходит формирование новых динамических систем и условных связей.

Адаптация — процесс приспособления ребенка к условиям среды, к ее нормам и требованиям, к активной деятельности, полноценному взаимодействию.

Читайте также:  Роль привязанности в развитии ребенка

Реабилитация — процесс восстановления, включения ребенка в социальную среду, адекватные взаимоотношения со сверстниками. Это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности. Грани этого сложного явления — медицинская, психологическая и педагогическая реабилитации. Такие формы работы позволяют выделить коррекционную педагогику, обеспечивающую восстановление нарушенных или утраченных функций, и дефектологию, ставящую своей целью адаптировать ребенка к непоправимым аномалиям развития и обеспечить ему максимально полные, исходя из существующих условий, возможности для самовыражения.

Аномалии развития личности имеют различные грани проявления и возникают в результате достаточно широкого круга причин, что не позволяет ввести их универсальную классификацию. Для нашего рассмотрения больше всего подходит классификация по ключевому фактору, вызвавшему отклонение:

  • — девиации поведения, связанные с отсутствием регуляции поведения, непониманием или отрицанием социальных норм;
  • — соматические дефекты, приводящие к стойкому нарушению психических функций;
  • — аномалии в развитии психики.

В развитии личности достаточно условно можно выделить две доминанты: психическую и физическую. Понятно, что ключевую роль в развитии личности играют психические функции, поскольку именно психика обеспечивает связь физического тела с социальным окружением и, таким образом, делает человека человеком. Любое нарушение этой связи приводит к тому, что поведение человека становится непредсказуемым, а его взаимодействие с другими людьми — затруднительным, что приводит к изоляции и дезадаптации, а как следствие — к деградации личности.

Не менее важно и понимание того, что психическое развитие является своеобразным фундаментом для физического развития, однако верно и обратное: нарушение физической (соматической) целостности в отсутствие специальной поддержки может привести к нарушению психических функций. Таким образом, мы приходим к пониманию того, что аномалии в развитии личности могут возникнуть в связи с наличием соматических дефектов, с дисфункциями психики, а также в связи с педагогической запущенностью, с отсутствием норм в поведении, однако грани между этими причинами достаточно условны.

Источник

«Основы  психодиагностики и основные признаки отклонения развития детей» как одна из тем Профессионального Стандарта «Педагог»

Психодиагностика — это область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, достигнутого индивидом или группой.

Психодиагностика (от греческого псюхо – душа, диагностикас – способный распознавать) -отрасль психологии , разрабатывающая теорию, принципы и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

 Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 
Объект психодиагностической оценки: все, что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взятого человека и кончая сложнейшими социально-психологическими процессами, возникающими в общении и взаимодействии людей как личностей друг с другом.

Психодиагностика проводится:

1. Специалистом. (Психодиагностика детей в учреждениях системы образования осуществляется профессионально подготовленными практическими психологами, оканчивающими факультеты психологии при университетах или факультеты переподготовки по специальности «Практическая психология» при высших педагогических учебных заведениях)

2. Только с разрешения родителей.

3. Результаты обязательно доводятся до родителей.

Рекомендовано в ДОУ

· Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. 
· Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе. 
· Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк. 
· Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы. 
Дополнительно: 
· По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

Педагогическая диагностика предполагает исследование индивидуального развития ребенка относительно самого себя. Может  проводиться воспитателем на основе наблюдения и изучения продуктов деятельности ребенка.

Психодиагностика, в частности, предполагает:

— изучение динамики возрастного психологического (познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного) развития детей с первых месяцев жизни до окончания школы.

— выяснение индивидуальных особенностей психического и поведенческого развития каждого ребенка, его отклонений от некоторого среднего стандарта.  Нормы в положительную (ускоренное развитие) или отрицательную (замедленное развитие) сторону;

— психологическое обслуживание развивающих педагогических экспериментов, проводимых с детьми с целью определения успешности обучения и воспитания и выработки на этой основе практических рекомендаций;

— определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию, а также для проведения научно обоснованной профконсультационной и профориентационной работы;

— получение разносторонней информации о наличном состоянии психологии ребенка, полезной для учителей и родителей, с задачей выбора наиболее подходящих для данного ребенка содержания и методов обучения и воспитания.

 Требования морально-этического характера, которые обычно предъявляются к проведению психодиагностических обследований детей.

1. Результаты психодиагностического обследования не должны использоваться во вред ребенку.

2. Психодиагностика детей может и должна производиться  только с согласия самих детей и их родителей.

3. Родители, за исключением тех, кто по закону был лишен родительских прав, могут знать результаты психодиагностического обследования своих детей, а также те выводы, которые специалистом-психологом сделаны на их основе. Психолог в свою очередь обязан давать исчерпывающие и достоверные ответы на все вопросы родителей, касающиеся психологии их детей.

Читайте также:  Основные показатели физического развития ребенка первого года жизни

4. Результаты психодиагностического обследования без учета многих других факторов и без принятия в расчет мнения педагогов и родителей не могут служить основанием для определения судьбы ребенка и заключения о возможностях его обучения и воспитания.

5. Психолог, работающий в системе образования, должен проводить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями и воспитателями, обеспечивая их необходимой информацией о детях, с которыми они работают.

ПРИМЕРЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ.

Тест “Дом-Дерево-Человек”Эта – одна из самых известных – проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Тест “Несуществующее животное”Метод исследования личности с помощью проективного теста “Несуществующее животное” построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).

Тест “Рисунок семьи”Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Тест Гилфорда (модифицированный)Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы: беглость, гибкость, оригинальность, точность.

Тест Розенцвейга (детский вариант)Данный вариант материала теста Розенцвейга, содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В.В. Добровым.

ПРИЗНАКИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

К сожалению, число детей с отклонениями в развитии неуклонно возрастает, этому есть ряд причин:

-наследственность;

-факторы внешней среды.

Виды нарушений, их классификация.

В настоящее время единых принципов классификации в развитии не существует. Классификация детей с отклонениями в развитии М.А. Власовой и М.С.Певзнер.

выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью ( с нарушением слуха, зрения, речи, функция опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) форма поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний ( шизофрения, эпилепсия, истерия и др.)

Виды отклонений в развитии детей.

  • Физические (Дети имеют недуги, затрудняющие их действия, а так же нарушения зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата)
  • Психические(дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.
  • Педагогические( не могут освоить образовательную программу )
  • Социальные (Дети, которым в результате воспитания не привита функция, существенно влияющая на вхождение в социум, что влияет на поведение и сознание во время пребывания в социальной группе. Социальные отклонения(гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость ) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение  имеет не терапевтическое вмешательство , а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Одаренного ребенка отличают упорство, настойчивость в достижении поставленных целей, повышенная концентрация внимания. Для одаренного ребенка характерно необычное, неожиданное, своеобразное видение окружающих явлений и предметов, развитое чувство юмора.

Для того, чтобы определить есть ли отклонения в развитии ребенка или же это возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику у специалистов (врач- невролог, психолог, логопед, дефектолог).

Нужно помнить: за один симптом заключение о психическом развитии ребенка никто не  ставит!

Норма в развитии

Отклонения в развитии

  • уровень развития соответствует большинству ровесников, среди которых он растет.
  • поведение соответствует  требованиям общества: ребенок не асоциален.
  • ребенок  развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния, как со стороны своего организма, так и окружающей среды.
  • Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.
  • Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.
  • Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.
  • Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).
  • Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.
  • Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.
  • Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью

Вывод: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Источник