Личность ребенка его развитие зависимость от среды
Уральская
государственная
академия физической
культуры
Екатеринбургский
филиал
Контрольная
работа по социальной
педагогике на тему:
«Личность
ребенка, ее развитие,
зависимость от среды»
Руководитель:
Сазонова С.Л.
Студентки
з/о
Шаманаевой
Г.Б.
Группа
0401
Екатеринбург
2006г.
Понятие
«личность».
Личность
– явление социальное. Оно тесно
связано со временем и выражает все,
что есть в человеке исторического.
Качества
личности – явление не врожденное,
не передается по наследству, но возникают
в результате социального и культурного
развития.
Личностью
становится человек имеющий собственную
позицию в жизни, пришедший к этому в итоге
большой работы над собой, осознания социальных
явлений, общения.
Формирование
личности – это процесс становления
человека в обществе. Личность способна
к самоорганизации, самоконтролю, самооценке.
Характерные
черты личности.
Личность
обладает набором обязательных
социальных качеств. Это индивидуальность,
разумность, ответственность,
характер и темперамент,
активность и целеустремленность,
самоконтроль и самоанализ,
направленность и воля.
Индивидуальность
– уникальные свойства данного человека,
присущие только этому определенному
человеку.
Разумность
– способность ответственного предвидения
результата действий, поступка.
Темперамент
– психологическая индивидуальная
способность человека, «Это характеристика
индивида со стороны нервно-динамических
особенностей его психической деятельности».
Темперамент проявляется в эмоциональной
возбудимости, особенно в детском возрасте.
С возрастом эмоциональные проявления
вместе с интеллектуальной деятельностью
определяют характер человека.
Характер
формируется в результате социализации
темперамента, как сложное психическое
образование, которое состоит из многочисленных
свойств личности. Характер проявляется
в отношении человека к окружающим и самому
себе. Они присущи только для этого человека.
Так, настойчивость, чуткость, решительность,
смелость, вежливость типичны для конкретного
человека. Однако какая-то черта из них
может быть ведущей, подчиняя себе остальные.
Активность
– мера взаимодействия человека с окружающим
миром. Существует внешняя и внутренняя
активность. Внутренняя – человек выполняет
дело, в котором реализует себя, внешняя
– выполняет дело, не интересное для него.
Целеустремленность
– способность достижения назначенной
цели.
Направленность
– тенденция в поведении человека,
которая проявляется в мировоззрении,
духовных потребностях и делах.
Воля
– проявление личности в способности
преодолевать трудности, препятствие,
преграды на пути к цели.
Развитие
личности.
Ребенок
рождается с предрасположением
к определенным задаткам и способностям,
но как они разовьются, зависит
от природы и среды.
Среда.
Это глобальные события в мире,
на планете, экономические события,
стихии, события в стране, в обществе, где
живет ребенок. Это события в городе, в
деревне, в семье. Это религиозное влияние,
влияние улицы, сверстников, школы, внешкольных
учреждений, клубов и центров.
Под
влиянием среды человек изменяется
физически, умственно и нравственно. В
этом процессе развития ребенок становится
личностью. Происходит изменение его организма,
психики под влиянием его окружения, семьи
и сверстников.
Личность
развивается как результат общения
и участия в разных видах деятельности
сначала игровой, а затем учебной и
трудовой.
В
зависимости от окружения развиваются
его мировоззрение, его общественная
сущность.
Наследственность
и развитие.
Развитие
личности зависит от трех факторов:
наследственности, среды и воспитания.
Наследственность
– это физические, биологические
свойства человека, родовые особенности
его организма. Цвет кожи, глаз, форма волос,
телосложения, особенности нервной системы
и мышления.
По
наследству передаются задатки и
способности человека.
Медики
признают, что наследственная психическая
неуравновешенность, умственная недостаточность
у детей алкоголиков влияют на интеллектуальное
развитие личности. Но биологическое неравенство
у людей от рождения существует.
Именно
в процессе деятельности – умственной
и познавательной, общественной
и спортивной, художественной и технической,
ремесленной и геденической (получение
удовольствия) – формируется личность.
Особенным
видом деятельности является общение.
И главное, не просто деятельность, а деятельность
активная.
Формирование
личности.
Прежде
всего, это физические и физиологические
данные, наследственность, природные задатки
и способности, генотип поведения.
Также
важны активность, особенности поведения,
сила разума, эмоциональность, деятельность,
творчество, стремления, мотивы и способности.
Важность
среды социальному педагогу следует
учитывать, начиная с утробного возраста.
Далее с взрослением ребенка рассматривается
его положение в семье, отношение с родственниками,
религиозная, культурная, национальная
и политическая среда. Среда это когда
на ребенка влияют семья, двор, улица, школа,
телевизор.
Немаловажный
фактор – улица. У родителей и
воспитателей слово «улица» вызывает
шок. Во дворе ребенок познает
окружающий мир. Место, где он живет,
определяет его кругозор. Современная
система образования оттягивает вступление
подростка в трудовую жизнь. Если в 20-е
гг. Треть шестнадцатилетних ребят работала,
то сегодня все они учатся. А социальный
опыт приобретают во дворе. Здесь широкий
круг общения, здесь подросток самоутверждается:
есть свои лидеры, «заводилы» и «душа компании».
Во дворе возникают конфликты, во дворе
они и тушатся. Подростки отвоевывают
свой статус независимых от взрослых.
Они не любят поучений и назиданий. Здесь
происходит становление характера.
В
формировании личности важно учитывать
способность ребенка (подростка) к самореализации,
самовоспитанию, самообразованию, способность
к самоотдаче. Самоотдача – источник саморазвития
личности. «Если сотрудничество и чувство
ответственности создают основу личности,
обеспечивающие органическое единство
человека и общества, то самоотдача человека
на благо людей совершенствует его личность».
Возрастные
особенности.
Учет
возрастных особенностей ребенка является
одним из главных педагогических
принципов. Возрастная периодизация дает
необходимые знания каждого этапа развития
личности. В истории педагогики первым,
кто определил и обосновал особенности
каждого возрастного этапа, был чешский
падагог Ян Амос Коменский (1592-1670).
Воспитание
должно строиться по «ступеням возраста».
В
педагогике принята устоявшаяся периодизация
возрастных особенностей развития личности.
- От
рождения до 3 лет, младенческий
возраст. Этот первый период жизни Пиаже
назвал «сенсомоторной стадией», за время
которого ребенок из беспомощного существа
превращается в маленького человека. Он
ходит, говорит, любит или не любит, веселый
или боится, умеет жалеть и ревновать.
Он познает мир семьи, впитывает впечатления,
фантазирует, знает цвет, величину. Он
накапливает факты, помнит звуки и запах,
пытается проверить свои силы. К концу
3-го года он уже выражает свои желания
словами, хотя речь его ограничена. В этом
возрасте ребенок воспитывается в семье,
и материнская любовь или нелюбовь, как
и различные воздействия окружающих взрослых,
определяют дальнейшее его развитие. - От 3
до 6 лет, дошкольный
возраст. Дети овладевают навыками беглой
речи, расширяется круг их общения, Ребенок
может сам рассказать сказку, предварительно
все обдумав.
Ребенок
подвижен, может мастерить, но работа
не должна быть продолжительной. Он умеет
держаться на людях, следует наставлениям.
Его оценки увиденного сосредоточены
на одном: «плохой мальчик» или «хороший».
3.
От 6 до 10 лет, младший
школьный возраст. В этом возрасте, оставив
семью, ребенок входит в школьный коллектив
и должен подчиняться его требованиям,
как и требованиям соседей, улицы, лагеря.
Он
может выполнять как отдельные
поручения, так и серьезное дело
для семьи, знает школьный распорядок.
Но, освоив законы общежития, он пытается
их нарушить. Но искренне раскаивается
в своих проступках.
Некоторые
ребята не любят дружбы со сверстниками
и переживают, если друг заводит нового
друга. Любит игры, ответственно относится
к своей роли, к понятию справедливости.
Учитель для него авторитет.
4. От
10 до 13 лет, средний школьный
возраст. Для ребенка в этом возрасте
авторитет родителей уже ослабевает, возникает
критический взгляд на отношение к нему
родителей, легко сердится на братьев
и сестер.
Отношения
между мальчиками и девочками
становятся натянутыми, они держатся
отдельными группами, подвергая насмешкам
взаимные симпатии. Телевидение, пропаганда
секса особенно влияют на этот возраст.
Мальчики пытаются создать представление
о мужественности, девочки – о женственности.
Мальчики собирают порнографические картинки,
учатся ругаться, девочки пользуются косметикой.
5.
От 13 до 16 лет, подростковый
возраст. Это период между детством
и зрелостью. У подростка стремительно
меняется физиология, проявляются неловкость
в движениях, эмоциональная неуравновешенность,
повышенная рефлексия.
Они
неудовлетворенны собой, семьей, собственной
внешностью. Они недовольны школой, учебниками,
учителями, оценками, взрослыми, так как
они «нас не понимают», не доверяют родителям,
не признают их мнения.
Нравственность
современного подростка формируется в
период обострения проблем двух поколений,
несовместимости двух мировоззрений.
Существует
периодизация возрастного развития
личности:
- младенчество
– до 1 года, - раннее детство
– до 3 лет, - дошкольное
детство – от 3 до 6 лет, - младший школьный
возраст – 6- 10 лет, - средний школьный
возраст – 10 – 12 лет, - подростковый
период между детством – 12 – 14 лет, - ранний юношеский
– 15 – 17 лет, - юношеский
– 18 -23 года, - молодость
– 25 -30 лет, - ранняя зрелость
– 30 -40 лет, - поздняя зрелость
– 40 -55 лет, - пожилой возраст
– 55 -65 лет, - старость
– 65 – 70 лет - долгожители
70 – … лет.
Социализация
личности.
Социальное
становление личности – это процесс,
в течение которого человек осознает
себя в обществе как личность. Это происходит
в процессе воспитания, образования и
самовоспитания, когда человек самостоятельно
определяет для себя цели и достигает
их, когда, осознав чувство собственного
достоинства, он уверен в своем положении
в обществе. Социализация личности – это
ее язык и поведение в быту, собственность
к творчеству, восприятие культуры своего
народа.
Источник
Введение.
Человек становится
личностью только в процессе социализации,
т. е. общения, взаимодействия с другими
людьми. Вне человеческого общества
духовное, социальное, психическое
развитие происходить не может. Реальная
действительность, в условиях которой
происходит развитие человека, называется
средой. На формирование личности влияют
разнообразные внешние условия,
в том числе географические, социальные,
школьные, семейные. По интенсивности
контактов выделяется ближняя и
дальняя среда. Когда педагоги говорят
о влиянии среды, они имеют
в виду прежде всего среду социальную
и домашнюю. Первую относят к отдаленному
окружению, а вторую к ближайшему. В понятие
«социальная среда» входят такие общие
характеристики, как общественный строй,
система производственных отношений,
материальные условия жизни, характер
протекания производственных и социальных
процессов и некоторые другие. Ближняя
среда — это семья, родственники, друзья.
Каково же влияние
среды на формирование человека? Единства
в оценке влияния среды на развитие
человека пока нет. Огромную важность
среды признают педагоги всего мира.
Не совпадают взгляды при оценке
степени влияния среды. Как известно,
абстрактной среды не существует.
Есть конкретный общественный строй, конкретные
условия жизни человека, его семья,
школа, друзья. Естественно, человек
достигает более высокого уровня
развития там, где близкое и далекое
окружение предоставляет ему
наиболее благоприятные условия.
Огромное влияние
на развитие человека, особенно в детском
возрасте, оказывает домашняя среда.
В семье обычно проходят первые,
решающие для становления, развития
и формирования годы жизни человека.
Ребенок — обычно довольно точное
отражение той семьи, в которой
он растет и развивается. Семья во
многом определяет круг его интересов
и потребностей, взглядов и ценностных
ориентиров. Семья же предоставляет
и условия, в том числе материальные,
для развития природных задатков.
Нравственные и социальные качества
личности также закладываются в
семье.
Нынешняя семья
переживает не лучшие времена. Растёт
число разводов, неполных семей, растёт
и число социально обездоленных
детей. Кризис семьи, по мнению специалистов,
стал причиной многих негативных общественных
явлений, и прежде всего первопричиной
роста преступности среди несовершеннолетних.
Подростковая преступность в России
достигла угрожающих размеров. Значительное
число правонарушителей в стране совершается
подростками и молодыми людьми в возрасте
14-18 лет.
Школа, класс, друзья
— следующий концентр близкого окружения
подрастающего человека. Их влияние
на становление и развитие личности
весьма значительно. От силы, уровня и
качества воздействия зависит, каким
человек вырастет, носителем каких
ценностей он станет.
Что оказывает
большее влияние на развитие человека
— среда или наследственность?
Мнения специалистов по этому вопросу
разделились. Приверженцы так называемого
биогенного (биогенетического) направления
в педагогике безусловное предпочтение
отдают наследственности, а социогенного
(социогенетического, – социологизаторского)
— среде. Многие исследователи пытались
установить точные количественные пропорции
влияния среды и – наследственности на
развитие человека. Результаты очень противоречивы,
что свидетельствует лишь об одном: доля
участия исследуемых факторов в развитии
разных людей неодинакова. Влияние среды,
по оценкам представителей социогенного
направления, может достигать 90%; влияние
наследственности, считают сторонники
биогенного направления, отнюдь не менее
значимо: 80—90%. Большее доверие вызывают
взвешенные оценки, игнорирующие крайности.
Например, английский психолог Д. Шаттлеворт
(1935) к следующему заключению по поводу
влияния основных факторов на умственное
развитие: из факторов умственного развития
64% приходится
на наследственные влияния,
16% — на различия
в уровне семейной среды,
3% — на различия
в воспитании детей в той
же семье и
17% — на смешанные
факторы (взаимодействие наследственности
со средой).
Разумеется, наука
стремится к точности, это её цель.
Но вряд ли даже самые скрупулёзные
вычисления будут полностью соответствовать
действительности. Развивается каждый
человек по-своему, и «доля» влияния
наследственности и среды у каждого
своя. В каких пропорциях переплетутся
действующие причины, к какому результату
приведёт их взаимодействие, зависит
от многих случайных факторов, действия
которых ни учесть, ни измерить нельзя.
Влияние среды
на развитие ребенка с точки зрения
педагогики.
В педагогике социум,
социальная среда рассматриваются
прежде всего с точки зрения процесса
включения туда ребенка и интеграции через
ближайшую социальную среду в общество
в целом. С этой точки зрения важным становится
то, что отношения человека и внешних социальных
условий его жизни в социуме имеют характер
взаимодействия: человек в определенной
степени влияет на среду, изменяет ее,
но в то же время, и среда влияет на человека,
предъявляет ему свои требования. Отношение
среды к человеку определяется тем, насколько
его поведение соответствует ожиданиям
среды. Поведение же человека во многом
определяется тем, какую позицию он занимает
в обществе.
Их может быть
несколько одновременно и каждая
характеризуется определенными
правами и обязанностями, т. е. имеет
разный социальный статус.
Статусы бывают
врожденными (пол, национальность, место
рождения, фамилия и др.) и приобретенными
(достигнутыми благодаря собственным
усилиям).
Статус определяет
поведение личности в обществе, т.
е. человек ведет себя в соответствии
со своим статусом, по аналогии с
тем, как ведут себя в подобных
ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное
статусом человека, называется социальной
ролью.
Усвоение различных
социальных ролей является важнейшей
составляющей процесса социализации личности.
В процессе становления и развития
ребенок может осваивать как
позитивные социальные роли, так и
негативные. К позитивным относят роли
члена семьи, члена коллектива, потребителя,
гражданина и др. К негативным относятся
роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки
и т. д.
Освоение ребенком
механизма ролевого поведения обеспечивает
ему успешную включенность в социальные
отношения, поскольку дает возможность
приспосабливаться, адаптироваться к
каждой новой для него ситуации или
позиции на протяжении всей последующей
жизни. Этот процесс приспособления
индивида к условиям социальной среды
называется социальной адаптацией.
По мнению М.
А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко,
Б. П. Дьяконова, социальная адаптация
является непременным условием и результатом
успешной социализации ребенка, которая,
как известно, происходит в трех основных
сферах: деятельности, общении и сознании.
В сфере деятельности
у ребенка происходит расширение
видов деятельности, ориентация в
каждом виде, ее осмысление и освоение,
овладение соответствующими формами
и средствами деятельности.
В сфере общения
происходит расширение круга взаимодействия,
наполнение и углубление его содержания,
усвоение норм и правил поведения, принятых
в обществе, овладение различными
его формами, приемлемыми в социальном
окружении ребенка и в обществе
в целом.
В сфере сознания
— формирование образа «собственного
Я» как активного субъекта деятельности,
осмысление своей социальной принадлежности
и социальной роли, формирование самооценки.
В процессе социализации
у ребенка проявляется объективная
потребность человека быть «как все»,
параллельно с которой формируется
другая потребность — проявить себя,
свою индивидуальность. Ребенок начинает
искать способы и средства для
ее выражения, проявлять их, в результате
чего происходит его индивидуализация.
Таким образом,
социальное развитие ребенка, происходит
по двум взаимосвязанным направлениям:
социализации (овладения социокультурным
опытом, его присвоения) и индивидуализации
(приобретения самостоятельности, относительной
автономности).
Если при вхождении
ребенка в социум устанавливается
равновесие между процессами социализации
и индивидуализации, когда, с одной
стороны, он усваивает нормы и
правила поведения, принятые в данном
социуме, а с другой — вносит свой
значимый «вклад» в него, свою индивидуальность,
происходит интеграция ребенка в
социум.
Людьми родились,но
не стали
Сейчас мы перейдём
к грустным фактам. Они как бы
специально предоставляются нам
природой для выявления законов
человеческого развития. Сказка о
Маугли – не досужий вымысел от начала
до конца. Судя по фактам, зафиксированным
в истории человеческой цивилизации, эти
события могли иметь под собой реальную
почву. В старинных преданиях сохранилось
много рассказов о людях, вскормленных
и воспитанных животными. Что в них правда,
что вымысел – теперь уже, наверное, не
узнать. Основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные
волчицей, Маугли, воспитанный в звериной
стае, литовский мальчик, выросший в медвежьей
берлоге, о чем рассказывал Э. Кондильяк
ещё в 1754 г., вполне могли существовать.
Известно 15 случаев вскармливания человеческих
детёнышей волками,5 – медведями, один
случай – павианами, другими породами
обезьян – не менее 10. Один ребёнок был
вскормлен леопардом, один – овцой.
В 1920 г. в Индии
доктор Синг обнаружил в волчьем логове
вместе с выводком волчат 2 малышей. Это
были девочки ,одной из них было лет на
вид лет 7-8,другой-года два. Младшую девочку
назвали Амалой, старшую – Камалой.
Как ведёт себя
дикий зверь в городской квартире?
Точно так же поначалу вели себя
и вывезенные из джунглей дети. Ходили
и бегали они лишь на четвереньках,
причём только ночью. Днём спали, забившись
в угол и крепко прижавшись друг
к другу.
Младшая девочка
вскоре умерла, так ничему и не научившись,
старшая прожила около 10 лет.
Все эти годы
доктор Синг вёл подробный дневник наблюдений
за Камалой. Училась она с большим трудом.
Два года ушло на то, чтобы научить её стоять.
Через шесть лет Камала начала ходить,
но бегала по-прежнему только на четвереньках.
Четыре года ушло на заучивание первых
шести слов. Через семь лет лексикон девочки
расширился до 45 слов, а ещё через три года
– до ста. Дальше языковой прогресс не
пошёл. К этому времени Камала полюбила
общество людей, перестала бояться яркого
света, научилась есть руками и пить из
стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего
возраста, Камала по уровню своего развития
была как четырёхлетний, если не трёхлетний
ребёнок.
Вместо вывода
вчитаемся в слова Г. Итарда: «Появляясь
на земном шаре физически слабым и не обладая
врождёнными идеями, будучи не в состоянии
подчиняться основным законам своего
существования, определившим его главенствующее
положение во Вселенной, человек лишь
в обществе может добиться того исключительного
положения к которому его предназначила
сама природа. Не будь цивилизации, он
оказался бы одним из самых ничтожным
и неразумных животных…человек всегда
только то, что из него делает общество…»
Литература
1)
Дружинин В. А. Психология и
психодиагностика общих способностей.
– М.: Наука,1994.
2)
Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика:
учебно-методическое пособие/ Е.
А. Лобанова. – Балашов: Николаев,
2005. – 76 с.
3)
Петровский А. В. ,Ярошевский М. Г.
Основы теоретической психологии: учебное
пособие для ВУЗов – М.: Инфра-М,1998. 528с.
4)
Подласый И. П. Педагогика: Новый курс:
Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В
2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
– Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
КУБАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА.
Реферат
по дисциплине Социальная педагогика
на тему:
« Личность ребенка, зависимость
от среды».
Выполнила:
Студентка
2курса
Группы
10ПиПз1
Шмыга Алена.
Краснодар,2012г.
Содержание:
Источник