Либлинг развитие речи аутичного ребенка
анастасия сиротина
Развитие речи при раннем детском аутизме
Содержание:
1) Введение
2) Невербальная коммуникация
3) Особенности развития речи у детей с РДА
4) Основные этапы работы над речью у детей с РДА
5) Вывод
6) Список используемой литературы
Введение
Аутизм – психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения.Характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся и/или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты.
Современный этап развития теории и практики специальной психологии, коррекционной педагогики, нейропсихологии и общей психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей речевого развития детей с РДА, что имеет важное научно-практическое значение. Возрастает число детей с аутизмом.
Это вызывает необходимость изучения речевой деятельности детей не только до, но и в процессе их обучения и воспитания, определение микропрограмм логопедического воздействия для каждого отдельного случая.
Одним из основных нарушений при аутических расстройствах является нарушение развития речи. Спектр речевых расстройств детей с аутизмом очень широк варьирует от полного мутизма до опережающего (по сравнению с нормой) развития.
В связи с выше сказанным,целями нашей работы является: изучение особенностей невербальной коммуникации детей с РДА, изучение специфичных для аутизма особенностей речи, изучение основных этапов работы над речью у детей с РДА.
Невербальная коммуникация
Наблюдения над здоровыми младенцами обнаруживают связь между специфическими движениями рук, направлением взора, вокализацией и лицевой экспрессией. Многие исследователи раннего возраста указывают на то, что махание, растопыривание пальцев, хватание, а также положение кисти, аналогичное указательному жесту и др. активно появляются задолго до того, как аналогичные движения будут использоваться ребенком с целью общения. Тем не менее уже в возрасте 9-15 недель активность рук в определенной последовательности связана с поведенческими реакциями.Например: указательная поза до или после вокализации при взаимодействии лицо в лицо с матерью, сжимание кисти во время вокализации, растопыривание пальцев в те моменты, когда младенец отводит взгляд от ее лица. Появление таких двигательных актов на ранних этапах развития, необходимо для того, чтобы в более позднем возрасте те же самые реакции были реорганизованы и могли быть использованы для обслуживания функций речи. Действительно, результаты экспериментальных исследований здоровых детей показывают связь развития жестов с уровнем развития речи.
Очевидно, что в тех случаях, когда отсутствует гуление и ограничены возможности глазного контакта, что характерно для аутизма, этот подготовительный этап будет протекать аномально, а это не может не сказаться на развитии целого ряда психических функций. Действительно, в более старшем возрасте обнаруживаются явные трудности невербальной коммуникации,а именно: использование жестов, мимической экспрессии, движений тела. Очень часто отсутствует указательный жест. Ребенок берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет.
Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей наблюдается с самого рождения. В анамнезе у большинства детей отмечается слабая выраженность голосовых реакций на первом году жизни. Как правило, отсутствуют певучее гуление, активный лепет, дети не используют лепет и жест как средство коммуникации. Отсутствует интонационная выразительность голосовых реакций, интонационно-мелодическая имитация простой фразы, не бывает попыток произнести вслед за взрослым звук или слог, к концу года не появляются такие типичные для здорового ребенка слова, как мама, баба. Дети с аутизмом обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего. Что делает здоровый ребенок первого года жизни.
Речевые расстройства наиболее отчетливо видны после 3 лет. Некоторые больные остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она остается аномальной. В отличие от здоровых детей наблюдается тенденция повторять одни и те же фразы, а не конструировать оригинальные высказывания. Типичны отсроченные или непосредственные эхолалии. Выраженные стереотипии и тенденция к эхолалиям приводят к специфическим грамматическим феноменам. Личные местоимения повторяются так же, как слышатся, длительное время отсутствуют такие ответы, как “да” или “нет”. В речи таких детей не редки перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций. речь ранний детский аутизм
Возможности понимания речи также ограничены у детей с аутизмом. В возрасте около 1-го года, когда здоровые дети любят слушать, как с ними разговаривают, дети-аутисты обращают внимание на речь не больше, чем на любые другие шумы. В течение длительного времени ребенок не в состоянии выполнять простые инструкции, не реагирует на свое имя.
В то же время некоторые дети, страдающие аутизмом, демонстрируют раннее и бурное развитие речи. Они с удовольствием слушают, когда им читают, запоминают длинные куски текста практически дословно, их речь производит впечатление недетской благодаря использованию большого количества выражений, присущих речи взрослых. Однако возможности вести продуктивный диалог остаются ограниченными. Понимание речи во многом затруднено и из-за трудностей понимания переносного смысла, подтекста, метафор. Такие особенности речевого развития в большей степени характерно для детей с синдромом Аспергера.
Особенности интонационной стороны речи также отличает этих детей. Часто они затрудняются в контролировании громкости голоса, речь воспринимается окружающими как “деревянная”, “скучная”, “механическая”. Нарушены тон и ритм речи.
Особенности развития речи у детей с РДА
Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения “Я” и других личных местоимений в первом лице.
Характерной для всех вариантов речевого развития при аутизме является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству, “неологизмам”. Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.
При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение отдельными речевыми формами, постоянная игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, коверканье слов, декламация стихов наизусть “километрами”. Но для дела используется только скудный набор речевых штампов.
Таким образом, то, что в норме является основой организации речевого взаимодействия, для детей с аутизмом становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции – мы не видим активного словотворчества, свободной игры с речевыми формами. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия, позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатления.
У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи.
Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка. Коррекционная работа по развитию речи трудна, требует большого напряжения и может растягиваться на годы.
Основные этапы работы над речью у детей с РДА
Основные задачи этой работы представляются следующими:
– дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;
– установление эмоционального контакта с ребенком;
– активизация речевой деятельности;
– формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;
– развитие речи в обучающей ситуации.
Основные этапы работы над речью у детей с РДА
Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, чьи вокализации проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м», должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее мы приступим к обучению чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии, наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Но глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к воспитанию понимания ребенком обращенной к нему речи и развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходимы особые предварительные этапы работы.
1. Первичный контакт
На этом этапе определяются средства, способные привлечь внимание ребенка (вестибулярные – раскачивание на качелях, тактильные – щекотка, сенсорные – трещотки, пищевые). Выбираются те из них, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на занятиях.
2. Первичные учебные навыки
На данном этапе у ребенка стараемся выработать необходимые учебные стереотипы (подготовленный к работе материал кладется слева от ребенка, выполненное задание – справа.) На первых порах ребенку предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание.На этом этапе используется минимальное количество речевых инструкций: «Возьми», «Положи».
3. Работа над указательным жестом и жестами «да», «нет».
Спонтанное применение жестов «да», «нет» и указательного жеста детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма, может возникнуть к 7-8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет общение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми.
4. Обучение чтению.
Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:
1. аналитико-синтетическое чтение;
2. послоговое чтение;
3. глобальное чтение.
Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.
Вывод
Говоря о речевой характеристике детей с аутизмом в целом, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных для отдельных вариантов, имеются и общие, специфичные для аутизма особенности.
Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития.
Характерной для всех вариантов речевого развития при аутизме является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству, “неологизмам”. Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Важно выяснить,с чем они связаны: с малой речевой практикой и недостаточной психической активностью, с недоразвитием фонематического слуха или другой неврологической патологией.
Таким образом, то, что в норме является основой организации речевого взаимодействия, для детей с аутизмом становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции – мы не видим активного словотворчества, свободной игры с речевыми формами. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия, позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатлении.
Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, начинаться с раннего возраста и проводится с учетом состояния речевого развития детей с РДА.
Важнейшими задачами логопедической работы с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, является адаптация в домашних условиях, формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа.
Список используемой литературы
1. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р., и др.Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989. с. 95-98.
2. Мастюкова Е. М., Ульянова Р. К. Особенности речевого развития у детей с ранним детским аутизмом, проявляющимся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС//Дефектология, 1990. №5 с. 66-71.
3. Морозова Т. И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме//Дефектология, 1990. №5. с. 59-66.
4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2000. с. 15, 336-339.
5. Румянцева О. А., Старосельская H. E. Начальный этап коррекционной работы с неговорящими детьми // Диагностика и коррекция речевых нарушений. СПб., 1997. с. 42-48.
6. Интернет-центр психлолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ. https://www.autismhelp.ru/ob-autizme/osobennosti-razvitiya-rechevoy-sfery/.
Источник
Все мы хотим, чтобы ребенок заговорил, но перед этим необходимо научить ребенка понимаю речи, нужно, чтобы Ваш ребенок понимал, что Вы от него хотите, что каждый предмет, действие имеет свое название. Именно с пониманием речи у аутистов возникают трудности, многие родители говорят, что:
Вот он такой не послушный, не выполняет моих команд.
Скорее всего ребенок не непослушный, а он просто не понимает, что Вы ему говорите, поэтому над пониманием речи необходимо работать.
Сегодня я опишу свой опыт того, как я учила ребенку понимать речь. Но следует помнить, что все дети разные и аутичные ребята не являются исключением.
Занятия над пониманием речи
Итак, что у нас было примерно в 1,3 года, сын понимал, что я мама, я научила его откликаться на имя ( он знал, что он Коля), мог показать пальцем по просьбе, понимал ещё что-то ситуативно. Пожалуй и все, больше он ничего не выполнял, никаких звуковых команд, то есть, если я скажу ребенку:
Пойдем кушать или гулять – реакции ноль, но если я покажу ему ложку или курточку, он понимал, то есть он соотносил предметы и действия (понимал ситуативно) и это уже было не плохо.
От этого и стала плясать, мои длинные предложения приобрели такую форму
“Гулять” и я показывала ему курточку, “кушать” и я показывала ему ложку, “спать” и я показывала ему на кровать.
Очень важно запомнить, что комментарий должен быть привязан к тому, что он знает, видел или на чем заострил свое внимание (опыт), то есть он знает, что значит кровать (на ней спят) и Вы произнося “спать” показываете на кровать. Потом Вы просто говорите команду и убирает указательный жест. Еще это правило можно применять, например, в занятиях:
Ребенок любит смотреть на лампочки, рисуем лампочки и говорим ему – это “лампочка”. При этом можно эмоционально окрашивать свою речь: Яркая лампочка, красивая лампочка!”, не забываем про положительные эмоции.
Бессмысленная активность ребенка должна насытиться смыслом. Например: ребенок сидит и раскачивается, а Вы ему говорите: “Чух, чух – поезд едет”, ребенок включает и выключает свет, говорим, что он мастер- ответственный за работу лампочек, ребенок прыгает – ты зайчик, вот так прыгают зайчики.”
Комментируем все свои и его действия, постоянно, чтобы он понял.
Объясняем и комментируем человеческие чувства, отношения, эмоции, именно то, что ребенок с аутизмом обычно не может понять и это его пугает.Так же обязательно комментируем чувства самого ребенка, например: бабушка приходит в гости, внук рад, прыгает и визжит, комментируем: “Ты рад и весел от того, что встретился с бабушкой.”
Эти все действия мы проводим с ребенком вне занятий, в обычной жизни, постоянно.
Упражнения для понимания речи
Так же я учила ребенка пониманию речи и на занятиях ава-терапией, потому что, чтобы ребенок выполнял инструкцию, он должен ее понимать.
“Дай шарик”
учим выполнять просьбу дай, для этого применяем сначала полную физическую подсказку, постепенно ослабевая ее, оставляем только устную. Тоже самое и со словом “шарик”, учим сначала что такое шарик, с подсказками, а потом уже соединяем инструкцию воедино и просим выполнить ее. Все верные действия поощряем, закрепляем и переносим в жизнь, то есть теперь вы можете вне занятия попросить ребёнка принести шарик.
Пособия для занятий
Чтение книг и занятия по книгам так же способствуют понимаю речи. Книги лучше выбирать с крупными и яркими картинками, они могут заинтересовать ребенка. При чтении показываем героев: “Катится колобок”, указываем пальцем на колобка, “на встречу ему лиса”, показываем лису пальцем. Если ребенок заинтересуется, можно внимательней рассмотреть картинку и найти на ней еще какие-то предметы, озвучить ему их.
Еще я занималась с сыном по вот таким пособиям, мне они понравились больше всех, по ним можно составить план занятий и посмотреть знания ребенка, и понять чему же учить.
Затерты до дыр.
Пример заданий.
Так же эти пособия соответствуют ФГОС и разделены на возраст. Мы сначала занимались с года до двух, было само пособие, потом я купила тесты к нему (не могу найти его в данный момент, чтобы показать ). Сейчас занимаемся по пособию с двух до трёх лет (также есть книжка-пособие и тесты). Именно их я очень советую для домашних занятий. Кстати, серия очень хорошая, есть много разных вариантов, то есть можно подтянуть какую то одну область, где у ребёнка возникают трудности.
Серия с двух до трёх лет.
Ещё очень советую вот это пособие, тоже много что полезного из него почерпнула.
Тесты на развитие речи
Это самая первая страница, то есть начинаем с понимания речи.
Вот так постепенно, а главное постоянно я учила своего сына понимать речь и понимание пришло: по тихоньку и постепенно, я могу с уверенностью сказать, что к двум годам сын стал понимать речь очень хорошо, а первые результаты я заметила уже после месяца плодотворной работы. Рассказывайте свои способы, делитесь ими в комментариях, они могут пригодиться читателям.
———
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если статья была Вам полезна! Спасибо, что читаете!
Источник