Левша или правша развитие ребенка
07 июня 2018
Аверьянова Света
Дети-левши обладают отличным музыкальным слухом, проявляют уникальные способности к решению нестандартных задач, тянутся к разным видам изобразительного искусства, но развитие речи иногда задерживается. Родители опасаются, не опасно ли быть левшой в современном мире, не скажется ли это на обучении в садике и школе.
Даже в наш прогрессивный век письмо левой рукой все еще вызывает эмоциональный отклик в обществе. Как поступать родителям с необычным ребенком, нужно ли переучивать левшу и чего с ним делать нельзя? На эти вопросы наука давно нашла ответы.
Причины рождения левшей
От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.
Это интересно! Феномен встречается и у других видов. Собаки-левши, например, с бОльшим удовольствием осваивают цирковые трюки и поисковую работу, нежели общий курс дрессировки.
За латеральность отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест-на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие. Отсюда и синоним – правополушарность.
Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.
От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили. Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:
- До рождения: генетический фактор.
Правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.
- При рождении: травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.
- После рождения: фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.
Левшество и леворукость
Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.
Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.
Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.
Это интересно! Предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую.
Как определить левша или правша ребенок
Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями.
Этот феномен носит имя амбидекстрия.
Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.
Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:
- перемещает подвижную игрушку;
- складывает пирамидку;
- указывает на что-то;
- собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
- держит столовый прибор;
- чистит зубы;
- откручивает крышечки;
- подметает или вытирает поверхность;
- расчесывается;
- рисует и пишет.
Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.
Для справки! Доктор Комаровский советует тестировать левшество по признакам левоногости, функциям зрения и слуха. Скрытого левшу помогают выявить функциональные пробы.
Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:
- Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
- Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
- Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.
- Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач незаурядны.
- Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
- Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх — низ».
- Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
- Эмоциональность выше и развивается активнее.
Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга. Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:
- подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
- выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
- стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
- значительное отставание в развитии речи и психических функций;
- различные формы дислексии у детей старше 4 лет.
Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.
Нужно ли переучивать
Окружающие всегда задевают главный родительский нерв: надо во что бы то ни стало учить ребенка писать правой рукой! Будет ли ребенку удобно жить в мире правшей, зависит от того, как родители отнесутся к нормальной особенности своего чада.
Нет ничего дурного в том, чтобы держать столовые приборы или письменные принадлежности в другой руке.
Если ребенок вырастет с уверенностью, что он такой же, как все, у него не возникнет трудностей в спорте, быту или вождении автомобиля.
Важно! Современный взгляд на леворукость таков: если начать переучивать истинного левшу, то это нарушит психологическое равновесие ребенка.
Давление праворуких правил требует от ребенка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно — на адаптацию к окружающему миру.
Важно последовательно формировать у ребенка уверенность в себе. Он не должен стесняться своей уникальности. Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом.
В большинстве случаев природа мудрее, и переучивать левшу как минимум некорректно:
- Организм генетического левши изначально устроен так, чтобы работать зеркально. Переучивание приведет к появлению неврозов и навязчивых состояний у ребенка, который и без того живет по не совсем обычным правилам.
- Переучивание компенсаторного левши – вторжение в естественный процесс реабилитации и адаптации психики и физиологии маленького человечка, который родился генетически праворуким. Он вынужден прикладывать усилия, чтобы достичь комфорта после травмы. Зачем же идти против этого?
Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий.
Если генетически праворукий ребенок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует. Такая тренировка помогает открывать небывалые возможности мозга. Левополушарные дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.
Последствиями переучивания левши могут быть:
- невротического характера энурез;
- двигательные расстройства;
- нарушения сна;
- утомляемость;
- тики;
- сбои аппетита и пищеварения;
- заикание;
- низкая адаптация;
- нарушения внимания и памяти;
- снижение воли;
- колебания веса;
- головокружения и боль;
- нарушения эмоциональности.
Это лишь часть возможных последствий того, что родители и педагоги попытаются подогнать ребенка-левшу под общепринятые стандарты.
Посмотрите сюжет, в котором подробно и интересно рассказывается об особенностях развития ребенка-левши.
Особенности воспитания
Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:
- Предупреждать об особенности всех специалистов, работающих с малышом. Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не выделяя его в коллективе.
- Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.
- Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму. Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.
- Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения. Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.
- Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.
Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:
- указаний на леворукость в негативном смысле;
- упреков в ленивости и медлительности;
- выражения гнева;
- крика, замечаний, наказаний, нотаций.
Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.
Обучение письму и чтению
В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.
На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.
Важно! Не следует отдавать ребенка в спецгруппу или водить на индивидуальные занятия. Самый важный навык – умение общаться и учиться с праворукими детьми на равных, а вовсе не красиво писать.
- Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону.
- При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон, прерывистое начертание знаков, искажение почерка.
- Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования.
- Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.
- Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма.
При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.
Развитие двигательных навыков
Как и в овладении чтением, лучше разбить двигательный навык на последовательность простых действий. Когда каждое из них будет освоено, останется лишь соединить их. Начните с освоения бытовых навыков, например ножниц. В спортивных тренировках можно использовать наглядные изображения, последовательные фото, видеоролики.
Развитие творческих способностей
При всей креативности мышления левшам не хватает умения прорабатывать детали. Они склонны воспринимать цельный образ или выхватывать какую-то значимую часть из контекста. Типичная поделка из пластилина у такого ребенка обладает очень простыми формами, но очень ярким характером.
Неправильно было бы говорить малышу, что его творчество какое-то не такое. Он — художник, он так видит. Но вот подводить научную основу под живопись или архитектуру — необходимо.
Советы родителям
Не стремитесь считать чадо особенным. Не сравнивайте его с другими. Гораздо лучше, если дошкольник будет здраво относиться к своим характеристикам и научится адекватно оценивать прогресс в учении. Как этого добиться:
- дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его;
- сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом: что стало лучше;
- разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой;
- упражнять навыки мелкой и крупной моторики, развивать личные способности и таланты, а не пытаться «догнать» правшей;
- обучать навыкам в конкретных ситуациях;
- вовремя поощрять, не предъявляя слишком высоких требований;
- организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии;
- оставаться чутким воспитателем всегда, проявлять доброжелательность и участие.
Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши — упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.
Великие и известные люди
Для повышения самооценки у ребенка приводите в пример известных людей, обладавших той же особенностью. Чтобы улучшить достижения в определенной области, выбирайте соответствующих великих личностей. Например, для малыша-музыканта лучшим примером послужит Бетховен или Бах, а юного шахматиста вдохновит Эйнштейн.
Среди великих правополушарных имен можно найти кого угодно: президентов и правителей (Билл Клинтон, Юлий Цезарь, Александр Македонский), ученых (да Винчи, Иван Петрович Павлов), художников (Микеланджело, Пикассо).
13 удивительных фактов о левшах
Хотите еще немного поддержать своего ребенка? Используйте факты о левшах как бы между прочим. Вот несколько примеров:
- Хоть мы и говорим о генетическом факторе, существование гена леворукости пока не подтверждено, как и сцепленность этого гена с полом. Но среди мужчин левшей больше.
- Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.
- Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.
- Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.
- В Древнем Риме рабов-левшей считали скидочным товаром.
- Все попугаи какаду – леволапые. Гориллы делятся на левшей и правшей поровну.
- Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.
- Улитки наращивают раковину с правым или левым направлением. Левосторонних намного меньше.
- Если сложить пальцы в замок, то можно определить свою латеральность. У левшей большой палец левой руки оказывается сверху. Статистика этого теста не одинакова для разных частей света.
- Примерно четверть людей путает направления вправо и влево.
- Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.
- Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.
- Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.
Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее. Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов. Специфика воспитания, обучения и ежедневного общения с ребенком-левшой сводится в итоге лишь к пониманию того, что его особенность – не патология, не заболевание и не отклонение.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/rebenok_levsha.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Источник
Часто родители, увидев, что малыш делает что-либо левой рукой, тут же одергивают его, ругают и переучивают. В сознании многих леворукость ассоциируется трудностями в обучении, плохим почерком или даже с болезнью. Однако психологами давно доказано, что левшество – это врожденная особенность человека, которая мало влияет на его успешность в будущем. В свою очередь переучивание ребенка часто приводит к серьезным проблемам. Давайте разберемся, что же такое леворукость и праворукость, как определить ведущую руку малыша и в чем особенности обучения левшей и правшей.
Левши и правши: как мы ими становимся
Долгое время ученые пытались понять, почему некоторые из нас хорошо владеют левой рукой, а кто-то правой (если и те, кто с детства одинаково владеют обеими руками). Только в конце 20 века удалось установить связь между работой мозга и телом: полушария головного мозга управляют противоположными частями тела. У леворуких людей доминирует правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество, креативность и интуицию. У правшей, наоборот, доминирует левое полушарие мозга, отвечающее за логику.
Примерно 10% всех людей на планете составляют левши. Уже в детстве они практически все делают левой рукой: берут ложку, пишут, держат игрушки, вырезают и т.д.
У переученных людей леворукость может проявиться в стрессовой ситуации, где необходимо быстрое вмешательство. Например, если такой человек увидит, что падает ваза, скорее всего, он рефлекторно попытается поймать ее именно левой рукой.
В каком возрасте начинает проявляться леворукость?
В раннем возрасте у детей обычно одинаково активны обе руки. Также нередки случаи, когда в возрасте 2-4 лет малыш сначала некоторый период времени больше использует правую руку, а потом какое-то время – левую. Такая смена связана с развитием ребенка и формированием его мозга. Исследования показали, что леворукость или праворукость формируется у ребенка к 4-5 годам. Именно в этом возрасте целесообразно обращать особое внимание на то, как кроха орудует своими руками, чтобы правильно подойти к подготовке ребенка к школе.
Тесты на определение ведущей руки ребенка
Обычно, чтобы понять, левша или правша ребенок, достаточно понаблюдать за ним во время игры, рисования и письма, а также приема пищи. Кроме этого существует ряд тестов на определение ведущей руки малыша.
Задания на определения ведущей руки должны быть преподнесены исключительно в игровой форме. Создайте благоприятную для малыша атмосферу и следите, чтобы ребенок не переутомлялся, иначе результаты тестирования могут быть неверными.
Вот какие задания можно дать малышу, чтобы определить правша он или левша:
Мелкая моторика:
- Открутить крышки у бутылок;
- Распутать узелки на веревке;
- Порезать бумагу ножницами;
- Намотать нитку на катушку;
- Нанизать бусинки на шнурок.
Крупная моторика:
- Поймать мяч одной рукой;
- Скрестить руки на груди (кисть ведущий руки обычно находится сверху).
Повседневная жизнь:
- Почистить зубы;
- Полить цветы;
- Застегнуть молнию;
- Помыть посуду.
Результаты тестирования будут гораздо точнее, если ориентироваться на те действия, которые ребенок ранее никогда не выполнял.
В чем особенность левшей?
Многие левши гордятся своей уникальностью – и не зря. Так как у левшей лучше развито правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, из них получаются замечательные художники, музыканты, писатели. Эти люди отличаются развитой фантазией и креативностью, которая помогает им находить нестандартные решения в трудных ситуациях. Кроме того у леворуких людей хорошо развито пространственное мышление и память. Многие левши становятся отличными спортсменами, ведь соперникам бывает непросто предугадать их действия (особенно в боксе, фехтовании, теннисе). В характере левшей часто присутствуют такие черты, как эмоциональность, импульсивность и ранимость, они любят находиться в центре внимания.
Рекомендации родителям левши
В детском саду и школе у леворуких детей бывают проблемы. Но зная, как найти подход к ребенку и помочь ему, можно легко преодолеть все трудности. Вот некоторые советы для родителей левшей.
- Не переучивайте малыша, так как это может отбить у ребенка всякое желание учиться.
- Воспринимайте левшество как особенность и уникальность, а не как что-то неправильное. Донесите это и до ребенка.
- Обсудите Ваше отношение к ситуации с педагогом, очень важно, чтобы в школе или саду ребенка не заставляли писать правой рукой.
- Если учитель снижает оценку из-за плохого почерка или наклона букв, обязательно побеседуйте с ним или директором.
- Приобретите для ребенка канцелярские принадлежности для левшей (ножницы, ручки, линейки и т.д.). Чтобы малыш при письме не размазывал чернила рукой, можно купить специальную ручку со стойкими чернилами.
- При нападках на ребенка со стороны сверстников, объясните ему, как он может постоять за себя. Установите с ним доверительные отношения, больше общайтесь.
Выводы
Для того чтобы правильно подойти к процессу подготовки ребенка к школе, необходимо знать, какая рука у него ведущая. Существует множество способов определить, левша или правша Ваш ребенок. Если вы заметили, что малыш чаще пользует левой рукой, чем правой, не стоит воспринимать это как его недостаток. Только от Вас зависит, будет ли Ваш ребенок активно развиваться в соответствии со своими особенностями или же превратиться в правшу с множеством комплексов и неврозов. Помогите малышу принять свою уникальность и любите его таким, какой он есть.
Заключение
В детском Монтессори-центре «Созвездие» бережно относятся к личности ребенка и его индивидуальным особенностям. Профессиональные педагоги помогут Вашему малышу гармонично и активно развиваться и раскрыть свой творческий потенциал. Мы открыты для Вас!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Источник